Когда они начали созидать и распространять Церковь Христову: Павел еще был ея гонителем и разрушителем. Как же случилось, что столь далеко, по видимому, отставший от сонма верховных Апостолов, приемлет ныне от Церкви честь, не только равную с верховными, но и преимущественную, вместе с первоверховным из них? Посмотрим, нет ли способа сблизить сих двух мужей, и уразуметь помышление Церкви, которая соединяет их в настоящем праздновании. Нет нужды пространно изъяснять, или доказывать, что Апостольство Павла столь же величественно и Божественно по своему началу, как Апостольство Петра и прочих Апостолов. Довольно для сего сказать, что Призвавший Петра и прочих к Апостольству во время пребывания Своего на земли, – Сам призвал к тому же Павла, преклонясь к нему из отверстых небес. «Павел Апостол, ни от человек, ни человеком, но Иисус Христом и Богом Отцем», или как еще он изъясняется, «явлением Иисус Христовым» ( Гaл. I, 1, 12 ). Если велик тот, кто из глубокаго неведения в краткое время восходит к высокой и Божественной мудрости: менее ли велик и тот, кто из смертельной вражды против Божественной истины вдруг прелагается в любовь к ней, также, яко смерть, крепку? Вчера рыбарь; а ныне первый и единственный Богослов: «Ты еси», говорит, «Христос Сын Бога живаго» ( Мф. 16:16 ) 272 : вот величие Петра! Вчера гонитель Христов, а ныне Апостол Христов; – «гоняй нас иногда, – говорят верные, – ныне проповедует веру, юже иногда разрушаше» ( Гал. 1:23 ): – вот величие Павла! Если верховность духа Петрова над прочими Апостолами видна в том, что он некогда утвердил братию свою, поколебавшуюся в вере: не также ли видна верховность духа Павлова над самим Петром, когда Павел приметил непримеченный Петром соблазн, предстоящий Церкви, по причине его устранения от верующих из язычников, в угождение верующим из Иудеев, и исправил в сем случае действия Петровы? «Егда», говорит, «прииде Петр во Антиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе» ( Гaл. II, 11 ). Если Апостольское действование 273 Петра является преимущественно великим в том, что как между Иудеями, так и между язычниками, он полагает первыя основания Церкви Христовы; чрез него наипаче, как чрез сильнейшее орудие благодати, собор Апостольский действует из Иерусалима не только на все Церкви Палестинския, но и на многия другия: не обширнее ли еще область Апостольства Павлова, простирающаяся от Иерусалима и Сирии до Македонии, до Греции, до Иллирика, от Антиохии до Рима, и, может быть, до Испании, при том так, что и он большею частию «не на чужем основании созидал» ( Puм. XV, 20 ), но проповедывал там, где до него не было произносимо имя Христово? Посмотрите, как сии, без войска и без оружия всемирные завоеватели, делят между собою народы, не уступая друг другу, не в том, кому более владеть вселенною, но кому более страдать за спасение вселенныя: «уверено ми бысть», сказует Павел, «благовестие необрезания», то есть язычников, «якоже Петру обрезания» ( Гaл. II, 7 ), то есть Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Если схематично охарактеризовать их подходы, то первые , в основной своей массе, пытаются вывести из этого стиха и следующего за ним (стиха 19) тезис о факте установления здесь лидерского служения-должности Петра среди апостолов, а значит и среди всех верующих, являющихся членами всемирной христианской Церкви; об этом говорит личное измерение «обещания» Иисуса и указание на базовый характер служения для Церкви, то есть что Церковь и её созидание невозможны без данного служения Петра . Сторонники второго подхода, не отрицая личной одарённости и выдающегося положения Петра в раннем христианстве в целом и в понимании автора Мф в частности, подчёркивают его равенство с другими членами корпорации Двенадцати; указывая же на парадигматический образ Двенадцати (а значит и Петра ), последние, в отличие от первых, настаивают на том, что речь в этом стихе идёт обо всяком подлинном последователе Иисуса, получающем, подобно Петру, откровение о статусе Иисуса и понимающем стратегию деятельности Иисуса с тем, чтобы воплощать её в жизнь . Видимо, отчасти правы и те, и другие. Однако необходимо внести некоторые корректировки в эти позиции и свести их воедино для более синтетической и полной интерпретации. Учитывая форму будущего времени использующихся в стихе 18 глаголов («создам», «не одолеют»), здесь, скорее всего, необходимо видеть выражение того ретроспективного взгляда на Петра, согласно которому именно его пророческая харизма и его уникальное личное рвение и доверительные отношения с Иисусом, как повествуется в Евангелии, стали залогом правильного понимания (а) личности и (б) стратегии деятельности своего Учителя и Лидера (при этом (а) совершенно неотрывно от (б)). Это, в свою очередь, и сделало Петра столь авторитетным для автора Мф , его первых читателей и многих других христиан. Относительно (а) нужно сказать следующее: выраженное в керигме понимание личности Иисуса, нужно, вероятно, рассматривать как синтез двух христологических традиций, произведенный автором Мф , - иудеохристианской (титул «Христос») и христианско-эллинистической (титул «Сын Бога») .

http://bogoslov.ru/article/947840

Жизнь Петра на определенных отрезках времени хорошо документирована, и именно эти отрезки станут объектом нашего преимущественного внимания: образ первоверховного апостола восстанавливается по ним с достаточной полнотой. Что же касается других периодов его жизни, то сведения о них нам придется собирать по крупицам. Глава 1. Петр в Евангелиях Петр – наиболее часто упоминаемый из апостолов на страницах всех четырех Евангелий. В общей сложности он упоминается в Евангелиях под разными именами (Петр, Симон, Кифа) 110 раз, из них 75 – у синоптиков и 35 – у Иоанна 1 . Линия взаимоотношений между Иисусом и Петром проходит через все евангельские повествования: от первых рассказов о призвании учеников до истории отречения Петра и прощения его воскресшим Иисусом. Раннехристианские источники единодушно свидетельствуют о том, что именно воспоминания Петра легли в основу Евангелия от Марка. Во II веке Ириней Лионский пишет: Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия, в то время как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь . После их отшествия Марк, ученик и переводчик Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие 2 . Говоря о роли Петра в формировании Евангелия от Марка, Евсевий приводит слова Папия Иерапольского , жившего во II веке: Марк, став переводчиком Петра, аккуратно записал все, что делал или говорил Господь, как запомнил, но не по порядку, ибо сам не слышал Христа и не ходил с Ним. Позднее он сопровождал Петра, который говорил, сообразуясь с обстоятельствами, а не излагая слова Господа по порядку. Поэтому Марк нисколько не погрешил в том, что записал все, как запомнил. Он заботился только об одном: как бы не пропустить или не исказить ничего из того, что он слышал 3 . Другое свидетельство, приводимое Евсевием, принадлежит Клименту Александрийскому , жившему на рубеже II и III веков: Петр, будучи в Риме и проповедуя Христово учение, излагал, исполнившись Духа, то, что содержится в Евангелии. Слушавшие – а их было много – убедили Марка, как давнего Петрова спутника, помнившего все, что тот говорил, записать его слова. Марк так и сделал и вручил это Евангелие просившим. Петр, узнав об этом, не запретил Марку, но и не поощрил его 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Первый же текст праздника говорит нам об этом (1-я стихира на Господи, воззвах на велицей вечерне): «Киими похвальными венцы увязем Петра и Павла, разделенныя телесы и совокупленныя духом…» Один — из первых апостолов, кто был «самовидцем Слова и слугой», другой — гонитель, обратившийся сверхъестественным и чудесным образом. «Разделенныя телесы», не так уж много времени при жизни они провели вместе, а вот празднуют им вместе, и на иконе они изображаются вместе, «совокупленныя духом». Это единство явлено нам и в богослужении. То, что для нас звучит затерто и привычно: Петр и Павел, храм Петра и Павла, Петропавловская крепость — мы должны почувствовать более остро, помнить, что это единство, «совокупление духом», далось не просто, в результате преодоления многих земных условностей и разделений. Есть и попразднство у этого праздника: на следующий день после памяти Петра и Павла празднуется собор 12 апостолов. Мария Красовицкая «Литургическое богословие»   Шиманский «Литургика» «Через неделю после Пятидесятницы — с понедельника после Недели Всех святых — начинается пост Апостольский, называемый также Петровым постом, который установлен перед праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). Это пост установлен Церковью для подражания примеру апостолов, которые по принятии даров Святого Духа постом и молитвой приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия (Деян. 13:2-3.), а также чтобы подвигом поста соделать и нас достойными сообщенных нам даров Святого Духа и утвердить в нас эти благодатные дары. О посте через Неделю после Пятидесятницы упоминается в «Апостольских Постановлениях». Продолжительность поста бывает различной. В зависимости от того, когда случится Пасха, этот пост бывает длиннее или короче. При наибольшей продолжительности этот пост имеет шесть недель; при наименьшей — неделю с одним днем (начало Петрова поста бывает в промежутке от 18 мая до 21 июня ст. ст.). По определению Всероссийского Поместного Собора 1917—1918 гг. в Петров, Успенский и Рождественский посты, в дни, не отмеченные в Уставе никаким праздником (до службы «на 6» включительно), — поется «Аллилуиа» с поклонами и молитвой святого Ефрема Сирина, как указано в 9 главе Типикона в последовании перед 15 ноября.

http://predanie.ru/tema/petrov-post/

Ради Христа, говорит тот же Апостол, «я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» (Флп. 3, 8). «Для меня жизнь — Христос, — говорит апостол Павел, — и смерть — приобретение» (Флп. 1, 21). Он окончил свою жизнь мученической кончиной: он был обезглавлен мечом в Риме. Вот за эти труды и страдания Святая Церковь и почтила апостолов Петра и Павла названием «Первоверховные». Какой же урок и какое назидание извлечем мы из жизни святых апостолов Петра и Павла, этих великих тружеников на ниве Христовой? Отцы, братья и сестры! Каждый из нас, рождаясь в жизнь земную, получает от Господа наследие — ту ниву, возделывать которую он призван. Нива — душа наша; жизнь земная — срок для ее обработки. Хозяин нашей души и жизни — Господь, Которому мы и должны будем дать ответ в своей деятельности. Отсюда наша первая и непременная обязанность — заботиться о своей ниве, о душе, о ее спасении. У кого же мы должны учиться этому, как не у тех же святых апостолов, величайших тружеников, которые всю свою земную жизнь посвятили на возделывание нивы Христовой? Жизнь этих святых апостолов дает нам не только спасительный пример, но и указывает сам путь спасения. Святые апостолы в своих сердцах имели твердую веру и любовь к Тому, Кто послал их на это великое дело. Подражая их житию, христианин также должен иметь крепкую веру и любовь к Тому, Чье имя проповедовали святые апостолы. Вера должна быть у нас непоколебимой, разумной и сознательной, чтобы ее не могли смутить никакие пустословия лжеименного разума (1 Тим. 6, 20). Имея такую веру, сердце истинного христианина должно гореть искренней любовью к Богу и людям, той любовью апостола Петра, которую он засвидетельствовал пред Христом: «Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя» — на троекратное вопрошание: «Симоне Ионин, любиши ли Мя ?» (Ин. 21, 15— 17). И той любовью к людям, о которой говорит апостол Павел: «Ходите в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и преда-де Себя за ны» (Еф. 5, 2). Плодами этой любви, по учению апостола Павла, являются совершенное незлобие, правдивость (Кол. 3, 8—9), нестяжательность, целомудрие в слове и деле (Еф. 5, 3) и особенно всепрощение. Снисходите друг другу, говорит Апостол, и прощайте взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил нас, так и вы (Кол. 3, 13).

http://pravmir.ru/prognat-tmu-i-ozarit-z...

В 1920-е годы храм согласно требованиям большевистской власти был в подчинении раскольников-обновленцев. В 1940 году церковь была закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. Но уже в 1944 году храм был возвращен Православной церкви. Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла//Православные храмы Томска: альбом. – Томск, 2005. С. 54-75.  http://elib.tomsk.ru/page/11366/ Летопись столетия В 1901 году учрежден Приход в честь апостолов Петра и Павла. 31 мая 1909 года святитель Макарий (Невский), архиепископ Томский, совершил торжественную закладку собора. 18 декабря 1911 года освящен Главный (центральный) престол во имя святых апостолов Петра и Павла. 28 июля 1913 года освящен Правый (южный) престол во имя 1-го и 2-го обретения главы Ионна Предтечи. В 1915 году освящен Левый (северный) престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 февраля 1940 года распоряжением советских властей собор закрыт. Церковь стала складским помещением — зернохранилищем Поросинского спиртзавода. 19 октября 1944 года Петропавловский храм первым в Томске был официально возвращен Русской Православной Церкви. В Крещенские праздники 1945 года возобновлена жизнь Петропавловского собора. В 1970-76 г.г. осуществлена роспись собора, установлены вызолоченные храмовые иконостасы и киоты. 23 мая 1967 года, указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I, Петропавловскому храму было присвоено достоинство собора. С 1980 года Петропавловский собор признан памятником архитектуры местного значения, согласно решению Томского облисполкома. В 1989 году при храме создана первая в Томске Воскресная школа. 13 мая 1991 года первый визит Святейшего Патриарха Алексия II в Томск, Первосвятительское служение Божественной литургии в Петропавловском соборе. В 1992 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, начала свою деятельность Томская духовная семинария. Целый год студенты размещались в помещениях Петропавловского собора.

http://sobory.ru/article/?object=07329

Источник: сайт «Всё о Приангарье» Православные храмы Иркутска Петропавловская церковь (церковь святых Апостолов Петра и Павла, Лагерная церковь 28-го стрелкового Сибирского полка, 1918 г. — 5 июля 1920 г. Первая деревянная церковь была построена в 1910 году на территории военных лагерей. В 1995 году церковь сгорела, а настоящее время идет восстановление. Объект культурного наследия РФ. http://cadmian.ru/ Церковь святых Апостолов Петра и Павла, Лагерная церковь 28-го Сибирского стрелкового полка Церковь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла была построена по проекту архитектора Ф. Ф. Коштяла в 1910 г. и освящена в 1911 г. в военных лагерях у ст. Михалево. Связана с прославленной 7-й Сибирской стрелковой дивизией генерала Р. И. Кондратенко и 28-м стрелковым полком, геройски защищавших Порт-Артур. В 1918 г. перенесена в Глазковское предместье г. Иркутска, восстановлена как храм-памятник, сегодня можно сказать, жертвам гражданской войны и в прославление идеи славянского единства, освящена в июле 1920 г., в конце 1929 г. закрыта. В 1931-1980-х г.г. здание использовалось под склад. В 1990 г. в процессе реставрации церковь была разобрана, сруб уничтожен пожаром. Историю Петропавловского храма можно разделить на два периода: первый период – существование ее как военной лагерной церкви, второй - как приходской градо-иркутской Глазковской церкви. I-й период (1910-1918 г.г.) Осознавая огромную роль религиозно-нравственного воспитания войск, местное военное и епархиальное начальство в местах дислокации войск всегда старалось построить военные церкви. Несколько военных церквей существовало и в Иркутске. В 1900 году военный министр генерал А. Н. Куропаткин составил на имя Николая II доклад по улучшению быта нижних чинов, в котором предлагал «необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях, в которых по штату положены священники …». Была создана специальная комиссия для разработки типового проекта полковой церкви. Такой проект каменной церкви был разработан, и 1 декабря 1901 года последовало высочайшее повеление строить военные храмы по утвержденному образцу. Несмотря на такое повеление, в начале ХХ века в Иркутске продолжали строить военные церкви в деревянном исполнении по специально разработанным проектам, вероятно, в связи с нехваткой средств на строительство каменных типовых храмов. Кроме военных храмов в местах дислокации войск возводились церкви в лагерях, куда на лето выезжали военные части на сборы.

http://sobory.ru/article/?object=42423

С 2006 года при храме стало действовать отделение Православного братства всех китайских святых (США), вице-президентом которого является протоиерей Дионисий Поздняев. В 2007 году в храме св. ап. Петра и Павла уже проходили регулярные богослужения по воскресеньям и в дни церковных праздников, а в сентябре состоялся молебен по случаю начала нового учебного года в Центре изучения русского языка открытом при гонконгском приходе. В январе 2008 года священник Игорь Филяновский — настоятель Свято-Троицкого прихода города Мельбурна, в знак преемственной связи между Свято-Петропавловским приходом Гонконга закрытым в 1972 году и вновь возобновлённым в начале 2000-х годов возвратил главную храмовую икону святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 6 октября 2008 года решением Священного Синода приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге был возрождён официально, протоиерей Дионисий Поздняев назначен его настроятелем. В октябре 2008 года епископ Сиэтлийский Феодосий (Иващенко) передал приходам Русской Православной Церкви в Пекине, Гонконге и Шанхае частицы мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. В ноябре 2008 года митрополит Киевский Владимир (Сабодан) передал приходу образ с частицей мощей святителя Гурия Таврического, начальника Пекинской миссии — одного из небесных покровителей Китая. Современное состояние [ править править код ] Храм находится в помещении на двенадцатом этаже одного из зданий в районе Сёнвань в центре Гонконга; службы совершаются ежедневно. Про деятельность прихода её настоятель протоиерей Дионисий Поздняев рассказал в 2017 году: «мы служим каждый день. Если не служим литургию, стараемся служить вечерню или утреню. Не всегда кто-то бывает на службах, но это возможность для людей прийти. И они приходят. А за пределами служб мы беседуем. Так что работа священника здесь связана прежде всего, с богослужениями, как и должно быть. Ну и, поскольку у нас отсутствует секретарь, бухгалтер, администратор — вся работа по переписке, приходским финансам тоже на мне. Мы ходим в тюрьму, навещаем наших заключенных. Это не только занимает время, но и достаточно хлопотно. Общаемся с другими христианами: протестантами, католиками. С учебными заведениями. Отчасти на мне работа по администрированию Центра русского языка, который мы создали при храме. Работы много».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_ап...

Того же числа из Синодального казенного приказа выдан указ князьям Лобанову-Ростовскому и Урусову: «велено вместо ветхой церкви, на старом церковном месте, построить вновь деревянную церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, по подобию прочих церквей, и, устроя, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием, а прежние церковные ветхие бревна на удобном месте сжечь и пепел пустить в речную быстроту, а ежели новопостроенная церковь будет теплая, то употребить в отопление ее, дабы в попрании не было». 14 июня 1734 г. князь И. Я. Лобанов-Ростовский в прошении, поданном в казенный приказ, писал: «по данному указу велено, вместо ветхой церкви св. ап. Петра и Павла, что в селе Покровском, построить вновь деревянную церковь во имя того же храма и ныне оная церковь построена и к освящению в готовности, чтоб указом повелено было об освящении означенной церкви на старом той церкви освященном антиминсе на имя Селецкой десятины старосты поповского села Бибирева Благовещенского попа Ивана Петрова». На этом прошении написана резолюция: «дать указ об освящении церкви и освященный антиминс выдать, докладовано 21 июня 1734 г.». После князя И. Я. Лобанова-Ростовского в 1740 г. половина села Петровского досталась его сыну Ивану Ивановичу, которым была куплена потом и другая половина того же села у князя Г. В. Урусова. В 1779 г. Петровское было продано Г. А. Потемкину, а в 1822 г. оно находилось во владении у жены Г. П. Опухтина Екатерины Григорьевны. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г. Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в Химках была построена в 1829 году в усадьбе Г. П. Апухтина на месте деревянного храма того же посвящения, известного еще с XVII столетия. Эта местность, теперь входящая в черту города Химки, в старину называлась сельцом Козлово, а впоследствии стала селом Петровское-Лобаново. Здесь в середине XIX века снимал дачу актер Михаил Семенович Щепкин. Последний настоятель храма перед его закрытием архимандрит Гавриил (Яцик) причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских в 2003 году.

http://sobory.ru/article/?object=03748

А вот о своей любви ко Христу ап. Павел свидетельствует в своем Послании к римлянам: «Кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч, якоже есть писано: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день: вменихомся якоже овцы заколения... Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет насразлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8,35–36. 38–39 ). За эту великую любовь ко Христу Господь излил на апп. Петра и Павла всю Свою любовь и обогатил их всеми дарами Св. Духа. Деяния апостольские свидетельствуют, что даже тень ап. Петра, платки и опоясания ап. Павла производили всякие исцеления в людях ( Деян. 5,15; 19:12 ). Конечно, св. Церковь , указывая на совершенную любовь ко Христу апп. Петра и Павла, не требует, чтобы мы сразу приобрели эту любовь. Она знает все наши немощи. К тому же все в мире совершается с законом постепенности. Но Церковь требует, чтобы мы имели основу этой великой совершенной любви к Богу нашему Спасителю. Этою основою является решимость стремиться ко Христу, иметь неуклонное стремление к Нему во всей своей жизни, быть всегда с Ним, угождать Ему и любить Его посредством исполнения Его спасительных заповедей. Если эта решимость будет в нас, то благодать Св. Духа будет царствовать в нас. Она покроет наши немощи и без особых подвигов с нашей стороны будет дивно охранять нас от всяких бед и несчастий, соединять нас со Христом и прославлять нас Своею Божественною славою. Какие же подвиги мог иметь прп. Серафим Саровский , когда он был семилетним отроком Прохором, когда, взятый своею матерью на высокую колокольню воздвигаемого ею храма, он по неосторожности упал со страшной высоты на землю? К величайшему удивлению матери, Прохор остался целым и невредимым. Так дивно благодать Божия сохранила его от смерти, ибо в его детском сердце уже была решимость идти ко Христу и всегда быть с Ним, вложенная в душу Прохора его благочестивою матерью, ее церковным благодатным воспитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010