7 сентября 1791 г. от Епископа Тихона последовал ответ генерал-губернатору: «Превосходительнейший господин, Николай Петрович! Милостивый Государь мой! Почтеннейшее Вашего Превосходительства писание, относительно до построения в городе Вышнем Волочке по желанию вышневолоцких граждан церкви во имя святыя великомученицы Екатерины принял я с совершенным уважением и консистории предписал всё то учинить, что предписано указами имянным Государя Петра Великого и святейшего правительтвующего Синода. С последнего Вашему Превосходительству препровождаю список к Вам с почтением совершенным. Вашего Превосходительства Милостивого государя моего покорнейший слуга Тихон Епикоп Тверской». Упомянутый в письме Епископа Тихона указы Петра Великого и Святейшего Синода предписывали прежде начала строительства новой церкви «учинить высправку» о том, чьё имя будет носить церковь, какие в ней будут служить священники, сколько будет приходских дворов и из каких приходов они будут приписаны. Сбор сведений занял два месяца. Контролировал ход процесса Архимандрит Новоторжского Борисоглебского монастыря Мисаил. Отвечать на поставленные вопросы должен был Вышневолоцкий городничий. Последующих документов по этому делу не сохранилось. Поэтому трудно проследить историю строительства храма в период с 1791 по 1797 г. 2 октября 1797 г. вышневолоцкое общество просило у нового Тверского архиепископа Иринея «благословения и резелюции на то, что бы во имя была оная церковь первоверховных Апостолов Петра и Павла и предел Святыя Великомученицы Екатерины». Так городские жители смогли решить две проблемы – первая: церковь была посвящена покровителям только что восшедшего на престол императора Павла I, вторая – тем самым они выразили верноподданнические чувства новому императору и обратили его внимание на проблему строительства храма. 8 ноября 1797 г. император разрешил Высочайшим соизволением строительство церкви на Дворцовой площади в Вышнем Волочке и выдал «на украшение оной 5000 рублей ассигнациями». В том же октябрьском прошении вышневолоцкое общество дало ответ и на вопрос о содержании священников новой церкви: «В разсуждении содержания ко оной церкви священнослужителей градская дума полагает, как здесь и прочие Казанского собора священно и церковно служители содержутся получением доброхотнодателей за труды их денежной суммы и прочим».

http://sobory.ru/article/?object=35725

Элементом новой западной церковной архитектуры является резная позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Первоверховных Апостолов, установленная напротив алтаря. Симметрично ей расположено Царское место, увенчанное резной золоченой короной и украшенное шитым золотом двуглавым орлом на малиновом бархате. В 1725 году внутри недостроенного собора была устроена деревянная церковь, позднее разобранная. В ней отпевали скончавшегося Петра. С этого времени собор стал усыпальницей российских императоров и членов царской фамилии. Скоро собор получил и другое значение – памятника русской военной славы. В нем хранились трофейные знамена, дорогое оружие, ключи от крепостей, завоеванных в победоносных войнах с Швецией и Турцией.  Достопримечательностью собора были куранты, заказанные Петром в Голландии. В 1759 году императрица Елизавета Петровна пожаловала на колокольню часы и новые куранты, которые каждый час исполняли мелодию национального гимна. После революции собор закрыли, богослужения в нем прекратились в конце 1917 года, а в 1919 г. Был запрещен доступ публики. В 1923 году он был превращен в музей. Дорогую церковную утварь конфисковали. В 1954 году здание было передано Музею истории Петербурга. Литература: А.П. Павлов Храмы Санкт-Петербурга. СПб. - Лениздат, 2001. П.Я. Канн Петропавловская крепость. - Л. Лениздат, 1957 Петербург православный. Справочник-путеводитель. СПБ. WELCOME, 2002 Петропавловский собор - не только один из сиволов Санкт-Петербурга, но и ровесник города: церковь во имя святых апостолов Петра и Павла была заложена почти одновременно с закладкой крепости на Заячьем острове. Всё лето 1703 года на Заячьем острове непрерывно шли земляные работы - солдаты и работные люди, присылаемые со всей России, осушали болото, забивали сваи, устраивали укрепления и строили дома. Тогда же поставили и деревянную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1712 году вокруг неё стали возводить новый каменный храм. Эскиз будущего собора выполнил сам Пётр, исходя из своих зарубежных впечатлений, а главным архитектором был назначен итальянский зодчий Доменико Трезини. Деревянную церковь вскоре разобрали и перенесли на Городовой остров (нынешняя Петроградская сторона), поставив её на каменный фундамент и освятив во имя апостола Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=03750

Хочу поблагодарить всех, кто жертвенно служил приближению сегодняшнего дня. Совместными трудами власти этой земли, духовенство и все вы жертвенно воздвигли этот храм. Пусть Господь воздаст каждому из вас Своими великими, ни с чем не сравнимыми дарами, поможет в земной жизни и сподобит вас Царствия Небесного», — продолжил владыка Ювеналий. «Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о том, как Спаситель исцелил болящего юношу, чего не могли сделать апостолы. И они спрашивали у Христа: " Почему мы не смогли изгнать беса? " И Господь ответил: " По неверию вашему… Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: " перейди отсюда туда " , и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас " (Мф. 17:19-20). Находясь сегодня среди вас, я чувствую, какую веру вы имели в своем сердце — больше, чем зерно горчичное, потому что много было нужно сил, веры, средств, чтобы воздвигнуть этот великолепный собор. Спасибо вам за ваши жертвенные труды. Вы будете примером в нашей епархии в этом святом деле созидания», — заключил архипастырь. В дар храму Патриарший наместник Московской епархии передал икону первоверховных апостолов Петра и Павла. Митрополит Ювеналий вручил протоиерею Димитрию Федорову орден преподобного Серафима Саровского III степени, а главе поселения Ильинской С.В. Демину — медаль святого благоверного князя Даниила Московского. Медалью Московской областной епархии «За жертвенные труды» II степени был награжден глава Раменского района А.Н. Кулаков; медалью «За жертвенные труды» III степени — А. В. Головина, А. В. Кондрашкин, Л. В. Толбоева, Л. М. Гавриленко; благодарственными и благословенными грамотами Патриаршего наместника Московской епархии — труженики и благотворители Петропавловского храма. По окончании церемонии награждения владыка Ювеналий совершил заупокойную литию у могилы первого настоятеля храма священника Павла Жилина. Деревянный храм святых апостолов Петра и Павла в поселке Ильинский был построен на средства владельцев дач в 1915 году по проекту архитектора С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5249449...

История апостолов Петра и Павла Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, согласно церковному преданию, приняли святое мученичество в один день – 29 июня (12 июля). Эта дата указана в дошедших до нас древних календарях: (Римском IV в.; Карфагенском V в.), в мартирологе блаженного Иеронима (IV в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.). Усекновение главы св. Павла (1278–79) Караваджо, «Смерть апостола Петра» Исследователи считают, что св. апостол Петр прибыл в Рим в 67 году. Здесь он многих обратил ко Христу. В Риме он написал Второе соборное послание к христианам, обратившимся из иудеев и язычников, находившихся в рассеянии в Малой Азии. Господь предвозвестил ему о скором исходе из земной жизни: скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2 Пет.1:14-15). С началом гонений, которые воздвиг император Нерон, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. После возвращения в Рим св. апостол Петр был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). Из Мамертинской темницы апостола Петра отвели на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин. 21:18-19).

http://pravmir.ru/creative/vdohnovennyiy...

Надо было чем-то оправдать такое невероятное, просто кощунственное для здравого христианского чувства, притязание, и вот они измыслили новое, неведомое древней Церкви, учение о том, будто бы Христос-Спаситель всю Свою власть над Церковью передал не всем Апостолам равно, но одному лишь Апостолу Петру, которого Он якобы бы поставил «князем над Апостолами», что самая Церковь будто бы воздвигнута Христом-Спасителем на личности Апостола Петра, как на своем основании, а так как папы римские являются будто бы «преемниками Апостола Петра», то, следовательно, им принадлежит вся чрезвычайная власть и Божеские права над всей Христовой Церковью во всем мире. Братие-христиане! Наша Православная Церковь , как вы видите из богослужения сегодняшнего праздника, нисколько не меньше чтит святого Апостола Петра, как величайшего из Апостолов, как «первоверховного», наряду с святым Апостолом Павлом, чем западная, римская церковь , но она никак не может принять того новоизмышленного учения о личности Апостола Петра, на которое нет ни малейшего намека ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, и о котором ничего не знал и сам святой Апостол Петр, как это ясно видно из его соборных посланий. Прочитайте от начала до конца все Евангелие и даже весь Новый Завет , просмотрите все Апостольские правила и определения Вселенских и Поместных Соборов, и вы нигде не найдете никакого указания на то, что Апостол Петр был поставлен «князем» над прочими Апостолами и главой всей Церкви, ни того, что он эти свои мнимые права и полномочия передал по наследству римским папам. Совсем напротив: из Евангелия мы видим, что Христос-Спаситель неоднократно предостерегал своих Апостолов от горделивого желания главенствовать и властвовать друг над другом и внушал им, что они – все равны между собой, равно всем Он дал власть вязать и решить грехи человеков, равно всем ниспослал благодать Святого Духа. Что касается утверждения папистов, будто Христос-Спаситель основал Свою Церковь на Петре, когда говорил: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою», то такое толкование противно не только Слову Божию, но и здравому человеческому смыслу. Как Церковь , этот вечно-живой организм, находящийся в постоянном духовно-органическом единении с своим Главою Самим Христом-Спасителем, может быть основана на личности обыкновенного смертного человека, со всеми его немощами и слабостями, коим в большей или меньшей степени подвержены все смертные люди, не исключая святых: святость не есть безгрешность и непогрешимость, ибо свят только Господь Бог наш, Он Един токмо – «кроме греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Мы думаем, что память о святых Муромских угодниках очень востребована сегодня, – вступает в разговор Станислав, – когда в обществе идет жесткая дискредитация института семьи, ведется разнузданная пропаганда того, будто он устарел, “от жизни нужно брать все”, верность хранить незачем. А этот праздник – даже одним своим существованием – говорит совсем о другом – о наших тысячелетних традициях православной семьи. И замечательно, что он отмечается теперь именно на государственном уровне!» Но вот на дворе храма появляются новобрачные: стройный юноша держит за руку невесту в пышном белоснежном платье и фате с букетом алых роз. Оказывается, именно сегодня студент Московской духовной семинарии Роман и Лия, работающая в храме апостолов Петра и Павла помощником настоятеля по работе с молодежью, бракосочетались, то есть расписывались в ЗАГСе, а венчание у них назначено на понедельник, в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. «То, что день преподобных Петра и Февронии отмечается теперь как церковно-государственный праздник – милость Божия, – говорят счастливые новобрачные. – Это свидетельствует о том, что и усилия государства по укреплению семьи будут благословлены Господом, и семьи станут крепче и радостнее». Тем временем завершается молебен в храме, и православный молодежный праздник перемещается в находящийся поблизости сад «Эрмитаж», где на летней сцене должен пройти большой концерт лауреатов Всероссийских конкурсов. С приветствием к собравшимся обращается председатель Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете Москвы епископ Бронницкий Игнатий: «Вот уже в третий раз мы всенародно отмечаем праздник памяти благоверных князей Петра и Февронии, но это не только церковный праздник. До официального объявления 8 июля Днем семьи, любви и верности были различные дискуссии: а правильно ли мы делаем, надо ли нам это? Сегодня мы ясно видим, что вступили на правильный путь. Хватит экспериментировать над нашим народом! Ведь дошли до того, что количество разводов настолько увеличилось, что мы не успевали переводить дух. Новые традиции, которые пытались нам навязать, были несостоятельными, ибо наш народ всегда имел свои традиции, укорененные и в истории Церкви, и в истории государства.

http://pravoslavie.ru/36031.html

Когда Савл подрос, он подрос в своей злобе против Христа и учеников Христа. И Савл выпросил письма от еврейских первосвященников в Иерусалиме, чтобы идти в Дамаск и там гнать последователей Христа. И когда Савл, будущий Павел приближался к Дамаску, дыша угрозами и убийством, как написано в Деяниях Святых Апостолов, внезапно осиял его свет с неба и он услышал слова: “Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Удивившись этому видению, Савл спрашивает: “Кто ты, Господи?” И слышит в ответ слова с небес: “Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна”. Савл, потрясенный тем, что Иисус есть Господь, падает ниц и говорит: “Что повелишь мне, Господи?” И с этого момента он становится служителем Иисуса Христа. По преданию, имя Павел он взял в честь первого язычника, которого он крестил в христианстве. Настолько для него это было удивительно — обращение первого человека, которого он сам обратил, он взял его имя. Взаимоотношение между Петром и Павлом были тяжелые. Во Втором Послании апостола Петра третья глава, пятнадцатый, шестнадцатый стих апостол Петр критикует послание апостола Павла. Он пишет, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то есть трудно понимаемое. Так, что невежды неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, то есть искажают, как и прочие писания. В послании к Галатам Павел, в свою очередь, осуждает апостола Петра за то, что он поступает (дословно): “не по истине Евангельской, лицемерил в присутствии пришедших от Иакова, находясь среди язычников”. Но, в смерти они оказались вместе. У них была разная стратегия миссионерского служения. Павел выразил это словами: “как Петру принадлежит благовествование среди обрезанных, так мне принадлежит благовествование среди необрезанных”. И апостол Петр, когда обличает неудобовразумительное у Павла, сначала пишет: “как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам”. Это были тяжелые времена, сложные времена. Пуповина между синагогой и церковью рвалась долго, но в это время началась славная проповедь Евангелия. Апостол Петр проповедовал, в основном, среди иудеев, но именно Господь посылает его в дом Корнилия сотника, язычника. Ему даётся видение, что никого и ничто нельзя почитать нечистым, ибо Господь всё освятил. И он прибывает в Рим, где Петр становится основанием Римской Церкви, её камнем, как Господь сказал: “ты — Петр, камень, и на сем камне воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют её”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-de...

В 1872 году праздновалось 200-летие со дня рождения Петра Великого, и в Карловых Варах на этом празднике были собраны большие пожертвования на строительство храма. Особенно большую заботу проявил церковный староста домовой церкви Александр Аггеевич Абаза, личный секретарь великой княгини Елены Павловны, которая очень просила его заботиться о строительстве будущего храма. Настоятель Пражского и Карловарского приходов протоиерей Н. П. Апраксин начал переговоры с местными властями о приобретении земельного участка. Место было выбрано в красивейшей части города, у подножья лесистых гор между улицами Петра Великого и Садовой. Храм строился под наблюдением архитектора Густава Видерманна (построившего также храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги во Франтишковых Лазнях и храм во имя святого равноапостольного великого князя Владимира в Марианских Лазнях). Архитектор Г. Видерманн решал трудную задачу: храм строился на гористом неровном месте. За основу был взят ранее составленный проект академика Д. В. Ухтомского. Длина храма с колокольней составляет 41 метр, ширина - 14 метров, высота колокольни - 40 метров, высота храма под куполом - 21 метр. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия закладка храма состоялась 29 июня (12 июля) 1893 года, в день храмового праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Город помогал возведению храма строительными материалами, отпускаемыми со скидкой на двадцать процентов, бесплатно были асфальтированы дорожки около храма. Административные и юридические дела по строительству безвозмездно вели городской советник Э. Штарк и адвокат Ф. Флейшнер. За безвозмездную помощь на строительстве православного храма в Карловых Варах архитектор Г. Видерманн и бургомистр Л. Шеффлер были награждены русским правительством орденом Станислава II степени, адвокат Ф. Флейшнер - орденом Анны III степени, многие лица, активно участвовавшие в строительстве храма - золотыми медалями. Православный храм в Карловых Варах строился исключительно на добровольные пожертвования.

http://sobory.ru/article/?object=10146

В клировых ведомостях за 1816 год церковь в селе еще деревянная: «В селе Сосновском Яранской округи церковь деревянная, во именование св. апостолов Петра и Павла и придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Построена по указу ВДК 1794 года. Освящена в 1799 году. Придел — 15 января 1795 года г.Яранска иереем Зотином.». Но в этом же 1816 году Преосвященным Гедеоном, Епископом Вятским дана храмозданная грамота от 31 марта на построение вместо первой деревянной церкви вновь каменной: «Божией Милостию. Слушав мы поданное нам, епархии нашея, Яранской округи, села Сосновского Петропавловской церкви от выборного из приходских людей крестьянина Ивана Дербенева прошение о позволении вместо оной деревянной церкви, приходящей в ветхость, построить вновь каменную по удобности в деревне Сердеже, отстоящей от того села Сосновского в двух верстах, в то ж применование с приделом Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. Благословили оную каменную церковь с приделом, на удобном месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утвержденному нами. Лета, мироздания 7324-го, воплощения же Бога Слова 1816 марта в 31 день Оную грамоту принял выборной Иван Дербенев. Вместо него расписался Сосновский иерей Иоанн Решетов». (Отпуск в деле ВДК 1822 года Каменный храм с приделом был построен в 1820 году. В клировых ведомостях церквей Яранской округи за 1825 год о селе говорится: «В селе Сосновском 256 приходских дворов, в которых 1347 душ мужского пола и 1584 женска (2931 чел. — прим. авт. ). В оном селе две церкви — первая каменная, построенная в 1820 году. По освящении храма имеет быть во имя Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. В ней придел Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, освящен 28 июля 1825 года благочинным Троицкой церкви г. Яранска Св. Поликарпом Кувшинским. Оная церковь в таком виде: покрыта деревянною крышею, пол опоченый, стены внутри оштукатурены и раскрашены, извне отбелены и раскрашены. Вторая церковь деревянная Петропавловская. Оная церковь довольно прочна. Иконостас может быть перенесен в каменную. При ней покоятся умершие. От села отстоит в 1,5 версты и никем не охраняется. Прихожане удельные, ясашные крестьяне и новокрещане — черемисы, которые российский язык отчасти понимают. В 1829 году холодный храм еще не отделали. Требовалось оштукатурить до конца стены, настлать пол, сделать окончины и перенести из деревянной церкви иконостас с некоторой поправкой.

http://sobory.ru/article/?object=26763

Волна Октябрьской революции и эпоха богоборчества не обошли вниманием этот храм. В 1922 году церковь большевики изрядно " пограбили " , а в 1930-х годах местные власти её и вовсе закрыли. Лишь в марте 2010 года церковное здание было передано Ярославской епархии. В советское время в бывшем храме находились мастерская, а затем Дом культуры с кинозалом. В 1990-е годы в нём открылся культурно-выставочный " Шереметев-центр " . Вот уже как 11 лет храм обретает вторую жизнь, постепенно возрождается дом Божий в Большом селе. Изначально вход в церковь был с западной части, со стороны колокольни. Храм был огорожен церковной оградой со Святыми воротами. Помещения храма, - говорит иерей Михаил, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла, были в советское время перестроены. Лишь алтарная часть напоминала, что раньше здесь был храм. Видно, что он был расписан, по остаткам проявившихся росписей, которые были конечно же замазаны. Даже сейчас внутренняя часть храма больше напоминает офисное помещение. Внешний вид церкви также менялся не раз. Второй этаж надстроен уже позже. Единственное, что сохранилось в первозданном виде - колокольня. В советское время её внешний вид не менялся, лишь была сбита главка с крестом. До революции на ней была полноценная звонница с 5-ти тысячным колоколом. В годы индустриализации их сбросили с колокольни и дальнейшая судьба их неизвестна. Лишь совсем недавно благодаря спонсорам на ней зазвучали 7 новых колоколов, созывая сельчан на богослужения. С сайта: (49779992) Комментарии и обсуждение Храм во имя славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла построен в 1760 г. на средства крестьянина Полунина на месте известного с XVII ст. деревянного храма во имя преподобных Зосима и Савватия Соловецких. В 1827 г. на средства прихожан пристроены два придела. 2-го марта 2010 года состоялась передача храма Ярославской епархии РПЦ. Приписан к Пятницкому приходу. Ныне службы совершаются попеременно в обоих храмах села в тёплое время, т.к. в Петропавловском храме отсутствует отопление.

http://sobory.ru/article/?object=01337

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010