Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с удовольствием, с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или адекватно представляет мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует. И вот в сегодняшнем апостольском чтении (2 Кор. 11:21 - 12:9) нам повествуется об опыте свидетельства апостола Павла. Он говорит: «пять раз я был подвержен бичеванию и получил по 40 ударов без одного». 195 раз страшный бич опускался на спину апостола. Трижды он был побиваем палками. Трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побиваем камнями, а побиение камнями было распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, он чудом остался жив.  И далее апостол говорит, что ему пришлось претерпеть: он был в опасности на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасности от разбойников, от единоплеменников, от язычников и даже от лжебратьев. За что же он получал эти удары бичом, палками и камнями? Почему он трижды тонул? Почему на него обрушивался гнев единоплеменников, язычников и лжебратьев? Потому что он не мог не свидетельствовать о Христе — Сыне Божием и Сыне Человеческом. Он отправлялся в свои тяжелейшие путешествия, он вступал в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать его слова.  И мы знаем, что жизнь святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершилась мученически. Петр был распят вниз головой в Риме во время гонения при императоре Нероне, а апостол Павел в то же самое время претерпел в Риме казнь, будучи усеченным мечом.  Это означает, что свидетельство, которое несли людям апостолы и которое продолжает нести Церковь, — не безобидное свидетельство. Мы знаем, что именно это свидетельство произвело такую перемену в жизни людей и во всей человеческой истории, что в научные и даже бытовые представления вошло понятие о христианской эре. И летоисчисление наше — от Рождения Господа Иисуса Христа как действительно судьбоносного, переломного момента в жизни всей человеческой цивилизации; и оно стало таковым из-за свидетельства, которое святые апостолы, а вслед за ними епископы, служители Церкви, проповедники, учители, простые люди несли по всему миру, встречая в большинстве случаев проявление человеческой злобы, непонимания, вражды, ненависти и жестокости. 

http://patriarchia.ru/db/text/2338783.ht...

А ведь все началось с апостолов, и сегодня мы прославляем память святых первоверховных Петра и Павла. Апостол есть свидетель и посланник. О чем же были призваны свидетельствовать апостолы? Сегодняшнее Евангелие (Мф. 16:13-19) помогает нам понять самую сердцевину апостольского свидетельства, самое главное, что они сказали миру. На вопрос Господа и Спасителя «за кого Меня почитают люди?» ученики Его сказали: одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, явившегося на землю, кто-то — за Иеремию или кого-то из пророков. И когда Спаситель, обращаясь к ним, сказал: «ну а вы за кого Меня почитаете?», то это был самый главный вопрос, обращенный к апостолам. Они уже были некоторое время вместе со Спасителем, они слышали Его слова, они видели Его чудеса, они были свидетелями Его огромной духовной силы. И вопрос заключался в том, приняли ли они Спасителя, поняли ли они Его миссию, или, как тысячи тех, кто видел чудеса и слышал Его проповедь, так и не осознали, Кто является чудотворцем, целителем и проповедником. И в ответ на этот вопрос Петр говорит: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Господь говорит ему: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах».  Действительно, никаким напряжением ума, никаким образованием (а его у Петра особенно и не было), никаким положением в обществе, никакой человеческой силой и могуществом («плотью и кровью») не мог Петр прозреть то, о чем он открыто свидетельствовал перед Самим Спасителем и собратьями-учениками: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Это ведение, это знание было за пределами его знаний человеческих, за пределами его опыта, за пределами его разумения, и только внушение свыше дало Симону Петру силу сказать то, что он сказал.  И затем Господь посылает апостолов в мир. Они Его посланники, они свидетели. О чем же они должны были свидетельствовать? Конечно, они многое рассказывали тем людям, которые их слышали, и в результате этих рассказов мы имеем четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди слова, произнесенные Петром, — «Ты еси Христос, Сын Божий». А что такое свидетельство? Человек может прожить всю жизнь и никогда, ни при каких обстоятельствах не быть свидетелем. У каждого есть свои знания, свое образование, своя жизненная мудрость, свой опыт — положительный или отрицательный. Но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, свой опыт, когда он другим говорит о том, чему был очевидцем. Свидетельство — это передача того, чем обладает человек, другим людям. 

http://patriarchia.ru/db/text/2338783.ht...

17. В день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича из темы: возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к Царем и Владыкам имене моего ради, Лук. 21:12 . О ревности, каковую закон истинный от нас требует. Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1768 года, Сентября 20 дня. 18. В день торжественный за предприятый великодушно и благополучно совершившийся в прехождении оспы подвиг, Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества из темы: благослови, Россия, Господа, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго по благих желание твое. Пс. 102 . Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в большой придворной церкви 1768 года, Ноября 22 дня. 19. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех. Мт. 16:19 . О свободности. Сказывано в Петергофе 1769 года. 20. В день рождения Его Императорского Высочества из темы: и влас главы вашея не погибнет. Лк. 21:18 . О настоящей жизни человеческой, что она не есть столь суетна, горестна и несчастлива, как некоторые оную описывают, а другие не так об ней понимают. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в придворной церкви 1769 года, Сентября 20 дня. 21. При освящении знаков нового военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, без темы. Сказывано в большой придворной церкви в Санктпетербурге 1769 года, Ноября 26 дня. 22. В день Первоверховных Апостол Петра и Павла, и тезоименитства Его Императорского Высочества, из темы: Сия есть победа победившая мир, вера наша. 1Ин. 5:4 . о том, в каком разуме присвояется победа силе веры. Сказывано в Петергофе 1770 года. 23. При случае совершаемых молитв над гробом Петра Великого, по причине одержанной флотом российским над Оттоманским флотом во Архипелаге славной победы, 1770 года, Июня 24 дня. без темы. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества в Петропавловском соборе 1770 года, Сентября 15 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, южный - в честь обретения главы св. Иоанна Предтечи, а северный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Купола храма, увенчанные сверкающими позолотой крестами, имели небесно-лазурный цвет и были украшены вызолоченными восьмиконечными звездами. В 1920-е годы храм был захвачен раскольниками-обновленцами. 8 февраля 1940 года церковь была совсем закрыта властями и вскоре стала складским помещением Поросинского спиртзавода. 19 октября 1944 года храм был возвращен Русской Церкви. При осмотре храма на колокольне была найдена единственная уцелевшая икона Знамения Божьей Матери и поныне находящаяся в храме. Особое внимание богомольцев, приходящих в храм, привлекает образ святителя Николая, вставленный в опаленный огнем кивот. В 1985 году в соборе вспыхнул пожар. Огонь стал быстро распространяться по храму, безжалостно уничтожая церковную утварь и другие храмовые принадлежности. Однако разбушевавшееся пламя, дойдя до иконы святителя Николая и частично опалив кивот, внезапно было остановлено молитвами Угодника Божия без всякого человеческого вмешательства. В память о чудесном спасении храма было решено не менять обгоревший кивот и до ныне обрамляющий святой образ. http://ppsobor.ru/o-sobore/ 31 мая 1909 года состоялась торжественная закладка церкви. Чин основания храма совершил святитель Макарий (Невский). Строилась церковь на деньги, выделенные местной городской властью, и на пожертвования народа. 18 декабря 1911 года новый храм был освящен викарным епископом Иннокентием. Главный престол храма был освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый – во имя 1-го и 2-го обретения главы св. Иоанна Предтечи, а левый – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=07329

Было собрано 188 312 гульденов. Строительство храма, покупка земельного участка с домом для священника обошлись в 183 317 гульденов. Из России были доставлены шесть колоколов для звонницы. Витражи в храме с изображениями Спасителя, святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, святого князя Вячеслава и святой княгини Людмилы Чешских были изготовлены в Инсбруке (Тироль) на пожертвования волынских чехов. Из домовой церкви был перенесен дубовый иконостас с иконами, подаренными великой княгиней Еленой Павловной. 28 мая 1897 г. новый храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах был освящен митрофорным протоиереем Александром Алексеевичем Лебедевым - первым настоятелем пражской и карловарской церквей в сослужении 12 священнослужителей, прибывших из разных Всероссийских зарубежных посольств. Во время освящения храма и за литургией присутствовали представители русского посольства в Вене и многочисленные гости из России. Приезжавшие на лечение в Карловы Вары продолжали жертвовать на содержание храма, что позволило в 1903 г. перекрыть медью четыре малых купола; проводился также необходимый ремонт. В 1908 г., по благословению епископа Кронштадтского Владимира, крыша храма была заново перекрыта оцинкованным железом. Приезжавшие продолжали оставлять память о себе, дарили в храм иконы, облачения и другие предметы церковного обихода. Первым настоятелем новопостроенного храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Карловых Варах с 1897 по 1901 гг. был протоиерей Н. П. Апраксин. Его неустанными заботами возведен этот храм Божий, уникальный и неповторимый памятник архитектуры, соответствующий величию и богатству России. Настоятелем храма в 1901- 1914 гг. был прот. Н. Н. Рыжков. При нем в помещении под храмом была создана библиотека с читальным залом, в которую граф М. М. Толстой пожертвовал книги русских классиков. После каждого воскресного или праздничного богослужения отец Николай приглашал всех прихожан в зал под храмом на чашку чая, где они могли обменяться мнениями.

http://sobory.ru/article/?object=10146

Начальником отделения торакальной хирургии подполковником Андреем Георгиевичем Васюкевичем и инженером-пограммистом Информационно-вычислительного центра госпиталя Мариной Борисовной Овчинниковой была написана книга " Традиции милосердия: путь через столетия " , повествующая об истории церковного служения и делах милосердия в госпитале. Выручка от продажи книги пошла на возрождение храма. В день престольного праздника 12 июля 1998 г. в храме состоялся праздничный молебен, помощь в его проведении оказали духовенство и клир храма иконы Божией Матери " Утоли Моя Печали " в Марьино - протоиерей Анатолий Родионов, диакон Виктор Сандар (в настоящий момент - штатный священник этого храма), алтарник Дмитрий Самохин (ныне диакон) и певчие из этого храма. За 1998 год членами Православной церкви стало 10 человек. 1999 год. Продолжаются богослужения в больничном храме; как и ранее, совершаются они раз в неделю - водосвятный молебен о здравии больных и панихида. Богослужения проводятся на 2-ом этаже неврологического корпуса. Митрополит Солнечногорский Сергий и настоятель больничного храма священник Сергий Волков совместно с сотрудниками отдела Московской Патриархии по религиозной благотворительности и социальному служению поздравили с праздником Рождества Христова и вручили подарки воинам, находящимся в госпитале на лечении после полученных ранений. Руководство госпиталя разрешает открыть в госпитальном магазине " Военторг " отдел по продаже икон, духовной литературы и церковной утвари. Вся выручка от продажи поступает на счет возрождаемого храма. На средства благотворительной организации " Священный долг " на одном из предприятий города Челябинск был закуплен материал на изготовление креста и купольного покрытия храма. Это предприятие поставляло материал для крестов и куполов храма Христа Спасителя.В одной из московских мастерских из этого материала был изготовлен крест. В день престольного праздника святых Первоверховных апослолов Петра и Павла 12 июля 1999 года епископ Красногорский Савва совершил чин освящения креста и водружения его на купол храма во имя свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В богослужении также участвовали клирики храма " Утоли моя печали " в Марьино: священник Виктор Шкабурин, священник Виктор Сандар, диакон Димитрий Самохин.

http://sobory.ru/article/?object=05806

«Аз, – сказано ему, – молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя; и ты некогда обращшся, утверди братию твою» ( Лyk. XXII, 32 ). Подлинно, когда воскресение Господа прежде всех открылось Мироносицам; сие не утвердило Апостолов в веровании оному: «и явишася пред ними яко лжа глаголы их» ( Лyk. XXIV, 11 ). Но когда Воскресший явился Петру: то и прочие Апостолы, прежде общаго всем им явления, уже с твердостию говорили: «воистинну воста Господь, и явися Симону» ( Лк. 24:34 ). Наконец должно ли наполнить пустоту, оставленную в лике Апостольском чрез отпадение Иуды? – Первый примечает сие Петр, и первый печется о сем. Должно ли, непосредственно, по сошествии Святаго Духа, торжественно начать проповедь Евангельскую? – «Став Петр со единонадесятьми», первый из них «воздвиже глас свой» ( Дeяh. II, 14 ). Должно ли положить основание Церкви Христианской между язычниками, также как между Иудеями? – Петр крестит Корнилия; и уже не в первый раз просто изъясняется событиями, много затрудняемое толкованиями слово Христово 269 : «ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою». Но чем яснее 270 таким образом первенство Святаго Петра между Апостолами: тем более требует изследования 271 то, что Церковь и Святаго Павла присоединяет к нему под общим для обоих наименованием Первоверховных Апостолов,Павла, очень мало, по видимому, соединеннаго с Петром в Апостольстве. Известно, что Господь избрал сперва двенадцать Апостолов, а потом других семьдесять. Двенадцать, в сравнении с семидесятью, все могут быть названы верховными Апостолами. Но известно также, что Святый Павел не был в числе сих. Когда они в продолжение нескольких лет учились науке Апостольства у Божественнаго Учителя: тогда, вероятно, Павел продолжал еще учиться у законоучителя Иудейскаго Гамалиила. Когда они воплощенною Премудростию Божиею торжественно произведены в учители всех народов: «шедше научите вся языки» ( Мф.28:19 ): Павел все еще оставался только учеником Гамалиила. Когда они единодушно ждали, и все совокупно получили Духа Святаго, и соделались Его непосредственными орудиями и верховными на земли раздаятелями даров Его: и тогда Павла между ими не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Известия о существовании в г. Туле церкви во имя свв. ап. Петра и Павла восходят к в. В писцовой книге Тульского посада 1624–1685 годов между церквами в слободах „записана церковь древяна апост. Петра, и Павла”. По сохранившемуся преданию, строителем деревянной церкви был заштатный священник села Глухих Полян, при чем главными средствами служили добровольныя пожертвования прихожан. В 1739 г. вместо деревянной построена была каменная церковь, но необширная, а потому впоследствии тщанием той же церкви священников Васильева и Василия Иванова в 1833 году начата, а в 1848 г. окончательно устроена существующая теперь церковь. Кроме церковных сумм на построение ея употреблены значительныя пожертвования храмоздателей почетных граждан Красноглазовых и купца Авчинникова. В 1802 г. на средства прихожан построена была придельная церковь с двумя алтарями: с правой стороны во имя св. мчк. Воина, с левой - во имя преп. Феодосия Тотемского в том же 1802 году вы строена и каменная колокольня. Из предметов храма замечательны по своей древности: иконы св. Николая Чудотворца и Казанской Божией Матери, относящиеся по письму к XVII ст. Местночтимая икона образ Тихвинской Божией Матери. К же веку относятся два напрестольных Евангелия. На содержание храма имеется капитал в 6728 руб. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % в количестве 540 р. При церкви имеется церковно-приходское попечительство, открытое в 1891 г. На средства попечительства в том же году открыта церковно-приходская школа. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». 1895 г., г. Тула, стр. 25 Первая часовня, существовавшая на этом месте, освящённая во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, была воздвигнута около четырёх столетий тому назад; она упоминается в " Писцовой книге Тульского посада 1624 и 1685 годов " . Посвящение было дано по находившейся в ней иконе Петра и Павла. К 1734 году часовня сильно обветшала и её разобрали. В 1736 году приходские священнослужители Иоанн Васильев с сыном Василием при содействии протоиереев Боголюбова и Смирнова на месте этой часовенки построили каменную, больших размеров церковь, и освятили её во имя апостолов Петра и Павла. У храма было немало меценатов, в их числе семья благотворителей Красноглазовых и купец Андрей Авчинников.

http://sobory.ru/article/?object=01476

Этого мало. Кто сообщает нам церковное предание, великая пламенная любовь ап. Петра ко Христу заставляла его каждой ночью при пении петуха пробуждаться и проливать слезы о своем грехе отречения, хотя этот грех давно уже был прощен Господом. Великая любовь ко Христу ярко проявилась у ап. Петра после сошествия на учеников Христовых благодати Св. Духа. Деяния апостольские повествуют, с каким необычайным мужеством он из среды всех других апостолов выступал с проповедью о вере во Христа, распятого и воскресшего. В этом дерзновенном исповедании Христа сказалась та же любовь к Нему ап. Петра, одушевленная и усиленная чрезвычайным действием благодати. Нынешнее Евангельское чтение за литургией передает нам, как на вопрос Христа ученикам: «Вы за кого почитаете Меня?» – ап. Петр также первый из среды учеников проповедал Христа Богом, сказавши: «Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ). И в этом исповедании веры выразилась великая любовь ап. Петра ко Христу. Поэтому-то Господь так ублажал Петра ( Мф. 16,17–19 ), ибо без любви к Богу наша вера не имеет для нас никакого спасительного значения, почему ап. Павел и сказал, что в деле нашего спасения имеет значение только вера, поспешествуемая любовью. Любовь ко Христу была центром, из коего исходили у ап. Петра все его мысли, чувства, желания, слова – вся его деятельность и вся его жизнь. Характерно, что и в смерти ап. Петра сказалась та же чрезвычайная его любовь ко Христу. Как свидетельствует церковное предание, любовь ко Христу побудила ап. Петра просить своих палачей распять его на кресте вниз головой. Как любил Христа ап. Павел, об этом свидетельствуют собственные слова его, слышанные нами ныне за литургией на апостольском чтении. «Я гораздо более (других апостолов), – говорит он во Втором своем послании к коринфянам, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников... в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор. 1, 23–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Престолов три: в настоящей холодной - в честь св. апост. Петра и Павла и в приделах теплых: в честь Всех Святых и св. муч. Софии, Веры, Надежды и Любови. Прихожан 144 души муж. пола и 158 жен. пола. Земли церковной более десятины. Церковных сумм 700 руб., капитала причтового 2540 руб. Священник Сергей Иоаннович Велихов, на настоящем месте с l882 г., награжден орденом св. Владимира 4 степени в 1896 г.; псаломщик Стефан Петрович Людоговский, на настоящем месте с 1885 г., в стихарь посвящен в 1893 г. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Кирпичная церковь, построенная в 1805 г. И. И. Барышниковым в стиле классицизма. Четверик, завершенный ротондой, с четырёхстолпной трапезной, увенчанной пятью декоративными куполами, и отдельно стоящей колокольней. Приделы Георгиевский (Всехсвятский) и Софии, Веры, Надежды и Любови. Закрыта в 1929 г., сломана колокольня. В 1980-х г.г. частично отремонтирована. Возвращена епархии в 1992 г., но богослужения не возобновлены, пустует. На левом берегу реки Бебри (притока Вязьмы), напротив Иоанно-Предтечева монастыря, возвышается монументальное здание храма, возведенное в честь святых славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое документальное упоминание о храме находим в «Описании храмов Божиих в городе Вязьме» в «Вяземских писцовых книгах князя И. Ф. Волконского за 1627 год». Читаем в них: «Церковь Святых Апостол Петра и Павла древяна клецки, а в ней Икон: Икона местная Святых Апостол Петра и Павла на краске, Икона местная Святаго Великомученика Георгия на золоте, Икона местная Пречистыя Богородицы Одигитрии на празелени, Икона местная Николая Чудотворца Можайскаго на золоте; двери Царские и сень и столпцы на золоте, де Иисус и праздники на празелени; Евангелие напрестольное печать Литовская, Апостол, Октай первага гласу ветх, шесть Миней месячных, два Пролога ветхие во весь год, две Триоди постная и цветная, - письменные, - Полууставье печать Литовская. Колокольница рублена, а на ней четыре колокола, а церковь и в церкви всякое церковное строенье мирских людей приходских, а у той церкви служит Поп Алексей Яковлев, да на церковной земле живет Поп Алексей, вдоль двора его и огорода 24 сажени, поперег 21 1/4 сажен, да по другую сторону к церкве к реке Бебреи евож Попов огород, вдоль 9, поперег 5 сажен, - место дворовое проскурницино вдоль 20, поперег 14 сажен, да тут же подле церкви к посадскому лугу место дворовое тяглое пусто посадскаго человека Юрья Шпилькина вдоль 37, поперег 8 сажен, а ныне тем пустым местом владеет соборной Никольской Поп Никифор Иванов, по данной воеводской Федора Волынскаго, да Ивана Урусова, да дьяка Гавриила Богданова, а данная за ево Гавриловою рукою писана в 1631 году».

http://sobory.ru/article/?object=01010

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010