О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х. Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь. Первые упоминания о празднике восходят k IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви. Иконы апостолов Петра и Павла

http://pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervov...

Господь привел обоих апостолов в Рим, в тогдашний центр цивилизации, чтобы они там приняли мученическую кончину. Мы сегодня прославляем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, обращаемся к ним с молитвой о том, чтобы они помогли нам укрепляться в вере, которую оставили и заповедали нам, в вере, верность которой они засвидетельствовали своим мученическим подвигом». Далее владыка Иларион обратился с поздравлением к епископу Моравичскому Антонию, который через несколько дней будет праздновать 50-летие со дня рождения. Председатель ОВЦС огласил приветственный адрес, в котором, в частности, говорится: «Ваше Преосвященство, дорогой владыка! Сердечно поздравляю Вас с юбилеем. Значительная часть жизненного пути Вашего Преосвященства связана с Русской Православной Церковью, которая в Вашем лице обрела достойного посланника Церкви святителя Сербского Саввы. За долгие годы жизни среди нас Вы стали добрым другом, дорогим и близким сердцу чад нашей Церкви. Из стен обители преподобного Сергия Вы вынесли глубокую, искреннюю любовь к русской богослужебной традиции, к русскому языку и культуре. Познания, обретенные Вами в Московской духовной академии , помогли Вам в несении ответственного послушания во главе воссозданного подворья Сербской Православной Церкви в Москве. Вам удалось возродить славные традиции русско-сербской дружбы, заложенные еще в дореволюционный период. Отеческая забота о духовном окормлении сербской диаспоры в странах канонической территории Московского Патриархата и неустанные усилия Вашего Преосвященства, направленные на всестороннее развитие отношений между Русской и Сербской Православными Церквами, вписали новые страницы в общую историю окормляемых ими единоверных народов. Любовь к церковному благолепию и  ревность по доме Господнем  (Пс. 68. 10) вдохновили Вас на самоотверженные труды по благоукрашению храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, а выдающиеся пастырские качества помогли собрать в нем дружную общину. Благодаря Вашей деятельности как переводчика и писателя нам полнее раскрылись духовные сокровища православного сербского народа, а русское богословие и святыни нашей Церкви стали ближе сербам, которые, соприкасаясь с русской духовной культурой, могут глубже прочувствовать слова преподобного аввы Иустина: Огромен, чудесен, бесконечен рай русской души, ибо огромна, ибо чудесна, ибо бесконечна святость славных святых русской земли (Преп. Иустин Челийский. О рае русской души). Многое Вами сделано для продолжения и нового развития давней традиции обучения сербских студентов в русских духовных школах, с которой связаны имена преподобных Симеона Дайбабского и Севастиана Джексонского, святителей Николая Сербского, Мардария Ускоковича и других сербских святых, учившихся в России.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

Чудеса не всех убеждали, но факт Воскресения не мог не поразить сознание людей и стать свидетельством того, что слова Спасителя — это Божественные слова, Его учение — это подлинное Божественное откровение, а Он — Сын Божий, Христос, Избавитель мира, как свидетельствовал о том в Кесарии Филипповой первоверховный апостол Петр (см. Мф. 16, 16). И для того чтобы люди не поверили в Воскресение, стали распространять слух о том, что ученики украли Его тело. Наверное, мало кто поверил этой совершенно фантастической гипотезе: как можно было украсть тело группе испуганных, измученных людей, которые в страхе бежали с Голгофы? Даже самый верный апостол Петр — и тот отрекся. Как могла эта небольшая группа измученных и испуганных людей извлечь тело, которое охранялось стражей? А законы Римской империи были суровы — тот, кто нарушал закон воинский, тут же умерщвлялся. Невозможно было украсть тело на глазах стражи, отвалив тяжелейший камень. И те, кто говорил, что тело украли, конечно, сознавали свою слабость, да и видели, что людей не убеждают эти лживые слова. И тогда для того, чтобы весть о Воскресении не распространялась, гонение было обращено на самих свидетелей Воскресения — на святых апостолов. И послание Коринфянам, отрывок из которого мы сегодня слышали, свидетельствует о тех страшных испытаниях, через которые прошел апостол Павел: трижды был побиваем палками, пятикратно получил по сорок ударов без одного (см. 2 Кор. 11:24-25). И побивание камнями, и опасные путешествия, и клевета, и кораблекрушения, и пребывание в море почти сутки без всякой надежды спастись во время шторма, и разбойники на дорогах, и гонения от властей, и гонения от лжебратии — в этой жизни как бы не было ничего светлого, не было ничего такого, к чему стремится сознание любого человека. Не было никакой радости земной: пот и кровь, и страдания, и муки, и крыши над головой нет, и средства к существованию — лишь то, что приносила работа, совершаемая апостолом: он кормился, делая палатки. И, несмотря на эту жизнь, исполненную страданий, он нес миру свидетельство о Воскресении — так же, как и первоверховный Петр. Их жизни заканчиваются трагически: Петра распинают вниз головой при императоре Нероне в Риме, а Павла усекают мечом.

http://patriarchia.ru/db/text/1218819.ht...

После 30-летнего перерыва было решено возобновить деятельность Петропавловского прихода. С этой целью летом 2003 года в Гонконг я и был направлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия. — Прежний храм был закрыт. Где же вам приходилось совершать богослужения? — Первый год службы проводились в помещении прихода Св. апостола Луки с благословения его настоятеля митрополита Никиты (Константинопольский патриархат). Затем приход Петра и Павла арендовал помещение на улице Queen’s Rd East, где начались регулярные службы. В январе 2008 года в знак преемства между старым приходом и восстановленным новым храму была возвращена из Австралии храмовая святыня — икона первоверховных апостолов Петра и Павла. Ее привез и передал священник Игорь Филяновский — настоятель Свято-Троицкого прихода города Мельбурна. 6 октября 2008 года приход в честь Святых апостолов Петра и Павла в Гонконге был официально восстановлен решением Синода РПЦ. В настоящий момент храм Петра и Павла находится в новом постоянном помещении по адресу 32, Des Voeux Road West. — Чем живет община? Из кого она состоит? — Сегодня наш приход — международный и миссионерский, его прихожане — гонконгцы, русские, украинцы, европейцы, американцы. В богослужении мы используем славянский, английский и китайский языки. В 2007 году приход основал Центр русского языка, программы которого включают преподавание русского языка как иностранного, а также русского языка как родного. В декабре 2014 года у нас произошло знаковое событие: прихожанин храма Петра и Павла Анатолий Кунг был рукоположен в диаконы, а затем в священники. Таким образом, отец Анатолий стал первым в истории священником-гонконгцем и первым священником — коренным китайцем за последние 60 лет. — Как функционируют православные общины в остальном Китае? — В Китае официально существуют четыре общины Китайской Православной Церкви, только в одной из них есть молодой китайский священник и совершаются регулярные богослужения. В крупных городах (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь) действующих православных храмов нет, хотя они существовали и храмовые здания частично сохранились. Проблема в том, что разрушились сами общины. За десятки лет без служб и духовенства народ утратил быт приходской и богослужебной жизни, хотя и сохранил веру. Прихожане официальных открытых храмов — в основном потомки смешанных браков. Их родной язык уже китайский, однако многие помнят о своих русских корнях. Тем не менее, перспектива православия в Китае, возможно, только китайская, поскольку русское меньшинство неизбежно ассимилируется, а проповедь и миссионерская деятельность иностранных священников (например, русских) в КНР не разрешена. Все это создает некоторые сложности на пути нормализации положения Православной Церкви в Китае, главной проблемой которой сегодня, на мой взгляд, является отсутствие православной среды, из которой могло бы выйти местное духовенство. Думаю, без помощи Русской Православной Церкви нормализация положения Православной церкви в Китае невозможна.

http://pravoslavie.ru/95976.html

Православная Церковь называет апостолов Петра и Павла первоверховными. Празднику святых апостолов Петра и Павла в Православии предшествует пост Апостольский (Петров пост), который в Беларуси, как отмечали этнографы в XIX в., соблюдался весьма строго. А 29 июня в городах и местечках Беларуси устраивались самые крупные ярмарки: в Минске, Могилеве, Пинске, Борисове, Шклове, Турове, Лоеве, Бешенковичах и др. 285 День этот был праздничным, крестьяне, несмотря на обилие работ по хозяйству, не работали. В белорусском фольклоре сохранилось немало преданий о наказании святыми тех людей, которые не соблюдают запрет на работу в праздничные дни. По свидетельствам этнографов, в день святых апостолов Петра и Павла на деревенских улицах нередко можно было встретить людей, распевавших «песни благоговейные». Эти песни к церковным праздникам в Беларуси слагались и составлялись в сборники на протяжении XVI–XVII вв. Они были широко распространены среди православного населения до начала XX в. 286 Такие песни звучали и на церковных службах, и в домах, и на улицах. В день святых Петра и Павла церкви и костелы всегда были заполнены верующими. В Минске православная Петропавловская церковь была построена в 1612 г. на улице Юрьевской (современная Раковская), на трех участках земли, которые жертвовала на строительство «пани маршалковае» Друцкая-Горская. Первоначально храм был деревянным, но предположительно в 1620–1630-е годы был перестроен в камне. В 1795 г. церковь стала храмом Святой Екатерины, а в 40-е годы XX в. храм был снова переосвящен во имя святых апостолов Петра и Павла 287 . В Гомеле своей оригинальной крестово-купольной композицией выделяется Свято-Петро-Павловский собор, возведенный в 1808–1818 гг. по проекту Дж. Кларка, при участии и руководстве графа Η. П. Румянцева и освященный в мае 1824 г. Помимо купола, здание украшают шестиколонные портики дорического стиля 288 . Святым первоверховным апостолам посвящены церкви и в деревнях Волевка (Новогрудский район Гродненской области, 1736 г.), Большие Жуковичи (Кореличский район Гродненской области, 1745 г.), Озеро (Узденский район Минской области, 1838–1840 гг.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны были всему Пскову и окрестностям крестные ходы, которые устраивались по воде в летнее время. К престольному празднику Верхнего острова – дню первоверховных апостолов Петра и Павла в Талабск приплывали иконы из Спасо-Елеазаровского монастыря, находящегося на берегу в семи верстах от Талабска. Вот как описал это торжество бытописатель прежних времен: «Крестный ход на лодках представляет живописную картину. Каждая лодка старается пристать к берегу; по нескольку человек садятся на одно весло, которые нередко от большого усилия ломаются. В это время перегнать лодку на ходу считается делом приятным. Празднество продолжается не менее трех дней». 16 И во время поселения на острове старца Николая обычай водных крестных ходов сохранился, только совершались они не от Спасо-Елеазаровского монастыря, который в годы советской власти был закрыт, 17 а от Пскова. Вот как описал эти крестные ходы давний сомолитвенник старца Николая – протоиерей Иоанн Миронов: «На Петров день здесь по обыкновению шел крестный ход из Пскова с Спасо-Елеазаровской иконой. На этой иконе Спаситель изображен в митре с крестом. Икону несли до берега Псковского озера, к переправе на остров, чтобы сесть на катера. А местные жители встречали икону на своих лодках, двигаясь по озеру с хоругвями. Это было незабываемое торжество Православия!» 18 Храм святителя Николая Чудотворца на Талабском острове впервые упоминается в писцовых книгах в 1585 – 1587 годах, где говорится, что одно пустое дворовое место «под церковку подошло». Первый храм был деревянный и строился местными жителями, которые, как и теперь, были рыбаками. Во время нападения шведов в 1703 году сильно пострадал Верхнеостровский монастырь, основанный около 1470 года в честь первоверховных апостолов Петра и Павла преподобным Досифеем Верхнеостровским, память которого совершается 8/21 октября. Вероятно, тогда же пострадал и Никольский храм на Талабске. В 1792 году построен каменный храм. Он строился по традиции из известняковой псковской плиты. В храме до сегодняшнего дня сохранились фрески письма неизвестного автора. Престола в церкви два: во имя святителя и чудотворца Николая и во имя Смоленской иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Мы славим первоверховных апостолов за великие подвиги, которые они совершили. Мы прославляем святого апостола Петра как камень веры, как человека, который от самого начала и до самого конца был предал Господу Иисусу Христу. И хотя в тяжелые дни испытания он отрекся от Господа, свое отречение он искупил подвигом всей последующей жизни. А апостола Павла мы прославляем как человека, который заложил основы христианского богословия. Мы читаем его послания в Новом Завете. Они не очень просты для понимания, и уже апостол Петр говорил, что в этих посланиях есть нечто неудобовразумительное, то, что некоторые извращают к собственной погибели. Но в наши дни, помимо самих этих посланий, есть многие толкования, которые облегчают нам понимание того, что говорил апостол Павел. Толкования на послания апостола Павла написал, в том числе, святитель Феофан Затворник, Вышенский, чью память мы сегодня совершаем по старому стилю. Святитель Феофан в свою эпоху был человеком, который очень тщательно и очень последовательно изучал Священное Писание. Он не только прочитал, но и истолковал все без исключения послания апостола Павла. Если мы хотим понять, что говорил апостол, что он имел ввиду, то можем обращаться к этим замечательным толкованиям, которые раскрывают для нас смысл апостольских слов. Будем обращаться к наследию святых апостолов и просить у них вразумления, дабы всем нам понимать, Кто такой Иисус Христос, зачем Он пришел в этот мир, а самое главное — для чего Он нужен нам. Оба первоверховных апостола так же, как и другие апостолы и святые отцы и учители Церкви, научили нас, что Господь Иисус Христос есть Бог воплотившийся. Это Бог, Который стал человеком, Он пришел для того, чтобы жить с нами и жить в нас. И всякий раз, когда мы приходим в храм Божий на Божественную литургию, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, Сам Господь Иисус Христос невидимо, но ощутимо входит в наше тело, Его кровь становится нашей кровью, а Его Тело становится частью нашего тела. И Господь изнутри просвещает нас Своей благодатью, помогает нам идти по жизни, нести крест, который Он на нас возложил, и безропотно переносить страдания и испытания, которые выпадают на нашу долю.

http://patriarchia.ru/db/text/5462509.ht...

22 липня 2007 р. 16:49 23 июля — день памяти преподобного Антония Печерского [Стаття] Основанная преподобным Антонием обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон. 17 липня 2007 р. 23:35 18 июля — день памяти преподобного Сергия Радонежского [Стаття] Архимандрит Кирилл (Павлов). Многоплодный вертоград. Слово на обретение мощей Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 11 липня 2007 р. 22:35 12 июля — праздник в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла [Стаття] «Апостолы Петр и Павел». Поучительное слово блаженного Августина Иппонского в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 7 липня 2007 р. 20:01 7 июля — рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна [Стаття] О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас». 1 липня 2007 р. 17:00 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского [Стаття] 19 июня (2 июля) исполняется 400 лет со дня преставления первого Российского Патриарха святителя Иова Московского. 26 января 1589 года по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II Митрополит Иов в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В 1590 году на Соборе восточных иерархов была утверждена и каноническая самостоятельность Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/items/1264/p...

В связи с этим в учении Ап. Петра занимает весьма видное место идея Божественного предвидения и предустановления (самое слово πργνωσις, проразумение, предвидение, кроме речей и послания Ап. Петра – Деян 2:23 ; 1Пет 1:2, 20 – в Новом Завете нигде больше не встречается). И в речах своих, и в посланиях Ап. Петр весьма часто говорит о предустановленности того или иного события новозаветного ( Деян.1:16, 2:23–25, 3:18–20, 21, 4:28, 10:41, 42 ; 1Пет. 1:1, 20 ). Но в отличие от Ап. Павла, во всей полноте развившего учение о предопределении ( Рим 8, 9, 11 ), Ап. Петр, не давая теоретического выяснения идеи Божественного предвидения и предопределения, предлагает самое обстоятельное раскрытие о фактическом обнаружении Божественного предвидения и предопределения в истории – о пророчестве. Учение о пророчестве, о вдохновении пророков Святым Духом, об откровении им тайн Божиих, о самодеятельном проникновении их в эти тайны и т. д. – раскрыто у Ап. Петра с такою полнотою и ясностью, как ни у одного из священных писателей, – и это учение одинаково нашло свое выражение и в посланиях, и в речах ( 1Пет 1:10–12 ; 2Пет 1:19–21, 3:2 , см. Деян 1:16, 2:30–31, 3:18–24, 4:25, 10:43 ). Это близкое совпадение в духе, направлении и основных пунктах учения между речами и посланиями Ап. Петра, равно как и между особенностями содержания и известными из Евангелия характерными чертами личности в деятельности Ап. Петра, дает убедительное доказательство принадлежности двух Соборных посланий тому же великому первоверховному Апостолу Петру, речи которого записаны и в книге Деяний св. апостолов, именно в первой части этой книги ( Деян 1–12 ). После речи на апостольском Соборе ( Деян 15:7–11 ), дальнейшая деятельность св. Петра делается достоянием церковных преданий, не всегда достаточно определенных (см. Чет.-Мин. Июня 29). Что касается теперь первоначального назначения и первых читателей I Соборного послания Ап. Петра, то Апостол пишет свое послание избранным пришельцам рассеяния ( κλεκτοις παρεπιδμοις διασπορς) Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы слышим в Евангелии о том, как Господь три раза призывал апостола Петра. Первый раз это произошло через его брата Андрея, который был учеником Иоанна Крестителя. Андрей стоял с еще одним учеником (предположительно Иоанном Богословом, автором четвертого Евангелия) и слышал, как Иоанн Креститель, указывая на Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29), и эти два ученика последовали за Иисусом. Затем Андрей нашел своего брата Петра и сказал: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин. 1:41), и привел Петра к Иисусу. Когда Спаситель увидел Петра, Он сказал: «Ты Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:42). Это была первая встреча Петра с Иисусом, согласно Евангелию от Иоанна. В Евангелии от Луки мы читаем другую историю: Господь Иисус Христос подошел к Галилейскому озеру, увидел там рыбаков, которые трудились много часов, но ничего не поймали. И Христос сказал им: «Закиньте сети свои для лова», а те ответили: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк. 5:4-5), но Господь вновь настойчиво призвал их закинуть сети. Они сделали так и поймали такое множество рыбы, что сеть стала прорываться. Для Петра, профессионального рыбака, это было чудо, которое сразу явило ему силу Спасителя. И он в лодке, припав к коленям Иисуса, сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). И, наконец, третий раз это то, о чем мы читаем в Евангелиях от Матфея и Марка: проходя близ моря Галилейского, Иисус Христос увидел двух братьев Петра и Андрея, и сказал им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19; Мк. 1:17). И они последовали за Иисусом, не зная, куда Он их поведет, не зная, что их ожидает. Последовали потому, что Он их призвал, и какая-то сила Божия привлекла их к этому необычному человеку. Петр упоминается в Священном Писании Нового Завета в общей сложности 110 раз под разными именами чаще всего под именем Петр, иногда с именем Симон и несколько раз под именем Кифа, что, собственно, то же самое, что греческое имя Петр, но на еврейском языке. И на том, и на другом языке это имя означает «камень» или «скала».

http://patriarchia.ru/db/text/4964764.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010