Вследствие тесноты этого помещения, была устроена на берегу заводскаго пруда временная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла, которая и была освящена 4 ноября 1856 года по благословению архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго Неофита. Настоящий Петро-Павловский православный храм в Черно-Источинском заводе – каменный; заложен 17 Сентября 1856 года во имя преподобнаго Андрея Критскаго, по благословению того-же высокопреосвященнаго Неофита. Построен храм иждивением заводовладельцев Демидовых, уплативших подрядчику за постройку 24 000 рублей ассигнациями. В 1862 году 22 Октября после литургии были перенесены из временной церкви св. антиминс и вся утварь, оставшаяся после сгоревшего деревянного храма; подняты были колокола. 28 Октября сего (1862) года вновь устроенная церковь была освящена, по благословению высокопреосвященнаго Неофита, архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго, благочинным Алексием Карпинским, - но на старом антиминсе, во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм однопрестольный. Никаким перестройкам и капитальным ремонтам не подвергался. Иконостас в храме 3-х ярусный, завершается аркою, украшенною золоченой резьбой. Часовен в приходе нет. Кроме обычных, бывает крестных ход 6 августа; установлен в 1838 году, по какой причине, неизвестно; первоначально совершался на гору, находящуюся близ завода; но вследствие насмешек, каким подвергались православные во время этого хода со стороны раскольников, живших в этой части завода, решено было в 1892 году ходить на другую гору, находящуюся в самом заводе, в православной части заводского населения, и по улицам этой части завода. Причт Перто-Павловской Черно-Источинской церкви состоит из 1 свящ., 1 диакона и 1 псаломщика. Церковных домов для причта 1. Церковно-приходского попечительства при церкви нет. В приходе Петро-Павловской церкви Черно-Источинскаго завода существует церковно-приходская школа, смешанная, открыта в 1897 году; здание принадлежит церкви. В заводе находится также Черно-Источинское земское училище, смешанное; открыто в 1872 году. Материал из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " , 1902 г.

http://sobory.ru/article/?object=11107

За 20 лет своего существования церковь обветшала, и её пришлось закрыть и разобрать. Вскоре в городе построили кафедральный Александро-Невский собор, в который передали колокола, церковную утварь и ризницу деревянной церкви. Однако жители города пожелали возродить Петропавловский храм, и в 1866-1870 годах там, где находилась старая деревянная церковь, вновь закипела стройка. Проект нового храма разработал малоизвестный в то время петербургский архитектор Константин Евграфович Лазарев (1806-1878). Неравнодушные жители собрали для этих благих целей 32 000 рублей, ещё 23 000 выделил Синод. Строительство продвигалось довольно быстро, но до 1870 года продолжались отделочные работы. Восхищал своей красотой великолепно исполненный мастером Зайцевым храмовый иконостас с иконами византийского стиля. Здание храма было возведено в стиле классицизма с элементами древнерусского зодчества в виде креста, вытянутого с запада на восток, с высокой шатровой колокольней в так называемом русско-византийском стиле. Белокаменные наличники обрамляли высокие окна. Верхнюю часть здания украшал ступенчатый карниз. Венчал здание барабан с 12-ю полуциркульными окнами. Купол имел форму " луковицы " чёрного цвета. При входе в храм устроена паперть, над которой взметнулись к небу два яруса колокольни. Петропавловский собор строился при правящем архирее Таврической епархии архиепископе Гурии (Карпове). Архиепископ Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867 по 1882 год, неоднократно совершал в соборе Петра и Павла богослужения. Собор, освящённый во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, имел два придела - в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и в честь преподобного Серафима Саровского. 16 августа 1870 года в соборе провели первую службу. В 1868 году, когда ещё продолжались отделочные работы, при соборе открылись церковно-приходское попечительство и два училища - мужское и женское. В 1890 году церковный двор был обнесён ажурной металлической оградой, а в самом дворе посадили декоративные деревья и кустарники. Территория вокруг Петропавловского собора и площади с западной стороны от храма, постепенно застраивалась невысокими домами. Это было особым условием: здания не должны быть выше дома Божьего. В 1902-03 гг, на средства, собранные церковным старостой С. И. Абрикосовым, художники расписали основной купол и плафоны остальных куполов собора. В самом центре был изображён Господь Саваоф в окружении Небесных Сил. Стены были расписаны цветочным орнаментом. По поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. После этого полные энтузиазма молодые художники ещё почти 2 года занимались росписями стен, нанося на них восхитительные по исполнению орнаменты и медальоны, чем превратили храм в настоящую жемчужину. В 1924 году советские власти переименовали улицу Петропавловскую, на которой стоял собор, в Октябрьскую.

http://sobory.ru/article/?object=01385

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Храм апостолов Петра и Павла был возведен в 1816 г. в ознаменование Победы России в Отечественной войне 1812 г. и является объектом культурного наследия регионального значения. Весной 1934 г. храм лишился колоколов и крестов, летом 1939 г. был закрыт. В 1950-е г.г. под предлогом нехватки строительных материалов началась разборка церкви, однако стены не поддавались демонтажу. Смогли разобрать (уничтожить) колокольню и паперть. В период 1960-1990-х г.г. храм разрушался под воздействием неблагоприятных погодных условий. Были утрачены фрески в интерьере, обрушилась крыша трапезной и своды внутри здания. Строение признали аварийным. В 2010 г. жители села Верх-Ушнура организовали и зарегистрировали приход первоверховных апостолов Петра и Павла. А так как храм являлся памятником истории и культуры и приближался 200-летний юбилей Победы Русской армии над Наполеоном в 2012 г., епархия подала заявку на включение объекта в Федеральную целевую программу «Культура России» для получения средств на ремонтно-реставрационные работы. В 2012 г., в год 200-летнего юбилея Победы Русской армии в войне с Наполеоном, была подана заявка на финансирование реставрационных работ по храму в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». В результате по этой программе были проведены проектные и ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия. Финансирование реставрационных работ производилось в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и Государственной программы «Развитие культуры и туризма». В 2012-2013 г.г. специалистами ООО «Дизайн» выполнена разработка проектной документации для дальнейшей реставрации. В 2014 г. подрядной организацией ФГУП «Межобластное научно-реставрационное художественное управление» произведены противоаварийные и реставрационные работы: укреплены кирпичные своды трапезной, четверика и алтаря, а также архитектурные детали; проведена реставрация кровельного покрытия трапезной, четверика и алтаря, установлены окна (наружные) на фасадах.

http://sobory.ru/article/?object=26280

О судьбе Лужков в эпоху Смутного времени сведений не сохранилось. Из писцовой книги сел Московского уезда 1623 года известно, что здесь стоял " храм Никола Чудотворец деревян клетцки, а в нем образы и свечи и книги и на колокольнице колоколы все мирское строенье; да на церковной земле; во дворе поп Клементей, да на том же дворе поп Богдан; во дворе дьячок Гаврил-ко; во дворе пономарь Сенка Михайлов; во дворе просвирница Дарьица; да три кельи нищих, питаютца от церкви Божии пашни паханые церковныя середния земли две чети в поле: да в селе двор монастырский, в нем живут монастырские детеныши, 6 дворов крестьянских и 8 дворов бобыльских, людей в них 18 человек " . Видимо, этот деревянный храм через некоторое время сгорел или пришел в ветхость, но вскоре был возобновлен, поскольку в 1655г. в книгах Патриаршего казенного приказа значилась в качестве вновь прибывшей " Церковь Николы Чудотворца в вотчине Чудова монастыря в селе Лушках, у речки Истры " . В 1730 году вдова стольника Аграфена Феоктистовна Ладыгина подала прошение, в котором писала, что при никольской церкви села Лужков " имеется ныне приходских дворов со сто и болши и за утеснением деревянной церкви приходских людей ныне по обещанию моему желаю я на том же церковном кладбище близ тоя же деревянныя церкви над гробами родителей своих построить вновь каменную церковь во имя Святых Верховных апостолов Петра и Павла, а деревянную вышеписанную церковь для зимнего времени в теплую определить " . Вскоре после начала строительства А.Ф. Ладыгина скончалась и строительство было законченно ее душеприказчиком действительным статским советником А.А. Кропотовым. В 1934 году он подал прошение, в котором сообщил, что церковь постройкой окончена и просил об ее освящении, на что 6 сентября 1734 года последовал указ; " Большаго Успенскаго собору протопопу Никифору Иванову с братьею велено: буде оная каменная церковь выстроена и со всем принадлежащим святой церкви благолепием убрана, освятить во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. "

http://sobory.ru/article/?object=00812

Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты. Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству. Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность. После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3 400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома. В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края.

http://sobory.ru/article/?object=09605

Храм сей не мог бы быть построен, если бы не инициатива добрых людей. Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Светлана Владимировна, за Вашу инициативу, за Вашу поддержку этого строительства, и пожелать Вам и Вашему супругу, президенту Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву доброго здоровья, успехов в многотрудном служении и помощи Божией на всех путях Вашей жизни. Я хотел бы также сердечно поздравить министра обороны, главкома Военно-морского флота Высоцкого Владимира Сергеевича, всех тех, кто представляет сегодня на этом богослужении подводный флот России, с этим замечательным событием. Действительно, в этом месте мы можем молиться об упокоении тех, кто жизнь свою положил за Родину, служа в подводном флоте. Мы будем также молиться о тех, кто несет боевое дежурство на кораблях российского флота, подводного российского флота, за их семьи, которые вместе с мужьями, с братьями, с отцами разделяют и духовно сопереживают все сложности этого ответственного служения Отечеству. Святейший Патриарх Кирилл преподнес в дар храму иконы Порт-Артурской Божией Матери и праведного воина Феодора Ушакова, а также передал от имени полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко ковчег с частицами мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые были привезены из Рима. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил церковные награды потрудившимся в созидания Петропавловского храма. За помощь в созидании храма Святейший Патриарх Кирилл наградил заместителя главы Администрации президента России А.Д. Беглова орденом преподобного Серафима Саровского II степени, а министра обороны России А.Э. Сердюкова орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Затем А.Д. Беглов вручил государственные награды настоятелю храма свв. апп. Петра и Павла протоиерею Михаилу Петропавловскому и помощнику председателя Государственной Думы РФ А.Г. Захватову, который является ктитором храма. В дар новоосвященному храму Светлана Медведева передала икону апостолов Петра и Павла, а губернатор Валентина Матвиенко — икону святителя Николая Чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/811976.htm...

А разве Иоанна Предтечу Церковь не называет " Ангелом пустыни " ? А разве первоверховные апостолы, по тому же Ареопагиту, не считаются, наравне с епископами, " Ангелами Церкви " ? Более чем... Оттого круг и ограничен тремя человеческими личностями, стоящими в церковной иерархии выше других людей. Упреждая вопрос о Божией Матери, следует отметить, что она не входит в указанный круг, ибо Она выше небесных сил: " честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим " . А потому к Ней данный прием и не применялся. Идея живописного акцента на ноге могла возникнуть не только из " Небесной иерархии " Ареопагита, а, к примеру, хотя бы из тропаря: " Пророче и Предтече приШЕСТВИЯ Христова " , из евангельского ХОЖДЕНИЯ по водам Петра, из молитвы ап. Павлу, где ему присваивается эпитет " землю ОБШЕДЫЙ " . Не забудем, что нога по-древнерусски называется " ходило " . Редко, но иногда, в отличие от Иоанна Предтечи и Петра, ап. Павла писали в Деисисе и без этого акцента, отдавая, вероятно, апостольскую " пальму первенства " Петру как камню, на котором Господь создал свою Церковь. Впрочем, иконописец " Молящихся новгородцев " предпочел больше выделить Павла. Спрашивается, почему изографы избегали цветом вычленять телесную часть ноги - стопу, а считали за лучшее делать упор на гиматии? Лишь по одной причине: тогда прием работал бы прямо в противоположном направлении, т.е. уничижительно или антиисторично. У все того же Дионисия на житийной иконе " Митрополит Алексий " из Успенского собора Московского Кремля в завершающем клейме " Исцеление " чернец Наум представлен с усохшей ногой, которая отличается по цвету от здоровой. В то время употреблялся глагол " целоноговати " , означавший - ходить прямо здоровыми ногами. У свв. Иоанна Предтечи, Петра и Павла ноги, как мы знаем, были здоровы. Употребление приема чаще всего в Деисисе имело под собой основание. Поскольку " жидовствующие " не признавали " прообразовательный смысл в свидетельствах Ветхого Завета " , постольку они считали пророчества еще не сбывшимися, а лишь подлежащими исполнению. Из чего следует, что еретики не считали Христа Мессией и Сыном Божиим - Второй Ипостасью (Св. Троица ими отвергалась). А Деисис - прежде всего изображение Страшного Суда. Потому здесь изографы и пытаются напомнить христоборцам о Судном Дне, когда они предстанут пред Тем, Кого отвергали.

http://pravoslavie.ru/211.html

- Батюшка, почему в христианской традиции имена апостолов Петра и Павла всегда связывают вместе? Почему, например, не Павел и Иоанн? И храмы на Руси непременно Петра и Павла, и город - Петропавловск, и крепость - Петропавловская? - Именно Петра и Павла называют первоверховными апостолами, ибо они сделали больше других в деле созидания Церкви христианской. После Воскресения Христова, на Троицу, именно Пётр поднялся на кровлю дома и говорил о Распятом Христе и Его Воскресении. Пётр проповедовал в Иудее и далее в Риме. Он сам воочию видел Воскресшего Христа, и потому люди верили ему. А вот Павлу дано было Господом нести Слово Божие язычникам. Сколько земель исходил он своими ногами!.. Что давало им силы? - Вера! Знаете, ведь любое хорошее дело можно испортить, если делать его нерадиво, неумело и неумно. В нашей жизни нередко так и происходит. Мы высказываем замечательные мысли, идеи, придумываем правильные законы, но когда дело доходит до их исполнения, частенько делаем это не по совести, а по лукавству или кое-как. И хорошее дело отмирает на корню. Не так действовали апостолы. Христос поручил им ходить по странам, городам и весям, проповедовать о Триединстве Бога, о распятии и Воскресении Сына Божиего Христа, об обретении людьми утраченного богоподобного бытия. В Иудее, где люди воспитывались из поколения в поколение, что Бог есть дух и Он непредставим, такая проповедь могла закончиться для апостолов лишением свободы, даже казнью. В языческих же странах было так много богов, что появление ещё одного никого особо не взволновало, и Христа там почитали наряду с другими богами. Можно представить, сколь сложно было проповедовать апостолам, которые не имели ни власти, ни силы, ни богатства, ни богословского образования. Но у них было пламенное желание послужить Тому, Кто пришёл к ним и открыл им истину о смысле человеческого бытия. И несмотря на гонения, угрозы и самую смерть - шли и делали своё дело до конца. Апостолы - а их было чуть меньше ста - сделали так, что весь мир узнал о том, что Сын Божий приходил на землю и принёс новый закон. Они нашли себе таких учеников, таких последователей, которые из века в век несли учение Христа. Ведь тогда не было ещё ни Евангелия, записанного на бумаге, ни других христианских книг, которые можно было бы читать и раздавать людям, - это всё появилось позже. Было только Слово. А каков результат! «По плодам их узнаете их...» (Мф.7,16). Значит, и мы с вами должны веровать, трудиться, молиться и жить так, чтобы, видя нашу веру и наши дела, люди прославили Отца нашего Небесного.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

На полпути между морем и монастырем стоит высокая и величественная башня, построенная в XVI веке на деньги упомянутого молдовского господаря Рареша. Вся жизнь монастыря, всякое движение в нем, совершается под надзором и покровительством первоверховных апостолов Петра и Павла. Им посвящен центральный храм, кафоликон, где в день их празднества, 29 июня, совершается великое торжество. А на устах монахов-каракалитов то и дело непроизвольно возникают слова песнопений, обращенные к двум святым покровителям: «Киими песненными добротами воспоем Петра и Павла, благоразумия криле...». Весь храм покрыт изнутри великолепными фресками XVIII века. Большой ценностью считается икона кисти Константина Палеокапаса, изображающая в строгой византийской манере апостолов Петра и Павла, обнимающих друг друга. Выдающимся произведением является и икона Двенадцати апостолов, созданная знаменитым иконописцем иеромонахом Дионисием. В тяжелых обстоятельствах, при особой нужде приходят монахи и к иконе Богородицы «Скоропослушница», обладающей благодатью чудотворения. «Всяк бо, притекший к Тебе с верою, не отыде от лика Твоего тощ и не услышан...». Царские врата кафоликона, которые изготовлены мастером Феофаном в 1562 году, также считаются произведением, обладающим особой художественной ценностью. В библиотеке монастыря помимо новейших изданий можно найти и древние кодексы, написанные как на бумаге, так и на пергамене, причем достойны внимания и их количество, и их ценность. Здесь хранятся и мощи святых, «честнейшие многоценных камней и славнейшие превыше злата», из числа которых, например, стоит упомянуть главу апостола Варфоломея, главу святого Иоанна Златоуста , часть мощей великомученика Меркурия. Особо почитаются мощи преподобного новомученика Гедеона, духовного воспитанника монастыря. Кроме того, здесь хранится в серебряном футляре частица Честного Креста Господня, а также шлем и меч великомученика Меркурия. В этой атмосфере, где так сильно ощущается присутствие стольких святых, в окружении их икон, реликвий, воспоминаний, не может не получить развития жизнь в своем стремлении к святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые апостолы, созидая Церковь, изменили лицо человеческого рода, и сегодня продолжение апостольского служения совершается в основанных ими христианских общинах — в Церкви Божией. И Русская Православная Церковь, сознавая величайшую ответственность пред Богом, пред святыми апостолами, перед основоположниками русского Православия, пред святыми угодниками, святителями, преподобными, мучениками, что трудились на земле нашей, со смирением, полным сознанием своего несовершенства и слабости, которые привносятся в жизнь Церкви человеческим фактором, продолжает то служение, которое Господь вручил апостолам, а они — своим преемникам. Сегодня великий день — прославление первоверховных апостолов Петра и Павла. И наша молитва к ним сегодня о том, чтобы Господь их предстательством укрепил Церковь нашу в правоверии, в единомыслии, в духовной силе, сделал способной откликаться на боль, скорбь, страдания современного человека. И как это важно, особенно сегодня, пока еще бушует пандемия страшной болезни в нашей стране и в большей части мира! Как важно, чтобы Церковь не прекращала своих богослужений, совершала таинства, помогала людям, духовно поддерживая их и укрепляя в прохождении через это тяжелое и опасное жизненное испытание! Верим, что Господь не оставит Церковь Свою Вселенскую Православную, не оставит Он и нашу Церковь, исповедницу и мученицу, не оставит Он и народ наш, несмотря на те трудности и испытания, через которые сегодня мы все проходим. Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла да хранит Господь Церковь — наследие Божие, да хранит Господь Русскую Православную Церковь — часть Церкви Вселенской, а через нее весь наш благочестивый народ. Аминь. Рейтинг: 9.7 Голосов: 63 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Николай 13 июля 2020, 08:03 «О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». Елена 13 июля 2020, 07:23 Святые Первоверховные Апостолы Пётр и Павел молите Бога о нас! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/132559.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010