Тогда святые отцы пришли с иноками разных монастырей и отворен был вход в келью. Святое тело вынесено было наружу и положено было как драгоценность. Когда святые отцы намащали его миррою, то узнали, что это женщина14. Они хотели скрыть это, но народ узнал, и все восклицали: " Слава тебе, Господи Иисусе, что у Тебя есть сокровенные на земле не только мужи, но и жены " . Молва распространилась всюду, и все монастыри девственниц пришли, как из Иерихона, так и с Иордана, со свечами, лампадами и гимнами. Святые останки с честью похоронены были св. отцами. Так, очищенная водами крещения, Пелагия в четыре года самоотверженной жизни настолько возвысилась, что еще при жизни творила чудеса. По времени илиопольского пастырства св. Нонна надобно положить, что св. Пелагия скончалась не позднее 461 г. Западный паломник Антонин в 600 г. видел мощи св. Пелагии. Русский игумен Даниил в XII в. писал: «На горе Елеонстей есть печера глубока вельми, близ Вознесения Господня, на полдень лицем и в той печере гроб святыя Пелагия блудницы». Инок Зосима в 1420 г. говорил: «Вторая церковь (на горе Елеонской) мала, в ней же Пелагия блудница и гроб ее от стены яко локоть и оле чудо! кто хощет проидти мимо гроба ея, она не пускает, аще не достоин».     Св. Мария–египтянка   Мария Пустынная — образец равноангельской жизни. В одном из палестинских монастырей славился строгой жизнью инок Зосима, при императоре Юстине–старшем (518–526 гг.), в окрестности Кесарии. Он известен был даже по чудесам и по дару прозорливости. Он 50 лет прожил в своем пустынном уединении и, однако, желал видеть образцы высшей жизни для своего назидания. В одно время человек Божий говорит ему: «Чтобы видеть, какие есть другие пути спасения, иди в Иорданский монастырь». Зосима отправился в указанную обитель. «Для назидания пришел я», — сказал он иноку–привратнику. «Пусть внимает каждый себе, — отвечал тот, — и трезвым смыслом совершает дела при помощи Божией; но так как любовь твоя захотела видеть нас, смиренных, поживи с нами». Зосима скоро убедился в строгой жизни старцев обители. Они постоянно заняты были то псалмопением, то рукоделием; праздное слово не выходило из уст их. Ни о доходах, ни об удобствах жизни не заботились, заботились только об умерщвлении тела. Поучение в слове Божием составляло для них самую приятную пищу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

Пелагий старался высказывать свои мысли в общепринятых выражениях, избегая прямого столкновения с церковью. Однако его ближайший последователь Целестий довел дело до разрыва с церковью. В 411 г. Пелагий с Целестием прибыли в Африку. Пелагий, съездив к Августину и дружелюбно им принятый, отправился в Палестину, а Целестий остался в Карфагене, открыто высказал свои взгляды и был в 412 г. собором отлучен от церкви. Пелагий же приобрел доверие палестинских епископов и был оправдан ими (на двух местных соборах, в Иерусалиме и Диосполе) в 415 г. по обвинению, возбужденному против него Иеронимом и прибывшим из Африки пресвитером Павлом Орозием (см. о нем прим. 100). Главным обвинительным пунктом было утверждение Пелагия, что всякий человек легко может быть безгрешным, если только захочет. Пелагий отвечал: «Да, я говорил, что можно быть безгрешным, но не говорил, что это возможно без помощи Божией». Его объяснения признали удовлетворительными, но окончательное решение дела было предоставлено римскому папе. Пелагий отправил ему свое исповедание веры, в котором обходил сущность спорного вопроса. Между тем в Африке продолжалась сильная борьба против пелагианства. Новый собор в Карфагене (416 г.), распространив осуждение Целестия и на его учителя. Пелагия, обратился к папе Иннокентию I за подтверждением своего приговора, которое и получил. Оправдательное послание Пелагия к папе было рассмотрено преемником Иннокентия, Зосимой, к которому обратился также и Целестий, прибывший в Рим. Заявление Целестия вместе с благовидными богословскими толкованиями Пелагия побудило папу обратиться к африканским епископам с посланием в пользу обвиняемых. Но африканцы не уступали. На нескольких соборах, и окончательно в 418 г. на consilium generale в Карфагене, с участием испанских епископов, они объявили, что приговор папы Иннокентия был окончательным и отменен быть не может. После некоторого колебания Зосима отказался от своего заступничества. Указом императора Гонория в 419 г. были предписаны обычные меры против основателей и приверженцев новой ереси, а папа объявил об ее осуждении в послании ко всей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В восьмой день, когда надлежало снять белые одежды, встав ночью, чего не знали мы, сняла она одежду крещения своего и оделась во власяницу и подрясник святого епископа Нонна и с того времени исчезла из города Антиохии. Святая Романа плакала о ней, но святой Нонн утешал ее и говорил: “Не плачь, дочь, а радуйся: Пелагия избрала добрую долю, подобно Марии, которую предпочел Господь Марфе”. Пелагия ушла в Иерусалим и устроила себе келью на Елеонской горе, где молился Господь. Епископы отпущены были каждый в свой город. Спустя три или четыре года захотелось мне, диакону Иакову, сходить в Иерусалим для поклонения воскресению Господа нашего Иисуса Христа, и я выпросил у епископа моего дозволение на путь. Отпуская меня, сказал он: “Брат диакон! Когда придешь в Иерусалим, отыщи там некоего брата Пелагия, монаха и евнуха, живущего несколько годов в затворе, – истинно ты получишь пользу от него”. Это говорил он прикровенно о рабе Божией Пелагии. Я пришел в Иерусалим, поклонился святому воскресению Господа нашего и на другой день отыскал раба Божия. Я нашел его на Елеонской горе, где молился Господь, в маленькой запертой келийке, с малым окошечком в стене. Я постучал в окошко. Она отворила и узнала меня, но я не узнал ее. Как мне было узнать ту, которую когда- то видал красавицею и которая теперь была высохшей от поста? Глаза ее как бы ввалились в углубления. Она сказала мне: “Откуда пришел ты, брат?” – “Я послан к тебе епископом Нон- ном”, – отвечал я. “Да помолится он обо мне! Он истинно святый Божий”, – сказала она и тотчас затворила окошко и начала петь третий час. Я молился у стены кельи ее и потом удалился с великою пользою от того, что видел ангела. Возвратясь в Иерусалим, начал я обходить монастыри. По обителям носилась великая слава о господине Пелагии. Потому положил я еще раз побывать у него, дабы воспользоваться спасительными наставлениями его. Когда пришел я к келийке и стал толкать и звать даже по имени, ответа не было. Я ждал другой и третий день, называл по имени Пелагия и ничего не слыхал. Потом сказал я себе: “Или тут нет никого, или ушел монах”. Потом говорил себе: посмотрю, не умер ли. Я отворил окошко, посмотрел и – вижу умершего. Затворив окошко и замазав глиною, поспешил я в Иерусалим с известием: святой монах Пелагий, творивший чудеса, почил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Год идет за годом – подвиг продолжается, Шаг за шагом Пелагия к чистоте взбирается. И настал однажды тот день благословенный – Воссиял в ней свет небесный, ясный и нетленный. Вся душа обожилась, свыше просветилась – Ярче солнца Пелагия пред Творцом явилась. Покаянье ко спасенью Бог и нам оставил, А святую Пелагию в небесах прославил. 2. Преп. Таисия . Раскаявшаяся грешница. Родом египтянка. Как и святая Пелагия, Таисия проводила свою молодость в необузданном блуде. На порочную дорогу жизни ее толкнула родная мать, отличавшаяся бесстыдством. Однако милостивый Бог, желающий грешнику не погибели, а спасения, нашел способ, как досточудным Своим Промыслом спасти грешную Таисию. Один из учеников преподобного Антония Великого , Пафнутий Сидонит, услышал о Таисии, о ее греховной жизни и о душевном яде, которым отравляла она души многих людей, и решился, с Божией помощью, избавить ее от погибели. Для этого переоблачился он в одежды, взял золотую монету, пришел в город, нашел Таисию и дал ей эту монету. Таисия, думая, что человек сей заплатил ей за нечистое дело, отвела Пафнутия в свою комнату. Тогда Пафнутий отверз свои благодатные уста, обличил грехи Таисии призвал ее к покаянию. Пробудились у Таисии душа и совесть, и оросила она свое лицо слезами глубокого сердечного раскаяния. Раздав все свои стяжания нищим, отправилась она в девичий монастырь и, следуя наставлению святого Пафнутия, пребыла там около трех лет, затворившись в келье и питаясь только хлебом и водой. Перед кончиной святой Пафнутий навестил ее и против ее воли вывел ее из кельи. Вскоре Таисия занедужила и после краткой болезни предала свою очищенную и освященную душу Богу. Преподобный Павел Препростый, еще один ученик преподобного Антония, в видении созерцал в раю прекрасную обитель, уготованную Богом для раскаявшейся и достигшей святости Таисии. Упокоилась сия святая душа около 340 года 150 . 3. Св. мученица Пелагия . Девушка из весьма знатного антиохийского рода. В правление императора Нумериана градоначальник Антиохии послал воинов, чтобы привели они Пелагию на суд, так как стало известно, что она христианка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Вообще Пелагий так искусно давал объяснения на двух восточных соборах, употребляя общеупотребительные на Востоке богословские выражения, что не только восточные богословы, не разделявшие учения Августина, даже западные его обвинители не могли раскрыть его истинных убеждений. Орозий донес в Карфаген о действиях восточных соборов против Пелагия. Здесь сильно были недовольны такой постановкой дела. Августин написал сочинение «О палестинских деяниях», в котором доказывал, что Пелагий своими объяснениями обманул восточных отцов, а два собора, в Карфагене и Милевиде (416 г.), – последний при участии Августина – осудили Пелагия и Целестия и просили о том же папу Иннокентия I. Получив послания африканских епископов, а от Августина еще сочинение Пелагия с отметками еретических мест, Иннокентий склонился к осуждению пелагианства. Но в том же 416 году он умер. Его преемник Зосима не расположен был осуждать Пелагия и Целестия, тем более что и тот и другой представили (417 г.) объяснительные вероисповедания. Целестий, перешедший из Ефеса в Константинополь – впрочем, изгнанный оттуда, – представил даже лично свое исповедание и лично защищал себя. Зосима их обоих не признал еретиками, хотя Целестий, допуская по-прежнему крещение детей, отрицал наследственность первородного греха, – и в этом смысле ответил африканским епископам, упрекнув их за бесполезные споры и потребовав, чтобы они представили более основательные обвинения. Но африканские епископы не уступили папе. В 418 году в Карфагене состоялся большой собор, на котором присутствовал и Ав­густин. Здесь торжественно преданы были анафеме все держащиеся пелагианства и определен был догмат о благодати в том смысле, что она не внешним только образом помогает человеку в деле спасения, прощая грехи и сообщая познание божественных заповедей и тому подобное, но действует внутренне на человека, обновляет и возрождает его силы к деланию добра. Кроме этого церковного осуждения Пелагий и Целестий со своими последователями подверглись осуждению и со стороны гражданской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Присутствие Анниана на Диоспольском соборе дает основание думать, что он присутствовал и на предыдущем, Иерусалимском соборе. К Анниану всего вероятнее отнести замечание Орозия об оруженосце Пелагия, при помощи которого Пелагий давал ответы на Иерусалимском соборе, и о переводчике, недобросовестно передававшем на этом соборе слова Пелагия и палестинских пресвитеров. С замечанием Орозия об оруженосце Пелагия стоит в согласии выражение Иеронима об Анниане, обильно доставлявшем слова чужому нечестию, и неоднократно высказываемая Иеронимом же (в Посл. к Ктез. и Диалог.) мысль, что Пелагий для выражения своих суждений в изящной литературной форме пользовался чужими талантами. Все это наводит на подозрение, что Пелагий, по своей старческой немощи, действительно пользовался услугами Анниана в составлении своих литературных произведений, особенно такого крупного, как послание к Димитриаде. При этом Анниан, по-видимому, относился к своему делу не вполне добросовестно; он позволял себе изменять и дополнять мысли учителя собственными суждениями, а быть может даже и сам писал сочинения, издаваемые им с именем Пелагия. Известно, что Пелагий жаловался на искажение своих сочинений интерполяциями и на то, что ему ложно приписываются некоторые сочинения, и в обществе не было достоверно известно, принадлежат ли Пелагию различные приписываемые ему молвою сочинения 60 . Из всего этого легко понять, что ученики Пелагия пошли дальше своего учителя в заблуждениях и пользовались именем Пелагия для придания авторитета своим мыслям и сочинениям. По всей вероятности, к числу таких учеников Пелагия принадлежал и Анниан, который тем легче мог ввести общество в обман, тем удобнее мог выдавать свои измышления за мнения Пелагия, что был известен в обществе, как ближайший и доверенный ученик Пелагия. А что Анниан был способен к такой апокрифической литературе, на это указывает недобросовестность его поведения на палестинских соборах. Быть может уже по смерти Пелагия Анниан вошел в общение с изгнанными из Италии пелагианствующими епископами и по просьбе одного из них, Оронция, перевел с греческого языка на латинский восемь бесед Златоуста на еванг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Этих трех основных выводов и касаются, ложные учения о благодати. В частности, относительно необходимости благодати известно главным образом ложное учение Пелагия, мирянина из Британии (5 в.). В учении о спасении человека Пелагий желал возвысить свободу и самодеятельность человека. Увлекшись в этом направлении, он стал утверждать, что силы и способности человека, нисколько не повредились чрез прародительский грех и при желании человек собственными силами может достигать совершенной святости. Понятно при таком воззрении, что благодати Пелагий придал в деле спасения значение внешнее, вспомогательное, отверг ее необходимость и разумел под нею то возбуждающей к добру откровенный закон, Христово учение и Его пример, то внешнее прощение грехов, даруемое Христом, то наконец просвещение ума человека. Против лжеучения Пелагия восстали отцы как западной, так и восточной Церкви. Они с непоколебимою твердостью противопоставили лжеучению Пелагия истинное учение о том, что своими слабыми и поврежденными силами человек спастись не может, что, поэтому, ему необходима в деле спасения благодать, как сила не внешняя и естественная, но сверхъестественная и внутри-возрождающая. Письменное опровержение ереси Пелагия было оформлено на поместном Карфагенском соборе (418 г.), который осудил и Пелагия с его сторонниками. Лжеучение Пелагия было повторено одною из протестантских сект, социнианами (17 в.) и рационалистами (вторая половина 18 в.), которые развили положение Пелагия до крайних пределов. Выходя из ложного учения пелагианского о не поврежденности сил человека, социниане и рационалисты не признают благодати даже в смысле вспомогательного средства в деле освящения человека и вообще отвергают всякое сверхъестественное пособие человеку для его духовной жизни. Осуждение, высказанное на Карфагенском соборе против Пелагия и его ереси, всецело относится и к его новейшим последователям. В учении о всеобщности благодати и ее отношении к свободе человека на ложной почве стоял один фульдский монах Готтшальк (9 в.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Молва о благочестии и святости Пелагия достигла и до Августина. «Имя Пелагия, еще пребывавшего в Риме, я знал, пишет он, с великою похвалою для него. – Недавно я прочитал комментарии Пелагия, мужа, как слышу, святого, престарелого подвижника. – Пелагий, муж, как говорят знающие его, благостный и славный, аргументацию против первородного греха приводит не от своего имени. – Думаю, что тот превосходный христианин (Пелагий) совершенно не разделяет этого нечестия» 5 . Таковы осторожные отзывы Августина о Пелагии. Но святость Пелагия, как можно предполагать на основании того, что известно об его убеждениях и деятельности, состояла лишь в умеренности и внешнем благоповедении. В Пелагии мы не найдем того всецелого отрешения от всего мирского, того пламенного стремления к теснейшему внутреннему богообщению, того постоянного сознания своей глубокой немощности и нечистоты пред Богом, какие характеризуют истинно великих подвижников – аскетов. Пелагий проповедует умеренность и золотую средину. Он учит, что «тело должно быть управляемо, а не порабощаемо, и что излишество и в добрых вещах есть порок». Он ничего не имеет против умеренного употребления вина и мяса, против разумного пользования банями и другими удобствами жизни. Самая наружность его не свидетельствовала об аскетическом образе жизни. По описаниям современников, Пелагий был массивного сложения, тучный и высокий ростом. Пресвитер испанский Орозий, имевший дело лично с ним в 415 году, описывает его, как человека упитанного и изнеженного изысканною пищею и омовениями и уверенного в легкости спасения при употреблении вина и мяса, человека исполинского роста, с широкими плечами, с крепкой шеей, с широким и полным лицом 6 . Несправедливо было бы на основании такой наружности считать Пелагия плотоугодником и сластолюбцем, чему явно противоречат отзывы современников о нравственной чистоте Пелагия, но еще более несправедливо было бы отрицать существенное отличие аскетического воззрения Пелагия от воззрений истинных аскетов. Такие взгляды не свидетельствуют о способности Пелагия к глубокому умозрению и к великим духовным подвигам, к высокому совершенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

О спорных же предметах Пелагий высказался довольно неполно и неопределенно и вывел некоторые следствия из учения своих противников, чтобы представить его в невыгодном свете. Признав всегдашнюю нужду человека в помощи Божией, Пелагий обвинял своих противников частью в манихейском учении, будто известные люди, именно непричастные благодати, не могут избежать греха, частию в иовинианском, будто известные люди, именно предопределенные, не могут грешить по своей природе. Приведем несколько собственных слов Пелагия. «Мы исповедуем свободу нашей воли, – говорит он, – но так, что всегда считаем необходимою помощь Божию и признаем за еретиков как тех, которые говорят с Манихеем, будто человек не может избежать греха, так и тех, которые говорят с Иовинианом, будто невозможно, чтобы человек согрешил. Мы утверждаем со своей стороны, что человек всегда может грешить и не грешить». Прочитав на соборе исповедание веры Пелагия и оставшись им еще более доволен, чем объяснениями Целестия, Зосима послал к африканским епископам два письма 75 . В них он упрекал епископов за то, что те не исследовали хорошо дела, так легко поверив обвинениям людей, незаслуживавших веры, Героса в Лазаря, и решительно засвидетельствовал православие Пелагия и Целестия. Заметив, что послание Пелагия совершенно согласно с устными объяснениями Целестия, папа писал епископам: «О если бы хоть один из вас присутствовал при чтении послания (Пелагия на соборе в Риме); как обрадовались и как поражены были все присутствующие благочестивые люди! Некоторые едва могли удержаться от слез о том, что совершенно православных людей (tales etiam absolutae fidei) заподозрили в ереси. Есть ли в послании хоть одно место, где бы не упоминалась благодать или помощь Божия?» Встретив в послании Пелагия и много раз слышав от Целестия слова: «благодать и помощь Божия», но не подумав, что две стороны, обратившиеся за решением дела, соединяют различный смысл с этими словами, Зосима считал в высшей степени несправедливым обвинять Пелагия a Целестия в отрицании благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pel...

35 В Риме в то время было много лиц, которые с любовью изучали богословие и монашество востока, как Руфин и его друзья, также почитатели и друзья блаж. Иеронима. Потому пребывание Пелагия в Риме тоже подтверждает наше предположение о цели его путешествия; подтверждает его еще более то обстоятельство, что мы встречаем Пелагия в Риме в кругу друзей Руфина. Не напрасно Марий Меркатор называет Руфина Сириянина (natione Syrus) первым распространителем пелагианского учения в Риме до самого Пелагия. По мнению Виггерса, Меркатор назвал Руфина Аквилейского Сириянином, потому что тот прожил в Сирии и на востоке 30 лет (Versuch einer pragmatischen Darstellung des Augustinismus und Pelagianismus von Wiggers. 1 Thl. 1821. стр. 38.). Из показания Меркатора и ссылки Целестия на Руфина, на карфагенском соборе, мы можем с достоверностью вывести одно – что Пелагий и Целестий слушали Руфина в Риме и, вероятно, от него узнали многое о богословии и монашестве востока. Но какие из догматических убеждений Руфина перешли в убеждения Пелагия и Целестия, это решить трудно на основании исторических данных. Находя в учении, которое собственно составляет пелагианство, прямое выражение личных особенностей Пелагия, мы думаем, что Пелагий немного заимствовал (если только что-нибудь заимствовал) от Руфина для своей системы. 38 Толкования Пелагия дошли до нас между сочинениями блаж. Иеронима. Opp. ed. Martianay T. V. Кассиодор, в свое время, встретил их в руках многих христиан и потому взял на себя труд «очистить, по его собственному признанию, токование на послание к Римлянам от пелагианского яду». Institutiones divinar. Scripturarum c. 8. p. 514. T. II. Opp. X. Venet. 1729. Сравнив толкование Пелагия на послание к Римлянам в его теперешнем, исправленном, виде с отрывками из него, сохранившимися у Августина и Мария Меркатора, мы пришли к заключению, что весь труд Кассиодора состоял в выпуске известных мест; оттого в толковании осталось еще много пелагианского. 41 Целестий, вероятно, вскоре по своем переходе в монашество, написал сочинение в форме трех писем к своим родителям, в котором отдавал отчет о перемене образа жизни и которое, по суждению Геннадия (de viris illustribus c. 44), могло быть полезным для всех почитателей Бога, потому что в нем он, свободный еще от своих позднейших заблуждений, старался оживить ревность к добродетели. Затем, уже заподозренный в ереси, Целестий написал сочинение под названием: Definitiones, в котором старался доказать умозаключениями, что человек действительно может быть без греха. Отрывки из этого сочинения у Августина de perfect. justit. homin. Кроме того, Целестий написал еще исповедание веры к папе Зосиме (отрывки у Августина de peccat orig. c. F. 6.) и книгу в опровержение наследственности первородного греха. Название последней книги неизвестно; отрывки из нее у Августина de gestis Pelagii, c. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010