2, 46–47). Подобным же образом учат и свв. отцы Церкви. Так, святитель Тихон Задонский, побуждая нас молиться пред принятием пищи, говорит: «Худо те христиане делают, которые без молитвы и благословения Божия начинают ясти, пити и прочие благая употребляти. Знать, такие не знают, откуда всякое добро происходит, и Дателя не зная, не благодарят Ему» (Том 4, стр. 162, изд. 1826 г.). III. Да возбудят же в наших сердцах эти душеполезные наставления и примеры благочестивой жизни преподобного и богоносного отца нашего Феодосия Печерского св. усердие пред принятием пищи возносить молитву Подателю всех благ и по принятии ее не оставаться пред Ним неблагодарными, дабы не лишиться Его как земных, так и небесных благ. Аминь. (Составлено с дополнениями и изменениями «Московских Епархиальных Ведомостей» за 1872 г.). Четвертый день Св. преподобномученица Пелагия (О почитании духовных пастырей) I. Bocnoмuhaeмaя ныне св. мученица Пелагия жила в III веке по Р.Х. Жила она в городе Тарсе, в малоазийской области, в богатой и знатной семье. Будучи язычницей, она однако же имела доброе и отзывчивое сердце. В то время продолжалось страшное диоклетианово гонение на христиан. Пелагия слышала о том, как мучили христиан, расспрашивала, за какую вину их мучили, слыхала о заключенных в темницу христианах, слыхала и о почетном представителе тарсийских христиан, об их еп. Клиноне, и ее сердце почему-то располагалось к христианам и в особенности располагалось к их представителю – епископу; она всей душой хотела видеть его. Как она была рада, когда однажды, случайно в пути встретилась с ним. «Приветствую тебя, служитель Христов», – сказала Пелагия Клинону, низко поклонившись ему. «Буди мир Христа моего с тобою, юная дева», – отвечал Клинон. «Скажи мне, чему ты учишь тех, которые хотят получить жизнь вечную?» Добрый пастырь рассказал ей, как спасаются христиане. «Крестись, дочь моя, и ты будешь спасена», – заключил святитель свое наставление. Слова христианского пастыря так подействовали на добрую душу девы, что она сейчас же попросила крещения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Параскева , великомученица иконийская, 28 окт. Параскева , преподобная сербская, 14 окт. Пард (Барс, но точнее Павел) отшельник, 15 дек. Паригорий (убеждающий, утешающий, греч.), муч. самосатский, 29 янв. Пармений (твердостоящий, греч.), пресв. вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Пармен , ап. из 70, 28 июля. Парод (дорога, выход, греч.), пресв., муч. болгарский, 22 янв. Парфений (девственник, греч ), еписк. лампсакский, 7 февр. Пасикрат (вседержащий, греч.), муч. из Доростола, 24 апр. Патапий , преп. египетский. 6 дек. Патермуфий , 17 сент. Патермуфий , муч. египетский, 7 июля. Патермуфий , преп. египетский, 9 июля. Патрикий (патриций, в Риме сенатор и потомок сенатора, лат.), еп. прусский, 19 мая. Патрикий преп., из убиенных срацынами в обители св. Саввы, 20 марта. Патров (Патровас, отцу последующий, греч.), ап. из 70, 5 ноября. Патрокл (слава отца, греч.), мучч. трикассииский в Галлии, 17 авг. Пафнутий , муч. египетский. 25 сент. Пафнутий пр. 25 сент. и 15 февр. Пафнутий , пр. боровский, 1 мая. Пахомий Великий, преп. фиваидский, 15 мая. Пелагия . (морская, греч.), святая, девица антиохийская, 8 окт. Пелагия девиця, муч. тарсийская, 4 мая и 7 окт. Пелагия , преп. палестинская, 8 окт. Пелий (Пилевс, сын Эака. греч. по одним бегун, боец, от παλλω, по другим глиняный от πηλς), еписк. египетский, 17 сент. Пеон (врач, греч.), муч. римский, 1 июня. Перегрин (странник, лат.), 7 июля. Перегрин , муч. аполлониадский, 6 июля. Перпетуя (всегдашняя, лат.), муч. африканская, 1 февр. Петр (камень, греч.), апостол, 29 июня и 16 янв. Петр , муч. лампсакский, 18 мая. Петр , темничный ключарь, 26 янв. Петр , муч. никомидийский, с двумя тмами муч., 28 дек. и 3 сент. Петр Авесаламит, 12 янв. Петр , архиеп. александрийский, 25 ноября. Петр , архиеп. Севастия арм., брат Василия Вел., 9 янв. Петр , преп. от Галатии, 1 февр. Петр анийский, муч. иерапольский, 13 янв. Петр молчальник, 25 ноября. Петр св., бывший прежде мытарем, 22 сент. Петр , муч. цареградский, 9 авг. Петр , прен. афонский, 12 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Патрикий, еписк. Прусский, и три пресвитера: Акакий, Менандр и Полиен, мучч. от Иулия, проконсула Вифинского. 19 мая. Патрикий преп., из убиенных Сарацинами в обители св. Саввы в 796 году. 20 марта. Патров, ап. из 70, Ерм, Лин и др. 5 ноября. Патрокл, муч. Трикассинский в Галлии, при Аврелиане. 17 авг. Пафнутий, муч. Египетский и другие с ним, при Диоклетиане. 25 сент. Пафнутий преп., еп. и исповедник Егип. 4 века. В субб. с. Пафнутий, преп. Боровский, ум. 1477. 1 мая. Пахомий Великий, преп. Фиваидский, ум. 349. 15 мая. Пелагия святая, девица Антиохийская, сконч. при Нумериане. 8 окт. Пелагия девица, мученица Тарсийская ок. 290 г., при Диоклетиане. 4 мая. Пелагия, преподобная Палестинская, сконч. ок. 465 года. 8 окт. Пелий, еписк. Египетский, из 156 мучч. Тирских при Диоклетиане от Ветурина. 17 сент. Пеон, муч. Римский 163 г., С Иустином и др. 1 июня. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман, мучч. Диррахийские, при Траяне (98–117). 7 июля. Перегрин, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Перпетуя, Сатир, Ревокат и друг. мучч. Африканские, постр. при Севере ок. 203 года. 1 февр. Петроний преп., ученик Антония Вел. В субб. с. Петр и Павел апп. 29 июня. Поклонение веригам ап. Петра. 16 янв. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. Лампсакские при Декии. 18 мая. Петр, темничный ключарь, муч. Финикийский, с Ананией пресв. при Диоклетиане. 26 янв. Петр, муч. Никомидийский, ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Петр Авесаламит, муч. Авлонский в Палестине, около 309. 12 янв. Петр, архиеп. Александрийский, муч. при Максимине в 311 году. 25 ноября. Петр, архиеп. Севастии Арм., брат Василия Вел., сконч. позже 391 года. 9 янв. Петр, преп. от Галатии, отшельник Антиохийский, ум. ок. 429 года. 1 февр. Петр Апийский, муч. Иерапольский. 13 янв. Петр молчальник, преп. Сирийский. 25 ноября. Петр св., бывший прежде мытарем, при Иустиниане (в 6 в). 22 сент. Петр. муч. Цареградский при Льве Ис., с Иулианом и др. 9 авг. Петр, преп. Афонский. 12 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Палладий Александрийский , прп. (27 ноября/10 декабря) Памва Печерский , иеромонах, затворник, исповедник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18/31 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Памфил Кесарийский (Палестинский), пресвитер, мч. (16 февраля/1 марта) Панкратий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (9/22 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Панкратий Тавроменийский , Антиохийский, еп., сщмч., ученик ап. Петра (9/22 февраля; 9/22 июля) Пантелеймон Целитель , вмч. (27 июля/9 августа) Папила Фиатирский , Пергамский, диакон, сщмч. (13/26 октября) Параскева Пятница , мц. (28 октября/10 ноября) Параскева Римская , прмц. (26 июля/8 августа) Параскева-Петка Сербская , Болгарская, прп. (14/27 октября) Пармен , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Парфений , мч. (19 мая/1 июня) Парфений Лампсакийский , еп. (7/20 февраля) Патапий Фивский , Константинопольский, прп. (8/21 декабря) Патрикий Прусский (Брусский), Вифинский, еп., сщмч. (19 мая/1 июня) Пафнутий Боровский , прп., игумен (1/14 мая) Пафнутий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (15/28 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пахомий Великий , Египетский, Фиваидский, прп. (15/28 мая) Пахомий Нерехтский , Сыпановский, Костромской, прп. (21 марта/3 апреля местно; 15/28 мая; 5/18 мая) Пелагия Антиохийская , Елеонская, Палестинская, прп. (8/21 октября) Пелагия Тарсийская , дева, мц. (4/17 мая; 7/20 октября) Петр (в иночестве Давид) Муромский , блгв. князь, чудотворец (25 июня/8 июля) Петр (до призвания Симон), первоверховный апостол (из 12-ти) (16/29 января; 29 июня/12 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Петр Коришский , прп. (5/18 июня) Петр (Полянский), митр. Крутицкий, сщмч. (27 сентября/10 октября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Петр Александрийский , архиеп., сщмч. (25 ноября/8 декабря) Петр Афонский , прп. (12/25 июня) Петр Казанский , мч. (24 марта/6 апреля) Петр Московский и всея России, митр., чудотворец (24 августа/6 сентября; 5/18 октября свт.]; 21 декабря/3 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5) почти тоже. Царица Елена украсила зданием место или ров в Иерусалиме, куда ввержен был Иеремия, как говорит Никифор (Сн. Cal. un. eccl. VI. 298). Мощи пророка были перенесены в Тетрапил в Александрии и это место весьма почиталось александрийцами. Луг I. Мосха § 76 по русск. переводу. 3 Тимофей и Мавра . В Деяниях св. (Mai I. 375 и 741) тоже житие, что и в славянской минее. Издатели полагают, что оно составлено на основании проконсульских актов. В Константинополе торжественно праздновалась память их в созданном им храме близ Иустиниановых, отсюда заключают, что в семе храме были мощи их или часть мощей. По греч. житию св. Тимофей был чтецом в селении перанейском, по Никодиму пенапейском. Петр, еп. аргосский . В Деяниях св. (Mai I. 428 и 746) тоже, что и в прологе. Из пролога видно, что святой процветал во время патриарха Николая Мистика (895–930). Из другого синаксаря видно, что сей патриарх поставил его и в епископа Аргоса. В месяцеслове Василия Х века, след. не долгое время спустя после его кончины, он называется чудотворцем. В стишном прологе 12 в. говорится, что св. мощи его изливают благовонное миро, прогоняют демонов и врачуют различные болезни. В прологе неудобопонятное: Пелопову страсть притчею прорек, по толкованию Болландистов и Никодима: предсказал в притче несчастие Пелопонесу. По Никодиму Петр в Атрое 3 янв. есть одно лице с Петром аргосским. Несправедливо. По славянским прологам древнейшим 239 и др. 13 сент.) Петр в Атрое был при патриархе Тарасие († 806), след. за довольно долгое время до Петра аргосского. Ле-Кьен говорит, что ему принадлежит описание жизни св. Афанасия мефопского, который родился около 879 года, повествование о манихеях и слово на бессребреников Косму и Дамиана. В 1421 году мощи его перенесены были в Навплию; при открытии гроба, как повествовали очевидцы, потряслась земля, воздух наполнился благовонием и явился свет, потекли многие исцеления. (Ог. christ. II. 184). 4 Пелагия тарсийская . В Деяниях св. (Mai 433 и 747) тоже сказание, что и в слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

BO. 1725. Vol. 3/1. P. 85-86), однако, кроме послания к Маре Персу, др. оригинальных сочинений не сохранилось. Выдержки из неких гомилий на Пасху, использованные против И. его обвинителями и вошедшие в акты «Разбойничьего» Собора, И. отказался признать принадлежащими ему еще на Антиохийском Соборе 448 г. Послание к Маре было написано первоначально на сир. языке, однако оригинал был утрачен. В наст. время имеется греч. перевод послания в составе актов IV и V Вселенских Соборов и их лат. переводы, сир. перевод с греческого; послание цитируется также в сочинениях защитников «Трех Глав»: еп. Факунда Гермианского и рим. диак. Пелагия (впосл. папа Римский Пелагий I ) ( Pelagius I., papa. In defens. trium cap./Ed. R. Devreesse. Vat., 1932. P. 36-41. (ST; 57)). Послание к Маре Персу, ставшее одной из причин осуждения И. на «Разбойничьем» Соборе, не вызвало протеста у отцов Халкидонского Собора. Тем не менее противники Халкидона видели в нем явную проповедь несторианства. Ок. 544 г. имп. св. Юстиниан I с целью примирить монофизитов с православной Церковью издал эдикт, осуждавший послание И. к Маре Персу, сочинения Феодорита Кирского, направленные против свт. Кирилла Александрийского, а также Феодора Мопсуестийского и его творения. Эдикт, осуждавший «Три Главы», был воспринят неоднозначно как на востоке, так и на западе империи и вызвал продолжительные споры. В 553 г. V Вселенский Собор повторил осуждение «Трех Глав». Наибольшее влияние на сир. христианство, и в особенности на богословскую мысль, И. оказал переводами на сир. язык трудов богословов Антиохийской школы IV - нач. V в. (Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского, Нестория), благодаря чему антиохийское богословие (в частности, христология Феодора Мопсуестийского) укоренилось в Церкви Востока , которая в 499 г. окончательно разорвала общение с правосл. Церковью. Соч.: CPG, N 6500-6501; Ep. ad Marim Persam//ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 32 (391)-34 (393) [греч. пер.]; Vol. 3(3). P. 39 (478)-43 (482); T.

http://pravenc.ru/text/200451.html

В 365 г. издан был эдикт, которым изгонялись из своих городов все смещенные при Констанции и вернувшиеся при Юлиане епископы. Как мы уже говорили это мероприятие было направлено не против Афанасия и омоузиан, а именно омойузиан. При таких обстоятельствах последние, страшась предстоящих бедствий, начали сноситься между собой в через послов, отправляемых из города в город, пришли к мнению, что лучше, прибегнув к Валентиниану и римскому епископу, вступить в общение с ними, чем с Евдоксием, Евзоем и их единомышленниками 1898 . Под влиянием той же нужды противостать омеям происходит ряд соборов в Смирне, Писидии. Исаврии, Памфилии, Ликии 1899 и других местах 1900 . Результатом этого явилось посольство Евстафия севастийского, Сильвана тарсийского и Феофила каставальского, которое с письмом 59 епископов, имена которых названы в адресе ответного послания папы 1901 , отправилось на запад к римскому епископу Либерию и императору Валентиану. От имени этих 59 епископов из диэцезов Фракии, Азии, Понта и Востока послы просили Либерия принять всех их в церковное общение, так как они принимают никейский символ в том смысле, что μοοσιος в трех Ипостасях ничто иное, как μοιοσιος 1902 . Не застав в Риме императора, послы со своим предложением унии обратились к римскому епископу. Последний, как и Иларий, сочувственно отнесся к этому делу и вручил послам для сообщения восточным епископам свое ответное послание 1903 , в котором провозглашалось церковное единение между западом и востоком. С этим посланием Либерия, а также посланием сицилийского собора, который они посетили на возвратном из Рима пути 1904 , Евстафий, Сильван и Феофил возвратились на восток и здесь сообщили эту радостную весть тианскому собору 1905 , который под председательством Евсевия, епископа Кесарии каппадокийской состоялся в 367 г. из епископов «Афанасия анкирского (Галатия), Пелагия лаодикийского (Сирия), Зенона тирского (Финикия), Павла эмезского (Финикия), Отрея мелитенского (Армения), Григория назианзина (Каппадокия) и многих других, в Антиохии, в царствование Юлиана, положивших защищать единосущие 1906 . Евстафий торжествовал. Фактически он стоял во главе великой омойузианской партии, объединявшей всех епископов востока. Ничто не предвещало близкого распадения. Вопрос о Св. Духе, как это заметил еще Меренда 1907 , в это время еще не поднимался. В отношении к христологии большинство подобосущников примыкало к никеизму и против евдоксиан являлось представителями ортодоксии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

В лат. традиции сборники, похожие на К., появляются в сер. VI в. под влиянием греч. традиции. Т. н. «Книга ответов» (Liber Responsorum) свт. Виктора, еп. Капуанского († 554), представляет собой собрание схолий различных писателей на Пятикнижие, к-рые принадлежат исключительно вост. отцам и учителям Церкви (PLS. 4. Col. 1191). Свт. Виктор цитирует сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, Оригена, свт. Василия Великого, Диодора, еп. Тарсийского, Севериана Габальского. Мн. цитаты из Поликарпа Смирнского, приводимые свт. Виктором, по др. источникам неизвестны. Свт. Виктору приписывается также составление сборника толкований (Collectaneum) на Послание к Римлянам, предположительно состоявшего из отрывков комментария Пелагия (CPPMA, N 2960a; CPL, N 956; изд.: Morin G. Jean Diacre et le Pseudo-Jérôme sur les Épîtres de S. Paul//RBen. 1910. Vol. 27. P. 113-117). Эти сочинения еп. Виктора полностью не сохранились. Неск. фрагментов из них вошли в «Толкование на Шестикнижие» Иоанна Диакона Римского (VI в.), Алкуина, Беды Достопочтенного ( Pitra. Spicilegium. T. 1. P. 287-289), а также в катену на Послание к Римлянам Элизахара ( Fransen. 1996). К VII в. относятся первые попытки систематизации толкований какого-либо одного лат. автора, в частности свт. Григория Великого. Хотя его «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования; в 35 кн.) посвящено изъяснению Книги Иова, свт. Григорий попутно истолковал в этом произведении мн. места др. книг Библии. Эти толкования вошли в Liber testimonialium (CPL, N 1718; PL. 79. Col. 683-916), компилятивный сборник извлечений из разных сочинений свт. Григория Великого, к-рые нотарием папы Патерием (VII в.) и более поздними редакторами распределены по отдельным книгам Свящ. Писания. Этот сборник затем использовал Рабан Мавр († 856) при составлении компилятивных комментариев почти на все книги Библии, а также Гильберт Порретанский († 1154) при составлении глосс на книги от Иисуса Навина до пророков ( Wasselynck. 1965).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Мелочные споры и раздоры постоянно волновали город и, благодаря Страбону, мы знаем до каких нелепых обнаружений доходила иногда их взаимная распря. «Они, говорит он, мстили своим противникам эпиграммами, а если для этого недоставало остроумия, ночью обмазывали на смех их дома; академические диспуты оканчивались иногда кровавым побоищем». При таком безнравственном соревновании очевидно немыслимы были серьезные научные занятия и для нас становится отчасти понятным чрез это то глубокое презрение, какое апостол Павел имел ко всякого рода софистике. И вообще нравственность жителей Тарса находилась на самом низком уровне. Тарсийцы более чем какой-либо другой народ преданы были роскоши, любили болтливость и веселость, великолепие одежды и внешнее щегольство ценили выше, чем афиняне мудрость. Они сидели по берегам протекавшей посреди города реки Цидн, и ожидали удовольствий. Спускайтесь в воду, обратился к ним с насмешкой Аполлоний Тианский, может быть допьяна напьетесь в воде. – Близь Тарса умер император Констанций. В истории христианской церкви город Тарс был весьма замечателен. Здесь родился и провел свое детство св. ап. Павел. Христианская вера распространилась здесь в самое первое время. Уже с иерусалимского апостольского собора были посланы особые лица, между прочим, в Тарс, чтобы уведомить тамошнюю христианскую общину о постановлениях этого собора. Первый епископ Тарса, Иасон, был помощником ап. Павла в его трудах ( Рим. 6, 21 ); второй, Урбан, также был назначен сюда апостолом Павлом. Во времена гонений в Тарсе было много мучеников. Здесь в 3-м и начале 4-го века прославились мученичеством еп. Афанасий (память его 22 авг), Пелагия дева (память 4 мая) Пров и Андроник (память окт. 12) Кирик и Иулита (память июля 15), Юлиан, прославленный похвальным словом Златоуста (память его июня 21) и Лукиан (память июня 3). Из тарсийских епископов последующего периода особенно замечателен был Диодор Тарсийский. Во времена арианских смут он был пресвитером и учителем в Антиохии. Когда Валент, нечестивый ревнитель ариевой ереси, прибыв в Антиохию, начал преследовать православных христиан и сослал в заточение антиохийского епископа Мелетия, та часть антиохийской церкви, которая признавала Мелетия епископом, осталась под руководством своих пресвитеров, из которых особенно деятелен был Диодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Необходимость упорядочения восточных дел и забота об устройстве константинопольской церкви побудили Феодосия созвать в своей столице собор. Уже эта самая цель собора 1806 достаточно объясняет то, что для составления его призваны были только восточные епископы 1807 . В мае 381 года он был открыт. Из числа присутствовавших на нем епископов можно отметить, как более выдающихся лиц того времени, Мелетия антиохийского , Тимофея александрийского, Елладия кесарийского, преемника Василия Великого , Пелагия лаодикийского, Кирилла иерусалимского , Григория Богослова , Григория нисского , Петра севастийского, тоже брата Василия Вел. и Диодора тарсийского 1808 . Ни об одном соборе не сохранилось так мало сведений, как об этом. Символ, приписываемый ему, в настоящее время, подвергается сомнению. Все, что наука имеет относительно константинопольского собора, сводится лишь к известиям, сообщаемым Григорием Богословом , очевидцем собора и его деяний, в своей автобиографии (De se ipso) и нескольким речам, к кратким указаниям историков V века (Сократа, Созомена и Феодорита) и канонам, принадлежащим этому источнику. Последний источник, уже по самому своему официальному характеру заслуживает особого нашего внимания тем более, что история его очень темна. Древние греческие кодексы, как и средневековые греческие схолиасты Зонара и Вальсамон приписывают константинопольскому собору 7 правил, но латинские старейшие переводы Приски 1809 , Дионилия малого и Исидора 1810 , как и Люценский кодекс 1811 , единогласно говорят о четырех канонах, принадлежащих этому собору, и это их согласие тем более замечательно, что они произошли независимо друг от друга. Это показывает, что константинопольскому собору 381 года могут принадлежать только первые 4 правила. Тоже самое косвенно подтверждают и историки V века, поскольку они говорят о деятельности этого собора 1812 . Для первоначальной истории этих канонов важно следующее наблюдение: на одном из заседаний Халкидонского собора 1813 буквально были прочитаны три правила – под именем «Synodicon synodi secundi», -принадлежащие константинопольскому собору, при чем они не отмечены цифрами, а идут непосредственно один за другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010