Спустя два дня диавол опять приходит, когда Пелагия спала в опочивальне со своей крестной матерью, и будит рабу Божью и говорит: “Госпожа моя, Маргарито, что я сделал тебе дурного? Разве не одел золотом и перлами? Не осыпал серебром и золотом? Умоляю, скажи, чем я огорчил тебя? Ответь, и я припаду к тебе и оправдаюсь. Только не покинь меня, дабы я не сделался посмешищем христиан”. А раба Божия, перекрестившись и дунув на него, заставила диавола исчезнуть, сказав: “Да накажет тебя Господь Иисус Христос, исторгший меня из твоей пасти и укрывший в Своем брачном чертоге на Небесах”. Затем, разбудив диаконису Роману, говорит ей: “Молись за меня, матушка, потому что диавол, словно лев, кидается на меня”. А Романа отвечает ей: “Не бойся, дитя, и не страшись его, ибо он отныне трепещет и боится даже твоей тени”. На третий день Пелагия зовет слугу, ведавшего ее имуществом, и говорит ему: “Ступай в дом, перепиши все, что есть у меня в сокровищнице, и принеси сюда золото и украшения”. Слуга ушел и исполнил то, что было ему велено, и все принес своей госпоже. Тогда она через свою крестную мать позвала святого епископа Нонна и передала ему право распоряжаться всем домом, сказав: “Вот, владыка, богатство, которым из-за греха обогатил меня сатана. Я отдаю его в ведение твоей святости, ибо мне теперь довольно богатства жениха моего Христа”. И, созвав слуг и служанок, она своей рукой дала каждому и каждой вдоволь  золота и сказала им: “Я освободила вас от временного рабства, вы же постарайтесь освободиться от рабства греху мира сего”. Так она отпустила их. А святейший мой епископ призвал церковного эконома и перед лицом Пелагии дал ему в распоряжение все ее имущество, сказав: “Заклинаю тебя Святой Троицей, пусть ничто из этого имения не пойдет на церковь или епархию, но лишь на нищих и убогих. Раздай его вдовам и сиротам, чтобы они во благо использовали накопленное во грехе и чтобы Богатства беззакония стали сокровищем праведности”. А раба Божья Пелагия семь дней не ела ничего своего, и ее кормила мать Романа, ибо Пелагия дала обет не вкушать от того, что приобрела во грехе богатства. На рассвете восьмого дня, который пришелся на воскресенье, она снимает крестильную одежду, которую носила,  надевает стихарь и фелонь   и, не сказавшись нам, уходит из города. Ее духовная мать горько плакала и сокрушалась из-за этого, а святейший епископ Нонн утешал ее, говоря: “Не плачь, а радуйся и ликуй, ибо Пелагия, подобно Марии,   избрала благую часть”. По прошествии немногих дней епископ города отпустил по домам всех посторонних епископов, и мы вернулись в свою епархию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

«Затем, – говорит Орозий, – епископ Иоанн пожелал допустить на собор самого Пелагия. Из уважения к Иоанну и в надежде, что Пелагий скорее может быть опровергнут личною беседой епископа, на это согласились. Когда он явился, все спросили его: признает ли он своим учением то, что опроверг епископ Августин. Пелагий отвечал: «А что мне Августин?» Этого ответа было довольно, чтобы вызвать полное негодование почитателей блаж. Августина, и они закричали: «Человек, дерзнувший поносить епископа, чрез которого Господь подал помощь целой Африке (здесь указывается преимущественно на уничтожение Августином раскола донатистов), должен быть отвергнут всею церковью». Иоанн, по словам Орозия, не обратив внимания на такой крик, позволил Пелагию сесть между православными пресвитерами, хотя он был простой монах-мирянин, притом еретик, и сказал, что на этот раз он, Иоанн, заступает лицо Августина. Этими словами Иоанн, по предположению Орозия, уполномочивал себя извинить грубую выходку Пелагия против Августина. Орозий остроумно заметил Иоанну: «Если ты Августин, то последуй и взгляду его». Иоанн, несмотря на все это, спокойно обсуждал дело и потребовал, чтобы высказаны были обвинения против Пелагия. Орозий сказал: «Пелагий говорил мне, что человек может быть без греха и легко сохранить заповеди Божии, если только захочет». Когда Пелагий признался в таком учении, Орозий продолжал: «Это-то самое учение отвергнуто собором карфагенским, Августином и Иеронимом». Затем Иоанн потребовал от Пелагия объяснения на его учение и Пелагий представил его в следующих словах: «Я не утверждаю, что человек по своей природе может быть без всякого греха, а только думаю, что каждый, кто стремится к тому, получает от Бога силу для совершенной безгрешности; таким образом, я признаю, что человек может быть без греха, но не без помощи Божией». Иоанн вполне удовлетворился таким объяснением Пелагия и признал его православным. Но Орозий и его сторона уже заподозрили Иоанна в особом расположении к Пелагию, говорили о нем между собою, что одно и то же лицо не может быть вместе еретиком, защитником и судьею, и постарались найти предлог для передачи дела на суд римского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pel...

P. 249). Впосл. в базилике Л. совершалась понтификальная месса в 3-е воскресенье 40-дневного поста, в 4-ю субботу поста, в среду пасхальной недели, во 2-е воскресенье после Пятидесятницы и в субботу сентябрьских Quattuor tempora (см. Четыре времени года ) ( Baldovin. 1987. Р. 156, 285-287). Вероятно, с этим было связано строительство галереи (porticus) между базиликой и городскими воротами, существовавшей в VIII в. ( Krautheimer. 1959. P. 134; Serra. 2000. P. 109; Diefenbach. 2007. S. 411-413, 502). Крипта, в которой находилась гробница Л., служила папской усыпальницей: здесь были похоронены Зосим (417-418), Сикст III и Иларий. На средства папы Феликса III (II) (483-492) при базилике Л. была построена ц. св. Агапита, а папа Симмах (498-514) основал приют для бедных. Папа Иоанн I распределил драгоценные сосуды и ткани, полученные им от имп. Юстиниана I , между крупнейшими рим. базиликами - ап. Петра, ап. Павла, Л. и Девы Марии (Санта-Мария-Маджоре) (LP. T. 1. P. 252, 263, 276). По указанию папы Пелагия II (579-590) над могилой Л. была построена базилика (LP. T. 1. P. 309). В посвятительной надписи говорилось о тесноте подземных коридоров и помещений, создававшей трудности для паломников, и об опасности обрушения катакомб. Возможно, непосредственной причиной строительства стал обвал туфовой породы, в к-рой были высечены подземные помещения. Свт. Григорий I Великий вспоминал, что монахам и церковным работникам (mansionarii) пришлось провести раскопки, чтобы уточнить местоположение гробницы мученика. При этом они случайно вскрыли могилу; по словам Григория, никто из видевших останки Л. не прожил и 10 дней ( Greg. Magn. Reg. epist. IV 30). По сравнению с Большой базиликой имп. Константина церковь папы Пелагия отличалась скромными размерами (31,7×20,65 м в интерьере). Это 3-нефная базилика с нартексом и ориентированной на запад апсидой; над боковыми нефами находится просторная галерея. С 3 сторон церковь была встроена в толщу холма, поэтому над поверхностью земли виднелись только верхние части стен. Главным входом служила арка в юж. стене; со склона холма, где стояла Большая базилика, можно было войти на галерею над сев. нефом. Из мозаичного убранства сохранилась композиция на триумфальной арке: Христос, восседающий на небесной сфере, с предстоящими ап. Павлом, мучениками Стефаном и Ипполитом (слева) и ап. Петром и Л., к-рый держит руку на плече папы Пелагия. В отличие от др. святых, одетых в бело-голубые одежды, Л. облачен в золотистую тунику с таким же плащом. В руках у Христа, Петра и Л. высокие процессиональные кресты, у Пелагия - модель построенного им храма. В рукописях сохранился текст стихотворной надписи папы Пелагия с упоминанием о военных конфликтах и молитвой о мире (ICUR. N. S. T. 7. N 18371).

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Пелагий объяснил, что он действительно говорил так, но при этом не отрицал помощи Божией человеку. Восточные богословы, для которых Августин не был авторитетом, смотрели на учение Пелагия со своей точки зрения. Объяснение Пелагия, довольно, впрочем, неопределенное, они поняли в том смысле, что он, подобно им, допускает совместное участие благодати и собственных сил человека в деле спасения, и поэтому не нашли в его учении ереси. Ввиду этого Орозий, желавший осудить пелагианское учение, предложил собору передать дело Пелагия на суд римского епископа, так как и обвиняемый и обвинители принадлежат к Западной Церкви. Председатель собора Иоанн согласился на это, и дело было передано папе Иннокентию I. Впрочем, еще раз рассматривалось на Востоке учение Пелагия и опять не было признано еретическим. В то время при митрополите Кесарийском Евлогии проживали два западные епископа, лишенные кафедр, Герос и Лазарь. Они подали Евлогию обвинительную записку на Пелагия. Евлогий в том же 415 году собрал в Диосполисе (Лидде) собор, на котором был Иоанн Иерусалимский и другие палестинские епископы – всего 14. Обвинители не явились лично на собор. Пелагий и на этом соборе против обвинительной записки дал объяснения, которые признаны были удовлетворительными. Так, его обвиняли в том, что он утверждал в своих книгах, что человек, знающий закон, может быть без греха. Пелагий объяснил, что это сказано им в том смысле, что познание закона помогает человеку не грешить. На обвинение в том, что Пелагий учит, что каждый управляется своей собственной волей, он объяснил, что действительно человек управляется своею волей; если он избирает по своей воле доброе, то Бог помогает ему, если же грешит, то сам виноват, так как имеет свободную волю. Такого рода объяснениями на множество других обвинительных пунктов Пелагий успокоил отцов собора. Он даже изъявил согласие отвергнуть все положения, выставленные против Целестия на Карфагенском соборе 412 года, хотя и заметил, что не считает нужным отвечать на них, как на не принадлежащие ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 39  голосов:  4.1 из  5) Отзыв о книге " Житие Пелагии Рязанской " В последнее время в России, и также в Астрахани, распространяются брошюрки о житии Пелагии Рязанской из альманаха «Жизнь вечная». Она представлена авторами как «прозорливая старица», «великая угодница Божия». Одна из современниц Пелагии даже восклицает: «Для меня святее ее никого нет! Это такая великая была святая на нашей земле, что вы не можете себе представить!» Брошюры изобилуют выражениями типа: «Ну, раз Полюшка сказала, значит, Царь будет!» или «И знала она столько, сколько никто не знал!» Мы не знаем, какой в действительности была Пелагия. Быть может, она и в самом деле была святой женщиной. Но, к сожалению, сейчас появилось множество сомнительных высказываний и предсказаний, приписываемых известным святым. Поэтому, в дальнейшем, в статье будет представлена такая Пелагия, какой ее видят авторы альманаха «Жизнь вечная». В брошюрках содержатся лишь несколько примеров действительно христианского поучения. Например, женщина, которую обругала девочка, услышала голос с неба: «Валя, мы – сильные – должны сносить немощи бессильных, а не себе угождать!» В остальном же, житие Пелагии оставляет удручающее впечатление. Прежде всего, бросается в глаза великое множество восклицательных знаков (наверное чтобы больше поразить воображение читателя) и разных «страшилок — пророчеств».На них и сделан акцент в брошюрках, в угоду современной моде на всевозможные предсказания. Причем жажда предсказаний настолько затмевает глаза некоторым людям, что они не даже замечают очевидной истеричной чепухи. Вот один из «перлов» Пелагии: «Прозорливая девица Пелагия… плакала о России: - Что с ней будет, какие ее постигнут беды?! Что будет с Москвой? - В один миг под землею! - Что с Санкт-Петербургом? - Так будет называться море! - Казань? - Море! — говорила Пелагия о том, что ей было показано.» И тут, как говорится, Остапа понесло. В своей разбушевавшейся фантазии, Пелагия предсказывает перед концом света воскресение не только пророков Ильи и Еноха, но еще и Серафима Саровского с Сергием Радонежским. Причем преподобный Сергий > «встанет из раки, дойдет на глазах у всех до Успенского собора и затем вознесется на небо!»

http://azbyka.ru/fiction/zhitie-pelagii-...

разорил Рим, но церковных зданий не тронул. Папа находился в это время в Равенне под покровительством императора Гонория. 489 Зосима (417–418 гг.), грек по происхождению. После него осталось 16 посланий. Пытаясь утвердить авторитет папы, он неудачно пытался вмешаться в вопрос осуждения взглядов Пелагия (см. прим. 108). Во время его короткого понтификата произошло еще одно событие: Зосима предоставил Патроклу, епископу Арля, титул папского викария в Галлии и сделал его митрополитом провинции Вьенны (Вьенна – один из крупнейших городов Нарбоннской Галлии) и Нарбонны. Это нарушение status quo вызвало сильный протест со стороны епископов Галлии, и преемник Зосимы отменил это назначение. 490 Целестий (ум. 429 г.). Родился, вероятно, в Италии. Происходил из патрициев, получил образование правоведа, но стал монахом. Впервые встретил Пелагия ок. 405 г. во время пребывания в Риме. После падения Рима, в 411 г., Целестий прибыл вместе с Пелагием в Африку и после отбытия Пелагия в Палестину остался в Карфагене. Здесь он открыто высказывал свои взгляды и был обвинен перед собравшимися на собор епископами в следующих еретических положениях: 1) Адам умер бы, если бы и не согрешил; 2) его грех есть его собственное дело и не может быть вменяем всему человечеству; 3) младенцы рождаются в том состоянии, в каком Адам был до падения, и не нуждаются в крещении для вечного блаженства; 4) до Христа и после него бывали люди безгрешные; 5) закон также ведет к царствию небесному, как и Евангелие; 6) как грехопадение Адама не было причиной смерти, так воскресение Христа не есть причина нашего Воскресения. Опровергнутый Августином (в двух трактатах) и присужденный (условно) Карфагенским собором в 412 г. к отлучению от церкви, Целестий отправился в Эфес, где ему удалось получить сан пресвитера. В 417 г., когда папа Зосима рассматривал оправдательное послание Пелагия, Целестий прибыл в Рим через Константинополь, где епископ Аттик отверг его как еретика (в 416 г.). В своем письменном заявлении Целестий высказывался смелее и яснее, чем Пелагий, но настаивал на прежнем своем утверждении, что его учение есть дело умственного исследования, а не ересь, так как оно не относится к вопросам веры, по которым он заранее принимает все, что принимается папой, и осуждает все, что им осуждается. И хотя это заявление вкупе с посланием Пелагия произвело на папу весьма благоприятное впечатление, попытка Зосимы поддержать их оказалась неудачной. После осуждения Зосимой (в 418 г.) Целестий уехал на несколько лет в изгнание, а затем опять вернулся в Рим, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12). Девство и монашество угодны Господу. Нет оснований опасаться вредных последствий отшельничества для Церкви, так как монашество всегда будет уделом лишь немногих избранников (гл. 15–16). 3.8. Dialogus contra Pelagianos («Разговор против пелагиан», в трех книгах, CPL. 615; PL. 23. Col. 495–590; CCSL. 80 (С. Moreschini. 1990); рус. пер.: Творения. 1910. Ч. 5. С. 134–257). Исполняя свое обещание, данное в письме к Ктезифону 506 , Иероним в конце 415 г. в форме диалога между православным Аттиком и пелагианином Критовулом написал пространное опровержение учения Пелагия, после приезда которого в Палестину в 412 году между ними сложились непростые отношения, в конце концов переросшие в открытый конфликт 507 . В предисловии к своему «Диалогу» автор пытается установить источники пелагианства (Prol. 1–2), а в первой книге приводит свои возражения на тезисы Пелагия, содержавшиеся в его утраченном сочинении «Свидетельства» (Testimonia) или «Извлечения из Божественных Писаний» (Liber eclogarum ex Divinis Scripturis) 508 , которые Иероним сводит к двум главным положениям: «человек, если пожелает, может жить без греха», и «заповеди Божии легки для исполнения» (гл. 1, 21, 32). Свою аргументацию автор черпает как из здравого смысла (1–9), так и из Свящ. Писания, особенно из Ветхого Завета, ссылаясь на свидетельства которого, он показывает, что никто из праведников и святых не был абсолютно непорочен и праведен пред Богом, Который Один только обладает праведностью в абсолютном смысле (гл. 11–39). Во второй книге свой тезис о невозможности для человека вообще не совершать грехов и о необходимости Божественной помощи автор подтверждает свидетельствами из Нового Завета, особенно из Посланий ап. Павла (гл. 2–18), а затем – снова из Ветхого Завета (гл. 19–30). При написании третьей книги «Диалога» блаж. Иероним, опираясь на привезенные ему Орозием сочинения Августина против Пелагия и Целестия 509 , обсуждает вопрос о крещении, в котором отпускаются все прошлые грехи, но не гарантируется будущая безгрешность (гл. 1–4). Ссылаясь на Свящ. Писание, автор также показывает недостаточность одной свободной воли человека для последующего уклонения от греха (гл. 5–16) и опровергает пелагианское представление о безгрешности младенцев и о крещении их «в Царство Небесное», а не во отпущение грехов (гл. 17–19). Помимо «Диалога», учение Пелагия блаж. Иероним опровергал также в написанном еще в 414 г. послании к девственнице Деметриаде 510 и особенно – в послании к Ктезифону 511 , где он критиковал такие положения учения Пелагия, как возможность для человека жить без греха и сведение благодати Божией лишь к свободной воле и нравственному закону 512 . 4. Исторические сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

И. поддерживал связь с Карфагенским еп. Аврелием и блж. Августином (сохр. послание И. к Аврелию и Августину 405/6 г.- Innocent. I, papa. Ep. 10= Aug. Ep. 184). В 412 г. И. в соответствии с традицией известил Аврелия о дате Пасхи следующего года. В послании содержатся также указания на общие принципы расчета пасхалии ( Innocent. I, papa. Ep. 14 - CPL, N 2281a). Особенно тесными контакты между Римом и Церковью в Африке стали во время дела Пелагия. Осуждение Целестия, ученика Пелагия, Карфагенским Собором 411 г. не привлекло внимания И. Однако фактическое оправдание пелагианского учения на Соборе в г. Диосполе в Палестине (415), проходившем под рук. свт. Иоанна II , еп. Иерусалимского, вызвало протест африкан. епископов во главе с блж. Августином. В 416 г. были проведены 2 Собора, на к-рых ересь Пелагия подверглась повторному осуждению: в Карфагене под рук. еп. Аврелия и в Милеве, на к-ром присутствовал блж. Августин. Оба Собора обратились к И. ( Innocent. I, papa. Ep. 26-27= Aug. Ep. 175-176). Участники Карфагенского Собора просили его хотя бы провозгласить осуждение основных положений ереси, не упоминая о конкретных еретиках. Кроме того, 5 африкан. епископов (Аврелий Карфагенский, Августин Гиппонский, Алипий Тагастский, Еводий Узальский и Поссидий Каламский) отправили И. особое послание, в к-ром подробно разбирали заблуждения пелагиан, приложив к нему сочинения, распространявшиеся под именем Пелагия, а также письмо блж. Августина Пелагию. Епископы предупреждали И., что нек-рые влиятельные люди в Риме оказывают Пелагию покровительство (ранее Пелагий входил в круг аскетов, близких к матроне Марцеллине). Поскольку угроза дальнейшего распространения ереси сохранялась, епископы предлагали пригласить Пелагия в Рим, чтобы выяснить его действительное учение и добиться от еретика раскаяния. Все 3 послания были доставлены еп. Юлием, к-рый остался в Риме в ожидании ответов. Ответные послания И. датированы 27 янв. 417 г. Воспользовавшись трудным положением африкан. епископов, И. указал им на особый авторитет Римской кафедры в области вероучения и представил обращение епископов как признание ими «древнего отеческого обычая» передавать важнейшие церковные дела на рассмотрение Римского епископа. И. выдвинул тезис о том, что Римская Церковь является единственным источником истинной апостольской веры ( Innocent. I, papa. Ep. 29= Aug. Ep. 181). В послании И. к участникам Милевского Собора утверждалось, что в обязанности провинциальных епископов входит обращение по вероучительным вопросам к преемнику ап. Петра (ad Petrum, id est, sui nominis et honoris auctorem), т. е. к Римской кафедре, к-рая была обязана решать подобные спорные вопросы.

http://pravenc.ru/text/468771.html

Он видел в ней лишь прообраз и пример нашей смерти греху. Объясняя слова ап. Павла – «если мы соединены с Ним (Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим.6:5 ), Юлиан пишет: «если хотите быть участниками воскресения Его, то подражайте добродетели смерти Его, чтобы жить в добродетели мертвыми для порока, ибо тогда только будете участниками в том блаженстве, если примете подобие смерти Его, умирая для грехов» (Op. Imp. II, 223); «уничтожь значение примера, уничтожится и смысл цены, данной за нас» (Cont. Iul. V, 58) Итак, если и можно говорить, что Христос умер за наши грехи, то исключительно лишь в том смысле, что смерть Христа научила нас умирать греху. Отсюда понятно, что, употребляя библейские выражения об искуплении и примирении людей с Богом чрез Христа, пелагиане понимали эти выражения в совершенно неправославном, рационалистическом смысле. 375 Раскрыть двусмысленность выражений Пелагия о благодати очень трудно, почему среди ученых изследователей доселе существует разногласие по вопросу относительно учения Пелагия о благодати. Виггерс и Неандер находят православное понятие о благодати как у Пелагия, так и у Юлиана (Wiggers, lib. cit. s. 228 sqq. 243; Neander, Kirchengesch. B. II. s, 860). Вертер утверждает, что y Пелагия было неправославное, a у Юлиана православное понятие о благодати (Lib. cit. s. 338–391). Баур (Lib. cit. s. 135 anm.) и Клазен находят как у Пелагия, так и у Юлиана неправославное учение о благодати (Klaseu. Die innere Entwickel. d. Pelag. s 258 sqq.). 392 Contra Iul. IV, 40–48. «Так как, говорили пелагиане, не сказано: кто не родится от воды и духа, не будет иметь спасения и вечной жизни, а сказано только, что не войдет в царство Божие, то дети, если и без крещения умирают, будут иметь спасение и вечную жизнь, поскольку не связаны никакими узами греха» (De peccat. mer. I,. 58). 397 Злой дух, пишет преосв. Феофан, наговорил людям, что Бог запретил им вкушать от древа затем, чтобы и они не сделались богами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

После революции началось расхищение имущества монастыря, а сама женская обитель была превращена в «совхоз». Инокиням предложили трудиться на благо Красной армии, вязать чулки и фуфайки — но само же коммунистическое руководство «совхоза» и разворовало мастерские, в которых можно было все это производить. Как могла, Пелагия искала возможности для пропитания насельниц и сохранения жизни обители хотя бы под вывеской «совхоза». Но когда в монастырь прекратили подавать воду и обязали монахинь убирать урожай на полях красноармейцев, мать Пелагия просто отказалась посылать сестер на дополнительный каторжный труд. Так она получила первый лагерный срок — три года, и вместе с ней все поддержавшие ее решение сестры из совета монастыря. Кстати, уже после их осуждения в монастырь была послана комиссия, которая установила невиновность монахинь и даже вскрыла факты происходившего вокруг обители беззакония. После освобождения мать Пелагия вернулась в родной монастырь, который просуществовал еще до 1927 года. В 1937 году, в разгар «ежовщины», инокиню Пелагию снова арестовали. Виновной в контрреволюционной агитации она себя не признала, отвечала следователям уверенно и прямо, за что и получила новый срок — восемь лет Карагандинского лагеря, Карлага. Условия заключения в Казахстане были совершенно нечеловеческие. На 85% потеряв трудоспособность, заключенная Пелагия Тестова по-прежнему использовалась на общих работах. Да еще и получала положительные характеристики: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет». В 1941 году пожилой больной монахине отказали в пересмотре дела и в освобождении — и вряд ли сообщили, что в этом же году ее старшая сестра преподобномученица Марфа (Тестова) скончалась в другом пункте Карлага. А 3 ноября 1944 года и сама инокиня Пелагия умерла от изнурения на нарах лагерной больницы.   Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии — 6 ноября Викарным называется епископ, который не возглавляет отдельную епархию, а призван помогать правящему епархиальному архиерею. Но на деле епископу Лаврентию пришлось совсем одному управлять всей Нижегородской епархией — правящий архиерей Иоаким (Левицкий) летом 1917 года погиб от рук бандитов.

http://foma.ru/datyi-noyabrya.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010