Не трудно приметить, что такое мудрование о соединении Божеского и человеческого естеств в Иисусе Христе совершенно почти сходно с древним лжеучением о том Нестория, и что посему происходит оно от этого именно Нестория 36 . А сам Несторий, в письме к антиохийскому патриарху Иоанну, который словами искренней дружбы увещевал 37 его обратиться к верованию вселенской Церкви об Иисусе Христе и пресвятой Деве Марии, так защищал свое лжеучение: «Я нашел Церковь разделенною: один называли Святую Деву только материю Бога (Богородицею, ), а другие только материю человека (человекородицею, ). Чтобы согласить тех и других, я назвал Ее материю Христа (), – таким именем, которое ясно обозначает того и другого, Бога и человека» 38 . Вот и объяснение происхождения несторианской ереси об Иисусе Христе, довольно согласное с историческими свидетельствами! Как до Нестория, так и в его время, действительно, были суесловцы, неправославно, именно в духе Нестория, мыслившие о воплотившемся Боге Слове. Таковы были, прежде всех, Евион и Керинф 39 , Артемон 40 , Феодот 41 и Павел самосатский 42 , восстановитель артемоновой ереси 43 . Таковы были, далее, Диодор, епископ тарсийский 44 , и Феодор, епископ мопсуестский 45 . Таковы были, наконец, пелагиане 46 и епископ едесский Ива 47 . Все эти еретики согласно учили не признавать во Иисусе Христе воплотившегося Бога Слова 48 . Если припомним, что Несторий был учеником Феодора мопсуестского 49 , а Феодор мопсуестский – учеником Диодора тарсийского 50 , и что последователи Нестория, указами императоров лишенные возможности распространять своп лжемудрствования посредством собственных сочинений, с торжеством указывали в защиту их на сочинение Феодора мопсуестского и Диодора тарсийского, умерших в общении с Церковию, и, думая оправдать Нестория, якобы проповедывавшего о соединении естеств во Иисусе Христе учение Церкви вселенской, со всею ревностию старались распространить упомянутые сочинения между христианами чрез перевод их на сирский, персидский и армянский языки 51 , и что св. Григорий Нисский указывал, в свое время, на людей, которые ошибочно представляли во Иисусе Христе Божеское и человеческое естество отдельными одно от другого 52 : то поймем, что ересь Нестория, точно, существовала еще до него и в его время, но только оставалась не замеченною, что она преемственно переходила от одного еретика к другому, и что Несторий получил ее от своего учителя Феодора мопсуестского, или же, как заметил еще преподобный Иоанн Кассиан , от одного из последователей Пелагия – Лепория 53 . Следовательно, нынешние несториане учат об Иисусе Христе так, как в древности скрытно учили о Нем еретики, осужденные Церковию его, неодолимою и для врат ада ( Мф. 16:18 ) 54 . § 16. Основания оного – из свящ. Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

представляет собой христ. переработку одного из греч. романов ( Pavlovskis Z. The Life of St. Pelagia the Harlot: Hagiographic Adaptation of Pagan Romance//Classical Folia. N. Y., 1976. Vol. 30. P. 138-149), однако не привела достаточно весомых доказательств своей версии. Издатель повести Г. Узенер писал о связи почитания П. (а также Пелагии, мц. Антиохийской, и мц. Пелагии Тарсийской) с культом Афродиты ( Usener. 1879. P. XX). Исследователь основывался на том, что один из эпитетов богини - Пелагия, т. е. Морская (Πελαγα) или, в лат. варианте, Венера Марина (Marina). Кроме того, Узенер указывал, что 8-е число каждого месяца считалось священным днем Посейдона Асфалия, к-рый в одной из посвятительных надписей в Киликии связывался с Афродитой (Ibid. P. XXI). Однако И. Делеэ убедительно опроверг эти предположения, продемонстрировав недостаточность приведенных доказательств и показав, что именование Афродита Пелагия встречается среди сохранившихся надписей всего один раз, а Венера Марина - не более 2 раз, причем оба - в сочинениях Горация. Гипотезу о возможном «культе гермафродитизма», связывающем Афродиту с П. и иными св. женами, подвизавшимися в муж. образе, Делеэ также счел недостаточно обоснованной, указав на распространенность сюжета о сокрытии пола в различных лит. традициях (см.: Delehaye. Legendes. P. 193-195). Атрибуция изображений П. нередко затруднена, поскольку образы соименных ей мучениц Пелагии Антиохийской и Пелагии Тарсийской имеют сходные черты (подробнее об иконографии П. см. в ст. Пелагия , мц. Антиохийская). Почитание В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 8 окт. присутствует память П. со сказанием, к-рое в сокращенной форме повторяет повесть диакона Иакова. Память П. со сказанием входит под 8 окт. в Минологий имп. Василия II (1-я четв. XI в.); эта версия повествования о П. сильно сокращена по сравнению с «Покаянием преподобной Пелагии», но в ней дополнительно упоминается множество чудотворений, совершённых П. (PG. 117. Col. 96-97). В лат. традиции литургическое почитание П.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. S. 384; Sauget J.-M. Pelagia//BiblSS. Vol. 10. Col. 430-432; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 342. П. А. Пашков Почитание в Грузии На груз. языке в переводе прп. Ефрема Мцире (XI в.) в коллекции Национального центра рукописей Грузии сохранилось Похвальное слово свт. Иоанна Златоуста (НЦРГ. S. 384, XI-XII вв. Л. 329-339). В XI в. прп. Георгий Святогорец перевел на груз. язык синаксарное сказание о П. и включил его в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А. 97, НЦРГ. А 193, НЦРГ. Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30, все XI в.) ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 311-312). Н. Н. К. Иконография Мученицы Пелагия Антиохийская и Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Мученицы Пелагия Антиохийская и Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Наиболее раннее изображение мученицы, при образе к-рой сохранилось имя Пелагия, представлено в нартексе октагона Сант-Акуилино, примыкающем к ц. Сан-Лоренцо в Милане (374-397, ок. 400). Однако образы 2 мучениц - П. и Пелагии Тарсийской - можно четко различить лишь при указании житийных сведений. Так, в Минологии Василия II (Vat. gr. 1163, 1-я четв. XI в.) краткие Жития обеих мучениц сопровождают миниатюры с их изображением: казнь мц. Пелагии Тарсийской, к-рая показана молящейся, стоя в раскаленном изваянии быка (P. 96); моление П. перед смертью и 2 воина, приближающиеся к ней (P. 97). Мученица Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Мученица Пелагия Тарсийская(?). Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia В минологиях, созданных на стенах храмов, нередко присутствуют рядом 2 святые Пелагии - преподобная (Пелагия Антиохийская) и мученица. Схожесть иконографии и близость дней памяти мучениц с именем Пелагия (7 и 8 окт.) не позволяют идентифицировать изображения в минеях. Однако можно отметить, что в минейных циклах обе соименные Антиохийские святые, преподобная и мученица, размещались обычно рядом (пам. в окт.), а мц. Пелагия Тарсийская (пам. в мае) - отдельно. Две Пелагии с крестами в руках представлены в росписях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (на юж. стене) (1317-1318), ц. Благовещения Успения в мон-ре Грачаница (ок. 1320). В ц. Рождества Христова в Арбанаси, Болгария (XVII в.), П. изображена в красном мафории, с крестом, но также неизвестно, какая именно мученица здесь представлена.

http://pravenc.ru/text/2579918.html

Лат. «исторические» Мартирологи IX в. памяти П. не содержат. В Римский Мартиролог память П. была внесена кард. Ц. Баронием под 4 мая (в 80-х гг. XVI в.), однако совр. редакция Мартиролога этой памяти не содержит. Ист.: BHG, 1480; Usener H. Legenden der Pelagia. Bonn, 1879. S. 17-28; ActaSS. Mai. Т. 1. P. 747-751; SynCP. Col. 115-120, 659-660; Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 3. Л. 371-375 об.; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 30-31; ЖСв. Май. С. 170-183. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130; Delehaye H. The Legends of the Saints: An Introd. to Hagiography. L., 1907. P. 153; Sauget J.-M. Pelagia//BiblSS. Vol. 10. Col. 440-441; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 384. П. А. Пашков Почитание П. в славянской традиции Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Фрагмент миниатюры из Минология деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v) Мученичество св. Пелагии Тарсийской. Фрагмент миниатюры из Минология деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 44v) Почитание П. в славянской традиции возникло достаточно рано. Здесь, с одной стороны, отразилось характерное для визант. синаксарей колебание между октябрьскими (7 или 8 окт.) и майскими (4, 5 или 6 мая) днями памяти мученицы, а с другой - переплетение ее культа с почитанием одноименных святых, память к-рых отмечалась в те же дни (см.: Петрова М. Мъчението на Пелагия от Тарс в южнослав. староизводни Чети-Минеи//СтБЛ. 2010-2011. Кн. 43/44. С. 96-97). Память мученицы присутствует в некоторых ранних слав. календарях - напр., под 8 окт. в Остромировом Евангелии 1056-1057 гг. Под тем же числом П. упоминается в Апостоле XIV в. (НБКМ. 882. Л. 85 об.), под 5 мая - в среднеболг. Апостолах XIII-XIV вв. (ГИМ. Хлуд. 35. Л. 186 об.; и НБКМ. 502. Л. 196 об.). Большая часть месяцесловов при южнослав. староизводных Евангелиях и Апостолах в соответствующие дни указывает только имя Пелагия, что затрудняет ее идентификацию ( Дограмаджиева Е. Месецословните четива в слав. ръкописни Евангелия X-XVII в.. София, 2010. С. 82, 170 (КМС. Кн. 19); Христова-Шомова И. Служебният Апостол в слав. ръкописна традиция. София, 2012. Т. 2. С. 186-187, 672-675). Как правило, в южнослав. календарях при Евангелиях под 8 окт. обозначена память прп. Пелагии, бывш. блудницы, под 5 мая - память мц. Пелагии - иногда без уточнений «из Антиохии» или «из Тарса». Тенденция разделения празднований - «преподобной Пелагии» в октябре и «мученицы Пелагии» в мае - прослеживается и в новоизводных южнослав. Евангелиях ( Дограмаджиева. 2010. С. 229, 285). В рус. месяцесловах атрибуция памяти также варьируется между 8 окт., 4 и 5 мая ( Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 172, 332, 333).

http://pravenc.ru/text/2579920.html

«Похвальное слово святым Киру и Иоанну» свт. Софрония I Иерусалимского ( Sophr. Hieros. Laud. Cyr. 26-27//PG. 87(3). Col. 3412-3413) и приписываемые тому же автору 2 житийных сказания ( Idem. [Sp.] Vita Cyri et Iohannis. 16//Ibid. Col. 3688-3689; Idem. [Sp.] Passio et laudatio Cyri et Iohannis//Ibid. Col. 3693-3696; BHG, N 469-470; CPG, N 7673-7674) повествуют об одном из событий начала епископства К.- перенесении мощей этих св. мучеников. Неблагоприятную для К. интерпретацию др. события первых лет его епископства, убийства Ипатии , дает философ-неоплатоник Дамаский (ум. после 538) в «Философской истории» («Жизни Исидора»), частично сохранившейся в цитатах позднейших писателей ( Damascius. Vita Isidori. Fragm. 102); фрагмент этого сочинения вошел в ст. «Ипатия» визант. словаря Суда (Suda. Υ 166). Последовательное изложение истории Эфесского Собора содержится в сочинениях VI в.- «Церковной истории» Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. I 2-8) и «Краткой истории несториан и евтихиан» Либерата Карфагенского ( Liberat. Breviar. 4-9//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 101-110); Либерат излагает также историю спора о Диодоре Тарсийском и Феодоре Мопсуестийском в последние годы жизни К. (Ibid. 10//Ibid. P. 110-113) с позиции противника осуждения «Трех Глав» (см. в ст. Вселенский V Собор ). Оба автора помимо трудов предшествующих историков, гл. обр. Сократа, используют соборные акты, письма К. и др. лиц. Важные документы, касающиеся спора о Диодоре и Феодоре, сохранились также в сочинениях др. лат. защитников «Трех Глав» VI в.- Факунда Гермианского ( Facund. Pro defens. cap.) и рим. диак. Пелагия (впосл. папа Римский Пелагий I ) ( Pelag. Diac. In defens. trium cap.). События, относящиеся к жизни К., сообщаются в позднейших хронографах: «Летописи» прп. Феофана Исповедника ( Theoph. Chron./Ed. C. de Boor. Lpz., 1883. Vol. 1. P. 81-83, 88-92, 97; рус. пер.: Летопись… М., 1884. С. 65-66, 70-73, 77), однако его датировка событий от Р. Х. на неск. лет отстоит от общепринятой; «Краткой хронике» Георгия Амартола ( Georg. Mon. Chron./Ed. C. de Boor. Vol. 2. P. 605-606); «Историческом синопсисе» Георгия Кедрина , где соответствующие главы представляют собой сокращенное изложение «Летописи» прп. Феофана с той же хронологией событий относительно Р. Х. ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 589, 592-595, 601), но, кроме того, вводится рассказ о примирении К. с памятью свт. Иоанна Златоуста (Ibid. P. 575-576). «Церковная история» Никифора Каллиста (XIV в.) включает развернутое повествование о жизни К. и о событиях, связанных с Эфесским Собором ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 14-16, 25-28, 31-36, 47), где обобщаются предшествующие исторические сочинения (в частности, в нее целиком вошел рассказ Сократа Схоластика о начале епископского служения К.); дополнительно Никифор Каллист дает обзор сочинений К. (Ibid. XIV 14) и приводит его переписку со свт. Аттиком К-польским по поводу включения в диптихи свт. Иоанна Златоуста (Ibid. XIV 26-27).

http://pravenc.ru/text/1840255.html

От юнаго возраста Божественным желанием разжегся,/честному учителю вдан был еси/и в воздержании мнозе, отче, пребыл еси,/ревнуя благому наказанию,/плод многодобродетелен Богу принесл еси,/тем молим тя, отче Мартиниане,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Молитва преподобному Мартиниану Белоезерскому О, преподобне и Богоблаженне отче наш Мартиниане! Приими ныне нас, к тебе усердно молящихся и припадающих ко всечестному и многоцелебному твоему гробу, идеже святое твое и многотрудное покоится тело. Духом же на Небесех предстоя Святей Троице, со Ангелы и преподобных отец лики, молися о нас чадех твоих, отче, да избавимся от всяких скорбей, болезней, бед и обстояний, и благочестно поживем в настоящем житии, ходяще в заповедех и оправданиих Господних безпорочно. Испроси нам грехов прощение, телесем здравие и душам вечное спасение, яко да твоим предстательством спасаеми, славу возсылати сподобимся в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. мученице Пелагии Тарсийской Тропарь мученице Пелагии Тарсийской, глас 4 Агница Твоя, Иисусе, Пелагия,/зовет велиим гласом:/Тебе, Женише мой, люблю/и, Тебе ищущи, страдальчествую,/и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему,/и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/но, яко жертву непорочную, приими мя с любовию, пожершуюся Тебе./Тоя молитвами//яко Милостив, спаси души наша. Кондак мученице Пелагии Тарсийской, глас 3 Временная презревши/и Небесных благ причастница бывши,/венец страдания ради приимши,/Пелагие всечестная,/яко дар принесла еси кровныя потоки Владыце Христу./Моли от бед избавити нас,//твою память почитающих. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской, глас 4 К Богородице с умилением припадем,/вси, грехми обремененнии,/чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/и вопиюще со слезами:/Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/и подаждь нам, просящим,//велию Твою милость. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Умиление» Псково-Печерской, глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

обр. извлеченных из «Трагедии» Иринея; они составили 2-ю часть Collectio Casinensis (АСО. Т. 1. Vol. 4). Здесь сохранились мн. послания антиохийских богословов ( Uoahha I , архиеп. Антиохийского, епископов Акакия Веррийского, Феодорита Кирского , Андрея Самосатского), в т. ч. Нестория и его приверженцев (Александра, еп. Иерапольского, Евферия, еп. Тианского, Елладия, еп. Тарсийского), отражающие их позицию после Эфесского Собора, до и после церковной унии 433 г.; греч. оригинал этих посланий утрачен. Кроме «Трагедии» Р. использовал в этой части и др. источники: 49 писем прп. Исидора Пелусиота (они или содержали резкую критику свт. Кирилла Александрийского , или относились к Эфесскому Собору, однако большинство из них были отобраны как имевшие отношение к современному Р. состоянию Церкви); неск. посланий из кодекса, составленного монофизитами (акефалами); заимствованные, по-видимому, из этого же кодекса 2 послания Суккенсу свт. Кирилла Александрийского (Cyr. Alex. Ер. 45–46); только здесь сохранившееся подлинное «Исповедание веры» еп. Акакия Веррийского неизвестного происхождения (CPG, N 6481); поддельное письмо Ипатии свт. Кириллу в защиту Нестория; неск. небольших фрагментов сочинений свт. Кирилла (АСО. Т. 1. Vol. 4. Р. XV). Протопр. Б.М. Боровой выдвинул гипотезу, согласно к-рой Р. также является редактором Авелланова собрания (Collectio Avellana), одного из главных источников по истории акакианской схизмы; работа над ним была закончена при понтификате Вигилия. Сборник включал 240 документов, в основном посланий пап и императоров с 367 по 553 г. Из числа возможных составителей протопр. В. Боровой исключил африкан. богословов, поскольку редактор этого собрания должен был иметь доступ к папскому архиву. Из окружения папы Вигилия он изъял ряд др. лиц, о лит. трудах к-рых ничего не известно, я также буд. папу Пелагия I († 561), к-рый, как писатель, не был «историком-исследователем или богословом-догматистом» и не походил на «трудолюбивого собирателя документального материала».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Проследим подробно историю этого развития на востоке, причем исходным пунктом возьмем селевкийский собор. II. Церковные партии восточно-римской империи в царствование Юлиана, Иовиана, Валентиниана и Валента В 359 г. омойузианская партия по своей многочисленности, являлась господствующей на востоке. Исключая Палестины в той части Сирии, где действовали Акакий и Евдоксий, вся восточная церковь исповедовала омойузианство. В 360 году на константинопольском соборе она была побеждена омеями. Главы этой партии, именно Василий анкирский, Македоний константинопольский, Елевзий кизический, Эортасий сардский, Драконтий пергамский, Евстафий севастийский, Сильван тарсийский, Софроний помпейопольский, Елпидий сатальский и Неон Селевкие-исаврийский были низложены и отправлены в ссылку 1650 . Кафедры их были замещены акакианами. В Никомидию вместо Кекропия Акакий кесарийский поставил Онисима, в Анкаре вместо Василия – Афанасия, в Тарсе вместо Сильвана другого Акакия, в Антиохии, изгнав всех сторонников Василия анкарского, возвел на престол Мелетия из Севастии армянской, а в Лаодикию рукоположил Пелагия 1651 . От Акакия не отставал Евдоксий, сделавшийся вместо Македония епископом константинопольским 1652 . На вдовствующую за смещением Елевзия кизическую кафедру им был поставлен Евномий 1653 . Под покровом омейской формулы 360 г. единство церкви было восстановлено. Но это было так только с формальной точки зрения. Формула эта не удовлетворяла религиозному чувству востока. Внутри церкви кипела глухая борьба, которая из боязни перед Констанцием не могла вовне открыто проявиться. С воцарением Юлиана все переменилось. Он возвратил из ссылки всех епископов и устранил то искусственное состояние, которое создал Констанций. Церковная жизнь была предоставлена естественному ходу вещей. Подавленные религиозно-догматические воззрения всюду воскресли. Оставшись без поддержки императора, епископы сами по себе ничего не могли поделать. Центр тяжести опять перешел с епископа на церковную общину, паству, как это было в первые три века христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Нет. Надо приготовиться к исповеди и приступить к этому таинству. Что означает имя Пелагия, и когда Церковь вспоминает эту святую за богослужением? иеромонах Иов (Гумеров) По-церковнославянски это имя пишется и произносится Пелагия. Оно имеет греческие корни и в переводе означает «морская». В месяцеслове нашей Церкви указаны имена семи святых: св. мученица Пелагия Тарсийская († 290; память 4/17 мая, 7/20 октября); св. дева Пелагия Антиохийская († 303; память 8/21 октября); преп. Пелагия Палестинская († 457; память 8/21 октября); блаженная Пелагия Дивеевская (Серебренникова; † 1884; память 30 января/12 февраля); преподобномученица Пелагия (Жидко; † 1944; память 13/26 июня); новомученица Пелагия (Балакирева; † 1943; память 17/30 июня); преподобномученица Пелагия (Тестова; † 1944; память 21 октября/3 ноября). Особо назидательно житие Пелагии Палестинской. Она была блудницей в Антиохии. Вела развратную жизнь, но была обращена святителем Нонном, епископом Илиопольским. Об этом чуде воскресения души рассказывает современник и очевидец диакон Илиопольской Церкви Иаков. «Дивное событие, – пишет он, – произошло в наши дни; посему я о нем и передаю вам, братиям святым, чтобы, читая со вниманием, получили вы великую пользу. Святейший архиепископ Антиохии созвал к себе по церковным нуждам из окрестных городов восемь епископов. Между ними был и святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж предивный, прежде бывший самым строгим иноком Тавеннского монастыря. За свою добродетельную жизнь он взят был из монастыря и поставлен в епископа. Нонн пришел из Илиополя, захватив и меня с собою. Когда епископы собрались в церковь святого мученика Иулиана, то пожелали слышать от Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина – язычница, известная по всей Антиохии блудница – проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И кроткий Господь встает и идет на помощь любому кающемуся. Пусть грешник только искренне принесет покаяние и, отвергнув свою греховную любовь, пусть вернется к любви к Богу – и Бог ему поможет. Пусть повернется спиной к мертвому дереву и камню, а лицом – к живому Богу, и Бог его спасет. Ибо Всемогущий не злопамятен и не мстителен. Ведь сотворил Он людей не для смерти, а для жизни. О братья, да не просим мы ни помощи у беспомощных, ни жизни у безжизненных. Обернемся лицом к нашему живому Создателю, Который и дал нам лик, светлейший лика всякой земной твари. Возвратимся с западных беспутий на восточную дорогу, ибо на этом пути спасение. Поспешим же, пока наш последний день на земле не погрузился во мрак Запада. О Господи вознесшийся, вознеси наш ум на небо. Очисти его от тьмы и облегчи от земного брения, светоносный наш Создатель. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 4 мая 1. Св. мученица Пелагия Тарсийская . Родилась в городе Тарс, в богатой языческой семье. Ее родители были известными людьми. Услышав от христиан о Христе и о спасении души, она возгорелась любовью ко Спасителю и в душе всецело стала христианкой. В ту пору было страшное гонение на христиан. Случилось так, что сам император Диоклетиан остановился в Тарсе и во время его пребывания в городе его сын, царевич, смертельно влюбился в Пелагию и захотел взять ее в жены. Через свою злую мать Пелагия ответила ему, что уже обручилась с небесным Женихом, с Владыкой Христом. Убегая от скверного царевича и от собственной жестокой матери, Пелагия поискала и нашла епископа Клинона, мужа, известного своей святостью. Тот наставил ее в христианской вере и крестил. Тогда Пелагия, раздав свои роскошные наряды и многое богатство, вернулась домой и объявила матери о своем крещении. Услышав об этом, царский сын потерял всякую надежду на то, что сможет взять эту святую девицу [себе] в жены, пронзил сам себя мечом и умер. Тогда злая мать сама донесла царю на собственную дочь и предала ее ему на суд. Царь, подивившись красоте девицы и забыв о своем сыне, воспалился к ней нечистой страстью. Но так как Пелагия пребыла непоколебимой в вере, то царь осудил ее на сожжение в раскаленном медном воле. Когда мучители ее обнажили, святая Пелагия, положив на себя крестное знамение, с благодарственной молитвой на устах сама вошла в раскаленного вола, где во мгновение ока растаяла, как воск. Благочестно пострадала она в 287 году. Епископ Клинон собрал останки ее костей и предал их земле под камнем на высоком холме. В правление царя Константина Копронима (741–775) на том месте была построена прекрасная церковь в честь святой девицы и мученицы Пелагии, пожертвовавшей собой за Христа, дабы вечно с Ним царствовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010