Учение осужденного уже раннее на Кархидонском соборе (411) как haeresiarcha британского монаха Пелагия вызвало большой резонанс в православных кругах Иерусалима и очень быстро стало центром споров среди богословов. Прибывший по поручению блаж. Августина в 415 году в Иерусалим молодой испанский пресвитер Павел Оросия открыто обвинил Пелагия перед Иерусалимским епископом Иоанном II в искажении православного учения, назвав его еретиком. По этому обвинению 30 июля 415 года в Иерусалиме был созван Поместный Собор. Однако по причине личной симпатии и благосклонности Святоградского Иоанна к Пелагию, а также сложности понимания значения латинского термина " благодать " , которое вводил и защищал Пелагий, ведя спор с блаж. Августином, Собор оправдал Пелагия. Основываясь на том, что и обвиняемый, и обвинитель являются латинянами, настойчивый Павел Оросия добился перенесения дела Пелагия на окончательное рассмотрение епископу Римскому. Собор запретил Пелагию распространять свои мысли, а его противникам нападать на него. Однако вскоре последовало новое обвинение Пелагия в ереси, предъявителями которого на этот раз, скорее всего, были ссыльные епископы Арелатский Герос и Провенский Лазарь, действовавшие, как впрочем и Павел Оросия, по указанию блаж. Августина. Обвинение было направлено Кесарийскому митрополиту Евлогию, созвавшему 20 декабря 415 года в Диосполе для решения этого вопроса Поместный Собор, на котором приняли участие 14 палестинских епископов, в том числе и святой Порфирий Газский. Однако сами епископы по причине болезни на Соборе не присутствовали, а Павел Оросия к тому времени уже покинул Палестину, поэтому Пелагий оказался без обвинителей. Искажавший православное учение о первородном грехе, крещении, спасении, учивший об абсолютном предопределении и проч., Пелагий сумел оправдаться, обвинив во всех грехах своего сподвижника Келестия. Предав анафеме все указанные Евлогием в выдвинутом им обвинении злоучения, сам Пелагий соборным решением снова был оправдан. В завершение Собора отцы зачитали постановления Кархидонского Собора 411 года и осудили неправедное учение Келестия, а также всех сторонников этого учения, назвав их " утратившими разум " . Сведения об этом Соборе можно найти в труде святого Августина " De Gestis Pelagii " , а также у св. Иеронима, который в одном из своих посланий называет пелагианство " кошмарным " . Это вызвало негодование и ярость у некоторых фанатически настроенных сторонников Пелагиева учения, которые напали на Вифлеемский монастырь, где подвизался св. Иероним, сожгли несколько зданий и убили одного диакона. Престарелый же Иероним едва спасся.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Он разрешил Пелагию, хотя тот был только монах и мирянин, занять место среди пресвитеров 1732 . Он не нашел также никаких погрешностей в заявлении Пелагия о том, что человек без труда может выполнять Божьи заповеди и освободиться от греха, хотя позже, весьма неопределенно, согласился, что для этого нужна Божья помощь. У Пелагия было то преимущество, что он понимал оба языка, в то время как Иоанн говорил только по–гречески, Орозий – только по–латыни, а переводчик часто переводил неточно. После долгих споров было решено, что дело следует представить римскому епископу Иннокентию, так как обе стороны принадлежат к Западной церкви. Пока же стороны должны воздерживаться от нападений друг на друга. Второй пелагианский собор оказался еще более благоприятным для Пелагия. В нем участвовало четырнадцать епископов, и проходил он в Диосполе, или Лидде, в декабре того же года под председательством Евлогия, епископа Кесарийского, для ответа на обвинения двух смещенных епископов из Галлии, Героса и Лазаря, действовавших в согласии с Иеронимом 1733 . Обвинения были выдвинуты неумело, и Пелагию удалось прибегнуть к двусмысленностям, называя глупыми, но не еретическими, учения Целестия, бывшие также его собственными. Этот синод, участником которого был Иоанн Иерусалимский, не стал вдаваться в подробности вопроса и даже не понял его как следует, но снял с Пелагия все обвинения в ереси. Иероним прав, когда называет это собрание «несчастным синодом» 1734 , хотя прав и Августин, сказавший: «Там была оправдана не ересь, там был оправдан человек, отказавшийся от этой ереси» 1735 . Борьба Иеронима с пелагианами дорого ему стоила. В начале 416 г. толпа пелагианствующих монахов, священников и скитальцев ворвалась в его монастырь в Вифлееме, плохо обошлась с его ближними, подожгла здание и вынудила пожилого ученого бежать. Епископ Иоанн Иерусалимский оставил это деяние безнаказанным. Неудивительно, что Иероним даже в последние годы жизни в своих посланиях периодически разражался гневными тирадами против Пелагия, которого называл вторым Катилиной.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На руках духовенства, в предшествии хоругвей и запрестольного креста, останки отца Алексея вынесены были из церкви и установлены на траурную колесницу, после чего процессия направилась по набережной Невки, по Литейному и Невскому проспектам, в Александро-Невскую лавру. Тысячные толпы народа, слезы, перезвон колоколов, частые литии, многочисленный сонм духовенства, – провожали до лавры архимандрит Никодим и до 15 столичных священников, – все это представляло из себя величественную картину погребения доброго пастыря. У лавры шествие было встречено монашествующим духовенством, и после литии гроб с останками о. Алексея временно поставлен в склепе Никольской кладбищенской церкви. Со вскрытием рек, он был перевезен на Успенский островок и погребен в устроенной почившим церкви. Блаженная Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая, подвижница Серафимо-Дивеевского монастыря 26 (Память 30-го января). Пелагия Ивановна родилась в октябре 1809 года, в г. Арзамасе, Нижегородской губ. Отец ее был арзамасский купец – Иван Иванович Сурин, мать ее – Прасковья Ивановна, урожденная Бебешина, была тоже из купеческого звания. У них было два сына: Андрей и Иван, и дочь Пелагия. Рано овдовев, Прасковья Ивановна вышла замуж за вдовца – купца Алексея Никитича Королева, имевшего от первого брака шесть человек детей. Жизнь сводных детей несладка была в доме Королева, и дети Прасковьи Ивановны сильно чувствовали свое сиротство. Достигнув семнадцатилетнего возраста, Пелагия Ивановна была выдана в замужество за арзамасского мещанина Сергея Васильевича Серебренникова; брак ее с ним состоялся 23 мая 1826 года. От этого брака у Пелагии Ивановны родились два сына – Василий и Иван, и дочь Пелагия. Сыновья прожили по полтора года, а дочь только несколько недель. Муж Пелагии Ивановны служил приказчиком у арзамасского купца Попова и после смерти детей стал замечать в ней особую задумчивость и нелюдимость. Она стала чуждаться его самого, отстранялась от его ласк, и вообще, заметна была в ней разительная перемена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О мученице Пелагее читать под 4 мая. Преподобный Сергий Вологодский, или Нуромский сначала подвизался на Афоне, а затем в обители Сергия Радонежского. По любви к уединению, с благословения св. Сергия, удалился в леса вологодские и здесь на берегу р. Нурмы построил часовню и начал подвизаться. Тут однажды так избили его разбойники, что оставили едва живым. Но Господь исцелил его. Скоро узнал о подвижнике и народ, и начали приходить к нему – одни за советом и наставлением, а другие, чтобы разделить с ним труды пустынной жизни. Так собралось около преподобного до сорока человеке. Тогда построен был храм, и образовалась Нуромская Спасская обитель. Св. Сергий скончался в 1412 г. Через несколько лет после кончины, явившись одному благочестивому иноку в обители, он повелел, чтобы мощи его были открыты. Так и было сделано. В 1764 г. обитель закрыта, мощи же почивают в приходском храм. Преподобный Сергий, именуемый послушливым, подвизался в Киево-еиечерской лавре в XIII в. Там и почивают его мощи. Иконы Пресвятой Богородицы: Псково-Печерская Успения (читать под 15 авг.) и Умиления, ознаменовали себя чудесами спасения г. Пскова от осады Стефаном Баторием в 1581 г. и от нашествия французов в 1812 г. В благодарное воспоминание сего спасения, каждогодно совершается крестный ход с этими иконами из Печерской обители, где они находятся, в город в седьмое воскресенье после Пасхи. 8-е число Преподобная Пелагия была сначала директрисой плясуний в Антиохии и развратной женщиной. В раскаяние и к христианской вере привел ее св. епископ Нонн, который обратил ко Христу 30,000 арабов. Однажды, когда св. епископ поучал народ во храме, говоря о будущем суде и воздаянии, случилось, что вошла в храм Пелагия. Поучение так подействовало на нее, что она поражена была страхом Божиим и никак не могла удержаться от слез. Пришла к св. Нонну, упала к ногам его и слезно просила крестить ее, называя себя морем грехов и бездной нечестия. Епископ Нонн, видя полное раскаяние грешницы, крестил ее. Чрез два дня после крещения диавол явился св. Пелагее ночью и разбудил ее, говоря: «Не я ли так обогатил тебя? В чем же ты оскорблена мной? Прошу тебя, не делай меня посмешищем христиан». Но святая сотворила молитву с крестным знамением, и дьявол исчез и уже более не являлся. Затем св. Пелагия отдала все свое имущество св. Нонну в полное распоряжение. Он приказал раздать имущество бедным, сказав при этом: «Пусть будет умно расточено худо собранное. Св. Пелагия оделась в власяницу и подрясник св. Нонна, удалилась в Иерусалим и с мужеским именем Пелагия подвизалась в затворе; здесь и скончалась в 457 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Когда Батюшка уехал в Псково-Печерский монастырь , остались для его духовных детей только редкие встречи с ним. Отец Иоанн приезжал в Москву в отпуск один раз в году и принимал людей на квартире у Козиных. Духовные дары Познакомилась я с Пелагией Васильевной в середине 1980-х, когда впервые привезла ей передачу от Батюшки. К тому времени она была уже вдовой – Алексей Степанович умер раньше – и жила с дочерью Валей. Потом мы виделись как минимум три раза в год – в Рождественские и Пасхальные дни и 5 июля – в день кончины игумена Иоанна (Соколова), Батеньки – на Армянском кладбище в Москве, где он похоронен. Пелагия Васильевна была смиренной молитвенницей, тихой, умиротворенной. Рядом с ней было так хорошо, так радостно! Это о ней отец Иоанн (Крестьянкин) писал в одном из писем: «Я знаю людей, которые живут в Москве, и она для них если не рай, то преддверие его. Они живут верой деятельной, живой, и никакие «чудеса» новой Москвы их не трогают. Святые с ними, и святыни московские укрепляют дух». Когда случалось бывать в гостях у Пелагии Васильевны, долго потом согревали тепло и любовь, полученные в общении с ней. У нее для гостей всегда был накрыт стол, который готовили они вместе с Валей. Пища самая простая: картошка, капуста своей засолки, иногда селедка, обязательно пирожки с капустой, нежные, мягкие, как пух. Какой же вкусной, несравнимой ни с чем, казалась эта еда! Когда начал возрождаться Сретенский монастырь, Пелагия Васильевна сшила последнее свое облачение – для наместника, отца Тихона. Отец Тихон в благодарность благословил ее святыней – частицей облачения с мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Пелагия Васильевна с благоговением хранила этот дар до своей кончины, а сейчас его хранит дочь, Валентина Алексеевна. Пелагия Васильевна имела духовные дары, но в смирении своем никогда их не обнаруживала Думаю, что Пелагия Васильевна многие годы имела духовные дары, но в смирении своем никогда их не обнаруживала. Однако в последние годы мне пришлось стать свидетелем настоящих чудес.

http://pravoslavie.ru/107785.html

С. возвращается к развитию конфликта между свт. Иоанном и свт. Епифанием, обострившегося после рукоположения Павлиниана. В последней главе ответ И. С. на обвинения свт. Иоанна неожиданно прерывается, оставляя впечатление незаконченности трактата, что, видимо, было связано с намерением И. С. его не публиковать (см.: Brochet. 1905. P. 149). Название «Против Иоанна Иерусалимского» носит написанное И. С. неск. позже в том же 397 г. ответное послание еп. Феофилу Александрийскому ( Hieron. Ep. 82//PL. 22. Col. 736-743), в котором описываются те же события, но тон в отличие от тона трактата в целом примирительный. VIII. «Разговор (диалог) против пелагиан» (Dialogus contra Pelagianos, lib. I-III//PL. 23. Col. 495-590; CCSL. 80; CPL, N 615; рус. пер.: Творения. 1910. Ч. 5. С. 134-257), пространное опровержение учения Пелагия в форме диалога между православным Аттиком и пелагианином Критовулом, написан в кон. 415 г. В 1-й кн. И. С. приводит возражения на тезисы Пелагия, содержавшиеся в его утраченном соч. «Свидетельства» (Testimonia), или «Извлечения из Божественных Писаний» (Liber eclogarum ex Divinis Scripturis; Gennad. Massil. De script. eccl. 42; цитаты см.: Hieron. Dial. contr. Pelag. I 1, 25-32), к-рые И. С. сводит к 2 главным положениям: «человек, если пожелает, может жить без греха» и «заповеди Божии легки для исполнения» (главы 1, 21, 32). Аргументация И. С. основывается отчасти на здравом смысле (главы 1-9), отчасти на Свящ. Писании, особенно на ВЗ; ссылаясь на свидетельства ВЗ, он показывает, что никто из праведников и святых не был абсолютно непорочен и праведен перед Богом, Который один только обладает праведностью в абсолютном смысле (главы 11-39). Во 2-й кн. тезис о невозможности для человека вообще не совершать грехов и о необходимости Божественной помощи И. С. подтверждает свидетельствами из НЗ, особенно из посланий ап. Павла (главы 2-18), а затем - снова из ВЗ (главы 19-30). При написании 3-й кн. И. С., опираясь на привезенные ему Орозием сочинения Августина против Пелагия и Целестия («De peccatorum meritis et remissione», «De spiritu et littera», «De natura et gratia»; см.: Hieron. Dial. contr. Pelag. III 19), обсуждает вопрос о Крещении, в к-ром отпускаются все прошлые грехи, но не гарантируется буд. безгрешность (главы 1-4). Ссылаясь на Свящ. Писание, И. С. показывает недостаточность одной свободной воли человека для последующего уклонения от греха (главы 5-16) и опровергает пелагианское представление о безгрешности младенцев и крещении их «в Царство Небесное», а не во отпущение грехов (главы 17-19). Помимо «Диалога» учение Пелагия И. С. опровергал также в написанном в 414 г. послании к девственнице Деметриаде (Ep. 130) и особенно в послании к Ктесифону (Ep. 133), где критиковал такие положения учения Пелагия, как возможность для человека жить без греха и сведение благодати Божией лишь к свободной воле и нравственному закону (Ep. 133. 3; 5-8). Исторические

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

28 июля 415 г. в Палестине по инициативе блаженного Иеронима, критиковавшего учение о том, что человек может жить без греха, если захочет этого, под председательством Иоанна Иерусалимского состоялся собор против Пелагия. В соборе также участвовал представитель блаженного Августина Орозий. Пелагию удалось оправдаться, признав тезис, что человек может быть без греха при помощи Бога, однако Орозий обвинил присутствовавшего переводчика в неверной передаче слов Пелагия. В декабре того же года против Пелагия выступали галльские епископы Герос Арелатский и Лазарь Акв Секстиевых. На соборе в Диосполе (Лидде) Пелагию было предъявлено 29 тезисов, составленных при помощи этих епископов. Взгляды, сформулированные в этих тезисах, принадлежали как самому Пелагию, так и Целестию. Пелагий был не склонен открыто излагать на соборе свои взгляды на природу благодати и смысл Таинства Крещения, а те положения, в авторстве которых его обвиняли, реинтерпретировал таким образом, чтобы они могли быть приняты участниками собора как православные. Отвечать за те положения, которые принадлежали не ему, а Целестию он отказался, но анафематствовал в этих тезисах все то, что вызывало неприятие участников собора. Таким образом Пелагий избежал осуждения, что вызвало неприятие со стороны блаженного Августина и его сторонников, которые стали добиваться рассмотрения взглядов Пелагия в Риме. В качестве подготовительных мероприятий в 416 г. были проведены соборы в Карфагене и Милеве, где Пелагий и Целестий были осуждены как еретики на основании обвинительной записки галльских епископов. Папа Иннокентий I 27 января 417 г. признал это решение, сообщив о прочтении сочинения Пелагия «О природе» и отметив, что пелагиане не признают учение о испрашиваемой в молитвах и ежедневно подаваемой благодати и отрицают необходимость крещения для спасения младенцев. Пелагий отправил в Рим апелляцию, которая была доставлена в туда уже после смерти папы Иннокентия (папой после него стал Зосима). Также в Рим лично прибыл Целестий, изгнанный в результате папского решения епископом Аттиком из Константинополя.

http://azbyka.ru/pelagianstvo

Недолго в мире и спокойствии пожили у монахини Павлины молодые послушницы: игумения Епафродита послала с книгою в сбор на целый год монахиню Павлину, а келейных ее перевела к м. Анфисе. Анастасия Михайлова выпросилась в Троицкую лавру на богомолье, – дома осталась одна Пелагия. Хаживал к м. Анфисе знакомый ей крестьянин из ближнего села Мананок, вздумал он отдать дочь свою Евдокию в монастырь и просил об этом монахиню; та согласилась и поместила ее вместе с Пелагией. Время все шло, а Дуняша все высматривала да выглядывала; наконец, в отсутствие монахини Анфисы, вытащила у нее 100 рублей ассиг. денег из шкатулки. Желая свалить вину с себя и оклеветать Пелагию, она взяла всю зимнюю одежду Пелагии и Анастасии Михайловой, закопала ее на дворе и засыпала навозом; в то же время, монахине Анфисе сказала, что Поля и Настя сговорились уйти из монастыря, что последняя и на богомолье пошла с тем, чтобы приискать, дорогой, себе место, а Поля, в ее отсутствие, все платье переправила на родину в Мценск и на дорогу себе утащила Анфисины деньги. Так правдоподобна была клевета эта, что не было возможности не поверить ей. Монахиня Анфиса и игуменья Епафродита с душевной скорбью были вынуждены обвинить невинную и отказать ей в обители. С позором выгнанная из келлии, села она на церковную паперть и горько заплакала; Господа и Царицу Небесную молила не изгонять ее из обители. На слезы ее обратила внимание уставщица, монахиня Епафродита, и по чувству сожаления попросила у игумении позволения взять к себе Полю на испытание. Не помня себя от радости, Пелагия перебралась к сострадательной уставщице, но подозрение было уже брошено и доверия к ней монахиня не имела: каждый раз, уходя в церковь , Епафродита келлию свою запирала, а Пелагия с своей работой должна была выходить на крыльцо. И сколько насмешек, сколько обиднейших подозрений должна была вынести за это время наша Поля. Но скоро же, однако, и разъяснилась эта путанная история: Дуняша в ближайшем же затем времени снова проворовалась и убежала в раскол, а Пелагия, в награду за безропотное перенесение обиды, сделана была трапезницей. На послушании трапезницы лежит сопутствовать игуменье ко всем церковным службам, стоять возле нее в церкви и исполнять все ее приказания и поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С радостью поехала Пелагия, окруженная множеством слуг. Отъехав от города около десяти поприщ 2958 , они приближались к одной, покрытой густым лесом, горе. В это время один из слуг ее, по имени Лонгин, увидел честного мужа, сходящего с горы. То был епископ Клинон, которому по Божию усмотрению случилось здесь встретиться спутникам. Лонгин, бывший тайным христианином, узнал в сем муже епископа Клинона и сказал другому слуге, тайному христианину: – Брат Юлиан! Узнаешь ли ты мужа, идущего нам навстречу? Это человек Божий, епископ Клинон, слава о котором идет по всему Востоку, по причине совершаемых им чудес; царь, узнав о нем, долго искал его, но не мог найти, и за это воздвиг гонение на христиан. Этот разговор Лонгина и Юлиана услышали те два евнуха, которых Пелагия послала в темницу к христианам, чтобы узнать о внешности епископа. Они рассказали то, о чем услышали, Пелагии. Святая девица остановила колесницу и, сойдя с нее, направилась к человеку Божию. Слугам своим она приказала быть подальше и расположиться для отдыха в тени деревьев, так как ей не хотелось, чтоб язычники слышали о тайнах святой веры христианской. Подойдя к человеку Божию, она приветствовала его такими словами: – Радуйся, служитель Христов! Епископ отвечал ей: – Да будет с тобою, отроковица, мир Христа моего. Пелагия продолжала: – Благословен Бог, явивший мне в видении подобие лица твоего и пославший тебя ко мне, чтобы спасти душу мою от гибели. Молю тебя именем Бога, Которому ты служишь, открой мне, ты ли Клинон, епископ христианский? Клинон отвечал ей: – Я пастырь словесных овец Христовых, надеющихся получить вечную жизнь. – Что приказываешь делать ты овцам твоим, чтобы они могли получить жизнь вечную? – спросила епископа Пелагия. – Учу их познавать Отца, и Сына, и Святого Духа и наставляю их к богоугодной жизни в страхе Божьем и любви ко Христу. – Возвести мне, отец мой, что прежде всего должны делать те, кто хочет соединиться с твоим Богом? – Я возвещаю тебе, – был ответ епископа, – крещение во оставление грехов и в жизнь вечную; ничто не может быть нужнее этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он подал карфагенскому епископу Аврелию записку, в которой против Целестия выставил семь пунктов. Главным между ними был тот, что Целестий учит, будто грех Адама повредил только ему одному, но не всему роду человеческому. Из этого положения, высказанного Целестием, выведены были Павлином остальные обвинительные против него пункты. Для расследования этих обвинений Аврелий собрал (412 г.) в Карфагене собор. Приглашенный сюда Целестий в свое оправдание высказал, между прочим, что сомнительно, есть ли наследство греха, и что он слышал об этом различные взгляды от самих священников Церкви. Впрочем, в заключение Целестий прибавил, что он утверждает необходимость крещения и для детей, для достижения Царства Небесного. Но отцы собора, разделявшие учение Августина о благодати и свободе, не удовлетворились таким двусмысленным объяснением, и, когда Целестий отказался осудить все выставленные против него пункты, отлучили его от Церкви. После этого Целестий отправился в Ефес, где и получил сан пресвитера. На Карфагенском соборе Августина не было, но он ознакомился по заключениям собора с пелагианским учением и в опровержение его начал писать сочинения. Между прочим, в это время он написал сочинение «О заслугах и прощении грешников и крещении детей», в котором доказывал вменяемость первородного греха и необходимость крещения детей. Между тем Пелагий, прибыв в Иерусалим, встретился здесь с западными учеными, проживавшими в Вифлееме, блаженным Иеронимом и Павлом Орозием, учеником и почитателем Августина. Поэтому и здесь начались споры из-за мнений Пелагия. Иерусалимский епископ Иоанн, тревожимый неясными слухами об учении Пелагия, для исследования его решился созвать собор, который и состоялся в 415 году в Иерусалиме. Собор состоял из пресвитеров Иерусалимской Церкви. Орозий явился обвинителем Пелагия. Он высказал пред собором, что пелагианское учение осуждено в Карфагене, что блаженный Августин также осуждал в своих сочинениях это учение и так далее. Собственно против Пелагия Орозий высказал, что он говорил ему, что человек, если захочет, может быть без греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010