На другой день, после литургии Нон снова проповедует в храме Иулиана, в присутствии епископов, о страшном суде и воздаянии праведным и грешным. Ко времени проповеди вошла в храм и Пелагия, дотоле никогда не бывавшая в храме христианском. Живое слово епископа так подействовало на грешницу, что она вся в слезах тотчас же приказала слугам своим узнать квартиру говорившего епископа и тут же в храме письмом просит его немедленно принять ее для духовной беседы. Осторожный епископ приказывает ей явиться в храм на следующий день пред собором епископов, перед которыми исповедует, оглашает и крестит Пелагию. Проведши первые дни в доме восприемницы своей, отпустив с приличною наградою на свободу рабов своих, передав Нону все свое имущество для употребления по его воле и назначению, в осьмой день Пелагия, одевшись в власяницу, тихонько уходит из дому своей восприемницы и остаток жизни своей, под именем евнуха Пелагия, проводит в затворе на горе Елеонской, в слезах покаяния и трудах усиленного подвижничества. Диакон епископа Нона Иаков, спустя много лет после крещения Пелагии, стал проситься у епископа в Иерусалим для поклонения святым местам. Отпуская его, епископ приказал ему отыскать там инока Пелагия, как достойного раба Божия. Иаков, по указанию, скоро нашел пещеру без двери, с малым оконцем, через которое и беседовал с подвижником. Удивил его Пелагий вопросом, не Иаков ли он диакон илиопольского епископа Нона, и на утвердительный ответ просит он молитв за себя святого старца, равно как и самого Иакова. Недоумение Иакова разъяснилось чрез несколько времени. Посетив после этого другие обители иноческие, Иаков еще раз пожелал видеть Пелагия. Три дня стучится он в окно Пелагия, но ответа не получает. Решился он сам открыть окно и видит подвижника умершим. По слову Иакова, и из Иерусалима и из-за Иордана собралось множество иноков и народа в пещере. Патриарх сам пришел похоронить прах подвижника, пользовавшегося большим уважением по всей окрестности. Но когда для обычного умащения тела благовонными мастями обнажен был усопший, увидали все, что это была женщина, и с благодарением Господу, дивному во святых Своих, похоронили преподобную Пелагию в той же самой пещере, в которой она подвизалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«О природе и благодати», вероятно, желая окончательно уяснить позицию Пелагия и его отношение к мнениям Целестия, а также заручиться поддержкой блж. Иеронима, блж. Августин поручил пресв. Орозию (подробнее о его деятельности и сочинениях см. в ст. Орозий ) встретиться в Палестине с блж. Иеронимом, передать ему письма и сочинения, в т. ч. антипелагианского содержания, а также лично переговорить с находившимся там Пелагием (см.: Aug. Serm. 348A. 6// Dolbeau. 1995. P. 56; Oros. Apol. 3). После приезда в Палестину Орозия споры вокруг взглядов Пелагия приняли столь острый характер, что архиеп. Иоанн Иерусалимский принял решение созвать в Иерусалиме собрание пресвитеров для обсуждения обвинений против Пелагия (см.: Oros. Apol. 1. 1 - 4. 4). Во время собрания Орозий сообщил о решениях принятых в Карфагене в 411 г. по делу Целестия и, ссылаясь на труды и суждения блж. Августина, обвинил присутствовавшего на заседании Пелагия в проповеди ложного учения о том, что «человек может быть без греха и легко исполнять заповеди Божии, если захочет этого». Архиеп. Иоанн выступил в поддержку Пелагия и интерпретировал его высказывание в том смысле, что человек может быть без греха с помощью благодати (см.: Ibid. 4. 1-4). Эта формула на Востоке воспринималась как православная, тогда как зап. богословы считали ее догматически неточной и чрезмерно оптимистичной, настаивая, что даже удостоенные благодати праведники во время земной жизни всегда совершают некие грехи и нуждаются в их прощении Богом. В собственном исповедании веры (Expositio fidei; CPG, N 3621) архиеп. Иоанн высказывался более осторожно и отмечал, что невозможно найти человека, к-рый пребыл бы «безгрешным» от рождения до смерти, кроме Господа Иисуса Христа, однако всякий человек способен достигать добродетели молитвой, усердием и трудом, с Божией помощью и благодатью (см.: Malavasi. John of Jerusalem " s Profession of Faith. 2017. P. 404-405). Т. о., сам архиеп. Иоанн не придерживался крайней пелагианской т. зр.; его покровительство Пелагию объясняется скорее личной симпатией, чем полным доктринальным единством. Реагируя на протесты Орозия, архиеп. Иоанн согласился передать вопрос о Пелагии для рассмотрения епископу Римскому св. Иннокентию I (см.: Oros. Apol. 6. 1-5), однако в действительности не стал к нему обращаться. Подробный отчет о ходе собрания, дополненный критикой взглядов пелагиан, был представлен Орозием в соч. «Апология против Пелагия» (Liber apologeticus contra Pelagium; CPL, N 572; подробнее см. в ст. Орозий ).

http://pravenc.ru/text/2579902.html

– Дорогая госпожа моя Маргарита, какое зло я сделал тебе? Не обогатил ли я тебя золотом и серебром? Не украсил ли я тебя каменьями многоценными, уборами и одеждами? Молю тебя, поведай мне: какую причинил я тебе скорбь? Что велишь мне, все исполню немедленно, только не оставляй меня и не делай из меня посмешище. Оградив себя крестным знамением, Пелагия отвечала: – Господь мой Иисус Христос, избавивший меня от зубов твоих и соделавший меня невестой небесного Своего чертога, да отгонит тебя от меня. И тотчас диавол исчез. Разбудив немедленно святую Роману, Пелагия сказала ей: – Помолись обо мне, мать моя: лукавый преследует меня. Романа отвечала: – Дочь моя, не устрашайся его, ибо он теперь боится и трепещет даже тени твоей. На третий день по крещении своем Пелагия призвала одного из слуг своих и сказала ему: – Ступай в дом мой, перепиши все, что есть в моих златохранительницах, и все уборы мои, и все принеси сюда. Слуга пошел и сделал, как было приказано ему. Тогда блаженная Пелагия, призвав святого епископа Нонна, все отдала в руки его, говоря: «Вот богатства, коими обогатил меня сатана; передаю его в святые руки твои: делай с ними, что хочешь, мне же должно искать сокровищ Господа моего Иисуса Христа». Блаженный епископ Нонн, призвав эконома церковного, отдал ему в присутствии всех переданные ему Пелагией сокровища и сказал ему: – Заклинаю тебя именем Святой и Нераздельной Троицы не вносить ничего из сего золота ни в дом епископский, ни в церковь Божию, ни в свой дом, ни в дом кого-либо из клириков, но раздай все сие своими руками сиротам, убогим и немощным, дабы то, что собрано злом, было израсходовано на добро, и богатство греховное стало бы богатством правды. Если же нарушишь сию клятву – анафема да будет дому твоему, и участь твоя с теми, которые восклицали: «Возьми, возьми, распни его» (Лк. 23: 21). Раба Божия Пелагия ничего не оставила из своего имущества даже на пропитание себе, но питалась за счет Романы диаконисссы: ибо поклялась ничем не пользоваться от богатства греховного. Призвав всех своих слуг и служанок, она отпустила их на волю, дав каждому достаточно серебра и золота.

http://pravoslavie.ru/7022.html

В послании от 21 сент. 417 г. папа известил об этом епископов пров. Африка, переслав им также текст исповедания. В этом послании З. вновь критически отозвался о действиях Ероса Арелатского и Лазаря, еп. г. Аквы Секстиевы, к-рые были главными обвинителями Пелагия на Соборе в Диосполе. Папа заявил, что убежден в православии Пелагия не только в том, что касается учения о Троице и христологии, но также в том, что касается вопросов о грехе, благодати и свободе воли. При этом он фактически отказался от более подробного рассмотрения богословской системы Пелагия и никак не учел антипелагианских творений блж. Августина . З. особо отметил преданность, с которой Пелагий в поисках справедливости обратился к суду Римского епископа ( Idem. Ep. 3). К весне 418 г. мнение папы об учении и о личности Пелагия и Целестия изменилось в сторону безоговорочного осуждения. Причины этого не вполне ясны. Вероятно, поздней осенью 417 г. Собор епископов Африки выразил протест против оправдания еретиков. Африкан. епископы обладали влиянием при дворе рим. имп. Гонория (через его сестру Галлу Плацидию и ее мужа патрикия Констанция), к-рое они могли использовать с целью изменения позиции папы. Свою роль могло сыграть также нескромное поведение Пелагия и особенно Целестия. В послании Аврелию, еп. Карфагенскому, от 21 марта 418 г. З. после рассуждений об авторитете Римского престола упомянул о своей излишней доверчивости к Целестию и заявил, что осуждение папы Иннокентия остается в силе ( Idem. Ep. 12). Вопрос о пелагианстве привлек внимание имп. двора в Равенне. 30 апр. 418 г. имп. Гонорий издал рескрипт на имя префекта претория Италии о немедленном смещении с кафедр сторонников Пелагия. 1 мая 418 г. в Карфагене открылся Собор епископов пров. Африка, которые в форме анафематизмов определили правосл. учение о благодати и первородном грехе. Тогда же (весной 418) З. официально заявил об осуждении пелагианства. Летом папа издал окружное послание (Epistula Tractoria; сохр. в отрывках - PL. 51. Col. 271 sqq.), адресованное всем Церквам Запада и Востока.

http://pravenc.ru/text/200007.html

В разгар работы над «Толкованием на Книгу пророка Иезекииля» И. С. был вовлечен в т. н. пелагианские споры (см. Пелагианство ), связанные с учением богослова и моралиста брит. мон. Пелагия, к-рый в течение 20 лет успешно проповедовал в Риме. Уже тогда он вызвал раздражение И. С., раскритиковав его негативное отношение к браку, выраженное в трактате «Против Иовиниана» (см.: Hieron. Ep. 50. 1; Kelly J. 1975. P. 188, 309). В 411 г., спасаясь от нашествия готов, Пелагий вместе с учеником Целестием прибыл в Сев. Африку, где его взгляды не нашли сочувствия, а затем в 412 г. приехал в Иерусалим, где встретил радушный прием свт. Иоанна, проявившего большой интерес к его учению (см.: Aug. Ep. 179. 1). Вскоре проповеди Пелагия стали пользоваться большим успехом у мн. иерусалимских христиан, особенно женщин ( Hieron. Ep. 133. 4; Dial. contr. Pelag. I 25). Когда слухи об этом дошли до И. С., старая неприязнь к Пелагию вспыхнула с новой силой. В сочинениях 412-414 гг. И. С. нередко допускал насмешливые замечания в адрес Пелагия, к-рого он рассматривал как скрытого оригениста и последователя Руфина (In Ezech. Col. 165; In Jerem. Col. 817; Ep. 130. 16). Пелагий обвинял И. С. в плагиате из сочинений Оригена в его «Толковании на послание к Ефесянам» и в уничижении брака в трактате «Против Иовиниана» (см.: Hieron. In Jerem. Col. 680, 781, 817). Вскоре полемика была перенесена на богословскую почву. В 414 г. в послании к девственнице Деметриаде (Ep. 130), происходившей из знатного рим. рода Анициев, представители к-рого ранее покровительствовали Пелагию, а затем в послании к Ктесифону (Ep. 133), благотворителю Пелагия ( Kelly J. 1975. P. 313-314), И. С. перешел к критике богословских мнений Пелагия (еще не называя его по имени), таких как учение о возможности для человека жить без греха и сведéние благодати Божией лишь к свободной воле и нравственному закону (Ep. 133. 3, 5-8). В последнем письме И. С. обещал написать пространное опровержение учения Пелагия (Ep. 133. 13). Для исполнения обещания вскоре представился удобный случай.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Так, плача, вопил диавол пред дверями покоя, где мы были, и все там находившиеся слышали голос его. И снова, обратившись к новокрещенной бес сказал: — Что ты делаешь со мною, госпожа Пелагия? Ты подражаешь Иуде. Он, почтенный апостольской славой и честью, предал Господа своего, а ты то же сделала со мною. Тогда епископ повелел рабе Божией Пелагии оградить себя крестным знамением. Она сотворив знамение креста Христова на лице своем, сказала диаволу: — Да отгонит тебя Иисус Христос, избавляющий меня от тебя! Когда она сказала сие, диавол тотчас исчез. Через два дня, когда Пелагия спала с госпожою Романою, матерью ее духовной, явился к ней диавол, разбудил ее и начал говорить ей: — Дорогая госпожа моя, Маргарита, какое зло я сделал тебе? Не обогатил ли я тебя золотом и серебром? Не украсил ли я тебя каменьями многоценными, уборами и одеждами? Молю тебя, поведай мне: какую причинил я тебе скорбь? Что велишь мне, все исполню немедленно, только не оставляй меня и не делай из меня посмешище. Оградив себя крестным знамением, Пелагия отвечала: — Господь мой Иисус Христос, избавивший меня от зубов твоих и соделавший меня невестой небесного Своего чертога, да отгонит тебя от меня. И тотчас диавол исчез. Разбудив немедленно святую Роману, Пелагия сказала ей: — Помолись обо мне, мать моя: лукавый преследует меня. Романа отвечала: — Дочь моя, не устрашайся его, ибо он теперь боится и трепещет даже тени твоей. На третий день по крещении своем, Пелагия призвала одного из слуг своих и сказала ему: «Ступай в дом мой, перепиши все, что есть в моих златохранительницах, и все уборы мои, и все принеси сюда». Слуга пошел и сделал, как было приказано ему. Тогда блаженная Пелагия, призвав святого епископа Нонна, все отдала в руки его, говоря: «Вот богатства, коими обогатил меня сатана; передаю его в святые руки твои: делай с ними, что хочешь, мне же должно искать сокровищ Господа моего Иисуса Христа». Блаженный епископ Нонн, призвав эконома церковного, отдал ему, в присутствии всех, переданные ему Пелагией сокровища и сказал ему: «Заклинаю тебя именем Святой и Нераздельной Троицы не вносить ничего из сего золота ни в дом епископский, ни в церковь Божию, ни в свой дом, ни в дом кого-либо из клириков: но раздай все сие своими руками сиротам, убогим и немощным, дабы то, что собрано злом, было израсходовано на добро, и богатство греховное стало бы богатством правды. Если же нарушишь сию клятву, — анафема да будет дому твоему, и участь твоя с теми, которые восклицали: «возьми, возьми, распни его»  [ 12 ] (Лк23:21).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Замечательно при этом, что в своем изложении соборных деяний Пелагий пропустил именно свое анафематствование положений Целестия, а к анафематствованиям, произнесенным в конце собора, прибавил еще новое, не записанное в подлинных актах, – «равно анафематствую и тех, кои, измышляя ложь, взводят на нас клевету» 78 . Не оставил Пелагий и литературной пропаганды своих заблуждений, несмотря на данное им на иерусалимском соборе обещание молчать. Так, для успокоения своих учеников, взволнованных и возмущенных его поведением на Диоспольском соборе, он написал обширное произведение, в 4-х частях, «о свободном решении» (de arbitrio libero). Августин приводит из этого сочинения массу выдержек, в коих ясно обнаружены истинные убеждения Пелагия и двусмысленность объяснений его на Диоспольском соборе 79 . Оправдание Пелагия и лживые уверения последнего о том, что его мнения одобрены епископами, произвели сильный подъем духа в пелагианской партии и дали ей смелость вооружиться на своих противников не только оружием слова, но и физическою силою. «Диалоги» Иеронима, появившиеся почти одновременно с Диоспольским собором и содержавшие самые резкие и поносные ругательства против пелагиан, задели последних настолько живо, что они произвели вооруженное нападение на Вифлеемский монастырь Иеронима, разграбили и сожгли его, убили одного диакона, причем сам Иероним едва спасся в одной из монастырских башен 80 . Что же касается самих Палестинских судей Пелагия то они, очевидно, не придали делу Пелагия того важного значения, какого оно заслуживало. Они сочли Пелагия просто жертвою клеветы личных его недоброжелателей, поверили ему, что между ним и Целестием нет ничего общего, и потому, провозгласив его православным, не сочли даже нужным известить западных епископов о результате своего исследования по делу Пелагия. Так, папа Иннокентий писал в 417 году, что акты Диоспольского собора переданы ему какими-то мирянами, частными лицами, отцы же собора не прислали ему ни актов, ни каких-либо письменных извещений 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Оп. 31. 1861 год. Д. 196В. Л. 165-165 об.; Д. 11. Л. 51. Лит.: Ковалевский А. Ф. Блж. Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского мон-ря//ДЧ. 1889. 4. С. 418-442; Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря П. И. Серебренниковой. Тверь, 1891. Каз., 19013; Джорд., 1967; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского у. М., 1896, 2005; Поселянин Е. Русские подвижники XIX и ХХ вв. СПб., 19103. С. 312-325; Щегольков Н. М. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911. С. 252-254; Блаженная Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского мон-ря//ЖПодв. 1999. 1. С. 197-208; Жития Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. Дивеево, 2001, 20072; Дивеевские Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария. Дивеево, 20093; Блж. П. И. Серебренникова: Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 2003; Блаженные старицы Дивеевского мон-ря. М., 2003; Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель. М., 2011. С. 235. Свящ. Георгий Павлович Блж. Пелагия Дивеевская. Литография. 1885 г. В жизнеописаниях встречаются сведения о внешности и привычках П. (особенно в воспоминаниях ее духовного сына, худож. М. П. Петрова), отразившихся в ее портретной иконографии: «…это была женщина высокого роста и очень красиво сложенная, с необыкновенно живыми, блестящими и пронзительными глазами»; «любила она очень цветы, и если имела их под рукою, задумчиво их перебирала, тихо нашептывая молитву» ( Ковалевский. 1889. С. 432, 425). Возможно, Петров был автором одного из изображений П.: в жизнеописании отмечено, что во время болезни он, «взглянув на портрет Пелагии Ивановны», обратился к ней с упреком (Там же. С. 433). Портрет П. висел на стене ее кельи (на него указала блж. Параскева Дивеевская после кончины П., см.: Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2002. С. 765). Живописный портрет П. (местонахождение неизв.) был воспроизведен в издании ее жизнеописания (Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского мон-ря П.

http://pravenc.ru/text/2579926.html

е. было в его пользу, однако скоро Праилий увидел себя вынужденным изменить свое отношение к Пелагию. Противники Пелагия, Герос и Лазарь, не могли, конечно, примириться с тем исходом, какой получило дело Пелагия на Диоспольском соборе. Однако они не нашли удобным обратиться снова к Евлогию Кесарийскому и обратились к епископу Антиохийскому Феодоту, известному своим благочестием 84 . Феодот созвал сирийских епископов на собор в Антиохию, куда счел нужным явиться и Праилий. На этом соборе, быть может, благодаря личному присутствию Героса и Лазаря, Пелагий был обличен в еретичестве, отлучен от церкви и изгнан из палестинских пределов; особое извещение об этом осуждении было послано в Рим. Это было, по всей вероятности, в конце 417 года 85 . Где жил Пелагий по изгнании из Палестины, неизвестно. IV В начале 416 года Орозий возвратился из Палестины в Африку и уведомил Августина о всем, случившемся в Палестине. Он принес с собою записку Героса и Лазаря, равно как диалог Иеронима против пелагиан, который вскоре цитируется Августином 86 . Эти известия послужили причиною нового соборного рассуждения по вопросу о пелагианских заблуждениях, так как в Африке знали о близости Пелагия к Целестию и о тожестве их учения. На одном из годичных провинциальных соборов Проконсульской Африки, по Гарнерию, на сентябрьском, африканские епископы, числом свыше 69, в 416 году произнесли анафему на пелагианские заблуждения и на самих Пелагия и Целестия, с оговоркой – если они действительно разделяют эти заблуждения. Все, что известно об этом соборе, заключается в следующем письме отцов собора к папе Иннокентию 87 . «Блаженнейшему и честнейшему господину, святому брату Иннокентию, Аврелий, Пумидий, Рустициан, Фиденциан, Евагрий и (после 69 имен) прочие, присутствовавшие на соборе Карфагенской церкви. I. Когда, по обычаю, мы торжественно собрались в Карфагенскую церковь , и когда составился из нас синод по разным делам, сопресвитер наш Орозий передал нам письмена святых братьев и соепископов наших Героса и Лазаря, копию с коих мы прилагаем при сем. Прочитав эти письмена, мы решили безусловно осудить Пелагия и Целестия, виновников этого нечестивого и всеми нами анафематствуемого заблуждения. Мы припомнили при этом и то, что было сделано здесь, в Карфагене, относительно Целестия за пять почти лет до сего. Хотя мы ясно убедились отсюда в осуждении этой заразы епископским судом, как твоя Святость может убедиться из приложений, тем не менее и мы, по общем обсуждении, решили, что виновники этого заблуждения, хотя Целестий достиг, говорят, потом пресвитерства, если не анафематствуют этого, сами должны быть анафематствованы, чтобы уврачевать если не их самих, то по крайней мере тех, кои соблазнены или могут быть соблазнены ими, уврачевать чрез уведомление о епископском мнении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Пытаясь защитить Пелагия, Иоанн между прочим сказал: «если бы Пелагий учил, что человек без помощи Божией может быть без греха, то это было бы достойно осуждения; но что вы скажете, когда он прибавляет – «не без помощи Божией»? Не хотите ли отрицать божественную помощь? – «Анафема тому, кто отрицает; я не отрицаю, но в еретиках обличаю это», ответил Орозий. Слова Иоанна некоторым из присутствующих показались подозрительными; пресвитеры стали перешептываться, что Пелагий признает возможность быть без греха без помощи Божией. Тогда Иоанн стал доказывать, что такое учение немыслимо, потому что в Писании ясно говорится о необходимости помощи Божией; так, ап. Павел говорит: я более всех их потрудился, но не я, а благодать Божия во мне, и далее – ни хотящего, ни стремящегося, но милующего есть Бога ( Рим.9:16 ) и мн. др. Пелагий на это ничего не сказал, что Иоанн признал за знак согласия 67 . После этих рассуждений Орозий заявил, что еретик – человек латинянин, что мнения его должны быть наиболее известны латинским отцам и что поэтому необходимо передать все дело на решение последних. Иоанн попытался было еще раз окончательно уладить дело и оправдать Пелагия, но после некоторых рассуждений нашел себя вынужденным согласиться на предложение Орозия. Было предложено и единодушно всеми принято решение – послать к папе Иннокентию особое посольство с письмами по делу Пелагия. Пелагию было предложено хранить впредь молчание, а противникам его воздерживаться от нападений на него. Затем, совершив молитву, все мирно расстались. Таким образом, воззрения Пелагия не были раскрыты в собрании Иерусалимских пресвитеров. Если Пелагий не отвергал содействия божественной благодати, то он же и не объяснил, в каком смысле он понимает это содействие, а в этом и состояла вся суть вопроса. Что же касается вопросов о современном состоянии природы человеческой и о следствиях греха Адама, то их Пелагий прямо отстранил, хотя пресвитерам необходимо было слышать точные ответы на них от Пелагия в виду подозрений единомыслия последнего по этим вопросам с Целестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010