Таким образом современниками была отмечена и принадлежность людей той и другой партии к определенным монастырям или, шире, – к известным областям; недаром они назвали партию, выступившую против Иосифа Волоцкого , „заволжскими старцами«, признавая, стало быть, реку Волгу как бы границей, по сторонам которой жили и действовали люди различных убеждений и направлений; этот термин, принятый в науке, удерживаю и я в дальнейшем изложении, равно как термин „иосифлян», данный впоследствии иосифовской партии ее противниками. На подробной характеристике направлений „иосифлян» и „заволжских старцев» я останавливаться здесь не буду, так как она сделана не раз; делалась она обыкновенно на основании учительных и полемических сочинений главарей того и другого направления: Иосифа Волоцкого , митрополита Даниила, Нила Сорского , Вассиана Патрикеева; для меня важно отметить те черты, которые можно сопоставить с результатами моих наблюдений над памятниками житийного характера. Прежде всего следует упомянуть ту внешность религиозно-нравственного идеала, то господство внешних определений в системе морали, которые давно уже признаны характернейшей чертой в направлении Иосифа и его школы; и нельзя не поставить с этим в связь того явления, указанного выше, что жития святых, вышедшие именно из среды волоколамских иноков и посвященные прославлению подвижников иосифовской и соединенной с ней тесными узами пафнутиевой боровской обители, проникнуты тем же настроением: оно отражается то в прославлении святого за чисто внешние проявления подвижничества, иногда вполне формального характера (см. особенно в житиях Кассиана Босого и Фотия), то в соответствующих поучениях и наставлениях, влагаемых в его уста (такие черты мы видели в житиях Пафнутия, Иосифа, Волок. Патерике, отчасти в житии митр. Ионы; то же отмечено в житии Даниила Переяславского, отчасти Герасима Болдинского). Замечу, что и та верность и буквально точное следование букве „писания», которое прославляет Вассиан у Пафнутия, составляло, при известной неопределенности термина „писание» и при принципиальном отрицании критического отношения к писаниям, одну из отличительных особенностей „иосифлянства».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы видим тесную связь его с Пафнутием Боровским и его монастырем и можем думать об однородности жизни и настроения, господствовавшего в обоих монастырях. Но в житии есть указания и на иные отношения и на встречи с людьми из других мест. На этих указаниях я и остановлюсь, отлагая истолкование их до общих рассуждений о направлениях мысли, отразившихся в житиях. Первым случаем, интересующим меня, является встреча самого Даниила (еще в то время, как он мечтал о создании церкви над скудельницами) с тремя иноками, пришедшими из-за Волги (л. 16); эти иноки, „иже глаголются пустынницы» (л. 19 об.), проводят в беседе с Даниилом целую ночь и производят на него впечатление „искусных»; им открывает он свое желание и советуется с ними. Иноки преподают ему совет, как испытать свое желание: он должен поступить, как рекомендовали в таких случаях древние „рассудительные отцы», „иже искусни сущи приходящи инокомъ помыслы благоумне разсужати»; они „повелеваютъ аще на кое дело мысль влечетъ насъ аще и къ ползе намъ мнится но обаче три лета не начинати дела хотения нашего да не наше хотение деиствуетъ въ насъ ниже нашимъ волямъ повинемся ниже паки своимъ мыслемъ веруемъ и аще не отъ бога сие будетъ помышление и тако обычаемъ мыслемъ пременятися и по малу уступати начнемъ и отъ супротивныя мысли свободь будетъ искушения лукаваго не постражетъ и туне дела не начинаемъ». Даниил исполняет совет иноков и испытывает себя три года. Таким образом в житии являются иноки, которые оказываются опытными в знании душевной жизни и учат, как надо испытывать и исследовать свой помысл. Ни в Данииле, ни в окружающих его такой опытности не оказывается, и приведенный выше совет дают Даниилу пришельцы, и именно прибывшие к нему из-за Волги, т. е. из тех краев, в которых агиобиографическая литература (как я имел уже случай показать) отражала нередко внимание к душевной жизни, самонаблюдение, заботы о внутреннем совершенстве. Другое место нашего жития, которое я имею в виду, касается отношений Даниила к архимандриту Илариону, назначенному ему в преемники.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такая же судьба постигает слугу митрополита, впрочем, более виновного (эпизод 5-й, „о слуге, ему же вда сребро на нищих»): он утаивает милостыню, которую должен был передать от святого вдовице. По жалобе ее, митрополит делает им очную ставку; виновный сперва отрицает вину, но потом сознается; скорая смерть постигает его за преступление. Крайне суровый и жестокий характер сообщает св. Ионе 8-й эпизод жития: ключарю Иакову было видение, которое и было ему повелено передать митрополиту; видел однако же это видение и сам Иона. Иаков из робости повеления не исполнил. Митрополит делает строгий упрек Иакову, добавляя, что у него, за его неповиновение, умрет жена, и посылает его спешно идти домой, чтобы „управить душу ее покаянием». Любопытен 6-й эпизод, „о Пафнутии»; это уже упомянутый мною в начале настоящего „очерка» рассказ о боровском подвижнике и игумене, за некое ослушание подвергшемся каре со стороны митрополита: последний заточил его и самолично бил жезлом. Факт этот, который биограф Пафнутия обошел молчанием, очевидно, не понравился ему; но не понравился потому именно, что казался порочащим славу Пафнутия, а не потому, чтобы его смущал вообще сам по себе факт подобной расправы между двумя святыми иноками, занимавшими столь высокое иерархическое положение: оба биографа с любовью подбирают факты такого сурового, даже жестокого отношения; и данный факт попал если не в житие Пафнутия, то в житие Ионы. Последний, 9-й эпизод, не имеет для нас такого значения и может служить выражением другой черты, именно привязанности к внешним подвигам: ключарь Максим видит видение в Успенском соборе, в нем пение, горят свечи, двери отворены. Глас свыше извещает, что раб Божий Иона митрополит просит телесных страданий для душевного спасения, и страдания эти будут ему посланы; ключарь должен передать видение митрополиту. В заключение жития рассказывается о преставлении святого и об обретении его мощей. Разбор жития митрополита Ионы показывает, что в нем проявляется с особенной яркостью одна из тех черт, которые отмечены были и в житии Пафнутия Боровского, именно крайняя суровость и нетерпимость к согрешающему, мрачный, неумолимый характер религиозного начала, карательная по преимуществу роль святого. Насколько эти эпизоды жития Ионы верны фактической правде, трудно решить за отсутствием других источников; но от кого бы ни исходил этот дух нетерпимости, от самого ли Ионы, от тех ли, в чьих устах слагались предания о нем, или от самого биографа, во всяком случае он проникает собою данные рассказы, а биографом, очевидно, разделяется; житие таким образом делалось одним из органов распространения указанного образа мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Толико же бе милостив, всех искупуя от всякия беды и от долгу искупаше, и по ордам посыла и пленныя христианы искупуя пущаше, и неточию человеки, но и птица от уловивших искупуя пущаше. Показа же Господь по человеческому обучаю зловерия ради его в песием образе 86 , милостыни же честное многоценною шубою объяви, его же покрываем избавление вечныя мукы назнаменова. Тамо убо неверных душа не в песием образе будут, ниже шубами покрываются, но яко же рех (sic) псом зловерие его объявив, шубою же честное (sic) милостыню. Виждь ми величество милости яко неверным помогает. Потом же веде ея в место мучения и многи виде тамо вмуках, их же сложиша по житию их и обретеся истина.... Виде тамо в огии человека велика суща в здешней славе, латынския веры суща, именем Витовта Краля, и мурина страшна стояща и емлюща клещами из огня златица, и в рот мечуща ему и глаголюще сице: насытися окаянне. И другаго человека, в сей жизни прозванием Петеля, иже у велика зело и славна человека любим быст и от таковы притча (sic) неправедно стяжа множество богатства: и того видя нага и огоревша яко главню и носящи обоими горстми златица и всем глаголаша: възмите, взмите И никто же рачаше взяти. И сия показана бысть человеческим обычаем, яко неправды ради и лихоимства и сребролюбия и немилосердия таково осуждение прия. Тамо бо осуждении не имут ни златиц, ни сребрениц и даем никто же требует их взяти, по показа Господь тех образом чесо ради осуждени быша, не точию тех, но и добродетели прилежащих телесным образом показует чесо ради спасени быша“ (Лист. 22 об. и 23). Далее, в той же статье сообщается рассказ Пафнутия Боровского: умер один милостивый человек, рассказывает он, и было откровение некоему другому, который видел, будто этот человек „Приведен бе к реце огненней, а на другой стороне рекы место злачно и светло зело и различным садовием украшено; не могущу же ему прейти чудное то место, страшныя ради рекы и се внезапу преидоша нищих множество и пред ногами его начашася класти поряду, и сътворша яко мост чрез страшную ону реку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Рубрики Коллекции Фото: eparhia-kaluga.ru Преставился наместник калужского Боровского монастыря иеромонах Пафнутий (Архипов) 1 мин., 29.01.2021 Поделиться В четверг 28 января, на 79-м году жизни, отошел ко Господу наместник Богородице-Рождественского Свято-Пафнутьева мужского монастыря города Боровск Калужской области иеромонах Пафнутий (Архипов). В субботу 30 января в калужском Лаврентьевом монастыре пройдет прощание и панихида по новопреставленному, сообщает сайт Калужской митрополии . «Многие годы отец Пафнутий занимался восстановлением Архиерейского подворья – Калужского Свято-Лаврентьева монастыря. Это древнейший монастырь города Калуги и всей Калужской земли. При усердных трудах отца Пафнутия обитель восстановилась и стала не только украшением города Калуги, но и местом где возобновилась постоянная литургическая жизнь. Были восстановлены храмы и колокольня, благоустроена территория монастыря», – отмечается в сообщении. Пафнутий (Архипов) (в миру – Архипов Павел Иосифович) родился 17 июля 1942 года в Москве в семье художников. Его мать принадлежала к купеческому роду из Калуги.  До прихода на служение в Церковь, отец Пафнутий трудился рентгенотехником, участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. После выхода на пенсию в 1992 году он начал помогать восстанавливать монастыри и храмы Москвы. В 1993 году был принят в штат храма святителя Николая в Бирюлеве, руководил воскресной школой. Послушником в Боровском монастыре отец Пафнутий стал в 2006 году. 25 августа 2006 года он принял иноческий постриг с именем Памфил, а 28 августа 2007-го был рукоположен в иеродиакона, став насельником древней обители. Монашеский постриг с именем Пафнутий он принял в марте 2009 года, а в иеромонахи отца Пафнутия рукоположили 28 мая того же года. 22 сентября почивший был назначен настоятелем архиерейского подворья – Лаврентьева монастыря Калуги. Исполняющим обязанности наместника Богородице-Рождественского Пафнутьева мужского монастыря он стал 16 апреля 2016 года. За труды на благо Церкви отец Пафнутий был отмечен различными наградами: наперсным крестом, орденом преподобного Серафима Саровского, медалью праведного Лаврентия Калужского II степени. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/prestavilsja-namestnik-ka...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Пафнутьев Боровский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1444. Ссылки:     Адрес: Калужская обл., Боровский р-н, г. Боровск, мкрн. Роща, Боровский Пафнутиев монастырь Координаты: 55.21398, 36.53266 Проезд: На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (ми ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На общественном транспорте до Пафнутьево-Боровского монастыря следует добираться так: с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново (подходят электропоезда, идущие до Обнинска, Малоярославца, Калуги), затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10). На автомобиле нужно ехать по Киевскому шоссе. На 93-м километре сворачивайте направо по указателю на Балабаново, Боровск, Рузу. Далее — поезжайте все время по указателям на Боровск. Перед самым Боровском (въезжать в него не надо!) не проскочите таблички «Боровский Пафнутьев монастырь» со стрелкой, показывающей налево. Эта дорога приведет прямо к обители. Изменить описание < (XVII в.) > Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. на берегу реки Протвы игуменом Покровско-Высоцкого монастыря преподобным Пафнутием Боровским, духовным внуком преподобного Сергия Радонежского. Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 г. Преподобный Пафнутий скончался в 1477 г., а в 1547 г. был причислен к лику святых. В 1444 г. Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 г. принято считать годом основания Боровского монастыря. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм, расписанный Дионисием с помощниками. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. здесь соружается каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви возводится Рождественский собор. И трапезная, и собор сохранились до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00363

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010