Никому не велел он входить к себе в келлию и пребывал один с глубоким вниманием на безмолвной молитве, как и всегда имел благой сей обычай, в последние же дни наипаче, так что и самые ученики изумлялись его крайнему подвигу. При наступлении вечера, велел Пафнутий священнику прочесть правило к исповеди и совершил пред ним покаяние; потом пошел на всенощное бдение и говорил ученикам: «уже не услышу в другой раз всенощной». С большим вниманием оставался он до конца бдения, также и на другой день присутствовал при божественной литургии, и сделался причастником Пречистого Тела и Крови Христа Бога нашего. Возвращаясь из церкви, ведомый учениками, спросил он их о дне, в который приключилась ему болезнь. Ему отвечали: «в четверток»; и он сказал: «в тот же день будет мне конец», и, помолчав немного, чтобы покрыть сию речь, присовокупил: «или опять будет пост», вкусил немного пищи, но для того, чтобы исполнить желание учеников. Самодержец всея Руси, Великий Князь Иоанн Васильевич и сын его благоверный Князь Иоанн и преосвященный Митрополит Геронтий 15 , и от всех пределов князья и бояре, услышав, что изнемогает Святой, многую милостыню к нему посылали, прося от него молитв и благословения и прощения. Блаженный Пафнутий всем преподавал мир и благословение, но ничего не велел принимать от приношений, а все возвращать к пославшим, ибо не хотел более слышать ни о чем мирском и говорил ученикам: «я и сам более других требую в час сей молитвы, ибо уже собираюсь идти в путь долгий, которым никогда не ходил; имеющий же веру к Богу и Пречистой Богородице, может и по моем отшествии творить милостыню». Посему пребывал в глубоком безмолвии, упражняясь непрестанно в молитве, и часто повторял: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго!» – из псалтири же читал только избранные псалмы, которые приспособлены были к настоящему его положению, и стихи из параклиса к Пресвятой Богородице: «Не ввери мя человеческому предстательству», и «Многими содержим напастьми, к Тебе прибегаю Мати Дево». Ум его весь устремлен был к Богу и радовала его надежда восприятия будущих благ; посему исторгались из уст его и из сердца, молебные стихи сии; он готовился в вечную жизнь, ни о чем не скорбя, по обычаю тех, которые оставляют временную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Из реки Истры на лево противу Земнева взножью на гору. А) Земля Сурожиковской волости направо: Б) Земля Звенигородская налево: а) Деревня Ламанова, что за Волком за Збоевым. а ) Земля становая деревня Марининская б) Обуховское селище , что за Данилком за псарем, да Михалковская деревня становая. б) Деревня Петровское. в) Деревня Михалево, деревня Босиковская, что за Данилком за псарем. в) Здвиженского монастыря деревня Чуприно. г) Деревня Босиковская, что за Данилком за псарем. г) Здвиженского монастыря деревня Нефедево. д) Деревня Борисовская, что за Данилком за псарем. д) Деревня Кислово, да монастырская Кучино Здвиженского монастыря. е) Починок Высокой, да деревня Огнева. е) Монастырская деревня Нетрищево. ж ) Деревня Огнево, деревня Галкина. ж ) Деревни Здвиженского монастыря: Онисимова, Глинкова, Шишмаково. з) Деревня Голкинская, Мартюковская, Мухинская, Пашковская. з) Деревни Пафнутьева монастыря: Колодинская, Сысоевская, Богдановская. Да Кожуховским врагом вверх к Черной воде: и) Сельцо Ивановское, сельцо Лучкино, Пафнутьева монастыря. и) Деревни Пафнутьева монастыря: Белкова, Власово, селище Новгородово, деревня Леванидова. К дороге, что лежит от Васильева села Плотова к Волоку Ламскому: і) Пафнутьева монастыря сельцо Лучкино, Андреева Дыхайлова деревня Перфуровская, да его же деревня Горбово. і) Земля Ливанидовские деревни монастырской. к) Лучинские волости деревня Медведевская. к) Земля Ливанидовская деревни монастырские. л) Федора Сурмина деревня Протасова, селище Кляпиково, починок Новинка. л) Пафнутьева монастыря деревни: Олисавинская, Лукьяновская, Панино. Из речки Сушицы к дорозе Волоцкой к старой к дорозе, что лежит от Боровска к Дмитрову да через дорогу: м) Деревня Лесниковская Федора Сурмина, да деревня Валшутина, Васильева Дмитриева сына Давыдова. м) Земля монастырская Пафнутьева монастыря Юркинская деревня, да деревня Кирюлинская. в речку Развадню: н) Селище Задол, селище Починок, да селище Фомина кулича. н) Деревня Перфуровская, что за Васком за Козлиным сыном Таболова.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К нему шли, когда земные средства были исчерпаны. Памяти схиархимандрита Власия (Перегонцева) 9 дней со дня смерти духовника Пафнутиева Боровского монастыря 12 ноября, 2021 9 дней со дня смерти духовника Пафнутиева Боровского монастыря Духовник Пафнутиева Боровского монастыря схиархимандрит Власий (Перегонцев) пережил гонения, предательства, рак, к нему за советом шли обычные люди и первые лица государства. Дорогие подарки отдавал нуждающимся, никому не отказывал в совете и, казалось, все про всех знал. В девятый день по смерти отца Власия о своем духовнике вспоминает Денис Ахалашвили. Когда мне позвонили из Боровского монастыря и сказали, что батюшка Власий ушел, я не поверил. Еще две недели назад он ласково трепал меня по шее, обнимал и говорил: «Ну что, добрался, наконец?» Мы разговаривали, что-то обсуждали, я просил советов и батюшкиной молитвы в делах. И очень злился, что встречи с духовником проходили на ногах, второпях, а столько нужно было ему рассказать, спросить, посоветоваться. Но самое главное он мне сказал. А еще были вечерние молитвы с братией в Ильинском, я спросил: «Можно буду рядом с тобой стоять?» Он улыбнулся и сказал: «Можно!» Я стоял, почти держа его за руку, возле большого образа Казанской, слушал его сильный уверенный голос, возносящий молитвы Богу, и на сердце было покойно и радостно. Потом все шли ко кресту и давали друг другу братское целование. И батюшка всех благословлял и целовал, и казалось, что так будет всегда. К нему шли, когда все земные средства были использованы Когда он заболел и перестал ходить на службы и братскую трапезу, никто особо не переживал. Это же наш батюшка! Что с ним будет? Думали, отдохнет от нас и наших бесконечных проблем, которые он безропотно тащил на себе почти пятьдесят лет, а потом снова с утра до вечера будет утешать, наставлять и миловать. После общения с ним все проблемы и невзгоды исчезали как дым, что еще вчера казалось неразрешимым, по его молитвам разрешалось. Когда уезжал, мы посидели с владыкой Иосифом (Королевым) в редакции, где с батюшкиного благословения я провел прекрасных полтора года (владыка до сих пор по вечерам сидит за своим стареньким компьютером, пишет докторскую). Я передал свои новые книги для батюшки, владыка благословил меня на дорогу, а сам пошел проведать нашего старца.

http://pravmir.ru/k-nemu-shli-kogda-zemn...

Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 3 Силою свыше облекий апостолы Господь, облече тя, отче, в ризу спасения, украси тя красотою добродетелей и чудес даром, мы же благодаряще Бога Дивнаго во святых Своих, вопием: Аллилуиа. Икос 3 Имуще обитель тебе, отче, почивающа зде святыми мощами, радостию исполняется и веселящися умильно тебе вопиет: Радуйся, избранный сосуде Святаго Духа; Радуйся, по Бозе и Богородице радосте наша и покрове; Радуйся, тихое пристанище наше от молвы греховныя; Радуйся, апостольских учений исполнителю; Радуйся, святых отец подражателю; Радуйся, яко ангел, безстрастием просиявый; Радуйся, облаче, от зноя страстей укрываяй; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 4 Буря недоумения смущает мя, како воспою тя, святе, зане буря страстей и волны грехов потопляют мя; услыши убо вопль и слезы потопляемаго и бедствующему помози, спасай мя, прибежище мое, да воспою благодарно Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаще боровские людие, яко тобою грешнии спасаются, недужнии исцеляются, бесы прогоняются, гладнии питаются и скорбящии утешени бывают, потекоша к тебе и ближнии и дальнии, яко к реце, веселящей град Божий и люди. Паче же во время глада устремляхуся вси к тебе с верою в милосердие твое. Ты же и питал еси приходящия ежедневно яко тысящи и множае, дондеже глад преста. И тако прославися тобою Отец Небесный; мы же воспоминающе о сем восхваляем тя усердно сице: Радуйся, милосердый отче наш; Радуйся, благодатный врачу душ и телес наших, Радуйся, отчаянных в милосердии Божием утвердителю; Радуйся, смущенных умиротворение; Радуйся, колеблемых утверждение и падших возстановление; Радуйся, кормчий духовный ко спасению; Радуйся, гладных питателю, нагих же одеяние и пристанище нищих; Радуйся, страждущим утешение; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 5 Боготечную звезду уведевше тя, преподобне Пафнутие, ученицы твои: Иосиф Волоколамский, Иннокентий, Илия сродник твой и инии, яко мудрии волсви, ищуще Царя и Спаса миру и тобою испытующе путь, яко светильник держаще тя, достигоша того и радуются ныне с тобою, вопиюще: Аллилуиа. Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, освобождаяй прибегающих под кров твой от злых духов; Радуйся, неусыпный страже обители твоея; Радуйся, душ и телес наших благий хранителю; Радуйся, вторый наш общий ангеле; Радуйся, в час смертный заступаяй любящих тя пред Богом; Радуйся, изымаяй от мытарств души их; Радуйся, недаяй впасти в руце бесом; Радуйся, воздвизаяй верных к покаянию и с Богом соединяяй; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 12 Благодать велию приял еси от Бога, отче, яко меру потрясну и преливающуся, по множеству любви твоея к Богу и ближним, иже и яви тя реку, изливающу струи многи, благодати требующим, источаеши исцеления: мы же, радующеся, вопием Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще светлое о Бозе житие твое, хвалим добродетели твоя, яко Святаго Духа дарования, ублажаем святое успение твое, почитаем священную память твою, зовуще любовию: Радуйся, в мире яко премирен бывый и мир верою победивый; Радуйся, плоть твою Христу покоривый; Радуйся, незлобия и кротости правило; Радуйся, безстрастия светлый доме и смирения глубино; Радуйся, Христово благоухание; Радуйся, заступниче наш на небеси и на земли; Радуйся, душ и телес наших благий хранителю; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 13 О пресвятый и предивный отче Пафнутие, утешителю скорбящих, приими сие наше малое моление, избави ж нас от всяких бед и вечныя изми муки, богоприятным твоим пред Богом ходатайством, да с тобою во веки воспеваем: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец, провидя тя ангелом подражателя во плоти имуща быти, от юна возраста облече тя во ангельский чин. Ты же отшед от мира и облекся во иноческое одеяние, крест на рамо взем, вседушно потекл еси во след Распеншегося нас ради Господа: скорбь и труд возлюбив, прилепился еси Христу любовию и молитвами. Мы же, благодаряще о сем Бога, похвальная восписуем ти: Радуйся, послушателю Господа зовуща: возьмите иго мое на себе; Радуйся подвижниче, подвигом добрым подвизавыйся; Радуйся, избравый путь тесный, ведущий в живот;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Догматические и вообще отвлеченные истины выражал точно и сжато и, кроме общих мыслей, обыкновенно излагаемых в церковных службах, умел указывать в каждой и те особенности, какие свойственны прославляемому в ней святому. В некоторых своих службах, однородных по предмету, Пахомий как бы повторяется, что могло зависеть и от спешности его работ: например, в службе преподобному Никону Радонежскому немало песней, почти тождественных по мыслям и оборотам речи с песнями службы преподобному Сергию, а в службе святителю Пермскому Стефану встречаются песни, почти целиком взятые из службы Московскому святителю Ионе. В доказательство сравнительного достоинства церковных песнопений Пахомия можно указать на то, что его как песнописца высоко ценили современники, ему старались, как увидим, подражать последующие наши песнописцы, и, наконец, почти все его песни и службы приняты в наши печатные Минеи и доселе употребляются Церковию, одни с некоторыми изменениями (служба святителю Алексию), а другие даже без изменений (службы преподобному Антонию Печерскому, преподобному Сергию, преподобному Варлааму и митрополиту Ионе). Немало написал Пахомий и житий святых, но в составлении церковных служб он показал более таланта. С начала XVI в. до Соборов 1547–1549 гг. мы встречаем у себя весьма мало церковных песнописцев, известных по имени, и притом весьма небогатых количеством своих произведений. Трое из этих песнописцев составили только по одному канону. Ближайший ученик преподобного Пафнутия Боровского инок Иннокентий написал канон своему учителю и в некоторых песнях, несомненно, воспользовался готовыми выражениями из служб серба Пахомия; канон этот с 1531 г. по благословению митрополита Даниила и всего священного Собора пелся только в обители преподобного Пафнутия на день его кончины, а потом, по прославлении Пафнутия в 1547 г., вошел в общее употребление и без перемены занесен в печатные Минеи. Какой-то монах Пахомий, может быть тот самый, который по благословению Ростовского владыки Кирилла сложил повесть о ярославских князьях Василии и Константине (между 1526 и 1533 гг.), написал канон князю Петру и княгине Февронии Муромским (Муром находился в Ростовской же епархии), занесенный также в печатную Минею.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Многие проблемы, связанные с историей формирования и бытования Волоколамского патерика, решить до конца нельзя из-за утраты авторской редакции произведения. О содержании и структуре патерика Досифея Топоркова мы можем судить по описанию рукописи Иосифо-Волоколамского музейного собрания 17664), сделанному П. М. Строевым в конце XIX века (см.: Строев П. М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый-Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского. СПб., 1889. С. 201). В авторский список патерика входили следующие тексты: предисловие о месте и времени основания Волока Ламского (без начала); «Слово о житии Пафнутия Боровского» и цикл «Повестей отца Пафнутия»; «Надгробное слово Иосифу Волоцкому » и рассказ о Макарии Калязинском, записанный Иосифом со слов святого; разные повести, «приложенные писавшим сию книгу, им самим слышанные и виденные». Фрагменты патерика Досифея Топоркова дошли до нас в двух сборниках Вассиана Кошки 60-х гг. XVI в. 927 из Синодального собрания ГИМ (по нему произведение было опубликовано в 1914–1915 и 1973 гг. и публикуется в настоящем издании) и 1257 из Музейного собрания РГБ, в состав которого входят фрагменты патерика, отсутствуюшие в первом сборнике (они впервые публикуются в настоящем издании). Сопоставление содержания Волоколамского патерика Досифея Топоркова с текстом произведения в сборнике из Синодального собрания позволяет сделать вывод о том, что Вассианом Кошкой была создана новая редакция памятника, в которой первоначальный замысел Досифея Топоркова был развит и укрупнен. Весь сборник Вассиана Кошки представляет собой патериковый ансамбль. Иосифлянское начало в сборнике усилено путем введения в него Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого и публицистических сочинений самого Иосифа. Пафнутьевский же цикл произведения предельно сокращен (нет жития святого) и выступает как часть Иосифова, повествуя об истоках иосифлянства. Идея духовной и литературной преемственности реализуется через введение в сборник сочинений, посвященных ученикам и последователям Иосифа (жития Фотия Волоцкого, Кассиана Босого). Дорожа идейно-тематическим единством сборника, Вассиан Кошка нарушил хронологический принцип расположения материала в патерике, главный для Досифея Топоркова. Однако оба патериковых сборника имеют и много общих черт: открытость жанровой структуры, мысль о преемственности в духовной жизни народа и культ наставничества-ученичества, рассмотрение монастырской истории как части общерусского процесса развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В «Пустыннике», как и во многих работах на подобную тему, – изображение воды, озера ли, реки – это и возможность отобразить молитвенную тишину, и – намек на преображенную реальность, ведь вода отражает, но иначе – всё окружающее, и главное – вызывает евангельские ассоциации, напоминает об Источнике жизни: кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Например, в 1890 году художник напишет работу, известную как «Святой Пафнутий Боровский», на которой изображен старец, сидящий на берегу водоема с удочкой в руках. И здесь снова – человек, пребывающий в гармонии со всем, что его окружает. М. Н. Нестеров, «Святой Пафнутий Боровский» (1890)      В мире с окружающим и герои картины «Лисичка» (1914) – три старца, с умилением смотрящие на доверчиво вышедшую к ним лисичку. За ними тоже широкая гладь водоема. Интересно, что старцы изображены на высоком берегу, это еще более усиливает ощущение простора, а зритель невольно для себя начинает думать и о другой высоте – духовной, которой достигли эти простые пожилые монахи. Они не только верят – они знают, что Бог рядом, ведь они постоянно общаются с Ним. Эта и другие подобные картины Нестерова буквально наполнены тишиной. Когда находишься в Третьяковской галерее, в зале с работами художника, кажется, что ты слышишь эту тишину, она поглощает, заглушает внешний шум, голоса экскурсоводов, реплики зрителей… И тишина эта особенная, молитвенная. М. Н. Нестеров, «Лисичка» (1914)      Дорога к преподобному Сергию Все, о чем сказано ранее, безусловно, можно отнести к серии работ, посвященных преподобному Сергию Радонежскому. «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) – первая из этого цикла. На картине – момент явления будущему святому Ангела в монашеском образе, который передал мальчику частицу просфоры. Вроде бы – иллюстрация жития, но Нестеров уходит за рамки просто иллюстрации, ему важно творческое осмысление прочитанного в жизнеописании преподобного Сергия.

http://pravoslavie.ru/133830.html

Радуйся, притрепетный служителю Страшных Таин; Радуйся, блюстителю Православия; Радуйся, хранителю чудный обетов монашеских; Радуйся, милостивый заступниче кающимся; Радуйся, помогаяй и нам соблюдати обеты наши Богу; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 8 Странен и дивен был еси на земли, истый же подражатель небесным житием, словом и молчанием, яко умилитися видящим тя. Приидоша бо от князя слузи буйнии, во злобе хотяще сожещи обитель твою, егда же узреша тя, аки ангела тиха и светла, внезапу применишася на кротость и мнози тако уклонишася от зла и сотвориша благо от слышания и видения твоего, мы же прославляюще о сем Бога, умильно вопием ти: Аллилуиа. Икос 8 Возведи окрест очи твои, отче, и виждь: се бо многая чада твоя, с разных стран приидоша к тебе дары носяще, паче же с верою и любовию к заступнику и утешителю своему в скорбех и нуждах и припадающе молят тя: простри руку помощи требующим, услыши нас из глубины души взывающих: Радуйся, ходатаю наш у Бога временных и вечных благ; Радуйся, сияние нам Божией милости; Радуйся, дерзновение наше к Богу; Радуйся, яко милостива его обретаем к нам; Радуйся, яко тобою от гнева Божия избавляемся; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 9 Всякое естество человеческое удивися ангельскому житию твоему на земли: попрал бо еси бесов, яко прах под ногама, низложив их шатания, разогнав соблазнов тьму и вся стрелы лукаваго на главу его обратив: сораспялся еси Христу и научил еси многих со страхом пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещаннии не возмогут по долгу восхвалити тя, преподобне, точию ангели достойно восхваляют ангельскими пении, от нас же, яко из уст младенец приими хвалу сию: Радуйся, похвало ангелов, монахов же и всея Святыя Церкве; Радуйся, вшедый в радость Господа Бога Твоего; Радуйся, Патриархом в угождении Богу поревновавый; Радуйся, пророков дара сподобленный; Радуйся, апостольская уста; Радуйся, мучеником соучастниче в распятии плоти и в язвах Господних на теле твоем носимых; Радуйся, миру умерый, Христу же Единому поживый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Осенив себя крестным знамением и приложившись к преподнесенной ему иконе, юбиляр в глубоко-прочувствованных словах благодарил всех за оказанное ему внимание и любовь. Затем от имени Совета Боровского Братства, в котором со времени его основания он состоит председателем, были преподнесены отчеты Братства, роскошно переплетенные в одну книгу. Преподнесение отчетов сопровождалось чтением следующаго адреса: Ваше Высокопреподобие, пречестный отец Архимандрит! Члены Совета Братства преп. Пафнутия, в знаменательный день исполнившегося пятидесятилетия служения Вашего в священном сане, сердечно приветствуют Вас, как члена Братства и в особенности как председателя Совета, и в знак глубочайшего почтения к Вам, во всегдашнее воспоминание, имеют честь преподнести Вашему Высокопреподобию отчеты о состоянии Братства за восемь лет его существования. Слишком восемь лет Вы достойно и великочестно проходите обязанности председателя Совета Братства, а исполнение этой обязанности есть высокое служение Ваше св. церкви и отечеству. Да продлит Господь Вашу жизнь еще на многия и многия лета на пользу нашего Братства и на утешение членов его! В это время подошли несколько бедных учеников Боровского уездного училища, получающих от Братства вспомоществование для своего обучения в училище, чтобы поблагодарить юбиляра, как представителя Братства, и один из них прочитал следующее приветствие: Ваше Высокопреподобие, отец и благодетель наш! Настоящий день – праздник для нас, бедных сирот! Милосердный Господь длит Вашу жизнь для нашей радости и счастия. Мы видим в Вас отца и благодетеля. Вы даете нам возможность чрез помощь Братства получать образование в уездном училище, а потому мы вместе с другими и явились в настоящий священный день в сию святую обитель – вознести и нашу детскую молитву о здравии и долголетии Вашем и поблагодарить Вас за Ваши благодеяния. Примите же, отец наш, и наш детский лепет за самый искренний привет. Молим Господа, чтобы и впредь он, Всемогущий, хранил Вас и Вам подобных благодетелей еще на многия, многия лета!

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010