II. В предложенном житии мы слышали, братие, о том, как упование на помощь Божию не посрамило преп. Пафнутия и братия его обители, нуждавшиеся в продовольствии, получили его в изобилии чрез чудесный улов рыбы. Это побуждает нас побеседовать о том, каково должно быть христианское упование на промысл Божий. а) Св. вера наша учит нас, чтобы мы уповали не на свой разум и силы, но на всеобъемлющую премудрость и всемогущую силу Божию, не на сокровища земныя, которые червь и тля тлит, и татие подкапывают и крадут, но на неиждиваемое сокровище благости и милосердия Божия, не «на князи и сыны человеческия, в нихже несть спасения», но «на Бога жива и истинна»; чтобы мы всего ожидали не от своих трудов, забот и попечений, но от благости и милосердия Отца небеснаго, Который знает все наши нужды и подает нам все потребное прежде прошения нашего; чтобы мы страшились не опасностей и бедствий временных, которые не могут постигнуть нас без воли Божией, не злобы и коварства человеков, которые не могут причинить нам зла, если не попустит Господь Бог, но страшились гнева и неблаговоления Отца нашего, Иже на небесех. Как бы ни был ты счастлив и благополучен во всем, помни, возлюбленный, что все, что имеешь, чем наслаждаешься и утешаешься в жизни, не твое, все подается тебе свыше от Отца светов, все подано тебе только на время и все может быть взято от тебя навсегда. С другой стороны, как бы ни было тягостно положение, в котором ты находишься, какими бы ни был ты окружен скорбными обстоятельствами; никогда не забывай, брат мой, что есть всевидящее око, которое и видит и исчитает все твои слезы; есть всеслышащее ухо, которое слышит твои стенания и вздохи; есть всемогущая премудрость, которая может избавить тебя от всех возможных бедствий; есть высочайшая любовь, которая любит тебя более, нежели матерь дитя свое; есть щедродательная десница, которая готова подать тебе все благопотребное во время свое. От каких бедствий не спасал Господь верных рабов Своих? Сквозь какие опасности не проводид их невредимыми? «Мой еси ты», говорит тебе Отец небесный: «и аще сквозь огнь пойдеши, не сожжешися, и реки пе потопят тебе: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». ( Ис. 43, 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) Впрочем, братья мои, мы бедственно заблуждались бы в уповании на Бога, если бы во всяком случае и во всех нуждах наших ожидали каких-либо необыкновенных и чудесных явлений промысла Божия над нами. Мы не должны ни требовать, ни ожидать, чтобы над нами и для нас совершались какие-либо знамения и чудеса: это значило бы не уповать на Бога, а искушать Его премудрость и благость. Только ожесточенное неверие фарисеев могло требовать от Господа знамений с небесе: вера истинная видит вседействующую руку Божию во всем, что ни случается с нами в жизни, как бы ни казалось что-либо малым и случайным. Умей же видеть и лобызать благодеющую руку Отца небесного во всем, чем пользуешься в жизни сей, что подает она тебе и прежде прошения твоего, и не ищи знамений и чудес, которые являются только там и тогда, где и когда находит их нужными высочайшая премудрость Божия. В этом-то, братья мои, и состоит наша преступная неблагодарность пред Отцем небесным, что, пользуясь непрестанно Его неисчисленными благодеяниями и дарами, живя и существуя Его присносущною силою и Его божественною благодатию, мы не чувствуем и не сознаем того. Но сего мало. Мы обращаем даже в орудие греха и беззакония те самые блага, которые подает нам любовь Отца небеснаго. Одни обращают их в предмет тщеславия и надменности, другие в повод к невоздержанию и распутству. Те злоупотребляют ими до истощения сил и здоровья, другие все обращают в золото и творят его кумиром своим. У кого более благ земных, тот обыкновенно необузданнее предается греховной жизни и наслаждениям чувств. Дивно ли после сего, что Отец небесный, оскорбляемый неблагодарностию нашею, иногда лишает нас благодеяний Своих, отъемлет от нас благословение Свое, посылает нам скудость хлеба и скудость елея? И не должно ли паче удивляться тому, что праведный гнев Его не дает нам чувствовать себя гораздо чаще, что Его милосердие и долготерпение щадит нас от давно заслуженной погибели? Видите-ль, что уповать на промысл Отца небесного должно разумно, благочестно и со страхом Божиим. Обратись всем сердцем своим ко Отцу своему, и Он обратится к тебе Своею любовию и благословением. Будь послушен во всем всесвятой воле Его, и Он с любовию послушает молений твоих и исполнит во благих все желания сердца твоего. Пребудь верен до смерти в исполнении заповедей Его, и Он будет верен во словесех обетований Своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Статьи 282 и 280 в народе давным-давно называют " русскими " , призванными парализовать волю к сопротивлению государствообразующего народа, довести русских до потери чувства самосохранения и, в итоге, национальной гибели. После катастрофы 22 июня 1941 года власть сумела заново " русифицировать " русских. И гибель России ( СССР ), как и всего руководства страны, удалось предотвратить. Русские, ставшие заново русскими, и сражавшиеся бок о бок с ними представители иных коренных народов СССР, разгромили армию объединённого Запада, возглавляемую нацистской Германией. Хотелось бы спросить тех, кто, судя по всему, попал сейчас под жернова интересного процесса, условно называемого " 2 августа 2017 - 2 февраля 2018 " (готовящиеся в США списки российских политиков и олигархов, активы которых, вероятно, будут конфискованы): " Вас, уважаемые, кто сейчас сможет защитить? Вы же прекрасно знаете, что большая война на пороге. И без русских её не предотвратить и не выиграть. Но мы-то сейчас живём в стране, где реальная русофобия, подавление национального самосознания есть последовательная политика, в первую очередь, вас самих. Сейчас государство " дожёвывает " остатки русской элиты в лице тех лидеров русской нации, которые поддерживали и поддерживают президента России В.В. Путина. В частности, это относится к главному редактору газеты " Русский вестник " , директору Института русской цивилизации, д.э.н. О. А. Платонову, против которого открыта настоящая травля, а также - к главному редактору ИА " Русская народная линия " и руководителю МОО " Русское Собрание " А.Д. Степанову, против которого перманентно устраиваются попытки привлечения по " русским статьям " ... Вас-то, кто защитит? Вы - самоубийцы? " . Впрочем, к " уважаемым " обращаться, видимо, бесполезно. Поэтому мы пытаемся достучаться до тех в верхних и средних эшелонах власти, у кого ещё до конца не атрофировано чувство самосохранения. Если в ближайшее время категорически и бесповоротно не будут отменены " русские " статьи УК РФ, а из тюрем, заграниц и розысков не будут возвращены к созидательной, государственной деятельности политрепрессированные носители русской идентичности, то ни стране, ни вам физически не выжить. Если не верите нам, то сделайте усилие, поверьте старцу Власию из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, к которому некоторые из вас иногда приезжают. По сообщениям СМИ, в октябре сего года старец Власий срочно обратился к афонским монахам с горячей просьбой усугубить свои молитвы за Святую Русь. Ибо старцу было открыто, что вскоре Россию ожидают очень тяжёлые испытания, каких ещё не было от века.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/2/ne_...

После вручения почетного звания к присутствующим обратился губернатор Калужской области А.Д. Артамонов: «Сейчас я переживаю волнение вместе с вами. Думаю, что сегодня один из самых главных дней в вашей жизни. Голосованием депутатов Калужской области, представителей населения области вы получили таким образом оценку всего населения. Я с огромным удовольствием поддержал выдвижение именно ваших кандидатур на присвоение этого высочайшего звания «Почетный гражданин Калужской области». Я ценю и поддерживаю то, что мы строго относимся к присуждению этого звания и у нас нет большого количества Почетных граждан. Этот факт повышает значимость звания. От всей души я хотел бы поздравить вас с присвоением высокого звания. Пожелать вам доброго здоровья, многих лет жизни и новых успехов». В свою очередь со словами благодарности ко всем присутствующим обратился митрополит Калужский и Боровский Климент. «Многоуважаемый Анатолий Дмитриевич, многоуважаемый Павел Федорович, уважаемые депутаты Законодательного Собрания, дорогие участники Собрания! Скажу откровенно, после выхода постановления о моем награждении, у меня была только одна мысль: за какие заслуги? Это очень высокая награда, и почему же именно мою деятельность оценили так высоко? Когда Павел Федорович в своем слове говорил, что сделано много важного и полезного, то я вспоминал тех людей, кто трудился вместе со мной все эти годы и думал, что мы находимся только в начале пути, и еще многое предстоит нам сделать. Я воспринимаю эту награду как высокую оценку деятельности всех тружеников Церкви и как залог, который обязывает меня дальше трудиться, прилагая больше усилий для процветания нашей области. Когда девятнадцать лет назад я был назначен на Калужскую кафедру, здесь было всего 28 храмов, а сейчас эта цифра возросла до 180, было 32 священника, а стало 230. И они служат во всех уголках Калужской области, являясь верными помощниками и неустанными тружениками, которые любят свое служение, любят вверенный им народ. Удивительно, что за время своего служения здесь в Калужской области я ощутил, что это — моя школа, а я учащийся. И сейчас, подводя итоги сделанному, мне кажется, что я закончил только первый класс. Жители Калужской земли меня многому научили: и руководство области и простые люди здесь такие, о которых мог бы мечтать любой другой регион. Такой дар наша земля приобрела за молитвы Оптинских старцев, преподобных Тихона Калужского, Пафнутия Боровского, которые своими подвигами освящали нашу землю.

http://patriarchia.ru/db/text/597815.htm...

Лена вспомнила, как пришла однажды к батюшке в недоумении. Она думала над словами соседки по келье. Та громогласно вещала: «Проще надо жить! Живи по заповедям! Вот и всё. Можно и без духовных наставников жить. И святых отцов читать, я считаю, необязательно. Есть заповеди, вот и живи по ним. А то мудрствуют тут! Духовники! Духовное руководство!» А может, на самом деле достаточно заповедей? Не делать другому того, чего не хочешь для себя? И только-то. Когда она пришла к духовному отцу, он посмотрел на задумчивое чадо и, ни о чём не спрашивая, дал читать книгу с закладкой. И она прочитала: «Заповедь дана, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит – искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь». И ещё прочитала: «Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках... Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях». Вот и ответ на вопрос, нужны ли нам духовные наставники и чтение святых отцов. Больше у Лены по этому поводу вопросов не возникало. Она посидела ещё немного в задумчивости. Потом подошла с книгой к батюшке: – Я иногда нуждаюсь в утешении, – и вздохнула тяжело. – Я и говорю, что расти духовно нужно, Елена! Не искать утешений. А тебе всё утешения подавай! Утешение – пирожное духовное. Пирожного захотелось? Лена улыбнулась: – Да, батюшка, мне бы немного утешения, парочку духовных пирожных: внимания и сочувствия! – Так, чадо моё унывающее, внимание ты получила, сочувствие к нему прилагается. Пирожное тоже будет. Сегодня заговенье на Успенский пост. Купи себе чего-нибудь вкусного, мороженку съешь. Хочешь мороженое? Эскимо, например? – Хочу, – сказала Лена. – Вот и утешься. Так, всё! Исповедоваться придёшь на Преображение. Бог благословит, отправляйся на послушание. Игумен А. был очень добрым, но и строгим духовным отцом. И Лена больше ничего не сказала, благословилась и отправилась на труды. Пока трудилась, представляла себе, как после послушания искупается в источнике преподобного Пафнутия Боровского, а потом купит себе в магазине одно, нет, два эскимо. Сядет на своей любимой полянке под тёплым оптинским солнышком и будет утешаться. Завтра пост начинается, не до мороженого. А вот сегодня – можно и полакомиться!

http://pravoslavie.ru/37928.html

Поездка к о. Власию происходила следующим образом. Выезжали мы всегда в ночь (дорога была 4,5 – 5 часов), чтобы не позже четырёх – полпятого быть у монастырских ворот. Ворота открывались без пятнадцати пять, и многочисленная очередь волною просачивалась через монастырские ворота, достигая входа в двухэтажный корпус, расположенный за алтарём монастырского храма. Потом этот корпус разобрали (т. к. он не был старинным зданием, а был построен, когда на территории монастыря располагался техникум), а для приёма людей старцу отреставрировали отдельное здание около монастырской стены, недалеко от ворот. Новое здание имело два входа, и хлынувшая в ворота очередь разделялась на две неравные очереди – общую и «льготную» (включающую священнослужителей, тяжелобольных, родителей с маленькими детьми и др.). Самое главное было – войти внутрь помещения. Внутренний зал (как старого двухэтажного корпуса, так и нового) был перегорожен скамейками, выполняющими роль КПП (они отгораживали основную массу народа, стоявшую поодаль, от «счастливчиков», которые, пройдя за скамейку, оказывались перед входом в Батюшкину келью). Люди, ожидавшие на улице, имели мало шансов попасть к Батюшке. Мне приходилось часто стоять внутри помещения, так как я подпадал под «льготную» категорию, но это, отнюдь не гарантировало скорого попадания к Батюшке. Чаще всего это были долгие часы, а однажды я со своими спутниками был очевидцем подвига о. Власия, простояв напротив его келии с пяти утра до одиннадцати вечера… И за всё это время Батюшка ни разу не вышел из кельи ни по нужде, ни для приёма пищи… Конечно же, поначалу меня раздражало такое долгое ожидание. И я, как и все стремился побыстрее проникнуть к старцу, осуждая тех, кто делал это «без очереди» или через келейника Батюшки, и завидовал тем счастливчикам, которые с сияющими лицами выходили из келии старца. Потом моё мнение сильно изменилось, и теперь я не жалею, что окунулся в эту животрепещущую атмосферу человеческой скорби и человеческой надежды на чудо.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Да будет нам известно, что если мы и добрые дела совершаем, но от гнева не воздерживаемся, то они не угодны Богу. Ибо сказано отцами: «Если гневливый и мертвого воскресит, молитва его не богоприятна». Сказано же сие не в том разуме, будто бы гневливый может воскресить мертвого, но для того, чтобы показать мерзость его молитвы. «Великая, – говорит авва Дорофей , – и блистательная победа над гневным помыслом в том состоит, чтобы возносить молитву за брата, который оскорбил нас, взывая так: помози, Господи, брату моему (такому-то) и за молитвы его помилуй и меня грешного. Здесь то, что молимся за брата, есть знак любви к нему и благорасположения; а призвание его молитв в помощь себе выражает наше смирение. Должно, кроме сего, и благодетельствовать ему, по возможности. Так-то и исполняются сии заповеди Господа: любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть 95 (обиду). Исполняющему сие Господь обещал такое воздаяние, которое превышает все прочие обетования, – обещал не Царство только Небесное, не утешение и радость, как прочим, но сыноположение: будете, – сказал Он, – сынове Отца вашего, Иже есть на небесех 96 . Тот, кто в гордости своей сопротивником своим возымел Бога, тот мерзок и нечист пред Ним, помысли: где, в чем, когда и какое может он обрести благо? От кого получит милость? И кто очистит его? О, страшно и представить сие! Кто поработил себя гордости, тот сам и бес, и враг (ратник) для себя самого, тот в себе самом носит скорую гибель. Да боимся убо и да страшимся гордыни; да отреваем ее от себя всевозможно, всегда памятуя, что без помощи Божией никакое добро не может быть соделано и что ежели оставлены будем от Бога, то, как лист колеблется, или как прах возметается от ветра, так и мы будем от диавола смятены и поруганы, и соделаемся предметом плача человеков. Уразумев сие, всемерно потщимся проходить жизнь нашу во смирении». Желающему обучиться смирению, сей божественной науке, говорит святой старец: «Во-первых, должно ставить себя ниже всех, то есть почитать себя хуже и грешнее всех человек и сквернее всех тварей, потому что вышел из порядка, всякому естеству тварей указанного, и горше самых бесов, потому что и они преследуют нас и побеждают. И не должны ли мы почитать себя хуже всех тварей, потому что всякая тварь сохранила то, что даровано естеству ее Творцом; а мы чрез свои беззакония потеряли совершенства и назначение, свойственные нам по природе. Поистине я – ниже всего, потому что я осужденник, и ад уготован мне еще прежде моей смерти...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако среди этого разнообразия очень часто мелькает особая «рубаха юродивого». Как она выглядела, мы можем судить по житию новгородского юродивого Арсения. «Ризы же сего блаженнаго, еже ношаше выну, толико видением непотребнй бяху и многошвени и сиротны, яко бы на многи дни и посреде града или на торжищи повержены бы были, и никому же им коснутися худости их ради. Понеже бо беша не от единаго чесого, аще и неисщетнаго рубствования составлены, но всяко от всякаго составнаго, пометнутаго в персть от человек, худоризного лускотования, пришиваемаго им к ветсей единой ризе… Такожде и на главе его покровение шляпное, им же пол ея покрывашеся точию, другая же страна его главы всю нужду от бескровения приимаше». Агиография всегда дает именно «примирительное» объяснение рубахи юродивого: юродивый надевает ее, чтобы прикрыть срам. Кроме того, рубаха свидетельствует о его добровольной нищете. Но это — плоское толкование. Дело в том, что рубаха юродивого служила также корпоративной приметой. Напомню об известном эпизоде из сочинений протопопа Аввакума, в котором речь идет снова о его духовном сыне юродивом Федоре. Когда Аввакум был заточен в Пафнутьевом Боровском монастыре, его тайно навестил Федор. «И спрашивался со мною: „Как-де прикажешь мне ходить — в рубашке ли по–старому или в платье облещись? Еретики-де ищут и погубить меня хотят. Был-де я в Резани под началом, у архиепископа на дворе, и зело-де он… мучил меня… И я-де ныне к тебе спроситца прибрел: туды ль-де мне опять мучитпа пойти или, платье вздев, жить на Москве? " . И я ему, грешной, велел вздеть платье». Конечно, этот эпизод не дает оснований утверждать, что рубаха юродивого — политический маскарад. Такой взгляд не учитывает особенностей религиозного сознания: для Федора маскарадной была именно мирская одежда. Надевая мирское платье, он добровольно нарушал возложенные на себя подвижнические обязанности, извергал себя из юродства. Оттого-то он сам и не мог отважиться на этот шаг и обратился к духовному отцу. Оттого и Аввакум не без колебаний дал разрешение: многие годы спустя эти колебания отразились в редакциях последней фразы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

И может ли христианское монашество, достойное этого имени, не быть в дружбе с этой первой евангельской добродетелью? Ведь подвиги милосердия завещаны нашему монашеству его отцами – Феодосием Печерским и Сергием Радонежским, завещаны и как примеры их личной жизни и как органическая часть созданного ими монастырского строя. Преп. Даниил отнюдь не вводил чего- —576— либо нового, не знакомого русскому монашеству даже его времени: его знаменитый современник и постриженник одной с ним Боровской Пафнутьевой обители Иосиф Волоцкий шел совершенно тем же путем в своём служении миру. 1808 Если нашей церкви суждено дождаться реформы, должно быть реформировано и монашество. И наше глубокое убеждение, что самое верное средство к его возрождению заключается в деле служения его ближнему подвигами милосердия, в возвращении к заветам и примерам великих устроителей монашества. В этом исцеление его язв, залог процветания наших обителей. История учит и уча предостерегает. Давая поучительный урок нашему современному монашеству, она предостерегает и от заблуждений на счет его подлинных задач и от ложных путей в направлении его необходимой реформы. С. Смирнов Покровский А.И. [Профессор] Алексей Петрович Лебедев [† 14 июля 1908 г.:] (Некролог)//Богословский вестник 1908. Т. 2. 7/8. С. 577–597 (4-я пагин.) —577— В глухую летнюю пору, среди полного затишья обычной академической жизни, Правлением Академии неожиданно была получена лаконическая телеграмма такого содержания: «профессор Университета Алексей Петрович Лебедев скончался. Похороны семнадцатого». Телеграмма была так лаконична и к тому-же лишена всякой подписи, а известие столь печально, а главное столь неожиданно, что в первый момент не хотелось ему верить. Казалось прямо ни с чем несообразным допустить, чтобы мог помереть такой свежий, крепкий и бодрый человек, как А. П. Лебедев , который, несмотря на свои 64 года, был еще полон энергии и сил не только умственных и духовных, но также и физических. Еще так недавно, всего несколько недель тому назад, перед самым началом летних вакаций, многие из нас видели его обычно жизнерадостным и бодрым, полным энергии и сил и наслаждались его веселой, оживленной беседой, пересыпанной тонким юмором и остроумными замечаниями. Ни о какой болезни, ни о каком даже легком недомогании, кроме застарелой глазной болезни, да и то ставшей чуть-ли не уменьшаться за последнее время, не было тогда даже и помина: А. П. был обычно благодушен, весел, полон всяких планов относительно своих дальнейших литературных работ и наверное меньше всего сам думал о столь близкой роковой развязке. Неудивительно после всего этого, что печальная весть об его неожиданной смерти произвела впечатление чего-то оше-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Приобретения Московской митрополии на западе: а) присоединение к ней значительной части Черниговской епархии б) присоединение Смоленской епархии в) присоединение епархии Полоцкой, хотя временное г) учреждение епархии в Юрьеве Ливонском и потом ее закрытие 6. Епархии Московской митрополии под конец настоящего периода 7. Степени этих епархий 8. Пределы этих епархий ТОМ 7 Глава IV. Монастыри Вступление: число монастырей в Московской митрополии и сведения о них I. Монастыри в средней полосе России: 1. В Москве: шестнадцать новых монастырей 2. В Боровске, Волоколамске и Переяславле-Залесском: а) три замечательнейшие: Пафнутиев, Иосифов и Данилов б) прочие монастыри 3. В других городах и местностях не в далеком расстоянии от Москвы 4. Во Владимирском крае 5. В Нижегородском 6. В Костромском 7. В Рязанском 8. В Смоленском 9. В Тверском 10. В Ростовском 11. В Казани и Астрахани II. Монастыри в северной полосе России: 1. В Новгороде: девять новых монастырей 2. В пятинах Новгородских: а) Бежецкой б) Деревской в) Шелонской г) Вотской д) Обонежской 3. В Псковском крае: а) в самом Пскове — четырнадцать новых монастырей б) в области Псковской 4. В Беломорском крае 5. В Белозерском 6. В Вологодском и Пермском III. Различие монастырей и их внутреннее устройство: 1. Различие монастырей по происхождению: главные причины основания их 2. Различие по населенности: монастыри малые и большие, монастыри приписные 3. Различие по внутреннему устройству: монастыри общежительные и необщежительные, или особные 4. Уставы для общежительных монастырей: а) преподобного Евфросина Псковского б) преподобного Иосифа Волоколамского в) преподобного Корнилия Комельского г) Новгородского архиепископа Макария д) преподобного Герасима Болдинского 5. Наказная грамота для особных монастырей 6. Скиты и уставы скитского жития: а) преподобного Нила Сорского б) неизвестного 7. Монастыри мужеско-женские 8. Монастыри княжеские 9. Степени монастырей IV. Нравственное состояние монастырей и монашества: 1. Главные недостатки и меры против них

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010