Закрыть Здесь чудом Божиим все строится! 01.02.2021 707 Время на чтение 15 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ С иеромонах ом Пафнути ем (Архипов ым ) мы встречались несколько раз. И когда он был настоятелем Калужского Свято-Лаврентьева мужского монастыря, имевшего статус Архиерейского подворья . И когда исполнял обязанности наместника Богородице-Рождественского Пафнутьева мужского монастыря города Боровска . Встречи были удив и тельные , запоминающиеся : о событиях духовной жизни батюшка говорил откровенно , словно бы вслух размышлял, предъявля я к себе высокие требования как к христианину, монаху. Рассказал , например, в нашу последнюю встречу , как б лагодатная сила молитвы духовника монастыря, схиархимандрита Власия ( Перегонцева ) , помогла ему справиться с серьезным грехом – ропотом. После того, как отца Пафнутия , насельника Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, осенью 2009 года назначили настоятелем Свято-Лаврентьевского монастыря, он не сколько удивился: монашество-то принял недавно, так что в этом плане, можно сказать, младенец, хотя по возрасту – человек в летах, приближающийся к своему 70-летию. Однако ропота не было. Есть воля Божия – значит, надо ее исполнять ! Но вот весной 2016 года к этому послушанию прибавилось новое – и .о . наместника Пафнутьева Боровского монастыря . И тут такой ропот возник! Там стройка, здесь большое монастырское хозяйство! Ропот жил в его душе целых полгода, пока отец Власий не сказал ему что-то такое простое и мудрое, что ропот бесследно исчез. .. Печалился отец Пафнутий , что люди сейчас «утыкаются» в телефоны, а личного – обогащающего душу – общения становится всё меньше и меньше . Радовался, когда шли, что называется, от души, от щедрого сердца какие-то пожертвования на восстановление святынь. Многое вспомина лось из наших бесед на протяжении минувших лет – то одно, то другое всплывало в памяти в нужный момент, в определенной ситуации . Помогало! И вот теперь чувство благодарности «за науку» соединилось с чувством глубокой скорби . Не стало о тца Па фнутия – он умер 28 января 2021 года. Но в качестве утешения можно привести то, что пастырь достойно нес по жизни свой крест и достойно подготовился к Вечности. А мы будем молиться Господу, чтобы Он дал верному Своему рабу вечное упокоение.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/01/zdes_c...

Вот уже пять лет я провожу отпуск на послушании в Оптиной Пустыни. Была я здесь и нынешним летом. Тогда и произошла эта история. Как обычно, после послушания, прихожу я на источник преподобного Пафнутия Боровского. Захожу в домик с навесом, где купель и раздевалка. В раздевалке уже есть желающие искупаться: две улыбчивые молодые паломницы и матушка средних лет с видом строгим и хмурым. Паломницы радуются – впервые приехали в Оптину, первый раз на источнике. Они жизнерадостно читают молитву святому Пафнутию. Затем одна из них, счастливо улыбаясь, говорит другой: – Ну, вот, а теперь искупаемся! Со скамейки подаёт грозный голос строгая матушка. Это голос неумолимого судии, который часто устраивает окружающим свой собственный «маленький страшненький суд»: – Что-о-о?!!! Что вы сказали?!! Купаться?!! В бане купаться будете! Мылом намылитесь! Мочалкой натрётесь! Паломницы приходят в ужас. Всё было так тихо и радостно, и вдруг такая гроза… Робкий голос: – Матушка, простите, мы не так выразились, наверное… – Выразились!!! Выражаться дома на мужей будете! Нельзя говорить «купаться» о святом источнике! – А как можно? – Нужно говорить «исцеляться»! Вот, дескать, сейчас исцеляться будем. Поняли?!! – Поняли, спаси Господи, матушка! Таня, давай ты первая исцеляйся, а я уж за тобой. – Да, Леночка, а то там Пётр Иванович, наверное, нас уже ждёт на улице. Как ты думаешь, он уже искупа, ой, исцелился? Из соседней мужской купальни доносится пофыркивание и плеск воды. – Нет, Таня, похоже, он ещё в процессе исцеления… Грозная матушка внимательно слушает диалог и одобрительно кивает головой. А я вспоминаю, где я встречала эту строгую матушку и слышала этот грозный голос… Вспомнила. На днях в паломнической трапезной я сидела за столом с молоденькой мамочкой, на коленях у которой был сынишка лет двух. На улице жарко, и личико малыша было розовым, вспотевшим. Он потянулся к кувшину с компотом обеими ручонками. И юная мамочка даже хотела дать ему попить, но раздался грозный крик: «Нельзя! Ещё не помолились, а они лезут! Не трогать ничего на столе!»

http://pravoslavie.ru/38109.html

Иеромонах Фотий (Мочалов): Что я буду делать после «Голоса» Чем для отца Фотия стало участие в шоу, чему это его научило и что он собирается делать после? 25 декабря, 2015 Чем для отца Фотия стало участие в шоу, чему это его научило и что он собирается делать после? Иеромонах Фотий (Мочалов), насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, прошел в финал музыкального шоу «Голос». Чем для него стало участие в шоу, чему это его научило и что он собирается делать после? – Отец Фотий, что за время участия в шоу вы для себя поняли, открыли? – Да, в общем-то, ничего особенного я не открыл, ни про себя, ни про других. Интересно было посмотреть, как конкурс устроен изнутри, как он выглядит со сцены, со стороны всей редакции, руководителей проекта, со стороны «1-го канала», как происходит общение с наставниками. В итоге я не разочаровался ни в чем. Мне всё понравилось. Причем это просто конкурс, там нет шоу-бизнеса, тем более в том смысле, который мы привыкли вкладывать в это понятие, со всеми стереотипами, что это грязь, жажда денег и прочее. Конечно же, я набрался опыта в общении с профессионалами и это ценно, поскольку много дало мне для моего вокального развития. Теперь я знаю больше секретов, тонкостей, как сделать так, например, для того, чтобы твой голос лучше звучал, воспринимался, в том числе профессионалами. Мне приятно было работать с оркестром. У меня всегда была мечта спеть с настоящим музыкантом, с настоящим оркестром. И замечательно, что она сбылась на этом конкурсе. – Вы рассчитывали, что окажетесь в финале? – Всё шло как-то постепенно, равномерно. В итоге появилось ощущение, что, возможно, я буду в финале. – А что для вас это? – Мое участие в финале – это, наверное, какой-то знак подтверждения мне от самого себя и от зрителей того, что действительно я могу приносить радость людям своим пением, что всё это не просто так. Это ключевой момент. То есть, если бы я, допустим, выбыл бы из конкурса, тогда бы, наверное, задумался, действительно пение – это то, что мне нужно?

http://pravmir.ru/ieromonah-fotiy-mochal...

В Обнинске пройдет III Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» 15 февраля 2008 г. 15:05 С 17 по 22 февраля  в Обнинске состоится III Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча», который проводится по благословению управляющего делами Московской Патриархии митрополита Калужского и Боровского Климента , при поддержке губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Девиз кинофестиваля «Мир вашему дому» приобретает в этом году, объявленном в России Годом семьи, особое звучание. Тематика представленных работ созвучна не только христианскому миропониманию, но и новому государственному подходу к решению проблемы возрождения традиционных семейных ценностей. Минувший 2007 год навсегда войдет в церковную историю как год воссоединения Русской Православной Церкви. В программе фестиваля будет представлено несколько лент, посвященных этому событию. Открытие форума пройдет в Обнинске. Программа конкурсных и внеконкурсных показов в этом году расширит свою географию и перенесется также в города Боровск и Малоярославец. Таким образом, в дни выездной работы все участники кинофестиваля будут иметь возможность паломнического посещения Свято-Пафнутьева мужского и Свято-Никольского Черноостровского женского монастырей. Призы фестиваля по традиции будут вручаться по 4 основным номинациям: за лучший игровой, документальный, анимационный и научно-популярный фильм. Кроме того, учитывая высокий уровень представленных на конкурс телевизионных фильмов и рекламных роликов социальной направленности, было принято решение отметить лучшие работы и в этих категориях. Также планируется  вручение нескольких специальных призов. В состав жюри конкурса войдут руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский , режиссер-документалист Олег Ракутько, священник Алексей Дорошевич, протоиерей Игорь Собко, журналист Тамара Вятская, писатель Максим Яковлев, режиссер Татьяна Карпова, директор Греческого Культурного Центра Теодора Яници, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда, социолог Наталья Маркова. Председателем жюри в этом году станет заслуженная артистка России режиссер Елена Цыплакова.

http://patriarchia.ru/db/text/364162.htm...

Составитель сам отмечает такой характер своего труда: к приведенным выше вступительным своим замечаниям он добавляет, что указанием на достославные события из жизни блогочестивых людей последнего времени он желает возразить тем, которые говорят, будто „въ нынешнемъ веце зhaмehiя не бываютъ». Сообразно тому, давая во введении к своему труду некоторые исторические сведения (см. ниже), он обратил особенное внимание на события, ставшие предметом сказаний чудесного характера. На эту легендарную сторону патерика я и имею в виду обратить внимание в настоящем „очерке», предполагая ниже коснуться и изречений и рассказов, его составляющих, в другой связи и с другой точки зрения 204 . Большая часть рассказов патерика вложена в уста главных учителей иноческой жизни для волоколамских иноков, т. е. преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого . Некоторые из них, именно во-первых вложенные в уста Пафнутию, а во-вторых повествующие о событиях, имевших место в основанной им боровской обители при его жизни, вошли впоследствии и в состав его жития; первые же из них встречаются изредка и отдельно, в сборниках, под именем „повестей отца Пафнутия». Один из рассказов (первый) рассказан и в одном из житий Иосифа 205 . Прочие рассказы сохранились только в патерике Досифея, который в свою очередь известен в единственном списке. Исследователи мало касались нашего патерика, и самое содержание его не вполне известно. В печати известны те его рассказы, которые вошли в состав других памятников 206 ; выше, говоря о культе великомученика Никиты, я привел еще один рассказ нашего патерика, о чуде этого святого. В виду такого положения дела я позволю себе изложить, по возможности короче, содержание всего патерика Досифея. Упомянув в начале своего труда о своем желании последовать примеру древних, которые записывали достопамятные события из жизни святых мужей, и исповедать „бывшаа въ обители отца nahymia и ученика его отца иосиа в наши лета», составитель патерика кратко говорит объ основании Иосифом обители на Волоке Ламском и по этому поводу находит нужным сообщить нечто о Волоке и о Великом Новгороде, к области которого принадлежит этот город.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Далее в публикации читаем: «Можно предположить, что деревня Болобоново была основана во второй половине 16 века на землях, пожалованных Пафнутьев-Боровскому монастырю...». Это было бы бесспорно, если бы речь шла о д. Ерохино, которой в середине века ещё не было, а к 1587 году она уже стала пустошью. Однако наша дер. Болобоново, в отличие от подмосковной, ни в одном документе 16 века не упоминается. В конце публикации – утверждение: «Деревня Болобоново, как выясняется, первоначально носила другое название – Ерохино...». Об этом мы были извещены в газете «Балабаново» ещё 4.06.2008 г.: «Со временем она (деревня – А. Х.) получила двойное название – Ерохино, она же Болобоново (Ерохино Болобоново тож)». Впоследствии первая часть двойного названия вышла из обихода». Такое бывало. Например, в Приправочной книге 1613 г. упоминаются несколько селений с двойным (и даже тройным) названием. Однако в данном случае утверждение – лишь ничем не подтверждённая гипотеза и выдавать её за непреложную истину негоже. Тем более, что есть и другая версия. В Приправочной книге 1587–1588 гг. упоминается только бывшая д. Ерохино. Когда она стала пустошью – неизвестно. В Приправочной книге 1613 г. – только д. Болобоново, тоже к этому времени превратившаяся в пустошь. Но, если предположить, что эта деревня была основана на месте когда-то исчезнувшего Ерохино, то становится понятно, почему на пустоши Ерохино пашни паханной и перелогом (т. е. оставленной «отдыхать») было 23 чети, а на пустоши Болобоново – лишь три чети: новая деревня была еще малочисленной, и больше освоить не могла. Логично? Очевидно также, что у Ерохино никогда не было двойного названия (Ерохино Болобоново тож). Потому-то и нет об этом никаких сведений ни в документах XVI века, ни в материалах дозора 1613 года, где им непременно надлежало быть в случае двойного названия деревни Ерохино. Её история к 1587 году бесследно закончилась, а деревня Болобоново к концу XVI века восстановилась. В описи владений Пафнутьева монастыря, по состоянию на 1701 год, читаем: «За Пафн. же м-рем поселено вновь на пуст. Болобонове, а кр-не перевезены из Торуского уезду из села Татьянинского с деревнями. Всего 9 дворов кр-нских, людей в них 35 ч-к». Ерохина в названии пустоши нет. Итак, в описании упомянута существующая деревня, восстановившаяся на своём месте, не меняя ни названия, ни владельца. И после 1613 года в её истории «белых пятен» нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Так поступают и многие родители особых детей, вкладывающиеся по максимуму в медицинскую реабилитацию, словно еще один курс в Трускавце или в Китае излечит ребенка и он будет «как все», «без дефекта». Зачастую следование этой парадигме ведет семью в тупик: некоторые вещи невозможно вылечить или купировать медицинскими средствами в должной мере, а чрезмерная стимуляция развития  так и  вовсе чревата ухудшениями, вплоть до эпилепсии. К тому же зачастую подобные занятия идут в ущерб социализации и педагогике, и ребенок, которому, по идее, необходимы утроенные усилия в этом направлении, получает их меньше, чем даже дети неособые. И к моменту, когда ребенок вырастает, и у мамы уже нет сил им заниматься, он ничего не умеет, кроме как жить под маминым крылом, ибо ничему другому его никогда не учили. Это похоже на ситуацию с сиротами, которых кормят и развлекают, но не вводят в общество и они вырастают неготовыми к жизни. Этот путь чисто медицинского понимания инвалидности ведет к стигматизации инвалидов и отделению их от мира «нормальных», а в крайнем пределе – к построению специальных гетто для особых людей. Был такой эксперимент в Советском Союзе, когда слепых со всей страны попробовали собрать в один идеальный город Русиново возле Пафнутие-Боровского монастыря – так до сих пор в среде незрячих это место считается синонимом Бухенвальда,  хотя и ехали они туда добровольно, и условия там были вполне сносные. Потому что сами инвалиды не хотят быть исключительно общественной проблемой, они хотят быть просто людьми. Никто не любит чувствовать себя «негативно особенным», этаким грузом для ближних, который ближние, святые подвижники и великие праведники, с огромным напряжением тащат в светлое будущее, втайне мечтая когда-нибудь оставить эту тяжкую службу. Люди всегда хотят быть людьми, но для этого нужно выйти из парадигмы медицинской инвалидности, и прийти к другой – социальной. В этой концепции нет самого по себе понятия «дефекта», который человек носит в себе и который надо исправить. Есть просто человек и его потребности. А то, что его совершенно нормальные потребности – в общении, в свободе передвижения, в образовании, в работе, в творчестве – не удовлетворяются, есть общественная проблема, а не медицинская. И справляться с этим должно общество, а не одни только медики и примкнувшие к ним родители.

http://pravmir.ru/vladimir-berhin-otnosh...

Кроме того, хотелось бы отметить, что некоторые подзаконные акты вступают в противоречие с Федеральными законами. Так охранные договора, разработанные несколько десятилетий назад, и до сих пор оформляемые комитетами по культурному наследию регионов, вменяют реставрацию памятников истории и культуры только в обязанность религиозным организациям, что противоречит Федеральному Закону об охране культурного наследия, согласно которому государство не снимает с себя обязанностей по их сохранению. К сфере проблем, сопряженных с несовершенством правовой базы относится и вопрос сохранения монастырских комплексов с прилегающей территорией или историческими окрестностями. В этой связи мы в полной мере поддерживаем инициативу Министерства культуры и массовых коммуникаций включить в федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов России» новую категорию памятников, которая регулировала бы сохранение не только зданий, религиозных комплексов, но и целостной территории, занимаемой ими, а также характерного многовекового жизненного уклада, определяемого духовно-религиозными ценностям. Среди памятников истории и культуры немало культурно-исторических и природных комплексов, которые являются великими духовными святынями. К их числу относятся комплексы православных монастырей, например: Троице-Сергиева лавра, монастыри: Донской, Валаамский, Оптина пустынь, Саввино-Сторожевский, Соловецкий, Пафнутиев-Боровский и т.д. К сожалению, действующее законодательство не определяет особенности правового статуса таких духовных святынь, и одновременно историко-культурных мест. К примеру, в Оптиной пустыни ценность имеет не только комплекс зданий, но и прилегающий сосновый бор, устроенный рядом с монастырем каскад прудов, а так же святые источники. Другой пример: Валаамский и Соловецкий монастыри, расположенные на одноименных архипелагах, которые и создают уникальность этих духовно-исторических мест. И мы должны помнить, что именно с основания там монастырей они приобрели известность. В связи с этим хотелось бы уделить особое внимание правовому статусу Соловецкого архипелага.

http://patriarchia.ru/db/text/276274.htm...

«Историзм, связь с конкретными событиями своего времени составляет характерную особенность сказаний Киево-Печерского патерика. Однако они объединяются не хронологической последовательностью излагаемых событий, а последовательностью иерархической значимости материала» 466 , – делает вывод ученый. Действительно, тенденция к выпрямлению временной последовательности событий в Патерике – одна из магистральных линий редакторской работы над памятником, но не единственная. Были попытки подчинить внутреннюю структуру сборника авторскому, или жанровому, или идейно-тематическому принципу группировки «слов». Размытость границ между летописным и агиографическим повествованием сохраняют русские патерики последующих эпох. Эта черта войдет в «генетический код» жанра. Соблюдение временной последовательности в изложении русского иосифлянства явилось одним из главных принципов работы над Волоколамским патериком для Досифея Топоркова, известного и как редактора Руского хронографа. Однако позднее в Волоколамском патерике редакции Вассиана Кошки этот принцип был нарушен: тексты, связанные с личностью и деятельностью Иосифа Волоцкого , стали предварять цикл произведений о его духовном учителе – Пафнутии Боровском. На смену “летописному”, строго хронологическому принципу расположения материала, где каждый рассказ о святом рассматривался как звено общей монастырской истории, пришел новый принцип – идейно-публицистический, требовавший от составителя патерикового свода соблюдения определенной иерархии в расположении геройного ряда произведения. Киево-Печерский, Волоколамский, Псково-Печерский, Соловецкий патерики – это своеобразные агиографические летописи монастырей. Для них характерны наличие «летописных» предисловий, открытость структуры и постоянное расширение состава сборника за счет летописных данных и статей, обилие исторических реалий, стремление согласовать или сознательно противопоставить официальной летописной версии интерпретацию того или иного факта монастырским преданием. В переводных «отечниках» религиозно-учительное начало явно преобладало над повествовательно-историческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В публицистике горячо, но не без тенденции обсуждались вопросы о роли духовенства в борьбе с народным пьянством, об участии духовенства в деле мелкого кредита, о вторых священниках и об уходе кандидатов академии на светскую службу. Из органа Св. Синода читатели уже знают о кончине Нижегородского архипастыря Преосвященного Владимира, последовавшей 23 истекшего декабря. Внутренняя миссия считает долгом признательной любви помянуть почившего иерарха добрым словом и молитвою за многое благое, сделанное им для успеха миссионерского дела. Бог судил святительствовать почившему архипастырю в таких епархиях, как Калуга, Пермь и Нижний, где раскол искони глубоко и широко укоренился. В центре калужского раскола, в Боровске, архипастырь учредил для борьбы с расколом братство преп. Пафнутия, в Перми – расширил миссионерскую деятельность братства св. Стефана, учредил центральную миссионерскую библиотеку и 6 её отделений, расширил также деятельность и Нижегородского Братства св. Креста, образовав новые 6 отделений его в центрах раскола. Местные миссионеры находили в архипастыре заботливое попечение и отзывчивое поощрение. В прошлом году архипастырем был учрежден первый епархиальный миссионерский съезд, который сделал весьма полезные для миссии постановления. На Нижегородской Всероссийской выставке, по мысли архипастыря, был организован миссионерский отдел, являвшийся первым удачным опытом в истории нашей миссии. Отдел останавливал на себе общее внимание – живо интересовались им и раскольники, и сектанты. Особенно живое попечение принял архипастырь в подавлении проявившегося в Васильском уезде штундистского движения, которое было приостановлено, благодаря организованному воздействию целого ряда соответственных мер. Особенное внимание обращено было почившим владыкою на организацию ярмарочных противораскольничьих бесед. Миссионерская деятельность и заботы почившего архипастыря об обуздании пропаганды раскола, к сожалению не встречали ни ранее, ни в последние годы должной поддержки со стороны представителей местной администрации Мир праху Святителя Божия, а душе его вечное упокоение в светлых обителях Отца Небесного! Еще о духоборах в Канаде//Миссионерское обозрение. 1901. 1. С. 147

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010