Но еще важнее – это колонизация пустовавших монастырских земель. На землях Битюцкого монастыря поселились жители с. Верхней Тишанки, одной из богатейших сел Бобровского уезда. На вотчине Покровского монастыря – р. Хворостани, до 1764 г. заселенной только при ее устье, вскоре после 1764 г. появилась целая сеть поселений. Сюда перешли крестьяне из центральных уездов, сохранившие здесь имя своего старого поселения: так образовались села – Данково, Коломенское, Каширское, Верейское, Московское, Мосальское, Можайское. Плодородная почва дала здесь пропитание всем этим колонистам, образовавшим до 30 сел и деревень на протяжении 50 верст. Далее к югу останавливает на себе внимание Белозатонский Юрт – вотчина Алексеевского монастыря. Мы уже видели, что еще ранее 1764 года ее захватили переселенцы из Елецкого и Битюцкого уездов. После 1764 г. этот захват узаконился и местность от речки Казинки до р. Гнилуши заселилась большими селами, из которых особенно выделяются Верхний и Нижний Мамоны. Наконец, на вотчине Донецкого монастыря, кроме монастырской вотчины Монастырщины поселились новые жители, переведенные сюда из центральных уездов. Так образовались слободы – Сухой Донец, Абрасимовка и Дедовка. Это возникновение новых слобод на бывших монастырских землях, ранее пустовавших, есть факт, свидетельствующий о том, что секуляризация имела и свои положительные последствия для истории края. Колонизация монастырских вотчин пошла очень быстро. Уже в течение первого десятилетия после 1764 г. пустовавшие земли монастырей Придонья покрылись слободами. Замечательно, что на эти земли переводились экономические крестьяне, т. е. бывшие крепостные центральных монастырей. Точные хронологические и статистические данные в настоящее время установлены относительно колонизации р. Хворостани. Здесь до реформы 1764 г. проживало (в с. Старой Хворостани) около 200 д. м. п. 457 – на 86031 десят. земли. После 1764 г. до 1778 г. здесь возникло 35 сел и деревень; из них в 8 селах уже были устроены храмы. Население этих сел быстро растет не только путем естественного прироста, но и путем продолжающегося переселения сюда из центра. Так образовались – с. Боево из крестьян Свинского Новопечерского монастыря, Левая Россошь – из крестьян Троицкого Лебедянского монастыря и Синодальных вотчин, Сухая Хворостань из крестьян Рождественского и Вознесенского девичьих монастырей, Данково из крестьян Тульского Ивановского монастыря; Димитриевское из крестьян Пафнутиева Боровского монастыря, Тресоруково из крестьян Троицкого-Сергиева монастыря 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Ключевский принялся за изучение ее по житиям русских святых и памятникам монастырского хозяйства. Конечно, не иначе приходилось изучать экономическую историю средневековья и на Западе: таков весь сохранившийся состав исторических источников. Но Ключевский подходит к экономическим явлениям с такой теплотой, с такой бытовой и нравственной сращенностью с изображаемым миром, которые далеко выводят за пределы нормального отношения исследователя к своим «источникам». Сочинения Ключевского могут служить превосходным материалом для построения психологии и идеологии «православного», то есть церковно-бытового хозяйства. Задолго до Макса Вебера, Ключевский, не теоретизируя, нащупал религиозно-психологические основы хозяйства. В этом смысле характерно, с какой любовью выписан им портрет преп. Пафнутия Боровского, хозяйственного игумена и коренного московского патриота XV века. В разрыве с Костомаровым и либеральной интеллигенцией, которая из всех русских святых излюбила мистика и свободолюбца Нила Сорского , Ключевский выдвинул сурового трудолюбца, учителя знаменитого противника Нилова, Иосифа Волоцкого . Думается, что здесь Ключевский руководился бессознательно родовым опытом русского духовенства с его трудовым стяжанием, с его скопидомством, с его хозяйством, освященным, как и в крестьянстве, обрядностью годового церковного круга. Вот почему экономизм Ключевского, в отличие от западной науки, связан не с юридическим формами хозяйства и не с техникой (как в марксизме), а с бытом и нравственными основами жизни. Ключевский был не только исследователем хозяйства и социальных отношений. Он дал в своем курсе целостное построение русского исторического процесса и во вступительных лекциях к нему – основы своей исторической философии. В этом курсе самое поразительное – исключение всей духовной культуры, при стремлении к законченному объяснению «процесса». Слушатель или читатель Ключевского ничего не узнает даже об утверждении на Руси христианства и встречается с этим фактом на окольных путях, при анализе некоторых юридических памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

«Должен, не спорю, отдам не скоро. Будешь докучать – не будешь получать»! К о. Власию обращалось много людей, попавших в долги перед другими людьми или банками. Батюшка как мог хотел утешить каждого, пропустить его боль через себя. Поэтому этой шутливой пословицей он хотел приободрить должника, который сходил с ума от безысходности. Он как бы говорил: «Я обязательно отдам, не души меня своими требованиями», и человеку становилось легче. Говоря о себе, Батюшка мог шутить так: «Я – Влас, лентяй и лоботряс»! Или: «Читали ли вы про Власа, лентяя и лоботряса»? Я думаю, что такими шутками о. Власий пытался перевести разговор с человеком, боявшимся встречи со старцем на простой лад. Он хотел показать собеседнику, что он – такой же человек, как и он. Частые фразы Батюшки «Ешь пироги с грибами, держи язык за зубами» и про «подушку-подружку» настраивали человека на внимательную христианскую жизнь, удалённую от праздности и болтовни. Причём, о. Власий умел сделать духовное замечание не назидательно-строго, а в шутливой форме. Как-то Батюшка сказал мне, отвечая на вопрос о трудности для людей в наше время поиска духовного руководителя: «Когда попьёшь из родника, из лужи уже пить не станешь»! Другими словами, ищущий человек так же легко сможет отличить истинного пастыря от «волка в овечьей шкуре», как отличает родниковую вода от воды из лужи. «Где вместе – там двести, а где врозь – там брось». Этой пословицей Батюшка пытался выразить ту мысль, что в духовных делах не должно быть конкуренции, что всё надо делать вместе, дополняя друг друга. Конечно, это возможно только при условии христианской любви и взаимного смирения. К сожалению, часто по той же пословице получалось «врозь», и недоверие, ревность и эгоизм не давали осуществить благословение старца… Одной из частых фраз у о. Власия была: «Я никого не приглашаю, и никому не отказываю». Этими словами Батюшка показывал искреннее желание своей души удалиться от множества докучающего ему народа в молитвенную схимническую уединённую жизнь. И вместе с тем о. Власий оказывал послушание афонскому старцу схииеромонаху Иакову, и правящему архиерею Владыке Клименту, чтобы принимать людей. Этой фразой Батюшка мудро дистанцировал себя от смущавших многих людей очередей (которые регулировал не он, а наместник монастыря) и от нездорового ажиотажа, который до сих пор пытаются критиковать злословящие о. Власия люди.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Не отрините нас от своего покрова и заступления, с верою и любовию притекающих к вам: аще бо и многогрешнии есмы, но не хощем погибнути. Избавите нас от страстей, воюющих на душу нашу: просветите нас светом истиннаго боговедения: молитеся о нас ко Спасу нашему, да поживем вси в мире и единодушии, да якоже вы, любовию о Христе совокуплени, благодушно и неленостно понесем благое иго жития добродетельнаго, в добрый делех друг друга ободряюще. Укрепите ны во бранех, воздвизаемых на ны от враг видимых и невидимых, да не когда враг похитит, яко лев, душу нашу, не сущу избавляющу, ниже спасающу: скоро услышите ны, воньже аще день призовем вы. Исцелите ны и вся притекающыя во обитель сию от всякия болезни, паче же от трясавичнаго недуга: вас бо дарова Бог стране се целители недуга сего, да вси претекающии к вам получают оздравление и купно с нами славят Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше милостивное о нас предстательство, всегда, ныне и присно и во веки веков. Тропарь, глас 8 Святии девяточисленнии мученицы, от различных градов во един лик манием Божественным мужественно за Христа спострадати совокупившеся, невидимаго врага победисте, зловерныя князи и мучители посрамисте вашим терпением: огнем же любве Божия разжизаеми, вещественно вас огнь мучений во хлад преложисте. Темже дадеся вам от Христа Бога благодать трясавичнуюю болезнь, от неяже и от многовидных страстей милостивно спасайте и нас предстательством вашим, молимся. Месяц маий Маиа 1. Молитва преподобному Пафнутию Боровскому. Из акафиста О священная главо, земный ангеле, небесный человече, великий чудотворче, преподобне отче наш Пафнутие! К тебе с верою и любовию усердно прибегаем и умиленно твоего заступления просим. Не дерзаем, грех ради наших, с свободою чад Божиих Господа и Владыку нашего о помиловании и прощении просити. Но тебе молитвенника к Нему благоприятна предлагаем и молим, испроси нам у благости Его дары благопотребныя и спасительныя душам нашым: веру правую, во благочестии крепкое стояние, грехов прощение, жития совершенное исправление, да обратившеся от злых дел к благоугождению, прочее не прогневляем Господа святых Его заповедей преступлением.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Пустите меня к чистому свету: явившись туда, я буду человеком Божиим». Понятны та светлость лица, тот мирный, радостный взор, та сладкая, неземная улыбка, с которыми многие святые расставались со здешним миром. Весело было, например, преподобному Пафнутию Боровскому лежать на смертном одре и в ожидании блаженной кончины петь погребальные песни до той самой минуты, пока смерть не сомкнула уст его. Весело было Афанасию Афонскому сомкнуть глаза навеки с последними словами радости: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!» Весело было преподобному Даниилу Столпнику приветствовать пришедших за ним пророков, Апостолов, мучеников и других святых, и преподобному Нифонту зреть в минуту кончины не только всех небожителей, но и Самую Пречистую Матерь Божию. Весело было и преподобному Макарию Египетскому расстаться с жизнью в присутствии Ангелов и сказать: «Господи! В руки Твои предаю дух мой». Как им было не радоваться? Кончились для них дни в месте плача и воздыханий и открывается обитель света и радости; кончилось время, наступает вечность; кончились подвиги и труды, предлежат венцы и награды; кончилась брань, наступает мир... Но увы, увы!... Только что блеснула светлая радость при взгляде на смерть праведников и при воображении небесных радостей, а бедное сердце опять стесняется скорбью, а горькие слезы опять струятся из глаз... О, если бы за гробом был только рай со своими радостями!... Не о чем было бы плакать тогда, не о чем вздыхать. Но как не вздохнуть, как не выронить слезы при разлуке с близким, когда вспомнишь, что смерть грешника люта, что за гробом есть не только рай, но и ад со своими мучениями, есть место, где все темно, хоть и горит никогда несгораемый огонь для мучения грешников, где много слез, хоть они и не могут не только угасить, но и прохладить огня гееннского, где слышны только вопли отчаяния да скрежет зубов?... Что, если близкий мой там, где смерти ищут как отрады, и не находят! А мудрено ли это, когда в светлые обители Отца Небесного не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр.21:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Над 10-м. 45 . Под камнем сим погребено тело покойнаго Секунд Маиора Андрея Ивановича Кикина, который служил в конной гвардии; родился в 1747 году Июля 30 дня по полуночи 6 часу ..., скончался 1790 году Февраля 28 дня. Всего жития его 42 года, семь месяцев. Здесь тело Кикина, прохожий, погребено, Ко разрушению оно определено; Но невредимо то останется на век, Что был правдивый он и честный человек, Блистанием сует мирских он не прельщался, И в жизни только он единым утешался, Что от друзей и ближних своих благословим За правду и ... был весьма чтим. А.К. Над 11-м. 46 . На камне в виде гробницы по сторонам надпись: «Всяк стани и виждь на сем месте положено тело от армии полковника Андрея Богдановича Синявина. Оной родился в 1711 году Ноября 27 дня, преставился в 1786 году Июня 29 дня по полуночи 3 часа, а всего жития его было 74 года и семь месяцев», по углам: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешиши». Над 12-м. 47 . Мраморный памятник с надписями по сторонам: «под сим камнем погребено тело Маиорши Катерины Андреевны Новосильцовой, урожденная Синявина, родилась 1774 года Июня 28 дня, скончалась 1816 года Апреля 25 дня, а всего жития ея было 41 год 10 месяцев и 3 дня. Сей памятник воздвигнут в знак сыновей любви надворный советник и кавалер Афанасий Николаевич Гончаров 1816 года». Над 13-м. 48 . На каменном возвышенном памятнике надпись: «Под сим камнем погребен от армии Прапорщик Иван Алексеевич Карякин; скончался 1796 года Октября 7 дня по полуночи восемь часов, от рождения своего на пятидесятом году. (ИАК)». Над 14-м. 49 . На камне в виде гробницы, из надписи, уже поврежденной, видно, что под оным погребено тело Анны Михайловны Карякиной скончавшейся 1812 года Маия 23 дня. Над 15-м. 50 . 1798 года сентября 30 дня преставилась раба Божия Анна Андреевна дочь Татищева, урожденная Синявина, от рождения в 64 год... Над 16-м. 51 . На мраморном возвышенном памятнике надпись: «Здесь положено тело Надежды Андреевны Енькодоровской, урожденная Боброва; скончалась 1805 года Ноября 5 дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сами духовники не редко не имели достаточной степени умственного и нравственного развития, чтобы пользоваться исповедью в интересах нравственного развития духовных детей. Они вели себя на исповеди часто непозволительно. Было предписано исповедовать женщин на паперти при открытых дверях «соблазна ради» 116 . С известного времени духовникам монахам не разрешалось принимать женщин на исповедь, исключая тех духовников, которые «доспели в старость целомудрену и благочинну». Принимались в расчет возраст и семейное положение и духовников бельцов; молодым священникам безусловно запрещалось исповедовать женщин 117 . Сохранилась повесть о владимирском священнике к. XV в. Тимофее, который имел жену и детей и впал в прелюбодеяние на исповеди с девицей знатного происхождения, а потом, испугавшись казни, бежал в Казань, где принял ислам 118 . В «Духовном Регламенте» говорится к примеру, как духовник домогался у властелина, чтобы он оправдал кого-нибудь на суде, или уменьшил наказание 119 . Едва ли древнерусские духовники умели искусно пользоваться епитимией. Не даром часты наставления священникам читать святые книги, чтобы знать, как «управить кающагося», «како опитемьи за грехи даяти» 120 . Невежественные духовники, по свидетельству Духовного Регламента, держались «за требник как слепые», отлучая кающихся на многие лета, казали им, что написано, а толку не знали; они не сподобляли причастия наказанных епитимией даже при смерти 121 . Духовнику было очень легко застращать кающегося своей великой нравственной властью. Рассказывают, что у князя Юрия Васильевича был трепет и ужас и подгибались колена каждый раз, как он шел на исповедь к своему духовному отцу, Пафнутию боровскому 122 . Встречалась и обратная крайность. Духовники потаковники из стыда пред «великими» людьми или же ради мзды не налагали епитимий и допускали грешников к таинству причащения 123 . Древнерусские поучения с силой вооружаются против таких духовных отцов, предают их проклятию, грозя вечными мучениями; церковные правила полагают трехлетнюю епитимию 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В XIX веке в этом корпусе размещалось Уездное духовное училище, а одно время была даже гостиница, поэтому иногда его называют Гостиничным. Симметрично расположенные палаты первого и второго этажей перекрыты сводами. Под крайними южными палатами реставраторами обнаружен подвал глубиной в пять метров. Стены его выложены белым тесаным камнем. С южного торца здания в нише стены установлен поливной изразец XVII века с изображением херувима. Такими же изразцами украшена и колокольня (творение Степана по прозвищу Полубес). При проведении земляных работ, связанных с необходимостью укрепления фундамента и цокольной части, а также при расчистке места, где находились хозяйственные пристройки, было найдено много фрагментов изразцов XVII века от печей и каминов с разнообразными узорами. Очевидно, кельи этого корпуса имели в старину богатое украшение. При расчистке подвала и проверке состояния грунта под его стенами на глубине пяти метров были обнаружены торчащие из земли дубовые сваи, на них в прошлом и была поставлена стена. Грунт здесь – вязкая влажная глина, это и способствовало сохранению свай от гниения. А на глубине ещё одного метра обнаружено начало деревянного сруба. Основная его часть оказалась под стеной, и за ней внутрь подвала сруб выходит всего на один метр. Назначение этого сооружения пока не установлено, хотя есть предположение, что именно отсюда начинался один из подземных ходов из обители преподобного Пафнутия, который вел до Высоцкого монастыря, расположенного неподалеку от Боровска. Поскольку процесс гниения древесины мог ускориться, для успешного окончания восстановительных работ требовалось как можно скорее засыпать сруб и сваи землей, поэтому насколько глубоко и как далеко за стену идет этот сруб, выяснить так и не удалось. На данный момент восстановлены только крайние палаты с южного торца на первом и втором этажах здания. На первом этаже располагается паломническая служба монастыря, на втором – гостевые покои. Погребной корпус Правая (северная) половина Погребного корпуса наиболее древняя.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Глава IV. Монастыри В предшествовавший, так называемый монгольский, период нашей церковной жизни, продолжавшийся два с лишком столетия, у нас возникло более 180 монастырей. Но как из этих монастырей до тридцати находились в Юго-Западной России, то, значит, что собственно в тех епархиях, которые вошли теперь в состав Московской митрополии, появилось тогда всего около 150 обителей. В настоящий же период, обнимающий менее даже полутораста лет, вновь основано в этой последней митрополии, как увидим, около трехсот монастырей. Следовательно, умножение их в Северо-Восточной России совершалось теперь не только не в меньшей, но даже гораздо в большей пропорции, чем совершалось оно при монголах. А если при этом взять во внимание, что почти все монастыри монгольского периода продолжали существовать и в настоящий вместе с вновь возникшими, то окажется, что теперь общее число их было у нас выше четырехсот. Справедливость, впрочем, требует заметить, что некоторые монастыри, неизвестно кем и когда основанные, делаются только известными в настоящий период, а могли существовать и прежде. Зато несомненно, что другие монастыри, например Соловецкий, Пафнутиев боровский, были едва основаны под конец прошлого периода, но получили даже первоначальное устройство уже в настоящий и что самые их основатели или устроители значительнейшею долею своей деятельности принадлежали настоящему периоду. К сожалению, о большей части наших тогдашних монастырей как в Руси Восточной или, точнее, в средней полосе России, так и в Руси Северной сохранились крайне скудные сведения, так что нам приходится почти только их перечислить. Несравненно менее таких обителей, о которых мы имеем возможность сказать, кем и когда они основаны и каковы были их устройство и состояние. I Москва, местопребывание Русского митрополита, считала уже в себе до 15 монастырей и между ними: Чудов, Андроников, Симонов, Алексеевский. Теперь делаются в Москве известными еще 16 монастырей. Из числа их ко 2-й половине XV в. относятся: а) Богоявленский на Троицком подворье, это подворье находилось в Кремле близ великокняжеского дворца и подарено было еще Димитрием Иоанновичем Донским преподобному Сергию Радонежскому; в 1460 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии К октябрю будет создан экспертный совет Россвязьохранкультуры по контролю и надзору в сфере сохранения культурного наследия 24.07.2007 Россвязьохранкультура планирует создать к октябрю текущего года Экспертный Совет по научно-методическому и экспертному сопровождению государственных полномочий службы по контролю и надзору в сфере сохранения культурного наследия, сообщил заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков. " Этот консультативный орган призван давать экспертные заключения по согласованию службой проектной документации по реставрации памятников истории и культуры и градостроительных регламентов, а также выдаче разрешений на проведение реставрационных и противоаварийных работ на памятниках истории и культуры федерального значения " , - сказал Вилков. По его словам, создание этого органа было вызвано тем, что за последнее время участились случаи, связанные с нарушением требований по сохранению памятников, что приводило к некачественной реставрации и нанесению вреда охраняемому объекту. " Так было при реставрации памятника федерального значения " Дом-кузница " в Оружейном переулке, здания театра в Сыктывкаре, реставрации живописи в храмах Свято-Пафнутьева Боровского монастыря " , - отметил Вилков. В зонах особого регулирования застройки в нарушении законодательства и утвержденных высотных регламентов проектировались и возводились новые строительные объекты, что приводило к искажению историко-градостроительной среды. " Созданию этого органа мы придаем особое значение, так как он должен стать главной опорой при осуществлении федеральной службой своих полномочий государственного контроля и надзора в области соблюдения законодательства в сфере охраны культурного наследия " , - сказал Вилков. По его словам, в состав Экспертного совета войдут крупнейшие реставраторы, ведущие научные сотрудники в области сохранения памятников истории и культуры и градостроительства.

http://drevo-info.ru/news/3435.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010