Тогда же был в Москве и другой противуокружнический епископ партии Иова – Пафнутий саратовский (Вообще, – съезд раскольнических епископов в древлепрестольной столице минувшею осенью был значительный, хотя собственно собора, какие в былое время устроялись у них во исполнение церковных правил, не было). Пафнутий приезжал для каких-то совещаний с Иовом, по церковным делам и, кстати, повидаться с родными, живущими где-то неподалеку от Москвы. Он и останавливался у владыки-Иова, который имеет пребывание в доме своего покровителя Ложкова. Тарасий же не так взыскателен, на этот счет – он останавливался в гнусных нумерах Костина, на Дьяковке... Но и сам Иов едва не лишился по неосторожности своего теплого приюта. У Ложкова он живет со своим неотлучным спутником, неким священно-иноком Гавриилом. Кроме Гавриила имеются у него еще два попа в Москве – упомянутые выше Илья и Матвей, недавно перешедший сюда из Боровска; но нет у него дьякона. Вот, ради благолепия в служении и задумал он поставить в дьяконы одного певчего, родом из Саратовской губернии – Григория. Но задумал и исполнил это, не спросясь Ложкова. Ложков, по обычаю раскольников, тщеславящийся тем, что у него есть свой архиерей, которым он может распоряжаться, как прикащиком на фабрике, – был крайне возмущен самоуправством владыки, дерзнувшего поставить дьякона без ведома его и разрешения. Дьякона он просто прогнал из Москвы и тот уехал на родину в Саратов – да и самому владыке Иову грозило изгнание. Иов и Гавриил страшно перепугались – приходилось ведь лишиться благодетеля, без которого и жить им в Москве было бы невозможно! Но в таких случаях являются обыкновенно благодетельные посредницы: за владыку Иова заступилась супружница г. Ложкова и дело уладилось – гнев преложен на милость, слезная просьба о прощении, принесенная владыкою, принята благосклонно... Этот пустой случай, однако же, хорошо показывает, чем и кем у нас держится раскол с его лживой иерархий: самодуры-богачи – вот его сила, вот без кого он не мог бы и существовать! «У меня свой владыка – что велю, то и делает! без меня и дьякона произвести не посмеет»! – вот что любят гг. Ложковы, разные Терентьичи, Савичи и Арсентии Иванычи... 9. Иные вести о раскольнических попах, уклонившихся в штундизм. – Отъезд Паисия из Москвы. – Разрешение Силуана. – Хлопоты Алексея о том же. – Собрание окружников. – Беседа с раскольниками в Бронницах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Радуйся, не забываяй и нас заблуждших, призывающих тя; Радуйся, отче, низпосылаяй нам с небесе милость твою; Радуйся, далече провозгласивый: разумейте языцы, яко с нами Бог; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 10 Спастися хотящии притекаху к тебе, доброму пастырю, указателю путей Господних, сильному о Господе. Ты же яко имеяй дарование прозрения, всех любезно приимал еси, точию, иныя паки отсылая, обаче николиже глаголя о них злая, аще и ведый, мы же благодаряще Бога, дивнаго во святых своих, вопием: Аллилуиа. Икос 10 Стену тя нерушиму имея и молитвенника тепла, из глубины души тебе, покровителю, глаголем: Радуйся, промышления Божия о людех исполнителю; Радуйся, сокровище сокровенное обретый и участники себе многи сотворивый; Радуйся, Царствия Божия наследниче и иным молитвами твоими двери отверзаяй; Радуйся, всю жизнь со Христом соображавый и в ничесомже от Него отставый; Радуйся, делателю в винограде Христовом; Радуйся, немощных сило о Господе; Радуйся, искушаемых скорый о Господе покров и заступление; Радуйся, унывающим ободрение и скорбящим радосте. Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 11 Пение ангельское слышашеся во святем преставлении, отче, святыя и богоугодныя души твоея, в небесная селения преславно восходящия, горния бо силы радующеся сретаху тя, поюще Богу: Аллилуиа. Икос 11 Божием светолитием просвещен быв, отче, яко молния грозная блистал еси, гоня и поражая демоны, якоже и от жены некия отгнал еси их: беси бо являющеся, устрашаху ю, чесо ради смущашеся умом и боляше; овогда видяше являющася старца: низка и согбенна, браду имуща седу и велику, худыми ризами одеянна, со властию отгоняюща демоны, и бываше здрава. Слыша и глас: Пафнутий, иже в Боровске, отгонит от тебе бесы. Нетерпит бо спадый денница и тайные клевреты его не точию присутствия, но и молитв смирения твоего. Мы же, ведуще сия, молим тя: сохраняй и нас от злоб их, да ходим во свете заповедей Божиих, вопиющия ти усердно: Радуйся, идеже осеняет благодать твоя, отче, оттуду прогонится диаволя сила;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение в Северной Руси. РАССКАЗЫ о ПАФНУТИЯ. Следы этого сочувствия находим и в другом, несколько позднейшем памятнике. Около половины XV в. начал подвизаться в основанном им монастыре инок Пафнутий Боровский, один из самых своеобразных и крепких характеров, какие известны в Древней Руси. Он любил рассказывать ученикам, что видел и слышал на своем веку. Эти рассказы, записанные слушателями, дошли до нас. Между прочим, преп. Пафнутий рассказывал, как в 1427 г. был мор великий на Руси, мерли «болячкой-прыщем»; может быть, это была чума. Обмирала тогда одна инокиня и, очнувшись, рассказывала, кого видела в раю и кого в аду, и, о ком что рассказывала, рассудив по их жизни, находили, что это правда. Видела она в раю великого князя Ивана Даниловича Калиту: так он прозван был, добавлял повествователь, за свое нищелюбие, потому что всегда носил за поясом мешок с деньгами (калиту), из которого подавал нищим, сколько рука захватит. Может быть, ироническому прозвищу, какое современники дали князю-скопидому, позднейшие поколения стали усвоять уже нравственное толкование. Подходит раз ко князю нищий и получает от него милостыню; подходит в другой раз, и князь дает ему другую милостыню; нищий не унялся и подошел в третий раз; тогда и князь не стерпел и, подавая ему третью милостыню, с сердцем сказал: «На, возьми, несытые зенки!» «Сам ты несытые зенки, – возразил нищий, – и здесь царствуешь, и на том свете царствовать хочешь». Это тонкая хвала в грубой форме: нищий хотел сказать, что князь милостыней, нищелюбием старается заработать себе царство небесное. Из этого ясно стало, продолжал рассказчик, что нищий послан был от Богаискусить князя и возвестить ему, что «по бозе бяше дело его, еже творит». Видела еще инокиня в аду литовского короля Витовта в образе большого человека, которому страшный черный мурин (бес) клал в рот клещами раскаленные червонцы, приговаривая: «Наедайся же, окаянный!» Добродушный юмор, которым проникнуты эти рассказы, не позволяет сомневаться в их народном происхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Вариант 11 появляется со второй половины XV в.– вероятно, заключительная стадия развития в оформлении горшков варианта 5. Отмечен в слоях, датированных второй половиной XV– началом XVI вв. (раскопки в Пафнутьев-Боровском монастыре). Тип 5 . Керамика изготовлена из тонкого теста с мелким песком (реже без видимых примесей). Обжиг, как правило, полный (излом одноцветный светлый). Орнамент по плечику сосуда в основном тычковый. Форма профиля представлена вариантом 12: венчик с валиком на внутренней стороне, край отогнут. Подобная форма – результат развития горшков с венчиками варианта 9. Датировка – XVII–XVIII вв. Тип 6. По технологическим особенностям (состав масс, формовка, обжиг, орнаментация) керамика XIX– начала XX вв. практически неотличима от посуды XVIII в. Большее значение приобретает поливная посуда. По форме венчика – вариант 13. Горшки типов 5, 6 широко представлены в культурных слоях Калуги (в том числе и в материалах из раскопок старообрядческого кладбища XVIII–XIX вв.), Боровска, современных деревень верхнеокского региона. Горшки с венчиками варианта 14 по технологическим особенностям относятся к различным типам. Этот вариант отмечен среди находок в слоях XII–XVI вв. Однако такие горшки встречаются в очень незначительном количестве: культурный слой г. Козельска – 1 %, культурный слой Пафнутьев-Боровского монастыря – 1,5 %, городище Серенек – 1 %, городище Спас-Городок – около 1 %, городище Воротынск – около 1 %. В процессе археологических работ собраны фрагменты чернолощеной керамики (кувшины, миски, кубышки, горшки). По способу лощения (сплошное небрежное и лощеный орнамент) эту посуду возможно датировать концом XVI– первой половиной XVIII вв. На днищах сосудов зафиксированы отпечатки: 1) дресвы, 2) песка крупной размерности (более 1 мм), 3) песка средней размерности (0,5–1 мм), 4) песка мелкой размерности (менее 0,5 мм), 5) выгоревшей органики, вероятно, золы. Наряду с отпечатками и прилипшими зернами на части днищ отмечены следы среза. Подавляющее большинство фрагментов днищ со следами подсыпок песка средней и мелкой размерности. Девять фрагментов днищ имеют отпечатки клейм различных очертаний (обнаружены только в раскопках 1997 г., рис. 2). Зернистость подсыпок менялась от крупных (дресва, крупный песок) к мелким (мелкоразмерный песок, зола). Мелкие подсыпки сменило непосредственное закрепление заготовки на гончарном круге. На ранних стадиях производства круговой керамики, базировавшихся на ожелезненных глинах, применялись исключительно крупноразмерные подсыпки. Переход к использованию глин с меньшим содержанием соединений железа и мелкими добавками повлек за собой и изменение размерности подсыпки: дресву и крупный песок вытеснил песок среднего размера, который затем был заменен мелкими подсыпками. Следы среза отмечены на посуде позднего времени (появление – в XV–XVI вв., широкое распространение – в XVIII–XX вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Сторожевая башня представляет собой наиболее мощное крепостное сооружение архитектурного ансамбля. Все четыре её стороны выходят за пределы стен, только один угол находится внутри двора. Такое расположение значительно повышало боевую мощь башни, так как наблюдение и обстрел противника можно было вести во все четыре стороны. Башня квадратная по форме, снаружи имеет утолщённый, расширяющийся книзу кирпичный цоколь. Толщина стен первого яруса — до 3,6 м. Вход в нижний сводчатый этаж, к бойницам пушечного боя, сделан со двора через узкий проход в углу башни. На второй этаж ведут два входа с примыкающих крепостных стен. Кирпичная лестница в толще западной стены соединяет средний ярус с верхним. Как утверждают старожилы, раньше высота башни достигала 35 метров, ее крыша представляла собой высокий деревянный шатер со смотровой площадкой на вершине (как на остальных башнях), но его снесло ураганом в 1929 или 1930 году. В 1964 году на башне был установлен водонапорный бак объемом 30 куб.м, который, после возвращения монастыря Церкви, за ненадобностью был демонтирован. Вместо него построили временную плоскую крышу, покрытую металлочерепицей. Высота башни, ее расположение на самом высоком месте архитектурного ансамбля, особенности укреплений – всё это делает её наиболее мощной, строгой, оправдывающей название Сторожевой. В старину дозорный на башне мог охватывать взглядом огромную территорию с северо-восточной стороны, заметить приближающуюся опасность и поднять тревогу. Сейчас с северной стороны башни виден глубокий овраг, заросший лиственными и хвойными деревьями, густым кустарником. По дорожке, идущей по берегу оврага, можно пройти вниз к источнику преподобного Пафнутия, поклонному кресту и монастырской купели. По обеим сторонам дороги, идущей вдоль крепостной стены с подъемом на восток, протянулось село Рябушки, в прошлом Рябушинская слобода. Здесь жили крестьяне, мастеровые люди. Дорога соединяла Боровск с городом Серпуховом. Сейчас возле башни за металлической оградой, находится братская могила бойцов Красной Армии, погибших в Великой Отечественной войне. В старину мощный овраг, русло быстротекущей речки Истерьмы и три искусственных пруда являлись хорошей преградой для продвижения противника. На речке Истерьме была плотина, вода заполняла три пруда и через вторую плотину в конце третьего пруда сливалась и уходила опять в свое русло. На этой плотине стояла мельница, которая приносила доход монастырю, проточная вода в прудах способствовала разведению рыбы. В советский период дамба разрушилась, пруды обмелели и пришли в запустение. По возобновлении монашеской жизни их вычистили, укрепили плотину и вновь запустили рыбу. Далее на север, за прудами расположено парковое хозяйство монастыря. Это замечательное место для отдыха с сосновыми и липовыми аллеями, смотровыми площадками, плодовым садом.

http://sobory.ru/article/?object=00363

Вот почему трудно различать слова в их полной силе и в их истинном смысле. Так же трудно различать предметы в сумерках. Путь восстановления возможности слышания Слова и Его постижения и приобщения к Нему – вот смысл наших трудов. 29 апреля 1989 г. Страстная Суббота. Восемь человек послушников облачили в подрясники. Среди них сподобился и я пребывати и вкусить страха Божия, своего недостоинства и великой милости Господней. 30 апреля 1989 г. Пасха. Милость Божия дается даром, но мы должны принести Господу все, что имеем. 9 мая 1989 г. Почему Евангелие трудно читать? Господь отвечает не на вопрошание уст, а на сокрытые помыслы сердца. В них вся суть, они – причины, а вопрос – следствие. То есть устроение сердца важнее произносимых слов, важнее логической стройности речи. 13 мая 1989 г. Свт. Игнатия (Брянчанинова). Молиться Святителю о даровании слез и покаяния. 14 мая 1989 г. Преподобного Пафнутия Боровского. После литургии крестный ход на кладезь преподобного Пафнутия. Повторение пасхальной радости. (Воды вспять возвратитеся и о временах утекших нам поведайте; травы сельные ороситеся, и слезы, землю напитавшие, источите… земле утренняя оросися, слезы иноческие показуя.) 22 мая 1989 г. Радуйся, преподобне отче наш Амвросие, патриарше старцев Оптинских! 25 мая 1989 г. Распоряжением отца наместника с иеродиакона Феофила снят клобук и мантия за дерзостное (немонашеское) поведение в трапезной. А вчера был вывешен список участвующих в братской трапезе. Гости и др. – с благословения отца наместника или благочинного. 31 мая 1989 г. Дары исцелений от Бога приявше и людям источая, славою обогатился еси Иудо; приношения содержа и милостыню подавая, благодарениями услаждался еси; и аз же, треокаянный, тщеславия богатство скопив, страшуся единожды Бога предати; спаси мя, Господи, да воздам Тебе Единому славу и благодарение. 1 июня 1989 г. Вем, Господи, вем, яко биеши всякого сына, его же приемлеши, обаче не имам силы слезы сдержати, егда зрю наказуемых чад Твоих; прости, Господи, и терпение с благодарением даруй.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Памятником духовнически-учительной деятельности преп. Кирилла остается любопытное Послание его к князю Андрею 568 . – Пафнутий Боровский (†1477) был духовником, как братии, так и мирян и известен своею опытностью в наложении епитимий. «Прихождаху же ко блаженному не точно иноцы, но и сущии от мира и исповедающиеся надуховне, занеже зело благорассуден и добре могий разумети сокровенную премудрость во священных правилех, еже комуждо подобно запрещение давати». Беседа Пафнутия и к инокам и к мирским всегда была проста и чужда человекоугодия или превозношения. Всегда он говорил по Божию закону, и сказанное исполнял делом. «Не устидься никогда же лица княжеска или боярска, ни приносом богатых умягчися когда, но сильным крепко закону соблюдение глаголаше и заповедем Божиим; простым же такоже беседоваше, братю нарицающе». Полную независимость и нелицеприятие преп. Пафнутий проявлял в отношении к своим духовным детям, какой бы высокий пост они ни занимали. Юрий Васильевич, князь Дмитровский, брат великого князя Ивана III, был духовным сыном боровского подвижника «много время душею ко отцу приходяше». Князь Юрий сам рассказывал, в каком настроении он шел обычно на исповедь: «коли пойду на исповедь к отцу Пафнутию, и ноги у мене подгибаются» 569 . Преп. Иосиф (†1515) был тоже выдающимся духовником своего времени. Поселившись в волоцких пределах, он быстро прославился. Строгость жизни, доброгласие в церковной службе, широкая начитанность вместе с поразительной памятью и находчивостью («богодухновенного писания все памятию на край языка имый»), привлекательная наружность вместе со скромной, чисто монашеской осанкой и искусством, в обхождении – все это привлекает внимание местной аристократии к подвижнику, который и сам был родовит. «И мнози князи и бояре приходяще к игумену Иосифу на покаяние» 570 , т.е. выбирают его себе в духовные отцы. Из князей, бывших духовными детьми преп. Иосифа, известны: Борис Волоцкий и Юрий Дмитровский Васильевичи, братья великого князя Ивана III, и Иван Борисович Волоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Литургию совершал сам юбиляр в сослужении с четырмя градскими священниками (настоятелем собора, Свящ. В. Казанским, свящ. С. Смирновым , свящ. М. Извековым и свящ. И. Жаровым), двумя сельскими (свящ. Рощинской и Ребущинской Слободы) и двумя иеромонахами своей обители. По окончании литургии, при участии всего собравшегося духовенства и в присутствии должностных градскх лиц и достаточного количества простого народа, совершено было благодарственное с коленопреклонением молебствие Господу Богу, сподобившему с честью и славой для юбиляра достигнуть маститой старости. По окончании молебна провозглашено было многолетие Государю Императору со всем Царствующим домом, Преосвященнейшему Виталию, Епископу Калужскому и Боровскому, и наконец досточтимому юбиляру священно-архимандриту Дионисию с братией, после чего всеми присутствующими было принесено ему усердное поздравление. В келлии досточтимого о. юбиляра для участников в его торжестве была потом предложена трапеза; но предварительно от имени православных жителей г. Боровска и духовенства был прочитан юбиляру адрес с поднесением иконы Христа Спасителя. Содержание адреса таково: Ваше Высокопреподобие, Отец Архимандрит! «Сегодня исполнилось пятидесятилетие Вашего служения св. Христовой церкви в священном сане и в иноческом житии. Последние девять лет Вашей полувековой деятельности, волею Провидения, протекли во граде Боровске, в его искони родной святыне – обители преп. Пафнутия. Высок священный сан, велики обеты иноческие; и то и другое Вы понесли в трудах, бдении и пощении и провели с честью и достоинством. В то время, когда и лета, и заслуги и самые седины приобрели Вам права на субботствование и покой, Вы не остаетесь без забот, не сидите без дела. Первый по службе в обители, Вы первый и в иноческих трудах: то возделываете сад земной, то заботитесь и помышляете о вертограде небесном, и тем самым дея поучаете всех и каждаго той непреложной истине, что бдение, труд и заботы о благочестии суть степени восхождения до маститых седин и старости доброй. Благоговейно преклоняясь пред всеблагими путями промысла Божия, судившего Вам столь долголетнее и достохвальное служение, мы, православные жители г. Боровска, в сей многознаменательный для Вас день, просим Вас принять сию священную икону. Пастыреначальник Христос, Спаситель душ и телес наших, да осенит Вас Своим небесным и божественным благословением на многие и премногие лета».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Такие кадры могли бы с честью послужить на благо России не только на районном и региональном уровнях, но и на государственном и международном. В течение многих лет я наблюдаю, как ответственно и красиво работают такие талантливые и принципиальные руководители и исследователи, как Наталья Денисовна Верзилина, Виктор Николаевич Терников, Геннадий Станиславович Новосельцев, Людмила Сергеевна Силаева, Тамара Викторовна Анохина, и их замечательные помощники. А сегодняшнее событие значительно расширило для меня круг талантливых личностей руководителей и прекрасных организаторов законодательного и управленческого руководства и представления о возможностях Калужского региона в области социокультурного и образовательного сотрудничества. Здесь складывается особая управленческая и межличностная культура, которая проявляется даже в преемственности власти, мне посчастливилось наблюдать, как, переходя на новую работу, уезжая из Боровского района, руководитель бережно передаёт район со всеми программами и начинаниями своему преемнику, который так же бережно принимает. Это совсем не похоже на то, что происходит, например, сейчас в Москве, и я просто не могу не поделиться радостью по поводу великого блага - столь желательного для всех граждан высокого культурного стиля управленческой преемственности. Просто удивительно, что это имеет место быть на русской земле. Конечно, такое может быть только там, где сформированы государственно-духовные приоритеты. Думаю, что в этом большая заслуга Владыки Климента, но главное - живое молитвенное покровительство Преподобного Пафнутия Боровского и других великих святых. Сегодняшний форум, как и многие другие очень важные события, прошедшие в последнее время в Калужской области, говорят о том, что для подавляющего большинства педагогов и руководителей не приемлем принцип «после нас - хоть потоп», что перед лицом общих социальных и экологических бедствий народ старается выработать стратегию сохранения культуры и здоровья подрастающего поколения, найти выход из запущенной экономической и экологической ситуации, спровоцированной невежеством, коммерциализацией, и либеральной направленностью реформ.

http://ruskline.ru/analitika/2011/01/31/...

В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Б. м. относился к числу крупнейших духовных феодалов России. В 1678 г. обители принадлежали 1227 крестьянских дворов, к 1702 г.- 1725 ( Вдовина. 1988. С. 42). По 2-й ревизии (1744-1746) П. Б. м. владел 11 135 душами мужского пола в 104 населенных пунктах в 17 уездах страны, имел 11 096,5 дес. (свыше 12,1 тыс. га) пашенной земли (Там же. С. 43). Основное население, подчиненное П. Б. м., проживало в Боровском, Ржевском, Тарусском и Тверском уездах, основные угодья располагались в Боровском, Тарусском, Звенигородском и Каширском уездах. В Боровском у. П. Б. м. принадлежали Рябушинская, Рощинская и Высоковская слободы в Боровске, сёла Отепцево (ныне Атепцево) и Котово (ныне деревня) (оба - ныне Наро-Фоминского городского окр. Московской обл.), Беницы (ныне деревня), Русиново (ныне микрорайон г. Ермолино), половина с. Федотова (все - ныне Боровского р-на Калужской обл.), 16 деревень и сельцо; в Верейском у.- половина с. Федотова и 4 деревни; в Дмитровском у.- дер. Меленки (ныне Дмитровского р-на Московской обл.); в Звенигородском у.- Татарская слобода (ныне дер. Татарки в составе Одинцовского городского окр.) и 3 деревни; в Зубцовском у.- дер. Шишкино (ныне Зубцовского р-на Тверской обл.); в Каширском у.- с. Тульчино (ныне деревня в составе городского окр. Серпухов), слободка Тешилова (ныне не населенная дер. Спас-Тешилово городского окр. Серпухов), сельцо и 2 деревни; в Малоярославецком у.- с. Киселёво (ныне деревня в Боровском р-не) и 3 деревни; в Медынском у.- с. Адамовское (ныне деревня в Дзержинском р-не Калужской обл.); в Московском у.- 2 сельца (Ивановское и Терешково) и 3 деревни; в Оболенском у.- с. Трёхсвятское и 4 деревни; в Ржевском у.- с. Кравотынь (ныне деревня в Осташковском городском окр. Тверской обл.) и слободка Трестьянка, 23 деревни (в т. ч. Емша (Замостье), Зальцо и Заплавье); в Серпуховском у.- с. Енино (ныне городского окр. Серпухов Московской обл.) и деревня; в Старицком у.- дер. Нащокина (ныне Нащёкино Старицкого р-на Тверской обл.); в Тарусском у.- с. Татьянинское (ныне дер. Тарусского р-на Калужской обл.), 7 деревень и 2 сельца; в Тверском у.- с. Ульяновское (ныне деревня Ульяново Зубцовского р-на Тверской обл.) и 6 деревень (Там же. С. 55-62). П. Б. м. имел земли и в более отдаленных уездах: в Алатырском у.- сельцо Тарханово, а в Кинешемском у.- дер. Федяево (ныне Вичугского р-на Ивановской обл.) (Там же). В 1761 г. годовой доход мон-ря составлял 2889 р., из к-рых 1064 р. платилось в Коллегию экономии ( Попроцкий. 1861. С. 524). В 1763 г. П. Б. м. владел в 16 уездах страны 18 селами, 10 сельцами, 3 слободками, 79 деревнями, 339 пустошами, 2 поселками, 15 рыбными ловлями, 3 мельницами, а также дворовыми местами в Боровске, Калуге, Серпухове (тремя) и подворьем в Москве (Там же).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010