dendo ingressus, prolatisque ad deum et sanctos martires orationibus, liber domum remeavit. 30. Francorum igitur provincia vir quidara pedum incessu ab ipsa iam infantia carens, et viciata natura non gressibilis sed reptilis per terram se contrahendo incedens, node quadam per soporem visione iniremuit, quoniam mirae pulchritudinis vir, albis indutus, lectulo assistens, claudum excitat. ac salutem monstrat dicens Quoquo modo valeas, о pauper, surge, ac Pragam, Boemiae civitatem, quamvis omni data pro vehiculo, quo feraris, substantia, proficiscere, eoque perventus, aecclesiam sancti Viti martyris, qua sanctum Vencezlavi martiris corpus requiescit, ingreditor; factaque oracione ibidem, gressus praeter omne dubium recipies sanitatem. Qui somno emersus iussa neglegens, somni se delusum credens, iter impositum omnino differt. Node autem insecuta cubili pauper quiescens, eundem tantae claritatis seniorem Iectulo iterum cemit adstantem, qui cum hoc raodo redarguens ait. Pauper amande, somno excitare, visionis huius verum agnosce praesagium. Unde misero tibi neglegentia, corpus debile curandum? Cur iter ad propriam salutem nuper mea tibi indictum visione distiilisti? Qua increpa- tionis asperitate claudus evigilans, pulso auditns dubio, verita- tis non inscius respondit: Proficisci non moror, о pie ac venerabilis senior! Factoque mane, paratur quantocius vehiculum; ac data mercatoribus per eandem viam tendentibus placita mercede, festino eorum ductu ad iam destination pervenit locum, et iuxta priorem viri in somno apparentis monitionem sancti Viti martins aecclesiae, qua beatum corpus quiescit, gressuum orbitaie invalidus, aliorum portacione infertur. Solo ante aram prostratus, intime deum sanctosque precatur. Non diutius morante virtutis divinae (p. 166) subsidio, sed per miranda beati Vencenzlavi martins merita, pedum nervi prius contract! Quasi ] fragore extenduntur, bases et plantae consolidantur. Surgit dei gratia sanus, relataque gratianim actione, sana et forti incessus restauratione potenter sine alicuius sustenaculo egressus, patriam exultando ac dei mirabilia latius praedicando revisit. (Из рукописи Пафнутьева Боровского монастыря, 623, л. 371 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Стоит заметить, никогда мы в Калужской области не были и мест тех не знали. Неожиданно подумали, отчего это наш выбор при планировании поездки сразу пал на саму Калугу, а не на Козельск, от которого до Оптиной рукой подать? Ну да, есть у нас одно обстоятельство: мы путешествуем с собакой, потому нам необходим большой выбор вариантов для съема квартиры, ибо не все хозяева пустят на порог с питомцем, даже с идеально вежливым и чистоплотным, как наша спаниелька. Козельск – город маленький, поэтому сразу и ориентировались на Калугу. Но почему же на всякий-то случай почву с жильём в Козельске всё же не прозондировали? Наваждение какое-то! «Подкормив» на заправке бензином своего авто-коня и подкрепившись бутербродами сами, продолжили размышлять. Ситуация и впрямь была странноватая. А мы всю дорогу слушаем про убиенных оптинских иноков, а также просим святых старцев обители нам спутешествовать. А вдруг это – такой ответ? Словно кто-то удерживает нас от остановки в Калуге… С помощью планшета осведомились о вариантах сдачи жилья в Козельске, которых, к нашему удивлению, также оказалось довольно много. Звонить сразу не стали, решили действовать по прибытию на место. «Колыбель отечественной космонавтики» миновали часов в семь вечера и до Козельска добирались в уже сгущающихся сумерках. Приехав, стали созваниваться с владельцами квартир из Интернет-объявлений. С первой же попытки переговоров о сдаче жилья при уточнении, что мы не туристы-активисты, не «сладкая парочка» в поисках гнездышка на уикенд, а вполне себе солидные петербургские паломники, мы были тут же приняты чудесной хозяйкой. Она нас и с «питомцем» пустила, пояснив, что у самой в доме собаки живут, и она их очень любит. Квартира оказалась уютной, расположенной в новом доме. Её владелица гостеприимно приветила нас. В общих словах она рассказала о местонахождении монастыря, посоветовала побывать на источнике Пафнутия Боровского, в Шамордино и Клыково, пообещав поутру заглянуть, чтобы занести гостинцев и подробнее поведать об Оптине. Вот так начались наши козельские чудеса.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

Одновременное возведение этих башен и участка стены не вызывает сомнения: одинаковы кирпич, раствор, кладка, конструктивные приемы и формы декора. В историографии высказывалось мнение, что 3 башни П. Б. м. построены Ф. С. Конём . В подтверждение этой т. зр. могут быть приведены 2 довода. Во-первых, очень сходна архитектура фасада Трёхсвятских ворот Белого города, изображенных на гравюре П. Пикара 1708 г., и указанных башен. Во-вторых, 3 башни П. Б. м. имеют много общего с башнями Смоленского кремля, построенного Конём. Вероятной датой сооружения 3 башен П. Б. м. можно назвать период между окончанием строительства Белого города в Москве (1586-1593) и началом возведения Смоленского кремля (1595) ( Меркелова. 1982. С. 194-195). К 4-му этапу строительства (30-е гг. XVII в.) относится самый большой и наиболее пострадавший при разорении мон-ря в 1610 г. участок крепости - башни Сторожевая, Тайницкая и сев.-зап. прясла стен. В кон. 1635 г. в обитель была прислана царская грамота с указанием восстановить разрушенные участки крепостной стены. Эта работа была поручена мастеру Трофиму Шарутину. В ответном письме братия обители сообщала о подготовительных работах к строительству и просила царя о выделении мон-рю 600 р. «на городовую поделку» (РГАДА. Ф. 141. Д. 46. Связка 80. Л. 138). Во Вкладной книге П. Б. м. имеется запись о пожаловании в 1636 г. царем Михаилом Феодоровичем 600 р. на «городовую каменную поделку и на кровлю» ( Леонид (Кавелин). 1907. С. 113). После 1636 г. Поваренная, Тайницкая и Сторожевая башни были увенчаны двуглавыми орлами ( Машков. Крепостные сооружения. 1912. С. 314). Последним этапом формирования совр. облика стен П. Б. м. стало устройство проломных ворот в прясле между Георгиевской и Поваренной башнями. Впервые эти ворота упоминаются в 1701 г.: «…меж тех башен в стене Водяные ворота» (Боровск. 1888. С. 236). Впосл. они неоднократно перестраивались и получили совр. оформление в псевдорус. стиле во время перестройки 1864 г. Некрополь Некрополь П. Б. м. начал формироваться уже при его основателе, когда в обители погребали ее насельников.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Древнерусская литература житий не оставила жизнеописания этого знаменитого собирателя житий, хотя он не прошел и в ней без всякого следа. Сохранилась повесть о последних днях его, которую можно принять за материал для жития, не получивший однакож дальнейшей обработки 303 . Повесть эта рассказывает о болезни и кончине митрополита с задушевной простотой, не преувеличивая значения описываемого лица, и написана, судя по подробностям, вскоре по смерти святителя каким-нибудь близким к нему человеком. Но отсутствие полного жизнеописания лишает нас возможности видеть, как древнерусские книжники представляли его деятельность в полном ее обычае и какое значение придавали той стороне ее, которая соприкасалась с движением древнерусской агиобиографии. Впрочем характер и мотивы, внесенные им в это движение, можно разглядеть в некоторых явлениях, связанных с деятельностию Макария. Прежде всего заслуживает внимания обстоятельство, что Макарий вышел из монастыря Пафнутия Боровского, воспитался в преданиях сферы, из которой вышло заметно выделяющееся направление в среде русского монашества XVI века: согласно с духом своего родоначальника, в котором биограф выставляет преобладающей чертой характера чувство меры 304 , эта школа отличалась стремлением к дисциплине, к внешнему порядку и благолепию и сильным практическим смыслом. В таком характере источник достоинств и недостатков этой школы. Такой характер отразился на пастырской деятельности постриженника Пафнутьева монастыря в Новгороде: он вводит правильное общежитие в здешние монастыри, строит и украшает храмы, поновляет обветшавшие памятники церковной святыни, заботится об украшении города, чтобы, по выражению современного летописца, было «велми лепо и чудно видети» 305 . Тоже стремление украшать и поновлять ветхое, с которым обращался Макарий к монументальным памятникам церковной старины, он прилагал и к памятникам литературным. Замечательно, что из-под пера самого Макария, одного из наиболее начитанных книжников в России XVI века, не вышло ни одного канона или похвального слова святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Братия убрали тело его, по обычаю иноческому, но скончавшийся остался непогребенным в течении двух дней, по некоторому встретившемуся препятствию. На третию ночь было божественное явление игумену, и он слышал голос: “Человек Божий, Афанасий лежит два дня непогребенным, а ты не заботишься о нем”. Рано утром игумен с братиею пришли к почившему с намерением предать его тело земле, но нашли его сидящим и плачущим. Ужаснулись они, увидев его ожившим; потом начали вопрошать: как ожил он? Что видел и слышал в то время, как разлучался телом? На все вопросы он отвечал только словом: “спасайтесь!” Когда же братия неотступно упрашивала сказать им полезное, то он завещал им послушание и непрестанное покаяние. Вслед за этим Афанасий заключился в пещере, пребыл в ней безвыходно в течении 12 лет, день и ночь проводя в непрестанных слезах, чрез день вкушая понемногу хлеба и воды, и не беседуя ни с кем во все это время. Когда настал час его кончины, он повторил собравшимся братиям наставление о послушании и покаянии, и скончался с миром о Господе” . Дети же, после “видений ада”, вообще не озабочены своей участью. Надо ли здесь вспомнить и еще одно видение ада, бывшее преп. Пафнутию Боровскому, когда он видел литовского князя Витовта в аду именно по причине пребывания его в католичестве? Дама, между тем, возвещает; “В Португалии все время сохранится догмат веры”, т. е. латинство. И здесь не просто, как хотелось бы убедить нас русскоязычному переводчику МЛрФ, “мелкие детали католического ритуала”, речь идет о догмате, и главным следствием из этих “откровений” Дамы для католика будет, конечно, коснение в своей ереси. (п. 14) “Что такое ересь? Ересь есть примесь к откровенному Богопознанию учения, заимствованного из плотского мудрования, общего отступникам духам и отступникам человекам. Откровенное Богопознание преподано Самим Богом; оно не терпит никакой примеси; оно вполне отвергается как прямым отрицанием, так и примесью. Такая примесь – отрицание прикрытое” , – пишет Святитель Игнатий Брянчанинов , в некоторых своих сочинениях ставящий ересь первым в перечислении смертных, то есть убивающих душу, грехов.

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...

У нас, возлюбленнейший, здесь насильственной смерти нет. И я понял все в этом чудном благовесте и в этом свободном крике свободных птиц, на жизнь и волю которых не посягает никто. Здесь Бог , и здесь нет смерти беззащитным! – сам собою шептал мне язык, и в то же время в моей памяти восстали слова Соломона: «праведный печется и о жизни скота своего» 31 . Этот лес выводит вас на поразительно красивую дорогу к источнику преподобного Пафнутия. Не хочется уходить. Изумительное единение всей природы и чудно настроенной души, с этой, утопающей в благотворной тишине, неземною красотою, приковывает, очаровывает всякого, попавшего в сферу ее чудодейственного влияния... Но вот вы спускаетесь вниз, и перед вами колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Пафнутием, игуменом Боровским. Около колодца находится небольшой резервуар, аршин шести длины и аршин трех ширины, в котором вмещается проточная вода из источника, и сюда некоторые из ревностных богомольцев приходят купаться. Вода здесь в самые жаркие дни не поднимается выше 8–10° С. Только, к крайнему сожалению, почему-то этот колодец и источник находятся в крайне запущенном виде, в особенности сарайчик для раздевальни. Это, конечно, в значительной степени сокращает число желающих воспользоваться благотворными водами, освященными великим подвижником. А уж отсюда прямая дорога: прямо к ограде пустыни. И та же красота, то же беспредельно высокое настроение. Именно настроение. И настроение чрезвычайно глубокое, которое не исчезает, мне кажется, и годами... Теперь перейдем к знакомству с самым центральным пунктом Оптиной пустыни – с Иоанно-Предтеченским скитом. Прежде, чем приступать к подробному описанию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, необходимо сказать несколько слов о самом главном в этой обители: о, так называемом «старчестве». Вне всякого сомнения, первоначальное старчество явилось необходимой насущной потребностью только лишь среди иноков. И создалось оно вот благодаря каким условиям: отошел человек от мирской жизни, оторвался от родной семьи, очень часто от дорогих, близких людей, и вступил на новый путь; на путь созерцательной, уединенной молитвы; на путь полного одиночества, в среду людей совершенно иного уклада, иных взглядов, иного воззрения. И вот, когда он остается один, сам с собою; когда понемногу начинают остывать свежие впечатления новой обстановки жизни; когда привычки только что покинутого мира начинают назойливо стучать в окна и двери души, – поднимается мучительная тоска, которая, как беспощадными клещами, схватывает голову, потом сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

И самый главный вопрос состоит в том, для чего совершается это самое погружение многими любителями экстрима? Многие ответят - смыть грехи, но так грехи не смоешь. Печально что мы готовы творить глупости и безумия, чтобы, как нам кажется, угодить Богу, а Ему от нас надо совсем не этого, как правильно заметил Владыка Евтихий. Многая Вам лета, Владыка! Марина 21 января 2011, 16:49 Очень своевременная статья! Многие люди будут крайне удивлены прочитав её. Так как, считают, что окунаться в прорубь на Крещенье надо обязательно, в соответствии с церковным Уставом. Полностью согласна с батюшкой! Неоднократно читала у святых отцов, что главное в вере не купание в святых источниках, помазание елеем и собирание икон, камушков, земли из святых мест. Многие люди относятся к этому обряду как к очередному суеверию. А нас надо просвещать! Олег 21 января 2011, 15:34 Христос посреди нас! Сам неоднократно купался (в прошлом ), сейчас нехочу!Противно становится.Жуууть!Хочешь искупатся---прииди ночью,что-бы глупостию своею не смущать неофитов,и плавай,да хоть до утра.Уверяю вас, ничего православного,в этом обычае не прослеживается. Только большущее ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ. Александр 21 января 2011, 12:05 р.Б. Галине Что за манера появилась на всех форумах сразу обвинять человека? " Александр получил удовольствие.Но это не Христа ради, и не во Славу Божию. Это хвастовство и бахвальство перед другими и самим собой в свою славу. Вот я какой молодец! " . Человек должен преодолевать себя. Он для этого и рождается в мир. Да, еще ... " Никакого отношения это к Православию не имеет " . Судьи кто, спрашивается? Как насчет " Не судите, и не будете судимы " ? Илья 21 января 2011, 10:59 Ну что ж, если трактовать Крещенские купания таким образом, как это делает Владыко, и прибегать к такой аргументации, то в скором времени мы должны прекратить освящать источники и запрещать купания в уже существующих ( как например св. Пафнутия Боровского в Оптине и т. п.) И все свидетельства об исцелениях после купаниях в источниках - тоже причислить к суевериям.

http://pravoslavie.ru/44207.html

Мы упоминали, что противуокружники обеих враждующих партий старались склонить на свою сторону Тарасия, именующегося епископом Боровским, Черниговским и Бессарабским, что с этою целью были посланы к нему из Москвы в Бендеры посольства и от Иова и от сторонников Иосифа, и что потом эти последние стали распространять в Москве копии с бумаг, якобы изданных Тарасием в осуждение Иова с его собором. Недавно посланник Иова именуемый архимандрит Игнатий возвратился из Бендер. Он рассказывает тоже, что писал бендерский купец Юков, т. е. что Тарасий никаких бумаг не издавал и не посылал сторонникам Иосифа, что бумаги эти за московские деньги сфабрикованы в Бендерах без ведома Тарасия, когда он был в Черниговских слободах, что составители их воспользовались именною епископскою печатью Тарасия, которую тот оставил на квартире в Бендерах, и приложили эту печать на бумагах. Игнатий привез и бумагу за подписью самого Тарасия и трех попов, в коей сообщается, что никаких писем в защиту Иосифа Тарасий не писал и находится во всем единомыслен с ним, Иовом, и с прочими епископами: Кириллом, Пафнутием и Макарием. Игнатий сообщает также, что для большей достоверности врученной ему бумаги Тарасий желал приложить и печать к ней, но печати, оставленной в Бендерах, ему не выдали; поэтому, Тарасий дал только обещание, что как будет приготовлена новая, уже заказанная им печать, то он пришлет Иову в Москву другую, подобную присланной теперь, бумагу с приложением печати, дабы никто из защитников Иосифа не мог заподозрить ее в подложности. 17 Слышно однако же, что Тарасий долго упирался признать законность произнесенного Иосифу соборного извержения, в виду того, что противуокружники тех мест крайне сожалеют об Иосифе и выражают удивление, как могло это случиться, что недавно был он единственным владыкой в обществе противуокружников и считался их опорой, ибо сильно и успешно боролся с Швецовым и самим Антонием Шутовым, именуемыми окружниками, а теперь оказался изверженным и лишенным сана! Удивлялись и тому, как Иов, недавний ставленник Иосифа, получивший от него благодать (!) архиерейства, стал во главе враждебной ему партии и произнес ему извержение! Все это смущало Тарасия; но Вьюков поналег на него и заставил склониться на мольбу Игнатия, чтобы вместе с Иовом и прочими епископами признал извержение Иосифа законным. Как бы то ни было, но Иосиф остается теперь действительно единственным епископом своей партии. Правда, он прилагал большое старание поставить еще единомышленного ему епископа, сначала во Ржев, но потерпел неудачу вследствие несогласия на то самих ржевских противуокружников; затем из Ржева по Волге он проехал в Нижний и далее до Казани, предполагая именно в Казани поставить в епископы некоего священноинока Афанасия, но и тут не имел успеха; ездил и еще в какой-то город и также безуспешно. После всех этих странствий, наконец, приехал недавно в Москву к своей благотворительнице Муравлевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И забудешь где у тебя голова». Вернулся я домой уже ночью, и, понятно, что в аптеку заехать не успел. На другой день меня ждал завал дел, накопившихся за сутки моего отсутствия. И только вечером третьего дня я, усевшись на диван с заветной ваткой, обмакнутой в валерьянку, понял, что мои головные боли ушли сразу после посещения Батюшки. Через какое-то время я просматривал в интернете интервью о. Власия (в фильме «Школа познания добра и зла»), в котором он рассказывал о своей жизни в Сибири. Батюшка вспоминал об одном из своих духовных наставников – иеросхимонахе Илларионе, который помогал бедным крестьянам, исцеляя коров-кормилиц своей молитвой. О. Илларион говорил приходящим: «Это не мастит, а брусеница. Найдите себе брусочек для точения косы и растирайте им вымя». О. Власий при этом рассказе умилялся тому, как его духовный отец скрывал свой духовный дар брусочками: «Это же он помолился! Это же не брусочек этот помог, вы понимаете»? «Дорогой Батюшка», – подумал я тогда, – «ты же точно так же скрываешь свой дар ваткой с валерьянкой»! Потом, осознав причину своей болезни, я поделился с о. Власием: «Батюшка, когда на меня навалилась тяжесть человеческой злобы и клеветы, я помолился Богу, что лучше буду болеть…». А Батюшка, удивлённо глядя на меня, рассказал мне, что в своё время молился Богу с той же просьбой, а оказалось, что болезнь может быть разной – в том числе и онкологией… Батюшка закончил беседу словами: «Лучше не просить Бога что-то изменить, а принимать всё, что он нам даёт». Зная мои многочисленные скорби, клеветы и гонения, о. Власий не старался меня утешить как-то внешне. Он дал мне что-то большее и совершенное – некий духовный стержень, из-за которого всё становилось понятным и осмысленным: «Искушен быв, сможешь и искушаемым помощи»! Прошли годы, и я убедился в справедливости слов старца. Я благодарю Бога за учёбу, плоды которой можно передать моим близким и прихожанам. Удивительны случаи Батюшкиной прозорливости. Со временем, я даже привык, что о. Власий с точностью воспроизводил те вопросы и рассказы, которые мы заготавливали по дороге в Боровск.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Тесное общение бродяг между собой связано с надеждой: вдруг кто-то когда-то вырвется из этого круга, вернется к нормальной жизни и поможет тебе. Но чаще всего эта надежда остается пустой. К разговору присоединяется невысокий мужчина средних лет с редкой бородкой и заправленными за уши немытыми волосами. - Я трутник, езжу по монастырям. Был в Троице-Сергиевой лавре, Михаило-Афонской пустыни, в Дивеево, у преподобного Пафнутия Боровского, Тихона Задонского, - перечисляет он. - В Михаило-Афонском монастыре прожил полтора года, было послушание - паломников приминал. Когда возвращался из Троице-Сергиевой лавры, дали денег на дорогу, но выпил и остался без средств. Вместе с такими же бедолагами сегодня живет в арендуемом доме - по три-четыре человека в комнате, всего 13 бездомных. Работает грузчиком, 20% заработка откладывает, остальное идет на оплату жилья и питания. Собирает деньги на новое паломничество. Сергей - мужчина с пропитым лицом и недельной щетиной - подрабатывает на стройке разнорабочим. Когда-то имел семью, но разошлись, оставил дом жене и сыну. На ладони пластиковая тарелка, гнущаяся от наложенной каши, ложки кабачковой икры и половинки соленого огурца. Хлеб и ложку держит во второй руке. - Что нам дают такие обеды? Поговоришь, пообщаешься с такими же людьми, уже о плохом не хочется думать, - признается бездомный строитель. - Это как на праздник прийти. Тесное общение бродяг между собой связано с надеждой: вдруг кто-то вырвется из этого круга и поможет тебе К разговору прислушивается высокий мужчина с короткой стрижкой и впалыми щеками. - Можете мне помочь? Я бывший участник... Афган... 134-я дивизия, ее андроповской называли. Контузия есть, награды есть. Правда, много лет в тюрьме сидел. Военный билет утерян, только паспорт. Никак не могу пенсию получить. Из Краснодара отправляют за документами в Ростов, оттуда в Москву , - резанными фразами рассказывает он о своей жизни. Предлагаю ему обратиться в краевой Совет ветеранов, его председатель - депутат Законодательного собрания Евгений Шендрик, в составе группы «Альфа» выполнявший спецзадания на территории Северного Кавказа, может помочь. Собеседник отмахивается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010