Ведь вместе с ее приходом все те, кто прошли сквозь ее врата, «одни перестали делать худое, а другие освободились от тяжелой работы; одни нашли убежище от бедствий, а другие – препятствие к деланию худого. Особенно же важно то, что» те, кто умирают, «упокоившись, навсегда останутся при этом упокоении; поэтому-то она [смерть] и служит [для них] разрешением от всех зол» 349 . Говоря о том, что умершие вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника ( Иов. 3:18 ), Иов, по мысли святителя Иоанна Златоуста , говорит о грядущем в новозаветную эпоху состоянии умерших праведников, которые – уже после пришествия в мир Христа и Его сошествия во ад – войдут в рай, чтобы «наслаждаться в Царствии Небесном» жизнью с Богом. При этом под приставником (по чтению Септуагинты – «собирающим дань») Златоуст подразумевает сатану 350 . Точно так же интерпретирует образ приставника, от власти которого оказываются свободны христианские подвижники, и святитель Григорий Великий . Он пишет: «Под названием приставника кого еще понимать, как не того жестокого обольстителя, который некогда вверг род человеческий в залог обмана и с того дня продолжает удерживать его долгом смерти?» 351 Наконец, Иов превозносит смерть и за то, что перед ее лицом малый и великий здесь равны, и раб свободен от господина своего ( Иов. 3:19 ). Как говорит Златоуст, во власти смерти одинаково «находятся все: малый и большой, занимавший высокое место и низкое» 352 . В заключительной части своего монолога ( Иов. 3:20–26 ) Иов недоумевает, почему же Бог вообще дает страдальцам жизнь: ведь у них не может быть никакой отрады в их земном существовании. Итак, продолжая мечтать о покое смерти, Иов говорит: На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? [На что дан свет] человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? ( Иов. 3:20–23 ). Все Святые Отцы, комментируя эти слова Иова, как и в целом всю вторую половину его начальной речи, посвященную теме смерти, обыкновенно подчеркивают, насколько же для этого страдальца было вожделенно быстрое наступление физической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Тогда Давид принес жертву, на которую сошел огонь с неба, и Бог помиловал народ, повелев Ангелу «возвратить меч свой в ножны его». По прекращении язвы, Давид снова принес жертву на гумне Орны. «И не мог, – сказано, – Давид пойти в Гаваон (где была скиния Господня, сделанная Моисеем), чтобы взыскать Бога, потому что устрашен был мечем Ангела Господня» 348 . Т. е. явление Ангела над гумном Орны во время, или лучше, к концу язвы и прекращение последней после жертвоприношения на этом месте дало Давиду понять, что отселе служение Богу должно совершаться именно на этом месте, так как на нем видимым образом проявились и суд Божий над Израилем, и милосердие Божие. Можно догадываться, что моровая язва, свирепствовавшая всюду, не исключая и Гаваона, несмотря на то, что он считался священным местом 349 , опустошавшая и Иерусалим, не коснулась только холма, на котором жил Орна и, вероятно, некоторые другие иерусалимские жители. Таким образом, Давид решил для себя вопрос, где должен быть построен храм Иегове: «вот,– говорил он, – дом Господа Бога, и вот жертвенник для всесожжений Израиля» 350 . Давид достиг преклонных лет, доживал последнее пятилетие своей жизни 351 . Старость его была, сравнительно с предыдущей жизнью, спокойна. Деятельность его была обращена теперь, преимущественно, на религиозные предметы. Еще в один из предыдущих спокойных периодов своего царствования он решился было увеличить блеск богослужения построением великолепного храма на месте скромной скинии. Сам пророк Нафан сначала одобрил мысль царя, находившего неприличным, что он, царь, живет в роскошных кедровых палатах, а ковчег Божий находится под шатром. Но вскоре пророк получил откровение, что Давид не должен строить храма, а должен предоставить это дело своему наследнику, которому Бог обещал Свое особенное покровительство. Причина, почему Давид не должен был строить храм, указывается в ( 1Пар. 22:8 ), именно, что Давид пролил много крови, ведя большие войны, тогда как сын его, наследник, будет человек мирный, не тревожимый никакими врагами, почему он и построит дом имени Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

14. И пойдут к тебе боящеся сынове смиривших тя, и поклонятся следам ног твоих вси прогневавшии тя: и наречешися град Господень, сион святаго исраилева. 15. За сие, яко был еси оставлен и возненавиден, и не бе помогающего ти, положу тя в радость вечную, веселие родом родов. 16. И изсеши млеко языков, и богатство царей снеси, и уразумееши, яко аз Господь спасаяй тя, и избаляяй тя Бог исраилев. 17. И вместо меди принесу ти злато, и вместо железа принесу ти сребро, и вместо древес принесу ти медь, и вместо камения железо: и вдам князи твоя в мир, и надзиратели твои в правду. 13. Слава Ливана приидет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих. 14. И приидут к тебе с покорностию сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Господа, Сионом Святого Израилева. 15. Вместо того, чтоты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием на веки, радостию в роды родов. 16. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев: 17. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими правду. Ст. 13. Кипарис, певг и кедр, которыми славился Ливан (ср. 35:2), доставлены будут в Сион для украшения святилища Божия и прославления того места, где стояли ноги Господа. Пророчество 13 ст., в применении к Иерусалиму, исполнилось с буквальной точностью в IV–VI вв. по Р. Хр., когда, после обращения ко Христу св. царя Константина, и обретения его матерыо, св. царицею Еленою, креста Христова, был построен храм Воскресения Христова на том месте, где стоял крест Христов, и таким образом было почтено место подножия ног Господних. Последующие благочестивые цари Византийские, особенно Юстиниан, много способствовали украшению сего храма. Называемые здесь у пророка деревья, кипарис, певг и кедр, по церковному преданию, были теми деревьями, из которых был сделан крест Христов (ср. проф. Η. В. Покровского, Евангелие в памяти, иконогр., 351–352).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Во-вторых, ответ Иисуса Иакову и Иоанну: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (10:39). Здесь Мессия опять же ясно говорит о своей жертвенной смерти. Не менее ясно Он даёт понять, что такая же судьба уготована Его ученикам 350 . Ведь формулировки схожи: «Я пью, будете пить», «Я крещусь, будете креститься». Хронологическая разница не уменьшает несомненности, но подчёркивает её, ибо здесь связь между настоящим и будущим непосредственна. В Мк 10:39 область христологии Страстей, средоточием которой является Иисус, расширяется, включая Его народ. В-третьих, слова Христа в Мк 10:42–44 . Здесь изложено учение о начальниках и великих людях, которые «господствуют над народами», а также заповедь ученикам: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (10:43–44). Похожую тему мы видели в Мк 9:34–35 . В данном случае, однако, формулировки более разработаны и предполагают суровое обличение «князей» и «вельмож» также и среди язычников 351 . Фразы «господствуют над ними» и «властвуют ими» предполагают тяжёлое, невыносимое бремя угнетения, совершенно противное воле Мессии. Ученики призваны к радикально иному подходу, который определяется словами «служители», «рабы» 352 . Это отказ от господства, это боль, унижение и тяжёлый труд, а, в конечном счете, страдание. Здесь христология Страстей учит людей такому образу поведения, который в корне отличается от обычного. В-четвёртых, объяснение предыдущей позиции: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (10:45) 353 . Мессия хочет, чтобы Его ученики были «служителями», «рабами», потому что и сам Он пришёл послужить и отдать жизнь за человечество. Страдание и смерть Мессии ради спасения людей обозначены здесь предельно ясно. Христология Страстей пропитана духом любви и жертвы 354 , которые в свою очередь становятся единственным кодексом поведения учеников Иисуса 355 . Четыре блока учений Мессии в Мк 10:35–45 – важная часть христологии Страстей. Среди особенностей отрывка следует отметить то, какое значение для антропологии и сотериологии придаётся этой христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

В чистом истинно-христианском браке мы имеем дело с тайной великого отречения от собственного эгоистического «я», не только ради жены или мужа, но ради детей – ради семьи. Вступающие в брак берут на себя обязанность блюсти себя с гораздо большей, чем прежде, бдительностью, ходить чистыми и непорочными пред очами чад своих. Отец и мать нравственно обязаны помнить, что каждое их недоброе движение или слово (тем более дело) повторяется, усвояется душами их детей, которых они дали миру и Церкви. Спасение собственной души и успех в добром нравственном воспитании детей требуют от христианских супругов целомудрия и чистоты жизни. Без сохранения супружеского целомудрия не может быть крепкой любви между мужем и женой. Любовь и целомудрие взаимосвязаны и взаимозависимы. «От любви, – говорит Златоуст, – происходит постоянное целомудрие» 351 . С другой стороны, «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех» 352 . Супружеское целомудрие должно проявляться во всем: в скромном обращении между собою и с посторонними, во всех действиях, в беседах, словах и, наконец, во взорах и мыслях, и, прежде всего, во взаимной верности мужа и жены 353 . Верность – это неизменный спутник супружеского целомудрия. Вступая в брак, супруги дали перед лицом Церкви обещание верности друг другу до конца жизни. Эта взаимная верность должна простираться даже до глубины движения сердца, так как всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). С этой измены (супругу или супруге) в сердце начинается супружеская неверность и на деле. Апостол указывает христианам: брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр.13:4 ); тех же, кто изменяет супружеской верности и оскверняет чистоту супружеского ложа, – блудников и прелюбодеев судит Бог ( Евр.13:4 ). Прелюбодеи Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Старец Павел, услышав это, как будто преисполнился слезами и сказал: «Благо да прибудет тебе, честной отец! Как ты мне повелел, так я по твоей воле и поступлю. А ты на Господа Иисуса Христа все упование свое возложи. Нас же ничто да не отлучит от любви твоей». Сказав так, старец Павел передал поклон и пожелание мира своему другу о Христе и ушел оттуда. Об этом восклицает божественный Павел: «Любовь не гордится, любовь не бесчинствует, не для себя ищет» 351 , но для блаженного». Мы же возвратимся к нашему рассказу. Оба монастыря преподобный посещал постоянно, днем и ночью. И говорил им: «Братия, я вместе с Богом забочусь о ваших потребностях телесных, вы же пекитесь о своих душах». Сам он подвизался в той пустыни жесточайшим образом: бодрствовал столько, что мог всю ночь без сна пробыть, ел раз в день, и были его едою хлеб да соль, а пил одну воду, да и то в меру. Но каждый день, как и в начале подвижничества, он часто вспоминал слова апостола и, следуя им, «забывая заднее, простирался вперед» 352 . Он старался, представ пред Богом, оказаться человеком с чистым сердцем и готовым выслушать повеления. О Макарии Однажды преподобный был в городе Ростове у некоего христолюбивого человека, по имени Агафон, владевшего домом. А брат того человека по плоти имел сына Матфея двенадцати лет от роду. Дионисий сказал тому: «Чадо Матфей, Христос говорит в Евангелии: «Кто любит отца или мать больше, нежели Меня, недостоин Меня, и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня» 353 и «Не мир пришел Я принести на землю 354 – мир родителей с сыновьями, соизволившими Мне работать, – но рать и нож, отрезающий тех, кто любит блаженство, от тех, кто любит мирские вещи». «Выйдите из среды их и отделитесь, и нечисто к миру не прикасайтесь», – говорит Господь 355 . Благой же учитель Господь часто родителей по плоти оставлял и, услышав, как некто сказал: «Вот Мать Твоя и братья Твои ищут Тебя» 356 , тут же добрый наш Господь-учитель выказал легкое к ним отвращение: «Мать Моя и братья Мои суть те, кто исполняет волю Отца Моего небесного» 357 . Тем самым нам Он пример показал. Да будет тебе отцом тот, кто может и хочет потрудиться с тобой, чтобы избавиться от бремени греховного; матерью же – способный отмыть тебя от скверны, когда ты испачкаешься; братом же – кто поможет тебе беседой стремиться к горнему. Приобрести себе и сожительницу неотлучную – памятование об исходе. Детьми же твоими любимыми да будут вздохи сердечные. В раба обрати свою плоть, а друзьями сделай святые силы, которые во время исхода смогут тебе помочь, если будут с тобой дружить».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Истинного Бога нет без совечного и собезначального Сына. Потому если не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога Истинного. Какая цена твоему исповеданию – один Бог рассудит; но так как нам Бог открыт Богом Истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога Истинного. Святитель Феофан Затворник ( 107, 350–351 ). Собрался синедрион – то самое судилище, которое несколько недель назад осудило Иисуса Христа на смерть. Председательствовал тот же первосвященник Каиафа, в собрании находился и тесть его, прежний первосвященник Анна. Эти и другие важнейшие в народе лица, происходившие из рода первосвященнического, собрались, чтобы общими силами положить конец столь ненавистному для них делу. Приводят апостолов и исцеленного и спрашивают апостолов: «Какою силою или каким именем вы сделали это?» ( Деян. 4, 7 ). Апостолы теперь находились в том самом положении, которое Иисус Христос давно уже предсказал им ( Мф. 10, 17–18 ). Петр и Иоанн, два галилейских рыбаря, могли ли без содействия Духа Истины, без вдохновения свыше дать достойный ответ? И Петр отвечает: «начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли. Которого Бог воскресил из мертвых. Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4, 8–12 ). Так говорит теперь перед Верховным Судилищем тот, который несколько недель назад, при вопросе ничтожной рабыни, троекратно и с клятвою отвергся Господа своего. Ответ апостола не мог не казаться слишком смелым, тем более, что слышали его из уст человека необразованного, не учившегося у знаменитых раввинов... но отвергать подлинность чуда было невозможно. И люди, имеющие власть, решают: «чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей» ( Деян. 4, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Не будем, как кумиры, жить в великолепных домах, как в храмах, а лучше будем украшать внутреннюю храмину сердца своего чистотою, кротостию и смирением, святою простотою, сострадательностию и милосердием, да соделаемся сами храмами Божиими и да достигнем Небесного Царствия некончаемого. 81 Преподобный Павел Препростой (IV в.) был учеником преподобного Антония Великого и отличался святой простотой, незлобивостью, смирением, за которые получил от Господа дар прозорливости и изгнания бесов. Память 7(20) марта и 4 (17) октября. 82 Миро (греч.) – благовонное масло, освящаемое по особому чину и используемое для помазания в Таинстве Миропомазания. 88 Житомерие (церк.-слав.) – мера хлеба, выдаваемая в определенный срок. Господь сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба (церк.-слав.: даяти во время житомерие)? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так ( Лк. 12, 42–43 ). 94 Дресвяной камень – сравнительно мягкий, рыхлый камень, который дробят в мелкий щебень – дресву. 100 Здесь в значении «лапотник, бедняк, не имеющий сапог, а всегда обутый в бахилы – рабочую крестьянскую обувь». 101 Преподобный Герасим Иорданский (память 4/17 марта) вынул занозу из лапы льва, и благодарный лев с той поры во всем слушался старца Герасима и выполнял назначенную ему работу в монастыре. 103 Христос означает «помазанник»; издревле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков. 106 Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле? ( Евр. 2, 2 – 4 ). Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви)./Т. 6: 1864. - 2009. - 351 с. ISBN 978-5-902112-68-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

власть. Всемогущего, дана ему 344 ./Итак, любите епископа, как отца, бойтесь его как царя и чтите, как Бога, приносите ему плоды ваши и дело рук ваших, дабы быть вам благословенными;//ваши начатки, ваши десятины, ваши священные дары и подарки дайте ему, ибо вами он и сам должен содержаться, и давать тем, которые нуждаются в этом, каждому как подобает. И таким образом, твоя жертва принимается Господом Богом твоим, как приятный фимиам в высоте небесной перед Господом Богом твоим 345 , и Он благословит тебя 346 и осыплет тебя благодеяниями обетования Своего, ибо в Премудрости написано: «Всякая простая душа благословится, и благословение снизойдет на голову S 4I/L 28//СА II. 35///всякого дающего 347 . Поэтому будь усерден в деле, старайся и приноси твой жертвенный дар; ибо Господь сделал бремя ваше легким и разрешил вас от путь уз 348 , и взял от вас тяжелое иго, и освободил вас от второзакония по великому милосердию Своему, как написано у Исаии: «Который лежащим во узах сказал: выходите» 349 , и снова: «И плененных освободит Он от уз их 350 . И у Давида сказал Он: «Он не презирал своих пленников 351 . И в Евангелии также сказал Он: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам покой. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен в сердце Моем, и вы найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» 352 .///Итак, если Господь даром благости Своей освободил вас и дал вам покой, и вывел вас к отдыху, дабы вы впредь не были связаны кровавыми жертвами и жертвенными даяниями, искуплениями и очищениями, священными приношениями и дарами, жертвами всесожжения и ://: разрешениями, хлебами предложения и соблюдениями очищений, и далее, – десятинами, начатками и приношениями, подарками и дарами 353 – ибо все это было возложено на них с необходимостью давать это, но вы не связаны этим, – то вы должны знать слово Господа, сказанное Им: «Если праведность ваша не больше праведности фарисеев и книжников, то вы не войдете в Царство небесное» 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

К этому сюжету можно добавить другой, когда Спаситель говорит: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13: 4-5). Не это ли мы наблюдаем и сегодня, когда болеют и умирают и привитые и непривитые? Одни берутся, другие оставляются… Причём, берутся не самые грешные... Чтобы был явлен суд Божий… Вопрос только в том, способны ли мы это правильно понять и принять… Анатолий Дмитриевич Степанов , главный редактор портала «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 355. Ответ на 354, Геннадий С.: Что выбрали, то и получили. А выбор невелик - или массовая вакцинация, или локдаун. Кто выбрал? Народ не боится болезни, что признают официальные пропагандисты. Вот вчера слушал Бабаяна - у него опять предложение: дескать, люди ковида не замечают, давайте пугнем. 354. Ответ на 351, Константин В.: С 4 октября в Псковской области вводится обязательная самоизоляция для граждан старше 65 лет (!). Губернатор грозит локдауном. Хорошо бы получить комментарий от Тихона. Что выбрали, то и получили. А выбор невелик - или массовая вакцинация, или локдаун. 353. на 351. Константину В. Это издевательство над людьми. Отношение, как к скотине 352. Ответ на 351, Константин В.: С 4 октября в Псковской области вводится обязательная самоизоляция для граждан старше 65 лет (!). Губернатор грозит локдауном. Хорошо бы получить комментарий от Тихона. Ну, Владыка еще достаточно молод... )) 351. С 4 октября в Псковской области вводится обязательная самоизоляция для граждан старше 65 лет (!). Губернатор грозит локдауном. Хорошо бы получить комментарий от Тихона. 350. Ошибка В 351-м комментарии " Ответ на 349, Ладога: " я случайно вместо " Англии " написал " США " . 349. Геннадию на 345. Смените пластинку. В мире уже несколько миллиардов доз вакцины введено.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/02/va...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010