«И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» ( Иез 33:19 ). «О Нем (т. е. о Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян. 10:43 ). 351. Что помогает покаянию? Подготовительные и вспомогательные средства для покаяния – это пост и молитва . 352. Какое средство употребляет Церковь для помощи кающемуся? Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника – епитимью . 353. Что означает слово «епитимья»? Слово епитимья означает запрещение (см. 2Кор. 2:6 ). В виде епитимьи, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые благочестивые упражнения и некоторые лишения с целью освобождения от власти греха и преодоления греховной привычки. Например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи – отлучение от Святого Причащения на определённое время. О Священстве 354. Что такое Священство? Священство есть Таинство, в котором правильно избранного кандидата Святой Дух посредством епископского рукоположения поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). 355. Что значит пасти Церковь ? Пасти Церковь – наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах. 356. Сколько необходимых степеней Священства? Степеней священства три: епископ , пресвитер и диакон . 357. Какое различие в степенях Священства? Диакон сослужит при Таинствах (не совершая их); пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти апостол Павел пишет Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит. 1:5 ). И Тимофею:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Неискусные в духовном истолковании Писания, видят в этих действиях Иакова чуть ли не магические действия. Но сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» ( 1Кор. 2:14–15 ). Предоставим место, искусному в аллегорическом истолковании 350 святителю Амвросия Медиоланскому : «Праведный Иаков приходит как поденщик, но он и хозяин, который, служа проповеди Евангелия, собрал стадо, сияющее светом многочисленных удивительных добродетелей. Когда его стадо приходило на водопой, он в корыта перед ними клал «прутья стираксовые, ореховые и как от платана» 351 ; и так те, кто чувствовал жажду таинств Пресвятой Троицы, прообразом которых были прутья, могли рождать потомство, вовсе не бывшее бесцветным, зачиная его в благочестивых помыслах. Крепкими были овцы, рождавшие потомство добрых дел и неслабеющей веры. «Стиракса» обозначает фимиам и вечернюю жертву, которая предлагается Богу Отцу в псалме ( Пс. 140:2 ); «орех же» обозначает дар священства, жалуемый Христом. Это – жезл Аарона, расцветший и пустивший почки ( Чис. 17:1–9 ), когда положен был пред Господом, и через него явлена благодать священства. «Платан» же означает обилие духовных плодов, потому что к этому дереву присоединяется виноградная лоза таким образом, что дерево может плодоносить вместе с лозой, давая обильное потомство. Благодать Духа всецело произвела дары страданий Господа и прощение всех грехов» 352 . Когда мы, с крапинами, пятнами, чернотой, всматриваемся в это светлое слово Божие, которое называется здесь водой, текущей в жизнь вечную, и, взирая в эти светлые воды Божественного Откровения, видим крест Христов, видим Христа, мы зачинаемся для новой жизни, мы переживаем то, что называется рождением свыше. Как мы можем установить из текста, что прутья лежали крестообразно? Описано два вида прутьев, с нарезками поперек и вдоль. И чтобы было видно и те, и другие, надо было класть их вперемешку (крестообразно). Итак, перед нами аллегорически раскрывается картина того, как Господь из козлов, из дефектных овец делает что-то новое, творит Свое новое человечество, новое свое стадо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Метрические книги Некогда имена Иудеев, избавленных от рабства Египетского, были внесены в книгу, как свидетельствует Моисей, говоря: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей ( Исх.32:32–33 ). О таковой книге многократно упоминает Священное Писание, особенно в смысле духовном, – в смысле Завета с Богом. Так Пророк Давид говорит: в Твоей книге записаны все ( Пс.138:16 ); да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся ( Пс.68:29 ). Сам Иисус Христос говорит ученикам Своим: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах ( Лк.10:20 ). Так имена вступающих в Церковь спасаемых, вместе с именами родителей и восприемников, вносятся в Метрические книги, которые у древних Христиан назывались священным памятником, и списком просвещаемых 351 . Эти книги свидетельствуют о священных и высоких обетах служения Богу и Господу нашему Иисусу Христу, данных родителями, восприемниками и вступившими в Церковь , и служат утешительным залогом непрестанных молитв Церкви о верных, приявшей их в свое попечение. «Прими имя Христианина, говорит св. Василий Великий , припишись к сословию верующих. Включись в сию книгу, да включен будешь в небесную» 352 . Но никогда на страшном суде книги обетов разгнутся и, подобно письменам на суде гражданском, будут, как говорит св. Златоуст 353 , служить уликой и обвинением против нарушающих св. обеты завета с Богом. Св. Кирилл Иерусалимский говорит 354 : «да не услышит кто-нибудь из тех, коих имена внесены в список званных: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? ( Мф.22:12 ). Да сподобит Бог вступившего в Церковь украшаться не именем только Христианским, но и жизнью, и услышать: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего ( Мф.25:21 ). Таинство св. Причащения Вступление верующих в благодатное общение с Православной Церковью запечатлевается высочайшим таинством св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Таким образом, первому признаку соответствуют только оккультные организации, но, судя по всему, не все: «…За масонами масса ложного оккультизма…» 350 ; «Помимо открытых и явных врагов, Теософия имеет тайных и, следовательно, более опасных. К числу таких врагов принадлежит Антропософия и ее последователи. Хотя ни само учение Антропософии, ни ее последователи не выступают против Теософии, но в этом и заключается главная опасность и большой вред ее, ибо, идя параллельно с ней на одинаковых правах, как две совершенно равноценные величины, она имеет целью совратить человека с истинного пути в ложный» 351 . Строго говоря, кроме теософии и агни-йоги, первому признаку никакие иные оккультные учения не соответствуют. Таким образом, второй признак «принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку» значит, что принятие учением агни-йоги и теософии является принципиальным с точки зрения агни-йоги, чтобы в ее глазах считаться истинным. Какие критерии истинности учения, помимо указанных выше, выдвигает агни-йога? «Единственным преимуществом в области знания будет большая убедительность и привлекательность. Если хотите увлечь вашим знанием, сделайте его привлекательным, настолько привлекательным, чтоб книги вчерашнего дня показались сухими листьями. Победа убедительности избавит от несносных запретов» 352 . Под «убедительностью и привлекательностью» понимается доверие и служение той силе, которая дала агни-йогу. От каких «несносных запретов» надо избавиться? «…Так невозможно запрещать свободное познавание. Такой запрет будет свидетельством невежества. Среди познавания отличен будет истинный путь…» 353 . Что же надо познавать? «…Мы предлагаем знание, полезное прогрессу человечества» 354 . Итак, вывод из всего вышесказанного прост: только оккультные учения, точнее, некоторые из них, могут считаться истинными. Все мировые религии ложны. Истинное знание состоит в изучении оккультных учений, любые запреты подобного изучения должны быть отвергнуты. Христиане об истине Вероучительная истина не может быть относительна, потому что тогда бы она превратилась в ложь. В конечном счете, истинно только то, что бытийствует. Подлинное бытие – это Бог, так как только Он не знает перемен ( Мал.3:6 ), лишь Он Абсолютен. Потому для христианина Истина есть Бог: «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный» ( Иер.10:10 ). Иисус Христос учил: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). Потому Истина есть Иисус Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ); «…потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе…» ( Еф.4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

– «Изгнал тебя Херувим». LXX сочли последнее подлежащим («и сведе тя херувим») в виду Быт 3.24 . Иез.28:17 .  От красоты твоей воз­гордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты по­губил мудрость твою; за то Я по­вергну тебя на землю, перед­ царями отдам тебя на по­зор. «Погубил мудрость». Неразумная политика по отношению к Навуходоносору. – «Повергну... на землю» – свергну с престола или св. горы. – «На позор» предполож. перевод евр. απ. λεγ.; слав. «во обличение». Иез.28:18 .  Множе­с­т­вом беззаконий тво­их в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и по­жрет тебя: и Я пре­вращу тебя в пепел на земле перед­ глазами всех, видящих тебя. «Святилища» едва ли разумеются языческие, напр., храм Мелькарта, а, должно быть, состояние невинности и чистоты, святость горы Божией, причем мн. ч. – pluralis majestatis. – «Огонь», «пепел» – указание на сожжение города, причем образ Тирского царя сменяется образом олицетворяемого города, что естественно при окончании речи. Иные видят здесь указание на феникса (мифологическое извращение идеи херувима) с его самосожжением. Иез.28:19 .  Все, знав­шие тебя среди народов, изумят­ся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки. Ср. Иез.27.36 . Рефрен плача над Тиром. Иез.28:21 .  сын человеческий! обрати лице твое к Сидону и изреки на него про­роче­с­т­во, Сидон – город, древнейший Тира ( Быт 10.19 ), названный уже в Тель-Амарнской надписи (Цидуна, в др. надп. Сидину, корень «охотиться», «ловля» (т. е. рыбная), издревле находился под гегемонией более могущественного Тира; так, по-видимому, было и при Иезекииле ( Иез.27.8 ); но при этом он чувствовал за собою известную самостоятельность (в Иер 25.22 и др. Сидонские цари называются подле Тирских). Судьба его в Ветхом Завете всегда связывается с Судьбою Тира ( Иер 47.4 ; Ис 23 ; Иоил. 3.4 ; Зах 9.2 ). После не совсем удачной, но все же ослабившей Тир 13-летней осады его Навуходоносором С. заступает его место: он был большим и могущественным городом, когда его разрушил Артаксеркс III Ох в 351 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Они не могут быть святыми в том смысле, в каком этот термин применяется к Богу и Сыну. Но в то же время они не могут вносить в Церковь своих грехов. Они тоже должны быть святы в своей органической связи со святою Церковью, но святость их может быть иного характера – святостью заимствованною или, точнее, освященностью. Однако эта святость состоит в обновлении тайников бытия, внутреннего ядра бытия 675 ; этическое же совершенство не дано, а только задано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ), – заповедал Христос ученикам своим. А Брат Господень пишет: «…с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадёте в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак.1:2–4 ; ср. Кол.4:12 ; Иак.3:2 ; Евр.6:1 ; 2Кор.13:9 ; 1Ин.4:18 ; 2Тим.3:17 и др.). «Неодолимость» Церкви в сфере святости есть именно эта невозможность нарушить святость Церкви для всех усилий злых сил, вторгающихся в души членов Церкви. В крайнем случае самые члены, духовно умерев, отваливаются вон или только кажущимся образом продолжают пребывать в Церковном Теле, тогда как на деле они не входят в органическое единство с Церковью. Церковь же остаётся непоколебимой в своей святости и чистоте. «Мы святимся святостью Церкви, но Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо её святость не от нас, а от Бога чрез Христа и она сама не в нас, хотя и из нас состоит (как наше тело состоит из тканей и волокон, но сущность его не в них, а в их органическом сочетании в форме одного целого). Церковь не есть только собрание людей (верующих), но прежде всего то, что их собирает, т. е. данная людям свыше существенная форма единения, посредством которой они могут быть причастны Божеству» 676 (14, III, 351). « Церковь , Богочеловеком Христом основанная, имеет и состав богочеловеческий. Но разница в том, что Христос есть совершенный Богочеловек, а Церковь ещё не есть совершенное Богочеловечество, а только совершающееся...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Пишет апостол, великий Церквозиждитель Христов: Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:10–11 ). Великий экклесиолог, божественный апостол народов, Павел, небоходец, показывает немирным и недружным коринфянам, что есть только одно и единственное основание Церкви – Христос. Ибо, как замечает его златоустый экзегет, «мудрому строителю свойственно полагать одно основание, чтобы утверждаться на одном основании, которое есть Иисус Христос. А если положит «второе основание», то он уже и не строитель, но разрушитель» 348 . Такое основание Церкви на единственном основании Христе очень характерно для экклесиологии апостола Павла. Это даёт святому Златоусту и многочисленным Отцам Церкви ключ к правильному пониманию и толкованию слов Христа в Евангелии от Матфея ( Мф. 16:16–18 ) 349 . Апостол Павел выделяет личность Христа как неоспоримое и единственное основание Церкви, так что существование другого основания Церкви, кроме Спасителя Христа, невозможно. Богочеловек Христос – «основа всех основ», как характерно говорит святой Златоуст 350 , верно следуя в этом за апостолом Павлом в его экклесиологии 351 . Апостол народов пишет так не только ради христиан Коринфа, среди которых были споры и раздоры, но обращается к христианам всех веков, предупреждая и отклоняя, таким образом, все возможные будущие ереси и расколы Церкви. «Поэтому, – говорит святой Иоанн Златоуст , – не будем же увлекаться ересями: «никто не может положить другого основания, кроме положенного». Будем строить на этом основании и держаться на Нём (Христе), как ветвь на виноградной лозе, и пусть не будет никакого разделения между нами и Христом, потому что если отделимся от Него, то немедленно погибнем». То есть, если отделяемся от Христа, то, таким образом, – и от Церкви. А затем добавляет: «здание стоит потому, что связано», то есть Церковь существует только «в единении с Христом» 352 . Как говорит и апостол: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ). «Это соединение и единство с Христом показывают выражения апостола, что Христос – основание, а мы – здание. И снова: мы храм, Он обитатель ( νοικος , домочадец, хозяин) этого храма» 353 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

34. Didicimus igitur «factum» esse hominem et ad hominem hoc esse referendum. Denique et alibi habes: Quifactus est exsemine Dauid. Secundum camem utique ex semine Dauid factus est, deus autem ante saecula ex deo natus est. Итак, мы уяснили, что Христос «стал» человеком и это слово следует относить к человеческому естеству. Так, в другом месте ты читаешь: Который стал от семени Давидова ( Рим.1:3 ). Это означает, конечно, что Он стал от семени Давидова по плоти, Бог же родился от Бога прежде веков 351 . 5. 35. Nec semper tamen «factum esse» ad creationem refertur. Scriptum est enim: Domine, refugium factus es nobis et: factus es mihi in salutem. Non utique creationis definitio uel editio declaratur, sed refugium «mihi» factus et conuersus «mihi» dicitur ad salutem, sicut et apostolus dixit: Quifactus est nobis sapientia a deo etiustitia et sanctificatio et redemptio. Nobis «factum», non creatum ex patre dixit. Denique quomodo dicat factum nobis esse sapientiam, in posterioribus exposuit dicens: Sed loquimur dei sapientiam in mysterio, quae abscondita est, quam praedestinauit deus ante tempora saecularia in gloriam nostram, quam nemoprincipum huius saeculi cognouit. Si enim cognouissent, numquam dominum maiestatis crucifixissent. Vbi «mysterium» passionis exprimitur, non utique generationis aeternae series declaratur. Однако не всегда слово «стал» относится к творению 352 . Ведь написано: Господи, Ты стал нам прибежищем ( Пс.89:1 ), и: Ты стал мне во спасение ( Пс.117:14 ). Здесь, конечно, нет указания или обозначения творения, но о Боге говорится, что Он стал мне прибежищем и соделался моим спасением, как сказал и апостол: Он стал для нас премудростью от Бога, праведностью, освящением и искуплением ( 1Кор.1:30 ). Апостол говорит, что Христос стал, а не был сотворён Отцом, а затем объясняет, как Он стал для нас премудростью: Но мы проповедуем премудрость Божию тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:7–8 ). Там, где описывается тайна страдания, не разъясняется вечное рождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

(565, 1530) Действительно, хотя никто не может быть праведен иначе, как сообщением ему достоинства Страстей Господа нашего Иисуса Христа, это сообщение совершается в оправдании нечестивого, когда, достоинством Пресвятых Страстей, любовь Божия проливается Святым Духом в сердца тех, кто оправдан [ср. Рим 5, 5 ], и пребывает в них неотделимой [ХВ 593]. (566, 1530) А также в самом оправдании, вместе с прощением грехов человек получает сразу, во Христе Иисусе, неотъемлемой частью Которого он становится, все эти врожденные дары: веру, надежду и любовь. (1531) Ибо если надежда и любовь не соединены с верой, то вера не соединяет со Христом совершенным образом и не делает живым членом Его Тела. По этой причине и говорится во всей истине, что «вера без дел мертва» [ Иак 2, 17 ] и бесполезна [ХВ 601] и что «во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» [ Гал 5, 6; 6, 15 ]. Именно ее, согласно Апостольскому преданию, просят катехумены у Церкви перед Таинством Крещения, когда молят о «вере, дарующей жизнь вечную» 348 , которую вера, лишенная надежды и любви, даровать не может. Немедля слышат они слово Христа: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» [ Мф 19, 17 ] [ХВ 600–602] 349 . Вот почему, принимая истинную христианскую праведность, эти первые одежды [ср. Лк 15, 22 ], даруемые Иисусом Христом взамен утерянных Адамом из-за его непослушания для себя и для нас, они видят себя обязанными сохранять ее белой и незапятнанной, чтобы принести ее на Суд Господа нашего Иисуса Христа и удостоиться жизни вечной 350 . Глава 8: Как понимать, что нечестивый оправдан верой и даром (567, 1532) Стало быть, когда Апостол говорит, что человек оправдан «через веру» [ХВ 59] и «по благодати» [ Рим 3, 22, 24 ], эти слова следует понимать в том смысле, которого Католическая Церковь всегда и единогласно придерживалась и выражала, а именно что мы называемся оправданными верой, потому что «вера есть начало спасения человека» 351 , основание и корень всякого оправдания, без которого «угодить Богу невозможно» [ Евр 11, 6 ] и невозможно достичь и разделить участь чад его; мы называемся оправданными даром, потому что ничто, предшествующее оправданию, будь то вера или дела, не заслуживает этой благодати оправдания. Ибо, «если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью» [ Рим 11, 6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

К. А. Эванс (С. A. Evans) обратил внимание на то, что имеется несомненная связь между текстами рассматриваемой рукописи «Молитва Еноха» и 88– го псалма. В псалме говорится о помазании елеем на царство Давида, однако это повествование служит лишь отправной точкой для псалмопевца, ибо он смотрит в будущее и предсказывает, что будет иное помазание, причём таинственный Помазанник, для которого Давид служит прообразом , назовёт Бога Отцом и будет Ему Первенцем ( Пс. 88:21–30 ): 21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на реки – десницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой ( ) и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем ( ), превыше царей земли, вовек ( ) сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его ( ), и престол его – как дни неба». Некоторые параллели с «Молитвой Еноха» во псалме 88:21–30 налицо, можно отметить следующее. 1) Во псалме 88 в стихе 21 царь Давид является прообразом для той Личности, которая назовёт Бога Своим Отцом. Из пророчеств Нафана и псалмов 2 и 109 известно, что такой личностью будет Мессия – потомок Давида по человеческой природе и одновременно Сын Божий по Божеству. В отношении к Мессии-Христу понимали стих 21 многие христианские авторы, например, святители Григорий Богослов и Кирилл Александрийский , Исихий, Дидим слепец и Евсевий Кесарийский 351 . Как в псалме 88-ом (стих 30), так и в пророчестве Нафана Мессия назван «семенем» ( «зера») Давида и «Сыном» ( , «бен») Божиим, царство Которого будет «утверждено на веки» ( , «ад-олам», 2Цар. 7:13 ). Именно эти термины используются в «Молитве Еноха»: речь идёт о «семени» ( ), которое будет иметь «вечные владения» ( ). И хотя текст продолжения утрачен, практически очевидно (ввиду явных параллелей с 88-м псалмом), что речь идёт о семени давидовом .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010