Е.Н. Никулина Тема 4. Преподобные Продолжателями мучеников в деле евангельской проповеди считают преподобных. Действительно, повсеместное распространение этого подвига совпадает по времени с прекращением гонений в Римской империи. Но неверно было бы думать, что появление подвига преподобных имеет исключительно внешние причины. Борьба с грехом, преодоление «ветхого» человека и стяжание добродетелей «нового» всегда было задачей любого христианина. Христианство – это религия, преобразующая человека по образу Спасителя, ведущая его к богоподобию. Поэтому христианство с самых истоков своего исторического бытия неотделимо от аскетизма. Аскетика – это не удел немногих избранных, а непременное условие подлинно христианской жизни для каждого из нас. Преподобными, то есть подобными Богу, пришедшими в состояние богоподобия, называют именно тех, кто реализовал в себе аскетический идеал христианства. Это часто ведет к утверждению тождественности идеала преподобного с общехристианским идеалом святости. Как показывают исследования, аскетический подвиг существовал в Церкви всегда, даже в эпоху гонений I–III веков. Но в этот период аскетизм как бы проходил «процесс созревания». А когда массовые гонения прекратились, самым ясным доказательством истинности христианства стал пример преподобных, их добровольное мученичество в тяжелейшей борьбе с собственным грехом ради стяжания вечных благ. Важнейшей составляющей подвига преподобных является старчество – обучение христианскому совершенству, передача духовного опыта избранными Богом наставниками, – живыми носителями Предания, сосудами Святого Духа, носителями Его даров (и, прежде всего, дара рассудительности). Причастность «Преданию святых старцев», то есть аскетическому опыту Православия, является неотъемлемым условием правильности духовной жизни христианина. 4.1. Содержание подвига преподобных 350 Преподобными называют христиан, прославленных за монашеские подвиги, достигших святости путем монашеской аскезы. Подвиг этот является одним из установлений Божиих в Новозаветной Церкви. Призыв к монашеству, приводящему достойно подвизающихся к лику преподобных, св. Иоанн Лествичник видел в словах: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( 2Кор.6:16–18 ) 351 . Этот тип святости указан в словах Спасителя апостолу Петру: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ) 352 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 50 (1) Так говорит Иегова: «Где то разводное письмо матери вашей, Которым Я отпустил ее 347 ? Или, кому из моих ростовщиков Я предал вас 348 ? Да, за преступления свои проданы вы, И за нечестие ваше Отвергнута матерь ваша. (2) Отчего, когда Я приходил, – и не было никого? Я звал – и никто не отозвался 349 ? Неужели слишком коротка 350 рука Моя, чтобы освободить, Или нет во Мне силы, чтобы исторгнуть? Вот прещением Моим Я осушу море, Обращу реки в пустыню; Сгниёт рыба их без воды, И погибнет от сухости. (3) Я одену небеса мраком, И власяницу положу в покров им 351 . (4) «Господь Иегова дал Мне язык научения, Чтобы я умел утешить 352 утомлённого словом; Возбуждает каждое утро, Будит мне ухо, Чтобы я слушал, как учащиеся. (5) Господь Иегова открыл мне ухо 353 , – И я не противлюсь, Назад не отступил. (6) Хребет свой Я дал бичующим, И ланиты свои – рвущим волосы 354 . Лида своего не закрываю От заушения и оплывания. (7) И Господь Иегова помогает Мне; Потому я не стыжусь, Потому держу лице свое, как кремень, И знаю, что не останусь в бесславии. (8) Близок тот, кто оправдает Меня: Кто думает состязаться со Мною, – Станем вместе; Кто хочет судиться со Мною, – Пусть приблизится ко Мне. (9) Вот Господь Иегова поможет Мне: Кто тот, который бы указал вину во Мне?.... Вот все они, как одежда, истлеют, Моль истребит их. (10) Кто из вас боится Иеговы, Пусть слушается гласа раба Его; Кто ходит во мраке, И нет света у него, – Пусть положится на имя Иеговы, И утвердится в Боге своём. (11) Вот все вы, возжигающие огонь, Опоясанные стрелами огненными, Падите в пламень огня вашего, И среди огненных стрел, раскалённых вами 355 . От руки Моей будет это вам, В страдании сляжете. XLI 347 По закону ( Втор. 24, 1, 3 ) муж, разводящийся с женою, должен был вручить ей свое свидетельство о разводе, после которого связь между супругами прерывалась навсегда. Вопросительный тон этой метафоры, представляющей здесь Иегову в брачном союзе с народом своим, показывает, что развода между ними не произошло, но что народ, вопреки воле Иеговы, удаляется от него грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Видение о Тире. 1 . Плачьте, корабли Кархидона 344 , потому что он 345 погиб, и не идут из земли Киттийской, потому что он отведен в плен. 2 . Кому подобны стали живущие на острове, купцы финикийские, переплывающие море 3 . По великой воде, потомки купцов? Купцы языческие подобны жатве собираемой 346 . 4 . Устыдись, Сидон, сказало море, а крепость морская говорит: я не болела, не рождала, не вскармливала юношей, не возращала девиц. 5 . А когда дойдет весть до египтян, их постигнет болезнь из-за Тира. 6 . Идите в Кархидон, плачьте, жители острова этого! 7 . Не был ли он для вас гордостью изначала, прежде нежели он предан был? 8 . Кто определил это Тиру? Ужели он худший или не сильный? Купцы его – славные князья земли. 9 . Господь Саваоф определил низложить всякую гордыню славных и обесчестить все славное на земле. 10 . Обрабатывай землю твою, ибо корабли более не придут из Кархидона. 11 . И рука твоя, потрясавшая царей, не будет более властвовать на море. Господь Саваоф дал повеление о Ханаане погубить силу его. 12 . И скажут: не будете более укорять и обижать дочь Сидона 347 , но если уйдешь в Киттим 348 , то и там не будет тебе покоя, 13 . А равно и в землю Халдейскую 349 , так как и она опустошена ассириянами, потому что пала стена ее. 14 . Плачьте, корабли кархидонские, потому что погибла твердыня ваша. 15 . И будет в тот день: оставлен будет Тир на семьдесят лет, в мере дней (одного) 350 царя, в мере человеческой 351 , а по окончании семидесяти лет с Тиром будет, как поют о блуднице: 16 . Возьми гусли, обойди город 352 , забытая блудница, хорошо поиграй, много попой, чтобы вспомнили о тебе. 17 . И по истечении семидесяти лет, Бог посетит Тир, и он снова придет в прежнее (состояние) и будет торжищем всем царствам вселенной на лице земли. 18 . И будет торговля его и прибыль святыней Господу, не для них 353 будет собрано 354 , но вся торговля его – для живущих пред Господом, чтобы они ели и пили, и насыщались, и торжественно вспоминали о Господе 355 . 344 Кархидоном обычно называется Карфаген, финикийско-тирская колония на северном берегу Африки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Беседа 11 (по общему счету 351) О пользе покаяния (1) 1. Как необходимо и полезно покаяние, это легко поймут люди, если помыслят о себе, что они люди. Написано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ). Также и Господь в Евангелии говорит: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ), и более оправданным вышел из храма мытарь, сокрушавшийся о своих грехах, чем фарисей, спокойный в сознании своей праведности. Хотя он и воздавал хвалу Богу, говоря: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю», однако же предпочтен был ему тот, кто, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ( Лк.18:10–14 ). Не столько фарисей тот своим здоровьем восхищался, сколько сравнением его с чужими недугами. Полезнее было бы ему, так как он пришел к врачу, с сокрушением раскрывать то, чем был болен, нежели скрывать свои раны, хвалить себя, указывая на чужие раны. Неудивительно, что мытарь, который не устыдился признать свои слабости, вышел более оправданным. В делах видимых, чтобы достигнуть вершины, нужно подниматься вверх. С Богом же, хотя Он и выше всего, можно войти в соприкосновение не возношением, а смирением. Отсюда и пророк говорит: «Близок Господь к сокрушенным сердцем» ( Пс.33:19 ), и еще: «Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали» ( Пс.137:6 ). Дальше всего Он от гордых. Тех (смиренных) видит Он, чтобы поднять, а этих – чтобы низринуть. И когда говорит, что «гордого узнает издали», достаточно ясно вместе показывает, что Он смиренного видит близко. Сам же Бог называется высоким, так что один Бог не является высокомерным, как бы Он превозносил Себя. Пусть же не думают гордые, что они могут укрыться от глаз Божиих, потому что узнает Бог гордого. И пусть опять-таки не считают себя близкими к Богу, потому что издали узнает Он гордого.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Совершенно иное являет Святая Троица христианская. Отдельные имена тут или неизвестны, или сокрыты. Открыты человечеству только имена сроднические: Отец, рождающий Сына, и Дух, исходящий от Отца. Отец, Сын и Дух Святый. Ни тени сходства с тезисом, антитезисом и синтезом. Ни тени конфликта и противоречия. Ни тени недоверчивого компаньонства. Нет, здесь нечто неслыханное и невиданное – или, по крайней мере, забытое – в истории рода человеческого. Это Откровение, это Открытие Христа о Святой Троице. И никогда Церковь Христова не упоминает Святую Троицу, не подчеркнув Ее единства и единосущия. Святая Троица – это один Бог, а не три. В противоположность этому триада индийская, равно как и египетская, и греческая, – это три бога с тремя различными именами, без родственных связей между собой 345 и без единственного и самотождественного духа. Три разных бога, три разных имени, три разных духа. Так в Индии, так в Египте, так же и в Древней Греции и Риме. Так во всем языческом мире, где бы ни заходила речь о какой-нибудь божественной триаде. А сейчас, Феодул, вот тебе дорожная карта, чтобы ты по ней мог отличить Святую Троицу во единстве от несвятых триад в раздоре, истину от обмана, свет от тьмы, жизнь от смертоносной плесени. Сказал Господь Иисус, Сын Предвечного Отца: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» 346 . «Я Божий Сын» 347 . «Я и Отец – одно» 348 . «Отец во Мне и Я в Нем» 349 . «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего» 350 . «Все, что имеет Отец, есть Мое» 351 . «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» 352 . «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое и Который от Отца исходит, Он вас научит всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» 353 . «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» 354 . «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» 355 . «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» 356 . «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

5 . О Бозе 347 похвалю словеса моя. Может быть, здесь Давид имеет в виду обетование Божие, по которому он должен был царствовать во Израили ( 1Цар. 13:14 ). Т.е. о Господе, при Его благоволении, я похвалюсь Его обетованием, а потому смело говорю, что, при уповании на Господа, не боюсь никакого человека, никакого врага; все враги мои пред Богом слабы и немощны, как плоть. – «Воюемый врагами, чтобы не потерпеть никакого зла, вооружаюсь, все слова свои обратив в песнопения и принесши в дар Богу, и на Него возлагая упование, чем и отразил я от себя страх всякой плоти» (Св. Афан.). «И когда говорю, украшаю речь свою памятованием о Боге. И когда нападают на меня, твердо надеюсь на Твою попечительность, пренебрегаю нападающих» (Бл. Феод.). С Евр.: «В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть»? 6 . Весь день словес моих гнушахуся. «Отвращаются они от слов моих, как от лживых, и отвергают приносимое оправдание» (Бл. Феод.). Симмах: «Всякий день они ведут речи, толкуют обо мне». С Евр.: «Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне на зло». 7 . Вселятся 348 и скрыют: тии пяту мою сохранят 349 , якоже потерпеша 350 душу мою. С Евр.: «Собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою». Говорится о врагах Давида. «Сказано, – говорит св. Афан., – вселятся в значении: соберутся. Смысл речи таков: весь день трудились они, на меня вооружаясь словом, все помышление их устремлено было против меня; о том только и старались, чтобы собраться вместе и тайные приуготовить мне козни: даже и на этом не остановились, но наблюдают пяту мою, т.е. поведение мое, чтобы найти какую-либо возможность запнуть и низложить меня. Подмечали даже следы мои, куда я ни пойду, чтобы уловить меня» (Св. Афан.). 8 . Ни о чесом же отринеши 351 я, гневом люди низведеши, Боже. С Евр.: «Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы». «Ни о чесом же здесь значит тоже, что нетрудно, легко. Т.е. Тебе, Господи, нетрудно и крайне удобно их отразить, низложить и предать смерти. Ты подвергнешь наказанию не их одних, но и всех вознамерившихся жить беззаконно» (Бл. Феод.). Низведеши – т.е. низложишь гневом Своим, накажешь, поразишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И увидев что не одолевает его (Иакова), коснулся Бог состава бедра его, у повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с ним (Ст. 25). По словам Блаж. Феодорита, для того Господь сокрушает бедро у Иакона, чтобы, во-первых, Иаков не стали о себе высоко думать, возмечтав, будто бы одолел Бога, тогда как Бог добровольно уступил ему победу; во-вторых для того, чтобы Иаков не почел мечтою и призраком таинственного видения, бывшего ему при потоке Иакове. Иаков сказал: не отпущу тебя, пока не благословишь меня. По какому чувству Иаков не хотел отпустить от себя своего противоборца? Пророк Осия говорит, что Иаков плакал перед ним, и молил его 348 . Из сего открывается, что патриарх начал прозревать в своем противнике существо высшее человека, и потому со всею силою веры начад просить его о покровительстве и помощи небесной в предстоящих ему опасностях. Таким образом Иаков постепенно вводим был в смысл бывшаго еыу символичесвого откровения. .... И сказал Бог Иакову – ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.... (Ст. 27. 28). Так как Иакову не пришлось бороться с братом своим Исавом, чего собственно он и опасался; та конечно разумеется здесь другая некоторая высшая борьба. Это духовная и нравственная борьба потомства Иаковлева о язычеством и темными силами ада до тех нор, пока не прядет великий потомок Иаковлев (Мессия Христос), и силою креста не сокрушит главу древнему змию, губителю человеческого рода. Гл. XXXV, 1–8. Шестое богоявление Иакову в Сихеме Бог сказал Иакову, встань, пойди в Вефиль (Ст. 1). Симеон и Левий, дети Иаковлевы, раздражили Сихемлян жестокою местию за оскорбление Дины, сестры своей 349 . Раздраженные Хананеи когда погубить весь дом Иаковлев, еще малочисленный 350 , а с ним могло погибнуть и Обетованное Семя. Должно быть, опасность была так велика, что нужно было явиться самому Господу, с повелением Иакову удалиться из Сихема в Вефиль. .... и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе, когда ты бежал от лица Исава... О построении сего жертвенника Иаков произнес обет еще на пути в Месопотамию 351 , но должно быть, до сих пор он не имел возможности исполнить свой обет, по причине разных опасностей со стороны Хананеев. Услышав ободрительный голос Божий, Иаков поспешно удаляется из Сихема к Вефилю, наперед очистив весь дом свой, чтобы исполнить со всем усердием давнишний обет свой, на месте таинственного видения лествицы. Здесь произошло последнее седьмое богоявление Иакову. Гл. XXXV, 9–15. Последнее (7) богоявление Иакову в Вефиле

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Добродетель воздержания имеет дело с едой и питьём не как с пищей, а как с тем, что препятствует разуму. Поэтому вывод о том, что различным видам пищи должны соответствовать особые виды добродетели, несостоятелен. Ответ на возражение 3. Все опьяняющие напитки представляют собой один вид мешающего использовать разум препятствия, и потому различие питья имеет акцидентное отношение к добродетели. Следовательно, это различие не обусловливает различия добродетелей. И то же самое можно сказать о различии еды. Раздел 3. Является ли употребление вина всецело незаконным? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что употребление вина всецело незаконно. В самом деле, без мудрости человек не может достичь состояния спасения, в связи с чем читаем: «Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» ( Прем. 7:28 ); и несколько ниже: «Так исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью» ( Прем. 9:18–19 ). Но употребление вина препятствует мудрости, в связи с чем читаем: «Вздумал я в сердце моем отвратить от вина тело моё, чтобы сердце моё руководилось мудростью» 350 ( Еккл. 2:3 ). Следовательно, употребление вина всецело незаконно. Возражение 2. Далее, апостол говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:21 ). Но отвращаться от блага добродетели, равно как и соблазнять братьев, греховно. Следовательно, употребление вина незаконно. Возражение 3. Далее, Иероним говорит, что «после потопа вино и мясо были дозволены, но пришествие Христа при скончании веков сообразовало конец с началом». Следовательно, похоже, что употребление вина противно закону христиан. Этому противоречат следующие слова апостола: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина (ради желудка твоего и частых твоих недугов)» ( 1Тим. 5:23 ); и ещё сказано: «Трезвое употребление вина – здоровье душе и телу» 351 ( Сир. 31:33 ). Отвечаю: еда или питьё, если рассматривать их как таковые, не могут быть незаконными, согласно сказанному [в Писании]: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Стр. 188 (286). Будет ли противно смиренномудрию, когда учишь или обличаешь ближнего? Сказал авва Пимен: Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его. Стр. 336 (60). Велико ли то делание человека, когда он увидит себя худшим всякой твари? Браг сказал авве Сисою: усматриваю, что память Божия (умная молитва) постоянно пребывает во мне. Старец сказал: это невелико, что ум твой постоянно направлен к Богу, велико то, когда кто увидит себя худшим всякой твари. Стр. 351 (4). Почему необходимо во всяком действии нашем обращать главное внимание на смирение? Возлюбленные братия! Во всяком действии вашем обращайте главное внимание на смирение, чтоб неопустительно исполнять требуемое им терпение бесчестий и отсечение воли падшего естества. Державшийся своей воли повреждает и погубляет этим все свои добродетели. ( Авва Исаия ). Стр. 215 (475). Должно ли наблюдать смирение во внешнем поведении? Во всем наблюдай смирение: в наружности своей, в одеждах твоих, в сидении, стоянии, хождении, лежании, в келлии и принадлежностях ее. Во всем жительстве твоем усвой себе обычай нищеты: не тщеславься ни в речах твоих, ни в славословии и песнопениях, приносимых Богу; когда случится тебе быть с ближним твоим, – слова твои да не будут растворены хитростию, коварством и обманом. ( Антоний Великий ). Стр. 28 (123). Приводится ли душа к смирению посредством воздержания в пище? Авва Пимен сказал: если не отъято будет насыщение хлебом, то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению. Стр. 337 (65). Если нет смирения душевного, то должно ли стяжать телесное? Если не имеешь смирения в душе, то стяжи телесное; от тела оно перейдет к душе. Стр. 444 (24). Примеры о том, что живущие в миру достигали в меру духовного совершенства путем смирения. Однажды блаженный Антоний молился в келлии своей, – и был к нему глас: Антоний! ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии. Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному ему мужу, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец сказал кожевнику: поведай мне дела твои, потому что для тебя пришел я сюда, оставив пустыню. Кожевник отвечал: не знаю за собою, чтоб я сделал когда-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели моей, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: все жители этого города от большого до малого войдут в царство Божие за добродетели свои, а я один пойду в вечную муку за грехи мои. Эти же слова повторяю в сердце моем, прежде нежели лягу спать. Услышав это, блаженный Антоний отвечал: поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в доме твоем, стяжал царство Божие, я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь словами твоими. ( Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

4 Гяур — этим именем (от араб. kiafir — язычник ) турки презрительно звали всех немусульман. 5 « Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире » (1Ин.4:2,3). 6 —« Искушение вас не достиже, точию человеческое: верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести » (1Кор.10:13). — Ср .: 2Пет.2:9; Евр.12:4. 7 Священномученик Вавила Антиохийский (Βαβλας Αντιοχεας; 238–251) — еп. Антиохии (237–253), пострадавший во время гонений императора Деция. Епископа сопровождали его ученики — трое родных братьев: Урван, Прилидиан и Епполоний в возрасте 12, 9 и 7 лет. За отказ поклониться идолам их повесили на дереве, подвергли пытке огнём и затем обезглавили. Вавилу погребли вместе с учениками, в гроб были положены его оковы. В 351 г. Констанций Галл построил в Дафне (предместье Антиохии) небольшой храм и перенёс в него мощи св. Вавилы и пострадавших с ним отроков. Это первый известный случай официального торжественного перенесения мощей. Память — 4 сентября по ст. ст. Сократ Схоластик в «Церковной истории» сообщает предание, что Юлиан Отступник открыл языческие храмы в Антиохии и, придя к оракулу дафнийского Аполлона, не смог получить ответа на свои вопросы, так как дух «страшился соседа, мученика Вавилы, тело которого лежало в недалёкой от того места гробнице». Мощи святого были перенесены из Дафны в другой город. 8 Пс.134:15–18; Прем.15:15; Иер.10:8; Откр.9:20. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/starec-efrem-filofejsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010