Каброль считает тексты Иринея и Фирмилиана молитвами " евхаристического освящения вообще " ( " prieres de consecration eucharistique en general " ) То же повторяют и Варэн и Раушен Мы приводили, говоря о литургии святого Иустина Философа, мнения разных ученых о значении его слов " пища, над которой совершено благодарение через молитву слова Его (Христа)... " Одни в этом видели установительные слова (Харнак, Маркович, Шерман, Мерк, Шикк, Шване, Раушен-Алтанер), другие — весь евхаристический канон (Катанский, Барденхэвер, Зееберг, Варэн, Герхард Раушен, Салавиль). Вунзен в этом видел Молитву Господню " Отче наш " . Ваттерих — эпиклезу. Мы высказали выше свое мнение: эпиклеза не упомянута как таковая в этом повествовании, но она напрашивается всем контекстом молитв и всего рассказа, особенно если литургию Иустина привести в зависимость от литургии " Апостольского предания " , как это сделал в свое время Пауль Древс. Возможность эпиклезы у Иустина в связи с известной ему молитвой " анамнезы " признает и Салавиль, хотя и оговаривается, что эта молитва вряд ли была тождественна с современной нам молитвой призывания Jugie. «Theologia dogmatica christ. orient.», t. III, cap. IV, art. V, p. 256. «Lecons sur la Messe», p. 259; cf.: F. Cabrol. «Epiclese» in: DACL. T. V, col. 168. L. A. Molien. «La priere de l’Eglise», p. 351. A. Naegle. «Die Eucharistielehre des hl. Joh. Chrysostomus». Strassburg, 1900, S. 144. F.Varaine, op. cit., p. 79. Holler, op. cit., p. 78. «Eucharistie», passim; Cabrol. «Epiclese», col. 172. «Les fondements scripturaires de l’Epiclese» in: «Ech. D’Or.», 1909, p. 5; in: «Revue Augustinienne " , N 8, p. 303. Brinktrine, op. cit., p. 25. «Eucharistie», p. 303. «Epicl. euchar.», col. 204-205. Ibid., col. 222. M. P. Gr. T. 32, col. 188. «O Evkaristiji», str. 197-199. «Eucharistie», p. 396. «Lecons sur la Messe», p. 259. «La Messe», p. 530. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

13) Там же, л. 69: «Свидетельствуют (ап. Павел и И. Златоуст), даже до скончания века приходящих в соединение к Богу, причастием тела и крови Его избавитя до конца Сам может, не токмо по божеству, но и по человечеству». 14) Там же, л. 200 об.: «Приим хлеб и глагола, се есть тело мое, такоже и чашу, рече, се есть кровь моя, и то творити в память Свою повеле, тако и ныне и всегда, хлеб и вино составляется истинным телом и кровию Его святою». 15) 303 об.: «Божественное свое тело в хлебе и животворящую пречистую кровь свою в вине на приятие верным своим уготовал единою, и во веки не оскудевает, насыщая и напаяя верных». 16) Там же л. 350 об. – 351: «Пречистого тела и крове своея божественные причастие устави. И не единою в году повеле, якоже жидове... но на всякое время, и на всякий час по вся лета, даже до скончания мира пречистое тело свое, и животворящую божественную кровь свою, излиянную за мир на отпущение грехов, верным своим ясти уставил». Беспоповцы учат, что теперь причащения нет, т. е. завещание Спасителя не исполнилось и люди из верных, коим Он дал завещание, стали неверны. Не беспоповцы ли таковы? 17) Иоанн Златоуст , т. 7, стр. 820–821: «Сия есть кровь Моя, говорит Он, изливаема во оставление грехов. Это сказал Он также и для того, чтобы показать, что страдания и крест суть таинство, и этим опять утешить учеников. И как Моисей сказал: это да будет памятно для вас вечно (Исх.3:15), так и Христос говорит: в мое воспоминание, дο того времени, как Я приду». 18) Его же т. 8, стр. 307: «Истинно говорю вам, говорит Христос, если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей, тот не будет иметь жизни в себе. Так как иудеи пред тем говорили, что это невозможно, то Он показывает, что не только не невозможно, но и весьма необходимо. Поэтому и прибавляет: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Слова Его: если кто ест от хлеба сего, не умрет во веки, легко могли показаться им странными, как и тогда, когда они говорили: Авраам умер, и пророки умерли, как же ты говоришь: не вкусит смерти (Ин.:8:52)? Поэтому он, чтобы разрешить такое недоумение и показать, что действительно не умрет навсегда, упомянул о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Победоносцева , и составляют мучения того изнутри души грешника поднимающегося пламени, о котором говорит Господь в изъясняемой притче. Но помимо этого, чтобы понять во всем объеме значение пламени в аду, мы должны припомнить, как Св. Писание, напр., в послании к Евреям 345 называет «Бога нашего огнем поедающим, готовым потребить противников» что в том же послании свидетельствует: 346 «страшно впасть в руки Бога живаго», ибо «Он не есть Бог любящий беззаконие; у Него не водворится злой 347 . Если мы припомним эти и подобные места Писания, не желая неуместной любознательностью вдаваться в объяснение отношений и условий загробного мира, то нам можно прежде всего представить, от чего именно Господь хочет нас предостеречь, и в тоже время хорошо понять, как гибельно вступать в земной жизни на тот путь, который ведет к загробному состоянию умершего приточного богача. «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь 348 . Ответ отца верующих дышит спокойствием и уверенностью, в нем нет ни тени насмешки или поругания естественно прилагаемое только к нему одному в притчах Господа. Это имя предуказывало счастливую будущую судьбу нищего. «Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» 349 . В течение всей скорбной своей жизни исполненный живой веры в Бога своих отцов, Бога Авраама, Исаака, Иакова, с величайшим трудом и непреодолимым терпением переносящий свой крест, бедный нищий надеялся на помощь свыше, которая и пришла к нему в роковой час. Лишь только постиг его жребий смерти, он несен был на руках Ангелов к последнему покою «в недрах Авраама», – другое выражение для блаженного состояния, о котором наш Господь говорит на кресте разбойнику: «ныне же будешь со Мною в, раю» 350 . Из сказанного понятно, что до блаженного состояния нищего довела не его беднота сама в себе, но его покаянная вера и глубокое смирение; бедность сама по себе не ведет ко спасению, точно так же, как и богатство – к гибели; упоминаемый в притче Авраам, на лоно которого отнесен был Лазарь, был богат стадами и пользовался на земле благосостоянием 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

И мы поднялись, и он также с нами , и мы молились долгое время. (20.19) И мы увидели в воздухе проходящий одр, и был на нем тот пресвитер, который связал меня. Тогда сказал мне Божий человек: «Не узнаешь его?» Я же отвечал ему и сказал: «Конечно, отче». И сказал он мне: «Моли его». Я же припал к нему и весьма умолял, а он вовсе не слышал меня. И сказал тот, кто воистину слуга Божий: «Вонми, отче, за множество милосердия Божия, и пожалей того, ради кого ты послан, ибо он весьма потрудился». (20.20) Тогда сказал мне пресвитер: «Что пользы тебе было, брате, когда так на меня осерчал? А теперь за милосердие Божие и молитву сего святого отца и дерзновение его пред Богом, благословен Господь, да будешь ты разрешен от твоих уз. Иди с миром в свое место, славя Господа. И не пренебрегай словом священника». И когда он так сказал мне, тотчас лег на своем одре, и углубился как бы в молитву, и исчез из виду. (20.21) Тогда начал старец наставлять нас и увещевать, и укреплять нас немало. И мы унесли с собой его молитву, как деньги на дорогу, и вернулись с миром, и славили Бога милосердного и любящего милосердие. (20.22) И я пришел в свою область 351 , и уже никто не печалился, принимая меня, но все, кто узнавал о благословении, тогда с радостью принимали. И благословен Господь, который прославляет прославляющих Его, сего ради благословим Его ныне и присно и во веки веков. Аминь " ». (21.1) И воистину, во свидетельство и утверждение скорее эта глава. Не поленимся рассказать чудо, которое с Божией помощью сотворено было святым Феодором, бывшего затворником, которого звали Явим пред всеми 352  того, кто воистину свят, и кто от младенчества своего стал истинным рабом Божиим. (21.2) И это он иногда слышал от многих, не только от священников, но также и от мирян, что без страха говорили: «Благословен Господь». И часто слезно увещевал и поучал об этом, и не мог объяснить 353  роду человеческому, который трудноувещеваем. (21.3) И однажды он услышал от мирянина, как тот сказал это слово: «Благословен Господь» – ни о чем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Между прочим, нужно обратить внимание на обращения, употребляемые Спасителем: книжники и фарисеи. Книжники – это люди, которые изучали и толковали Моисеев закон и потому мнили, что они, благодаря своему обширному знанию закона и преданий старцев, уже специалисты в законе. Однако на деле они его не исполняли, а только кичились своими отвлеченными знаниями. Это один из видов тщеславия: большие теоретические знания и жизнь, не соответствующая этим знаниям. Другой вид тщеславия – фарисейство. Фарисей в переводе означает «особый», «отделенный». В среде иудеев была такая секта, члены которой отделяли себя от прочих людей. Они щепетильно исполняли закон, тщательно придерживались преданий старцев, то есть знаменитых учителей своего времени, так называемых раввинов (впоследствии эти старческие предания были записаны в Талмуде), и чурались общения с прочими иудеями, которые, как им казалось, не исполняли закон так строго, как подобает. Вот два вида лицемерия, два вида тщеславия: одно – кичение теоретическим знанием, другое – надменность из-за мелочного исполнения всяких предписаний. Этого мы должны бояться. Не будем думать, что если мы много читали и много знаем, но не исполняем прочитанного, то это принесет нам пользу. И не будем думать, что если мы в чем-то внешнем, допустим в аккуратном посещении храма, правильном поведении при богослужении и прочем, все делаем как нужно, то мы уже выше других. Я обратил внимание на слова книжники и фарисеи, потому что эти наименования можно отнести и к нам. Эти пороки в нас могут жить и действовать так же, как и в древних иудеях, к которым обращался Спаситель. До этого мы рассуждали о том, что желание человеческой славы губит человека и не приносит ему благодати, и о том, что нужно искать славы от единого Бога. А сейчас я должен сказать о другой стороне тщеславия – ложном стыде. Спаситель говорит об этом так: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами 351 . Мы не должны бояться позора в том случае, если нам придется потерпеть его ради веры в Господа и ради жизни по Его заповедям. Многие из нас подвержены этой страсти. Может, мы не особенно ищем славы, но зато очень стыдимся, когда нас порицают за наше странное, с точки зрения окружающих, поведение, за нашу самоотверженность в служении Богу. Этот стыд часто препятствует нам совершенствоваться во многих и многих добродетелях. Нужно очень бояться этого ложного стыда, потому что если мы ему поддадимся, то и Господь постыдится нас, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И не только в будущей, но и в этой жизни. Если мы стыдимся исповедовать Христа и жить по Его заповедям, то и Он «стыдится» нас и удаляется от нас Своею благодатью. И когда мы чувствуем, что в душе у нас нет ожидаемого благодатного утешения от молитвы или от участия в церковных таинствах, то это может быть и оттого, что мы человекоугодливо себя ведем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И следующий 25-й стих рисует благоденствие страны, помилованной Богом. 25 . И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни. Последнее выражение довольно темно, но Епископ Петр, по сравнению с Ис. 2указывает, что башни повергнутые как бурею, судом Божиим, суть символы царей и царств, униженных и уничтоженных Господом. Мы присовокупим, что изображение страны, благословляемой Богом, переходит в пророчество о царствии Божием. Мы напоминаем Ис. 12:3 : „в радости народ будет почерпать воду из источников спасения“, и Иоил. 3 „из дома Господня выйдет источник и будет напоить долину Ситтим“ 1082 и Ис. 40:4 : „всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизится“. 26 . И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы. „Эта эмблема изображает обильное излияние духовного света“, говорит Епископ Петр (ч. I, стр. 351). Этот свет исцеляет те язвы и Израиля и всего человечества, которые делали из Иудеев как бы гнойный струп, как указывал пр. Исаия ( Ис. 1:6 ). С 27-го по 33 стих пророчество произносится о гибели Ассура и о радости верных Господу сердец. Надо памятовать, что (как мы говорили и во вступлении и в главах X и XIV) Ассур не только известный народ, или символ исторической его силы, – но Ассур в пророчестве Исаии есть еще (как и Вавилон) типическое имя сатаны, представителя злобной силы, борющейся против правды и грядущего царствия Божия. 27 . Вот, имя Господа идет издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, 28 . и дыхание Его, как разлившийся поток, который подымается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению. Выше мы видели, что гнев Господень угрожал Израилю за непослушание, потому что суд начинается с дома Божия, как говорит Апостол Петр ( 1Пет. 4:17 ), но потом обращается на все народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Что диавол может иногда верно предсказывать будущее, примеры этому весьма многочисленны в Священном Писании 351 ; ибо он, как сила высшая человека, дальше его может проникать в предстоящие события. Впрочем, судьба Саула так ясно определилась предшествующими событиями, что легко мог предугадать ее и обыкновенный человек, особенно, вспомнив прещения и предсказания Самуила пророка несчастному царю Израильскому. Впрочем, писатель книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, держится, по-видимому, мнения, что сам Самуил – по успении своем пророчествова, и показа цареви кончину его 352 . Однако же, в подробностях предсказания тени Самуиловой можно видеть, если не ложь, то двусмысленность. Ибо, не весь Израиль впал в руки Филистимлян, и не все сыны Сауловы были убиты, что, по-видимому, предвещала тень 353 . ... и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня! Ты – Саул… Почему волшебница, увидевши Самуила, поняла, что перед ней стоит Саул? Вероятно, появившаяся перед ней фигура Самуилова возвестила ей об этом каким-нибудь образом, или просто напомнила ей те отношения, какие существовали между знаменитым пророком и отверженным царем Саулом. Ст. 13. …И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога (elohim), выходящего из земли… Этими последними словами она хочет выразить, по свойству еврейского диалекта, величие и высокое достоинство появляющейся личности. Словом elohim (боги) называются иногда в Священном Писании судьи Израильские 354 . Вообще же, множественным числом на еврейском языке выражается, обыкновенно, важность лица, о котором говорится. Так и в наше время цари говорят о себе во множественном числе. Ст. 14. …Какой он видом? – спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился… Конечно, старость и длинная одежда не были единственными отличительными признаками Самуила, и, конечно, не по этим, собственно, признакам Саул узнал Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Когда совершается святая Проскомидия, мы берем просфору, из которой вырезается Агнец Божий, и говорим три раза: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. Аминь», как велел Сам Господь: «сие творите в мое воспоминание» 350 . Поэтому и мы говорим «в воспоминание». И одновременно крестим просфору святым копием. Когда священник извлекает Агнца из просфоры, которая является символом Богородицы, происходит символическое Рождение Господа нашего Иисуса Христа из утробы Пресвятой Богоматери. Тогда, как разрезая хлеб, чтобы извлечь Агнца из просфоры, мы символически изображаем Крестную Жертвы Господа, а священник в то же время произносит пророческие слова пророка Исайи: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?» 351 Эти действия символизируют уход Господа из этого мира и Его пути к Своему Отцу через Вознесение. Копием разрезается хлеб, чтобы отделить Агнца от остальной просфоры и, отделенный, он посвящается Богу, став Телом Христовым. Кроме того, Господь отделяется от человеческой природы, «вземлется от земли жизнь Его…», и ведется, как овца на заклание на Кресте. (Тогда Агнец полагается на святой дискос.) В этот момент Вифлеемская пещера становится Голгофой. Затем священник вырезает крестообразно с нижней стороны Агнца, говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира…» и «Распеншуся Ти, Христе, погибе мучительство…». После священник прободает копьем правую часть Агнца, говоря: «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода…» 352 Все это напоминает о страстях, распятии и смерти Господа. Поэтому, когда мы покрываем Святые Дары священными покровами, они превращаются в саван и чистые пелены погребения Господа Иисуса Христа. А Предложение символизирует Крестную Жертву и Голгофу. При словах Херувимской песни «яко да Царя всех подымем» священник или сосвященники, если служат двое или трое священников, превращаются в Никодима и Иосифа Аримафейского, которые сняли с креста и похоронили пресвятое и непорочное Тело Иисуса. Народ же олицетворяет жен-мироносиц и евангелиста Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сотвори с нами по снисхождению Твоему« 349 . Подготовка людей к молитве составляет семя, из которого развивается молитвенная настроенность. Как исправный музыкальный инструмент издает правильные мелодические звуки, так хорошо настроенная душа молится молитвой, приятной и угодной Богу. Слова молящегося должны быть напоены чувством глубокой убежденности в соприсутствии Бога и проникнуты сокрушением, смирением, всепрощением, глубочайшим благоговением и горячим желанием удалиться от зла. »Молитесь о нас, – пишет апостол Павел, – ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно» 350 . Молитвенная настроенность в человеке должна быть негаснущим горением. С малодушием и унынием на молитве необходима борьба до полной победы над ними. Бодрость в сердечном парении к Богу никогда не должна ослабляться у верующего 351 . «Бодрствуйте на всякое время... в полночь, или в пение петухов, или поутру... и молитесь, – заповедует Спаситель, – да сподобитесь избежать... бедствий и предстать пред Сына Человеческого» 352 внутренно подготовленными. У каждого верующего в Бога часы не только дня, но и ночи должны быть как бы перевиты молитвами независимо от того, радостные ли они – при благодушии или плачевные – в скорби и болезнях 353 . Непрестанная молитва – это для спасения неоценимо важное условие общения с Богом и восприятия от Него силы воли на все доброе и святое. Только неусыпно молящиеся способны совершать каждое дело жизни во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца в Духе Святом 354 . Заключение Библейское учение о молитве авторитетно возвышает ум над обычным пониманием молитвы как возвышения ума и сердца к Богу. Цитация Библии проливает проникновенный свет на переживание людьми благодати молитвы. Молитвенное устремление выспрь представляет соединение личного движения к Богу с действием Святого Духа. Молитва – акт любви к Богу и людям молящегося и акт любви Бога Троицы к человеку. В молитвенном действе таинственно сливаются природа человека и сила Божия. Потому-то молитва чрезвычайно ненавистна диаволу, этому льву, рыкающему искусительно на человеческие души и желающему их погибели 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Но вы любите врагов ваших, – продолжает Господь, – благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Трудное дело, по-видимому, предписывает нам Спаситель наш, заповедуя любить врагов наших и делать им добро; растленное сердце человеческое скажет: это невозможно, это противно природе и здравому смыслу! Трудное дело, правда, только для растленного сердца, не обновленного и не укрепленного благодатью, но для сердца, возрожденного благодатью, – это дело легкое, – ибо Господь помогает верующему во всем; и мы в жизни святых видим тому много примеров. Но кому взаймы давать, не ожидая ничего? Людям бедным, несостоятельным, для которых возвращение долга крайне трудно и часто – невозможно. А люди состоятельные должны непременно возвращать долг, и заимодавцы нимало не погрешают, если ищут получения долга честным способом или судом. В противном случае было бы вредное потворство людям недобросовестным, думающим легко разжиться на чужой счет. Итак, будьте милосерды, сказал Господь, как и Отец ваш милосерд. От христиан, Своих чад по благодати, Господь требует милосердия, подобного милосердию Отца небесного. И в самом деле, если христиане чада Отца небесного, искупленные кровью Сына Его, и им обещаны нетленные, бесконечные блага в небесном отечестве, то они должны являть в этой жизни братии своей любовь и милосердие, соответственные величию к ним любви и милосердия Божия и беспредельному величию обещанных им нетленных благ, величайших почестей и венцов небесных. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог; то и мы должны любить друг друга 351 , говорит святой апостол Иоанн Богослов. Аминь. Небесная Заступница Слово в день покрова пресвятой Богородицы Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу (Кондак праздника) С начала десятого века, в 910 году по Р. Х., при греческом императоре Льве Мудром и патриархе Терасии, во Влахернской константинопольской церкви, при отправлении всенощного бдения явилась однажды взору избранных человеков Матерь Божия с ликами Ангелов и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010