О Нем равнодушный Пилат мог равнодушно сказать «что есть истина»? пред лицом самой предстоящей пред ним в Богочеловеческом образе Истины, и мог вывести Его, Богочеловека, к народу, с насмешливо равнодушным: «се Человек». И он, видя, не видел Его, как и те иудеи, которые вопили: распни, распни его! ( Ин. 19, 5–6 ). Уничижение, сокрывавшее даже человеческий образ Богочеловека, было так глубоко, столь чуждо внешнего человеческого величия, что ко Христу могли быть применены пророческие слова ветхозаветного Евангелиста ( Исх. 53, 2–3 ): «Он взошел пред нами, как отпрыск и как росток из сухой земли: нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали лице свое от Него», «столько был обезображен паче всякого человека лик его, и вид Его паче сынов человеческих» (52, 14). На основании этого текста было распространено мнение, что Лику Христову чужда была телесная красота, 351 или даже, что Он был нарочито безобразен. Конечно, в этом мнении состояние уничижения, которому соответствовала и человеческая слепота и ослепление, переносится на самый образ Христа. Второй Адам, будучи безгреховным, совершенным человеком, и, в силу этого, будучи даже единственным истинным Человеком («се Человек»), обладал, разумеется, и всем совершенством красоты человеческого образа, который и создан был Богом, как образ воплощающегося Христа. Этот образ был явлен в прославленном Христе после Воскресения (в нем узнали Его, хотя и не сразу, Мария Магдалина и ученики). Это есть абсолютный человеческий образ, пребывающий в небесах одесную Отца. Он абсолютен и на земле, ибо лик Нового Адама, как Первочеловека и Всечеловека, есть Все-лик всего человечества, в котором находит себя, свой луч или отображение, всякий человеческий лик. Он имеет полноту человечества, а поэтому и полноту его красоты, в соответствии почиванию на Нем Духа Св., ипостаси Красоты. Он воспринял этот человеческий лик от Матери Своей? «Новой Евы», которая, в свою очередь, в Себе соединила полноту человечества Ветхого Адама со всей достижимой для него личной безгреховностью, во всей ее красоте, в соответствии вселению в Нее Духа Св., ипостаси Красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

II. Он обещал испросить у Бога Отца и ниспослать людям Духа Святого: уне есть вам, да Аз иду. Аще бο не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам ( Иоан. 16:7 ; сн. 14:16). Согласно обетованию Своему, воссев одесную Отца, Он действительно ниспослал на оставшихся на земле апостолов Св. Духа. Десницею убо Божиею вознесеся, говорил ап. Петр в день Пятидесятницы, и обетование Святаго Духа прият от Отца, излия сие, еже видите и слышите ( Деян. 2:33 ). Дух Святой ниспослан с тем, чтобы Он как с ними, так и со всеми верующими во Христа пребыл во век ( Иоан. 14:16 ), наставляя их на всякую истину ( Иоан. 16:13 ) и раздавая им на пользу разные дарования ( 1Кор. 12:7 и 11), усвояя людям спасительные плоды искупления. Вообще от седящего одесную Отца Искупителя ниспосылаются нам вся божественныя силы, яже к животу и благочестию ( 2Петр. 1:3 ). Бог благословляет нас во Христе всяким духовным благословением в небесах ( Еф. 1:3 ) 351 ). С ниспосланием Духа Святого и Сам вознесшийся одесную Отца Господь Иисус Христос никогда не прерывал, не прерывает и не прервет самых внутренних, а вместе самых животворных отношений к верующим в Него. Лишив их Своего видимого присутствия, Он всегда был, есть и будет оставаться невидимою главою созданной Им на земле церкви ( Еф. 5:23–27 ). Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Чрез веру и любовь члены церкви – тела Его вступают в теснейшее нравственное единение с Ним, а чрез вкушение тела и крови Его в таинстве евхаристии становятся сотелесниками Его ( Еф. 3:6 ). III. Наконец, принявши, как Богочеловек, участие в господстве и мироуправлении Своего Отца, Он имеет в Своей божеской власти все средства направлять все события мира, все силы жизни, чтобы защищать и умножать Свое царство, чтобы для всех послушных Ему быть виновником спасения вечного ( Евр. 5:9 ), помогать верующим в борьбе с врагами спасения их, содействовать успехам евангелия всеми силами неба и земли. И царственная власть Его некогда должна преодолеть всех врагов Его царствия. Подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима. Он окончательно упразднит всяко начальство, и всяку власть и силу, т. е. царство сатаны. Последний же враг испразднится смерть. Тогда же последует и обновление неба и земли в свободу славы чад Божиих, и когда все будет покорено Ему, тогда последует суд Его над миром; после же этого и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая, – предаст царство Богу и Отцу ( 1Кор. 15:24–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: “Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои” ( Пс. 138. 13,15–16 ). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: “Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева” ( Иов 10. 8–12,18 ). “Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” ( Иер. 1. 5–6 ), – сказал Господь пророку Иеремии. “Не убивай ребенка, причиняя выкидыш”, – это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в “Учении двенадцати апостолов”, одном из древнейших памятников христианской письменности. “Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь”, – писал апологет II века Афинагор. “Тот, кто будет человеком, уже человек”, – утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. “Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы”, – сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого , включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом  Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: “У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного”.  Иоанн Златоуст называл делающих аборт “худшими, нежели убийцы”… Православная Церковь , ни при каких обстоятельствах, не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г. Гл. XII. Проблемы биоэтики. Разд. XII.2) (цит. по 7:349–351);

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

338 Фарисеи для самовосхваления имели обычай отдавать часть своего имущества в пользу храма, но вместе с тем отказывали в необходимой помощи даже своим родителям. 341 Он разумеет греховные мысли, чувства и желания. Соответственно тому, под тем, что выходит из уст, Он разумеет греховные мысли, чувства и желания. Вот почему человека может осквернять и пища, когда принятие ее соединяется с дурными мыслями и намерениями. Это бывает тогда, когда мы, например, вкушаем пищу с целью лишь своего наслаждения или когда сознательно нарушаем посты. 342 и проч., – по-русски: «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». 343 Так Господь говорит, желая испытать веру хананеянки. Под хлебом Он разумеет вообще милости Божии, а под псами – язычников, как обычно их называли иудеи за идолопоклонство и нечистое служение идолам. 344 В этих словах женщина проявила глубокое смирение и сознание своего недостоинства и вместе с тем выразила твердую надежду, что Господь не отвергнет ее просьбы. 345 В этих словах апостола заключается сущность христианской веры. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Бога Живаго в том смысле, что Он есть Бог, Единородный Сын Божий. 349 Это обетование было дано впоследствии и прочим апостолам. Под ключами Царства Небесного разумеется власть прощать и не прощать грехи людей и через это открывать или закрывать для них Царство небесное. 350 То есть соблазнитель, подобный сатане. При искушении Иисуса Христа в пустыне, диавол стремился отвлечь Его от принятого на Себя подвига искупления людей, потому Господь и на сей раз повторяет слова, сказанные Им тогда диаволу. 351 и проч., – по-русски: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Отвергнуться себя – значит отказаться от угождения тем своим желаниям, которые препятствуют нам следовать за Иисусом Христом и исполнять Его волю. 352 и проч., – по-русски: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

Манна в пустыне: «Вместо пшеницы (в городе блаженных), выжимались из воздуха готовые грибы» 344 . Аарон прозябшим жезлом укрощает бурю. Едут по озеру (все это происходит на острове блаженных), не зная, что в гнездах, рассеянных по берегам его, покоятся яйца птиц в 60 стадий в объеме, и вот во время пути неуклюжий и огромный гусь уселся на заднюю часть корабля... Наш лысый кормчий Скинфорос (Аарон) покрылся волосами, и что еще удивительнее, выросла мачта корабля, породила ветви и оплодотворилась в самой вершине, причем появились плоды в виде смокв и спелого винограда, и мы все помолились богам, чтобы они избавили нас от такой необычайности 345 . Кребс 346 в одном рассказе «Истинной истории» видит копию истории пророка Ионы, поглощенного китом. Путешествующие по океану на корабле, сообщает «Истинная история» Лукиана, на третий день видят перед собой огромного кита величиной в 500 стадий 347 ,своим появлением поднявшего бурю в океане и показавшего острые, как опиленные колья, зубы. Один глоток – и они все вместе с кораблем очутились в желудке кита; семь дней и семь ночей они пробыли в желудке кита и затем вышли на сушу 348 . В книге пророка Ионы идет речь о том, как Господь послал его проповедовать в Ниневию слово Божие; пророк не послушался приказания Божия и на корабле отправился в Иоппию и Тарсис. Поднялась буря на море, и корабль готов был утонуть. Иона сознался в своем преступлении и брошен был в море. Великий кит проглотил Иону и был Иона во чреве китовом три дня и три ночи 349 . Борьба Архангела Михаила с сатаной. В «Истинной истории» изображается продолжительная и наполненная чудовищными подробностями борьба селенитов (жителей луны) под главенством Эндимиона и гелиотов (жителей солнца), выступающих под предводительством Фаэтона. Селениты побеждают гелиотов и захватывают такое множество их, что некоторые из них падают на землю. На помощь солнцу приходит стрелок (из созвездия Стрельца) и приводит с собой массу воинов, представлявших собой нечто невиданное в мире. Это были полузапряженные кони, человеческая половина их была по меньшей мере так велика, как высшая часть колонны Родоса, лошадиная половина – величиной с торговый корабль самого большого размера 350 . Вооруженные этими новыми силами, гелиоты нападают на селенитов, побеждают их, заставляют их платить ряд налогов и оставить заложников в знак вечного мира 351 . Апокалипсис Иоанна Богослова: «И произошла на небе война. Михаил и ангелы его... против них, и не устояли, и не нашлось им места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной... низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (12:7–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Утром, когда, по повелению царя, пришли за Петром, то все удивились, что с ним сделалось. 350 Ирод, в ярости, судил стражей, велел их казнить и отправился в Кесарию. Он раздражен был на Тирян и Сидонян и хотел наказать их, но они покорились, а потому призвал к суду своему только одних уполномоченных. В назначенный день Ирод явился во всем царском величии, сел на возвышенном месте и говорил к ним. «Это голос Бога, а не человека!» восклицал народ. Упоенный лестью Ирод, действительно считал себя почти Богом, но вдруг Ангел Господень поразил его и он, будучи изъеден червями, умер. 351 Человек этот, издевавшийся над Иисусом, по законам вечной премудрости должен был умереть постыдно, среди своей гордыни. С прекращением же жизни его, прекратилось гонение и Церковь продолжала распространяться. 352 Варнава и Савл на Кипре. Савл меняет имя на Павла Варнава и Савл, выполнив в Иерусалиме то, 353 что им было препоручено, возвратились в Антиохию и привели с собой Иоанна прозванного Марком, племянника Варнавы. 354 Пророки и учители, бывшие во главе этой Церкви были тогда: (в 46 г.) Варнава, Симеон, называемый Нигер, Луций из Киринеи, Манаил совоспитанник Ирода четверовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда, совершив пост и молитву, они возложили на них руки и отпустили. Бог, избрал сих двух Апостолов, которым уже сообщил дары Духа Святого, однако Ему благоугодно было, чтобы Церковь в лице представителей своих возложила на них руки, сопровождая внешнее действие постом и молитвою. Пост, при самом начале Церкви был уже в обычае и считался средством благоугождения Богу. Неизвестны подробности действия трех пророков и учителей, возлагавших руки на Варнаву и Савла. 355 Оба апостола, 356 под водительством Духа Святого, пошли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. Прибывши же, в Саламину, столицу острова, они проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских. Иоанн Марк содействовал им. Они прошли весь остров до Пафа, где нашли волхва и лжепророка, иудеянина Элима Вариисуса, который был близок к римскому проконсулу Сергию Павлу правителю острова. Сергий Павл был муж разумный и желал слышать Варнаву и Савла, но волхв Элима тому противился, употребляя все старания отвратить проконсула от веры. Но Савл, изменивший имя свое на имя Павла, сопротивлялся влиянию волхва, и однажды, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: «О исполненный всякого коварства и злобы, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне се рука Господня на тебе: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». Вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Чудо это было в присутствии проконсула, который был до того поражен, что уверовал, дивясь учению Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

По словам Евсевия: «Это зрелище объяло ужасом как самого царя, так и все войско, которое само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: «что бы значило такое явление?» Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь, Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе употреблять его для защиты от нападения врагов» ( Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина, 2-е изд., М.,1998, с.44). Царь повелел мастерам сделать изображение виденного креста. С этим знамением войско св. Константина у Мульвиева моста одержало победу над Максенцием. В 351 году было явление креста над Иерусалимом. Видение это описал святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в письме к императору Констанцию: «Во святые сии дни Святой Пятидесятницы, седьмого числа мая, около третьего часа, явился превеликий Крест из света составившийся, на небе над святою Голгофою, и протяженный даже до святой горы Елеонской; показавшийся весьма явственно не одному или двоим, но всем многочисленным жителям града и не так, как бы иной подумал, скоро протекший в мечтании: но чрез многие часы над землею очами видимый, и светозарным блистанием превосходящий лучи солнца» (Поучения огласительные и тайноводственные, М.,1991, с. 354–55). Виденный Вами над Торонто явление также надо воспринимать как знамением, которое Господь явил для укрепления в людях веры во всепобеждающую силу креста. Почему Бог только 2000 лет назад объявил о Себе? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря 1 . Уже первый человек, наш прародитель Адам, мог непосредственно общаться с Богом. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Воздохнем немного, и Бог станет милостивым. Познай, что у нас ничего не осталось здорового по Богу; всё немощи, страсти и оправдания. Как мы встретим Бога? Что же Он скажет нам? Как строго Он спросит с нас за то, что мы чего-то не желаем исполнять, потому что это не удовлетворяет нашим похотям? 20 Всегда вспоминай о смерти; пусть это поучение станет правилом твоей жизни. Какую муку испытывает душа, разлучаясь с телом! Как она тогда вздыхает, как плачет, но другой помощи нет у нее, кроме добрых дел! Поэтому теперь подвизайся в добром, в полезном, пока есть еще дыхание жизни, ибо приходит час, когда члены тела перестанут совершать дело спасения! Плачь горько, если желаешь обрести утешение в скорбный час смерти. Помни о Страшном Суде. О, страшен тот час, когда бедная душа услышит приговор о своей вечной участи! Великий Антоний плакал, приближаясь к смерти, а опечаленные его ученики говорили: – И ты, отче, боишься смерти? – Ах, чада, с тех пор как я стал монахом, память смерти не покидала меня! И святые боялись этого часа, тем более мы! Что же говорить о мне, жалком! Горько вздыхаю, вспоминая об этом. Так поступай и ты и обретешь великую пользу. 21 Истина Божия, подобно громогласной трубе, трубит и возглашает: Суета сует, всяческая суета 351 . Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? 352 Помни последняя твоя и во веки не согрешишь 353 . «Не пребывает богатство, не сопутствует человеку слава, смерть бо, пришед, сия вся упраздни» 354 . Вот истина, которая мощно и громогласно разрушает ложь! В каждой диавольской ловушке и помысле замаскирована ложь, вводящая человека в заблуждение. Поэтому будем молиться, чтобы Бог просветил нас светом истины, дабы тьма ушла и светлый день триумфа, преславной истины воссиял во всех наших помыслах, словах и делах, дабы мы, как добрые домостроители благодати 355 , сподобились похвалы пред святыми Ангелами. Когда? – Когда нам не будет угрожать гордость, ибо враг имеет власть даже до нашего последнего издыхания, после же сего – время воздаяния, венцов, пребывания с Богом, прекращение страха и слез: и отрет Бог всякую слезу с очей их 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Почему проклята смоковница? Чтобы ободрить учеников. Он всегда благодетельствовал и никого не наказывал, но нужно было проявить и правосудие, и воздаяние. Ученики и иудеи должны были узнать, что Он, хотя и мог иссушить, как смоковницу, Своих распинателей, однако добровольно предает Себя на распятие. Святитель Иоанн Златоуст ( 116, 351 ) . Хотя Бог благ и милостив, но Он и праведен. И правда Его требует, чтобы нераскаянный грешник, как неблагодарный и презревший вечный Божий закон и Самого Бога, был казнен вечно. Это непременно будет с нераскаянными и беззаконными, что бы они ни вымышляли для смягчения и оправдания при угрызениях совести. «Бог поругаем не бывает» ( Гал. 6, 7 ). Благость Божия и долготерпение в том проявляются, что Он терпит грешника, нарушающего Его святой закон, не сразу казнит его, ожидает его покаяния, или, как учит Апостол, «ведет... к покаянию» ( Рим. 2,4 ). Но когда грешник пренебрежет этим богатством Божией благости и останется нераскаянным и ожесточенным, тогда правда Божия вступит в свое дело и воздаст ему по делам его ( Рим. 2, 6 ) ( 104, 168–169 ) . Поняв Божию правду и свою виновность, не только будем терпеть приключающееся зло, но и будем желать и просить о наказании здесь, чтобы не быть осужденными с миром. Лучше здесь быть наказанным, легко и ненадолго, чем вечно и жестоко. Внемли правде Божией, и не будешь склонен к бесчинным делам, пригвожденный страхом, как гвоздями. Внемли правде Божией, и будешь с усердием каяться за прежние грехи, вздыхать и молиться об их отпущении, будешь терпеть все приключившиеся бедствия. Святитель Тихон Задонский ( 113, 171 ) . ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим. 11, 33,34 ; Ис. 40, 13 ). «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» ( Притч. 3, 19 ). «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» ( Иер. 10, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды (в Нем); Он праведен и истинен» ( Втор. 32, 4 ). «Во всем постигшем нас Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны» ( Неем. 9, 33 ). «Вседержитель, мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия» ( Иов. 37, 23 ). «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» ( Пс. 10,7 ). «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» ( Пс. 118, 137 ). «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» ( Апок. 15, 4 ). Милостыня у Него не без суда и суд не без милости. Прежде суда Он любит милостыню, но после милостыни приходит на суд. У Него сопряжны между собой милость и суд, чтобы милость не привела нас к расслаблению, а суд не довел до отчаяния. Судия хочет тебя помиловать и сделать участником Своих щедрот, но только в том случае, если ты после греха смирился, много плакал о лукавых своих делах, без стыда открыл содеянное тайно, просил братию помолиться о твоем исцелении. Одним словом, если увидит, что ты пришел в сокрушение, то щедро подаст Свою милостыню. Если же увидит сердце нераскаянное, ум гордый, который не верит будущему веку, не боится суда, тогда призовет на суд. Так искусный и добрый врач сначала старается исцелить опухоль смягчающими средствами, но если увидит, что опухоль не опадает, а затвердевает, тогда употребляет хирургические средства. Потому человеколюбивый Бог милостив к раскаявшимся, но судит упорствующих в грехе. Святитель Василий Великий ( 113, 110 ) . Господь не без причины проклял смоковницу ( Мф. 21, 19 ), но с намерением показать неблагодарным иудеям, что и для наказания Он имеет достаточную силу. Во всех чудесах Своих Он никому не причинил скорби, и они предполагали, что Он только благотворит, не имея власти подвергать наказанию порочных. И Он на примере дерева показывает, что может и наказать, но не желает этого по благости. Дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но, по преданию мудрых старцев, с этим соединен и некий таинственный смысл. Смоковница – дерево преслушания: ее листья употреблены нарушившими заповедь для прикрытия; и она проклята Христом, чтобы не приносила плода, послужившего причиной греха. Ибо второе пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, а для воздаяния. Святитель Исидор Пелусиот ( 116, 351 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010