3.      Св. м. Тимофея чтеца и мц. Мавры; успение Феодосия игум. печерск., п. Петра чудотв. еп. аргосск., обр. мощ. Моисея, арх. новгор.; празднование ик. Б. М. Киево-Печерской. 4.      Мч. Пелагии девы, пр. Пелагии, свм. Сильвана, еп. газского, Алвиана, еп. анейского, Еразма, еп. формийского; пр. бр. Алфановых: Никиты, Никифора, Климента, Кирилла и Исаакия. Ик. Б. М. Старорусской. 5.      Вмч-цы Ирины; прп.: Адриана монзенск., Михея; обрет. мощ. п. Иакова железноборск. 6. Правед. Иова многостр.; мч. Варвара воина и с ним Вакха, Каллимаха и Дионисия; пр. Варвара, бывшаго разбойника. День рождения Государя Императора Николая Александровича. 7. Воспоминание явившегося на небеси (в Иерусалиме) знамения честного креста. Муч. Акакия, п. Нила сороского. В 351 г., в царствование императора Констанция, в св. 50-цу, около 3 часа дня, над горой Голгофой явилось на небе знамение Креста Господня, блистанием своим превосходившее сияние солнца. Это знамение простиралось от Лобного места до горы Елеонской (ок. 2 вер.) «и согласование крестная широта долготе своей». Значит, заметим к сведению раскольничествующих братий, – крест был четвероконечный, с равными сторонами. 8. Св. Ап. Иоанна Богослова; п. Арсения вел. (450); Арсения новгородск. 9.      Перенесение мощей Св. Николая Чудотворца; св. прор. Исаии; мч. Христофора, пер. мощ. м. Гавриила. Муч. Христофор († ок. 250 г.), говорят расколыники-бозпоповцы, не будучи священником, принимал на исповедь; значит, мирянину можно исповедывать. – Правда, он принимал на исповедь, но не разрешал от грехов, значит, совершал исповедь нравственную, а не таинство. 10.       Св. ап. Симона Зилота; мч. Исихия антиох., Алфии, Онисима, Еразми, Филодельфа, Киприана; блаж. Таисии; прп. Исидоры юрод., св. Симона, еписк. суздальск. 11. Священномученика Мокия, св. равноап. Мефодия и Кирилла, первоучч. словенских; св. Никодима сербск. 12. Св. Епифания, еп. кипр.; св. Германа, патр. царегр:, Савина, архиеп. Кипр., п. Дионисия радонежск., Полувия, еп. ринокирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

То же сделали впоследствии и поповцы, принявшие «Окружное послание». 1) По мнению раскольников, четвероконечный крест не есть истинный Христов крест, а крыж латинский, и потому не заслуживает чести и поклонения. Но такое мнение их совершенно несогласно с учением отцов церкви, которые ясно свидетельствуют, что четвероконечный крест есть истинный крест Христов. Так преп. Ефрем Сирин называет животворящим тот крест, который мы полагаем на себе, значит, четвероконечный. Он пишет: «вся уды животворящим крестом утверди». Он же далее называет этот крест истинным крестом Христовым, говоря: «сей бысть водружен на месте лобнем», и ниже: «сим оружием драгим Христос Бог наш разверзе всенесытую адову утробу» (Сл. 102 о похв. кресту). Св. Афанасий Вел. свидетельствует, что кресту, от двою древу сложенному, следует поклоняться. «Образ крестный от двою древу совокупляюще. Внегда кто нас укорит от неверных, яко древу кланяющеся, можем, обе древе разлучивше и образ крестный разрушивше, сия непщевати праздна древа и неверному заградити уста, яко не древо, но образ крестный почитаем» (Вып. Озер. т. II, стр. 250 в Скриж. 1656 г. л. 51). В Ч.-Минее под 7 мая находится следующий рассказ. В 351 г, в царствование императора Констанция, в святую пятидесятницу, 7 мая, произошло необычайное событие: около третьего часа дня над горою Голгофой явилось на небе знамение креста Господня, блистанием своим превосходившее самое сияние солнца. Это знамение простиралось от Лобного места до горы Елеонской (ок. 2 вер.), «и согласоваше крестная широта долготе своей». Очевидно, крест, явившийся на небе, имел вид четвероконечный с равными сторонами; между тем, он был показан людям Самим Богом. (Другие свидетельства см. в Вып. Озер, ч. II, стр. 251–271 и в брош. Арсеньева: «О равночестном почитании св. креста четвероконеч. и осьмиконечного». Изд. Брат. св. Петра митр.). 2) По мнению раскольников, четвероконечный крест есть новшество, введенное патр. Никоном, но не то говорят вещественные памятники древности. В них, наряду с восьмиконечными и шестиконечными крестами, не мало встречается и четвероконечных крестов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сергии (Дружинин), еп. Нарвский, вик. Ленинградской еп. Епископ Сергий выходец из простецов. Образование получил домашнее. Воспитывался в Сергиевской пустыни Петербургской епархии. Там же, вероятно, был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. До революции он был настоятелем той же пустыни в сане архимандрита, а затем исполнял пастырские обязанности при станции в двух верстах от монастыря. О его возведении в епископский сан хлопотали его почитатели. Специальная депутация отправилась с ходатайством об архимандрите Сергии к преосвященному Венедикту, епископу Кронштадтскому, управляющему Ленинградской епархией. Последний ходатайство это отклонил, сославшись на то, что нужды в епископе не имеет и что кандидат не соответствует своему назначению. Депутация, однако, настойчиво требовала от епископа Венедикта исполнения их просьбы и даже высказала, что она добьется своего желания и без его участия – поедет в Москву к Патриарху. Преосвященный пригласил к себе архимандрита Сергия и упрашивал его не домогаться епископства. Но дело кончилось тем, что архимандрит Сергий был вызван в Москву и там в конце сент.– октября 1924 года был хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Нарвского, вик. Ленинградской епархии. (Записки протоиерея А.Л. о русской церковной жизни первой половины XX века, стр.26–27. Рукопись). В конце 1927 года вместе с епископом Димитрием (Любимовым) отошел от канонического подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому) и образовал т.н. иосифлянский раскол. 17/30 декабря 1927 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя наложил на него запрещение в священнослужении, а 25 января 1928 года лишил его титула Копорского и предал каноническому суду православных епископов за то, что он нарушил данное им обещание отмежеваться от раскольников и продолжал служить в состоянии запрещения. Епископ Сергий так и остался в иосифлянском расколе. В 1930 году он был лишен физической возможности управлять отошедшими в раскол. Год смерти неизвестен. Литература: ФПС I, стр.8. ФАМ I, 235, стр.19. «Урал. Церк. Вед.» (обновл.) 1928, 5–6, стр.7. «Списки архиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр.22. Архим. Иоанн (Снычев). «Церковные расколы», стр.262–263, 265, 267, 273, 306, 351. 1930 wurde er verhaftet. Regel’son 448 , 464, 478 , 542 . M. Andreyev, Russia’s Catacomb Saints 96, 496f, 505. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 179, 197–202. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гфрёрер изображет Полиевкта в чертах привлекательных, как действительного Златоуста Х-го века. Этот писатель утверждает, что в течение всего X века в церкви Византийской чувствуется влияние монашеской партии Студитов, наследовавших и поддерживавших дух и традиции св. Феодора Студита ; они, по суждению этого писателя, высоко ценили церковную свободу, вооружились против тирании и государственного деспотизма, действуя в этом направлении, не случайно, а в силу наперед предначертанного плана. К выдающимся лицам, защищающим указанные интересы Студитов, принадлежал по мнению Гфрёрера и патр. Полиевкт (Gfrorer. В. II, 478. 486. 500. 529. Ill, 32–33. Но с такой характеристикой как Студитов X века, так и Полиевкта согласиться нельзя. Несомненно Студиты в конце времен иконоборческих и в IX веке при константинопольских патриархах Мефодии и Фотии ратовали за интересы церкви, за свободу церкви и во всяком случае являлись лицами, одушевленными независимостью и стойкостью в своих убеждениях. Но не таковы были Студиты X века. Они меняются к худшему. Они начинают исполнять приказания властей в таких случаях, в каких прежние Студиты поступили бы наоборот. Так в царствование Романа II студийский игумен Иоанн насильственно посвящает в монахини сестер императора (Cedrenus, II, 344. В царствование Никифора Фоки Студиты очевидно больше всего желают привлечь на себя внимание императора. Так студийский монах синкел Антоний является послушным орудием в руках Никифора (Cedrenus, II, 351. – Полиевкт с своей стороны лишь в известной мере отражает в себе дух Феοдора Студита (как увидим ниже. Напротив в его деятельности можно находить много таких черт, которые показывают, насколько исчез дух прежних Студитов у преемников этих последних. Так Полиевкт в царствование Константина Порфирородного внес в церковные диптихи имя патриарха константинопольского Евфимия (Cedrenus, II, 335), получившего патриаршую кафедру только за то, что он согласился признать законным четвертый брак императора Льва Мудрого (отца Константина Порфирородного. Так Студиты прежнего времени не поступили бы. В царствование Никифора Фоки Полиевкт молчаливо переносит такие факты, которые должны были бы воспламенить его пастырскую ревность, если бы он сознавал себя действительным преемником духа Феодора Студита (но об этом еще будет речь. Наконец, тот же Полиевкт короновал цареубийцу Иоанна Цимисхия и в оправдание своего поступка возвестил следующий странный тезис: как помазание св. Крещения изглаждает содеянные прежде того грехи, каковы бы и сколько бы их ни было, так и помазание на царство изгладило совершенное прежде Цимисхием убийство (Правила поместн. соборов с толкованиями, стр. 935. Изд. общ. люб. дух. просвещ..

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

351 В славянских списках упоминаются Завет Моисея и Исход Моисея, криво складен. От имени пророка Исаии в индексах Григория Богослова и патр. Никифора указано Видение ρασις, а в Панарии Епифания Восхождение ναβατικν; это одно сочинение, составившееся, впрочем, из двух повестей, из коих в первой рассказывается о смерти и откровении Исаии, а во второй – о восхождении его на небо, или на семь небес. От имени Соломона в греческих списках указаны только псалмы Соломона; в Декрете Геласия – Contradictio Salomonis (прение, состязание Соломона в мудрости с царицей Савской, борьба с Асмодеем); в наших славянских статьях – суды Соломоновы и повести о Соломоне и Китоврасе. Некоторые апокрифы как-то: Паралипоменон Еремии; о древе крестном, от скольких частей был создан Адам; лоб Адамль упоминаются только в славянских списках. Сказания, составляющие содержание этих апокрифов, образовались, разумеется, еще в древние времена и перешли к славянам из греческих книг. Получив здесь некоторую переработку, они вошли и в славянские статьи о ложных книгах. Но из всех апокрифов, которые упоминаются в индексах и были известны в древние времена, до нас сохранилось не много. Апокрифы Илии, Софонии, Захарии, Аввакума, Иезекииля и Даниила нам неизвестны, Вероятно, на основании апокрифа, пророку Илии иудейские раввины приписывали предание о том, что мир будет существовать 6,000 лет; они говорили об Илии, что он снова явится во время Мессии, а до этого времени он будет записывать все дела и события, какие в каждый век совершаются в мире. Об Иезекииле Иосиф Флавий замечает, что он написал две книги о бедствиях израильского народа; и некоторые писатели церковные под именем Иезекииля цитуют такие места, каких нет в его пророчествах. С именем пророка Даниила упоминаются видения и сновидения. 352 Молитва Иосифа известна только по приведенному выше свидетельству Оригена . νληψις Моисея, откуда, думали, апостол Иуда заимствовал свидетельство о споре архангела Михаила с диаволом, потерян; предполагают, что этот апокриф содержал беседу Моисея с Богом пред смертью и что на основании его составлено упомянутое выше иудейское сочинение о смерти Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Лит.: Мануил. Рус. иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 117-123; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 7-8, 87-88, 152; Т. 2. С. 54-56, 124, 244-249, 251, 279; Т. 3. С. 11-12, 52-56, 105; Т. 5. С. 125, 354-355, 378-379; Т. 6. С. 4-5, 274; Т. 8. С. 159, 163, 182; Т. 9. С. 155, 157; Т. 10. С. 126, 233; Акты свт. Тихона. С. 114, 318, 340, 405-407, 409-410, 421, 481, 512, 637-641, 651-657, 680-681, 700-702, 809, 820-823, 866-870; За Христа пострадавшие: Кн. 1. С. 567-575; Иоанн (Снычев), митр. Церк. расколы. С. 251-263; Цыпин. История РЦ. С. 14, 21-22, 31, 41-42, 51, 90, 93, 96, 106-107, 112, 116, 118, 126, 129, 131, 135-137, 139, 144, 154, 160, 177, 184-186, 204, 211, 249, 388; Стефан (Садо), иером. Российская правосл. Миссия в Урмии: (1898-1918)//ХЧ. 1997. 13. С. 73-112; Журавский А. В. Жизнь и деятельность митр. Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918 по 1922 г.//ЕжБК. 1997. С. 203-212; он же. Гжатский период жизни Казанского митр. Кирилла (Смирнова) и арест 1934 г.//Там же. 1998. С. 246-252; он же. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского в контексте ист. событий и церк. разделений ХХ в. М., 2004; «Молитва всех вас спасет»: Мат-лы к жизнеописанию свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского. М., 2000. С. 9, 20, 40, 43-44, 46, 60, 62, 65, 77, 87-88, 94, 97, 201, 218-219, 221-222, 231-232, 271, 307, 314, 376, 385, 408, 418, 506-507, 603-604, 617, 628, 630, 645-646; Свящ. Собор Православной Российской Церкви: 1917-1918. Обзор деяний. М., 2000. Т. 3. С. 35-36, 188-189, 207, 237, 268, 275, 290-291, 303, 318, 327, 351-354, 360-361, 363-364, 370-372; Следственное дело Патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 39, 84-86, 92-93, 97, 174, 264, 370-372, 374, 414-415, 549, 662; Мазырин А., свящ. Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) как глава «правой» церк. оппозиции: Круг его ближайших последователей//БСб. 2003. Вып. 12. С. 240-255; он же. Высшие иерархи о преемстве власти в РПЦ в 1920-1930-х гг. М., 2006; он же. «Духовный Собор» епископов и вопрос о тайных выборах Патриарха в 1926 г.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2012. Вып. 2(45). С. 20-43; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Каз., 2007. С. 311-323; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий (1862-1937). М., 2012. С. 6, 9, 12, 20, 22-23, 25-27, 64, 69, 86, 221, 241, 250, 258, 266, 270, 275-278, 287, 319, 324, 326, 353-354, 360-363, 392, 395-396, 407, 416, 443, 454, 476, 478-479, 484, 506, 508-509, 512, 516, 527, 536-537, 539, 556-568, 571-579, 581-583, 590-592, 611, 617, 623-629, 632, 635, 638-641, 650, 656, 659, 663-674, 686-687, 689-695, 699, 706-709, 712, 727, 774, 761, 851, 859.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Гфрёрер изображает Полиевкта в чертах привлекательных, как действительного Златоуста Х-го века. Этот писатель утверждает, что в течении всего Х века в церкви Византийской чувствуется влияние монашеской партии Студитов, наследовавших и поддерживавших дух и традиции св. Феодора Студита ; они, по суждению этого писателя, высоко ценили церковную свободу‚ вооружались против тирании и деспотизма государственного, действуя в этом направлении неслучайно, а в силу наперед предначертанного плана. К выдающимся лицам, защищающим указанные интересы Студитов, принадлежит, по мнению Гфрёрера, и патр. Полиевкт (Gfrorer. ibid. B II, 478. 486. 500. 529. III, 32–33). Но с такой характеристикой как Студитов Х века, так и Полиевкта согласиться нельзя. Несомненно Студиты в конце времен иконоборческих и в IX веке при патриархах константинопольских Мефодии и Фотии ратовали за интересы церкви, за свободу церкви и во всяком случае являлись лицами, одушевленными независимостью и стойкостью в своих убеждениях. Но не таковы были Студиты Х века. Они меняются к худшему. Они начинают исполнять приказание властей в таких случаях, в каких прежние Студиты поступили бы наоборот. Так в царствование Романа II Студитский игумен Иоанн посвящает насильственно в монахини сестер императора (Cedrenus, ibid. II, 344). В царствование Никифора Фоки Студиты очевидно больше всего желают привлечь на себя внимание императора. Так Студитский монах синиел Антоний является послушным орудием в руках Никифора (Cedrenus, II, 351). – Полиевкт со своей стороны лишь в известной мере отражает в себе дух, Феодора Студита (как увидим ниже). Напротив в его деятельности можно находить много таких черт, которые показывают, насколько исчез дух прежних Студитов у преемников этих последних. Так Полиевкт в царствование Константина Порфирородного внес в церковные диптихи имя патриарха константинопольского Евфимия (Cedrenus, ibid. II, 335) получившего патриаршую кафедру только зато, что он согласился признать законным четвертый брак императора Льва Мудрого (отца Константина Порфирородного). Так Студиты прежнего времени не поступили бы. В царствование Никифора Фоки Полиевкт молчаливо переносил такие факты, которые должны были бы воспламенить его пастырскую ревность, если бы он сознавал себя действительным преемником духа Феодора Студита (но об этом еще будет речь). Наконец тот же Полиевкт короновал цареубийцу Иоанна Цимисхия и в оправдание своего поступка возвестил следующий странный тезис: как помазание св. Крещения изглаждает содеянные прежде того грехи, каковы бы и сколько бы их не было, так и помазание на царство изгладило совершенное прежде Цимисхием убийство (Правила поместн. соборов с толкованиями, стр. 935. Изд. общ. люб. дух. Просвещ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

§ 110. Авва Аммун и его увещания. Одним из духовных друзей Великого Антония был прп. Аммун, начальник нитрийских отшельников. Богатые и благородные родители принудили 22-х летнего Аммуна вступить в брак: но в самый день брака он убедил свою супругу дать обет девства и жил с нею 18 лет как брат с сестрою; он делил время свое между молитвою и трудом, – возделывал бальзамовый сад и питался только растениями 112 . Наконец благочестивая жена-девственница сказала супругу-девственнику: неприлично подвижнику целомудрия иметь с собою в одном жилье женщину: не хочешь ли, будем подвизаться каждый особо? Аммун, возблагодарив Бога за мысли, внушенные жене, сказал: «пусть же это жилье будет твоим». Найдя пустынное место на южной стороне Мареотского озера за так называемою Нитрийскою горою 113 , он поселился в нитрийской пустыне и 22 года провел в самых строгих подвигах. Он собрал к себе множество отшельников. Аммун и ученики его жили скитски, каждый отдельно и по своему правилу 114 . Св. Антоний подал совет устроить монастырь, и совет был принят Св. Аммуном; к концу 4-го века на Нитрийской горе было уже до 50 обителей 115 . Слава Аммуна привлекала к нему учеников из далеких стран, между ними Св. Милия епископа Сузского, в последствии мученика 116 . Когда скончался блж. Аммун, Антоний видел душу его, возносимую Ангелами с пением св. песней. Это было в 357 году 117 . Отец пустыни оставил 19-ть увещательных глав, исполненных опытной духовной мудрости 118 . 113 Нитрийская возвышенность в нижнем Египте, в 70 милях от Александрии. См. путешествие по Египту Г. Норова. 1, 83, 86. 116 Св. Маруфа в описании мучеников персидских Хр. Чт. 1827 г. Gehchichte d. Märtyrer d. Morgenlandes f. 54 Insbruck. 1836 г. 117 Афанасий в жизни Великого Антония, Сократ 4, 23. Созомен 1, 14. Память прп. Аммона 4-го Октября. 118 Жерар Фосс изд. в Латинск. пер. главы прп. Аммуна, вместе с сочинениями Пр. Ефрема. Opera S. Ephremi Syri. Т. 2 Rom. 1589. На греческом эти увещания остаются в 2 ркп. Венской Библиотеки. Cod. 155–156, но в одной Cod. 155, испорчены позднею рукою (Lambecii Comm. Т. 3. ed. Kollar.); в Моск. Синод. Библиот. они сохраняются в древнем виде, именно в ркп. X в. 210. f. 351). Слав. перевод в ркп. 14-го в. у Гр. Толстого (опис. рук. 3, 46.). Иоанн Патр. (ок. 1090 г.) делал выписку из увещаний Аввы Аммуна (Cave Т. 2. Desser. 1. р. 3.). Читать далее Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.]/[Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-ro Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859./Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Духе разбирал Иосиф Волоколамский 351 ; он привел пророчества о Св. Духе и Его свойствах и опроверг мнения католиков об этом предмете. Митр. Фотий предостерегал псковитян посланиями от заблуждений католиков. В послании к народу он внушает остерегаться людей, пренебрегающих предания и правила св. отцов, и покровительствовать гонимым за веру 352 . В послании к духовенству и народу внушает не крестить детей чрез обливание, не употреблять латинского мира. Предписывает всем подвизаться в добродетелях, ходить в церковь , проводить посты в покаянии, исповеди и слезах 353 . В послании, вызванном недоумением псковитян: можно ли употреблять заграничные припасы?предписывает освятить их молитвою, и дает наставления о посте и причастии 354 . Эту многовековую, отвлеченную полемику о некоторых догматических и обрядовых разностях повторил и завершил Максим Грек , обличая Немчина, развивавшего в России католицизм и астрологию. Он написал обличительное слово и три послания к Немчину, два послания к боярину Карпову, и похвальное слово ап. Петру и Павлу. В обличительном слове Максим доказывает невозможность единения латинян с православными, по причине учения их о Св. Духе, опресноках и чистилище. В первом послании к Немчину опровергает учение католиков об похождении Св. Духа. Во втором – обличает четыре заблуждения католиков: о Св. Духе, опресноках, посте в субботу и безбрачии священства. В третьем – убеждает не перетолковывать текстов писания о Св. Духе и не ссылаться в этом на блаж. Августина. В одном послании к Карпову опровергает доказательства Немчина об похождении Св. Духа; в другом доказывает, что в учении св. веры нельзя ничего изменять. В похвальном слове ап. Петру и Павлу обличает три большие ереси: об похождении Св. Духа, об опресноках и о чистилище 355 . Наконец, в увещательном слове патр. Иоакима «о звону» осужден и хороший обычай – поклонение св. тайнам. «Яко к словесем Христовым и к совершению тайны св. звонят, тогда начаша людие усердннейше покланятися, кто где–либо был: в церкви, в дому, в пути, на рукоделии, на торжищи, мняще покланятися телу Христову» 356 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Казанское и Астраханское царства оставались по-прежнему в составе одной епархии по проекту 1589 года, когда почти во всех более или менее обширных княжествах великого Московского государства предполагалось открыть новые епархии 348 . Между тем интересы церкви и государства подсказывали иное. Одному казанскому и астраханскому владыке не представлялось никакой возможности следить за церковной жизнью и успехами христианства среди мусульманского поселения на обширной южной окраине своей епархии. У него находилось дело поближе. Около Казани в Казанском и Свияжском уездах христиане из татар жили совсем не по-христиански. Известное послание митр. Гермогена царю и патриарху об отступниках из новокрещенцев ярко рисует печальную жизнь новых казанских христиан в конце XVI в. 349 . В столице все знали и понимали, как трудно казанскому владыке править своей обширнейшей епархией. Вот почему из Москвы не переставали непосредственно следить за церковной жизнью низового Поволжья, в частности в Астрахани, откуда лучи христианского света скорее и ближе могли попасть в мир оседлых и бродячих прикаспийских мусульман. П. Иов лично в 1602 году велел игумену астраханского Троицкого монастыря Феодосию освятить каменную соборную церковь во имя Пресв. Троицы. После освящения собора, по обычаю или приглашению патриарха, Феодосий отправился в Москву со святой водою. Эта дальняя поездка, несомненно, ускорила дело открытия Астраханской епархии. Очевидец печальной участи церкви в низовом Поволжье мог лично объяснить, что не насилие над мусульманством, но польза христианской церкви и государства, нужды – пастырей и паствы, брошенных на сотни и тысячи верст от епархиальных центров, требовали безотлагательного учреждения особой епархии в Астраханском царстве, с кафедрой в столичном городе Астрахани. Трудно было не согласиться с требованием настоятельной нужды, тем более тогда, когда церковно-правительственная власть особенно старалась об успехах христианской церкви на окраинах России. Оно не забывало даже православной Грузии, принятой (1588 г.) под покровительство России 350 . Умный или хитрый политик и общественный деятель Борис Годунов, занявший окровавленный царский престол, и патр. Иов, не упустили удобного случая. Не откладывая дела, они открыли самостоятельную архиерейскую кафедру в Астрахани. На нее в конце 1602 или начале 1603 г. был посвящен троицкий игумен Феодосий, прибывший из Астрахани; им начинается ряд астраханских и терских архиепископов 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010