Новодевичий монастырь, основанный в 1524 году, по прошествии четырех веков, в 1922 году, был закрыт; одновременно был закрыт для богослужений и Смоленский собор. К середине 1930-х годов в обители не осталось действующих храмов. Здесь располагались отдельные музейные экспозиции, а также иные учреждения. В монастырских помещениях были устроены коммунальные квартиры. Некрополь был осквернен и практически полностью уничтожен. Лишь в 1943-1944 гг. на территории монастыря началась деятельность духовных школ, в 1944 г. был открыт надвратный Преображенский храм, годом позже Успенский. В обители расположились Издательский отдел и Хозяйственное управление Московской Патриархии. С 1964 г. Новодевичий монастырь стал резиденцией митрополитов Крутицких и Коломенских (до 1971 г. – митрополита Пимена (Извекова), будущего Патриарха Московского и всея Руси, в 1971-77 гг. – митрополита Серафима (Никитина), с 1977 г. и до сего дня – митрополита Ювеналия), чьим кафедральным храмом стала Успенская церковь. Здесь же начало работу Епархиальное управление. Начиная с 1977 г., когда я вступил в управление Московской епархией, мне и Московскому епархиальному управлению довелось поддерживать отношения соработничества и добрососедства с находившимся в монастыре филиалом Государственного исторического музея. Насколько я помню, не было никаких проблем и сложностей, которые бы наши взаимоотношения омрачали, в том числе и после возобновления монашеской жизни в обители в 1994 году. Новодевичий монастырь для всех православных людей является величайшей святыней, к которой на протяжении четырех веков, до ее разорения всегда относились с трепетной заботой и вниманием. Известие о возвращении монастыря Церкви я воспринял как рождественский подарок всем православным людям. Хочу заметить, что Новодевичий монастырь – последняя из московских обителей, до сих пор не возвращенная Церкви! От многих людей – представителей духовенства, работников науки и культуры, прихожан монастыря – я получил горячие поздравления с этой новостью и выражение готовности всесторонне помогать в сохранении и восстановлении обители.

http://religare.ru/2_72209.html

По окончании богослужения владыка Вениамин поздравил духовенство и прихожан собора с праздником и обратился к собравшимся с архипастырским словом. С приветственным словом также обратился митрополит Екатеринбургский Евгений, поблагодаривший Патриаршего экзарха за возможность посетить святыни Белорусской земли, почтить память ее святых угодников и разделить радость молитвенного общения в этот праздничный день со всей полнотой Белорусской Православной Церкви. Митрополит Вениамин поблагодарил за визит делегацию Синодального отдела катехизации и религиозного образования и вручил митрополиту Евгению медаль священномученика Владимира Хираско I степени. На молитвенную память архиерею была подарена икона святителей Кирилла и Лаврентия Туровских. Церковными наградами были отмечены клирики Белорусского экзархата: протоиерей Игорь Коростелев был удостоен ордена Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II степени; клирику прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска протоиерею Виктору Якушеву вручили медаль Белорусской Православной Церкви святителя Кирилла Туровского. Сотрудники Синодального отдела катехизации и религиозного образования также были отмечены наградами. Заместителю председателя Синодального отдела игумену Иоанну (Рубину), руководителю сектора приходского просвещения иеромонаху Геннадию (Войтишко) были вручены грамоты Патриаршего экзарха; руководитель аппарата Отдела иеродиакон Вячеслав (Серегин), секретарь председателя диакон Даниил Сидоров, руководитель сектора ОПК Виктория Туфрина были награждены благодарностями Патриаршего экзарха. В завершение митрополит Вениамин поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Празднование в честь Собора Белорусских святых было установлено 39 лет назад по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В 1984 году, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, было совершено первое богослужение в честь Собора святых, благоугодивших Богу в разные времена тысячелетней истории Православия на Белорусской земле и прославленных Церковью в лике святителей, мучеников, преподобных, благоверных и праведных.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6038446...

Среди почетных гостей находились епископ Павел Ферсхурен из Римско-Католической Церкви в Финляндии, д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, министр просвещения Финляндии Христиан Гестрин и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы были получены от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Мартти Симойоки. В новом соборе много привезенных со «старого» Валаама икон Пресвятой Богородицы, среди них – Казанская, Толгская, Тихвинская и Смоленская. Иерусалимскую икону Божией Матери написал в 1901 известный московский иконописец В. П. Гурьянов. С левой стороны, у солеи, рядом с Голгофой, висит в киоте Валаамская икона Божией Матери, работа монастырских мастеров конца XIX века. Эта икона почиталась на «старом» Валааме; ее празднование, установленное в 1988, приходится на 7 августа. В особом киоте хранится драгоценная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была, по преданию, привезена в конце XIV века прп. Арсением Коневским с Афона. Икона – двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас. Трехъярусный иконостас главного придела собора сделан из сосны и местами украшен резьбой. В нем находятся, в основном, старые иконы. Новые написал талантливый иконописец Петрос Сасаки, православный японец, проживающий в Финляндии. Царские врата происходят из одного из храмов старого Валаама. Снаружи белое однокупольное здание собора украшают мозаики: над входом помещена композиция «Преображение Господне» художницы Инны Коллиандер, в нише на северном фасаде – мозаичная икона прпп. Сергия и Германа Валаамских работы Юрия Митрошина. На высокой звоннице, которая составляет с храмом одно целое, висят двенадцать колоколов. После постройки собора монастырь стал быстро расти и расширяться. В 1979 были построены кельи для монахов, затем – здание гостиницы и паломнический центр. В 1984 освящен корпус, построенный при государственной поддержке, где разместились библиотека, архив и мастерская для консервации и реставрации икон.

http://sobory.ru/article/?object=07557

Утверждение, что Н. был учеником прп. Сергия Радонежского, появилось не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. 201) и в списках «Книги, глаголемой Описание о российских святых» XVIII-XIX вв. Н. не упоминался. Образ с нимбом запечатлен в росписи братской трапезной Троице-Сергиевой лавры (2012, автор проекта А. Н. Солдатов, иконописец Н. А. Склярова). В составе композиции «Собор Радонежских святых» его изображений не выявлено. По данным на кон. XIX в., на к-рые ссылается архим. Леонид (Кавелин), Н. не был канонизирован. Местная канонизация Н. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 283-284. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель. Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012 (по указ.); Троицкий патерик. Серг. П., 2015. С. 46-48. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/2564870.html

Сергей Михайлович Извеков – будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен с крестной племянницей 17-летней Верой Казанской. 1942 год, г. Андижан Узбекской ССР. Вообще, в официальной биографии особенно мало освещается служение иеромонаха Пимена во время Великой Отечественной войны. Современный историк Нина Павлова приводит весьма интересные данные: «Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: " Батя, молись. Куда нам идти? " У иеромонаха была потаенно-запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством – все увидели, как ожила вдруг икона, и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся» ( http://www.blagogon.ru/biblio/3/ ) . Митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме. Затем о. Пимен продолжал свое служение в Одесской епархии в должности помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии. С тех пор начался путь церковно-административного служения будущего первосвятителя. Он был наместником Псково-Печерского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископом Балтским, архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, а затем Крутицким и Коломенским, занимал также высокую должность управляющего делами Московской Патриархии. 16 апреля 1970 года Патриарх Алексий I (Симанский), буквально за день до своей кончины, возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим свою мысль о преемстве патриаршего служения. После кончины Святейшего Патриарха Алексия митрополит Пимен как старший по хиротонии постоянный член Священного Синода вступил в должность Патриаршего Местоблюстителя и на этом посту больше года руководил Церковью. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре с 30 мая по 2 июня 1971 года, Митрополит Пимен был единодушно избран четырнадцатым Патриархом Московским и всея Руси. 3 июня 1971 года в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за Божественной литургией состоялась торжественная интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

http://pravoslavie.ru/80902.html

Павел Корин. Русь уходящая      Знавшие Патриарха Пимена люди отзываются о нем как о настоящем монахе. Когда в 1970 году земной мир покинул Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), в преддверии избрания нового предстоятеля Церкви митрополит Алексий (Ридигер) дал такую характеристику будущему первосвятителю: «Митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие, любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало» (Василий (Кривошеин), архиеп.Воспоминания. Ниж. Новгород, 1998. С. 359). Павел Корин. Молодой иеромонах Пимен В официальной биографии Патриарха Пимена есть некоторые пробелы, невыясненные детали отдельных событий в жизни, в частности, с начала 1930-х гг. и вплоть до 1945 г. По некоторым источникам, в 1932 году молодой иеромонах Пимен был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии; в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении Церкви от государства и осуждён на три года лишения свободы. Отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области, а в 1937 году, после окончания срока, его подвергли высылке в город Андижан Узбекской ССР. Работал на строительстве Большого Ферганского канала. Об этом времени Патриарх говорить не любил или говорил кратко: «Тяжело было. Слава Богу, что все прошло». Как-то он сказал: «Да-да... пришлось рыть каналы». На вопрос, откуда он знает узбекский язык, он ответил: «Да... пришлось... Я там ведь работал, рыл каналы». Затем до начала Великой Отечественной войны он заведовал домом санитарного просвещения. В августе 1941 года иеромонах Пимен был призван в действующую армию и воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах. Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко в Подольском архиве Советской Армии, иеромонах Пимен был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии, «28 июня 1943 года пропал без вести, исключён приказом ГУК НВС 01464 от 17 июня 1946 года».

http://pravoslavie.ru/80902.html

А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих. И год тогда будет, как месяц, месяц — как неделя, неделя — как день, день — как час и час — как минута. Слова об этом были сказаны давно как пророчество о последних временах (см.: Мф. 24, 22). Не убедились ли мы в истинности каждого слова Священного Писания сегодня, когда эти слова стали уже жизнью. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) После кончины Патриарха Алексия I до избрания Патриарха Пимена прошел год. Вот и сорокоуст кончины Святейшего Патриарха Пимена в новом времени стал годом. Не ищите виновников того, что происходит ныне все не так, как мнится вам, но бойтесь стать судьями над Промыслом Божиим. Смиритесь в том, что не знаем мы сокровенных таин, даже и тех, что уже очевидны, не знаем сокрытых важнейших причин, которые ныне побудили ускорить дело. Один Бог знает, и тако Бог благословил. И как все сакраментально в жизни Церкви, так и в жизни ее Первосвятителей — Патриархов — от рождения до кончины, ибо они — избранники Божии. А вот теперь, дорогие мои, я хочу открыть вам мою внутреннюю тайну, которая многое осветит в сознании вашем. Да изгладятся смущения, и волнения явятся пустыми, и вы осознаете, что не вопрошать и не роптать надо, а молиться усердно и живо, и сердечно за нового Патриарха, потому что жезл патриарший, сорок дней стоявший одиноким, стал в новом времени тяжел непомерно. И только общий труд, согласная любовь и верность святителей, клира и паствы помогут новому Патриарху нести его. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси В день избрания на Архиерейском Соборе нового Первосвятителя Церкви в келье моей явился святитель Патриарх Всероссийский Тихон. Он стоял безмолвно, но рядом с ним никем не поддерживаемый упирался в потолок дорожный чугунный посох Патриарха, и чувствовалось, что сдвинуть его с места человеческими силами просто невозможно. Патриарший посох! Он был неподъемным, и он был развинчивающимся. Вот что вручается в этот день интронизации пятнадцатому Святейшему Патриарху Российскому!

http://pravoslavie.ru/35657.html

Кто в этом виноват, кому предъявить счет? Себе? Но мы трудимся, не покладая рук. Часам? Но и их стрелки никто видимо не подводит. Но почему они бегут? А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избран­ных будут сокращены дни земного стран­ствования живущих. И год тогда будет, как месяц, месяц - как неделя, неделя - как день, день - как час и час - как минута. Слова об этом были сказаны давно как пророчество о последних временах (см.: Мф. 24, 22). Не убедились ли мы в ис­тинности каждого слова Священного Пи­сания сегодня, когда эти слова стали уже жизнью. После кончины Патриарха Алексия I до избрания Патриарха Пимена прошел год. Вот и сорокоуст кончины Святейше­го Патриарха Пимена в новом времени стал годом. Не ищите виновников того, что происхо­дит ныне все не так, как мнится вам, но бойтесь стать судьями над Промыслом Божиим. Смиритесь в том, что не знаем мы сокровенных таин, даже и тех, что уже оче­видны, не знаем сокрытых важнейших при­чин, которые ныне побудили ускорить дело. Один Бог знает, и тако Бог благословил. И как все сакраментально в жизни Церкви, так и в жизни ее Первосвятителей - Патриархов - от рождения до кон­чины, ибо они - избранники Божии. А вот теперь, дорогие мои, я хочу от­крыть вам мою внутреннюю тайну, кото­рая многое осветит в сознании вашем. Да изгладятся смущения, и волнения явятся пустыми, и вы осознаете, что не вопрошать и не роптать надо, а молиться усердно и живо, и сердечно за нового Патриарха, потому что жезл патриарший, сорок дней стоявший одиноким, стал в новом времени тяжел непомерно. И только общий труд, согласная любовь и верность святителей, клира и паствы помогут новому Патриар­ху нести его. В день избрания на Архиерейском Со­боре нового Первосвятителя Церкви в ке­лье моей явился святитель Патриарх Все­российский Тихон. Он стоял безмолвно, но рядом с ним никем не поддерживаемый упирался в потолок дорожный чугунный посох Патриарха, и чувствовалось, что сдвинуть его с места человеческими сила­ми просто невозможно. Патриарший по­сох! Он был неподъемным, и он был раз­винчивающимся. Вот что вручается в этот день интронизации пятнадцатому Святей­шему Патриарху Российскому!

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/11/...

В 1984 г . власти попытались воспрепятствовать созданию монашеской общины в Свято-Даниловом монастыре, категорически настаивая на том, что передан он Церкви лишь под административные учреждения Патриархии. И только после смерти К. У. Черненко путь к созиданию в Даниловом монастыре полноценной монашеской общины был открыт. Львов, кафедральный собор во имя святого Юра 1986 год – В кафедральном соборе во имя святого Юра во Львове и в Свято-Успенской Почаевской Лавре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена торжественно отмечено 40-летие Львовского Церковного Собора (17–19 мая). На Львовском Соборе была упразднена Брестская уния 1596 г . и произошло воссоединение греко-католиков Галиции с Русской Православной Церковью. Празднование возглавил патриарший экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Филарет при участии представителя Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. На торжества собрались архипастыри, пастыри и миряне Украинского Экзархата, участники Львовского Собора 1946 г ., представители синодальных учреждений, Духовных учебных заведений Московского Патриархата. Среди почетных гостей находились делегации Александрийской, Антиохийской, Грузинской, Румынской, Болгарской, Польской, Чехословацкой Поместных Православных Церквей. Средоточием празднования были богослужения в соборе во имя св. Юра и в Почаевской Лавре, которые прошли при большом стечении молящихся. Им предшествовал торжественный акт с участием всех вышеупомянутых лиц в соборе во имя св. Юра. Иерусалимский патриарх Диодор 1992 год – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Блаженнейший Патриарх святого града Иерусалима и всей Палестины Диодор совершили в Сретенском соборе Аммана Божественную литургию. После литургии делегация Русской Православной Церкви в сопровождении Патриарха Диодора и архиереев Иерусалимского Патриархата отбыла в Иерусалим. Свое пребывание в Святой Земле Святейший Патриарх Алексий II начал с поклонения Гробу Господню и Голгофе. Затем первосвятитель Русской Церкви посетил Вифлеем и монастырь, расположенный у места Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а вечером совершил молебен в Казанском храме женского Горненского монастыря Русской духовной миссии и встретился с насельницами обители.

http://pravoslavie.ru/5453.html

Уникальная выставка по задумке организаторов призвана продемонстрировать не только награды, которыми Русская Православная Церковь отмечает труды и заслуги в пастырском служении, миссионерской, социальной, просветительской и научной деятельности, но и показать преемственность традиций, которые начали складываться еще в XVIII веке. Впрочем, первая награда, учрежденная именно Русской Православной Церковью, появилась лишь в 1957 году, в период первосвятительства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Этой наградой стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в память 40-летия восстановления патриаршества. Только двадцать лет спустя, в 1978 году, появился новый орден – преподобного Сергия Радонежского, ознаменовавший правление Патриарха Пимена. Еще десятью годами позже, в 1988 году, в память 1000-летия Крещения Руси были учреждены сразу три ордена: святого апостола Андрея Первозванного, святого благоверного князя Даниила Московского и святой равноапостольной княгини Ольги. Все эти и многие другие награды, в общей сложности это четырнадцать наградных комплексов, включающих, помимо самого ордена, медали всех степеней и фрачные дубликаты, размещены по старшинству в первом зале экспозиции. Над каждой витриной расположено изображение святого, в память которого был учрежден орден. «Лики святых отражаются в витринах. Именно этого мы добивались. Нам важно было показать святых – покровителей мирян, – сказала на открытии выставки главный хранитель выставки Галина Анатольевна Широкова. – Мы уверены, что для любого человека признание его заслуг является высшей оценкой, подвигает человека к развитию, самосовершенствованию, к постижению истин. И это чрезвычайно важно». В основном зале экспозиции организаторы также разместили архивные фотографии и экспонаты, рассказывающие о периоде русской истории после восстановления в 1917 году патриаршества. Здесь можно увидеть редкие снимки, иллюстрирующие деятельность патриархов: Тихона, Сергия, Алексия I, Пимена, Алексия II.

http://pravmir.ru/on-vzyav-v-ruki-krest-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010