После ухода ордынцев митр. Фотий еще месяц проживал в митрополичьих владениях во Владимирской земле. По предположению М. В. Толстого , именно святитель или приближенный к нему болгарский инок Пахомий Грек стали организаторами захоронения П. Летописи о месте погребения П. не сообщают, однако в «Книге глаголемой Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) утверждалось, что священник был погребен у Спасо-Преображенской ц. в «веси Синег на Святе озере» (Описание о российских святых. С. 226; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 171), входившей в состав Митрополичьей области . Память о мученическом подвиге П. поддерживал клир владимирского Успенского собора. Во 2-й пол. XV в. с разной степенью подробности рассказ о кончине П. попал в нек-рые списки Новгородской IV летописи, а затем в Московские общерус. летописные своды (посл. четв. XV в.- 1-й трети XVI в.), а также в «Книгу степенную» (рубежа 50-х и 60-х гг. XVI в.). П. анонимно поминался в епархиальных синодиках, в к-рых читалась «вечная память» «скончавшимся нужною смертию архимандритом, и игуменом, и всему священничскому чину, и притчу церковному, и иноком, и всем православным христианом от безбожного Талыча во граде Володимери» (РНБ. Погод. 1596. Л. 167 об.; РГБ. Ф. 344. 99. Л. 57; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Ист. генеалогия. Екат.; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 103). Несмотря на внимание в сер. XVII в. царя Алексея Михайловича к христ. подвигам лиц, похороненных во владимирском Успенском соборе, настоятелем к-рого был свящ. Сергий, родной брат московского патриарха Иосифа , канонизация П. не состоялась. В сер. 50-х гг. XVII в. его имя не было занесено в Месяцеслов троицкого келаря Симона (Азарьина) (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 322 об.). Тем не менее местное почитание П. продолжалось. В нач. XVIII в. в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских святых чудотворцов…», принадлежавшей П. И. Савваитову , в числе святых г. Владимира был отмечен «святый священномученик Патрикий, ключарь владимирския соборныя церкви, пострада от татар за церковную утварь» ( Барсуков. С. VII, стб. 421; Описание о российских святых. С. 226). По данным кон. XIX в., П. еще не был канонизирован (Описание о российских святых. С. 226; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 170-171). В 1982 г. имя П. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было учреждено по инициативе Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).

http://pravenc.ru/text/2579770.html

Владыка Александр поблагодарил собравшихся за труды и дал епархиальным сотрудникам и светским специалистам соответствующие поручения. Великое освящение Владимирского храма состоится 18 декабря. Богослужение возглавит митрополит Александр. Владимирский храм расположен в верхней части микрорайона Баганашил города Алма-Аты, недалеко от православного кладбища. Закладка храма в честь равноапостольного князя Владимира состоялась 16 апреля 2015 года в ознаменование 1000-летнего юбилея со дня преставления святого Крестителя Руси. Освящение закладного камня в основание строительства совершил митрополит Астанайский Александр. Инициаторами возведения стали управляющий делами Митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий и генеральный директор Первого канала «Евразия» С.В. Киселев. 25 августа 2015 года один из членов приходского актива был удостоен аудиенции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его Святейшеству представили проект храма и рассказали о начале строительства. Святейший Владыка ознакомился с проектом и преподал свое Первосвятительское благословение. К осени 2016 года были возведены основные конструкции здания храма и дома причта. 23 декабря 2016 года митрополит Александр совершил освящение креста и купола для строящейся церкви. 1 июля 2017 года епископ Каскеленский Геннадий освятил колокола для церковной звонницы. Набор из двенадцати колоколов общим весом около 4 тонн был отлит в городе Тутаеве (Ярославская область) на ООО «Италмас» — колокольном заводе Николая Шувалова на пожертвования благотворителей. Наиболее тяжелый из колоколов (около 1800 кг) в настоящее время является одним из самых больших колоколов в Алма-Ате. Все колокола украшены изображениями Спасителя, Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия Радонежского, равноапостольного князя Владимира, святителя Николая Чудотворца, священноисповедника Николая Алма-Атинского, священномученика Пимена Верненского, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. 11 апреля 2018 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев передал в дар храму Тихвинскую икону Божией Матери, написанную в начале XVIII века. Оклад иконы изготовлен в 1741 году одним из ведущих новгородских ювелиров-серебряников. Это один из немногих дошедших до наших дней оригинальных окладов подобного размера.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Настойчивость крымских парламентариев, поддержка строительства жителями полуострова и россиянами, неравнодушными к подвигу крымчан, их финансовая помощь сделали возможным завершение строительства мемориала. Идея создания комплекса была воплощена благодаря личному участию спикера крымского парламента Владимира Константинова. 8 мая 2015 года, накануне 70-летия Победы, мемориал был торжественно открыт.Православный храм находится на территории Мемориала неслучайно. По русской традиции отец и мать благословляли сыновей, идущих на ратный подвиг. Часто оберегом бойца, идущего в бой, становился нательный крест или карманная иконка. Эта традиция была жива и в годы Великой Отечественной войны.Первая служба в храме состоялась 28 декабря 2015 года — в день Всех Святых в земле Крымской просиявших, а освящение храма провел митрополит Симферопольский и Крымский Владыка Лазарь. Уникальна роспись храма-часовни, которую выполнил художник из Санкт-Петербурга Сергей Томилов. В центре алтарной части — лики Иисуса Христа и Богородицы с младенцем; на стенах и иконостасе храма — образы святых, чья жизнь и миссионерская деятельность связана с Крымом — Тавридой в разные эпохи. Под куполом – изображения Спасителя, а также ангельских чинов – серафимов и херувимов. Крайний образ справа – храмовая икона – «Собор святых и подвижников благочестия, в земле Таврической просиявших». Собор Крымских святых Установлен 10 марта 1988 года по инициативе архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова) по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. День празднования был приурочен ко дню памяти святителя Стефана, архиепископа Сурожскогого. В одном из притворов храма — изображение Святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, принявшего крещение на земле древнего Херсонеса В левой части иконостаса, который отделяет алтарь от основного храмового пространства, – лик святителя Луки, в миру известном как Валентин Феликсович Войно – Ясенецкий. Святитель Лука – ученый, преподаватель и просветитель, хирург, внедривший в годы Великой Отечественной войны уникальную методику лечения ран. Среди икон, подаренных храму Председателем Госсовета Крыма Владимиром Константиновым – икона с изображением святителя Луки.

http://sobory.ru/article/?object=59981

21 травня 2010 р. 14:26 Патрология — это живая жизнь Церкви [Ihmepb " ю] Доктор церковной истории, профессор Московской духовной академии Алексей Иванович Сидоров ответил на вопросы корреспондента портала Православие.ru. 17 травня 2010 р. 16:00 Духовные школы: на пороге реформ [Ihmepb " ю] В интервью главному редактору портала «Православие и мир» Анне Даниловой первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун) рассказывает о переходе духовного образования на Болонскую систему. 17 травня 2010 р. 12:31 Протоиерей Аркадий Шатов: «База данных по социальному служению поможет всем заинтересованным лицам внести свою лепту в приумножение традиций милосердия» [Ihmepb " ю] По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению приступил к созданию базы данных по социальному служению Церкви. В интервью сайту Милосердие.ru о проекте рассказал председатель Синодального отдела протоиерей Аркадий Шатов. 5 травня 2010 р. 16:34 М.В. Шкаровский: В области религии конечной целью идеологов нацизма было тотальное уничтожения христианской Церкви [Ihmepb " ю] Исследователь новейшей истории Русской Православной Церкви М.В. Шкаровский дал интервью, в котором рассуждает об идейном противостоянии нацистской Германии и СССР, внутренней религиозной политике двух стран в годы Второй мировой войны, роли русского патриотизма и Православной Церкви в победе нашего народа в Великой Отечественной войне. 4 травня 2010 р. 16:46 Митрополит Волоколамський «Ми досягли консенсусу в про надання [Ihmepb " ю] робота з обговорення питань порядку денного Святого Великого Собору Церкви. Про роботу в " ю «Журналу Церкви на митрополит Волоколамський (рос.) 3 травня 2010 р. 15:30 «Я вспоминаю о нем каждый день…» [Ihmepb " ю] 3 мая исполнилось 20 лет со дня кончины Святейшего Патриарха Пимена (1910-1990). В связи с памятной датой портал Патриархия.ru публикует интервью с протоиереем Николаем Соколовым, настоятелем храма святителя Николая в Толмачах, хорошо знавшим приснопамятного Предстоятеля и сохранившим о нем добрую и светлую память.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/pa...

На аналое в центре храма был положен крест с частицами Животворящего Древа Креста Господня, Гроба Господня и горы Голгофы — дар приснопамятного Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора. Песнопения Литургии исполняли: хор Митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Софийского собора под управлением О.Г. Шульженко. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления, студенты Алма-Атинской духовной семинарии, прихожане храма и паломники обители. На сугубой ектении в соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви ( журнал 70 ) возглашались прошения о единстве Святого Православия. Глава Митрополичьего округа вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Евгений Иванов. Литургия завершилась славлением перед Крестом Господним — духовенство, хор и народ пропели тропарь, кондак и величание празднику, а также стихиру «Кресту Твоему покланяемся, Владыко». Далее были возглашены уставные многолетия. Митрополит Александр поздравил духовенство и прихожан с праздником Воздвижения и произнес проповедь . Праздник Воздвижения является особым днем в жизни митрополита Астанайского и Казахстанского Александра — 29 лет назад в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе города Москвы состоялась епископская хиротония владыки. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена ее возглавил приснопамятный митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (впоследствии Предстоятель Украинской Православной Церкви ). От клириков и паствы Алма-Атинской епархии владыку Александра с годовщиной архипастырской хиротонии поздравил епископ Талдыкорганский Нектарий. Митрополит Александр сердечно поблагодарил всех за благопожелания и испросил у присутствующих в храме сугубых молитв о ниспослании благодатной помощи Божией в архипастырском служении.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Среди Балтских викарных архиереев особо нужно отметить покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) 1957 год, Католикоса-Патриарха Грузинского святого Кириона (Садзаглишвили) 1902-1903гг., святой архиепископ Дмитрий (Абашидзе) 1905-1906, а также насельников обители священномученика Амвросия (Гудко) еп. Казанского, священномученика Иова (Попова) Раифского, священномученика Варлаама (Козулю)-наместников обители и многих других, которые достойно могут занять место в сонме святых Земли Балтской. В 2007году по представлению Митрополита Одесского и ИзмаильскогоАгафангеларешением Священного Синода УПЦ был открыт монастырь и назначен первый наместник архимандрит Виктор (Быков), но здания не были возвращены и судебный процесс затянулся на три года, лишь в ноябре 2010года Одесской епархии монастырь был передан в ужасном состоянии и немногочисленной братии пришлось самостоятельно начинать первые восстановительные работы. Был восстановлен Покровский Храм, братский корпус, архиерейские покои, хозяйственный постройки-коровник, овчарня, пасика, курятник, погреба, гаражи и другие подсобные помещения. В 2012году Одесская епархия была разделена на две самостоятельные. Город Балта стал архиерейской кафедрой Балтской и Ананьевской епархии, а Покровский монастырь резиденцией правящего архиерея. По представлению Высокопреосвященнейшего Алексия Архиепископа Балтского и Ананьевского -Священноархимандрита обители в 2013году Священным Синодом УПЦ наместником монастыря был назначен первый насельник и помощник наместника архимандрит Андроник (Христофор). Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Святого праведного Феодосия Балтского - 22 марта, 21 октября (перенесение мощей) Богослужения [ править править код ] Ежедневно: 6.00 -монашеское правило. Молебен у мощей св.прав. Феодосия Балтского. 7.00 Божественная Литургия. 17.00 Вечернее Богослужение Воскресные и праздничные дни: 8.00 Божественная Литургия. каждую среду в 10.00 Водосвятный молебен с акафистом Покрову Божией Матери Местонахождение [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_Бал...

Впосл. грань между житийным и учительным разделами Пролога начала стираться и главный персонаж «Слова...», М., стал восприниматься как святой. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено 3 апр. 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . В пос. Желудок Щучинского р-на Гродненской обл. Белоруссии (Гродненская епархия) в честь М. был построен храм, освященный 5 сент. 1998 г. Определением Архиерейского Собора РПЦ об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 3 февр. 2016 г. имя М. было включено в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания. Ист.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 583; Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 199; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 419-420. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 356-357; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 206-207; Poppe A. Pastwo i Kocio na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 185-186; Галко В. I. Kipылa Typaйcki i яго спадчина//Беларуски ricmapычhы часопис. 1993. 3. С. 29-34; он же. Слово о Мартине, мнихе Туровском// Щапов. Памятники. 2003. С. 207-208; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 353-354. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562408.html

И. поддерживал тесные отношения с РПЦ. В ходе его 1-го офиц. визита в СССР 13-26 янв. 1972 г. (Москва, Загорск, Ленинград, Киев) И. был вручен диплом почетного члена ЛДА и орден равноап. кн. Владимира 1-й степени. 4-13 мая 1972 г. И. принимал в Сирии и Ливане Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Второй раз И. посетил СССР по приглашению РПЦ 15-24 окт. 1974 г. (Москва, Загорск, Ленинград, Псков). В 1974 г. И. во главе большой церковной делегации, в которую входили епископы и священники разных конфессий, отправился в г. Лахор (Пакистан), где выступил на мусульм. конференции с речью о значении Иерусалима для арабов - христиан и мусульман. В 1975 г. посетил Саудовскую Аравию, где встречался с королем Халедом бин Абдуль-Азизом, обсуждал ряд проблем, волновавших араб. мир, и предложил королю созвать христианско-мусульм. конференцию для обсуждения вопроса о статусе Иерусалима. После этих визитов И. стали называть Патриархом арабов (или Аравийским Патриархом). И. скончался от сердечного приступа. На его похоронах присутствовали делегации Поместных Православных Церквей, в т. ч. РПЦ, видные представители христ. Церквей Сирии, Ливана, Иордании и Египта, а также представитель ливийского лидера Муаммара Каддафи, представитель ООН, министры и депутаты парламентов Сирии и Ливана, посланцы глав разных стран. Премьер-министры Сирии и Ливана от имени президентов своих стран возложили ко гробу И. гос. награды: орден Омейядов и почетный орден и ленту Ливанского кедра. Именем И. названа одна из улиц Халеба. И. в совершенстве владел лит. араб., а также греч., англ., франц., португ., испан. и тур. языками. Он перевел с греческого языка на арабский сб. «Отцы-апостолы» (сочинения отцов Церкви первых веков христианства с комментариями), сб. «О крещении» (8 проповедей свт. Иоанна Златоуста), сб. «Избранное из сочинений отцов Церкви» (5 трактатов свт. Василия Великого и 10 сочинений прп. Симеона Нового Богослова), ряд произведений прп. Романа Сладкопевца и прп. Иоанна Дамаскина, кн. «О жизни во Христе» свт. Николая Кавасилы (изд. посмертно в 1982, переизд. в 2002), книгу об Афоне З. Папантониу «Святая гора»; с англ. языка на арабский - кн. «Путь к благодати» и труд Й. Хольцнера о св. ап. Павле и его роли в распространении и утверждении христианства (это самая объемная книга, посвященная ап. Павлу на араб. языке). И. является автором книг «О современной греческой поэзии» (1956, написана по просьбе Мин-ва культуры Сирии), «Жизнь и труды первоверховных апостолов Петра и Павла» (на основе греч. источников) и мн. богословских статей («Новые направления в православном богословии», «Воскресение Бога в [Марии] Магдалине», «Почему Бог согласился испытать муки на Кресте» и др.).

http://pravenc.ru/text/389377.html

Имя И., как и имена преподобномучеников Иоасафа и Василия, отсутствует в перечне Псковских святых в «Описании о российских святых», известном в рукописях XVIII-XIX вв. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Псковских святых, празднование которому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . И. упоминается в службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Л. А. Творогов полагал, что И. служил в Спасо-Мирожском монастыре, был автором поучения «Поклон и благословение от Есифа к детем моим и братии моеи», составленного не позднее нач. XIV в. (опубл.: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерус. духовной письменности//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 127-140). На основании одной фразы из поучения исследователь делал вывод о том, что И. был знаком с ранней рукописью, содержавшей «Слово о полку Игореве» ( Творогов Л. А. К лит. деятельности пресвитера Спасо-Мирожского мон-ря Иосифа, предполагаемого заказчика псковской копии «Слова о полку Игореве». Псков, 1946; ср.: Бурыкин А. А. Псков в истории рукописной традиции «Слова о полку Игореве»: Факты и гипотезы//Псков в российской и европейской истории: К 1100-летию первого летописного упоминания. М., 2003. Т. 2. С. 279). Данная т. зр. представляется неверной (имя Иосиф в отношении к убиенному псковскому священнику появляется в текстах 2-й пол. XVI в., в более ранней рукописи Пролога он назван Ксенофонтом). Лит.: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 38, 263; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 363-368; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 199. М. В. Печников Иконография И. представлен на 2 иконах «Собор Псковских святых» из Троицкого собора Псковского кремля - кон. XX в. и 1982 г. Показан в правой части композиции старцем в схимническом облачении, в правой руке держит крест, левую прижимает к груди. У него окладистая борода, слегка раздвоенная на конце.

http://pravenc.ru/text/578420.html

К осени 1381 г. относится помета писца Епифана в Минейном Стихираре из Троицкого мон-ря о том, что после приезда из Москвы прп. Феодора Симоновского троицкий келарь «поехал на Резань» (РГБ. Ф. 304/I. 22. Л. 40). По-видимому, поездка И. была связана с заключением 2 авг. 1381 г. вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем договора о мире с Рязанским вел. кн. Олегом (Иаковом) Иоанновичем . Участие троицкой братии в общерусских политических делах, очевидно, было обусловлено тем, что настоятель Троицкого мон-ря являлся духовником вел. кн. Димитрия Донского. По сообщению летописей, И. преставился «на пентикостнои недели» (в 1384 день Св. Троицы праздновался 29 мая). Имя святого было внесено в краткий перечень первых насельников мон-ря в составе монастырского синодика. Перечень известен в списке 1575 г. (РГБ. Ф. 304/III. 25. Л. 12 об.), его протограф восходит к 80-м гг. XV в. Канонизация И., по-видимому, совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 428. Лит.: Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 8, 365; Муравьёва Л. Л. Московское летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 92-93; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3. С. 632; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. 329. С. 336-337 [Библиогр.]. А. В. Кузьмин Иконография На миниатюрах троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) среди учеников святого И. не указан (напр., л. 190 об.- очевидно, благословение И. на послушание келаря). На иконах «Собор Радонежских чудотворцев» и в росписях храмов Троице-Сергиевой лавры в ряду сподвижников прп. Сергия Радонежского изображений И. не обнаружено (только упом. в списке учеников преподобного в стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской), поновлена в 1947). Единственная известная в наст. время икона была написана мон. Иулианией (Соколовой) в нач. 50-х гг. XX в. для столбика сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора лавры ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138). И. представлен прямолично в рост, в рясе, мантии и клобуке с воскрилиями, руки раскрыты ладонями, борода округлая и волнистая с проседью; надпись: «АГ(с): ПРЕП(д): UЛIA КЕЛАРЬ». Возможно, И. был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» в сев.-зап. части на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников, см.: Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83).

http://pravenc.ru/text/389309.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010