По замыслу Святейшего Патриарха Пимена в Даниловом монастыре должна была находиться Патриаршая и Синодальная резиденция, а также все службы Московской Патриархии. Именно для этих целей и был построен этот дворец, «терем», который вы можете видеть, с изображением Христа Спасителя, где сейчас действительно располагаются Патриаршая и Синодальная резиденция и все основные службы Московского Патриархата. Пять лет назад официальный адрес Московского Патриархата сменился с Чистого переулка на Данилов монастырь, и таким образом мысли, чаяния, надежды тех, кто стремился к открытию этого монастыря, реализовались в полной мере, и сегодня именно в этом монастыре находится духовный и административный центр нашей Церкви. Думаю, другие владыки, зде присутствующие, лучше меня, может быть, поделятся воспоминаниями о том, что представлял собой Данилов монастырь 30 лет назад и что было сделано. Но самое главное, что я хотел бы сказать в качестве некоего заключения ко всему тому, что сегодня уже было сказано и, может быть, еще будет сказано, — мы с вами действительно находимся в историческом месте. Не только потому что Данилов монастырь — самый древний монастырь Москвы, но и потому что это самый первый монастырь, который был открыт после десятилетий гонений. Это был знак, это был светоч, взирая на который, люди исполнялись надеждой. Историческая роль Данилова монастыря золотыми буквами вписана в новейшую историю Русской Православной Церкви. Именно поэтому я считаю правильным, что важная круглая дата — 30-летие со дня открытия монастыря — сегодня так торжественно празднуется. Я хотел бы пожелать отцу Алексию, наместнику, и всей братии Данилова монастыря помощи Божией в дальнейшем совершенствовании, в развитии монашеской жизни, в восхождении от силы к силе, с тем чтобы Данилов монастырь, первый из возрожденных монастырей, во многом был первым и по силе молитвы, и по силе духовной жизни. Благодарю вас за внимание. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3326825.ht...

– Еще раз вспомним Вашу предшественницу – игумению Наталию (Ильчук). В одном из интервью, данном ею в 2006 году сразу же после Вашего назначения настоятельницей обители, матушка Наталия подчеркнула как величайшее Ваше достоинство то, что Вы всегда усердно выполняли все монастырские послушания. Но Вы пришли в монастырь совсем молоденькой, полной сил и энергии. Теперь же в обители нередко приходят сестры в возрасте, отягощенные разными болезнями. И если они не в состоянии выполнить послушание, которое им дает игумения, т. к. оно не по их физическим силам, как Вы поступаете? – Стараюсь каждой сестре дать послушание по ее физическим силам и умственным способностям, а в случае нехватки сил или недомогания советую сестрам ежедневно обращаться, особенно с утра, с молитвой к «Споручнице грешных» о даровании сил для перенесения утомления настоящего дня, веруя в это несомненно. Советую это из своего жизненного опыта. Бывают случаи, как исключение, когда данное послушание не по силам, тогда благословляю на другое. Игумения Наталия старалась не принимать послушниц в возрасте, хотя это и случалось, потому что в монастыре и так много возрастных сестер. Матушка Наталия всегда говорила: «Молодое деревце удобно во время бури сгибается, а старое дерево – ломается». Так бывает и на монашеском жизненном пути. Но, к сожалению, сейчас молодые сестры слабее здоровьем и сил у них меньше, нежели у старших. – Давайте продолжим разговор о послушаниях. Корецкий монастырь широко известен в православном мире тем, что он единственный в Русской Православной Церкви во всей полноте сохранил такое древнее искусство, как золотошвейное. Известно, что в свое время сестры-золотошвейки вышили митру и комплект херувимов на куколь Святейшего Патриарха Пимена. Сколько нынче насельниц подвизается в золотошвейной мастерской и какие их работы Вам бы хотелось особо отметить? – В золотошвейной мастерской в настоящее время подвизается 5 сестер. В ней сестры трудятся чаще всего в зимнее время, когда короткие световые дни, потому что в летний период они несут послушание на пахотной земле, ибо обычно наш монастырь питается от своих трудов. Каждая сестра, кроме послушания в рукодельной, имеет еще несколько других послушаний. В данное время сестры-золотошвеи вышивают митры. В подарок блаженной памяти Святейшему Патриарху Алексию II были вышиты иконы Божией Матери «Споручница грешных» Корецкая и Святителя Алексия, митрополита Московского. К приезду в нашу обитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (2009 год) и ко Дню Ангела Патриарха сестры вышили в подарок Его Святейшеству митры. Также они вышили несколько цветов Патриарших параманов.

http://pravoslavie.ru/70936.html

В годы управления В. Сибирской епархией на жителей Тобольска неск. раз обрушивались стихийные бедствия, наиболее разрушительными были наводнение в 1784 г. и пожар в 1788 г.; архипастырь много трудов положил для того, чтобы утвердить в горожанах надежду на милость Божию, помогал пострадавшим деньгами. Современники называли В. «мужем евангельской кротости и праведной жизни» ( Абрамов. С. 7). Он подолгу молился, был строгим постником, спал на голых досках и любил уединение, для молитвы иногда удалялся в Междугорский Иоанновский муж. мон-рь. Сохранились свидетельства о том, что Господь сподобил В. даров прозорливости и утешения находящихся в скорбях. 6 нояб. 1792 г. В. был возведен в сан архиепископа. Награжден орденами св. Анны 1-й степени и св. Александра Невского (1801). По завещанию погребен в Златоустовском приделе тобольского кафедрального собора, рядом со свт. Иоанном (Максимовичем) . Канонизация В. состоялась в 1984 г., когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) было установлено празднование Собору святых, в земле Сибирской просиявших. Арх.: ЦХАФ АК. Ф. 164 (Алтайская духовная миссия). Оп. 1. 166 [Ист. очерк организации и деятельности епарх. учреждений в Сибири с 1620 по 1853 г. Ркп.]. Лит.: Абрамов Н. А. Варлаам I (Петров), архиеп. Тобольский и Сибирский. 1768-1802//Странник. 1863. Окт. С. 5-22; Сулоцкий А. , прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1880. С. 10-11; Путинцев М. , прот. Сказания о некоторых Сибирских подвижниках благочестия. М., 1900; Поселянин Е. Архиеп. Тобольский Варлаам// он же. Рус. Церковь и рус. подвижники 18 в. СПб., 1905, 1993р. С.167-170; ЖПодв. Дек. Ч. 2. С. 312-316; Пивоваров Б. И. , протодиак. Архиеп. Тобольский и Сибирский Варлаам I (Петров)//ЖМП. 1978. 1. С. 74-78; Нестор (Анисимов), митр. Православие в Сибири//Свет Христов просвещает всех!: Сб. Новосиб., 2000. С. 493-496. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня)

http://pravenc.ru/text/154221.html

По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и архиеп. Сергия (Спасского) , в кон. XIX в. Л. С. еще не был канонизирован и почитался местно ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144-145; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 65). Канонизация Л. С. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых , празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 418; ПСРЛ. Т. 8. С. 33-34; Т. 11. С. 44-45; Т. 15. Вып. 1. Стб. 137-138; Т. 18. С. 129; Т. 25. С. 200. Лит.: Смирнов С. К. Нечто о древнем Стромынском мон-ре//Архив ист. и практ. сведений. СПб., 1862. Кн. 3. С. 1-14 (отд. паг.); Строев. Списки иерархов. Стб. 238; Толстой М. В. Ученики прп. Сергия Радонежского и основанные ими мон-ри: Память об Успенском Дубенском мон-ре//ДЧ. 1877. 6. С. 245-249; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 329-330; Зверинский. Т. 2. С. 348; Никон (Рождественский), еп. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 232; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий и созданная им Лавра//Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. С. 185-186; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 58-59, 164, 244; Абрамов А. В. Прп. Савва Сторожевский и Успенский Дубенский Шавыкин мон-рь//Правосл. искусство и Саввино-Сторожевский мон-рь: Мат-лы науч. конф., посвящ. 600-летию Саввино-Сторожевского мон-ря/Сост.: В. А. Кондрашина. Звенигород, 20012. С. 23-26. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2463559.html

Учитывая близость М. к преподобным Сергию и Исаакию, можно полагать, что он входил в ту часть троицкой монашеской братии, которая с сер. 1377 до февр. 1378 г. активно добивалась возвращения св. игумена в свою обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от преподобных Илии , Исаакия и Сергия Радонежских отсутствие известия о смерти М. в Троицкой летописи (свод 1408/09 г.) дает основание предполагать, что он умер уже после кончины своего учителя. Если это предположение верно, то М. мог быть в числе тех учеников прп. Сергия, которые участвовали в его похоронах в 1392 г. Вопрос о том, что М. и прп. Макарий Писемский - одно лицо, остается открытым. То обстоятельство, что рассказ о М. сохранил в Житии прп. Сергия агиограф Пахомий Логофет, свидетельствует о памяти и местном почитании М. в стенах Троице-Сергиева мон-ря уже во 2-й трети XV в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) (сер. 50-х гг. XVII в.) имя М. отсутствует. Однако в нем фигурирует некий прп. Мартирий , к-рый назван учеником прп. Сергия (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 332-333). Его упоминали также архим. Сергий (Спасский) и Н. П. Барсуков , отметивший, что в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских Святых Чудотворцев…» фигурируют «преподобные отцы Иоанникий и Мартирий» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 566; Барсуков. Источники агиографии. С. IV). По мнению Е. Е. Голубинского , указанный в нек-рых списках святых «неведомый Мартирий ошибочно возник из Макария» ( Голубинский. 2012. С. 440. Примеч. 100). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и гр. М. В. Толстого , во 2-й пол. XIX в. М. еще не был канонизирован и почитался только в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 146-147; Описание о российских святых. С. 79). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 7-8, 365; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 175-176, 194; Горский А. В., прот. Ист. описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Серг. П., 1910, 1996р. С. 63, 64; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях русского искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщ. М., 1995. С. 126-150; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 632; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 36; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель: Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012. С. 43, 71, 440.

http://pravenc.ru/text/2561306.html

10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и. указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время - 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц. (была упразднена в 1853). Служба В. и. на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря - находится в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и. Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. 14 июля 1992 г. правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю был подарен список В. и., выполненный в 1992 г. иконописцем С. Павловым. В 1995 г. этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье мон-ря, где в наст. время находится в киоте слева от центрального придела ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список В. и., с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 г. Юлией Боголюбовой. В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

http://pravenc.ru/text/153887.html

В 1972 году о. Кирилл сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке по странам Ближнего Востока, а также в Болгарию, Югославию, Грецию и Румынию. В этом же году избран членом правления фонда ВСЦ по примирению и реконструкции в Индокитае. 26 декабря 1974 г. назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. 7 июня 1975 г. назначен председателем епархиального совета Ленинградской митрополии. В том же году (декабрь) избран членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ. 14 марта 1976 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию совершали: митрополиты: Ленинградский Никодим, Киевский Филарет, Тульский Ювеналий, архиепископ Дмитровский Владимир, епископы: Пензенский Мелхиседек, Тихвинский Мелитон, Курский Хризостом. 27-28 апреля 1976 года в составе делегации Московского патриархата участвовал в собеседованиях с представителями «Пакс Кристи Интернационалис»; 9 сентября 1976 г. утвержден постоянным представителем от РПЦ в пленарную комиссию ВСЦ. 18 ноября 1976 г. назначен заместителем Патриаршего Экзарха Западной Европы и с 21 по 28 ноября того же года участвовал на Первом Предсоборном Всеправославном совещании в Женеве. С 22 по 31 января 1977 г. возглавил делегацию от Ленинградской и Новгородской епархии на юбилее Патриарших общин в Финляндии. С 19 по 26 июля 1977 г. во главе делегации от духовных школ РПЦ присутствовал на IX Генеральной ассамблее Синдесмоса в Шамбези. 2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа и 5 сентября награжден памятной панагией. С 12 по 19 октября 1977 г. совместно со Святейшим Патриархом Пименом с официальным визитом находился у Константинопольского Патриарха Димитрия I. С 23 ноября по 4 декабря 1977 г. во главе делегации РПЦ посетил Италию. 23-25 декабря 1977 г. с делегацией РПЦ во главе со Святейшим Патриархом Пименом участвовал в интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. 22-27 июня 1978 г. присутствовал с делегацией РПЦ на Пятом Всехристианском Мирном Конгрессе в Праге.

http://bogoslov.ru/event/378440

В марте 1988 г. Святейшим Патриархом Пименом награжден Патриаршей грамотой. В июне 1988 г. был участником торжеств, проводившихся Русской Православной Церковью по случаю исторического юбилея — 1000-летия Крещения Руси. 12 июля 1988 г. в храме свв. апп. Петра и Павла подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах настоятелем подворья епископом Подольским Владимиром  рукоположен во иеромонаха и назначен клириком этого храма. 10 января 1989 г. к празднику Рождества Христова указом Святейшего Патриарха Пимена награжден наперсным крестом. С декабря 1989 г. по август 1990 г. находился в ФРГ, где в Институте по связям с Восточными Церквами в г. Регенсбурге изучал немецкий язык. В рамках программы обучения посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Люксембург, Бельгию, Голландию, Италию. В середине мая 1990 г. в Тутцинге (ФРГ) в составе делегации Русской Православной Церкви принимал участие в международном симпозиуме «Церкви в контексте многообразия культур. На пути в третье тысячелетие». В августе 1990 г. назначен на должность референта в сектор зарубежных учреждений ОВЦС и в это же время стал насельником московского Данилова монастыря. В 1991 г. назначен заведующим сектором зарубежных учреждений ОВЦС. В марте 1991 г. в составе паломнической делегации во главе со Святейшим Патриархом Алексием II посетил Святую Землю; в августе 1991 г. в составе паломнической группы, представлявшей монастыри Русской Православной Церкви, посетил Румынию, Болгарию, Грецию и Святую Гору Афон. В 1992 г. по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви посетил Тунис с целью изучения возможности открытия в этой стране прихода Московского Патриархата. В 1992 г. Святейшим Патриархом Алексием II к празднику Святой Пасхи удостоен сана игумена. Возведен в сан игумена в Даниловом монастыре председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). 26 апреля 1993 г. определением Священного Синода назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197743...

Память А. М. 13 июня особо отмечается в ТСЛ (с 1946), после открытия Спасского собора Андроникова мон-ря (1990) - в Москве. В 1981 г. имя А. М. включено в Собор Радонежских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; ВМЧ. Сентябрь. Дни 1-13; Минея. Июнь. М., 1986. Ч. 1. С. 482-496; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401. Лит.: Историческое описание московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. С. 77-82; Леонид (Кавелин). Славянские рукописи в МДА. Вып. 2; Григорий, архим. Часовня московского Спасо-Андрониева монастыря. М., 1891; Троицкий Патерик. [Серг. П.], 1896, 1992р. С. 319-322; Дмитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1900. Вып. 10. Июнь. С. 103-106; Брюсова В. Г. Спорные вопросы биографии Андрея Рублева//ВИ. 1969. 1. С. 35-48; 12. С. 194-197; Андрей Рублев и его эпоха: Сб. ст. М., 1971; Спасо-Андроников монастырь. М., 1972. Игум. Андроник (Трубачёв), В. А. Кучкин Иконография На ранних иконах и миниатюрах А. М. изображался средовеком, что соответствует его житию, или же как один из ближайших учеников прп. Сергия уподоблялся видом учителю; в XVIII-XX вв. широкое распространение получили изображения А. М. как седовласого старца. В иконописных подлинниках о святом говорится: «Подобием аки Сергий Радонежский» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 120об., посл. четв. XVII в.); в Большаковском подлиннике XVIII в.: «И преподобнаго отца нашего Андроника игумена, иже на Яузе реце, Московскаго чудотворца, брада седа Николина, руце молебны, ризы преподобническия» ( Большаков. С. 106-107); в подлиннике 40-х гг. XIX в.: «Сед, брада доле Сергиевы и шире, Власиевы покороче и пошире» (ИРЛИ. ОП. Оп. 23. 294. Л. 189). Наиболее раннее изображение А.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского церковного округа, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Алексий Круглик, настоятель храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, что в Сущеве г. Москвы; протоиерей Олег Егоров, благочинный Покровского церковного округа, настоятель храма преподобного Василия Исповедника у Рогожской Заставы г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; протоиерей Сергий Дикий, благочинный Всехсвятского церковного округа, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве г. Москвы; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство г. Москвы.  В Патриаршем богослужении участвовали члены делегации Сербской Православной Церкви : епископ Моравичский Антоний , представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель храма апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот г. Москвы (подворье Сербской Православной Церкви); епископ Марчанский Савва, викарий Банялукской епархии; клирики Банялукской епархии — настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Отдельные молитвы на Литургии прозвучали на сербском языке.  На богослужении присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Н.Ю. Чаплин, и.о. генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино» А.В. Потемкин, действительный член Российской академии художеств народный художник РФ В.И. Нестеренко.  Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением А.Ю. Голик.  На телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения.  На сугубой ектении были вознесены специальные прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о единстве Святой Руси.  Проповедь перед причастием произнес иерей Николай Конюхов, клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова Моста г.

http://patriarchia.ru/db/text/6074511.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010