В сер. 50-х гг. XVII в. троицкий инок Симон (Азарьин) включил имя М. в свой Месяцеслов: «Преподобный Михеи сподобивыйся видети Явления Пречистые Богородицы с преподобным Сергием» (РГБ. Ф. 173/I. 201. Л. 332 об.). В XVIII в. в разд. «Града Радонежа и монастыря святые» в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских святых чудотворцов…» (из рукописи П. И. Савваитова) был отмечен «Преподобный Михей» ( Барсуков . Источники агиографии. С. IV). 10 дек. 1734 г. по инициативе архим. Варлаама (Высоцкого) и с разрешения Синода была освящена построенная над мощами М., почивающими под спудом, небольшая каменная ц. в честь Явления Пресв. Богородицы и святых апостолов прп. Сергию. Она была расписана в 1781 г., в том же году в ней был сделан новый позолоченный иконостас. При ее возобновлении в 1842 г. присутствовал лично св. митр. Московский Филарет (Дроздов) , к-рый по этому поводу произнес проповедь, посвященную М. В 1871 г. на средства купца М. И. Шапошникова была произведена реставрация убранства церкви: отреставрирован иконостас, гробница М. покрыта новой серебряной ризой ( Голубинский. 2012. С. 99, 189-190). Е. Е. Голубинский первоначально включал М. в число не канонизированных, а лишь почитаемых усопших. Однако затем исследователь изменил свою точку зрения: «О начале местного празднования ему в Троицкой Сергиевой лавре ничего не может быть сказано. Судя по тому, что канон ему читается в Лаврской рукописи лишь исхода XVIII-ro века, нельзя думать, чтобы установление празднования было очень давнее», «он есть настоящий местный святой, неизвестно нам когда признанный или канонизованный» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 145-146, 555). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 18926; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 408-409. Лит.: Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Вплотную к ограде храма пролегла новая улица Сталеваров, а Святой колодец был засыпан. Маленький кладбищенский храм продолжал оставаться единственным местом молитвы для тысяч жителей микрорайонов Ивановское и Перово, а также быстро разраставшегося подмосковного города Реутова. Есть сведения о том, что в середине XX столетия в храме поочередно служили настоятелями представители одной семьи Романеевых. Священники жили при церкви в небольшом одноэтажном бревенчатом доме, который сохранялся до девяностых годов. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 17 ноября 1989 года настоятелем храма был назначен протоирей Петр Захаров, ранее служивший в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Отцу Петру довелось возглавить приходскую общину в непростое, но отрадное время церковного возрождения. В эти годы значительно возросло число прихожан. Крещение приняло массовый характер, у купели вместе стояли и стар и млад, а в большие праздники бывший сельский храм, порой, не вмещал всех желающих участвовать в общей церковной молитве. В 1990-1992 году началась реконструкция храма с целью увеличения его площади. К колокольне сделаны пристройки, за счет одной из которых была расширена трапезная часть, а в другой разместилась ризница. Капитальной реконструкции подверглись стены и кровля. В 1991 году состоялась закладка фундамента нового церковного дома: рядом со старым бревенчатым срубом – бывшем домом причта, возник целый комплекс из крестильного храма с мраморной купелью и обширного здания, где разместились классы Воскресной школы и вспомогательные хозяйственные помещения. В уютном церковном дворе появился магазин православной литературы, во двор вынесен из храма и свечной киоск. Неузнаваемо изменился внутренний облик храма Рождества Иоанна Предтечи: на стенах появилась новая роспись, пол, прежде крытый плитами желто-серого песчанника, был выстлан серым гранитом. Не нарушая целостности исторического облика церковного здания, старые окна и двери в нем сменили на новые, герметичные, одновременно наладив современную вентиляцию и теплоснабжение. В 1997 –1998 годах, ввиду тесноты и малой пригодности для совершения богослужений, левый придел в честь святителя Василия Великого был перенесен в новопостроенный крестильный храм, а правый, в честь великомученика и Победоносца Георгия перенесен приставным престолом в главный алтарь. Сияет золотом новый иконостас, куда помещены отреставрированные и отчищенные от копоти старинные иконы. Радостным звоном созывают людей на молитву новые храмовые колокола: непростое искусство звонаря досконально освоили юные прихожане храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

— Всегда важно смотреть в корень явления. Давайте вспомним историю возникновения так называемой Православной церкви Украины. От ветвей этого дерева перейдем к стволу и корням. После смерти Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1990 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет становится Местоблюстителем Патриаршего престола. По его заказу был сшит Патриарший куколь. Уезжая на Поместный Собор, он торжественно попрощался с украинской паствой. Но его кандидатуру отклонила полнота Церкви — он получил наименьшее количество голосов. Потеряв шансы возглавить Русскую Православную Церковь, Филарет меняется. Я прекрасно помню его проповеди, в которых он говорил о страшной пагубе национализма и расколов, громил с амвона УАПЦ («Украинскую автокефальную православную церковь»). И вот этот человек, который не стал Московским Патриархом, вдруг разворачивается на 180 градусов и решает возглавить движение за национальную украинскую Церковь и ее автокефализацию. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1992 года он перед крестом и Евангелием обещает уйти на Черниговскую кафедру и прекратить раскольническую деятельность, однако потом совершает клятвопреступление. Будучи после этого лишен всех степеней священства, он «рукополагает» своих ставленников, «совершает богослужения», согрешая тягчайшим грехом святотатства и увлекая в раскол своих заблудших последователей. Анафема (на Архиерейском Соборе 18-23 февраля 1997 года) не останавливает его. Он создает самочинную структуру «Киевский патриархат», непризнанный никем в православном мире. Глава ПЦУ Епифаний — один из тех, кто получил «рукоположение» от расколоучителя. Каждому, даже слабо осведомленному в канонах человеку ясно, что из прогнившего корня анафемы не может произрасти древо благодати. Все, что породил Филарет, является мертворожденным, в том числе ПЦУ. Еще один создатель этой структуры, бывший президент Украины Петр Порошенко, когда-то был нашим прихожанином. Политика изменила его. Под нажимом своих западных кураторов он стал гнать и преследовать Церковь, духовно взрастившую его. Он говорил о ней, что это пятая колонна, враг Украины, подлежащий уничтожению. Катастрофическое поражение Порошенко на президентских выборах стало результатом, в том числе, и его войны с Православием, человеконенавистнической риторики в адрес верующих Украинской Православной Церкви. Фиаско экс-президента всем дало понять, что не надо воевать с народом Божиим, ведь мы — реальная сила. Недавние события в Черногории наглядно продемонстрировали всему миру, что Церковь и народ могут заставить политиков считаться с собой. Мы не позволим людям, далеким от Православия, решать нашу судьбу без нас.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5818280...

" Вы являете нам пример следования принципам человеколюбия, добра и справедливости. Эти традиционные и морально-культурные ценности служат сегодня нравственным мерилом и опорой для всех нас и имеют большое значение для поддержания мира, укрепления России, сохранения единства Русской Православной Церкви " , - подчеркнул Путин. Президент РФ пожелал процветания обители, долгих лет жизни и крепкого здоровья ее братии. " Важно и впредь сообща делать все необходимое, чтобы этот русский уголок на Афоне продолжал укреплять духовные силы всех православных верующих " , - сказал Путин. Он отметил, что исторически монастырь выполнял и продолжает выполнять высокую духовную миссию, дорог православным в России и в других странах. " Я был здесь в 2005 году. И могу сегодня засвидетельствовать, что изменения просто чудесные " , - сказал Путин, имея в виду усилия по восстановлению монастыря. Президент отметил, что Россию и Афон издавна связывали тесные религиозные узы, афонские традиции играли значимую роль в жизни российского народа, и в наши дни интерес России к Афону не ослабевает, а в последнее время при активном участии РПЦ и благотворителей происходит восстановление исторических мест, связанных с русским присутствием на Святой Горе. Путин подчеркнул, что возрождение Свято-Пантелеимонова монастыря ознаменовал первый в истории визит патриарха Московского и всея Руси Пимена на Афон в 1902 году. В свою очередь Патриарх Кирилл, который выступил после краткого молебна, отметил, что впервые посетил Афон более 40 лет назад. И Свято-Пантелеимонов монастырь находился в запустении, сказал он. Вместо 1000 монахов в монастыре тогда находилось только семеро, добавил Патриарх. " Я не могу передать их чувств, когда они увидели нас, как много было радости и надежды, хотя некоторым казалось, что все закончилось с русским присутствием и никогда не сумеет возродиться Пантелеимонов монастырь " , - сказал Патриарх. Процесс восстановления происходил постепенно, и в монастырь стало приезжать все больше послушников и паломников. " Особые перемены произошли за последние годы. Государство Российское активно включилось в подготовку празднования 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон. Был создан соответствующий фонд " , - сказал Патриарх Кирилл, отметив усилия лично главы государства в этой сфере.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Далее были обсуждены вопросы, касающиеся двусторонних отношений Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви. В завершение приема стороны обменялись памятными подарками. На заседаниях Рабочей группы было констатировано, что двусторонний диалог между Московским Патриархатом и Маланкарской Церковью, который отсчитывает историю как минимум с XIX века, переживает сегодня активное возрождение. Яркими фигурами в истории двусторонних отношений были митрополит Нестор (Анисимов), архимандрит Андроник (Елпидинский), митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) и ректор Коттаямской семинарии митрополит Павел Мар Григорий (Варгезе). В XX веке состоялись первосвятительские визиты Католикоса Василия Мар Фомы Матфея I в Россию и Святейшего Патриарха Пимена в Индию. Значительный вклад в развитие двусторонних отношений внес нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который посещал Индию, находясь на посту председателя ОВЦС. На протяжении десятилетий обе Церкви активно взаимодействовали в академической сфере. В ходе состоявшихся заседаний были определены приоритетные на ближайший период направления работы: сотрудничество в академической, гуманитарной, информационной и культурной сферах, а также в области изучения традиций русского монашества и церковного социального служения. В завершение было принято совместное коммюнике. Об итогах работы Группы будет доложено Священным Синодам Русской Православной Церкви и Маланкарской Церкви. В ходе пребывания в Индии делегация Московского Патриархата приняла участие в 103-й Ежегодной Ортодоксальной Конвенции — Съезде духовенства и мирян Маланкарской Церкви, на котором архиепископ Леонид огласил приветственное слово перед многотысячной аудиторией. Члены Рабочей группы также посетили Женскую обитель в г. Ранни-Перунад, основанную в 1980 году и насчитывающую сегодня 26 сестер. При монастыре также действует школа для девочек. В ходе визита в Индию представители Русской Православной Церкви поклонились мощам святого апостола Фомы, частица которых находится в городе Парумала, где тот основал церковь в I веке.

http://patriarchia.ru/db/text/5590350.ht...

Киевские святые, в том числе и Л., были прославлены свт. Петром (Могилой) , митр. Киевским. В 1643 г. установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих (первоначально в первую субботу после праздника Воздвижения Честного Креста). В 1760 г. Ближние пещеры были восстановлены после повреждений, вызванных землетрясением, и над ними был построен каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886 г. Платон (Городецкий) , митр. Киевский и Галицкий, перенес празднование памяти Собора Ближних пещер на 28 сент. В 1643 г. установлен Собор преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших (во 2-ю Неделю Великого поста). Соборное празднование подтверждено указом Святейшего Синода в 1843 г. В 1762 г. Святейший Правительствующий Синод разрешил (это решение было подтверждено указами 1775 и 1784 гг.) включать в общецерковные месяцесловы имена киевских святых и печатать им службы в месячных Минеях. Тем не менее нормативные месяцесловы синодального периода - в Типиконе и Следованной Псалтири - не включали имен киевских святых, продолжая считать их местночтимыми. Месяцесловы др. богослужебных книг (иерейского Молитвослова, Требника и алфавита имен при нем) стали включать имена киевских святых, преимущественно тех, которым были опубликованы службы в Минее Киевской (Службы преподобным отцем Печерским. Киево-Печерская лавра, 1855). Месяцесловы небогослужебные стремились включить максимальное количество имен киевских святых. Память Л. включалась в месяцесловы под 29 янв. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечал, что в книге XVIII в. из киевского Софийского собора «Описание о российских святых» память прп. Лаврентия, затворника, еп. Туровского, праздновалась 10 мая. Имя Л. включено в Собор Белорусских святых, празднование которому было установлено в 1984 г. по инициативе Минского и Белорусского митр. Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) решением Священного Собора РПЦ.

http://pravenc.ru/text/2462417.html

Наличие повествований об И. в редакциях Жития прп. Сергия, составленных Пахомием Логофетом, свидетельствует о почитании И. в Троице-Сергиевом мон-ре уже в сер. XV в. «Преп(одобный) Исакии Молчалник, иж(е) угодив добрым жителем (ошибочно вместо «житием».- А. К.)» упоминается в Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 332). В ряде поздних месяцесловов память И. помещена под 30 мая ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 559). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) , во 2-й пол. XIX в. преподобный почитался местно в Троице-Сергиевом мон-ре ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144). Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в., в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367). Имя И. вошло в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Описание о российских святых. С. 78; ПСРЛ. Т. 11. С. 91; Т. 15. Вып. 1. Стб. 153-154; Т. 18. С. 137; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 2002 2. С. 432; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 36, 101, 219, 245-246, 360-362, 365-366, 372-373, 397, 398, 409. Лит.: Снегирёв И. М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. М., 1856. С. 73; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 227; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 6-8; Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Серг. П., 1910, 1996р. С. 66, 69-70; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исследования. М., 1969. С. 364; Попеску Т. А. Основные источники XVII в. по истории б-ки Троице-Сергиева мон-ря: Опись 1641 г. и вкладные книги 1639 и 1673 гг.//Книгопечатание и книжные собрания в России до сер. XIX в.: Сб. науч. тр. Л., 1979. С. 32-33; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Муравьёва Л. Л. Московское летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 92-93; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения/Сост. и отв. ред.: Т. Н. Манушина. М., 1995. С. 128-129; Олсуфьев Ю. А. Лицевые книги и их орнамент//Троице-Сергиева лавра: Сб. ст. М., 2007. С. 86.

http://pravenc.ru/text/674764.html

Но что было не угодно властям, то было угодно Богу, а значит, и верующему человеку. Много православных людей стремилось помочь в строительстве Храма. Помогали, чем могли, ни о какой зарплате не могло быть и речи. На помощь ехали даже из Омска. Раба Божья Анна Ивановна варила, чтобы накормить всех трудников. Янина Галина Ивановна оказывала нуждающимся медицинскую помощь. Много жертвовал и потрудился на стройке Раб Божий Василий, который в то время сеял хлеб на арендованных полях. Раба Божья Татьяна собирала у местных жителей на храмовую ограду. Раба божья Галина, которая работала в УПТК на складе, чудом не пострадала за то, что самовольно помогала, выделяя песок и щебень на постройку Храма. За что их обещали посадить в тюрьму сроком на пять лет. Было заведено уголовное дело. Архиепископ Максим молился за православных чад многострадальной Церкви, а так же заказывал молебны в Москву. Всё уладилось по Божьему промыслу, они не пострадали. В скором времени, чиновник спился и помер. Так как стройматериалы взять было негде, приходилось, в полном смысле слова собирать со всего света. Когда заливались столбовые опоры храма, то в них для прочности, вкладывали по несколько строительных ломов. Фундамент Храма возвели из старого, но очень прочного кирпича, который достался верующим после разбора маслозавода. Облицовочный кирпич, по благословению и ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, привезли из Прибалтики. Когда на купол возили лес, то машину выделила местная типография, которую в тот момент временно возглавляла Янина Татьяна Степановна. Так же для нового храма, из запасов типографии, она выделяла уголь. За что чиновники грозили ей увольнением, хотя до пенсии оставалось три месяца. Архиепископ Максим утешил Татьяну Степановну и пообещал, что если дело дойдёт до увольнения, то Епархия берёт на себя выплату её зарплаты в течение трёх месяцев. Но Господь и здесь проявил Свою несказанную милость – Татьяна Степановна проработала на своем рабочем месте ещё 19 лет.

http://sobory.ru/article/?object=56266

Очень важно продолжать жить в ритме церковной жизни – при любых обстоятельствах Обстоятельства жизни христиан в последние две тысячи лет складывались по-разному. И будут еще складываться по-разному. Бывало спокойное, мирное время, христианское государство и христианин-Государь. Бывали гонения на христиан, гонения на все собрания христиан. Бывали войны. Бывали моры-эпидемии. И вот сейчас у нас эпидемия, объявлен карантин. Как долго все это продлится, насколько серьезной будет ситуация – всего этого мы не знаем. Но, так или иначе, мы можем быть готовы хранить свою веру Богу, верность Церкви в самых разных обстоятельствах. Так, чтобы в любой ситуации, если есть хоть малейшая возможность продолжать жить в ритме церковной жизни, продолжать молиться, воспитывать детей в вере с верой, сделать свой дом местом любви, радости – и молитвы, служения Богу. Снова обратимся к опыту и наставлениям отца Глеба Каледы: «Можно править службы в домашней квартире, в лесу, в поле, в пещере и даже в номере гостиницы. В предисловии к Псалтири, изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (М., 1973), говорится: “Если верующий не был за богослужением в храме, то он может включить в свое домашнее правило или псалмы из богослужения, или же полностью ту или иную вседневную службу (кроме Божественной литургии, совершаемой только епископом или священником): утреню и первый час; часы третий и шестой и изобразительные, девятый час и вечерню”» . О том, как и зачем сегодня, в XXI веке, даже с маленькими детьми на руках можно устраивать домашнее богослужение, – я писала не раз (см, например: «Домашнее богослужение как часть жизни семьи» ). С Церковью на карантине Сейчас мы не можем покидать свои дома, но впереди – несколько особенных богослужений, одно воскресенье без храма (будем надеяться, что только одно!). Как мы приобщимся к богослужениям, сможем ли приобщить к ним своих детей? Все зависит от нас самих, от нашего желания, возможностей. А возможности у каждого, конечно, разные.

http://pravoslavie.ru/129860.html

Скупые сведения о жизни И. в Троице-Сергиевом монастыре после окончания осады сохранились в Житии прп. Дионисия (Зобниновского), к-рое было составлено Симоном (Азарьиным), согласно О. А. Белобровой, в 1648-1654 гг. Агиограф, не называя И. по имени, отмечает, что в первое время настоятельства св. Дионисия, по сложившейся традиции, утром, до начала богослужения, в келью к настоятелю приходил пономарь (И.), к-рый приносил огонь в фонаре и просил у архимандрита благословение. Прп. Дионисий благословлял пономаря и приказывал ему благовестить в колокол. В то время когда И. звонил, прп. Дионисий успевал сделать 300 поклонов. Придя в церковь, прп. Дионисий читал 50-й псалом и дожидался прихода монахов. После того как братия собралась, пономарь начинал «к полунощнице в доску бить», св. Дионисий благословлял священника начинать богослужение. И. был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. Почитание Местное почитание И. началось во 2-й трети XVII в. в связи с распространением списков «Сказания...» Авраамия (Палицына). И. отмечен в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: «Преп. Илиарх, чином пономар, иж свидетелствуется в Осадной книге» (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 333). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) и Н. П. Барсукова , в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому установлено было 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: [Симон (Азарьин)]. Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М., 1646; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955. С. 97, 98, 142-143, 170-171, 184-185, 202 [по списку РГБ. Рум. 299, 20-е гг. XVII в.]; Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева мон-ря/Подгот. текста: Е. И. Ванеева, пер. и коммент.: Г. М. Прохоров//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 264-265, 310-313, 334-337 [по списку БАН. Арханг. 413, 40-е гг. XVII в.]; Житие архимандрита Троице-Сергиева мон-ря Дионисия/Подгот. текста, пер. и коммент.: О. А. Белоброва//Там же. С. 370-371.

http://pravenc.ru/text/673963.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010