Митрополит Кирилл принял участие в презентации первого тома пятитомного издания «Добротолюбия» на языке малайалам, проходившей в «Маммен Маппиллаи холле» города Коттаяма. Данное мероприятие проводилось в рамках семинара по духовности, на который собрались представители христианских общин Кералы. Семинар был открыт вступительным словом доктора Чериана Ипена, который осуществляет данный издательский проект. После этого перед собравшимися выступил сопровождающий митрополита Кирилла хор под управлением сотрудника ОВЦС И.З. Якимчука, исполнивший песнопения Русской Православной Церкви. Затем со словом приветствия обратился Святейший Католикос Василий Мар Фома Дидим I, который подчеркнул значение «Добротолюбия» как важного свидетельства о богатой духовной традиции Православия. По его словам, издание этой книги на местном языке будет способствовать углублению диалога между христианскими конфессиями и религиозными традициями Индии. От Российского центра науки и культуры собравшихся приветствовал его директор Ф.А. Розовский. Вслед за ним слово было предоставлено митрополиту Кириллу, который отметил важность «Добротолюбия» для человека, живущего в современную эпоху. Владыка приветствовал тот факт, что эта книга, любимая всеми православными, издается на языке малайалам. По его словам, это не только позволит сделать православную духовную традицию более доступной для местной христианской общины, но и поможет познакомить с ней представителей других религий Индии. 9 декабря делегация Русской Православной Церкви посетила главное учебное заведение Маланкарской Церкви — духовную семинарию в Коттаяме. Здесь гостей торжественно встречал Святейший Католикос Василий Мар Фома Дидим I. Гости проследовали в семинарский храм во имя святого апостола Фомы. После этого митрополиту Кириллу была предоставлена честь открыть заново оборудованный кабинет иностранных языков. По этому поводу был установлен памятный знак. В актовом зале состоялся торжественный акт, посвященный визиту делегации Русской Православной Церкви. Вначале перед собравшимися выступил ректор семинарии священник К.М. Джордж. В своем выступлении он совершил экскурс в историю взаимоотношений Маланкарской и Русской Церквей, упомянув исторические визиты в Коттаям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и митрополита Таллинского и Эстонского, а ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Нынешний визит митрополита Кирилла, по мнению выступавшего, продолжает цепь этих важных событий. Ректор семинарии обратил внимание на особый вклад владыки Кирилла в развитие отношений между двумя Церквами, отметив, что для многих присутствующих митрополит Кирилл, долгие годы возглавлявший Ленинградские Духовные школы, был учителем и наставником.

http://patriarchia.ru/db/text/169912.htm...

Кандидатами на патриаршество были избраны: Архиепископ Харьковский Антоний, Архиепископ Новгородский Арсений и Митрополит Московский Тихон. Старец Зосимовой пустыни преподобный Алексий, вынул жребий, явивший волю Божию о избрании святителя Тихона на престол Всероссийских Патриархов. Архиерейский Собор 1943 года Собор 1943 года не соответствовал определениям Собора 1917–1918 годов о Поместных Соборах и об избрании Патриарха: состоял он только из 19 архиереев, избравших Патриарха открытым провозглашением (а не жребием, как предписывал Собор 1917–1918 годов). Наречение Патриархом произошло без осуществления какой-либо процедуры избрания. На Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года, состоявшемся по разрешению советских властей через три дня после известной встречи митрополитов со Сталиным, на устное предложение митрополита Алексия (Симанского), чтобы Патриархом стал митрополит Сергий было провозглашено «Аксиос». Митрополит Сергий (Страгородский) , с 1934 года имевший титул Блаженства, с 1937 года имевший звание Местоблюстителя, 12 сентября 1943 года избирается Патриархом Московским и всея Руси. Поместный Собор 1945 года 4 февраля 1945 года завершил свою работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, который был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). Собор должен был избрать нового Предстоятеля и зафиксировать существенные позитивные изменения в жизни Церкви. Согласно единогласному решению архиереев, новым Патриархом был избран — Алексий (Симанский). Всего в Соборе, заседавшем в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года, приняло участие 46 архиереев, 87 клириков и 38 мирян. Поместный Собор 1971 года Открытым голосованием происходило избрание Патриарха Пимена в 1971 году.  На Соборах 1945 и 1971 годов кандидатуры будущих Патриархов предварительно обсуждались, согласовывались с властью, что, впрочем, не говорит о том, что кандидаты были нехороши или недостойны. Поместный Собор 1990 года Выборы Святейшего Патриарха Алексия II в 1990 году прошли уже по другой схеме. Жребия, как в Соборе 1917–18 годов, не было, но эти выборы были осуществлены посредством тайного голосования.

http://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russ...

Из всего ансамбля храмового комплекса до наших дней в первозданной красоте сохранились Собор Иоанна Богослова и колокольня. Церкви Михаила Архангела, иконы Знамения Божьей Матери, ограда с башнями — всё это восстановлено по рисункам, фотографиям, раскопкам, архивным документам работниками Министерства культуры Республики Мордовия. В 1946 г. верующим вернули Иоанно-Богословский Собор, а в 1961 году храм снова был закрыт. С 1969 года в Макаровке начались продолжительные по времени реставрационные работы (вплоть до середины восьмидесятых годов). В 1987 году жители с. Макаровки при содействии верующих из сёл Луховки, Куликовки и Солдатского через Святейшего Патриарха Пимена (1990г.) сумели вытребовать Иоанно-Богословский Собор и колокольню для проведения Богослужений. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году новообразованной Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году — Михайло-Архангельская. Восстановленный дом помещиков Полянских стал летней резиденцией Архиепископа. В 1994 г. по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского Иоанно-Богословский мужской монастырь был открыт. Наместником новообразованной обители стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир). С января 2001 г. в связи с тяжёлой болезнью архимандрита Владимира обитель возглавил игумен Лазарь (Гуркин) известный в Мордовии по восстановлению знаменитого Чуфаровского мужского монастыря. В течение года вокруг него собрались опытные иеромонахи из нескольких монастырей Мордовии разного возраста желающие поработать Господу.   3 августа 2000 г. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в рамках двухдневного визита в Мордовию посетил Макаровский монастырь, где осмотрел храмовый комплекс, и, отвечая на приветственную речь наместника монастыря архимандрита Владимира (Чеботарёва), преподал с амвона Первосвятительское благословение братии, а затем вместе с руководством республики принял участие в торжественном приёме в резиденции Архиепископа Варсонофия.

http://patriarchia.ru/db/text/130370.htm...

Новопостриженной инокине не суждено было выздороветь. Ее положили в могилу, выкопанную в богозданной пещере, но наутро обрели гроб поверх земли. Иоанн, посоветовавшись с духовником В., решил, что последний допустил какие-то нарушения в заупокойной службе. Духовник вновь прочитал разрешительную молитву, после чего святая была вторично погребена. Однако утром, как и в предыдущий день, ее гроб нашли на поверхности земли. Тогда Иоанн, недоумевая о происходящем, выкопал в стене пещеры, на левой стороне, нишу и поставил там гроб с телом жены. 15 авг. 1473 г. в пещере была освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, рядом с ней оказалась могила В., к-рая стала 1-й на монастырском пещерном кладбище. Незадолго до этого Иоанн принял постриг. О том, что В. почиталась в мон-ре издавна, свидетельствует упоминание в «Повести» о состоявшемся 7 марта 1600 г. переложении мощей преподобной (вместе со старым обветшавшим гробом) в новый гроб наряду с мощами первых псково-печерских иноков - преподобных Марка (кон. XIV - нач. XV в.) и Ионы. Совр. память преподобной под 19 марта, вероятнее всего, приходится на день ее кончины, раньше В. поминали в обители 29 марта - вместе с преподобными Марком и Ионой. Имя В. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Акафист преподобным Марку, Ионе, Корнилию и В., а также отдельный акафист в честь святой, тропарь, кондак и молитва к ней составлены буд. Патриархом Московским и всея Руси Пименом во время пребывания его наместником Печерской обители (в 1949-1953). Местная канонизация В. подтверждена включением ее имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено по благословению Патриарха Пимена в 1987 г. (тогда же Ю. Г. Малков составил службу Собору), и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. (служба Собору была составлена в 1990-1991 Малковым при участии печерских иноков архим. Елеазара (Иванова) и архим. Нафанаила (Поспелова), опубл. в «Летописи Псково-Печерского мон-ря»).

http://pravenc.ru/text/149849.html

Над восстановлением икон трудились реставраторы Москвы, Ленинг рада, Ростова-на-Дону. Под поздними записями и потемневшей олифой обнаружились самобытные творения белорусских мастеров - удивительный синтез западноевропейской строгости, древнерусской духовности и трогательной народной простоты, почти лубочного стиля. Необычно и то, что большинство этих икон датировано и подписано авторами на древнерусском и латинском языках. Выставка приурочена к Году Культуры Республики Беларусь в России. Сюжет: Презентация Библии В Храме Христа Спасителя, в торжественной обстановке, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялась презентация первой в истории книгопечатания Библии, иллюстрированной художниками Палеха. 136 уникальных книжных миниатюр. Работа над ними заняла более десяти лет. Оригиналы выполнены с соблюдением православных канонов иконописи темперными красками, изготовленными по старинной рецептуре. Тираж этой уникальной Библии пока невелик - всего тысяча экземпляров. Специалисты уже сегодня занесли ее в список наиболее редких и дорогих книг современности. Святейший Патриарх: Сегодня праздник и для Церкви, и для нашей культуры. Это событие, которое действительно войдет в историю, как одна из дат духовного возрождения. Библия в красках миниатюр Палеха становится достоянием нашего народа, достоянием библиотек и личных собраний наших соотечественников. Первые три экземпляра с дарственной надписью Святейшего Патриарха Алексия получили Музей Московского Кремля, Российская Государственная библиотека и Синодальная библиотека Московского Патриархата, а авторам уникальных библейских иллюстраций вручены церковные награды. Ведущий священник Алексий Уминский: - Шестидесятые и семидесятые годы 20 века в нашей истории одни называют хрущевскими и брежневскими, а другие - временем Патриарха Алексия (Симанского) и Патриарха Пимена (Извекова). Для тысяч верующих это были годы жесткого давления. Сюжет: 60-е годы Великое противостояние - так можно назвать взаимоотношения государства и Церкви в советские годы. В 30-е годы, уничтожая Церковь, государство шло фактически против всего народа, ведь люди, рожденные до октябрьского переворота, в большинстве своем были верующими и церковными. Большевики действовали жестоко, и исключительно грубыми средствами - расстрелы, тюрьмы, лагеря. Даже тогда, несмотря на жестокие репрессии, перепись 37-го года показала, что большая часть населения считает себя православными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Уже тогда я стал думать о способе передвижения Святейшего. О коляске он и слышать не хотел, а ноги идти отказывались. Сразу замечу, что так до самой кончины он ни разу не сел в коляску, хотя кроме самодельных кресел на колесиках, сделанных мною в Лавре, были и фирменные, никелированные экземпляры заграничного производства. Выход был один: носить Патриарха в кресле на руках, что и сделали в первый раз в Московской академии на праздновании 75-летия Святейшего. На людях Святейший шел сам маленькими шажками, поддерживаемый иподиаконами, и это занимало порой много времени, особенно за богослужением. До 1985 года Святейший служил часто, очень любил посещать чтимые московские святыни и престольные праздники. Проповеди его были, как правило, простыми и проникновенными. Всех покоряли его могучий, ясный голос, прекрасный слух и музыкальные способности. Известно, что в молодые годы, будучи монахом пустыни Святого Духа Параклита при Троице-Сергиевой Лавре, он управлял хорами в московских храмах. Последний раз особенно проникновенно звучал голос Святейшего, когда он на Благовещение в 1988 году сольно пропел в Богоявленском соборе «Архангельский глас…». Был случай, когда перед Великим постом он также солировал в алтаре «Да исправится молитва моя…». Служить он любил, и поэтому физическая немощь, конечно, доставляла ему много неприятностей. Если первые годы моего иподиаконства я бывал при Святейшем на службах, приемах, в поездках, то последние два с половиной года мне пришлось быть рядом с Патриархом неотлучно. Если я уезжал в Академию на занятия, где преподавал с 1980 года, то меня заменял либо мой брат Феодор, либо второй иподиакон отец Петр. За здоровьем Святейшего постоянно следили врачи из кремлевской больницы. Они же регулярно направляли Патриарха в подмосковный санаторий, где нам приходилось иногда жить довольно долго. Случалось, что на большие праздники Святейший ехал служить из санатория, как это было и на Благовещение 1988 года. Последний раз мы находились в санатории осенью 1988 года, приезжали в Москву лишь на день Ангела Святейшего — 9 сентября. Ходил Патриарх плохо, и мы по 3-4 часа сидели с ним в креслах на солнышке у входа в здание. Отдыхающие очень дружелюбно относились к Святейшему, со многими он был лично знаком. Были и такие, которые открыто брали у Святителя благословение и старались говорить с ним на церковные темы. После прошедшего празднования 1000-летия Крещения Руси авторитет Церкви и лично Патриарха заметно возрос.

http://pravoslavie.ru/35068.html

Неожиданно в первых числах октября 1988 года врачи обнаружили у Патриарха опухоль кишечника и срочным порядком переправили нас в кремлевскую больницу, что на Ленинских горах. Там было сделано полное обследование больного, и поставлен самый мрачный диагноз. Требовалась немедленная операция. На заседание консилиума врачей были вызваны два члена Святейшего Синода, которым министр здравоохранения Чазов сообщил, что без операции Святейший проживет не более шести месяцев, и кончина его может быть мучительной. Но приближался праздник преподобного Сергия. Святейший настоял, чтобы его отпустили в Лавру на праздник. Из больницы в Загорск машину Патриарха сопровождал автомобиль реанимации. Служить Святейший уже не мог, но приложился к мощам преподобного Сергия и проследовал в свои покои, где молился за праздничными службами, принимал гостей и возглавил официальный прием. Вечером того же дня мы вернулись в Патриархию, где нас ожидали врачи — профессора и академики во главе с министром Чазовым. В корректной форме Святейшему был объявлен диагноз и предложена операция, на что он ответил: «Лучше в гроб. Нет, категорическое нет!». Все мы очень переживали за Святителя, ибо видели, что операцию он может не перенести. Господь умудрил его: отказавшись от операции, он прожил еще более полутора лет и мирно, безболезненно отошел в путь всея земли. Вскоре Святейший вновь посетил Лавру. В этот раз он приехал на престольный праздник Московской академии и семинарии — день Покрова Богородицы, преподал свое благословение духовным школам и последний раз разделил трапезу вместе с ректором и профессорами. Еще несколько раз Святейший облачался в полное облачение и участвовал в праздничных богослужениях, пребывая в кресле на своем месте в алтаре собора и лишь на несколько минут поднимаясь и подходя к престолу. Так было на хиротонии наместника Лавры архимандрита Алексия (Кутепова); на всенощном бдении, когда Патриарх последний раз помазывал благословенным елеем молящихся; на Пасху 1989 года он возглавлял пасхальную заутреню и причастился Святых Христовых Тайн за ночной литургией.

http://pravoslavie.ru/35068.html

После кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора. 6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский Алексий, митрополит Ростовский Владимир и митрополит Киевский Филарет. 7 июня открылся Поместный Собор. В заседаниях Собора участвовало 317 делегатов. Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором: Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Это предложение Собором не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 – за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 – за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира – 143 члена Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении… Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении». 2

http://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russ...

В 1980 г. вместо деревянного крестильного храма постройки 1945 г. возвели новый каменный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На цокольном этаже обустроили просфорную, ризницу и кочегарку. В 1982 г. получили разрешение на вторичную реконструкцию храма. Заменили все его деревянные части, потолок сделали железобетонным. Был перестроен алтарь, сооружены восьмигранный купол и невысокая колокольня, сделана новая железная кровля. Со стороны р. Томь к зданию храма пристроили веранду для исповеди и панихид. К этому времени живописец Н. Клюковкин сошел с трудовой деятельности. Монахиня Агния, как могла, примитивно расписала крестильный храм и притвор Никольского храма. В Сибири в то время церковных художников не нашлось. Но через знакомых были найдены художники из семьи священника из Владимирской губернии. К ним примкнул один москвич-художник. Кто-то из них писал лики, кто-то одежду, кто-то орнаменты, кто-то работал с сусальным золотом и позолотой, а кто-то занимался лепкой. Через год, в престольный праздник святителя Николая, реконструированный храм был заново освящен архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном в присутствии московских клириков: архимандрита Евлогия Смирнова, протоиерея Вадима Смирнова и духовенства Кемеровского благочиния. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена за от 12 декабря 1987 г. Никольскому храму было присвоено достоинство собора. Еще в 1982 г. за большие труды в деле обустройства храмов Кузбасса протоиерей Алексий Курлюта был награжден правом ношения митры, в 1988 г. – почетным орденом кн. Владимира, а в 1993 г. – орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. С образованием Кемеровской епархии протоиерей Алексий Курлюта являлся секретарем Епархиального управления. В сентябре 1993 г. собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обустройство прихода продолжалось. В 1994 г. было сооружено новое двухэтажное каменное здание воскресной школы, где временно размещались кабинет правящего архиерея и управление Кемеровской епархии, а также церковная библиотека. В 1995 г. проведена покраска наружных стен собора и крестильного храма, перестелены полы, отреставрированы росписи в основном храме. Большую помощь в реконструкции храма, в работе воскресной школы и церковного хора оказывает супруга настоятеля, матушка Ирина Курлюта.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

За усердное служение Церкви игумен Прокл был награжден орденом равноапостольного князя Владимира 3-й степени, а в 1984 году — крестом с украшениями. 10 сентября 1987 года постановлением Священного Синода игумену Проклу (Хазову), по возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. 17 октября 1987 года, в субботу 19-й седмицы по Пятидесятнице, по окончании Всенощного бдения, в Иоанно-Богословском храме Ленинградских Духовных школ состоялось наречение архимандрита Прокла во епископа Тихвинского. 18 октября 1987 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде состоялась хиротония архимандрита Прокла во епископа Тихвинского, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 13 сентября 1989 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви была возрождена Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским было определено быть викарию Ленинградской митрополии епископу Тихвинскому Проклу. 25 февраля 1998 года епископ Прокл возведен в сан архиепископа. В 2000 году владыка Прокл удостоен звания Почетного гражданина Ульяновской области. 17 июля 2001 года Священный Синод возвратил Ульяновской епархии историческое наименование и утвердил титул ее правящего архиерея «Симбирский и Мелекесский». Решением Священного Синода от 26 июля 2012 года Владыке присвоен титул Симбирский и Новоспасский, он назначен главой новообразованной Симбирской митрополии. 1 августа 2012 года архиепископ Прокл возведен в сан митрополита. С прекращением гонений на Церковь стали возрождаться приходы в Симбирске и других городах и весях Ульяновской области, строиться величественные соборы и небольшие сельские храмы, возрождаться монашеская жизнь в двух обителях нашего края, открываться воскресные и катехизические школы для детей и взрослых, стало возможным получение православного образования для педагогов, военнослужащих и всех желающих, миссия среди молодежи, в учреждениях культуры, социальное служение…

http://pravmir.ru/o-mitropolite-prokle-d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010