Спустя десять лет после открытия музей переместился в подклет Воскресенского кафедрального собора Арзамаса, пережившего грандиозную реставрацию. Музей уникален, здесь находится единственная в стране экспозиция, рассказывающая о жизни всех русских Патриархов, вынесенная в отдельное музейное пространство. Обширная экспозиция музея посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси от первого Патриарха Иова до нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Кирилла. Здесь представлены подлинные вещи Патриархов и современные реконструкции. Основная часть экспонатов — подлинники. В их числе — облачения Предстоятелей XX века, уникальные документы с подписями (к примеру, акафист, подписанный будущим Патриархом, митрополитом Сергием (Страгородским) в 1938 году). В экспозиции — подлинные антиминсы XVII века, подписанные Патриархами Никоном, Иоасафом. Кроме того, представлены антиминс, подписанный первым нижегородским митрополитом Филаретом, и антиминсы, относящиеся ко времени правления Елизаветы Петровны, Екатерины II, Александра I. Во время создания экспозиции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий обратился к собратьям-архипастырям с просьбой передать личные вещи Предстоятелей, если они имеются в епархиях, в создаваемый музей. Так в нем появились облачения Патриарха Пимена, переданные митрополитом Вятским и Слободским Марком и митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием. В экспозиции представлены и реконструкции облачений первого Патриарха Московского и всея Руси Иова, Патриарха Никона и других. Делая реконструкцию облачения Патриарха Никона, создатели музея работали в Оружейной палате Московского Кремля, имели возможность видеть и снять размеры с подлинного облачения. В Италии были найдены производители бархата с рисунком, который был на ткани XVII века. Этот бархат использовали при реконструкции. Несколько стендов посвящено истории становления Патриаршества на Руси. Здесь, в частности, находится написанная недавно картина, на которой изображен царь Феодор Иоаннович, вручающий посох Предстоятеля Патриарху Иову, и многие другие экспонаты.

http://patriarchia.ru/db/text/6046989.ht...

Московиты схоронили Митяя в Галате, на территории, принадлежавшей генуэзцам (что еще раз свидетельствует о том, что генуэзцы в этой истории были заинтересованными лицами), и направились в Константинополь, куда уже прибыл святитель Киприан. Однако в столице в это время власть опять переменилась. Императором опять стал Иоанн V Палеолог, но патриарха Филофея уже не было в живых. На его месте оказался патриарх Нил, который, хотя и придерживался тех же взглядов, что и Филофей, но был гораздо менее выдающейся личностью. Московская делегация решила представить дело таким образом, будто Пимен это и есть посланник великого князя. Начались бурные интриги и подкупы. Под княжеские векселя были заняты у турок и генуэзцев огромные суммы денег. Патриарх Нил делал вид, что поверил московской делегации, хотя в присутствии Киприана подобное было просто исключено. Тем не менее, малодушные представители Константинопольской патриархии, видимо, щедро подкупленные, все же решили так выйти из сложного положения: патриарх объявил, что рукоположит Пимена в митрополита Киевского и Великой Руси, а Киприана - в митрополита Литвы и Малороссии. Святитель Киприан не стал дожидаться акта поставления Пимена и уехал в Литву. Это было летом 1380 года. Однако в это время на Руси назревало событие, которое повернуло весь ход европейской истории, - 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва. Она повлияла не только на общий ход истории, но и на судьбы отдельных исторических личностей. В 1381 году великий князь Димитрий послал симоновского игумена Феодора в Киев " по Киприана " с приглашением его в Москву. (Пимен в это время был еще в Константинополе.) Почему произошла такая перемена в отношении московского князя к митрополиту? Известный православный историк протоиерей Иоанн Мейендорф в своей книге " Византия и Московская Русь " пишет, что подобную перемену можно объяснить лишь, если допустить, что Киприан оказал московскому князю какую-то значительную услугу в его победе на Куликовом поле. Одна такая услуга известна. По благословению святителя Киприана литовские князья Андрей и Дмитрий Ольгердовичи перед самой Куликовской битвой, в 1379-1380 годах, перешли на службу к великому князю московскому. Их участие в Куликовской битве значительно повлияло на ее победоносный исход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке , в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся 23 января 2004 года Совещании руководителей Синодальных учреждений Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходивших в г. Москве с 24 по 31 января 2003 года XII Международных Рождественских образовательных чтениях на тему: «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». ПОСТАНОВИЛИ: ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О дате проведения очередного Архиерейского собора Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и преподобного Пимена Угрешского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207914...

В феврале 1945 гола митрополит Алексий (Симанский) избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался Святейший Патриарх Алексий I в 1970 году, в возрасте 90 лет. После его кончины Местоблюстителем патриаршего престола стал в соответствии с тогдашним «Положением об управлении Русской Православной Церковью» старший по хиротонии из постоянных членов Священного Синода митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков). Спустя год, 3 июня 1971 г., после голосования на Поместном Соборе, в патриаршем Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха Пимена. 3 мая 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен скончался. В день кончины Патриарха состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. В том же году пятнадцатым Патриархом Русской Православной Церкви на Поместном Соборе был избран митрополит Ленинградский Алексий. Исход выборов тогдашний митрополит Киевский Филарет (Денисенко) счел своим провалом. Преследуя свои властолюбивые цели и презрев Апостольские установления, решения Соборов и собственную крестную клятву, он попытался расколоть православную Украину, став независимым первоиерархом. И, закономерно, в 1997 году: «Освященный архиерейский Собор отлучил от Церкви через анафематствование монаха Филарета (Денисенко)… лишенного сана и кощунственно называющего себя «патриархом»… После упокоения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II был назначен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 14 декабря, 2018 12 декабря, 2018 4 ноября, 2023 12 марта, 2022 7 февраля, 2020 26 июля, 2019

http://pravmir.ru/patriarshii-mestoblyus...

В кон. XVII-XIX в. О. продолжал почитаться местно в Троице-Сергиевом мон-ре и в связанных с ним обителях (Описание о российских святых. С. 79; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142). Из-за неверного прочтения текста Жития прп. Сергия О. иногда ошибочно почитался не как 1-й троицкий диакон, а как привратник («вратарь»). Канонизация О. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому установлено 10 марта 1964 г. по решению патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) , а также в Собор Радонежских святых, установленный в 1981 г. по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архим. Иеронима (Зиновьева) и по благословению, полученному 10 июля 1981 г. от патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 129, 135; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 304, 321. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 63; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С. 27, 63; Kovalevsky P. Saint Serge et la spiritualité russe. Bourge, 1958 (по указателю); Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских Святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Городилин С. В. Ростовское боярство в 1-й трети XIV в.//ИКРЗ, 2001 г. Ростов, 2002. С. 94-98; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XIX вв.: (По данным древнерус. синодиков)//Честному и грозному Ивану Васильевичу: К 70-летию И. В. Лёвочкина: Сб. ст. М., 2004. С. 35-46; он же. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219; он же. Судьба прижизненная и посмертная: Участь родственников прп. Сергия Радонежского в XIV - 1-й пол. XVI в.//Родина. 2014. 5. С. 77-81; Стрельников С. В. Землевладение в Ростовском крае в XIV - 1-й трети XVII в. М.; СПб., 2009. С. 119-120; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель: Жизнеописание прп. Сергия; Путев. по Лавре. Серг. П., 2012. С. 71, 440. Примеч. 99.

http://pravenc.ru/text/2578419.html

Примечательно, что Солженицын сначала опубликовал свое клеветническое письмо в западной прессе, враждебно настроенной по отношению к Советскому Союзу, и лишь потом, когда его «послание» вызвало на Западе русофобскую кампанию, направил письмо, казалось бы, его непосредственному адресату - Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену. «Великопостное письмо» публициста вызвало однозначно негативную реакцию внутри Советского Союза. 4 апреля 1972 года в «Литературной газете» было опубликовано письмо группы религиозных деятелей по поводу клеветнических наветов А.И.Солженицына. «Мы узнали, что некоторые зарубежные радиостанции, снискавшие недобрую славу проповедников всяческих наветов на нашу Родину, недавно передали новый пасквиль небезызвестного А. Солженицына, полный клеветы на Русскую Православную Церковь и ее главу Патриарха Московском и всея Руси Пимена, - говорится в письме. - Что же и на этот раз не устраивает А.Солженицына, недостойную хулу которого против родного отечества быстро подхватывают за рубежом все наши недруги? Оказывается, А.Солженицына не устраивает благородное деяние Патриарха в защиту мира. Он усматривает в действиях Патриарха на поприще защиты мира нарушение религиозного обета. А.Солженицын осуждает Патриарха за оказание материальной поддержки делу защиты мира. Советские сторонники мира, в их числе и верующие, с большой признательностью отметили недавно благородный акт Патриарха, который передал в Советский фонд мира собранные в церквах суммы денег на цели укрепления мира и на сохранение памятников русской культуры. А.Солженицыну это не нравится, и больше того, коробит его. Он упрекает Патриарха за то, что тот, как утверждает Солженицын, «миллионные суммы жертвует на посторонние фонды». Итак, Фонд мира, в который советские люди с большой любовью вносят свой вклад - является для Солженицына - «посторонним фондом»! Участие в этом Фонде стало для советских людей, независимо от их религиозных взглядов, душевным порывом в борьбе против угрозы новой войны. И этот благородный порыв А.Солженицын злобно осуждает».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/31/ve...

В новейшей истории Русской Православной Церкви было 5 Поместных Соборов – 1917–1918, 1945, 1971, 1988 и 1990 годов. Собор 1917–1918 годов восстановил патриаршество в Русской Церкви, избрал патриарха Всероссийского Тихона (Белавина) и принял множество других важнейших для церковной жизни решений. Собор 1945 года избрал патриарха Алексия I (Симанского), Собор 1971 года избрал патриарха Пимена (Извекова). Собор 1988 года был посвящен 1000-летию Крещения Руси, он принял новый Устав Русской Церкви. Поместный Собор 1990 года избрал ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). На Поместном Соборе 1990 года каждая епархия Русской Православной Церкви была представлена правящим архиереем, одним священнослужителем и одним мирянином (мирянкой). Кроме того, в Соборе участвовали викарные архиереи, ректоры духовных школ, руководители синодальных подразделений, представители монастырей. Архиерейский Собор Высшим органом иерархического управления в Русской Православной Церкви является Архиерейский Собор. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, Архиерейский Собор не подотчетен Поместному Собору и его решения не нуждаются в утверждении более высокой церковной инстанцией, за исключением решений, относящихся к вероучению и каноническому устройству, которые утверждаются Поместным Собором. Согласно предыдущему Уставу, принятому в 1988 году, Архиерейский Собор был подотчетен Поместному Собору. А Собор 1917–1918 годов вообще не предусматривал какой-либо иной высшей церковной власти, кроме Поместного Собора в составе епископов, клириков и мирян. Изменение устава в 2000 году было обусловлено как практическими соображениями, так и стремлением возвратиться к более древней практике, согласно которой высшая власть в Церкви принадлежит именно Собору архиереев, а не какому-либо церковному органу с участием мирян. Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Архиерейский Собор созывается патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных Уставом Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Поместный Собор подчеркнул, что Украинская Православная Церковь, обладая широкой самостоятельностью, сохраняет законную каноническую связь, как с Московским Патриархатом, так и со всеми другими Поместными Православными Церквами. «Образование независимой Украинской Православной Церкви, говорится в Определениях Собора открывает возможность, избегая раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» Собор призвал всех уклонившихся в раскол к покаянию и возвращению в лоно Матери-Церкви. Решением Собора была создана специальная Комиссия Священного Синода по Западной Украине, деятельность которой должна была быть направлена на скорейшее преодоление конфликта между православными и униатами, а также на уврачевание церковного раскола К дальнейшей судьбе автокефалистского раскола косвенно имело отношение и избрание нового Патриарха Московского и всея Руси. После кончины Патриарха Пимена Местоблюстителем Патриаршего Престола 3 мая 1990 года стал в ходе голосования митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Патриарший Экзарх Украины. Митрополит Киевский считался вторым по значению после Патриарха архиереем Русской Церкви и самым влиятельным из постоянных членов Священного Синода. По традиции полагали, что Местоблюститель является наиболее вероятным кандидатом в будущие Патриархи. Однако, в прессе все чаще и настойчивее стала появляться информация о далеко не безупречном нравственном облике митрополита Филарета. Не нравился многим, особенно украинскому духовенству, и стиль управления Экзархатом, выбранный митрополитом, властный и грубый, присущий скорее партийному начальнику, нежели архиерею. Крайне неумело повел себя Экзарх и в отношении униатской проблемы, делая неосторожные заявления, которые только способствовали росту популярности унии. Многие уклонившиеся в раскол также свидетельствовали, что единственным мотивом их действий было желание уйти из той удушающей атмосферы, которую насадил в Украинской Церкви митрополит Филарет 4; 7]. В то же время было заметным стремление митрополита Филарета стать Патриархом Московским и всея Руси. На Поместном Соборе 1990 года Экзарх Украины фигурировал в избирательных бюллетнях на первом месте. За него при выборах Патриарха было подано 66 голосов. Однако, новым Предстоятелем Русской Церкви Промыслом Божиим стал не Филарет, а митрополит Ленинградский Алексий. Можно предположить, что это обстоятельство также отразилось на дальнейшей деятельности митрополита Филарета.

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

26 декабря 1974 г. решением Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода архимандрит Кирилл (Гундяев) — ныне Святейший Патриарх — был назначен ректором Ленинградских духовных академии и семинарии. Он стал самым молодым ректором в истории академии, заняв эту должность в возрасте 28 лет. В 1976 г. архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа, а в следующем году — удостоен сана архиепископа. Архимандрит Кирилл стал ректором Ленинградских духовных школ в разгар так называемой эпохи «застоя». Она началась после отставки Хрущева в 1964 г. и прихода к власти Л.И. Брежнева. В этот период несколько ослабло давление на Церковь, прекратилось массовое закрытие храмов, но вплоть до конца 1980-х гг. Церковь не могла свободно осуществлять свою миссию и оставалась социальным изгоем: невозможно было открыто исповедовать христианство и при этом занимать хоть сколько-нибудь значимое положение в обществе. Количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось и контролировалось государством, а образовательная, миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность и вовсе была запрещена. Под руководством нового ректора началось возрождение отечественной библеистики, был произведен пересмотр учебных планов с целью повышения уровня подготовки семинаристов и студентов академии, осуществлена корректировка содержательного наполнения учебных курсов. Основой академического образования стала самостоятельная научная работа студентов. Одновременно началась работа по описанию в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина архивов Санкт-Петербургской духовной академии, Н.Н. Глубоковского, И.И. Бриллиантова. В 1979 г. по инициативе архиепископа Кирилла и при поддержке главы Учебного комитета при Священном Синоде митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (будущего Патриарха Московского и всея Руси) в Ленинградской духовной семинарии и академии было открыто регентское отделение, на котором обучались девушки. Учреждение регентского отделения стало важным событием в жизни Ленинградских духовных школ, в послевоенный период, когда после жесточайших гонений 1920-1930-х гг. вновь открылись сотни храмов, культура церковного пения уже была во многом утеряна.

http://patriarchia.ru/db/text/643662.htm...

29 мая 1822 г. Псково-Печерский мон-рь посетил имп. Александр I Павлович , путешествовавший из Пскова в Ригу. Узнав от архим. Венедикта (Постникова) о подвижнической жизни и прозорливости Л., государь отправился к нему в келью. Согласно изложению архим. Аполлоса, Л. предупредил: «Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле». Прощались старец и царь с земными поклонами друг другу. После кончины у Л. нашли 10 р. ассигнациями с надписью: «На угощение братии». Погребен при большом стечении верующих рядом с кельей - у входа в монастырские пещеры. Над гробом хранятся вериги преподобного и медная вызолоченная доска с литыми изображениями херувимов, изготовленная в 1835 г. на средства состоятельных почитателей старца. На доске написано: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-тилетняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». Имя Л. включено в Собор Псковских святых, празднование к-рому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г., и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. Лит.: Аполлос (Беляев), архим. Псково-Печерский монастырь. СПб., 1860. С. 67-68; он же. Псково-Печерского монастыря иером. о. Лазарь//Странник. 1862. Июль. С. 377-386; он же. Псково-Печерский монастырь и Псково-Печерского монастыря иером. Лазарь. Новгород, 1864; Псково-Печерский патерик: Жизнеописания святых Псково-Печерских/Свято-Успенский Псково-Печерский мон-рь. [Печоры], 2008. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2462511.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010