Дарвинисты рассуждают иначе. Видерегейм в 1887 г. выпустил книгу Der Bau des Menschen als Zeugniss für seine Vergagenheit (строение человека, как свидетельство о его прошлом) и в 1902 г. вышло её третье издание. Если по- —630— верить Видерегейму, то человек настоящего только мозаический образ составленный из животноподобных частей и рудиментарных органов, которые он наследовал от своих высокоблагородных предков. В человеческом теле не оказывается органа, который по Видерегейму не свидетельствовал бы о животном происхождении человека. До мельчайших штрихов он описывает нечеловеческого предшественника человека. Он знает, каков был у того волосяной покров, какова была его кожная мускулатура, как велики были его двигающиеся ушные раковины; он знает, что наши глаза смотрели тогда не вперед, но помещались по бокам головы и что для восполнения этого их недостатка существовал еще третий глаз на верхней части головы, который мы теперь называем шишковидной железой. Видерегейм нашел и вымерил, что кишечный канал у дочеловеческих предков был гораздо длиннее, чем в настоящее время, и был приспособлен исключительно к перевариванию растительной пищи. Следя за судьбами своего протеже, Видерегейм представляет, как из травоядного он превратился во всеядного и большое число его резцов стало коренными зубами, он стал плотоядным и его кишечный канал укоротился соответствующим образом. Прежде чем рука человека научилась размахивать каменным топором, его оружием было умение кусаться, причем его чудовищные клыки являлись естественными кинжалами. Вместе с этим у предшественника человека развились громадные гортанные мешки, которые сообщили его голосу страшную мощность и силу и сделали его средством возбуждающим ужас во врагах. Так подробно – черта за чертою – описывает Видерегейм своих или его предков. Гаманн и Ранке («Человек», имеется в русском переводе) показали полную фантастичность этого описания. Фриц Мюллер установил и Эрнест Геккель потом развил основной биогенетический закон, согласно которому индивидуум в своём эмбриональном развитии проходит в быстром последовательном ряде все те ступени, которые его предки прошли в своей родовой истории. Онтогения отражает в себе филогению. Индивидуальное развитие отражает в себе историю рода. Руководясь этим прин-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пос кольку это свидетельство включало такие доктрины, как о Троице и о Божественности Христа, и такие обряды, как крещение младенцев, реформаторы были склонны принять их как достоверно библейские. Вполне очевидно, что такая высокая оценка традиционного толкования Писания (т.е. «Предание I») предрасполагала магистерскую реформацию к доктринальному консерва- тизму. Такое понимание принципа «sola Scriptura» позволяло реформаторам критиковать своих оппонентов с обеих сторон: с одной стороны радикалов, с другой католиков. Католики утверждали, что реформаторы возвысили личное суждение над коллективным суждением Церкви. Реформаторы отвечали, что они не делали ничего подобного: борясь с доктринальным вырождением средних веков путем обращения к коллективному суждению патриотической эры, они лишь восстанавливали коллективное суждение до прежнего состоя ния. Радикалы, однако, вообще не признавали «свидетельство Отцов Церкви». Как писал Севастьян Франк в 1530 г.: «Глупцы Амвросий, Августин, Иероним, Григорий, из которых ни один не знал Господа, да поможет мне Бог, и не был послан Богом. Все они были апостолами антихриста». «Преда ние 0» не оставляло места для традиционного толкования Писания. Магистерские реформаторы, таким образом, отрицали такое радикальное понимание роли Писания как чистый индивидуализм, ведущий к богословскому хаосу. Таким образом, вполне понятно, что совершенно неверно утверждать, будто магистерские реформаторы ставили личное суждение выше коллективно го суждения Церкви, или что они опускались до какой либо формы индивидуализма. Такое суждение, несомненно, истинно для радикальной Реформации единственного крыла Реформации, которое последовательно применяло прин цип «sola Scriptura». Как это часто случается, первоначальные радикальные идеи движения, в данном случае Реформации, по мере развития этого движения отвергаются в пользу более консервативных идей. Правда, можно указать на определенную степень расхождений в основном течении мысли Реформации по данному вопросу: Цвингли стоит ближе к радикальной позиции, чем Кальвин, в то время как Лютер ближе к католической позиции Однако следует подчеркнуть, что ни один из них не согласен променять концепцию традиционного толкования на более радикальную альтернативу.Как мрачно заметил Лютер, неизбежным результатом такого подхода является хаос «новый Вавилон».

http://sedmitza.ru/lib/text/441738/

Преосвященный Варлаам, будто бы, был не в ладах с тогдашним Могилёвским губернатором и последний, сам, приприближении французов, заблаговременно оставивив город, преосвещенному слишком поздно послал уведомление о выезде, которое тот получил только тогда, когда о выезде не могло быть и речи. Нужно помнить при этом, что города в то время были оставляемы властями только в самую последнюю минуту, в виду уже неприятеля. – Где бы ни была истина, но есть поступки, которые всё равно не могут иметь оправдания, хотя бы были найдены для них и серьёзные причины.Остаёться пожалеть, что тёмный конец положил густую тень на всю личность преосвещенного Варлаама, деятельности которого никто не откажет в энергии, – хотя, нужно сказать, она и ранее была не без пятен.. – СА., 1 отд., 3 деп., 549. – Ср. Агр., Сб., II, 8889. «Зап. иг. Ореста». 1217 АСС., 1794 г. 265, лл. 172175. – ПЕВ., 1873 г., 178179. «Учреждение в Подолии православной епархии, под названием Брацлавской и Подольской, и назначение первым епископом преосвященного Иоанникия 1795 г.», П. Троицкого (стр. 175193). 1220 АМДК., 866, лл. 13. Отказ принять в епархию войскового священника, у которого не было аттестата лишь от последнего полка, в котором он служил. 1222 АСС., 1794 г. 265, л. 168. Здесь сказано, что указ получен преосвященным Виктором 18 июня. Но этому явно противоречили бы данные нижеприводимых писем. 1231 Новый указ св. синода о вызове священников – АСС., 1794 г. 265, лл. 172175 – был разослан в апреле 1795 г. – АСС., 1794 г. 265, лл. 176182. 1233 АСС., 1794 г. 265, лл. 168. 220222. 261262. – КЕВ. 1891 г., 182184. «Матер. для. итс. восс.». 1236 АМДК., 756 и 780. – АСС., 1794 г. 265, л. 47. – ВЕВ., 1880 г., 79. 84. «Отр. из ист. присоед. на Волыни» В. Пероговского. – ВЕВ., 1880 г., 1178. «Воссоединение униатов на Волыни в 17945 гг. по документам Волынской духовной консистории, за 1795 г.» свящ. Ип. Л. (стр. 11671178. 12151226). –«Письма», XCVII, CXIII. – ПЕВ., 1873 г., 513. «Меры прин. преосвящ. Иоаннник.», П. Троицкого. 1239 ВЕВ., 1880 г., 80. «Отр. из ист. присоед.», В. Пероговского. – ВЕВ., 1880 г., 1176. «Восс. ун.», свящ. Ип. Л. – «Письма», XCIII. 1242 КС., 1892 г., III, 393. «Помещики и духовенство в югозападном краю в конце прошлого столетия», В. Храневича. 1245 ВЕВ., 1880 г., 79. «Отр. из ист. прис.», В. Пероговского. – ВЕВ., 1871 г., 162163. « Из ист. восс.», свящ. М. Варваринского. – АМДК., 624, л. 185. 1246 КС., 1891 г., IV, 394. 395. «Обращение русской церкви в латинский костёл. Эпизод из истории церковнобытовых отношений между православием и католичеством в конце прошлого и в начале нынешнего столетия», В. Храневича (стр. 391412). – ПЕВ., 1873 г., 605. «Присоединение к православию остальных униатских церквей в уездах Брацлавской губернии в 179596 гг.,», П. Троицкого. – ВЕВ., 1880 г., 1177. «Восс. ун.», свящ. Ип. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Это — праведник в окаянной жизни. Таких в городке немного. Есть они по всей растлевающейся России. При нем жена, дочка лет трех и наследник, году. Мечтал им дать «постороннее» образование — всестороннее, очевидно, — дочку «пустить по зубному делу», а сына — «на инженера». Теперь… — впору спасти от смерти. Когда-то разносил почту по пансионам с гордостью: — Наша должность — культурная миссия! Когда-то покрикивал весело: — Господину Петрову — целых два! Господину агроному… пишут! Потом говорил торжественно, в изменившемся ходе жизни: — Гражданке Ранейской… по прошлогоднему званию — Райнес! Товарищу Окопалову… с соци… алистическим приветомс! Потом — прикончилось. Он с благоговением относился к европейской политике и европейской жизни. — Господину профессору Коломенцеву… из… Лондона! Приятно в руках держать, какую бумагу производят! Уж не от самого ли Ллойд-Жоржа?.. Очень почерк решительный!.. Ллойд-Джорджа он считал необыкновенным. — Вот так… политика! Будто и на социализм подводит, а… тонкое отношение! С ним политику делать… не зевать. Прямо… необыкновенный гений!.. И пришло Дрозду испытание: война. Растерянный, задерживался, бывало, он у забора: — Не понимаю!.. Такой был прогресс образования Европы, и вот… такая некультурная видимость! Опять они частных пассажиров потопили! Это же невозможно переносить!.. такое озверение инстинктов… Надо всем культурным людям сообразить и принести культурный протест… Иначе… я уж не знаю что! Немыслимо! Он ходил в глубокой задумчивости, как с горя. За обедом, хлебая борщ, он вдруг задерживал ложку, ужаленный острой мыслью, и с укоризною взглядывал на жену. Его четырехугольное, скуластое лицо с мечтательными, голубиного цвета, глазами, какие встречаются у хохлов, сводило горечью. — Разве не посолила? — спрашивает жена. — Так нарушать, прин-ципы, культуры, нравственности! — с укоризной чеканил Дрозд, тряся ложкой и расплескивая борщ на скатерку. — Европа-Европа! Куда ты идешь?! над бездной ходишь!.. Как ниспровергнуто все, аж!.. — Да кушай, Герасим… борщок стынет. Сдалась тебе твоя Ивропа, какое лихо!.. Ну, шшо тэбэ… гроши тэбэ дають?..

http://azbyka.ru/fiction/solnce-mertvyx/

Между тем уже в последние два дecяmuлemuяXVIII b. наметился некоторый сдвиг в употреблении и значении слова изящный. Об этом можно судить хотя бы по таким иллюстрациям. В 1788 году в Университетской типографии у Н.  Новикова была напечатана книга: «Дух изящнейших мнений, избранных большею частию из сочинений ...лучших Писателей». Здесь находим такие случаи употребления слова изящный: IX. «Сугубой цены есть прелести той, которая присовокупляет к изящной своей красоте преимущество быть неизвестною о том, что она прекрасна» (с. 6). LXVIII. «Книги доставляют нам материалы к строению изящного здания науки, рассудок сбирает и соединяет их, а опытность вводит в оное обитать премудрость» (с. 29). CCCXV. «Знатное рождение, изящные достоинства, любезная добродетель, тогда только поражают других зрение, когда щастие лучами освещает добрые сии свойства. Оные подобны цветами усеянным долинам, которые не видимы ночью, и коим одно только солнце сообщает всю их красоту» (с. 131–132). См. в журнале Новиковского масонского кружка: «Человечество [т.  е. «гуманность». – В.  В.], сия изящная и благородная добродетель, объемлющая все другия, составляющая предмет здравой философии и основание христианства» (Магазин, т. 1, ч. 1, с. 32–33); в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «Безбожник, тебя отрицающий, признавая природы закон непременный, тебе же приносит тем хвалу, хваля тебя паче нашего песнопения. Ибо, проникнутый до глубины своея изящностию) твоего творения, ему предстоит трепетен» (Радищев, 1979, с. 52). В письме масона Тедена к П.  А.  Татищеву (от 9-го апреля 1784 г.) читаем: «уведомление о смерти преизящного бр. Шварца (которого я по гроб оплакивать и в радости исполненной вечности любить буду) растворило вновь кровию обливающиеся раны мои» (Ежевский, Сочинения, с. 218). В своем выборочном «Словаре к стихотворениям Державина» акад. Я. К. Грот поместил следующие примеры Державинского употребления слов – изящность и изящный: «Изящности душевны. Вельм. 628, 8»... «Изящный. – Не по достоинству изящнейшего слога. Прин. 715, с. 5»... «всех изящных душ. II, 297, 30» (см. Державин, 1883, 9, с. 382). Ср. также употребление слова изящество Николаем Страховым в его переводе на русский язык «Ваксфильдского священника» Гольдсмита: «...особенно находящияся в оном здравыя рассуждения достойны похвал каждаго чувствующаго цену изяществ умопроизведения» (Страхов, с. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Беллярмин в трактате de erdo Dei non scripto защищает следующие три положения: 1) св. Писание без преданий не безусловно необходимо и недостаточно; 2) апостольские предания относятся не только к обрядам, но и к вере; 3) каким путем мы можем знать об истинных преданиях 384 . Как в «Камне веры», так и в Disputationes защищаемые положения являются противоположением протестантскому учению. В «Камне веры» протестантский взгляд выражается так, что они считают для веры достаточным только св. Писание и не признают преданий. Поэтому и главное положение трактата выражается так, что без преданий одно св. Писание для веры недостаточно. В Disput. указанные три мысли являются ответом на вышеприведенные суждения протестантов о предании. Если мы сравним положения Disput. и «Камня веры», то увидим, что первые два пункта Беллармина совпадают с мыслями, защищаемыми «Камнем веры». Но в доказательствах указанных положений Яворский не следует Беллярмину рабски и в полной зависимости. С близким сходством он заимствует из Disputat. только первую часть, в которой доказывается существование веры без св. Писания, на основании одного предания, как в Ветхом, так и в Новом Завете, и отчасти доказательства из истории вселенских соборов. Значительную часть доводов Беллярмина в пользу мысли, что св. Писание не содержит в себе всего необходимого для веры 385 . «Камень веры» опускает. С другой стороны, хотя в II–IV главах «Камня веры» и встречаются места, общие с Disputationes, но и здесь не видно рабских заимствований, а проявляется некоторая самостоятельность. Так в I главе встречаются свидетельства св. Писания, одинаковые с Disputationes, но они служат и прин аравливаются к доказательству другой мысли, чем в Disput.. Кроме того, «Камень веры» выпускает полемический отдел, имеющийся в Disput., а также некоторые свидетельства, приводимые Беллярмином, и заменяет своими (во II гл.). В третьей главе, наравне с буквальными заимствованиями из Беллярмина, встречаются изменения в тексте и самостоятельные выдержки из Кормчей книги. Точно также и в четвертой главе, хотя приводятся из святоотеческой литературы одинаковые свидетельства и цитаты из творений св. отцев, но многие, имеющиеся у Беллярмина, выпускаются и заменяются своими, приводимыми из других источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Часто бывает так, что эти искатели находят загадочную " Книгу Пути и благодати " (Даодэцзин), написанную в Китае за столетия до рождения Христа, и пленяются ею. Эта книга проста, но глубока по содержанию, она переводилась на иные языки чаще какой-либо другой, кроме Библии. Она заключает в себе древнюю мудрость, возвращает в те простые времена, когда человек был ближе к истине, к тому, что Святые Отцы называют " естественным состоянием " человека. Лао-цзы ощутил присутствие Логоса в тварном мире, т.е. то, что Святые Отцы называют " Действующая Причина " , " Ум " . " Перво-принцип " или " Управляющий Принцип " космоса. Лао-цзы не называет Логос Личностью, но " Неизведанностью " , " Вратами, которые открывают тайну " . " Не нахожу лучшего имени " , говорит он, " и называю Дао " . Буквально слово " Дао " означает " Путь " . То, что греческие философы назвали Логос или Слово, Лао-цзы назвал Дао или Путь - Упорядочивающий Прин цип или Модель Вселенной, за Которым должен следовать весь тварный мир. Отец Серафим (Роуз) был уверен в том, что, если бы Лао-цзы жил во времена земной жизни Христа и встретил Его, он последовал бы за Ним, потому что узнал в Нем Божественную Личность Дао, отблеск которой увидел в тварном мире. Читая Лао-цзы, современный искатель-христианин ощущает духовную близость Христа, семя Которого брошено в его душу. Он видит поэтическое отражение Христа в произведениях Лао-цзы - отражение едва уловимое, но чистое. Книга " Христос, Вечное Дао " предназначена для этих искателей, с тем чтобы православное христианство стало доступным для них. Это - приглашение, а не выпад против номинальных христиан. Цель книги вернуть их ко Христу, вдохновляя следовать Ему и искать Его: принять не только Его заповеди любви и от всего отказаться, но вместить всю полноту Его откровения, что означает прежде всего - взять Его Крест. Назначение книги в том, чтобы показать христианам-искателям полноту Откровения, которую они едва вкусили через древнюю мудрость Лао-цзы. Если они хотят последовать за Лао-цзы, они должны последовать за Тем, Кого Лао-цзы " пророчески " ощущал - за Христом, Вечным Дао.

http://foma.ru/xristos-vechnoe-dao.html

ских исследований мы ни взяли, везде мы видим попытки сведения психических фактов к физиологическим. Сознание для психофизиологов есть только «эпифеномен» или (по толкованию Н.Я.) второстепенное проявление физиологических состояний: процессы ощущения, мышления, апперцепции, внимания, памяти, наследственности, творчества, наконец, чувства и воли, по их мнению, также обусловлены взаимодействием физиологических причин. Современная экспериментальная психофизиология всецело основана на убеждении в возможности объяснить душевную жизнь из физиологического механизма и применить к ее исследованию те самые методы и приемы, какие употребляются при изучении физических явлений. Даже конечная задача психологического исследования совершенно отождествляется с задачами физиологии и физики, т.е. полагается в том, чтобы измерить душевные явления и свести их к математическим формулам механизма. Правда, психофизиологи измеряют душевные явления не как пространственные, а как временные величины; но считая время общею формой психических и физиологических процессов, они делают это различие чисто фиктивным. Ведь, время есть только мера движения в пространстве, мера преодолевания расстояния и сопротивлений пространственных и материальных тел. Поэтому признать время формою и мерилом душевных явлений значит отождествить их с пространственными и материальными телами. Однако, можно ли материалистически объяснить душевную жизнь? Научные итоги материализма в настоящее время уже подведены и обнаружили полное его банкротство. Материализм не объяснят душевные явления, а попросту уничтожает их, превращая эти явления в призрачные формы физических процессов. Между тем, на деле все существующее познается нами в виде наших восприятий, представлений психических актов, и, опираясь на эту теоретико-познавательную аксиому, можно скорее доказать, что физические процессы суть призрачные формы душевных явлений, чем наоборот. В действительности душевные явления не сводимы к физиологическим процессам, а физиологические процессы не сводимы к душевным явлениям, и психофизиологии, делая материализм своим теоретическим прин-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А если собираемые государством подати и налоги идут не на дела, польза которых очевидна, а на такие, которые мне кажутся бесполезными или даже вредными? Тогда моя обязанность — обличать эти злоупотребления, но никак не отрицать словами и делом самый прин цип государственных повинностей, признанное назначение которых — служить общественному благосостоянию. Но такое же в сущности основание имеет и военная организация государства. Если какие-нибудь дикари, вроде недавних кавказских горцев или теперешних курдов и черных флагов197, нападут на путешественника с явным намерением его убить и перерезать его семейс тво, то он, без сомнения, обязан вступить с ними в бой — не из вражды или злобы к ним, а также не для того, чтобы спасти свою жизнь ценою жизни ближнего, а для того, чтобы защитить слабые существа, находящиеся под его покровительством. Помогать ближним в подобных случаях есть безусловная нравственная обязанность, и ее нельзя ограничить своею семьею. Но успешная защита всех слабых и невинных от насилия злодеев невозможна для отдельного человека и для многих людей порознь. Собирательная же организация так ой защиты и есть назначение военной силы государства, и так или иначе поддерживать его в этом деле человеколюбия есть нравственная обязанность каждого, не упраздняемая никакими злоупотреблениями: как из того, что спорынья ядовита, не следует, что рожь вр една, так все тягости и опасности милитаризма ничего не говорят против необходимости вооруженных сил. Военная и всякая вообще принудительная организация есть не зло, а следствие и признак зла. Такой организации не было и в помине, когда невинный пастух Авель был убит по злобе своим братом. Справедливо опасаясь, как бы то же самое не случилось впоследстви и и с Сифом, и с прочими мирными людьми, добрые ангелы-хранители человечества смешали глину с медью и железом и создали солдата и городового. И пока Каиновы чувства не исчезли в сердцах людей, солдат и городовой будут не злом, а благом. Вражда против гос ударства и его представителей есть все-таки вражда, и уже одной этой вражды к государству было бы достаточно, чтобы видеть необходимость государства. И не странно ли враждовать против него за то, что оно внешними средствами только ограничивает, а не внут ренно упраздняет в целом мире ту злобу, которую мы не можем упразднить в себе самих!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

После четвертого класса я отпилю свою половину парты «Дорогие наши первоклассники», – услышат родители и вздрогнут – да, очень дорогие 28 сентября, 2018 «Дорогие наши первоклассники», – услышат родители и вздрогнут – да, очень дорогие «Неужели у школы нет денег на покупку парт? – Вышел стандарт 2018 года, и мы должны привести оборудование в соответствие с ним. – Но вы же понимаете, что это незаконно? – А что нам остается? Денег от государства нет», – вежливо и честно сказала завуч. Как родителям и учителям приходится быть реалистами. «Первоклассник, первоклассник, у тебя сегодня праздник» — каждый год на 1 сентября поет муж, собираясь на работу. «Папа у нас не супергерой, но мы его все равно любим», — как-то заявила старшая, Арина, имея в виду, что папа работает в школе учителем. А теперь и она сама пойдет в первый класс, и папа вновь будет напевать этот мотив. Однако тональность его, как мне кажется, в этом году будет особенно минорной. А все потому, что нужно платить, и немало. Да, дети учителей тоже платят наравне со всеми. Парты, бумага для принтера, еще какие-то непонятные расходы в школе, суть которых я пока не поняла — все это озвучили на прошедшем собрании для будущих первоклассников. Парты? Парты. Точнее, полпарты. 2,5 тысячи в денежном эквиваленте. Со стулом или без? Да какая, впрочем, разница. Главное — дать школе эту сумму. И побыстрее. Не поверив услышанному, уточняю у завуча по телефону: «Правда? Неужели у школы нет денег на покупку парт?» — Да, — говорит, — это так. Вышел стандарт 2018 года, и мы должны привести оборудование в соответствие с ним. — В Комитете образования знают о сборах? — Нет. Но мы все равно будем это делать, даже если там узнают. — Но вы же понимаете, что это незаконно? — А что нам остается? Денег от государства нет. Вот так — честно, откровенно, на диктофон. Да, учителя — не супергерои, к сожалению. И они вынуждены просить у родителей эти деньги. Унижаясь, выслушивая справедливые упреки, объясняя позицию образовательного учреждения — не свою даже, а ту, что им указали «сверху». Им приходится быть «лицом» той системы, которую они и сами по большей части или ненавидят, или к которой адаптировались настолько, что не замечают ее изъяны.

http://pravmir.ru/posle-chetvertogo-klas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010