В 1559 г. иноком вологодского Троицкого (Герасимова) монастыря Иосифом, предполагаемым учеником М.Грека, составлена была грамматическая книга, имевшая в виду обучение ц-ча Ивана Ивановича (1554–1581), но оставшаяся без употребления и свидетельствующая о начальном опыте в области русской грамматики 2202 . Уже в XVI в. сочинения М.Грека были в употреблении в разных монастырях и уважение к ним простиралось до того, что их жертвовали в церкви на помин по душе 2203 . § X Мы видели, что в Троицком Сергиевом мон. сочинения М.Грека долго считались запрещенными, а отсюда можно заключить, что и самое пребывание его там едва ли было благоприятным для него. Но достойный архимандрит монастыря Дионисий, известный своей деятельностью в смутное время, был почитателем М.Грека, вполне одобрял сделанные им исправления и переводы, сам ими пользовался, по его примеру справлялся с греческими книгами и даже потерпел за это, пока не вступился за него патр. Феофан, которому и удалось защитить его, благодаря воздействию на парт. Филарета 2204 . Со времени Дионисия переводы и сочинения М.Грека сделались доступными для монахов 2205 . Другой деятель смутной эпохи, известный превратностью своей судьбы (за 4-ый брак и политическую неблагонадежность), кн. С.П.Шаховской как любитель книжного учения и сам писатель, ценил сочинения М.Грека и подражал ему (молитва к Богородице 2206 ). Вологодский архиеп. Иона Думин в 1600 году положил в монастырь Рождества Богородицы во Владимире список творений М.Грека на помин по своей душе и своих родителей 2207 . Троицкий монах Арсений Глухой расточает ему похвалы в разуме и любомудрии, о чем свидетельствует явно «его святые и божественные писания» 2208 . В библиотеке патр. Филарета находились сочин. М.Грека, откуда они были выданы архиеп. сузд. Иосифу для списывания; выдавались и другим лицам 2209 . Патр. Никон имел хороший и полный (возможно) список сочинений М.Грека (113 слов, 643 листа), данный им вкладом в Воскресенский мон. 2210 Конечно здесь сказалось его уважение к М.Греку, вопреки нерасположению к Иосифу Волоцкому , которого он обзывал сплетником и не признавал святым 2211 . Предполагают, что со 2-ой полов. XVI в. под влиянием М.Грека и его учеников вошла в преподавание грамматика Иоанна Дамаскина 2212 . Беседы М.Грека «о пользе грамматики» с разбором двух молитв (Царю небесный и Отче наш ) и его опыты в славянской лексикографии облегчили труды Смотрицкому и Поликарпову, как признают и издатели Словаря Памвы Берынды 2213 . В первое москов. издание (1648) грамматики Смотрицкого внесены были статьи М.Грека о грамматике и возданы похвалы ему (в предисловии) относительно исправления книг 2214 , почему и самая грамматика иногда приписывалась М.Греку 2215 . О нем сообщалось также в школах XVII века 2216 . § XI

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

445) Епистолия патр. Паисия ко всем христианам, помощи ради св. Гроба, напечат. в Бухаресте, 1768, в 4 (Ундольский, М. 1871, Кастерин Патр. Паисий подолгу живал в Молдавии и Валахии, имея в одних Яссах четыре монастыря, принадлежавших Гробу Господню. 446) Нектария, патр. иерус. Книга против Латин, рукоп. Синод. библ., и в библиотеке иеромон. Евфемия, Лет. Р. Лит., V, отд. 3, с. 55. См. Поликарпова, Феодора, алфавитный указатель предметов, содержащихся в книге патр. Нектария и его же перевод предисловий – рукоп. в Синод. Библ. 346, 476. 447) Грамота государю царю Алексею Михайловичц иерус. патриарха Нектария, просительная: о возвращении Никона на московск. патриарший престол (писана 1664, марта 20), Собр. Госуд. грамот и договоров, М. 1828, ч. IV, с. 134; Р. Архив 1873, столб. 1609–1615, сообщ. архим. Леонид. 448) Грамота к иерус. патр. Нектарию царя Алексея Михайловича, 1665 г., Записки Отд. Р. и Слав. Археологии, т. 2, Спб. 1861, стр. 597–600. 449) Грамоты иерусал. патриарха Досифея к царю Алексею Михайловичу, 1669, ноября 1, Зап. Отд. Р. и Слав. Археологии, т. 2, Спб. 1861, стр. 600–607. 450) Досифея, парт. иерус., Енхиридион, сиречь сечиво или мечец на кальвинское вредословие, пер. мон. Евфимия, с греч. печатн. издания 1690. Рукопись в Синод. Библ. 451) Собор Иерусалимский на кальвинисты еретики при п. Досифее… печатан в Париже, с греч. на славян. язык переведен иеромон. Иаковом Блонницким, в Белгороде, 1749. Чтен. в Общ. Истор. Древн. 1846–1847, кн. 2, в статье «П.Г. Демидов». 452) Суждение о названии «вселенский», какое дается констант. патриарху, – из творений Досифея, патриарха иерусалимского, Труды Киев. Дух. Акад. 1866, январь, стр. 1–14. 453) Досифея, патр. иерус., сочинение под названием: Каталлаги против определений флорентийского собора, рукоп. Синод. Библиот Эти или другие экземпляры были в библ. иером. Евфимия, Летоп. Р. Лит. и Древн., т. V, отд. 3, стр. 53. 454) Изложение веры, составленное на соборе иерусалимском 1672, при патр. Досифее, против кальвинских мнений, Воскр. Чт. IV, 139. (Он же написал «Историю патриархов иерусалимских», изданную в 1715 г., где в начале находится краткая биография его, а в конце – подробный очерк его патриаршества.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Александрович умер в Краснодаре в 1926 году от разрыва сердца. …Арест Герда был предвестником судьбы преподавателей, к кругу которых он принадлежал. К 1930 году многие деятели образования или полностью отошли от дел, или были арестованы. Петру Александровичу Герману повезло. Он скончался в 1925 году после тяжелой продолжительной болезни на руках любящих родственников. Его дочери Вере Петровне, сослуживице Александра Людвиговича, инкриминируют связь с белыми эмигрантами и наличие у ее отца до революции земли в Пензенской губернии. Веру Герман сошлют на Соловки, где она встретит будущего мужа Николая Фурсея, выдающегося северного художника; Николай будет арестован дважды. В 1942 году военный трибунал НКВД приговорит его к расстрелу: «восхвалял вражескую культуру, немецких композиторов. Баха, Бетховена, Моцарта называл гениями». Вера скончается в том же году от сыпного тифа… …Семь лет возглавлял Александр Людвигович Болшевскую школу 1, преподавал на летних курсах, занимался переподготовкой учителей, писал научные статьи… 17 «Удостоверение об увольнении. Выдано преподавателю 8й Советской трудовой школы (бывшая 3я гимназия, меняя имена, успела за это время еще и 33-ей трудовой побывать) Савичу М.Л. ввиду настоятельной необходимости поехать на Украину в Киев к находящейся там в бедственном положении его больной жене с детьми». Билет куплен в один конец. Поживет, как получится по обстоятельствам, в Белой Церкви, отдохнет, придет в чувство. Кашель с зимы 1919 года так и не проходил, только усиливался, и сердце стало пошаливать. В своих мемуарах бывший ученик единой трудовой Борис Окунев напишет: «Русский язык в нашем классе вел Михаил Людвигович Савич. Недолго пробыл этот чудный человек у нас; обстоятельства заставили его покинуть Петроград; он уехал на юг, к себе на родину. Помнится, с какой болью в сердце провожали мы его от себя; помнится, как много теплых, задушевных слов было сказано с той и другой стороны. Едва сдерживая слезы, простились мы с человеком, который сумел вдохнуть какие-то неуловимо прелестные образы и глубокие мысли в скучные былины и народные песни, сумел сделать так, что ни один человек в классе, во всем классе от первых парт и до камчатки, не смел пошевельнуться на уроке: затаив дыхание, каждый слушал, как очарованный, простые, идущие прямо от души, проникнутые горячей любовью к нам, слова Михаила Людвиговича».

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

Более-менее пресечь распространение лживой информации сотрудникам исследовательских служб удалось во время трагических событий в Крымске, когда социальные сети в один из дней буквально заполонили рассказы " очевидцев " о плавающих по улицам трупах, которые никто не убирает, и предприимчивых батюшках, взимающих с пострадавших басно-словные суммы за гуманитарную помощь. – Надо признать прямо: идёт информационная война против церкви, – сказал глава одной из исследовательских компаний Игорь Ашманов. – Есть ядро, где зарождается идея информационной диверсии, есть " стая " , которая придаёт информационному вбросу форму достоверности, есть тусовка, которая разносит сомнительную информацию в " слой возбуждения " – вечно недовольных оппозиционеров, а они уже доносят вброс до широких народных масс – главной цели воздействия.Но церковь не может воевать и строить пропагандистскую машину. А консультировать церковь как корпорацию бессмысленно, потому что за две тысячи лет все жёсткие структуры давно развалились, а церковь осталась, поскольку она жёсткой структурой не является. Воевать должны те люди, которым это положено. Среди тех, кто развернул информационную войну против церкви, и тех, кто заинтересован в подрыве доверия к церкви среди россиян, называли только два имени – Бориса Березовского и галериста Марата Гельмана. Чтобы предотвратить поток лживой информации о церкви, его контролем сегодня стали тщательно заниматься крупнейшие российские компании в области медийных исследований " Ашманов и парт-нёры " и Ex Libris. В частности главы двух этих компаний обращаются ко всем пользователям Интернета с просьбой напрямую пересылать им ссылки на любые явно сомнительные сообщения о жизни РПЦ. Инструкции по уничтожению В рамках фестиваля нам представили уникальную книгу – " Территория Церкви. Информационная атака на Русскую Православную Церковь Московского Патриархата в 2011-2012 годах " . Представлял её лично автор Александр Щипков, российский социолог религии, специалист в области государственно-конфессиональных отношений, главный редактор портала " Религия и СМИ " .

http://religare.ru/2_98219.html

2. стр. 266). И тот, и этот именуются Патриаршими. Возобновление того относилось к 1640-вым годам. Этот освящен в 1633, а росписан в 1658 году. Против этого предположения может говорить разве то обстоятельство, что монахи Гревенской области Успенского монастыря, пиша к царю о помощи, указывали положение обители своей близ града Трицкова, тогда как поблизости Спиленского монастыря, по уверению записи монастырской, был город Спилео, а не Трицково. Но ничего похожего на это последнее имя нельзя отыскать ни на картах, ни в «Хронологии». Хорошо ли оно прочитано или древними автописцами, или составителями книги: «Сношения России»? Выйти же ему из названий соседних мест: Кастро и Тиста (или Диста) едва-ли была возможность. Другое возражение: если дело там идет о нашем Спиленском монастыре, то отчего о нем хлопочет Патриарх Вселенский, а не Архиепископ какой-нибудь Симеон, например? Да оттого вероятно, что монастырь-то был патриарший, ставропигиальный. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что патриарх хлопотал об епархии, которая канонически не зависела от него. 136 Имеется в виду время 1825 – 1830 годов, к которому мы уже относились раз с понятным увлечением. См. том I стр. 17. Примечание. Бачком называли мы смотрителя училища. Сначала он довольствовался тем, чтобы ученики в стенах аудитории болтали по-латински, а потом уже требовал, чтобы говорили правильно, а фатальный calculus всучивался уже и за грамматические ошибки. В виду этого «третий стол» (он-же и последний. Парт тогда еще не знали), не ладивший с грамматикой, упорно отмалчивался на все вопросы и говорил жестами или мычал – mugiebat, что, в свою очередь, подало повод к образованию слова: mugicus – мужик. О tempora! 137 В Греции, в отличиие от валахов – жителей придунайских княжеств, их называют Куцо-влахами; κουτζς значит: хромой. Что могло быть поводом к такой кличке, я не мог доспроситься, когда был в Греции. Не сомневаюсь, что в ней есть доля эллинской презрительности к «варварам», на взгляд которой Βλχος и βλξ одно и тоже. И поделом племени, с незапамятных времен «храмляющему на обе плесне» перед эллинством! 138 Эти Мегало-влахи засвидетельствованы византийцами. Они явились в истории прежде своих дунайских единоплеменников, «замаравши» (с эллинской точки зрения) своим именем классическую Фессалию. Прибавка: Мегало предполагала бы существование где-нибудь Микро-влахов, но таковых не оказывается. Взамен их иронизирующий эллинизм сковал Куцо-влахов! Читать далее Источник: Из Румелии/[Соч.] Архим. Антонина, почет. чл. Имп. Рус. археол. о-ва. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1886. - 650 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Нечто похожее потом было у Иоанна Предтечи — у него тоже была своя школа. Не в смысле здания, парт, а в смысле того, что у него было некое постоянное число учеников, которых он учил молиться, каяться, думать о Господе, созерцать, молчать, терпеть, думать, помнить — он учил их мысленному труду и телесной аскезе. Так что «скитались в милотях и козьих кожах» — это одежда подвижников. 11:37 ...терпя недостатки, скорби, озлобления; 11:38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 11:39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 11:40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Т.е. Богу было угодно, чтобы все эти великие, как: Илия, Елисей, Самуил, Давид, Иеффай, Самсон — усовершенствовались вместе с нами, и получили вместе с нами награду и веселие вечное. Это всё для того, чтобы нам быть вместе. Представляете? Это была 11-я глава Послания Павла к евреям. Ну и дальше 12-я глава, мы часть её пропустим. Он там пишет: 12:1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, … Слово «свидетель» происходит от слова «видеть». Вам наверное знакомо слово «шахид»: арабское слово «шахада» — это тоже значит «видеть» и «свидетельствовать». Т.е. «я не могу молчать, потому что я знаю, я видел». Тот, кто видел — он свидетель. То, что ты видел, то и говори. «Мы видели, — говорит Иоанн Богослов, — и свидетельствуем, что Отец послал Сына Своего в мир». Вот мы видели: слово Божие было с нами, руки наши Его осязали, и мы видели Его. Мы видели, мы об этом говорим. Мы не можем говорить о том, чего мы не видели, но о том, что мы видели, мы не можем не говорить. Это свидетельство такое. Свидетелей благодати Божией много. 12:1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Т.е. будем идти вперёд, отвергая грех, налегке. 12:2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

10 Употребляемый ныне славянский текст деяний и посланий – есть именно этот исправленный справщиками при патр. Иоакиме. См., о семь в Православном Обозрении 1861г. Февраль – статью «исправление деяний и Апостола при патр. Иоакиме». См., также «сборник памятников до книгопечатания в России относящихся» вып. I Приложение. Изд. Москов. Синод. Типографии. 11 Находится в рукописи фондам. Библиотеки Москв. Духовной Академии л. 219–240. Напечатан в числе «памятников к истории протестантства в России» Д. Цветаевым, См., Чтения Общ. Истор. И Древн. Российских 1884 г. Кн. III. – Строительство Медведевым был уже в апреле 1681 года. 12 февр. 1683 года он как строитель (настоятель монастыря) вместе с братией подал челобитную на грека Димитрия в неплатеже денег за нанятую последним в монастыре келлию. – В ответ Дмитрий между прочим говорил: «в прошлом во 189? Г. В апреле нанял он келлию по уговору со строителем Сильвестром». – монастыр. Дела арх. Мин Иностр. Дел св. 13 д7 –7191 года. 13 Олеарий. Путешествие в 1633, 1636 и 1639 гг. В Москву и в Персию. М. 1870 г. Перевод П. Барсова, издание общества Истории и Древностей Российских, кн. III, гл. 1, стр. 108. 14 Розыскные дела о Фёдоре Шакловитом и его сообщниках, т. 1. Дело о Медведеве XXIX показания певчего Лаврентия. 15 За это ему б. Пожалован патриархом рубль. См., дела Патр. Казен. Приказа 111 в архиве Минист. Юстиции. Забелин материалы для истории Москвы т. 1, 392. 23 «196 г. Сен. 9 по указу патриарха Богоявлен. мон. Архим. Никифону на достройку каменных школьных палат, которые построят в Китае подле Спасского мон. Дано 100 руб.» Дела Патр. Казен. Приказа Забелин ibid. с. 402. 25 «Говорили поздравительные речи ученики: иеромонах Илларион, монах Иов, грекодиакон Палладий и Дионисий. Дела Парт. Каз. Приказа Забелин ibid. с. 393. – 27 декабря 198? Г. Приходил к патриарху софроний с учениками славили пением греч. Согласия и говорили гречески и словенки о Христове воплощении от божеств. Писании многие речи и орацын св. патриарху с поздравлением. Дела Патр. Казен. Приказа 134. Забелин ibid. с. 393.»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

    15 Пешком к Кенозеру. 1984 год   Двигаясь по Онеге, я, конечно, не мог не сделать крюк, чтобы посетить места, где прошли несколько лет моего детства, – поселок Плесецк. Удивительно, но здесь мало что изменилось. Сохранился дом, где мы жили, и школа, в которую я пошел в первый класс. Правда, она (образец деревянного модерна начала ХХвека) стояла заброшенной с открытыми окнами и входной дверью. В классах – обломки парт. В широком коридоре, где проходили линейки и отмечались праздники, на полу – разорванные книги «классиков марксизма-ленинизма» и среди них учебник «Основы коммунистического воспитания». Листаю: год издания относится как раз к тому времени, когда я здесь учился. Из углового класса несется пятиэтажный мат – несколько страхолюдных мужиков распивают водку. Одно из самых восхитительных воспоминаний этого путешествия – движение на сплавных катерах к Белому морю. Рев мощных машин, с которыми соперничает только шум порогов, глухие заросшие берега с деревьями, свисающими на обрывах. На протяжении десятков километров никакого жилья, и лишь порой встречаются остатки заброшенных деревень и церквей, у некоторых сказочные бочковидные крыши. Места становятся еще глуше. В одном месте Онега делает петлю, шум порогов резко усиливается, и сразу же за поворотом открывается храм с бочковидной крышей. Здесь, на речном мысу под высоким холмом, в XV beke была основана Емецкая Благовещенская пустынь, сейчас это место называется Пустынка. В начале XVI beka здесь некоторое время жил святой Антоний Сийский, написавший для монастыря икону Благовещенья. С давних времен условия жизни в пустыни были очень суровы, выдерживали их только истинные подвижники. С приходом большевиков монахов выселили. В 20-е годы пытались организовать здесь коммуну, но вскоре все «коммунисты» разбежались. В конце концов возник дом инвалидов, который мы и застали. Все, кто способен, работают и получают деньги: кто в коровнике (6 коров), кто с лошадьми (5 лошадей – пашут землю), кто в пекарне (хлеб очень вкусный). В интернате свои пахотные земли, свое мясо, молоко, овощи, в том числе картофель. Поддерживаются чистота и порядок. В бывшей церкви – склад. Сохранился монастырский колокол XIXbeka. Между инвалидами и персоналом почти дружеские отношения. Хвастаются: у нас каждый день кино.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/05/...

Были в жизни детей и грехи, и падения. О. Иоанн следил за этими падениями и приходил на помощь, когда она была нужна. «Я – пишет уже указанный ученик – поступил в первый класс гимназии в 1887 г. О. Иоанн преподавал Закон Божий во всех восьми классах. Таким образом, я сразу из дому очутился на школьной скамье, под его религиозным влиянием. Нужно заметить, что дома, в силу особо сложившихся условий моего воспитания, я рос до поступления в гимназию почти совсем без понимания элементарных основ православной веры: в церковь не ходил, молитв никогда не читал, хотя знал их, готовясь к приемному экзамену в гимназию, наконец, не имел самого простого детского страха имени Божьему. И вот, один случай на уроке у о. Иоанна в первом же классе сразу устремил мою детскую голову к познанию, хотя смутному еще, имени Бога и страха к Нему. Как сейчас помню, входит батюшка к нам в класс; мы (до 50 мальчиков), по обыкновению, подошли один за другим к его руке и, получив от него благословение, встали затем на молитву, после которой начался урок. Как всегда, батюшка спросил сначала урок у некоторых из тех учеников, которые сами вызывались отвечать; потом он начал сам вызывать не по классному журналу. Батюшка подходил прямо к известному ученику и спрашивал его урок. Подошел он, наконец, к моему соседу. Когда последний стал отвечать, то о. Иоанн, встав рядом с ним у парты, очутился ко мне почти совсем спиною. Воспользовавшись этим, я занялся со вторым своим соседом болтовней и затем, увлекшись, допустил шалость, грубо неприличную и безнравственную, хотя, по правде, я плохо сознавал, что делаю. В это время слышу голос батюшки:– Поди-ка сюда. И... – Понимая очень смутно, правда, значение своей шалости, я ни жив, ни мертв, поднимаюсь с места и иду вслед за батюшкой мимо всех парт к кафедре. Здесь он тихим ласковым голосом стал расспрашивать меня, что такое я делаю, и кто меня научил. Я сказал, что меня научили этому уличные мальчики. Тогда батюшка, смотря на меня своим долгим, пытливым взором, пока у меня, наконец, невольно не выступили слезы на глазах, спросил приблизительно так:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Алексей Михайлович устранил главное препятствие - просто передал землю в собственность Петропавловской церкви. Последовавшее очередное прошение игуменьи, жертвовавшей, кстати, на устройство на новом месте вверенной ей обители 5000 рублей серебром из собственных средств, не могло не встретить поддержки и в епархии, и в Святейшем Синоде. 20 июля 1874 г. «устроявшаяся обитель торжественно освящена была высокопреосвященнейшим Антонием».  Игуменья Пульхерия управляла Введенским монастырём с 1847 г. и умерла 14 октября 1881 г. Ещё одной старейшей насельницей юрьевского женского монастыря (поступила в 1843 г., пострижена в монашество в 1864 г.) была сестра Клавдия. С 1871 г. она казначея, а в 1891 г. - настоятельница Петропавловского монастыря. Несмотря на возраст (родилась в 1824 г.), игуменья Клавдия была очень энергична. Её заботами в 1892-1902 гг. построена очень красивая колокольня в русском стиле высотой около 60 метров. Еще не будучи игуменьей, Клавдия в 1886 г. при содействии крестьянина с. Петровское Юрьевского уезда Григория Лаврентьевича Карзова устроила внутри монастыря, с восточной стороны, предназначавшийся для общежития деревянный корпус. Но только став настоятельницей, она смогла открыть в нём церковно-приходскую школу, которая отличалась благоустроенными службами и приличным оборудованием: 11 новейшего образца парт, шкаф для библиотеки, присланные братством святого Александра Невского учебники и принадлежности. Из подаренной Карзовым сарпинки 24 ученицам были сшиты форменные платья, что придало школе «особенно красивый и опрятный вид». Разместив у себя девочек на учебное время, сестры избавили их от необходимости ежедневно ходить в школу издалека. По распоряжению совета братства святого Александра Невского заведующей школой стала игуменья Клавдия, законоучителем-священник Д.Ф. Сахаров. Давать уроки рукоделия изъявила желание известная мастерица, послушница монастыря Л.И. Кокушкина, по классу пения - послушница А.А. Пенская, дочь дьякона, обладавшая «достаточным умением обучать пению при посредстве скрипки».

http://sobory.ru/article/?object=03159

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010