При Никифоре без его согласия нельзя было избирать епископов. Кроме того, после смерти епископа имперские чиновники ревизовали доходы и расходы епископии и конфисковали все, что им казалось излишками (Скилица, 274). Епископ Левкаты жаловался гостившему у него Лиутпранду, что из-за антиклерикального законодательства Никифора иерархи совсем-обеднели (Лиутпранд. 211). Всеобщее возмущение византийского клира вызывали меры Никифора, направленные против основания новых монастырей и обогащения старых, а также его требование, чтобы церковь признавала святым всякого воина, погибшего в бою. 19. Видимо, здесь имеется в виду остров Принкип - самый большой из Прин-цевых островов недалеко от столицы (совр. Канали Ада). По сообщению Скилицы, императрица была сослана в Проконис (285). Бежав оттуда в Константинополь, она нашла убежище в св. Софии. Однако паракимомен Василий приказал вывести ее оттуда (при этом она отбивалась и всячески поносила Цимисхия и Василия) и на сей раз сослал в далекую фему Армениаки, заточив в монастырь Дамидию. Судьба императрицы не вызвала сочувствия подданных - до нашего времени сохранилась сатирическая песня, написанная простонародным языком и изобилующая издевательствами в адрес Феофано. По-видимому, около года спустя после того, как песня была сочинена, ее исполняли на торжествах по случаю женитьбы Цимисхия на Феодоре (ср. примеч. 40, кн. VII). Текст песни и комментарий см. Морган. 1954. Молодой Василий II осмелился освободить мать из ссылки лишь после смерти Иоанна Цимисхия (Яхъя. 133). Она была похоронена в церкви Святых апостолов, рядом с двумя своими царственными супругами (Доуни. 37, 41). 20. Острогорский (1963, 243) называет это унижение Цимисхия перед Полиевктом " Каноссой " , подобной унижению отлученного от церкви германского императора Генриха IV перед папой Григорием VII. Острогорский считает, что слова " вернул синоду грамоту " означает аннулирование новеллы 964 г., обосновывая это тем, что одна из рукописей (Ц.-Л. III, 292) после текста новеллы XIX содержит надпись, вероятно, читателя: " Эта новелла отменена Цимисхием, потому что она была плоха! " Новелла XIX действительно была отменена, но в 988 г.: это сделал Василий II в новелле XXVI (Ц.-Л. III, 303-304). Очевидно, читатель или писец спутал Цимисхия с Василием. Канонист XII в. Вальсамон также считает новеллу 988 г. отменой несправедливого закона Никифора. Подлинность новеллы 988 г. признана (Каждан. 1960, 74; Зворонос. 1964, 22, 29; Томас. 1983). По-лиевкт же добился только денонсации " томоса " , а не новеллы. Второе требование - о наказании убийц - также не было выполнено до конца. Правда, согласно Скилице (285), Цимисхий вернул из ссылки епископов, сосланных Никифором за отказ признать его нововведения.

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

2014/10/11, 00:54:58 яко благ и человеколюбец ; с верой надеждой и любовью к Богу Отцу просят добрые души спасенья о всех и тех кого приучаем во радость любя . валериан 2014/10/09, 19:09:55 Это Господу судить, какие милостивые и добрые нужны в раю И среди католиков немало добрых и милостивых, А повар в Дивеевской обители, который в запальчивости был готов убить человека, и про которого преподобный серафим сказал, что он, несмотря на свой злой характер, он спасается... Не так все однозначно. 2014/10/09, 16:05:38 Наталья - искусительница, и я об этом! 2014/10/09, 15:25:51 Я тоже не пойму , что это написано и для кого , если священники будут опаздывать на службу и проводить литургию , когда получается , а прочитав это , вспоминаю знакомых атеистов , баптистов - тоже так говорят , но на сайте Афона - удивили подобные высказывания - может не так высказались. ? Что будь ты православным , дисциплинированным , справедливым ( со своей личной точки зрения ), но если не будет в тебе доброты и милости к людям , животным , то напрасны труды твои ? 2014/10/09, 14:41:35 Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового о Страшном Суде Христовом и будущей вечной жизни http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/ Надежда 2014/10/09, 14:32:44 преподобный Григорий Синаит: 63. В уме образуются и действуют помыслы, в раздражительной силе - зверские страсти, в воле - скотские стремления, в разуме - фантастические представления. в рассудке - мысли. Демоны наполняют образами ум или. лучше. сами прин мают вид сообразно (духовному устроению) нас самих. Они приражаются в зависимости при наклонности души к преобладающей и действующей в ней страсти. Страстный навык демоны и употребляют в качестве условия к размножению в нас образов. Они во сне, и в бодрственном состоянии показывают нам относмящиеся к богатой и многообразной фонтазии. Демон6ы плотской страсти иногда преображаются в свиней. иногда - в ослов, иногда - в женонеистовых и огневидных коней , иногда в крайне распущенных евреев. (бесы) гнева превращаются иногда в язычников. иногда в львов; (демоны) робости - в измаильтян, (бесы ) непостоянства - в удомеян, (бесы ) невоздержания и пьянства - в сарацин, (демоны) своекорыстия - иногда в волков, иногда в пантер; (бесы ) хитрости - иногда в змей, иногда в ехидн, иногда же преобразуются в лисиц; (бесы) беззстыдства - в собак; (бесы) ленности - в кошек. Случается, что (демоны) блуда иногда (принимают образы) змей, иногда - ворон и грачей. Так как птицы душевны, то вних превращаются преимущественно воздушные бесы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1957

Но царь отверг клеветы обвинителей, позволил Афанасию возвратиться домой, и в послании к александрийскому народу, свидетельствуя о высокой его честности и правой вере, говорил, что ему приятно было беседовать с этим мужем и убедиться, что он человек Божий, что он претерпел обвинения по зависти и явился выше своих обвинителей. Кроме того, узнав, что многие из Египтян продолжают ссориться по поводу мнений Ария и Мелетия, он своим письмом увещевал народ обратиться к Богу и, вразумляясь Его судом, иметь благорасположение друг к другу, а нарушителей единомыслия их преследовать всеми силами. Так писал царь к обществу (Христиан)! так призывал всех к взаимному согласию и предотвращал расторжение Церкви! Глава 23 О клевете на святого Афанасия из-за руки Арсения. Не успев в первых своих попытках, мелетиане стали вымышлять против Афанасия новые доносы, будто, например, он разбил священную чашу, или еще, – будто он убил некоего Арсения и, отсекши у него руку, хранил ее у себя для волхвования. А этот Арсений, говорят, был клирик, совершивший преступление и скрывавшийся, с целью избегнуть наказания по суду епископа. Таким-то случаем воспользовались клеветники Афанасия, чтобы взнести на него крайне тяжкое обвинение. После тщательных поисков, они нашли Арсения и, обласкав его, обещали ему всякое покровительство и безопасность, и тайно отправили его к одному из своих друзей, принимавшему участие в их замыслах. Это был пресвитер одного монастыря, по имени Прин. Скрыв у него Арсения, они нарочито ходили по площадям и собраниям людей сановных и разглашали, будто он умерщвлен Афанасием. К такому обвинению настроен был и один монах Иоанн 8 . Когда столь срамная молва распространилась между многими, так что достигла и до слуха царя; то Афанасий рассудил, что если он подвергнется клевете и по этому делу, то ему трудно будет защищаться пред судьями, предзанятыми такою молвою, а потому решился противодействовать козням врагов и, по возможности уверяя всех, старался, чтобы клевета не затмила истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermij_Sozomen/...

Исидор I Бухира , 1347 г., из монахов афонских, потом архиепископ монемвасийкий (См. завещание его изд. в Acta Patriarchatus Constantinopol . Т. 1. р. 288). Каллист I , 1350 г., из иверского монастыря на Афоне (§ 1077). Филофей , 1354 г., из ираклийских митрополитов , прежде управлял лаврою с в . Афанасия на Афоне (Lequien Or . Chr . 1, 302). Макарий 1375 г., монах, потом севастийский митрополит ( H istor. Patriarch. § 1096. Acta Patriarch. Constantinop. T. 2 p. 65). Нил , 1379 г ., из монахов (Acta Patriar. Constantinopol. T. 2. p. 108). Антоний IV , 1389, из монахов (Ibid. p. 114). Каллист II , 1397, монах (Histor Patr. §1103. Lequien 1, 305. Acta Patriarch. Constant. T. 2 p. 292). Матфей , 1398 г., из митрополитов кизических (Lequien T. 1. p. 305. Acta Patriarch. Constantinopo l . T. 2. p. 312). Евфимий II , 1410. О прежнем сане его ничего неизвестно. Иосиф II , 1416 г., из митрополитов ефесских, скончался во Флоренции в 1439 г. Из этого перечисления иерархов константинопольских можно видеть: 1)        В течение пятого, шестого, седьмого и частью восьмого веков, до начала иконоборства , на престол константинопольский возводились преимущественно из клира константинопольского; редко были призываемы посторонние. Избираемые из пресвитеров и диаконов, преимущественно прин адлежали к великой церкви, состояли при патриархе , или при этой церкви, в различных должностях и званиях. По сану пресвитерскому и диаконскому , избираемые, конечно, не обя зывались к жизни безбрачной или к пострижению в монашество: но некоторые должности и звания, на них возлагаемые, без сомнения, поручались только безбрачным. Такова должность сакеллария, на которого, между прочим, возлагался надзор за монастырями мужскими 26 . Таково знание синкелла , которое удостаивало особенной близости к патриарху и пребывания с ним в одних келлиях . Между те м в древнее время, по замечанию Зонары , обыкновенно, «по смерти патриарха становился на его место синкелл » 27 . Итак, хотя в течение означенного времени, избрание в патриархи , по большей части, ограничивалось клиром константинопольской великой церкви, и в записях не говорится о пострижении избираемых в монашество перед посвящением в патриархи ; но, конечно, всего чаще это избрание упадало на свободных от супружества, и, во всяком случае , подвергало их условиям иноческого целомудрия, на основании существующих обычаев и правил церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

(История медицины в России, Рихтера, 1820 г., ч. III, 171–173; 304. – Описи секр. бумаг, до прин. Брауншвейг, относящимся, в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1861 г., кн. II. – С.-Пет. Ведомости 1741 г.). 722 О болезни принцессы именно в это время, никто кроме Бирена не говорил ни слова. Но упоминается, что императрица, подписывая акт о регентстве, сказала Бирену: «Сожалею тебя, герцог: ты стремишься к своей гибели!» (См. обзор главнейших событий в России с кончины Петра Великого до вступления на престол Елизаветы, Ведемейера, 1835 г. ч. II, с. 135). 723 Кончина императрицы последовала в пятницу, в девять часов вечера, 17 октября 1740 года. – Дочь царя Иоанна Алексеевич а и царицы Прасковьи Федоровны, из фамилии Салтыковых, Анна Иоанновна родилась 28 января 1694 года в Москве, и в отрочестве обучалась языкам немецкому и французскому у своих наставников, Остермана и Рамбурха. Петр I, заключая договор с прусским королем в Мариенвердере 11 октября 1709 года, условился выдать племянницу свою Анну за королевского племянника, Фридриха-Вильгельма, герцога курляндского, сговорил ее 10-го и обручил 18 июня 1710 года, а 31 октября того же года происходило бракосочетание царевны в Петербурге, в палатах князя Меншикова. Но 9 января 1711 года герцог, на пути в Курляндию, умер в Кипени, отъехав сорок верст от Петербурга, и овдовевшая герцогиня, довольствуясь весьма ограниченным содержанием, проживала с этого времени в Митаве, приезжала нередко в Петербург и Москву и была предметом нескольких брачных договоров, разрушенных политическими обстоятельствами. В ночь на 19 января 1730 года скончался император Петр II, и в тот же день состоялось избрание герцогини курляндской на русский престол, с некоторыми, впрочем, ограничениями. В Митаву отправилась особая депутация, герцогиня приняла условия, 15 февраля прибыла в Москву, 25 февраля объявила себя самодержавной и короновалась 28 апреля 1730 года. Женщина роста высокого и наружности величественной, Анна Иоанновна не принадлежала к числу красавиц, имела рябоватое лицо, большой нос, карие, острые глаза, темные волосы и сильный, мужской голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

—28— этой философией дурного вкуса, и многоплодной в интимном постижении, богатой внутренним содержанием и чреватой результатами, хотя и бескорыстной по мотивам, духовной философией. Средний же член, рационально-объективное облачение духовного опыта, и психологически неизбежное и целесообразное в деле церковного оглашения и школьного преподавания, сохраняется неприкосновенным. Еще более того можно сказать о взаимном отношении между догматическим богословием и христианской философией. Что такое догматы? Что верования, фиксированные и возведенные на ступень общеобязательности церковью. А верования естественно возникают на почве духовного опыта. Духовный опыт есть переживание и верующее признание религиозных, абсолютных ценностей. Духовная ценность, сама в себе несомненная для верующего сердца, ставит целый ряд вопросов христианскому уму, составляющих в совокупности религиозную метафизику. Это вопросы: каково премирное происхождение этих ценностей, какова их запредельная судьба? Кто верует в абсолютную ценность духовного блага, признает Христа Богом, тот не может не веровать и не надеяться, что Божие всеведение и всемогущество ручаются за сохранность духовного блага среди конфликта мировых сил и за его трансцендентное значение. Христианский опыт, организованный верою, служит источником, из которого возникает целый рой верований-гипотез, индивидуально разнообразных. Церковь некоторые из этих верований возводит в достоинство общеобязательных догматов. Верования-догматы имеют широкое практическое значение: они порождают мотивы верности христианина духовному благу. Объяснение человеческой истории грехопадением и искуплением, упование на благодать Божию, ожидание загробного воздаяния праведникам и грешникам, чаяние нового неба и новой земли, в которых обитает правда Божия, – все это укрепляет верность христианина своему званию. В этом нравственное значение догматов, или догматическое обоснование христианской нравственности: Как ни важно оно в практическом отношении, как ни многоплодна развернувшаяся в церковной истории около догматов психика христиан, ярко проявившаяся и в церковном искусстве, в прин-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иустин даже прямо называет его «памятными записями Петра». Климент Александрийский утверждает, что Евангелие от Марка представляет собой в сущности запись устной проповеди апостола Петра, которую Марк сделал по просьбе христиан, живших в Риме. Само содержание Евангелия от Марка свидетельствует о том, что оно предназначено для христиан из язычников. В нем очень мало говорится об отношении учения Господа Иисуса Христа к Ветхому Завету и совсем немного приводится ссылок на ветхозаветные священные книги. Вместе с тем мы встречаем в нем латинские слова, как, например, speculator и другие. Даже Нагорная проповедь, как объясняющая превосходство новозаветного Закона перед ветхозаветным, пропускается. Зато главное внимание Марк обращает на то, чтобы дать в своем Евангелии сильное яркое повествование о чудесах Христовых, подчеркивая этим Царское величие и всемогущество Господа. В его Евангелии Иисус не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь Вселенной. Евангелие от Луки Древний историк Евсевий Кесарийский говорит, что Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый «прозелит», то есть язычник, прин явший иудейство. По роду своих занятий он был врачом, что видно из Послания апостола Павла к Колоссянам. Церковное Предание присовокупляет к этому и то, что он был также живописцем. Из того, что в его Евангелии содержатся наставления Господа 70 ученикам, изложенные со всей подробностью, делают заключение, что он принадлежал к числу 70 учеников Христовых. Есть сведения, что после смерти апостола Павла евангелист Лука проповедовал и принял Евангелист Лука мученическую смерть в Ахаии. Святые мощи его при императоре Констанции (в середине IV века)  были перенесены оттуда в Константинополь вместе с мощами апостола Андрея Первозванного. Как видно из самого предисловия третьего Евангелия, Лука написал его по просьбе одного знатного мужа, «достопочтенного» Феофила, жившего в Антиохии, для которого он написал затем и Книгу Деяний Апостольских, служащую как бы продолжением евангельского повествования (см.

http://pravmir.ru/bibliya/

Мы знаем только то, что будем подобны Ему, если Он откроется (1 Иоан. 3:2). Невозможно, чтобы мы уже были тем, чего не знаем, ибо, конечно, знали бы, если бы уже были этим. Следовательно, надежда в это время лишь созерцается верой, она не находится перед нами или у нас, а только ожидается. Об этой надежде и об этом ожидании Павел говорит Галатам: Мы духом ожидаем от веры надежды на праведность (5:5). Он не говорит: «Обладаем ею». Под праведностью Бога он разумеет Суд, на котором мы получим воздаяние. Ожидая его для себя, он пишет к Филиппийцам: Если я как–нибудь достигну воскресения из мертвых, то это не значит, что я уже обрел или усовершенствовался (3:11—12). Он–то, сосуд избрания, учитель язычников, конечно, веровал и прекрасно знал все таинства, и все же добавляет: Я стремлюсь, не обрету ли я того, в чем я обретен Христом (12) . И более того: Братья, я не считаю себя достигшим; забывая то, что сзади, и простираясь вперед к цели, я стремлюсь к награде неприступной, которой и должен достичь (13—14). Конечно, это воскресение из мертвых, однако оно наступит в свое время, — ибо он говорит Галатам: Делая добро, не унывайте, ибо в свое время пожнем (6:9); равно и Тимофею об Онисифоре  : Да даст ему Господь обрести милость в тот день (2 Тим. 1:18). Для того дня и для того времени он повелевает ему соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, до явления Господа Иисуса Христа, которое откроет в свое время блаженный и единый Властелин и Царь царствующих (1 Тим. 6:14—15), то есть Бог. Об этих временах и Петр говорит в Деяниях: Покайтесь и позаботьтесь о том, чтобы загладились грехи ваши, чтобы пришли к вам времена отрады от лица Бога и чтобы Он послал предвозвещенного нам Христа, Которого должны прин ять небеса до времен совершения всего, что говорил Бог устами святых пророков (3:19—21). 24.  Что это за времена, узнай с Фессалоникийцами. Ибо мы читаем: Как обратились вы от идолов к служению живому и истинному Богу и к ожиданию с небес Его Сына Иисуса, Которого Он восставил из мертвых (1 Фесе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Таким образом, двойственность подхода Августина к социально–политическим проблемам была одновременно следствием и его метафизического дуализма, и современной ему исторической ситуации. В его эпоху церковь уже победила римское государство, но ойа еще не вделала это государство теократическим. «Благочестивый» император Феодосий, бывший в глазах Августина образцом христианского прин епса фе V 24:26), представлял собой пример пока еще уникальный. Отчасти в силу исторической инерции, отчасти по причине сохраняющегося несовпадения актуальных интересов церковь продолжала относиться к Римской империи если не враждебно, то настороженно и отчужденно. У Августина это выразилось в учении о принципиальном различии судеб светского и духовного государства. Однако империя, с его точки зрения, есть временное пристанище для церкви, и в этом смысле она не есть зло. С этих позиций Августин отвергал и доконстантиновское представление об империи как орудии дьявола, и мнение, возникшее сразу же после легализации христианства Константином, что империя – это орудие божественного провидения, предназначенное для спасения человечества и построения царства божия на земле, – мнение, которого, как известно, придерживался придворный историк Евсевий Кесарийский . Августин относился к империи без всякой апокалиптической эмоциональности и видел в ней нечто только временное, земное, а потому в естественном порядке имеющее конец. Вот почему разграбление Рима готами он в противоположность многим своим современникам воспринял без излишнего трагизма и патетики, считая его закономерным результатом исторического развития. Правда, умирая в осажденном вандалами Гиппоне и видя воочию неотвратимость гибели Римской империи, он, как сообщает его биограф Пацидий, больше всего молил бога о том, чтобы тот послал ему смерть раньше, чем он увидит торжество варваров. Теперь нам остается только сказать о влиянии философско–исторических и социально–политических идей Августина. Схема исторического процесса и методология истолкования исторических явлений были переняты от него практически всеми западными средневековыми историками. Во времена, ближайшие к Августину, под впечатлением продолжающихся и приобретающих все более грозный вид исторических катаклизмов его преемники усиливают эсхатологизм его учения 216 . Мрачнаяˆ/картина движущейся к погибели и запутавшейся в грехах и пороках Римской империи рисуется/учеником Августина Орозием в его семи книгах «Истории против язычников» 217 . В сочинении жё Сальвиана «О правлении божьем» 218 этот эсхатологический пессимизм уравновешивается и перевешивается провиденциализмом – прием, использованный Августином в «Граде божьем». После Сальвиана провиденциализм становится почти универсальным убежищем от исторического пессимизма; критика истории надолго вытесняется ее оправданием, апологетикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/fo...

«Сверх того надо заметить, что при хиротонии совершается таинственное священнодействие, через которое свыше передаётся дар священства, тогда как низложение не таинство, но простой акт 202 , которым признаётся мотивированное извержение от служения, и таким образом прекращается отправление должности священства, на основании изложенных в акте мотивов» (конечно, канонических правил). (К ист. вопр. о прин. схизм, стр. 17–20; Усова 135–7). В опровержение и разъяснение сделанных Усовым выписок из Василия, митр. смирн. и других приведу свидетельства соборов и в. отцов. «Повеждь церкви, говорит Христос. (т. е. её представителям) ... аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. 203 Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связаны на небеси». ( Мф. 18:17–18 ). «Подвергнутые совершенному и всегдашнему извержению из своего чина, говорят отцы VI соб., и в состояние мирян изгнанные, аще приходя добровольно в раскаяние, отвергают грех , за который лишились благодати, и от оного совершенно устраняют себя: да стригутся по образцу клира» (21 пр., кн. пр.). «Хотя начало отступления произошло через раскол, говорит св. Васил. вел., но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Св. Духа. Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и через возложение рук их имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагании, и не могли преподати другим благодать Св. Духа, от которой сами отпали» (кн. пр. I пр.). Он же пишет пресвитеру Григорию, запрещённому в священнослужении следующее: «Доколе же сие творишь, (держишь женщину вопреки 3 пр. I соб.), тысящи оправданий, которые ты излагаешь в письме, не принесут тебе ни единые пользы: но умрешь запрещенным в священнослужении, и дашь Господу ответ за свое запрещение. Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия; то будешь анафема пред всем народом, и приемляющие тебя будут отлучены от всея церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010