Мы здесь отметим, что Киреевский в этих письмах высказывает верные и достойные подлинного философа мнения о ненормальности например школьно-воспитательного дела, которое все построено на прин ципе внешнего права и не преследует подлинного своего идеала, развития в воспитываемых чувства внутренней правды. 168 И. В-ч, как это видно из его «Дневника» (ненапечатанного), часто бывал у богослужения. По словам его сына, Сергея Ивановича Киреевского, И. В. любил ходить к ранней обедне, причем, иногда выбирал церковь , далеко находящуюся от дома (Из устных бесед с C. И. Киреевским). 169 Один знакомый Киреевского говорил К. Леонтьеву , «что хотя все славянофилы того времени были люди, конечно, православные по убеждениям, но ни у одного из них он не находил столько сердечной теплоты, столько искренности и глубины чувств, как у Киреевского». «Хомяков был холоднее; он, разумеется, был человек тоже искренне православный, но его диалектика, его страсть к словопрениям увлекала его до того, что он вступал в споры и с людьми православными иногда о самых существенных вопросах, противоречил и впадал в некоторые уклонения. Разговаривал он с безбожником или с иноверцем, он был вполне православный; но начинал он беседовать с православным и как только тот сказал ему раза два «да, да» Хомякову уже становилось скучно и ему хотелось сказать: «нет, нет, не совсем так!» «Киреевский же был весь душа и любовь». Отец Климент, иеромонах Оптиной пустыни, К. Леонтьева , изд. третье Амвросиевской женской пустыни 1908, стр. 6. 170 Именно так смотрел на органическую связь между личностью и известным творчеством – продуктом этой личности – сам Киреевский. Еще в 1836 г. И. В. писал к H. М. Языкову (по поводу гомеопатии): «Была ли хоть одна система от сотворения мира, в которой бы не обозначился характер ее изобретателя? мне кажется, и быть не может. В чем же состоит характер самого Ганнемана? Ум гениальный, соединенный с характером шарлатана. Следовательно, уже наперед можно сказать, что во всех его изобретениях должна быть истина в частях и ложь в целом».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Иоанникий в 1748 перев. из Кизического; а 1754 – в Зилантов. Феофил Игнатович в 1754 перев. из Зилантова, а в сент. 1765 – в Саввин Сторожевский. [ Макарий , игум., в сент. 1765 прин. от Феофила.] Иероним Формаковский , из префектов акад., в 1766 и 67, перев. в Свияжский. Константин Борковский в 1767 перев. из Московского Даниилова, а 1772 – в Печерский Нижегородский. Платон Любарский 5 авг. 1772 перев. из Слободского Богоявленского, а 30 окт. 1785 – в Свияжский. Гедеон Замыцкий в исх. 1785 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 9 янв. 1790 в Свияжский. Амвросий Яковлев-Орлин 3 февр. 1790 перев. из Кизического, а в мар. 1794 – в Заиконоспасский. Арсений Домонт 20 мар. 1794 перев. из Нижнеломовского, а 25 июля 1797 – в Новгородский Вяжицкий. Ксенофонт Троепольский 7 февр. 1798 перев. из Зеленецкого, а 24 авг. 1799 – в Свияжский. Антоний Соколов произведён 30 авг. 1799, а 2 февр. 1808 хирот. в викария Новгородского. Епифаний Канивецкий 6 февр. 1808 перев. из Виленского Свято-Духова, а 26 мар. 1816 хирот. в еписк. Воронежского. Афанасий Протопопов 18 мар. 1816, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад.; 28 июля 1817 перев. в Колязин. Феофан Александров 30 июля 1817 перев. из Домницкого, а 14 нояб. 1832 – в Донской. Стефан , в 1832–1844, 31 мая перев. в Мценский Петропавловский. Климент 31 мая 1844 перев. из Мценского Петропавловского; 1852 перев. в Новый Иерусалим. Иосиф , 1852. (Адрес-Календарь.) Григорий , архиерей Казанский, управлял 1853. Никодим , еписк. Чебоксарский, 1854–1861. Управлял иеромонах Иов 1862–69. 3 Зилантов (с Илантовы горы) Успенский, в Казани, основан около 1555 г. Третьеклассный. [IV, 182; VI, 519.] (Возведён в 2-й класс 24 окт. 1836). Игумены Иоаким , 12 июня 1560. Вениамин , 4 авг. 1574. Порфирий , 1574 и 75. Иродион , 28 февр. 1585. Герман , 1588. Антоний , 1593–99. Корнилий , 1603. Иосиф , 1606–1613. Геннадий , 1621–28. Никодим , 1632–36. Исаия , 1639 и 40. Савватий , 1642–44. Архимандриты Дионисий , с 1644 игум.; с 1652 архим. После перев. в Седмиезерный (?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Разоблачившись, священник записывает (сам, или псаломщик в его присутствии) в метрические книги событие, сей час совершенное, с показания восприемников, или, если есть, то по документам, представленным ими. – От людей неизвестных должно требовать документы, из которых видно было бы звание родителей младенца. Если сведения, доставленные родителями, представляются почему-либо сомнительными, то священник может обращаться к гражданскому начальству, с тем, чтобы поверены были сии сведения (Рук. для сел. паст. 1860 г., т. III, стр. 106). – Если крещение совершено было до литургии, или вообще есть возможность причастить младенца, то он причащается Святых Таин в тот же или ближайший за сим день (Нов. Скриж. Вениам. гл. VI, §22). – Присоединяемые к Православной Церкви посредством миропомазания также должны причащаться Святых Таин в тот же или ближайший ко времени присоединения их день (Чин. прин. инов. в конце миропом.). – Запись о присоединенных через миропомазание также вносится в метрические книги (Уст. Дух. Консист. ст. 22, 25. Св. Зак. XVI т. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 76. См. приложение в конце кн.), а подписки, взятые от них, представляются преосвященному при рапорте, вместе с выпискою из метрических книг о их присоединении в начале нового года (Ук. Св. Син. 1865 г. Авг. 25 д. См. прил. в конце кн.). – Если бы одновременно последовало большое число присоединений, то, в таком случае, священник обязывается немедленно доносить о том епархиальному архиерею (Ук. св. Син. 1865 г. Авг. 25 д. Св. Зак. т. XIV. Уст. о пред. и прес. прест. ст. 76). – Священники стараются утверждать новокрещенных в учении провославной веры и отвращать от прежних обрядов (Там же, ст. 59). – Они должны внушать новокрещенным, чтобы ходили в церковь в воскресные и торжественные, церковные и гражданские дни; чтобы ежегодно исповедывались и причащались Святых Таин (Там же, ст. 55). Исповедь Время и место Исповедь может быть совершаема во всякое время: пастырь душ должен быть готовым исповедовать всякого кающегося христианина во всякое время, – даже и неудобное для него. Удобнейшим же временем в Православной Церкви для исповеди признается Святая Четыредесятница и другие посты (Ан. 52. О долж. пресв. прих. Ставл. грам. Иер. и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Палеостровский, прославленный впоследствии трагического самосожжения раскольников, основан был каким-то преподобными Корнилием, но неизвестно когда; также неизвестно, когда возникли давно уже не существующие монастыри: женский Крестовоздвиженский в Онеге, Машеезерский в 20-ти верстах от Петрозаводска, Бруссенский-Николаевский на Бруссенском острове Онежского озера, женский Солминский на скале при соединении Логмозера с Онежским озером. Введенский на Ояти Муезерский; в Каргопольском уезде Троицкий-Юрьевский, Вертьевская пустынь и Спасский Кожеозерский. На берегу Ладожского озера, недалеко от Свирского монастыря, некто преподобный Киприан, основал монастырь Сторожевский, по имени урочища Сторожка; монастырь давно уже не существует, а в приходской церкви покоятся под спудом мощи Киприана; но когда жил Киприан – никто не скажет, как равно о многих отшельниках, некогда подвязавшихся в этих негостериимных краях. 502 Нельзя сказать ничего положительного, существовали ли во время независимости Новгорода ладожские монастыри, женский Успенский и мужеской Ивановский в Застеньи. 524 Что ми пишете об аллилуйи и на словах сице глагола Слава Отцы и Сыну и Святому Духу и ныне и присно в века веком аминь; аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже, аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя Слава Тебе Боже. (Духовн. Вести. 1862. Март. VII, 52). 533 Не приемли приноса в Божий жертвенник от неверных, ни от еретик, ни от блудник, ни от татей, ни от разбойник, ни от грабитель, ни от властей немилосердых, он от корчемник, ни от ротник, ни от поклепник, ни от лжива послуха, волхва и потворника, или кто томит челядь свою гладом и жаждою, ранами и наготою, и кто будет от таковых не покается, не приемли у них приноса. (Из Сборн. XV. в. Прин. Кирил. Белоз. Библ.) 539 Велми чюдна и преудивлена: такове не было во всей Псковской волости о полътретьюдесяти углах (Пск. Л. I, 240.) 540 Погод. сб. Публ. Библ. 1838. Никто же есть виновен погибели его, разве своя воля; спасение же Бог дарова вам, еже быти а еже добро быти, разум же и силу, яже не может имети человек без благодати Божия; по ниже диавол может что дати на погибель, сиречь изволение сопротивно, или изнеможение, или невольное неразумие, или леность: отнюдь еже (ниже) нудить человека, токмо память злому предлагает; делаяй оубо благое, должен есть Богу благодать нанисовати; творяй же сопротивное, себе токмо виновна творить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

599 В IV и V веках оно встречается у знаменитейших учителей церкви, напр., у Афанасия В. (Жит. преп. Антония, 65–66, в III т. изд. 1903 г.), у Ефрема Сирина (Сл. о почивших во Христе, – III т. 245–247 стр. Сл. об утверждающих, что нет воскресения, – III т. 136 стр., изд. 1897 г.), у Макария Алекс. (Сл. о исходе души), Макария В. (Вес. о двояком состоянии отшедших из этой жизни, – см. Хр. Чт. 1828 г. XXXI т. 113–114 стр.), Василия В. (Бес. побуд. к прин. крещ., – IV т. 222 стр.; Пис. XL1II, к падшей дев, – VI, 119 стр. изд. 1892 г.), Златоуста (О Лазар, II, 2; На Мф. Бес. LIII, 3) Свидетельства из творений отцев церкви IV–V в. о мытарствах приведены в Догм. Богосл. у митр. Макария (§250) и еп. Сильвестра (§§ 161–163). У преосв. Макария приводятся и из богослужебных книг православной церкви некоторые молитвы и песнопения, в которых говорится о мытарствах. 600 Это слово обыкновенно печатается в «Следованной Псалтири». В русс, перев. напечатано в Хр. Чт. 1841 г. I ч. См. об этом слове и изложение большей части его в сочинении проф. Покровского Н. В. «Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства» СПб. 1887 г. 79–81 стр. Сходство талмудических представлений о посмертном состоянии с изображениями в этом «Слове» переходит иногда в тождество картин и образов состояния праведников и грешников, описания ангелов и падших духов, окружающих одр умирающего, странствования души за гробом, рая и ада. См. у проф. Троицкого в указ. труд, 313–314 стр. 601 Это «Повествование» находится и печатается в « Житии Василия Нового » (Чет.-Мин. Под 26 марта), которому служила блаж. Феодора. Она жила в Царьграде во время Симеона Богослова и скончалась 30 дек. 940 г. Содержание повествования составляет рассказ блаж. Феодоры, явивишийся в сонном видении григорию, ученику преп. Василия, о процессе и обстоятельствах своей смерти и о странствовании души ее по воздушному пространству до времени водворения в небесной обители. Этот рассказ сделался между прочим излюбленным предметом т.н. лубочной письменности, вследствие чего «Повествование» оказало огромное влияние на эсхатологию восточных христина. В том же «Житиии Василия Нового» приводится другое видение григория – о страшном суде над всем родом человеческим. О зависимости эсхатологических представлений в этих видениях от талмудических см. у проф. Тролцкого 313–315 стр. Там же и указание литературы о «Повествовании блаженной Феодоры».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Что касается нашего кронштадтского общества, то оно так разнообразно, что в нем, по милости Божией, есть люди всякого рода, люди всякого дела, всякого умения или искусства: люди власти, капитала, по желанию которых могут делаться всякие дела, есть у нас и инженеры, и архитекторы, и плотники, и столяры, и печники, и кровельщики, и кузнецы, и литейщики, и портные, и сапожники, и пекари, и кухмистеры. Но рука руку моет и палец – палец: сильные должны носить немощи немощных; при таком богатстве сил нашего общества, при такой его талантливости, при таком множестве и разнообразии людей искусных было бы крайнею несправедливостию с нашей стороны оставлять такое множество наших членов (разумею нищих мещан) оторванными, изолированными от общественного тела или от его благосостояния. Отчего не связать их с общественным организмом, соорудив для них помещение, дав каждому из них дело, тем более что многие из них способны к разным мастерствам, и с делом дав им хлеб и все нужное? Опять и опять я обращаюсь к обществу с покорнейшей просьбою, яко Богу молящу мною, обратить деятельное внимание на кронштадтских нищих мещан, приписавшихся к Кронштадту и не имеющих в нем никакой оседлости, приискать им или сделать для них общее помещение и каждому из них дать соответственный его силам труд, которым они могли бы кормиться. Во имя христианства, во имя человеколюбия, гуманизма взываю: построим для них Рабочий дом для оказания помощи этим несчастным. Так как прежде всего нужна здесь материальная помощь, то я делаю первый почин: вношу в кассу братства [крест прин. на себя хлопоты по этому делу] ежегодно 50 рублей с тем, чтобы не подавать на улицах нищим. Братия! Во имя Христа и Креста возвышаю голос мой: кто еще?.. Ужели муравьям и пчелам мы дадим преимущество пред собою?.. Братия! Теперь многим городам России известна кронштадтская нищета – они ожидают от нас, что мы сделаем к отвращению её – конечно, не от нее? Как хорошо было бы устроить Дом Трудолюбия! Тогда бы многие нищие могли обращаться в этот дом с требованием сделать нам за известную плату то или другое дело, ту или другую вещь, а мещане наши жили бы да трудились и благодарили Бога да своих благодетелей! И нравственно многие поднялись бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

127 Ср.: Мф. 9,36. 128 Рим. 14,15. 129 От Фессалоник до Иериссо автобус доезжает примерно за два с половиной часа. — Прям, перев. 130 Мф. 16,24. 131 Эта женщина работала в одном монастыре. 132 Рим. 2, 24. 133 Мф. 43,46. 134 Схимонах Паисий (Эзнепидис), 1924–1994. Один из самых известных святогорских подвижников нашего времени. — Прим. перев. 135 Ср.: Мф. 7,15. 136 Мф. 10,16. 137 Песн. 5, 2. 138 Там же. 139 Ин. 17,11. 413. 140 Город на острове Эвбея, расположенном на юге Греции. — Прим. перев. 141 Прем. 1,1. 142 Мф. 6, 33. 143 Важно то, что мы вкладываем в эти слова. Так, например, мы можем говорить «помилуй мя» и под словом «мя» понимать весь мир, или же говорить «помилуй нас» и иметь в виду то же самое. Здесь Старец хотел подчеркнуть, что мы должны любить весь мир как самих себя. 144 Прем. 1, 10: Потому что ухо ревности слышит все, и ропот не скроется. То есть внимательное ухо Божие слышит все и ропотливый шепот не скроется от него. 145 Преп. Никодим Святогорец (1749–1809), память 1 июля. — Прим. перев. 146 Традиционно верующие в Греции вместо «Молитв на сон грядущий» читают повечерие с акафистом Благовещению Пресвятой Богородице. — Прим, перев. 147 Ин. 14,21. 148 Мф. 7,7. 149 Это общее правило. Но в особых случаях, с благословения рассудительного духовника, возможно «по икономии» и какоелибо иное решение. См. далее случаи с воздержанием от супружеских отношений и о супругах, которым Бог не давал ребенка, чтобы тот не был несчастен. 150 Точнее, это одна из целей брака, но самая главная. — Прим. греческого издателя. 151 Мф. 19,14. 152 Мф. 18,3. 153 Имеется в виду салатный латук. — Прим. перев. 154 Стремма — мера площади, равная 1000 м 2. — Прин. перев. 155 Мф. 7, 22–23. 156 Еф. 4,13. 157 Этот совет был дан конкретному человеку, который беседовал с отцом Порфирием. Он не имеет обязательной силы для всех. Например, о себе Старец говорил, что он великий грешник и негодный человек. 158 Лк 12,20. 159 Фил. 2, 7–8. 160 1 Кор. 12, 26. 161 1 Кор. 10,31. 162 Мф. 10,30. 163 Турецкая интервенция началась 20 июля 1974 г. — Прям, перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

3. Re: Две России Значит почти все советские люди были нерусскими. Они сдавали научный атеизм и клялись , будучи пионерами и комсомольцами ы материализме. 2. Re: Две России Грустно и справедливо. И хочется поверить, что Россия вернется к своим духовным корням, хотя бы просто в противовес Западу... Вон, Шойгу даже перекрестился, выезжая на парад. Но как-то слаба надежда... Патриотом стать просто - достаточно написать на каком-либо из форумов пост, ругающий проклятый Запад. А вот воцерковиться гораздо сложнее. Требуется покаяние. Ругать надо себя, а не внешних врагов... Это уже - личный труд и немалый подвиг. Но патриотизм без воцерковления - неглубок. Он не приведет общество к нужным изменениям, ибо не научившись каяться, человек не сможет научиться переступать через себя. Поэтому и жертвенноти не будет. Не будет служения. Всё ограничится действиями, не требующими особого труда, а значит выйдет пшиком... И вот сейчас Россия на распутье - между пшиком и воцерковлением. 1. Re: Две России " ...«возрождение России» почему-то не имеет корня, не имеет, для того, чтобы быть действительно возрождением, серьезных на это, прежде всего, духовно-нравственных причин, и весь пафос по этому поводу напоминает детскую забаву в пускании мыльных пузырей " ... Можно без приукрас говорить о " расколе " нашего общества на подлинно православных и воцерковленных и в лучшем случае " " сочувст-вующих " . И это естественный процесс, когда после 70-летнего периода богоборческой власти не сразу, но постепенно происходит процесс возвращения основопологающих духовных прин-ципов, возвращения самой Церкви, но процесс этот не простой, долгий,а порой весьма болезненнй. Сегодня нападки на Церковь и Православие в современных условиях не только не исчезли, но получили новую окраску в лице злобствующих хулителей - пятой колонны, разноликого либерального охвостья и тысяч и тысяч бесчувственного и окаменелого т.н. " среднего класса " . Не отстают в своих попытках противопоставить Церковь государству многочисленные писаки и глашатые из не наших, не русских СМИ и ТВ, благо рот им никто не закрывает, а деньги платят. " Давно пора признать тот факт, что истинное благополучие и величие России созидается на верности Богу церковной части ее общества " .Это обстоятель-ство заставляет всех нас видеть реальное положение вещей, не не придуманное. Тогда ог- ромная и долговременная РАБОТА духовного вос- питания всех слоёв общества и прежде всего молодого поколения найдёт новые формы и новые импульсы ради объединения всей России в один монолитный, духовно окрылённый народ...

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Комиссия эта с самого начала работала в Большом императорском дворце, что кажется несколько странным, учитывая старания Льва казаться объективным и незаинтересованным. Впоследствии православные полемисты вовсю использовали это обстоятельство, чтобы поставить под вопрос беспристрастность императорского посредничества 245 , так что неизбежно возникает недоумение: неужели Лев сразу допустил такой грубый тактический промах? Ведь вольготную жизнь, которая служила столь большим стимулом по крайней мере для некоторых членов этой группы 246 , можно было бы обеспечить и где-нибудь еще. Может быть, тут и был некоторый просчет, но вполне вероятно также и то, что дворец был единственным местом, где император мог не опасаться за безопасность своих сотрудников в тот период, когда он еще не признал официально, что они выполняют монаршую волю. В таком случае перед нами еще одно свидетельство того, с каким сильным и влиятельным противником ему пришлось столкнуться в лице патриарха Никифора. Судя по некоторым сообщениям, первый пробный шар Лев запустил уже примерно через месяц после начала работы комиссии 247 . Он представил Никифору некоторые выдержки из святых отцов, которые успели подобрать Иоанн со товарищи. Взглянув на них, патриарх ответил, что они относятся к языческим идолам, а вовсе не к христианским священным изображениям. Император сделал вид, что удовлетворен ответом, и Иоанну, который как раз в это время забол е л, даже пришлось прин е сти покаяни е 248 . По-видимому, уже в это время ведущие деятели византийской церкви, и прежде всего патриарх, поняли, каковы истинные намерения Льва. Соответственно, единственно верная тактика для православных была следующая: попытаться отговорить императора от его затеи, демонстрируя ему единство и непоколебимость иконопочитательской церкви, а если бы это не удалось, сделать так, чтобы насаждение ереси выглядело в глазах общества чистым государственным насилием, «тиранией». Кроме того, важно было не дать светской власти выступить в роли посредника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3948 De victimas offertibus, 13. По смыслу контекста здесь правильнее перевести слово γνος через «происхождение». 3949 De conf. ling., 34; De somniis, I, 11: θεος λγος, ν κπεπλρωκεν λον δ λων σωμτοις δυνμεσινα ατς θες. Трубецкой, op. cit., стр. 137 При этом нельзя не сопоставить с такой идеей христианского верования в евхаристическое восприятие каждым верующим всего Христа-Логоса: «Примите, ядите: сие есть Тело (σμα, но не σρξ) Мое». 3950 Так некоторые исследователи находят напр., что Евангелие от Иоанна и Послание к Евреям имеют много общего с идеями Филона (Мангей). Вообще влияние Филона на ап. Павла и на последующее христианское богословие признается многими (напр. Шенье, Арнольдом Мейером, Фридлендером и др.). Обстоятельному исследованию этого вопроса посвящает целую обширную главу своего труда об ап. Павле проф. Глубоковский (op. cit., стр. 23–425), приходя к выводу, что «Александризм не был матерью христианства и не мог давать содержания для христианской догматики. Все положительные элементы филонизма были враждебны благодатному искуплению и, конечно, не пригодны для его истолкования» (стр. 419). Что же касается идеи «запечатления», то она тоже нашла себе отражение в некоторых христианских обрядах и символах. Об этом см. в следующих источниках: F. Dölger, Sphra gis. Eine altchristlicbe Taufbezeiehnung in ibren Beziehungen zur profanen und religiösen Kultur des Altertums, 1911; G. Wobbermin, Religionsgeschichtliche Studien zur Frage der Beeinflussung des Urchristentums durch das antike Mysterienwesen, 1896, S. 144–154. 3951 См. Bousset, Die Relig. des Judentums, 1903, S. 283. Также у проф. Глубоковского: «Блгов. св. ап. Павла», кв. II, стр. 360–361. 3959 О поминовении см. в Опытах сочинений воспит. М. Дух. Академии. М. 1822 стр. 13, 16. От кого церковь не принимала даров. см. Ветринск. Памяти. III ч. V, 180–3, 203. Сильвестра Опыт догм, богосл. т. V. стр. 303; изд. 2. К. 1897. Дионис. Ар. о чтении дипт. с им. прин. 253–4. 3963 Он умер в 1741 г. 25 сент. Летопис. Выговс., стр. 152. Павел Любопытный. Каталог 79. Чтения в Обществе истории и древностей 1863 г., т. I, отд. II, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010