Вот основание того, почему православная Церковь признает значение и силу заТаинствами, полученными в недрах римско-католической Церкви и армяно-григорианской. Священники же раскольнические, даже так называемое австрийское священство, ведут свое начало от светильника погасшего, равно и лютеранские пасторы – светильники, получившие свой свет от огня чуждого. Посему православная Церковь в случае перехода из раскола и протестантство считает нужным совершать над обращающимисяТаинство Миропомазания, которое хотя бы и совершено было над ними во время пребывания в означенных сектах. 58 За исключением духовных лиц римского исповедания, которых приходские священники не могут присоединять своей властью (Ук. Син. 1840 г. 20 февр. Уст. Кон. ст. 30). 59 В случае принятия православия целыми семействами подобные подписки должны быть взимаемы священником от каждого члена семьи, достигшего совершеннолетия (Резолюц. Филарета митр. Моск., в Душеп. Чтен. 1872 года) 60 Но письменное показание от больного иноверца о желании его присоединиться к православной Церкви должно отбирать. Если больной сам не может написать подписки, то, по его просьбе с объяснением причины, такая подписка может быть написана и зарукоприкладствована другим лицом. Когда присоединяемые чрез миропомазание по болезни или незнанию русского языка не могут давать сами за себя необходимых ответов на вопросы, положенные при совершении сего священнодействия, то они могут иметь восприемников, которые давали бы необходимые ответы за них при совершении обряда «присоединения» (Чиноп. прин. инов.). 61 При архиерейском служении, когда частицы ХС бывает недостаточно для причащения всех служащих, то раздробляется другая из двух остальных, с произнесением слов: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий» и проч. (Служебн. или Чиновн. архиерейск.). 62 Частицы HI и КА для причащения мирян раздробляются священником, а не диаконом. Между тем у некоторых священников есть обычай, в силу которого они, когда бывает много причастников, для скорейшего раздробления св. частиц, допускают в помощь себе при этом также и диаконов, которые подобно священнику берут копие и разрезают данные части на частицы и т. д. Это совершенно противно ясному смыслу литургии и уставу церковному. Когда священник раздробляет на литургии св. Агнец для причащения, то в этом случае он изображает Иисуса Христа, преломившего св. хлеб и подавшего его апостолам. Нечего, разумеется, и говорить, что диакону входить в это положение и неуместно а неестественно. Устав церковный положительно повелевает, чтобы раздробление Агнца во всяком случае было совершаемо только священником, и диаконам при этом предоставляется только право принимать одно молитвенное участие в сем действии посредством известного возглашения: «Раздроби, Владыко, святый хлеб» (Служ. Лит. Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Новлянское. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь в Пахрине /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Феодора Стратилата Год постройки:1676. 1816 г. - капитальная перестойка. Год утраты:1937 Адрес: Московская обл., городской округ Домодедово, садоводческое товарищество Пахра-3 Координаты: 55.481672, 37.770876 Проезд:Московская обл., Домодедовский р-н, 1 км к западу от д. Новленское Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Пахрино, исчезнувшее в начале в двадцатого века, находилось на расстоянии около одного километра в восточном направлении от села Ям,  на холме, называемым старожилами «Пахринкой». Первое упоминание о селе Пахрино относится к 1339 году, когда оно было завещано великим князем Иваном Даниловичем Калитой старшему сыну Семену Ивановичу (в завещании записано: «Похряне»). Село Пахрино (писалось и Пехрино) в 1614 году: «пустошь, где была Пахрино, на речке Пахре, вотчина Троицы Сергиева монастыря, по данной вдовы Марьи Ивановны дочери, Ивановой жены Палицына». По писцовым книгам 1627-1628 гг. Московского уезда Жданского стана записано: «за окольничим князем Алексеем Михайловичем Львовым, что он купил из Троицы Сергиева монастыря, в вотчине сельцо Пахрино, на речке Пахре, а в нем двор вотчинников, двор коровий, да под сельцом мельница, на реке Пахре, а в ней два жернова, колеса немецкие, а писана за ним, князем Львовым та вотчина по купчей архимандрита Троицы-Сергиева монастыря Дионисия и келаря старца Александра 1623-1624 гг. «У него же, князя Львова находились во владении деревни: Чурилково, Новая Новлянская и Киселиха, на реке Пахре» (Писц. кн. 258) . «В 1646 г. в сельце Пахрине был двор боярский князя Алексея Михайловича Львова с Деловыми людьми» (Переписи, кн. 9807) . В 1680 г. село Пахрино состояло в дворцовом ведомстве, в селе был двор великого государя. В 1676-1677 гг. в селе Пахрино была построена по повелению Царя Федора Алексеевича каменная церковь Троицы Живоначальныя с приделом св. Феодора Стратилата. В дозорных книгах Патр. казенного приказа 1680 г. говорится: «августа в 13 день князь Иван Андреевич Шелешпальский, приехав Пехрянской десятины в государеву дворцовую Домодедовскую волость, в село Пахрино, на речке Пахре, а в том селе по наезду, церковь Нова каменная во имя Живоначальныя Троицы, да в приделе Федора Стратилата, у церкви, что каких приходских дворов того неведомо, потому что попа в то время дома не было, а переведен тот поп с погоста Архангела Михаила, что на Булавах, а земля у той церкви взята Великого Государя в десятинную пашню и ныне та церковь стоит пуста, а та церковь без дани» (Патр. прин. кн. 141).

http://sobory.ru/article/?object=54608

По возгласе: Святая святым, опять многолетствование старейшего священника сослужащими ему. Оно изложено в виде диалога. Много разностей замечается в изложении чина причащения служащих. Вот, между прочим, как оно описывается в одном служебнике: младший священник берет часть агнца и подает ее старшему с словами: Тело Христово дается рабу Божию такому-то; этот берет часть, подаваемую ему, и в свою очередь передает частицу младшему, таким образом держа частицы в руках, они целуются. Вообще пред причащением и после него положены другие молитвы, чем какие читаются теперь. Заамвонная молитва читается также иная и между прочим одна из них начинается словами: „Господи Иисусе Христе, Спасе нас сподобивый ныне славы Своея». Все эти разности впрочем не составляют чего-либо оригинального русскаго: оне перешли из греческих служебников и составляют варианты современного греческого строя литургии. Русское влияние выражается в употреблении славянского технического языка, в упоминании русских святых и в приспособлении к устройству церквей и некоторым народным обычаям. 1 Пасхальная вечеря у евреев была настоящим ужином. Повлияло ли это на соединение Евхаристии с агапами и совершение ее вечером? 2 Письмо III к еп. Кириаку,–Письма Злат. в русск. пер. СПБ. 1866, стр. 154. Сн. русск. пер. творр. Злат. СПБ. Д. А. III, 453, 447. „Мне говорят: ты крестил после пищи и пития. Если я сделал это, да буду анафема!»... 10 О поминовении см. в Опытах сочинений воспитт. М. Дух. Академии. М. 1822, стр. 13, 16. От кого церковь не принимала даров, см. Иродион Ветринский. «Памятники древней христианской Церкви». С.-Петербург, 1829 г., III ч. V, 180–3, 203. Сильвестра Опыт православного догматического богословия, т. V, стр. 303; изд. 2. К. 1897. Дионисий Ареопагит . о чтении дипт. с им. прин. 253–254. 11 «Иоанн святого Андрея». – Так именовал себя издатель, скромный каноник парижского собора святого Андрея (Cathédrale Saint-Andre). 14 Список литургии был вложен в письме кардинала Вильяма Сирлети (Gugliemo Sirleto) «Иоанну святого Андрея, канонику церкви в Париже», Рим, 16 мая 1582 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Сверх того 16 человек разного ?? на правах послушников, впредь до усмотрения их способностей к монастырской жизни, несут различного рода монастырские послушания. Кроме сих лиц имеются для исправления сельских и других ?? наемные люди: в летнее время 10, а зимой 6 мужчин, и также для ухода за рогатым скотом 2 женщины. Так благословением Божиим, молитвами Св. Николая и прин?? прибегающих к заступлению Угодника Христова с течением времени постепенно возрастает тихая обитель, восстановленная св. любовью к Богу благочестивых христиан. Кроме пожертвований в обитель от частных лиц, по ходатайству строителя Августалия, было ассигновано в 1835 и в 1837 годах из С.-Петербургской Казенной Палаты на исправление соборного храма с воздвижением иконостаса 11018 руб. 38 коп. ассигнациями. Эта сумма не?? собствовала к поддержанию древнего храма Св. Николая, разрушавшегося под влиянием бедности и недостатков обители. Но, при всем этом, к прискорбию, должно прибавить, что остававшийся и без поправок почти полвека, при ограниченности средств к содержанию, монастырь не мог быть вдруг приведен в цветущее состояние, так что до сего времени монашествующие терпеливо, с упованием на милость Божию, по временам борются со многими лишениями в келейном быту, а во внешнем еще доныне заметен отпечаток ветхости как в храмах Божиих, так и в хозяйственных постройках, вызывающих на усиленные труды и хлопоты для придания им того благолепия, которое приличествует св. месту и которое так желает видеть благоговейная душа христианина! Сочувствие благочестивых христиан, по восстановлении Николаевской обители в 1811 году, к восстановленному монастырю выразилось весьма значительными в пользу его вкладами, которые до настоящего времени помогают монастырю в его содержании. Особенно замечательные пожертвования в монастырь были следующие: 2-го Ноября 1811 года Сретенской старообрядческой церкви священник Петр Саввинов пожертвовал деревянный дом, в длину 6½ саж., в ширину 3½ саж., выстроенный им в бытность его дьячком при Староладожской Иоанно-Предтеченской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Подобное отношение к античной культурной традиции также было бы возможно выразить словами святого апостола Павла. Христиане, воспринимая все самое ценное в много-различных культурах, цивилизациях и просто областях жизни, “пленяют  всякое  помышление  в  послушание  Христу”  (см. 2 Кор 10:5), как бы берут на вооружение все лучшее, присваивая себе. И действительно — немало полезного и важного содержится в той “внешней учености”, которой, по выражению святителя Григория Богослова, “многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющею от Бога[ 19 ]. Недаром эти слова были сказаны свт. Григорием именно в прощальной речи над гробом свт. Василия Великого — того, кто первым из представителей “золотого века” выразил подлинно христианское отношение к наследию античности. “…В науках, — говорит далее свт. Григорий, — мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели. Мы извлекли из них полезное даже для самого благочестия, чрез худшее научившись лучшему, и немощь их обратив в твердость нашего учения. Посему не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые: а напротив того, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве”[ 20 ]. Свт. Василий Великий учит нас в своем “Шестодневе”, что все лучшее в этом мире, все поистине значимое, конечно же, может иметь своим источником одно и только одно Начало — Первейшего Художника и Творца всего сущего. Именно потому-то и оказывается верен древний христианский прин-цип: все лучшее в нашей жизни, принадлежа Богу, “даруется” Им и через Него всем христианам. Верно это и по отношению к высокой античной культуре. Душа человеческая — “христианка” по своей природе — всегда способна ощутить те богодарованные законы, что действуют в мире еще с момента его создания. Законы совести, идея блага воспринимались античными мыслителями быть может не менее остро, чем, скажем, нами — современными христианами. Пусть даже и лишенные знания об Истинном Боге, философы, поэты и художники античности все же прекрасно ощущали нечто такое, что позволяло им порой приблизиться к пониманию той божественной правды, которая в те времена почиталась принадлежавшей одному еврейскому народу — правды о Едином и Благом Творце.

http://pravmir.ru/o-vozzreniyax-svyatyx-...

117 Иное дело, если бы вообще действенность таинства, самое бытие благодати в таинстве и сообщение ее чрез него зависели исключительно от личной веры принимающего таинство, как учит протестантство. Протестанты признают крещение младенцев необходимыми но обосновать эту необходимость не могут, и потому именно, что мыслят таинства действенными только под условием личной веры приступающего к таинству. Лютер, на тот упрек, что крещение детей, не имеющих веры, является не последовательности в его системе, отвечал, что вера младенцев заменяется верою восприемников. Но вера восприемников не есть вера самого крещаемого. Ссылка на веру восприемников есть самопротиворечие в протестантском учении о таинствах, тем более, что в других случаях протестанты отрицают силу верующей молитвы за других, напр., за усопших. Эта последняя ссылка имеете полное свое значение лишь при признании таинств «орудиями, которые необходимо действуют благодатью на приступающих к ним» (ex opere operato, – по учению римской церкви), и убеждению в силу посторонней веры и молитвы. 118 Матерь церковь , по словам блаж. Августина, дает младенцам ноги других, дабы они ходили, сердце других, дабы веровали, язык других, дабы исповедовали, чтобы они, как сделались больными чрез грех другого, так и спаслись чрез исповедание других, соделавшись здравыми». (De ver. apostol, serm. CLXXVI). См. Посл. вост. патр. 16 чл. 119 Григор. Б. Сл. 40, на крещение. (III т. 302–303 стр.). См. в III т. Догмат. Бог. § 78, 104 стр. 124 Август. О град Бож. XIII, См. еще Тертул. О крещении, 16 гл. Ориг. Увещ. к мучен. 30 гл. Кипр. карф. Пис. 60, к Юбаяну (I т. 345–348 стр.). 125 Посл. вост. патр 16 гл. И древние учители говорили о неизгладимой печати крещения. «Крещение, пишет Кирилл иерус, есть печать святая, несокрушимая» (Поуч. предоглас 16). По словам Василия Великого – в крещении полагается «печать неприкосновенная» (Бес. побуд. к прин. крещ. (IV т. 215 стр. изд. 1892 г.), блаж. Иеронима – особенная печать Божия, подобная той, какою запечатлен был первый человек, созданный по образу Божию (На Eфec. I , 1З). См. еще у Златоуста, на 2 Кор. Бес. III, 7; у бл. Августина Epist 185, ad Bonit. n. 23; De baptisma VI, 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Чиновн. прин. инов.). Только в том случае, если выбор имени младенца его родителями предоставляется священнику, последний нарекает его именем по собственному усмотрению, обычно избирая для сего имя святого, память коего чтится в день чтения молитвы новорождённому, или в восьмой день по его рождении, также в день рождения, в день крещения 401 , или ближайший к тому день (см. Ц.Вед. 1908, 6; подр. см. 1906, 35). В предупреждение искажения простым народом имён трудных для произношения, священник не должен давать таковых; требуется также давать разные, а не одно и то же имя нескольким детям одних и тех же родителей, в предупреждение возможности смешения таких лиц и даже злоупотреблений в отправлении общественных обязанностей (Практ. Рук., 171 стр.; сн. 3 прим. к 956 стр. печатного оригинала). Томской Дух. Кон. в 1902 г. было предписано приходским священникам к исполнению: не давать при крещении детям имён, в простом быту не употребляемых или искажаемых, и что вообще имена крещаемым должны быть даваемы с согласия родителей, а не по произволу священников, которые за несоблюдение означенного распоряжения будут подлежать ответственности 402 (см. Ц.Вед. 1903, 34). Но, само собою разумеется, если родители пожелают, чтобы младенцу было дано имя, которого нет в числе святых Православной Церкви, то, как бы ни были настойчивы требования родителей, такое имя не может быть наречено священником 403 (Ц.В. 1908, 19). – В «инструкции для правильного ведения и проверки метрических книг», данной Пермским еп. начальством местному духовенству, было предписано, чтобы при рассмотрении метрических книг, было обращено внимание, между прочим, и на то, не даются ли младенцам низших классов народа имена трудно произносимые, не обычные (см. Рук. д.с.п. 1885, 34; сн. Ц.Вед. 1895, 20). В виду часто повторяющихся случаев наименования в метрических книгах 404 мужским именем лиц женского пола 405 , Таврической Дух. Кон. в 1886 г. было предписано (см. Рук. д.с.п. 1886, 47) местному духовенству, чтобы оно строго следило за точностью и правильностью имён, даваемых при крещении 406 , и избегало ошибок (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

к. И. почиталась как покровительница обездоленных. Память И. (16 июля) была включена в местный церковный календарь. В 1641 г. из-за подтопления капеллы мощи И. были перезахоронены на старом месте. В XVII-XVIII вв. почитание И. получило широкое распространение. В 1655 г. Г. Букелин внес ее имя в бенедиктинский мартиролог (упом. под 16 июля (день поминовения) и под 20 окт. (перенесение мощей)). В 1721 г. частицы мощей И. передали в монастырь Санкт-Петер в Зальцбурге. Вероятно, тогда же в центральном нефе церкви аббатства Фрауэнкимзе была установлена «верхняя гробница» святой (известно, что в 1771 проводились работы по ее ремонту). Сохранился текст созданной в нач. XVIII в. молитвы «Kranzlein der seligen Irmengard» (Венок блаженной Ирменгарды). В 1803 г. монастырь Фрауэнкимзе, бывший на протяжении веков главным центром почитания И., был секуляризован. Несмотря на то что монахиням дозволялось жить в обители (здание не было продано), все ценности мон-ря, включая реликвии И. и памятную табличку Герхарда, конфисковали. Литургическое почитание И. вскоре было запрещено. В 1879 г. по распоряжению архиепископа Мюнхена и Фрайзинга Антона фон Штайхеле (1878-1889) день поминовения И. был официально восстановлен. В 1922 г. начался беатификационный процесс, в ходе к-рого предприняли новое освидетельствование мощей И. Согласно заключению экспертизы, они принадлежали женщине средних лет, страдавшей от подагры. Череп И. отсутствовал, однако вскоре он был обнаружен среди реликвий аббатства Зеон. 19 дек. 1928 г. папа Римский Пий XI беатифицировал И. Ее мощи поместили в хрустальную мощехранительницу, установленную у алтаря капеллы И.; в 1931 г. туда из монастыря Зеон был перенесен череп И. (идентичность черепа остальным мощам подтверждена экспертизой в 2002 - Nerlich. 2003). В наст. время поминовение И. совершается в аббатстве Фрауэнкимзе в ближайшее к 16 июля воскресенье. И. изображается как аббатиса с посохом в левой руке и с сердцем - в правой. В Прин-ам-Кимзе с 1977 г. действует клиника св. И. Ист.: Acta SS. Iulii. T. 4. P. 121; Oct. T. 8. P. 814; Confraternitates Sangallenses//MGH. Antiquitates. Necrologia Germaniae. Suppl. P. 11; Necrologium Seonense//MGH. Antiquitates. Necrologia Germaniae. T. 2. P. 228; Annales Weingartenses a. 866//MGH. SS. T. 1. P. 66; MGH. Antiquitates. Poet. Lat. T. 5. Fasc. 1/2. P. 327-328; MGH. Dipl. Kar. Germ. T. 1. P. 118-119. N 81.

http://pravenc.ru/text/674069.html

Таким образом, к большому своему удивлению и смущению, наши сектанты, отвергая, вопреки Св. Писанию, святые иконы, в молитвенных своих песнях сами себя опровергают, высказывая желание «на крест взирать», зреть образ Спасителя во святом храме Его, называя св. иконы «Господней красотой». Остается им только отбросив упорство и осуществить свое желание. О почитании св. Креста Христова 1) В молитвенных своих песнях сектанты не только употребляют слово «крест» в смысле того древа, на котором был распят Христос, но и прославляют этот вещественный крест, как великую святыню. Так из сектантских молитвенных песен видно, что вещественный крест 1) есть крест скорбей Христовых, т. е. тот крест, на котором Христос перенес тяжкие за нас скорби, о чем они поют, напр., в песне: «Лейтесь слезы сокрушенья» , «Сердце плачь в тоске своей; Божий Сын рукой творенья Вознесен на крест скорбей» (Гус. 193; нов. –269. «Соб. дух. стих.» 69, «Голос веры» 102. «Прин. христ.» 33, «Духов, песни» 27, «Гимны» 55). 2) В молитвенных песнях сектантов христиане называются «воинами креста», а последний – «знаменем воскресшего Христа», как, напр., в песне: «Примкните к Иисусу , О, воины креста, И поднимите знамя Воскресшего Христа» («Гус.» 317; нов. –367. «Соб. дух. стих.» 255. «Голос веры» 168; «Любим. стихи» 27. «Нотные духовные песни» 55).  или: «Воспряньте, дети Божьи . Для радостной борьбы, Сражаться всех, кто может Сзывает звук трубы. Пред вами Божье знамя 88 , Святых побед залог. Идя сквозь битвы пламя, Мужайтесь: с вами Бог! Воспряньте, дети Божьи! И враг ваш побежит И к царскому подножью Главу свою склонит» («Гус.» 440; нов. –366). 3) Пострадав на Кресте добровольно за грехи людей, Господь проявил этим особенную к ним любовь, о чем сектанты и поют в следующей, напр., песне: «О, Господи, зову к Te бе» ... «На землю Сына Ты послал, И жил Он в нищете. И на Голгофе смерть принял За грех мой на кресте» («Гусли» 253). или: «Христос Спаситель, Вечный Бог , Пошли мне благодать, Чтобы хвалить Тебя я мог И честь Тебе воздать

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Даже официозный Evangelisch – Kirchlicher An­zeiger, – едва ли не единственный богословский орган, взявший на себя защиту В. Ц. Совета в этом деле, – и тот говорит, что В. Ц. С. не имел право устанавливать для евангелических пасторов какого-то minimum’a веры без согласия всей церкви (Gesamtkirche) я что этот minimum так неопределенен и бесцветен (farblos), что под ним может подписаться и католический священник, и радикальный протестантский пастор 1053 . Еще резче, конечно, выражаются либералы. Хотя В. Ц. С. и сделал им существенную уступку, высказавшись против обязательности символических книг, но самое решение направлено все-таки против них, и они решительно протестуют против реакционерной политики Прусской церковной власти. Решение, по их мнению, не только нарушает протестантскую свободу, оскорбляет почтенного пастора и Веймарскую церковь , проповедует отжившие прин- —776— ципы и т. д., но и заключает в самом себе внутреннее противоречие: Консистория экзаменовала Цезара по символическим книгам, нашла, что он отступает от них, и отказалась утвердить его избрание; В. Ц. Совет признал, что богословские формулы символических книг необязательны для Прусского пастора; казалось бы, последовательность требовала пересмотреть дело, тем более что и в юридическом отношении Консисторией допущены ошибки; между тем в конце всех рассуждений получается следующий неожиданный вывод: «не смотря на все эти недоумения, пастор Цезар не может быть утвержден» 1054 . Интересна остроумная заметка в Vossische Zeitung, сравнивающей В. Д. Совет с мифическим Протеем. Протей, морское чудовище, мог предсказывать, но не хотел. Когда, в полдень, он выходил из морских волн, любопытные смертные осыпали его вопросами, но, благодаря различным хитростям, ему почти всегда удавалось уклониться от ответа, что для него нетрудно было в особенности потому, что боги наделили его способностью превращаться; только вынужденный, он изрекал предсказания. Справа и слева уже неоднократно обращаются к В. Ц. Совету с просьбой высказаться откровенно и без всяких уловок, одна ли ортодоксия имеет право на существование в Прусской церкви, или и либеральному направлению принадлежит такое же право.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010