Все заставляет полагать, что Тимофей поспешил в Рим в возлюбленному своему наставнику, ясно возвещавшему свою скорую кончину, и что Трофим, немедленно по выздоровлении своем, также туда отправился. Деяния Апостола Петра, во время краткого пребывания его в Риме, от времени прибытия до мученичества его, остались неизвестными. Нельзя сомневаться, что между ним и Павлом сохранялось полнейшее согласие по окончательному устройству Церкви римской. Петр согласился на избрание Лина первым епископом 619 и считаем, что обнародование второго послания его, в одно время с посланием Павла к Евреям было плодом их взаимного соглашения. Замечено было, что учение ап. Павла возбудило против него множество врагов между Евреями считавшими его противником Ветхого Завета. Св. Петром, напротив того, они дорожили, как исключительным своим Апостолом; а потому Петру необходимо было объявить свое единогласие с Павлом и тем замкнуть уста жидовствующим; а Павлу еще яснее изложить учение свое о Ветхом Завете. Вот почему написал Петр второе послание свое Иудеям, которым благовествовал, 620 а Павел свое послание к Евреям. Оба памятника эти остаются как бы завещаниями обоих Апостолов а обстоятельства, при которых они были обнародованы, придают им особенное значение. Таково вступление послания Ап. Петра. 621 «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа». По собственному свидетельству своему, Петр не имел другого титула, кроме как раб и Апостола Иисуса Христа. Не без причины, со всей скромностью, прилагает он к себе оба именования эти, которые приличествовали всем апостолам; он знал, что Иудеи старались превозносить его, как получившего от Иисуса Христа исключительные преимущества. Они считали его, вместе с Иаковом Иерусалимским, превыше прочих апостолов, намерением унизить Павла и всех, не щадивших преданий иудейских. 622 Святой Петр знал, что вскоре должен умереть; он получил о том извещение от Бога, 623 а потому хотел предостеречь христиан от лжеучений и напомнить, что они обязаны придерживаться неизменно учения Христова, отголоском которого были апостолы. 624 Ревностно восстает он против измышлявших новые учения и против тех из христиан, которые сначала хранили чистоту жизни, но впоследствии предались разврату языческому. 625 Многие из лжеучителей распространяли мнение, что вскоре будет второе пришествие Христово, Петр же возвещает, что время онаго неопределено, и что для Господа тысяча лет, как день один. Должно, однако, говорит он, быть всегда готовым к этому великому дню, 626 придерживаясь здравого учения, как оно преподано было апостолами, а в особенности Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Отец Вячеслав вместе с прихожанами очень активно собирал средства и вещи для фронта. Вклад прихода в общее дело защиты Отечества оказался велик. Свидетельством тому стала правительственная награда настоятелю храма. В сентябре 1944 года протоиерей Вячеслав Соллертинский был удостоен медали «За оборону Москвы» вместе с другими замечательными московскими пастырями - протоиереями Николаем Колчицким, Павлом Цветковым, Аркадием Пономарёвым, Николаем Бажановым, Стефаном Марковым, Василием Романковым, Павлом Лепёхиным, Петром Филоновым, Фёдором Казанским, Михаилом Кузнецовым, Павлом Успенским. А 6 июня 1945 года отец Вячеслав получил ещё одну награду - медаль «За доблестный труд». Как вспоминает старейшая прихожанка храма Лидия Дмитриевна Бойко, люди находили в церкви и духовную, и физическую защиту: - Мы с мамой пришли в этот храм во время войны. Мама убирала придел во имя апостолов Петра и Павла, я вскоре стала ей помогать, протирала иконы. Вечером многие жители района спасались здесь от бомбёжек. Ночевали тут же, за свечным ящиком, на широких лавках, или в ризнице за шкафами. На службах было много людей, особенно в праздники. В июле 1964 года Преображенский храм снесли, но Лидия Дмитриевна продолжала приезжать на Преображенскую площадь. - Меня тянуло туда. Был разбит сквер, стояли лавочки, я гуляла и вспоминала: на этом месте находились двери, а здесь алтарь... Я всё чего-то ждала, надеялась. Святыня возвращается на своё место В 1996 году на площади поставили памятный крест и начали служить молебны о восстановлении храма. Тогда же верующие возродили День Преображения - полковой праздник Преображенского полка. - Договорились с ротой почётного караула Московской комендатуры, чтобы они приехали к нам, - рассказывает председатель приходского совета храма Игорь Русакомский. А после того как Патриарх Алексий II благословил восстановление храма, ключевым событием стала находка старых чертежей разрушенного здания. Это помогло не только представить в точности, как выглядел храм, но и найти его не тронутый взрывом исторический фундамент.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

46). В Месяцеслове протоиерея Дм. Вершинского, Библ. Словарь протоиерея Феодора Солярского и др. помещены такие же краткие сведения о св. Пуде. «Пуд, по преданию из 70 Апостолов. Дом его служил церковью во время пребывания ап. Петра и Павла в Риме. Пострадал во время гонения Нерона, будучи усекнут мечом. Память его 15 апреля». (Библ. Сл. 3 т. 297). У епископа Феофана в толковании па 2-е послание к Тимофею сообщается следующее: «Пуд из сенаторов, в доме своем принимал св. ап. Петра и Павла. Дом его обращен в церковь , названную „Пастырскою“. По Мартирологию Римскому он был отец св. мучениц Пракседы и Пруденцианы, а Клавдия (упоминаемая в послании ап. Павла во 2-м послании к Тимофею вслед за Пудом и Лином), по Болландистам, была супругою его (о Клавдии см. ниже). Усекнут вместе с Трофимом и Аристархом из 70 Апостолов. Память 15-го апреля» (Москва, изд. 2-е, 1894. 651 стр.). В службе 15 апр. ап. Аристарх, Пуд и Трофим представляются учениками и последователями св. ап. Павла, вместе с ними проповедовали слово Божие. «Суще с Павлом славным, с ним же весь мир, яко же звезды с солнцем, проидосте светом проповедания священного неведения тьму отгоняюще» (1-й стих, 3-й песни канона); что с ап. Павлом они пострадали, об этом есть также упоминание в той же (15 апр.) службе. «Павлу последующе славному учителю, славнии, многия беды подъясте, в узилищах заключаеми, приобщающеся болезнем, мечем же на конец во главы усекаеми пострадаете» (3-й стих на Господи воззвах). В сей службе неоднократно говорится о причтении св. Пуда, Трофима и Аристарха к 70 Апостолам: «священнейший лик священных Христовых седьмдесят сочетавшеся ученик, с Павлом всю землю ученьми божественнаго света просветисте» (3-й стих 1-й песни канона, а также во 2-м стихе 7-й песни канона). Память св. Пуда в православной церкви вместе с св. Аристархом и Трофимом совершается 15 апреля, а также 4 января в соборе св. 70 Апостолов. У католиков день памяти св. Пуда (Пудента) 19 мая. В Библейском Словаре Миня (Dictionnaire de la Bible III, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Именно у Евсевия 153 мы читаем: „И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им (т. е. Павлом) Евангелие“. Тоже самое подтверждает и Ориген , когда говорит у того же самого Евсевия: „Евангелие от Луки есть Евангелие, одобренное Павлом“ 154 . Об этом же единогласно свидетельствуют и другие древние писатели: Ириней 155 , Тертуллиан 156 , Иероним 157 . По преданно, записанному Иеронимом 158 , писатель книги Деяний Апостольских и нашего третьего канонического Евангелия – спутник апостола Павла, Лука, был врач. В Послании к Колоссянам (4:14) Лука также называется врачем – ατρς. Следовательно предание не ошибается; а потому и вполне естественно принять, что писатель нашего третьего канонического Евангелия, указываемый преданием, есть лицо тождественное с Лукой, которого апостол Павел называет своим „возлюбленным“ сотрудником. Наконец, в пользу истинности предания говорить еще и то обстоятельство, что в двух местах Евангелия от Луки (4:38; 13:11) действительно находятся медицинские технические выражения 159 . Из книги Апостольских Деяний мы видим, что писатель этой книги, т. е. Лука, сопровождал апостола Павла от Троады до Филипп (16: 10), где он по всей вероятности, и остался; по крайней мере, говоря о дальнейших путешествиях Павла, он уже не причисляет себя к его спутникам, не говорит, напр.: „схватили нас“, как прежде, но – „Павла и Силу“, и т. п. До Верии Павла сопровождал один только Сила (7:10), но потом там присоединился к ним и Тимофей, который также сопровождал апостола только до Филипп (16:3; срвн. 16:19). Из Верии в Коринф Павел пошел один (17:14), а затем, по его повелению, туда последовали еще Сила и Тимофей. С этим вполне согласно и Послание к Фессалоникийцам, написанное Павлом в Коринфе; из него видно, что в Коринфе с Павлом были действительно только Сила и Тимофей, – о Луке в нем не говорится ни слова. Отсюда можно даже заключать, что город Филиппы был более или менее постоянным местопребыванием Луки. Из Филипп же (20:6) впоследствии Лука снова сопровождал Павла во время его третьего путешествия через Троаду, Митилену, Самос, Милет, Кос, Родос, Патару, Тир, Птолемаиду, Кесарию и другие места до Иерусалима; а позже он сопутствовал Павлу, заключенному уже в узы, из Кесарии в Рим (Деян., 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Таким же грозным судом и наказанием Божиим за неверие и презрение голоса Божия угрожает апостол и теперь. Деян.13:43 .  Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращен­ные из язычников, по­следовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пре­бы­вать в бла­го­дати Божией. «Пребывать в благодати Божией», т.е. в этом, обнаружившемся в них, сердечном расположении к вере во Христа, проповеданного Павлом, – расположении, которое должно было в дальнейшем привести их и к проповеданному спасению. Это расположение здесь было первым дыханием или прикосновением спасающей благодати Божией. Деян.13:44 .  В следу­ю­щую субботу по­чти весь город собрал­ся слушать слово Божие. «Почти весь город», т.е. и языческое его население, внимание которого возбуждено было, очевидно, частными беседами апостолов с жителями в течение недели, между двумя упоминаемыми субботами ( Деян.13 и Деян.13:44 ). Деян.13:45 .  Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, про­тивореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Усиленные выражения – «противореча и злословя, сопротивлялись» – указывают на страстное, возбужденное враждебное отношение иудеев к учению Павла. Деян.13:46 .  Тогда Павел и Варнава с дерзнове­нием сказали: вам первым надлежало быть про­поведану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. «С дерзновением сказали...» Мысль, высказанная Павлом о самостоятельной от иудейства проповеди Евангелия язычникам, возбуждала еще значительные недоумения среди иерусалимских и антиохийских верующих ( Деян.11:2–3, 15 и д.). Могла возбудить она те же недоумения и среди всех других иудеев рассеяния. Тем не менее Апостолы – Павел и Варнава приемлют дерзновение высказать ее и применить на деле, имея в виду и опыт Апостола Петра ( Деян.10 ), и опыт проповедников антиохийских ( Деян.11:20 ), и особую волю Св. Духа ( Деян.13:1–4 ), и, наконец, то обстоятельство, что иудеи, которые прежде всего и здесь оглашены были словом проповеди о Христе, оказались непокорными и этим как бы сами оправдывали то, что апостолы обратились с проповедью о Христе к язычникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.11:23–24 .  Иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася: и утешаше вся изволением сердца терпети о Господе: Яко бе муж благ и исполнь Духа Свята и веры: и приложися народ мног Господеви. Вот плод посольства Варнавина. Сей благий муж исполненный даров Святого Духа, теплой и твердой веры, когда пришед в Антиохию, узрел там благодать Божию, то есть чудеса, веру и добродетель верующих, возрадовался и возвеселился: Божественную же ревность восприяв, просил принявших веру пребыть твердыми и непоколебимыми в том сердечном их расположении, с каковым они, уверовавши во Христа, творили дела добродетели. Известно притом, что он с таковою же ревностию научал и неверных, и увещевал их обратиться от заблуждения их: потому что со времени пришествия его в Антиохию число верующих весьма много увеличилось: но он сим не удовлетворился: а видя, «яко жатва бе многа, делателей же мало» ( Мф.9:37 ), вышел из Антиохии, взыскуя способнейшего и рачительнейшего делателя Евангелия. Деян.11:25 .  Изыде же Варнава в Тарс взыскати Савла, и обрет его, приведе его во Антиохию. Павел назывался Саулом и Савлом: так неужели он имел три имени, или только два ( Деян.9:4, 17 ; См. Злат. 8 Феоф. на Деян.11 ): ежели Саул и Савл суть одно и тоже, а различествуют в одном произношении. Или он назывался Саулом и Савлом, а Божественные Апостолы назвали его Павлом, так как и Иосию Варнавою, Иосифа, нарицаемого Варсаву, Иустом, а Иоанна Маркою ( Деян.4:36, 1:23, 12:25, 13:9 ). Сие последнее кажется вероятно. Неизвестно только, почему Богоглаголивый Лука называет Павла Савлом до тринадесятой главы Деяний, а с нее, где он пишет, что Савл, иже и Павел, предстал пред Анфипата Сергиа Павла, даже до конца Деяний называет его Павлом. А что некоторые думают, будто он назвал Савла Павлом, следуя обычаю Римлян: то невероятно и недостойно высоких мыслей Апостольских. Оставив сие, обратимся к Варнаве: в Апостоле Варнаве были две великие добродетели, достойные примечания: во-первых, та Апостольская ревность его, которою он, будучи воспламенен предпочитал собственной пользе пользу ближнего; во вторых, то истинное его смирение, которое заставляло его мало думать о самом себе, а много о Павле. Варнава, яко посланник Апостольский в Антиохию, имел там первенство, всякую честь и уважение: но будучи побеждаем ревностию к вере, приводит в Антиохию Павла, и объявляет его учителем и начальником проповеди. Варнава был учитель веры предовольный и изящный, что показывают дела его: ибо с того времени, как он пришел в Антиохию, число верных умножилось: но смирение внушило ему, что потребно иметь ему помощника, и что Павел, яко муж совершеннейший может принести больше плода, нежели он: посему он и пошел в Тарс, чтобы найти Павла, коего там нашедши, привел в Антиохию. Здесь заметить также должно ревность и послушание Павлово: ибо он как скоро узнал причину пришествия Варнавина, тотчас его послушался, и охотно за ним последовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Таиза-мура лепится по взморью на узкой полоске, оставленной ей, с одной стороны, морским прибоем, с другой – скалами, оттого дома в ней скучены, и их 600, населенных частию рыбаками, большею частию земледельцами. Из этой деревни происходит Павел Накакоодзи, один из наших старейших катехизаторов. Отец и мать его уже престарелые и живут, по-видимому, не очень достаточно. Тут же двое братьев Павла, – одного младшего, Луку, я видел, – работает в красильне в Мияке-мура, другой – старший, еще язычник (лентяй, поэтому жена от него ушла, – лет сорок, ныне работником служит), отец мальчика Андрея, одиннадцати лет, который состоит единственным певчим в здешней Церкви. Христианство началось здесь от Павла Накакоодзи, когда он был здесь в 1880 году, пред отправлением в Токусима, и говорил о христианстве. Так как нашлись желающие слушать, то сюда был прислан Матфей Юкава, который и доселе состоит здесь проповедником. Христиан здесь было до Собора прошлого года 10, теперь – 15, ибо четверо недавно здесь крещены о. Яковом Такая, и один – Илия Уетани – в Тоокёо о. Павлом Сато. Христиане следующие: Петр Накакоодзи и жена его Марфа – родители Павла Накакоодзи, Лука, младший брат его, Андрей (одиннадцати лет), племянник; Иоанн Уетани, жена его Мария, дочь-младенец Анна и тетка – старуха Симония; Илия, младший брат Иоанна, по фамилии также Уетани, в Тоокёо готовящийся в Катехизаторскую школу; Иосиф Уетани (с больной ногой); Яков Икеда и жена его Иоанна, Фома – сын-младенец, и Никанор, старик, отец Якова; Даниил Табата – двоюродный брат Павла Накакоодзи, в Мияке-мура, – итого 15 христиан в пяти домах. Первые крестившиеся – Петр Накакоодзи и Даниил Табата, жившие некоторое время с Павлом в Токусима, после чего Петр был крещен также о. Яковом Такая, а Даниил – в Тоокёо о. Павлом Сато. Недавно крещеные: Андрей, Саломея, Иоанна, Никанор и Илья. Сицудзи здесь один: Иоанн Уетани. Прежде был сицудзи и Даниил Табата, но когда жена у него была отнята родными ее (по ненависти их к христианству), и поведение его несколько испортилось, то братия перестали его считать сицудзи. (Я говорил, однако, с Даниилом и нашел, что поведение его испортилось лишь в мыслях его, то есть его обуревают иногда блудные мысли, вследствие чего он отложил и исповедь до другого времени, что особенно и смутило братьев и что он, конечно, напрасно сделал, так как исповедь и есть, между прочим, одно из орудий в борьбе с искушениями).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

После вознесения Господня, святой Лука пребывал некоторое время, вместе с другими Апостолами, в Иерусалиме, но потом, по свидетельству предания, отправился на свою родину, в Антиохию, где уже было много христиан. По дороге туда он проходил с проповедью город Севастию [ 9 ], где находились нетленные мощи святого Иоанна Предтечи. Уходя из Севастии, святой Лука хотел было взять их с собою на родину, но тамошние христиане, усердно почитая Крестителя Господня, не позволили Луке взять святые мощи его. Тогда святой Лука взял от них десную руку, под которою некогда преклонил главу Свою Христос, приемля крещение от Иоанна. С этим бесценным сокровищем святой Лука прибыл на свою родину, к великой радости антиохийских христиан. Отсюда удалился он только тогда, когда стал спутником и сотрудником святого апостола Павла, который, по сказанию некоторых древних писателей, приходился ему даже родственником. Сие произошло, впрочем, уже во время второго апостольского путешествия святого Павла [ 10 ]. В это время святой Лука вместе с апостолом Павлом отправился на проповедь в Грецию и был оставлен им для утверждения и устроения Церкви в Македонском городе Филиппах; святой Лука с этого времени, в течение нескольких лет, трудился в деле распространения христианства в Македонии [ 11 ]. Когда же апостол Павел, в конце третьего своего апостольского путешествия, снова посетил Филиппы, Лука, по его поручению и по избранию всех верующих, ходил в Коринф для сбора милостыни в пользу бедных христиан Палестины [ 12 ]. Собрав милостыню, святой Лука с апостолом Павлом отправился в Палестину, посещая по пути церкви, находившиеся на островах Архипелага, по берегам Малой Азии, в Финикии и Иудее. Когда апостол Павел был заключен под стражу в Палестинском городе Кесарии, святой Лука оставался при нем. Не покинул он апостола Павла и тогда, когда тот отправлен был в Рим, на суд Кесаря. Он вместе с апостолом Павлом переносил все трудности путешествия по морю, подвергался опасности потерять даже жизнь [ 13 ]. Прибыв в Рим, святой Лука также находился при апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками апостола, проповедовал Христа в этой столице древнего мира [ 14 ]. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых Апостолов [ 15 ]. В Евангелии он изобразил земную жизнь Господа нашего Иисуса Христа не только на основании того, что сам видел и слышал, но и принимая во внимание все то, что предали «бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова»  [ 16 ]. Святой апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла [ 17 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

При вторичном издании, которое, кажется, скоро надо предпринять, все будет пересмотрено и исправлено” 174 . Через два года после издания перевода Нового Завета было решено подготовить и богослужебное Евангелие: «Вечером мы с Накаем начали разметку Евангелия по “зачалам” с показанием порядка церковных чтений — как начинать, где кончать. Продолжит это дело Акила Кадзима, которого мы потом проверим. Пора подумать о напечатании Евангелия и Апостола для чтения в Церкви» 175 . Необходимость разделения Евангелия на зачала была связана с печатанием перевода Праздничной Минеи. В этом тексте святитель Николай решил приводить не ссылки на главы и стихи, а указывать номера богослужебных зачал: “Вполне кончивши все по переводу Праздничной Минеи, сегодня мы с Павлом Накаем принялись за дело разделения Евангелия и Апостола на зачала. Дело это начерно сделано Акилою Кадзима, сделано, как сегодня мы видим, недурно; нам нужно проверить, дополнить и придумать удобные способы окончания чтений, разграничения и тому подобное” 176 . За десять дней эта работа была завершена: “Разделение Евангелия на зачала и Апостола — тоже кончено. Акила Кадзима очень помог в этом деле; он же поможет и отпечатать то и другое для церковного употребления но мы с Накаем будем держать последнюю корректуру” 177 . В начале января наступившего 1905 года эта корректура была закончена: “Целый день с Павлом Накаи Евангельские чтения и Месяцеслов, что печатаются в конце Церковного Евангелия, проверял. Проверено и сдано в печать” 178 . А в середине января уже шла подготовка к изданию богослужебного Апостола: “Ут­ром полубольной Накаи пришел, чтобы прочитать со мною корректуру Апостола…” 179 . В конце марта работа была завершена: “Сегодня мы с Павлом Накаи и после всенощной занимались корректурой церковного Апостола; зато уже кончили это дело совсем” 180 . В апреле 1905 года епископ Николай впервые увидел вышедший из типографии богослужебный Новый Завет: “Еванге­лие с указанием церковных чтений, переплетенное в бархат и оправленное для положения на престол, сегодня от переплетчика было принесено в двух экземплярах в Собор во время Литургии.

http://pravmir.ru/hristianstvo-i-perevod...

Мне посчастливилось встречаться с приснопамятными Святейшими Патриархами Московскими и всея Руси Алексием I, Пименом (1910-1990), Алексием II (1929-2008) и нынешним Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Кириллом. Меня связывали дружеские отношения с его наставником приснопамятным высокопреосвященным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым; 1929-1978). Я был знаком с большинством Архиепископов Афинских и всей Эллады. Бывая на Кипре, я имел встречи с приснопамятными Блаженнейшими Архиепископами Макарием III (1913-1977) и Хризостомом I (1927-2007), с которым вместе учился в Афинском университете. Также я неоднократно общался с приснопамятным Святейшим Папой Иоанном Павлом II (1920-2005). Что касается политических деятелей, то я лично знал всех президентов Ливана, руководивших страной со дня обретения ею независимости в 1943 году. Я встречался с королем Греции Павлом I, его сыном королем Константином II и дочерью Софией, нынешней королевой Испании. С 1966 года я поддерживаю хорошие отношения с президентами Мексики. Бывали у меня встречи и с главами других государств Латинской Америки — Венесуэлы, Аргентины, Бразилии и Чили. Среди тех, кто произвел на меня особое впечатление, — Вселенский Патриарх Афинагор, очень храбрый человек, открывший миру Православие. Ему хватило смелости разрушить стену, разделявшую Католическую и Православную Церкви, и провести встречу с папой Павлом VI (1897-1978) в Иерусалиме. Не могу не упомянуть Патриарха Антиохийского и всего Востока Александра III, мужественного, искреннего, мудрого иерарха; Патриарха Иерусалимского Венедикта, рассудительного церковного лидера; Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, сумевшего пробить брешь в стене, стоявшей между Церковью и советским государством; митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, который наладил сотрудничество Московского Патриархата едва ли не со всеми христианскими Церквами; Архиепископа Кипрского Макария III, показавшего пример патриотизма. И в заключение хотел бы вспомнить папу Иоанна Павла II, мудрого и харизматичного пастыря и путешественника.

http://patriarchia.ru/db/text/1093739.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010