Представление о П. Н. как об ученике апостолов получило развитие в эпоху Каролингов. Архиеп. Адон Вьеннский не только повторил утверждение Флора Лионского о том, что П. Н. был «учеником апостолов» (Мартиролог Флора, редакция «Флор-ЕТ» - Quentin. 1908. P. 371), но и отождествил его с проконсулом Сергием Павлом, к-рого обратил в христ. веру ап. Павел . Отправляясь в Испанию, апостол послал его проповедовать в Нарбону (Ibid. P. 598). Отождествление П. Н. с Сергием Павлом, заимствованное из Мартиролога Адона, приведено в сказании о перенесении мощей мч. Баудилия в 878 г. (BHL, N 1047); Нарбонский архиеп. Сигебод подарил монахам обители Сеси (ныне Сеси-ле-Буа) реликвию П. Н., к-рый, «как говорят, в Деяниях апостолов именуется Сергием» ( Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 3). В Мартирологе Узуарда сообщается лишь о том, что П. Н. сопровождал ап. Павла во время его путешествия в Испанию и по указанию апостола остался в Нарбоне для проповеди христианства. Т. о., Узуард отверг вымысел Адона о тождестве святого с Сергием Павлом, но согласился с необоснованным предположением, что П. Н. был учеником ап. Павла (MartUsuard. 1965. P. 357). В средневек. нарбонских документах отождествление П. Н. и Сергия Павла впервые встречается в грамоте 1080 г., где упоминается «блаженный Павел Сергий, первый епископ города Нарбоны» ( Griffe. 1933. P. 257-258). Оно присутствует и в Житии св. Теодарда, архиеп. Нарбонского (BHL, N 8045), где приведено подложное послание папы Римского Стефана V. В нем говорится, что все епископы Испании должны были подчиняться архиепископу Нарбонскому, т. к. Сергий Павел помогал ап. Павлу во время проповеди христианства в Испании; на обратном пути он остался в Нарбоне и получил от апостола старшинство над галльскими епископами (ActaSS. Mai. T. 1. P. 153). По мнению исследователей, Житие было составлено ок. 1090 г., когда папа Римский при восстановлении церковной организации в Испании отклонил притязания архиепископа Нарбонского на юрисдикцию над испан. диоцезами. Т. о., отождествление П. Н. с Сергием Павлом использовалось для обоснования привилегий Нарбонской митрополии ( Griffe. 1933. P. 259-263; Kr ü ger. 2002. S. 245-247).

http://pravenc.ru/text/2578557.html

205 По возвращении в Антиохию в 50 году возмущение ложных чтителей Моисея открыло Варнаве и Павлу случай показать свободу евангельского духа; Варнава говорил, что не должно возлагать ига Моисеева на обратившихся к вере язычников; Церковь антиохийская отправила тогда его с Павлом в Иерусалим предложить дело Собору Апостолов. 206 Спустя несколько времени Варнава вместе с Павлом во второй раз отправился на проповедь к язычникам: но скоро разлучился он с Павлом и, взяв с собой Марка, отправился в Кипр. 207 В 54 году опять видим его в Антиохии вместе с Павлом; здесь неосмотрительное подражание Варнавы Петру, простертое до лицемерия, навлекло на Варнаву обличение Павла. 208 В 56 году учитель языков отзывался о подвигах Варнавы с уважением ( 1Кор.9:6 ). Как долго после того продолжалось служение его вере, не известно; известно только, что последнее время служения своего провел он в Кипре; здесь он скончался мученически и здесь в последствии обретено было св. тело его, а на персях – св. Евангелие от Матфея на еврейском языке. По содержанию послания его видно, что он скончался никак не прежде 72 года. 209 § 27. Послание его Известное ныне послание Варнавы известно было Клименту и Оригену и оба они без всякого сомнения называют его посланием Ап. Варнавы. 210 Бл. Иероним писал: «Варнава Кипрянин; он же Иосиф Левит, поставленный в Апостола языков вместе с Павлом, составил одно послание, служащее к назиданию Церкви, которое читается между писаниями апокрифическими. 211 Евсевий причисляет это послание к неподлинным (νοοι): но по связи мыслей его видно, что он говорит это не в отношении к происхождению его, а к канонической важности; объясняя сам себе, он называет это послание спорным (αντιλεγομενον), т.е. таким, которое иные хотели считать даже каноническим; и к тому же разряду причисляет книгу Эрмы, послания Климента. 212 Из слов Оригена видно, что еще Целс читал послание Варнавы; а Целс пользовался известностью при Имп. Адриане ок. 130 г. Сам Варнава пишет об Иудеях. «за то, что вели они войну, разрушен храм врагами (Римлянами); теперь самые слуги врагов(христиане) восстанавливают его».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда на иерусалимском апостольском соборе решался вопрос о значении Моисеева закона по отношению к христианам из язычников, то св. Петр, ссылаясь на бывшее ему откровение и сниспослание даров Св. Духа на Корнилия и его дом, с силою высказался за отрицательное решение вопроса: зачем, сказал он, возлагать на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? 1062 Поэтому то, когда св. Петр прибыл в Антиохию, где церковь состояла почти исключительно из христиан, ранее бывших язычниками и утвержденных св. Ап. Павлом в христианской свободе, то с самого же первого дня своего тамошнего пребывания он вошел в самое тесное общение и с самим св. Ап. Павлом, и с бывшими возле него сотрудниками, и с прочими христианами. Он, как говорит св. Ап. Павел, ел вместе с язычниками (μετ τν θνν συνσθιεν) 1063 . Общение в пище у евреев обыкновенно считалось знаком внутренних дружелюбных отношений; еврей никогда не мог разделять трапезы с иноплеменником-язычником, с нечистым человеком и т. п.; посему выражение: «есть с кем либо вместе (συνεσθιιν)» обыкновенно обозначало вообще взаимное общение, единение сотрапезнующих 1064 . Таким образом, указанными словами св. Ап. Павел хотел показать, что св. Петр признавал антиохийских христиан истинными братиями во Христе, не чуждался их ни в чем, и жил и ел вместе с ними; мир, словом, был полнейший. Св. Ап. Петр, таким образом, и признал истинными христианами антиохийских братий, и одобрил проповеданную Ап. Павлом христианскую свободу. Это общение св. Петра с антиохийцами посодействовало значительно наибольшему утверждению там проповедуемого св. Павлом принципа христианской свободы. Долго ли или мало продолжалось такое единение Апостола языков и Апостола иудеев, христиан из язычников и христиан из иудеев, но только оно было нарушено, хотя, впрочем, это нарушение единства, благодаря боговдохновенной мудрости св. Павла вскоре окончилось сильнейшим его укреплением. Ожидания и опасения св. Ап. Павла касательно иудаистов, почему он и счел нужным посетить ранее им основанные церкви, вполне оправдались в Антиохии же.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Павла и Сенеки считал недостаточно основательным. Шестая книга сочинения «О граде Божием», как замечено выше, по всей вероятности, написана позже вышеупомянутого письма его к Македонию. Оба эти известия, при всем их несходстве, можно объединить таким образом: когда Августин писал письмо к Македонию, он знал о переписке только по слухам (leguntur), а когда писал шестую книгу «О граде Божием», то, быть может, уже видел эту переписку собственными глазами и нашел, что она такого рода, что лучше ее игнорировать. После времен Иеронима до самого IX в нельзя найти ни одного даже хоть сколько-нибудь надежного свидетельства в пользу связей ап Павла с Сенекой. 88 Только писатель актов «Страдание апп. Петра и Павла» («Passio Petri et Pauli»), – каким считается первый епископ Римский Лин, но совершенно неосновательно, – дает ясное указание на изучаемый нами вопрос. В этом произведении, которое в теперешнем своем виде произошло, несомненно, после Иеронима, так как в нем встречаются цитаты из Иеронимовой «Вульгаты», говорится: «Верующие в Господа Иисуса Христа притекали к Павлу и из самого дома Кесарева, и ежедневно умножались для верующих радость и веселие; сам наставник императора (institutor imperatoris) был в дружеских сношениях с Павлом, находя у него божественное знание, так что он (Сенека) едва мог отказывать себе в беседе с Павлом, почему, если не имел возможности говорить с ним уже уста к устам, он часто писал письма к нему и от него получал их, пользуясь таким образом и сладкой беседой, и советом. И по действию Св. Духа учение его (Павла) распространялось и встречало любовь, так что он удобно учил многих и весьма охотно выслушиваем был от них. Если ему случалось вести споры с языческими философами, то он опровергал их, вследствие чего весьма многие отдавали себя его руководительству. Ибо и писания его читал некий учитель Кесаря в присутствии последнего и возбудил полное удивление к ним. Даже самый Сенат знал о Павле. Эти слова будут разъяснены впоследствии, и теперь следует только заметить, что это единственное ясное свидетельство по вопросу от времен Иеронима вплоть до IX в., до времени жизни хрониста Фрекульфа. С этого лица начинается целый ряд знавших о сказании. Но все эти лица черпают свои сведения лишь из тех источников, о которых мы говорили выше; они или делали выписки из Иеронима и псевдо-Лина, или склеивали повесть на основании их обоих, или же ссылались на апокрифическую переписку Сенеки с ап. Павлом. Сказание находило у всех полную веру. Дружба философа с Павлом считалась историческим фактом, никто не сомневался в нем до самого XV и даже XVI в. Даже в настоящее время есть лица, которые готовы защищать мнение о близких отношениях римского философа и христианского учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Самый подробный и наиболее развитой перевод этого сюжета описывается следующим образом, по одному из моих подлинников: «Богородица на одре лежит на подушке: подушка киноварь, а одр по концам круглый, под головою шире; постлано бело; около одра обвеска, санкир красен. За одром стоит Спас, а зрит на лицо Богородицы; обеими руками в ризе держит Богородичну Душу; а Душа в белых ризах, аки младенец, обвита. Около Спаса облак, киноварь; Херувим с простертыми крыльями, по обеим сторонам огненный. У Богородицы против одра в ногах стоит Апостол Павел, преклонен, рус, плешив, борода, как у Предтечи. Руки держит в ризе, а с рук риза пошла тороком. Риза багор, испод лазорь. Стоит весьма трепетно и зрит на Богородицу. Перед Павлом стоит Евангелист Марк, из-за одра по плеча видет мало. Надсед, борода и волосы, как у Иоакима Богоотца. Рук не видет из-за одра. Наклонился к одру и зрит на Апостола Павла. Риза празелень, испод киноварь с белилом. Перед ним стоит Иоанн Богослов. Сед, плешив; борода и волосы, как пишут. Наклонился к одру, мало брадою не достал до одра; зрит на Богородицу. Правая рука у лица его. Риза празелень темна. А меж Марком и Павлом Апостолом, повыше их, стоит Симеон Апостол. Надсед, плешив. Един вершок главы видет. Риза киноварь с белилом, испод лазорь. За Павлом Апостолом стоит Филипп Апостол, млад; наклонился к одру, зрит. Рукою правою лицо свое держит, а левая у шеи. Риза лазорь. Повыше Филиппа, над Павлом, Андрей Апостол: сед, власы с ушей космочками; борода, как у Иоанна Богослова. Едина глава видет. За Апостолами два святителя стоят, выше их по плеча видет. С края Ерофей Афинский, сед брада и власы, аки у Власия, на концы остра, во амофоре, ризы крещаты, черны в кругах. Подле его книга. Ко Спасу стоит Тимофей Ефесский, рус, брада и власы аки у Иоанна Златоуста ; ризы крещаты, черлен, в амофоре; в руках книга; а возле его стоит Ангел в облаце с лампадой, а в лампаде свеща горит. Ангел стоит над головою Иоанна Богослова, выше святителевых глав. А за святителями стоят жены, пред полатою; выше Апостол главы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Буслаев : «Богородица на одре лежат на подушке: подушка киноварь, а одр по концам круглый, под головой шире; постлано было: около одра обвеска, санкирь красен. За одром стоит Спас, а зрит на лицо Богородицы: обеими руками к ризе держит Богородичну Душу; а Душа в белых ризах, аки младенец, обвита. Около Спаса облак. Киноварь; Херувим с простёртыми крыльями, по обеим сторонам огненный. У Богородицы против одра в ногах стоит апостол Павел, преклонен, рус, плешив, борода, как у Предтечи. Руки держит в ризе, а с рук риза пошла тороком. Риза багор, испод лазурь. Стоит весьма трепетно и зрит на Богородицу. Пред Павлом стоит Евангелист Марк, из-за одра по плечи видно мало. Надсед, борода и волосы как у Иоакима Богоотца. Рук не видно из-за одра. Наклонился к одру и зрит на апостола Павла. Риза прозелень, испод киноварь с белилами. Перед ним стоит Иоанн Богослов. Сед, плешив, борода и волосы, как пишут. Наклонился к одру, мало брадою не достал до одра: зрит на Богородицу. Правая рука у лица его. Риза прозелень темна. А меж Марком и Павлом апостолом, повыше их, стоит Симеон апостол. Надсед, плешив. Един вершок главы виден. Риза киноварь с белилами, испод лазурь. За Павлом апостолом стоит Филипп апостол, млад, наклонился к одру, зрит. Рукой правой лицо своё держит, а левая у шеи. Риза лазурь. Повыше Филиппа, под Павлом, Андрей апостол: сед, власы с ушей космочками, борода, как у Иоанна Богослова. Едина глава видна. За апостолами два святителя стоят, выше их по плечи видно. С края Ерофей Афинский, сед, брада и власы, как у Власия, на концы остра, в омофоре, ризы крещаты, черны в кругах. Подле него книга. К Спасу стоит Тимофей Ефесский, рус, брада и власы, как у Иоанна Златоустог о, ризы крещаты, червлены, в омофоре, в руках книга, а возле него стоит ангел в облаке, с лампадой, а в лампаде свеча горит. Ангел стоит над головой Иоанна Богослова, выше святителевых глав. А за святителями стоят жёны, пред палатой, выше апостолов главы их. С края: риза лазурь, рукой правой держит за лицо своё, а левая в ризе, от святителей из-за неё, лицом к ней обратилась, риза киноварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

534 Тертул. Прот. Mapk. IV кн. 5. Климент ал. говорил об ап Иоанне: «по смерти тирана (ап Иоанн) возвратился с о. Патмоса в Ефес и по приглашению посетил ближайшие области язычников для того, чтобы, где поставить епископов, где устроить целые церкви, где поставить в клир кого-либо из указываемых Духом». Какой богач спасется. См. еще Строматы VI, 13. 538 Пис. 47, к Корнелию о Фортунате (I т. 255 стр.) Св. пис. 54, к Флоренцию; пис. 17, к падшим; пис. 60, к Юбаяну. 539 Так, Иаков, называемый братом Господним, был поставлен в епископа иерусалимской церкви ап. Петром, Иаковом и Иоанном (Евс. Церк. ист. II, 1). Лин поставлен был ап. Павлом и Петром в епископа римской церкви, а ему преемствовал Анаклет (Ирин. Пр. ер. III кн., III, 3). Климент поставлен в епископа римской церкви ап. Петром (Терт. О давности, пр. ерет. 32). Еводий, первый епископ антиохийской церкви, рукоположен также еп. Петром (Пост. ап. VII, 44), а Игнатий богоносец , преемник Еводия, рукоположен ап. Петром и Павлом (Злат. Похв. сл. священномуч. Игнатию). Поликарп, ученик Иоанна Богослова, посвяшен был в епископа смирнской церкви им же (Терт. О давн., пр. ерет. 32). Тем же, вероятно, апостолом рукоположен во епископа Папий иерапольский (Евс. Ц. и. III, 39. Иерон. О знам. муж. 18). Дионисий ареопагит , обращенный в христианство ап. Павлом ( Деян. 17:34 ), был первым епископом афинским и ап. Павлом же, вероятно, рукоположен (Евс. Ц. и. III, 4. Пост. ап. VII, 46). Тому же апостолу усвояют поставление Епафрадита во епископа филиппийского (Феодор. На Филип. и 1 Тим.). 540 Окружн. посл. единой, святой, соборн. и апост. церкви 1848 г. § 11, Напеч. в рус. пер. в Хр. Чт. 1849 г. II т. 541 Запрещение читать Библию прямо не выражено папизмом ни в соборных определениях, ни в символических книгах, но в действительности оно существовало и существует в римской церкви, и сделано это постепенно. Так, сначала было только запрещено переводить Библию на живые языки (на тулузском соборе, в XIII в.). Это запрещение было повторяемо различными папами. Папа Пий IV в 1564 г. повелел св. Писание внести в Index книг, запрещенных для чтения мирян, и дозволение мирянам читать Библию поставил в зависимость от ручательства их пастырей в том, что они могут читать Библию без вреда для своих душ. Папа Пий VII в 1816 г. подверг осуждению все переводы Библии на народные языки, – переводы, изданные без церковного благословения. Папа Григорий XVI в 1844 г. решительно высказался против всех обществ, которые ставили задачею своею распространение Библии между простым народом. Папа Пий IX признал таковые общества за язву нашего времени. С запрещением переводов Библии тридентский собор канонизовал «Вульгату», т. е. перевод Библии на мертвый латинский язык, сделанный в IV в., признав этот перевод богодухновенным, достаточным для целей религиозно-воспитательных и для богослужебного употребления, при чем оригинальные тексты – еврейский и греческий – поставлены были ниже «Вульгаты» (Sess. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

С этого момента имя Марка исчезает со страниц книги Деяний. Это, однако, не означает, что он больше не встретится с Павлом. Напротив, Павел будет в нем нуждаться, о чем свидетельствует Второе послание к Тимофею, где он пишет: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» ( 2Тим. 4:11 ). Марк будет также упомянут в Послании к Филимону ( Флм. 24 ). Но ближе, чем с Павлом, Марк сойдется с Петром, который будет ласково называть его «Марк, сын мой» ( 1Пет. 5:13 ). Со слов Петра Марк напишет свое Евангелие. Разрыв с Варнавой тоже не окажется окончательным: Варнава будет упомянут Павлом в качестве его спутника в Первом послании к Коринфянам ( 1Кор. 9:6 ). Иоанн Златоуст считает, что именно Варнаву Павел имеет в виду во Втором послании к Коринфянам, когда пишет о «брате, во всех церквах похваляемом за благовествование, и притом избранном от церквей сопутствовать нам» ( 2Кор. 8:18–19 ). «Врагами ли они расстались? Нисколько», – считает Златоуст, отмечая, что даже разделение произошло между ними по взаимному согласию и сто по отдельности они сумели сделать больше, чем если бы продолжали путешествовать вместе. 177 Почему Павел избрал себе в спутники Силу? Как мы помним, Сила был из Иерусалимской общины и его послали в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой, чтобы вручить тамошним христианам послание Апостольского Собора. Когда его миссия была выполнена, он пожелал остаться в Антиохии и не вернулся в Иерусалим ( Деян. 15:34 ). Этот поступок, противоположный поступку Марка, должен был расположить Павла к Силе. К тому же Сила, как и Павел, был римским гражданином ( Деян. 16:37 ), что должно было облегчить жизнь им обоим. Тимофей присоединяется к Павлу Путешествие началось с Сирии и Киликии, которые Павел проходил, «утверждая церкви» ( Деян. 15:41 ), то есть, как и было задумано, посещая те общины, где он проповедовал ранее. Из Дервии Павел дошел до Листры, и там к группе присоединился «некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» ( Деян. 16:1–2 ). На тот момент Тимофей, надо полагать, был совсем еще молодым человеком. Это следует из слов, которые Павел обратит к нему несколькими годами позже: «Никто да не пренебрегает юностью твоею» ( 1Тим. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Из этих примеров достаточно видно, что и благовестники не были служителями какой-нибудь частной Церкви и не имели, как епископы и пресвитеры, какого-нибудь определенного места, но, смотря по нуждам, свободно странствовали всюду. Апостолы рассылали их с разными целями во все места своей обширной деятельности, то для дальнейшего распространения евангелия, то для передачи посланий, то для обозрения, охранения и утверждения уже основанных Церквей, так, чтобы они, подобно самим апостолам, вместе с тем служили живыми посредствующими членами и споспешниками братского единства между разными частями Церкви. Одним словом, они были некоторым образом местоблюстителями апостолов и действовали под их распорядительностью и с их дозволения, как посланники какого-нибудь царя. Так, Тимофея вскоре после его обращения мы видим на проповеди (Деян.16, 2 и д. ), затем в Ефесе — для дальнейшего устройства Церкви и во время отсутствия Павла для обличения возникающих ересей (1 Тим.1, 3; 3, 14, 15; 4, 13); потом он посылается Павлом в Коринф (Деян.19, 22; 1 Кор.4,17 и д. 16, 10), встречается с Павлом в Македонии (2 Кор.1,1), сопровождает апостола во время его последнего пути в Иерусалим (Деян. 20, 4), при нем находится во время его римских уз (Кол.1, 1; Филим.1; Фил. 1, 1), отправляется им с письмом к Церкви Филиппийской для того, чтобы разобрать все дела (Фил.2, 1-23), и, во время написания Павлом второго послания к Тимофею, Тимофей был, вероятно, неподалеку от Ефеса и оттуда вызван Павлом незадолго до его смерти в Риме (2 Тим. 4, 19, 21); наконец, в послании к евреям говорится о его освобождении из уз и его намерении отправиться на восток (13, 23). Точно в таких же отношениях к апостолу находится Тит, с которым мы встречаемся то в Иерусалиме (Гал. 2, 1), то в Ефесе, то в Коринфе (2 Кор. 7, 6, 14), то в Крите (Тит. 1, 5), затем в Никополе (Тит. 3, 12), наконец в Далмации (2 Тим. 4, 10). Епископы и пресвитеры. Имя «пресвитер», старейший — старшина, набольший, без сомнения, получило начало у христиан от иудеев, и оно составляет буквальный перевод еврейского слова зекеним, употреблявшегося в приложении к начальникам синагог, на которых лежала обязанность заведовать религиозными делами. Это слово выражает собственно понятие о старости и соединенном с нею личном уважении; затем уже в производном смысле понятие о служебном достоинстве и начальстве, так как в высшие начальники обыкновенно избирались пожилые и опытные лица. Слово епископ, т. е. надзиратель, по всей вероятности, заимствовано от гражданских отношений греков; таким образом только после внесено в церковный язык и притом между христианами из язычников (как он действительно встречается в Новом Завете только у ап. Павла и его ученика Луки) и буквально означает служебную должность и деятельность предстоятелей Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

и апрелем 1368 г.); 3) Предисловие к «Переписке» Кантакузина с летатом Павлом (в промежутке между сентябрем 1368 и августом 1369 г.); 4) Письмо Кантакузина епископу Иоанну на Кипр (1371 г.). Г. Прохоров Беседа, которую вел император Кантакузин в июне месяце пятого индикта шесть тысяч восемьсот семьдесят пятого года с господином Павлом, который пришел от папы вместе с графом Савойским и который, являясь митрополитом Фив, назван теперь папой патриархом Константинополя 51 . 1 . Император Палеолог, придя из Венгрии, и граф Савойский, который вместе с господином Павлом, прежде бывшим митрополитом Фив, ныне же наименованным папой патриархом Константинополя, пришел из той страны 52 , встретились в Созополе. Здесь и был поставлен ими, т. е. графом и Павлом, вопрос о единстве церквей. Император ответил им так: «Я один ничего не могу сказать об этом; разве только, когда мы вернемся в Константинополь, ибо там находится мой отец-император и пребывает патриарх, и его собор выслушает то, что вы говорите; мы все вместе дадим вам на это ответ». 2 . По прибытии их в Константинополь, когда Павел захотел и старался увидеться и обсудить с патриархом вопрос о церкви, тот не пожелал [этого], сказав: «Как могу я при соборе видеться с ним и обсуждать какие бы то ни было вопросы о церкви, когда он не принес с собой письма от папы? Но если он хочет побеседовать [со мной] дружески, один на один, я уступаю ему и соглашаюсь». Графу и Павлу это показалось в высшей степени удручающим и как бы знаком некоторого презрения, так что последний стал решительным образом требовать ответа на эти вопросы. Поскольку же император Палеолог, патриарх и архиереи просили императора Кантакузина, чтобы он с этой целью встретился [с ним] и побеседовал, он взялся вести этот спор сам. В назначенный день вместе с ним прибыли во Влахернские палаты его сын император Палеолог, его дочь деспина госпожа Елена, император господин Андроник и деспот господин Мануил, их дети, еще же некоторые из архонтов и его духовный отец господин Марк, а также три архиерея – Эфесский, Гераклейский и Адрианопольский – с другими избранными церковными архонтами; вошел и Павел и, сотворив обычное приветствие, сел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010