Продолжая «спускаться» из купола, Павел описывает повисшие над воздухом полукупола с востока и запада, тимпаны с севера и юга. Только после колонн хор речь Павла спускается «с небес на землю» и переходит к колоннам нижнего яруса. Тема парения, необыкновенной легкости и воздушности обыграна Павлом и в описании восточного полукупола, которое уже цитировалось выше (398–404). Его свод надувается, как парус, и словно парит в воздухе, устремляясь к основанию купола. Интересно обратить внимание на то, как соотносят Прокопий и Павел кажущуюся воздушность и легкость будто бы висящих в воздухе форм с реальной конструкцией храма 299 . Тема надежности, устойчивости постройки – одна из важнейших в обоих описаниях, и авторы постоянно к ней возвращаются. Так, Прокопий не только упоминает об этом в нескольких местах, но и делает три специальных «технических» экскурса о подкупольных столбах, колоннах между ними и подпружных арках (1, 1, 50–53; 1, 1, 68–78). Хотя в каждом из этих экскурсов обнаруживается недостаток компетенции Прокопия в технических вопросах 300 , показательно само его внимание к тому, из чего сделаны и как держатся несущие конструкции. Он отмечает, что для подкупольных столбов были использованы особо прочные камни и свинец (1, 1, 50–53). Прокопий ошибается, говоря о том, что между камнями был залит расплавленный свинец, тогда как на самом деле там были использованы свинцовые прокладки в виде пластин 301 . Павел Силенциарий также упоминает об этом нюансе в своем поэтическом описании подкупольных столбов, неожиданно обнаруживая гораздо большую техническую осведомленность (476–480). Павел также обращает особое внимание на устройство подкупольных столбов и говорит не только об их прочности и мощи, но и о сложной форме и о противолежащих опорах: Мощных четыре стены возвышаются, видом нагие Спереди, но их бока, как и несокрушимые спины, Стягивают здесь опоры, напротив лежащие. Крепко Четырехчастные стали они на фундаментах прочных... (450–453) Акцентирование надежности и устойчивости постройки у Прокопия и Павла – еще одно свидетельство прочной укорененности в их мышлении представлений о классической тектонике. В ее основе – логичное построение объемов снизу вверх, постановка более легких частей на более массивные и устойчивые. Именно на выявлении этих принципов в формах здания и зиждилась красота и гармония античной архитектуры, понимаемая как соразмерность и взаимосвязь всех частей в едином целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тут дьякон Григорий сказал ему: “Павел просил тебя указать ересь в церкви великороссийской, а ты замялся, не ответил ему. Да сказал бы, что попы церковные без зазора табак курят! – какой еще больше ереси!” Этот Григорий был впоследствии попом и служил в моленной Шибаева, – он близок был к церкви православной, что сказалось и в его насмешливом замечании Швецову, но не имел твердости духа оставить раскол и умер в нем лет семь тому назад. Узнав о неудачной беседе Швецова с о.Павлом, Антоний упрекнул его, что не так вел беседу: “Ты бы, совершенно тово, держался на клятвах собора 1667 года! Тогда хозяева увидали бы, что Павел сам находится под клятвой своей церкви, и не стали бы его слушать”. А мы подумали, слыша этот отзыв Антония: “Легко тебе рассуждать! а попробовал бы сам побеседовать с о.Павлом: посмотрели бы мы, как бы удержался на одних клятвах?! Да ведь тут и св.Евангелие лежало: лукавствовать-то грех!” Чтобы удержать семейство Жарова в расколе, Антоний хотел составить еще беседу с о.Павлом и послать вместо Швецова другого своего близкого деятеля, Антона Егорова, который именно любит говорить о клятвах; но потом раздумал, опасаясь, что он еще хуже Швецова уронит старообрядчество в глазах слушателей. Вскоре потом узнали мы, что по желанию Алексея Васильевича Смирнова, будет происходить у него, в деревне Ликине (Владимир. губ.), беседа между о.Павлом и известным беспоповским наставником Иваном Зыковым. Антоний и все мы очень также интересовались этой беседой. Мне с Антоном Егоровым даже поручено было отправиться в Ликино – описать эту беседу и, если представится возможность, поговорить в защиту старообрядцев? приемлющих австрийское священство. О.Павел поехал в Ликино с Игнатием Александровичем, и нам пришлось ехать с ними в одном вагоне. Тут мне первый раз удалось побеседовать с отцом Павлом. Говорили мы всю дорогу о разных церковных предметах, из-за которых старообрядцы отделяются от православной церкви. Между прочим он спросил меня: “когда ваш Антоний служит и на херувимской песни выходит с неосвященными еще дарами, какой поклон старообрядцы кладут?” Я ответил: земной.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

С архимандритом Павлом мне посчастливилось встретиться в давние и трудные (а все же счастливые!) времена. Это было в 50-е годы. Церковь тогда переживала известные хрущевские гонения. 1956 год... Я, молодой священник, только что назначен в Феодоровский кафедральный собор города Ярославля. Там, в храме, мы и познакомились с будущим отцом Павлом, а тогда еще мирским человеком, Павлом Груздевым . Но, и будучи мирским, отец Павел был, конечно, яркой, незаурядной личностью. Родом он из Мологи, мальчиком был в Мологском монастыре. Потом – революция, разорение храмов Божиих. Всех насельников монастыря разогнали. И тогда они собрались в одной из деревень Мологского уезда и организовали что-то вроде сельхозартели. В этой артели познакомился отец Павел с отцом Дмитрием Смирновым – священником, тоже служившим в Феодоровском соборе в 1956 году. Потом артель, конечно, разогнали, ее членов арестовали и дали им разные сроки. И вот после лагерных мытарств, отец Павел и отец Дмитрий снова встретились в Ярославле, в 1956 году. Интересно, что в этой артели трудились и монахи из Павло-Обнорского монастыря. 46 А с отцом Павлом это связано вот каким образом: его Небесный покровитель (также как и мой!) – преподобный Павел Обнорский. Уходя из своего монастыря, монахи те взяли с собой почитаемую аналойную икону 18 века, с изображением святого Павла Обнорского. И от них она перешла к отцу Павлу (Груздеву) . А он, когда подошел к преклонным годам, завещал ее мне, поскольку я также наречен был в честь Павла Обнорского... В 50-е годы в Ярославле правящим архиереем был епископ Исаия. Он был благочестивый и благостный старец, который любил всех и которого, в свою очередь, все мы любили. Владыка Исаия часто собирал нас у себя в покоях. Там я впервые близко сошелся с отцом Павлом, и там он рассказал мне о своей жизни, о своих трудах и мытарствах. Чуть позже епархиальным архиереем стал владыка Никодим (Ротов). Владыка Никодим был человеком редкостным. Мне кажется, во времена притеснений, гонений, Господь, защищая Свою Церковь , выдвигает особых людей – сильных и мужественных. Таким человеком был владыка Никодим. За Церковь Святую он буквально душу свою полагал. И многое брал на себя. Приходилось идти на компромиссы с властями, но владыка уступал властям так, чтобы сохранить в неприкосновенности главное – Церковь . Владыка Никодим и отец Павел хорошо знали и любили друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Павел Παλος. Апостол Павел в книге Деяний Апостольских называется еще Савлом, что значит вожделенный. Так называет его дееписатель, евангелист Лука, во всех случаях, когда говорит о нем, до того времени, как он встретился на острове Кипре, в первое свое путешествие, с волхвом Елимом, поразил его слепотой и этим чудом обратил ко Христу проконсула острова, Павла Сергия. Это обстоятельство описывается в 13 главе книги Деяний Апостольских. Здесь же в 7 ст. Апостол и называется в последний раз Савлом; далее в 9 ст. той же главы дееписатель называет его Савлом и вместе Павлом: Савл, иже и Павел; в остальных же случаях Апостол везде называется Павлом. Факт достойный замечания. Он обратил на себя внимание древних толковников. По поводу его бл. Иероним заметил, что Апостол переменил себе имя после обращения ко Христу Павла Сергия и стал называться его именем в знак победы над римским проконсулом 472 . Другие толкователи, согласные с мнением Иеронима, подтверждают его еще тем, что Апостол изменил свое прежнее имя: Савл на новое: Павел, следуя общему обычаю иудеев переменять еврейские имена на греческие или латинские, по месту жительства между греками или латинянами; ближайшим же поводом к перемене имени послужило Апостолу пребывание его при римском проконсуле, Павле Сергии 473 . Но такое мнение Иеронима и его последователей едва ли заслуживает вероятия, и вот почему. Евангелист Лука назвал Апостола Павлом еще до обращения проконсула Павла Сергия ко Христу и назвал, по-видимому, с той целью, чтобы показать, что и Апостол назывался таким же именем, какое носил проконсул острова 474 . Нам кажется более вероятным мнение Оригена , что Апостол с самого детства назывался двояко: Савлом и Павлом. Первое имя он носил как природный иудей, а вторым именем назывался как римский гражданин. Поэтому, пока он жил в Иерусалиме между иудеями, назывался Савлом, а когда выступил за пределы иудейской земли для евангельской проповеди, стал именоваться, как римский гражданин, Павлом 475 . При этом, впрочем нельзя не придать особенного значения и тому мнению, что Апостол переменил себе имя тотчас после своего обращения ко Христу. Тому, кто говорил о себе: аз есмь мний Апостолов: иже несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних церковь Божию 476 , очень естественно было изменить свое прежнее имя: Савл, напоминающее о гордости и самоуверенности фарисейской, на новое имя: Павел из благоговения ко Христу, просветившему его Своим божественным светом: Павел значит маленький.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

4:10. Большинство иудеев противопоставляли этот злой век ( Гал. 1:4 ) веку грядущему, часто утверждая, что те, кто слишком привязан к нынешнему веку, могут потерять возможность жить в грядущем царстве.Преследования, с которыми Павел столкнулся ранее в Фессалонике, по всей видимости, пошли на убыль. И теперь Димас (вероятно, это уменьшительное имя от Димитрия, но Павел всегда называет его так), возможно, мог избежать испытаний, которые бы выпали ему на долю, если бы он остался с Павлом. Мотивы, которые преследовали Крискент (латинское имя) и Тит, не обсуждаются. «Галатия», возможно, означает Галатию в Малой Азии, куда Павел направил свое Послание к Галатам. (Возможно также, хотя и менее вероятно, что это относится к земле галлов, расположенной на севере, в современной Франции, т. е. исконной «Галатии». В таком случае, это может быть единственным упоминанием в «Новом Завете о части Европы за пределами Средиземноморья.) Тит отбыл в Далматию, которая расположена вблизи Никополя, где он встретился или попытался встретиться с Павлом ранее ( Тит. 3:12 ). Если Тимофей пришел, чтобы встретиться с Павлом ( 2Тим. 4:13 ), он должен был пройти, по меньшей мере, через Фессалонику и Далматию (последняя расположена на побережье Адриатического моря), и Павел предварительно оповещает его, что он может найти кого-нибудь из своих прежних коллег в тех местах. 4:11 . Хотя имя «Марк» было широко распространенным, среди ограниченного числа близких помощников Павла это почти наверняка относится к Иоанну Марку из Деяний, как в Кол. 4:10 . Другие, помимо Луки,были с ним в Риме ( 2Тим. 4:21 ), но Лука был вместе с Тимофеем – единственным его спутником в путешествии; он, возможно, также был единственным, кто специально находился с Павлом в Риме. 4:12. Тихику Павел поручил передать свое послание (ср.: 1Тим. 1:3 ); он путешествовал вместе с Павлом и Тимофеем ( Деян. 20:4 ; Кол. 4:7 ). В Римской империи государственная почта существовала только для правительственных посланий, а личные письма и посылки передавались с оказией.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Павлом (по восточ. преданию) или с ап. Петром (по западным преданиям). О том, что св. Трофим был спутник и сотрудник в проповедании слова Божия ап. Павлу, есть указания в службе (15 апр.) св. ап. Аристарху, Пуду и Трофиму: «премудрый Трофим и Аристарх вкупе, и Пуд чудный, яко ученицы Слова, и священнии Павлу спутницы, священными песньми да восхвалятся» (1-й стих 6-й песни канона; 1-й стих 3-й песни и друг.). «Павлу явистеся мудрии спутницы, гонения с ним многовидна и беды, славнии, будущия ради жизни, веселящеся претерпесте» (1-й стих 4-й песни канона). О мученической кончине св. Трофима вместе с ап. Павлом есть также указание в службе сим апостолам, а также в причислении их к 70 апостолам: «Двунадесяти учеников явистеся втории ученицы Христови, славши, с Павлом бо прошедше всю землю, беды подъясте многи, и с ним священную кончину прилете» (2-й стих 7-й песни канона). «Священнейший лик священных Христовых седмьдесят составшеся ученицы с Павлом всю землю ученьми божественнаго света просветисте» (3-й стих 1-й песни канона). В Четьи Минее св. Димитрия (под 4 января) сказано: «Трофим святый его же апостольские Деяния воспоминают (XX гл.), и Павел святый в Послании втором к Тимофею: «Трофима же (рече) оставих в Милете боляща. Сей с Пудом и Аристархом во всех гонениях Павлу святому последова и наконец при усечении его в Риме от Нерона вси трие усекновсни суть» (л. 46). Память св. Трофима в правосл. церкви совершается 15 апреля вместе с св. Аристархом и Пудом, а также 4 января в соборе св. 70 Апостолов. У католиков память его положена в г. Арле (или Арелате) 29 декабря. Святой апостол Артема Имя Артемы сокращенное от имени Артемидор или Артемон – Артемий. Св. Артема во всех известных списках причисляется к св. 70 апостолам. Весьма скудны сведения о нем в Священном Писании. Имя его упомянуто однажды ап. Павлом в Послании к Титу (гл. III, 12); из этого стиха видно, что Артема был спутником св. апостола и пользовался его особым доверием. В греческой Минее (Синаксарь Никодима Святогорца , октябрь 30 ч.) сказано о нем: «Артема был епископ в Листре, и как ревностный последователь Христов упразднил всякое заблуждение и коварства демонов».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Глава 2, стих 11. Егда же прииде Петр во Антиохию, в лице ему противостах, яко зазорен бе. Егда же . Когда же это? После Собора Апостольского, когда с апостолом Павлом был еще и святой Варнава. Прямее всего это падает на время пред вторым Апостольским путешествием святого Павла: ибо после этого Варнавы уже не видно с апостолом Павлом. Следственно, это было скоро после того Собора, в промежуток времени между ним и вторым путешествием святого Павла. Но было ли тут время? Было В Деяниях повествуется, что посланные с апостолом Павлом и Варнавою Иуда и Сила пребыли тамо время (ср.. Деян. 15, 33) Затем, когда Иуда возвратился в Иерусалим, а Сила остался в Антиохии, Павел и Варнава живяху во Антиохии, учаще и благовествующе слово Господне (ср : Деян. 15, 35). По некиих же днех Павел предлагает Варнаве идти опять на проповедь Из этого заключить должно, что от Собора до этого момента прошло довольно времени, в которое мог прийти в Антиохию и святой Петр Иные относят это ко времени после второго Апостольского путешествия святого Павла, с которого возвратясь он пробыл в Антиохии время некое (Деян. 18, 23) Но в таком случае надо привлечь туда и Варнаву из Кипра: лишнее предположение, без которого можно обойтись при первом мнении. Настаивать, впрочем, на точнейшем определении времени не настоит нужды, потому что оно не может иметь влияния на смысл сказания. В лице ему противостах — или тотчас, как заметил соблазн, или с твердостию, без потворства, не спуская ему ради того, что он из старших, или то же, что ниже: пред всеми , — то есть не отлагая, чтоб сказать о том наедине. Того требовало благо Церкви. Яко зазорен бе , κατεγνωσμενος ην,— зазрен бе ; что заставляет думать, что он зазрен не апостолом Павлом, а другими,— антиохийскими христианами из язычников. «Не сказал: подвергся зазрению от меня, но: зазорен бе,— разумея зазрение от других. А если бы и сам Павел зазирал его, то не убоялся бы сказать сего» (святой Златоуст). «Не зная причины, некоторые зазирали его» (блаженный Феофилакт) «Не Павлом зазрен, знавшим, почему так делал Петр, но теми, кои не знали эгого и думали, что он в самом деле лицемерит» (Экумений).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Павел же, которого он именно считал и называл „правителем митрополии“, мог внушить ему в указанном отношении только чувство соревнования: если Павлу удалось устроит такое дело, как учреждение Белокриницкой иерархии, то почему же он, Софроний, при достаточном тоже уме и довольной начитанности, не может осуществить замысла гораздо более легкого, – открыть особую, отдельную от митрополии, иерархию в России, указав достаточные, благословные к тому вины? От такого возмущения против митрополии и лично против ее учредителя – Павла не могло удержать человека, подобного Софронию, чувство благодарности, какою он обязан был и к митрополии и особенно к Павлу, главному виновнику его поставления в епископы. Напротив, воспоминание об оказанной ему Павлом услуге и о собственной вине перед Павлом, покровительство которого он приобрел посредством обмана, – это неприятное воспоминание еще более побуждало его разорвать связи и с Павлом и с митрополией. Если он медлил воспользоваться предоставленным ему правом посвятить еще одного, или двух епископов для России и с тем вместе начать свои действия против митрополии, то лишь потому, что личные материальные расчеты и интересы побуждали его возможно долее пользоваться выгодным положением единственного в России старообрядческого епископа, а также и потому, что сама митрополия еще не подавала удобного повода открыто восстать против нее. Известная, сочиненная Павлом, грамота Кирилла, в которой выражалось некоторое недовольство, что Софроний не действует по примеру Иосифа пшеницедавца, не показывает особой ревности к распространению иерархии, конечно, была ему неприятна; не мог он не знать и того, что в митрополию доходят жалобы на чинимые им поборы с попов. Но грамота была написана в самом миролюбивом духе, а по поводу жалоб за поборы никаких замечаний из митрополии еще не было, и потому предлогов, или поводов к пререканию с митрополией пока еще не представлялось. Но ко времени Антониева приезда в Москву, которым наносилось такое чувствительное поражение планам Софрония, у него накопилось уже достаточно данных, чтобы начать решительную борьбу с митрополией и ее „правителем“ Павлом, а вместе и с назначенным по распоряжению этого последнего новым российским архиепископом, которому осмелились даже подчинить его 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

После крещения Тит был уполномочен прочими главными Апостолами к служению апостольскому и сопричтен к числу семидесяти меньших Апостолов; Тит послан был вместе с Апостолом Павлом, на проповедь Слова Божия, к язычникам; и Тит постоянно следовал за Павлом святым и не только как ученик за учителем, но и как сын, следующий за возлюбленным отцом. Ибо Павел называет его своим сыном, как это можно видеть из послания его к Титу: «Титу, истинному сыну по общей вере: благодать, милость» (Тит.1:4). Ходил же святой Тит иногда вместе с Апостолом Павлом, иногда же был посылаем им проповедовать самостоятельно; так, например, он был послан Павлом в Далмацию, о чем упоминает Павел в послании к Тимофею, говоря: «Тит в Далматию» (2 Тим.4:10), т. е. был послан мною на проповедь Евангелия в города далматские. Иногда святой Апостол Павел посылал Тита со своими апостольскими посланиями, как например к Коринфянам, коим он говорит: «я упросил Тита и послал с ним одного из братьев» (2 Кор.12:18). Говорит еще: «мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил» (2 Кор.8:8). И еще: «благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам» (2 Кор.8:16). Несомненно, Павел питал к Титу великую любовь духовную о Христе, так как он называет его то сыном, то братом своим, а когда он замедлил, уйдя от Павла, то сей последний скорбел о нем, говоря о себе: «придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита» (2 Кор.2:12–13). И насколько великий Апостол скорбел без Тита, настолько утешался его присутствием, ибо говорит: «Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2 Кор.7:6). И еще говорит: «обрадованы мы радостью Тита» (2 Кор.7:13). Проходя по многим странам с благовестием имени Христова, святые Апостолы пришли в Крит, отечество Тита. Анфипатом же тогда в Крите был Рустил, муж сестры Тита; услыхав проповедь апостольскую о Христе Боге, он первоначально посмеялся ей; но когда умерший его сын воскрешен был Апостолом Павлом, то Рустил уверовал во Христа и принял святое крещение со всем домом своим; вместе с тем приняли святую веру и крещение и многие из числа прочих неверных, обитавших на острове том. Святой же Павел поставил блаженного Тита епископом острова Крита и прочих близлежащих островов и, поручив ему новопросвещенных христиан, оставил его там; сам же отравился в другие страны проповедовать имя Христово язычникам. Придя в Никополь, святой Павел написал послание Титу, в коем поучал его благому управлению (паствой): «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит.1:5). Объясняя эти слова апостольские, святой Златоуст говорит: «Тит был более искусным из числа всех, бывших с Павлом; ибо, если бы он не был искусным, Павел не поручил бы ему всего острова, не повелел бы окончить недоконченное, не подчинил бы суду его епископов, если бы не надеялся на сего мужа (Тита)».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010