– Послание Апостола Иуды, брата Иакова, не содержит ближайшего указания на его читателей, – в приветствии говорится вообще «призванным», т. е. христианам; впрочем содержание его показывает, что оно было назначено для известного круга лиц, в который нашли себе доступ упоминаемые в послании соблазнители, как это случилось с церквами, основанными Апостолом Павлом, почему очень возможно предполагать, что послание первоначально было назначено для тех же общин, основанных Павлом, к которым потом письменно обращался и Апостол Петр; это тем более вероятно, что во 2-й и в начале 3-й главы 2-го послания Апостола Петра лжеучители изображаются теми же чертами, как и в послании Иуды. Послание Иуды краткое, состоит из одной главы, и содержит в себе: приветствие со вступлением ( Иуд. 1:1–3 ), изображение соблазнителей и предсказание ожидающего их наказания ( Иуд. 1:4–19 ), увещание ( Иуд. 1:20–23 ) и заключительное славословие ( Иуд. 1:24–25 ). Из посланий св. Апостола Павла – послание его к Римлянам написано было по поводу соблазнительных споров между уверовавшими из иудеев и язычников о том, кто из них достойнее пред Богом. Апостол доказывает, что пред Богом все грешны и безответны, – и иудеи, успокаивающие себя законом, но не исполняющие его, и язычники, величающиеся своей премудростью, но творящие дела безумия, непотребства ( Рим. 1:16–3:20 ), и объясняет, что только живая и деятельная вера в Иисуса Христа может оправдать человека грешника пред Богом ( Рим. 3:21–8 ); и она равно дарует помилование и иудею, и язычнику ( Рим. 9–11 ). Затем Апостол преподает нравственные наставления касательно поведения христиан вообще ( Рим. 12 ) и в частности по отношению к гражданским властям ( Рим. 13 ) и к немощным в вере братьям ( Рим. 14–15:1–16 ); указывает на быстрое распространение проповеди евангельской по всему миру ( Рим. 15:17–33 ), и заключает послание приветствиями ( Рим. 16 ). Послание к Римлянам, по своему основному содержанию, есть важнейшее между посланиями Нового Завета, как совершеннейший памятник того высокого христианского воззрения, которое мы должны иметь на дело нашего оправдания.– Первое послание к Коринфянам написано вследствие полученных известий о возникших в Коринфской церкви распрях и соблазнах, происходивших от того, что одни из Коринфян предпочитали Павла, положившего начало христианства в Коринфе, другие –Аполлоса, ученого и красноречивого Александрийца, продолжавшего немалое время в Коринфе дело проповедничества, начатое там Павлом, третьи – Апостола Петра, как непосредственного ученика Христова, а иные говорили: «а я Христов» ( 1Кор. 1:12 ), и образовали таким образом из себя четыре различные партии, презиравшие друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

В Ефесе апостол получил, неблагоприятные вести о раздорах между христианами Коринфской церкви, о появлении там лжеучителей; в виду чего он предварительно отправил в Македонию, (а оттуда и в Коринф) двух своих спутников Тимофея и Ераста. (Сам же на время остался в Асии (Деян. XIX, 21). Выбор св. апостола пал на них, потому что Тимофей был любимейший его ученик, о котором писал к Коринфянам, что «Тимофей делает, дело Господне, как и он сам» (1 Кор. XVI, 10), а Ераста отправил в Коринф, как природного жителя сего города, который хорошо знал характер и настроение главных лиц, произведших там беспорядки. Ераст, кроме, того, пользовался особенным уважением в Коринфе не только у тамошних христиан, но и у язычников, а потому мог своими благоразумными советами ослабить и устранить вредное влияние на других, произведенное противниками ап. Павла и приверженцами разных партий. Вероятно вскоре по получении от Ераста и Тимофея верных сведений о положении церкви Коринфской св. ап. Павел написал первое послание к Коринфянам (58). Отправленные в Коринф Тимофей и Ераст с успехом выполнили возложенное на них ап. Павлом поручение; нарушенные порядки в Коринфской церкви были восстановлены; возбужденные лжебратиею споры о превосходстве христианских проповедников улеглись и авторитет его (Павла), как их апостола и истинного ученика Христова, был признан и недоброжелательными к нему лицами, что видно из 2 послания его к Коринфянам (гл. 7), написанного в том же (58) году. После бунта, произведенного среброковачем Димитрием, ап. Павел, оставив Ефес, отправился оттуда в Македонию (Деян. XXI и прожил в Елладе три месяца (Деян. XX, 2). Под Елладою разумеется Греция и в это-то время он, по обещанию (2 Кор. II, 3, 7, 9; IV, 5; X. 2. и др.), посетил Коринф и здесь без сомнения имел свидание с Ерастом, который, со времени оставления его Павлом проживал в Коринфе; о пребывании же Ераста в этом городе свидетельствует посланное св. Павлом приветствие христианам Римской церкви: «Целует вас Ераст, градский строитель» (XVI, 23).

http://pravicon.com/info-2326

– Этой краткой, но весьма убедительной, речью Ап. Павел окончательно разрешил вопрос о значении закона в христианстве. Иудаисты и их временные сторонники были побеждены, антиохийцы – успокоены, свв. Петр и Варнава и другие иудеохристиане, ставшие было на сторону св. Петра, выведены из необходимости лицемерить. Что опасался сделать нерешительный св. Петр, то сделал решительный св. Павел. Ап. Павел ничего не говорит о том, как отнесся св. Петр и другие к его обличительному слову; если в крайнем случае он молчал, то и сие было красноречивым изъявлением его полного согласия с обличавшим. Во всяком случае, судя по умолчанию о продолжении противостояния и его последствиях в Послании к Галатам, нужно полагать, что антиохийская община была вполне успокоена св. Павлом. «Великий Петр молчанием подтверждает Павловы слова, как бы так говоря уверовавшим из иудеев и бывшим тогда с апостолами: —303— справедливо укоряет меня Павел, невозможно и противоречить словам его» 2877 . Ап. Петр в своем Послании ( 2Пет.3:15 ) упоминает о добрых отношениях с Ап. Павлом. Не подлежит, конечно, сомнению, что и после и раньше этой речи св. Павел вел борьбу в Антиохии с иудаистами и ей обеспечил мир своей дорогой церкви. Когда св. Апостол Павел уходил вместе со своими спутниками из Антиохии, то к последним присоединил еще одного нового, который, впрочем, был известен ему еще и ранее; это был Тит. Полагать, что Тит в этот именно раз присоединился к св. Ап. Павлу в Антиохии, заставляют, как было уже показано раньше, те соображения, что, во-первых, во время второго путешествия Ап. Павла, когда впервые была посещена Галатия, Тит с ним не был; в Послании же к Галатам св. Павел говорит о Тите, как о человеке им уже известном; следовательно, он был с Ап. Павлом в Галатии во время 3-го путешествия. А Антиохия, по-видимому, была местом постоянного жительства Тита 2878 . О Тите мало известно из св. Писания и св. Предания. По происхождению он был эллин 2879 , родиной его была, вероятно, Антиохия Сирийская 2880 ; в христианство, вернее всего, был обращен св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Последнее требование, – чтобы не делали другим того, чего не хотят себе ( Деян. 15, 20 ), – есть повторение заповеди Иисуса Христа о любви к ближним, выраженное лишь в отрицательной форме вместо положительной ( Мф. 7, 12 ). Оно дает, очевидно, тот урок христианам из язычников, что, исполняя по отношению к телу вышесказанные необходимые требования, в основание своей нравственной жизни во всем остальном они должны положить любовь. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу – так заканчивает свою речь Иаков. Связь этого заключения с предыдущим не довольно ясна и толкователями понимается различно: или это заключение составляет основание мысли о необходимости христианам из язычников воздерживаться от указанного выше (ибо, в противном случае, ежесубботнее чтение закона Моисеева в синагогах постоянно будет поддерживать и возбуждать в христианах из иудеев нерасположение к христианам из язычников); или же оно дает основание мысли о свободе христиан из язычников от закона Моисеева, кроме вышеуказанных требований (ибо хотя закон Моисеев ежесубботно читается в синагогах во всех городах языческих, где есть иудеи, однако же не многие из язычников-прозелитов принимают и исполняют его, а это указывает, что он и для христиан из язычников был бы неудобоносимым бременем); или же оно предупреждает опасение ревнителей закона Моисеева, как бы последний не пришел в забвение, как скоро христиане из язычников не будут исполнять его предписаний (он не придет в забвение, ибо он от древних родов и доселе ежесубботно читается в синагогах повсюду). 22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно : Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 22 . Определение апостола Иакова было принято собранием, и тогда положили, написав его, отослать с Павлом и Варнавою в Антиохию. А чтобы устранить всякую возможность сомнения в том, что Иерусалимская Церковь по возбужденному вопросу дала именно такое решение, как оно выражено в посылаемом письме, определили вместе с Павлом и Варнавою послать еще двух избранных членов Церкви Иерусалимской, которые могли бы и словесно засвидетельствовать, что апостолы, пресвитеры и вся братия в Иерусалиме думают об этом именно так, как написали в письме (ст. 27). Выбраны были для этого Иуда, прозываемый Варсавою (личность, более нигде не упоминаемая в новозаветных книгах), и Сила (15, 40; 17 ,4; 18, 5), мужи начальствующие между братиями, то есть занимавшие в Церкви какие-либо должности, например, учителей общества (ср.: Евр. 13, 7, 17 ). Это совершенно согласно с тем, что они были пророки, а потому во время пребывания в Антиохии прославились своим обильным и учительным словом (ст. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

17–18). О первом послании ап. Павла к Тимофею Св. Тимофей, которому ап. Павел написал два послания, был учеником и ревностнейшим сотрудником ап. Павла в проповедании Евангелия и впоследствии, епископом Ефесской Церкви. Воспитанный под влиянием своей матери (христианки из иудеянок), Тимофей был формально присоединен к Церкви ап. Павлом, который потому и называет его своим сыном. Сотрудником ап. Павла он сделался во второе путешествие последнего и усердно помогал Павлу и во время третьего путешествия, исполняя при том разные поручения апостола, иногда очень трудные. Преданность свою Павлу он доказал, наконец, тем, что отправился с ним в Рим и там, подобно Павлу, заключен был в узы. По освобождении своем, Тимофей встретился с Павлом, освобожденным после, в Ефесе ( 1Тим.1:8 ) и здесь был рукоположен апостолом, при участии малоазийских епископов, в епископа Ефесской Церкви. Во время вторых римских уз Павла, Тимофей, вероятно, посетил своего учителя в Риме, потому что тот выразил желание с ним увидеться. Смерть его последовала в царствование Домициана. По преданию, он был побит камнями в один языческий праздник в то время, когда вышел к народу, чтобы остановить словом обличения и назидания бесчинное языческое торжество. Мощи св. Тимофея почивают в Константинополе. Поводом к написанию 1-го послания ап. Павла к Тимофею послужило усиление еретиков в Ефесской Церкви, которые, по уходе апостола Павла из Ефеса, получили снова большое значение и не хотели обращать внимания на советы и убеждения Тимофея, пренебрегая его молодостью. Точно так же и неопытность Тимофея в управлении такой Церковью , как Ефесская, должна была озабочивать Павла и побудить его разъяснить новопоставленному епископу его права и обязанности. Поэтому, целью апостола при написании 1-го послания к Тимофею было утвердить авторитет последнего пред пасомыми, а затем научить Тимофея и всех его преемников по епископству, как следует управлять Церковью. Послание это написано Павлом после освобождения его из первых римских уз (около 65 г.) 35 ибо послание изображает нам Ефесскую Церковь , устроенною во всех отношениях, для чего, конечно, потребно было немало времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

1135 Св. Ириней, епископ Лионский, писатель II века, говорит, что величайшая и древнейшая и всем известная Римская церковь основана и устроена преславными апостолами Петром и Павлом: «Maximae, et antiquissimae, et omnibus cognitae, a gloriosissimis duobus apostolis Petro et Paulo Romae fundatae et constitutae ecclesiae, eam quam habet ab Apostolis traditionem et cet…» [«Величайшая, древнейшая и всем известная церковь , основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами Петром и Павлом… так как в ней апостольское предание…»] (Св. Ириней Лионский . Против ересей. 3, 3). В «Постановлениях Апостольских» говорится: «Первый епископ Римской церкви Лин рукоположен Павлом, а второй, по смерти Лина, Климент, – мною, Петром» («Апостольские постановления» 7, 46). 1136 «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и в Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими, понеже и Римскому епископу сие обычно [то есть иметь под ведением своим ближайшие Западные церкви]. Подобно в Антиохии и в иных областях да сохраняются преимущества Церкви…» (правило 6-е I Вселенского Собора). 1141 См.: Там же. Ср. письмо к Афанасию Александрийскому , где св. Василий просит св. Афанасия «подать ему [то есть Дамасу] мысль, чтобы, избрав людей, которые кротостью и постоянством нрава могли бы привести в разум совратившихся у нас…» 1145 См.: Письма 66 и 69. Общей всех главою (σπερ επ κορυφν τν ολων). Афанасий Великий называется в 69-м письме (Свт. Василий Великий . Письмо 69//Свт. Василий Великий. Творения. Т. 2. С. 562). В греческом подлиннике в обоих случаях употреблено слово κορυφαος, значение которого («главный», «старший», «начальник», «предводитель», «вождь») указывает на старшинство Александрийского и Римского епископов в ряду других епископов, занимающих менее важные и влиятельные кафедры. Наименование «главы», сверх того, прилагается у Василия Великого к частным лицам, пользовавшимся его уважением, например к Терентию Комиту (письмо 99) и к другим епископам – Евсевию, епископу Самосатскому (письмо 198), Иннокентию и др. Правда, в греческом подлиннике при этом в письме к Терентию и Евсевию делается различие в названии: «τιμιωττη μοι κεφαλ» (а не «κορυφαον»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

К упомянутым ранее в Послании к Галатам Петру и Иакову теперь добавляется Иоанн. Эти три лица характеризуются как «особо знаменитейшие» и «почитаемые столпами». Павел, однако, подчеркивает свою независимость от них: он ходил в Иерусалим не для того, чтобы получить от них санкцию на миссионерскую деятельность, а скорее – чтобы найти поддержку в своей полемике с вкравшимися лжебратиями, принуждавшими его следовать иудейским обычаям. «Знаменитые» встали на сторону Павла, что следует и из рассказа книги Деяний об Апостольском Соборе. Однако если в Деяниях Петр говорит о своей проповеди среди язычников, то Павел, как мы отметили, представляет себя и Варнаву апостолами необрезанных, а Петру отводит место проповедника среди иудеев. Некоторые ученые высказывали мнение о том, что вся фраза, в которой Петр представлен апостолом обрезанных, является позднейшей интерполяцией в оригинальный текст Послания к Галатам 322 . Другие полагали, что Павел цитирует некий «протокол» Апостольского Собора 323 . Согласно еще одной гипотезе, слова Павла отражают содержание «договора» о распределении сфер ответственности между Петром и Павлом, достигнутого до Апостольского Собора, но получившего окончательное утверждение на Соборе 324 . Ни одна из этих гипотез, впрочем, не помогает уяснить, почему в Деяниях Петр представлен как апостол язычников, а в Послании к Галатам – как апостол обрезанных. Возможно, Лука, близко знакомый с Павлом, знал о его взгляде на миссионерское служение Петра. Не исключено, что он был знаком и с текстом Послания к Галатам. Сделав акцент в книге Деяний на миссии Петра среди язычников, Лука мог тем самым попытаться несколько скорректировать тот образ Петра, который вырисовывается из свидетельств Павла. Как мы говорили выше, параллелизм в изложении деяний Петра и Павла в книге Луки был сознательным и последовательным. Для Луки не существовало дихотомии между Петром как апостолом иудеев и Павлом как апостолом язычников: он представляет обоих как осуществляющих миссию среди тех и других. Решение Апостольского Собора об отказе от обрезания у Луки также представлено как плод единомыслия всех членов апостольской общины, тогда как Павел склонен видеть в этом решении прежде всего подтверждение своей правоты («узнав о благодати, данной мне... подали мне и Варнаве руку общения»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Первое послание Апостола Петра было назначено и послано к малоазийским церквям «в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии» ( 1Петр. 1:1 ), которые были основаны преимущественно Апостолом Павлом и состояли из христиан от обрезания и язычников, но главным образом, как видно из самого послания ( 1Петр. 4:3 ), христиан из язычников. Когда означенные церкви лишились своего великого основателя и его попечения о них, по причине двухлетнего заключения Святого Апостола Павла в Кесарии и последовавших затем римских уз его, тогда они стали предметом сердечных забот Палестинских Апостолов, и прежде всего Апостола Петра, того самого, который, будучи Апостолом иудеев, тем не менее первый преподал христианское крещение и проповедал Евангелие язычникам ( Деян. 10 ). В виду все более и более возраставших в среде самых христиан разнообразных заблуждений и большего и большего усиления гонений на христианство извне, Апостол Петр, как свидетель страданий Христовых и Его славы» ( 1Петр. 5:1 ), чувствовал, в последний период своей жизни, потребность подтвердить со своей стороны истину преподанного Апостолом Павлом и его учениками евангельского учения, –предостеречь неопытных от проявлявшихся глубоких заблуждений, утешить и подкрепить страждущих, и вообще утвердить основанные Павлом церкви в принятом ими слове спасения. С этою целью и пишется послание, и препровождается чрез верного прежнего спутника Апостола Павла, Силуана или Силу, в доказательство именно глубокого духовного единения между Апостолом иудеев и Апостолом язычников ( 1Петр. 5:12; 1:25 ). Общее содержание послания следующее: после начального приветствия ( 1Петр. 1:2 ) Апостол прежде всего прославляет явившееся во Христе спасение, которое испытывали еще Пророки, в которое желают проникнуть Ангелы, и которое возвышается над всеми страданиями этого времени ( 1Петр. 1:3–12 ). Это спасение побуждает христиан, как искупленных кровью Христа, к полной сердечной преданности Богу и к освящению веры, как возрожденных – к очищению, к возрастанию, к общему утверждению во Христе, к добродетельной жизни между язычниками, к покорности начальству, господам, к богобоязненности в супружеской жизни, к любви к братьям и к врагам ( 1Петр. 1:13–3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Г.Ореханов: И прямо ваши мысли там. В.Воробьёв: Да, прямо мне объясняет, что я заблуждаюсь. Но, по милости Божьей, надо сказать, что это была моя постоянная молитва. Я просил у Бога всегда, чтобы Господь дал мне духовного отца и ещё старца, который мне говорил волю Божью, как устроить жизнь по воле Божьей. И вот отец Павел как раз был таким старцем, который говорил, как поступить по воле Божьей. И я, по существу, прожил 20 лет в послушании, без его благословения я ничего не делал. Он меня благословил идти к отцу Всеволоду. И потом уже, когда я стал священником тоже по благословению отца, я во всех трудных случаях всегда спрашивал отца Павла, как поступить. Потому что для многих моих духовных чад тоже было благословение отца Павла. Надо сказать, что неизменно всегда все, кто общался с отцом Павлом -  таких людей было некоторое количество -  все свидетельствуют, что поступающие по благословению отца Павла всегда радовались и получали дар Божий, получалось очень хорошо, если не послушаешь -  то очень плохо. Я могу сказать, что отец Павел очень любил отца Всеволода и с ним переписывался особенно. Но также он писал целому ряду священников в Москве. Например, любвеобильный был такой замечательный священник -  духовник, отец Александр Егоров, он тоже переписывался с отцом Павлом. Отец Александр Куликов, который служил сначала в Николо-Кузнецком храме, потом стал настоятелем храма на Маросейке, тоже переписывался с отцом Павлом. Отец Николай Кречетов, благочинный Москворецкого благочиния переписывался, отец Александр Асмус,   отец Глеб Каледа и вся его семья. Игумения Зачатьевского монастыря Иулиания тоже была духовным чадом отца Павла в этом смысле. Отец Дмитрий Смирнов, владыка Пантелеймон Шатов, отец Александр Салтыков и я. Ещё целый ряд священников можно было бы назвать. Вот мы имели некое такое благодатное кормление. И все мы можем свидетельствовать об удивительных дарах отца Павла. Конечно, сейчас людям современным трудно поверить в то, что такое бывает. Поэтому некоторые придумывают разные для них убедительные версии.

http://radonezh.ru/text/protoiereyu-vlad...

д., согласно с текстом грамоты. Повторены и эти слова: „а как другой епископ, задунайский Аркадий, находится под следствием у турок и не может прибыть, прислал от себя отношение“... В конце упомянуто и то, что епархия Онуфрию определена „в Мунтии Ибраилов с прочими единоверными тамошними обществами, однако находиться имеет здесь при митрополии наместником“. О наместничестве в грамоте почему-то не было упомянуто при словах: „до времени будет находиться при сей митрополии“. 280 Любопытно это Павлово толкование последнего императорского декрета, коим дозволялось иметь липованам духовенство под условием „дабы соседственные государства не имели неудовольствия и никакой причины жаловаться на них“. По толкованию Павла неудовольствие это возбуждено было бы в том случае, если бы липоване стали принимать к себе иностранное священство, как принимали прежде беглых попов из России и приняли Амвросия из Греции. В этом толковании есть, конечно, доля правды: но Павел опустил из внимания главное, что имел в виду декрет, – поставление духовенства из раскольников соседственных государств, чрез которое именно причинялось бы им неудовольствие. 281 Собственноручно писанное Павлом донесение это, с немецким переводом на обороте, находится в Белокриницком архиве. Содержание его кратко изложено в Памятнике, под 3(15) сентября, 56. 282 В Белокриницком архиве находится немецкий перевод этой доверенности (Vollma chung); содержание ее кратко изложено Павлом в Памятнике под 55. 283 Это именно число значится на доверенности. По-немецки подписи переведены так: Bialokernitzer altglanbiger Oberhirt Kirila, Bischof Anufrii. Beichtvater der Ober-Geistlichkeit Jeronim. В Памятнике под 9(21) сентября записано: Доверенность дана двум монастырским депутатам“ и проч. 284 В Памятнике под 18(30) сент. Павлом записано: „Донесение от г. Бело-Криницкого верховного святителя, с приложением трех актов, о новом епископе Ануфрии в К. К. Крайзамт отправлено с депутатами иноком Алимпием и Павлом“. А на списке донесения (немецком), находящемся в Белокриницком архиве, рукою Павла сделана надпись: „30(18) сентября подано от депутатов лично самому г-ну Изыческулу“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010