Деяния как попытка примирения Тем не менее некоторые критики обвиняли автора Деяний в том, что он намеренно фальсифицировал историю в интересах мира между сторонниками Петра и сторонниками Павла в церкви. Эту книгу называют соборным компромиссом, вероятно, опирающимся на сочинение Луки, но законченным не ранее конца I века и имеющим своей целью примирение еврейской и языческой частей церкви путем уравнивания двух главных апостолов друг с другом. Иными словами, автор поднимает Петра до уровня Павла и низводит Павла до уровня Петра, тем самым подчиняя эти образы задаче компромисса между нетерпимостью иудействующих и свободой язычества. 1119 Основные аргументы, на которых основана эта гипотеза, – умолчание о столкновении между Павлом и Петром в Антиохии и подчеркнутое дружелюбие, с которым Иаков якобы относился к Павлу, особенно во время их последней встречи. Считается, что Деян. 15 непримиримо противоречит Деян. 2 . Однако в рядах тюбингенской школы зародился протест, и теперь некоторые талантливейшие критики признают, что Баур сильно преувеличил масштабы противостояния последователей Петра и последователей Павла и что Книга Деяний заслуживает гораздо большего доверия, нежели Баур был готов признать. Само Послание к галатам является лучшим доказательством надежности Деяний, поскольку в нем откровенно говорится о сердечном согласии между Павлом и еврейскими апостолами–столпами. Что же касается умолчания о столкновении между Петром и Павлом в Антиохии, то в действительности это был мимолетный инцидент, о котором Лука мог и не знать. Кроме того, Лука мог не упомянуть об этом событии потому, что оно не имело отношения к описываемому в книге ходу событий. С другой стороны, Лука упоминает об «огорчении», произошедшем между Павлом и Варнавой, поскольку оно привело к расколу в миссионерском служении: Павел и Сила отправились в Сирию и Киликию, а Варнава и Марк отплыли на Кипр ( Лк. 15:39–41 ). Павел ничего не сообщает об этом происшествии, поскольку оно не имеет отношения к тому, о чем он пишет галатам. Стремление Павла примириться с Иаковом и евреями, очевидное в Книге Деяний, подтверждают и собственные послания апостола, в которых он пишет, что стал евреем для евреев и язычником для язычников, чтобы приобрести и тех, и других, и выражает готовность принести величайшую возможную жертву ради спасения своих братьев по плоти ( 1Кор. 9:20 ; Рим. 9:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Самый подробный и наиболее развитой перевод этого сюжета описывается следующим образом, по одному из моих подлинников: «Богородица на одре лежит на подушке: подушка киноварь, а одр по концам круглый, под головой шире; постлано бело; около одра обвеска, санкирь красен. За одром стоит Спас, а зрит на лице Богородицы; обеими руками в ризе держит Богородичну Душу, а Душа в белых ризах, аки младенец, обвита. Около Спаса облак, киноварь; Херувим с простертыми крыльями, по обеим сторонам огненный. У Богородицы против одра в ногах стоит Апостол Павел, преклонен, рус, плешив, борода как у Предтечи. Руки держит в ризе, а с рук риза пошла отороком. Риза багор, испод лазорь. Стоит весьма трепетно и зрит на Богородицу. Перед Павлом стоит Евангелист Марк, из-за одра по плеча видеть мало. Надседь, борода и волосы, как у Иоакима Богоотца. Рук не видеть из-за одра. Наклонился к одру и зрит на Апостола Павла. Риза празелень, испод киноварь с белилом. Перед ним стоит Иоанн Богослов. Сед, плешив; борода и волосы, как пишут. Наклонился к одру, мало брадою не достал до одра; зрит на Богородицу. Правая рука у лица его. Риза празелень темна. А меж Марком и Павлом Апостолом, повыше их, стоит Симеон Апостол. Надсед, плешив. Един вершок главы видеть. Риза киноварь с белилом, испод лазорь. За Павлом Апостолом стоит Филипп Апостол, млад; наклонился к одру, зрит. Рукой правой лицо свое держит, а левая у шеи. Риза лазорь. Повыше Филиппа, над Павлом, Андрей Апостол: сед, власы с ушей космочками; борода как у Иоанна Богослова. Едина глава видеть. За Апостолами двя святителя стоят, выше их по плеча видеть. С края Ерофей Афинский, сед брада и власы, аки у Власия, на концы остра, в амофоре, ризы крещаты, черны в кругах. Подле его книга. Ко Спасу стоит Тимофей Ефесский, рус, брада и власы аки у Иоанна Златоустог о; ризы крещаты, черлен, в амофоре; в руках книга; а возле его стоит Ангел в облаце с лампадой, а в лампаде свеча горит. Ангел стоит над головой Иоанна Богослова, выше святителевых глав. А за святителями стоят жены, пред полатою; выше Апостол главы их.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

С отцом Павлом я впервые встретился в 1987 году, когда был трудником Свято-Данилова монастыря. Я уже тогда много слышал о нем, и потому ехал к нему с великим трепетом и благоговением. Ведь это старец! Как я увижу его? Что он мне скажет? И ожидание меня не обмануло. Встреча с отцом Павлом все перевернула во мне. Впрочем, встреча с ним ни для кого не могла пройти бесследно. Впервые в жизни я узнал человека, прямо глядящего на окружающую нас реальность, видящего любой предмет так, как он есть. В том числе и монашество. А ведь монашество – настолько непростая вещь, что и мы, монахи, зачастую плохо понимаем суть монашества. И именно встречи с отцом Павлом стали своего рода вехами на моем монашеском пути. Уже будучи на Валааме, мы, вдвоем с одним братом, приехали к отцу Павлу. Был праздничный день, и батюшка пригласил нас служить Литургию. А перед началом Литургии мы попросили, чтобы отец Павел нас исповедал. И вот он пригласил нас к престолу. Мы подошли. «Ну, исповедайтесь!» – сказал он. Тут мы растерялись: кто из нас должен начать? И тогда он взял нас обоих, приобнял за головы, прижал к себе и сказал нам все те грехи, в которых мы собирались ему исповедоваться. За себя-то я отвечаю точно, но и по лицу собрата я понял, что он услышал от батюшки то же самое. И после этого отец Павел открыл Евангелие и сказал: «Братья! Прочтите это место, оно для вас». Второй такой исповеди, наверное, не было в моей жизни. Во-первых, по тому горячему чувству покаяния, которое я пережил, а во-вторых – по какому-то удивительному ощущению, что Господь простил и разрешил наши грехи. Отпустил их по молитвам старца. Потом мы служили Литургию. Казалось бы, что особенного? Деревенский приход, хор из стареньких бабушек, а нам казалось, что мы на седьмом небе. После службы батюшка вывел нас на амвон и сказал: «Братия и сестры! К нам приехали монахи с дальнего Валаама. Раньше это был цветущий монастырь, а нынче он лежит в развалинах. А потому, бабушки и дедушки, складывайте деньги, жертвуйте на обитель!»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Петром и Павлом. Поликарп, ученик Иоанна Богослова, посвящен был в епископа Смирнской церкви им же. Тем же, вероятно, апостолом рукоположен во епископа Папий Иерапольский. Дионисий Ареопагит, обращенный в христианство ап. Павлом (Деян 17, 34), был первым епископом Афинским и ап. Павлом же, вероятно, рукоположен. Тому же апостолу усвояют поставление Епафродита во епископа Филиппийского. 5. Так, напр., открыто почивает нетленным тело святителя Павла Конюскевича, бывшего митрополита Тобольского (ск. на покое в Киево-Печерской лавре в 1770 г.), — в склепе под великой лаврской церковью, однако оно не признано церковью св. мощами. В нетлении же почивает тело доблестного патриарха Гермогена, которого за ревность ο православии и страдальческую кончину можно даже назвать священномучеником, однако еще только ныне пришел час его прославления. Открыто же почивает нетленным тело еп. Белгородского Иоасафа Горленко (ум. 1754 г.), но канонизация святителя и признание его тела св. мощами совершилось только в 1911 г. 6. Моисей, напоминая евреям об этом явлении Бога, говорил им: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину (Втор 4, 15–16), т. е., чтобы вообще не стали представлять Его подобным человеку. 7. В «Членах веры» недостаточно ясно и точно определяется отношение благодати к видимому знаку в таинствах. Там сказано: «таинства, Христом установленные, не суть только отличительные признаки (notae) вероисповедания христиан, но и несомненные свидетельства и действенные знаки благодати (efficatia signa gratiae) и благоволения Божия к нам, посредством коих Бог невидимо действует в нас и не только возбуждает, но и укрепляет нашу веру в Самого Себя». Относится такое определение таинства лишь к крещению и евхаристии (XXV чл.). 8. Присутствие такого учения в р.-католической церкви отвергается некоторыми из римских богословов, напр., Беллярмином, Перроне. Но в средневековом богословии учение ο спасительности таинств ех opere operate было общепринятым и протестанты за него делали резкие укоризны Римской церкви. He отвергнуто ясно это учение и Тридентским собором (Sess. VII, can. 6). Сн. Прав. Догм. Бог. IV т. § 141. 9. Крещение младенцев, однако, не мирится с лютеранским же воззрением на существо таинств. Авторитет апостольского предания и голос совести вынудили лютеран допустить эту непоследовательность в своем вероучении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Оба означенные мнения рационалистов отрицательного направления стоят решительно в противоречии с данным местом послания к Галатам (2:7–9). Невозможно уже одно то, чтобы апостолы, после того как им было представлено содержание проповедуемого ап. Павлом Евангелия, могли дать свое полное согласие на проповедь Евавгелия среди язычников, если они не одобряли самых основ подобной проповеди, которые (основы Евангелия ап. Павла) состояли в том, что только вера в Божественное милосердие во Христе, а не исполнение закона дает право на участие в царстве Христовом, и что, поэтому, христиане из язычников суть такие же равноправные члены оного царства, как и христиане из иудеев. Далее, если принять подобное мнение, значит согласиться с тем, что апостолы дали свое одобрение на то, что противоречило их убеждениям. Но это невозможно. Из того, что старейшие апостолы отменили закон только для христиан из язычников, а не для христиан из иудеев, и из того, что их дальнейшая апостольская деятельность ограничивалась иудеями, из всего этого вовсе нельзя заключить о каких-то непримиримых, принципиальных догматических противоречиях между ними и ап. Павлом, как думают Пфлейдерер и Липсиус. Если ап. Павел не домогался того, чтобы и иудеи прервали свою связь с законом, то это объясняется надеждой и ожиданиями, которые без сомнения разделяли старейшие апостолы, что иудеи в своей определенной национальности, сохраняемой законом, будут приобретены для царствия Божия прежде чем язычники. Но такое уклончивое выжидание ап. Павла ( Рим.11:25 ) не дает основания думать о каких-то принципиальных разногласиях между его Евангелием и Евангелием старейших апостолов. Ап. Павел никогда не согласился бы «помнить нищих», если бы те, которые просили его об этом, не соглашались с основными принципами его Евангелия. Глава 2, стих 1. Много раздавалось споров по поводу вопроса, невольно возбуждающегося при чтении начала второй главы, вопроса о том, какое видет здесь путешествие ап. Павла: то ли, о котором упоминает книга Деяний в 11 гл. 30 ст., или описанное в 15 главе той же кн. Деяний. Первое предпринято было ап. Павлом для передачи антиохийской милостыни бедствовавшим от голода христианам Иерусалима и совершено было с Варнавой. Второе – на апостольский собор по поводу спора с иудействующими о необходимости закона для христиан из язычников. Оно было совершено тоже с Варнавой и еще «с некоторыми другими» ( Деян.15:2 ). Существуют даже такие мнения, что путешествие, о котором ап. Павел говорит во 2 главе послания к Галатам, тождественно с описываемым в 18 главе Деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Но когда, по прошествии 40 дней, разгородили стену, то нашли патриарха еще живого, но едва дышащего; через 4 дня он скончался. В сонном видении римскому папе Иоанну VI было повелено свв. апостолами Петром и Павлом, чтобы он похоронил честное тело п. Каллиника в апостольской церкви. Папа исполнил повеление. (Пролог. Четьи-Минеи). 24-е число Св. священномуч. Евтихия. Муч. Татиона. Пр. Георгия лимнеота исповедника. Св. муч. Сиры девицы. Пренесение честных мощей св. Петра, митрополита Киевского и всея России. Пр. Арсения, игумена Комельского. (Петровские иконы Божией Матери). Св. священномуч. Евтихия Св. Евтихий происходил из города Севастополя или Севастии в Палестине. Слыша проповедь о Христе, он оставил родителей и сродников и сделался учеником возлюбленного апостола Христова Иоанна Богослова, внимал его учению и следовал его жизни и делам. С апостольскою ревностью он проповедовал Евангелие и искоренял язычество. Во время своих проповеднических трудов он встретился с ап. Павлом и вместе с ним проходил разные страны, мужественно перенося всякие лишения. За свои труды на поприще евангельской проповеди он назван одним из меньших апостолов, хотя и не упоминается в числе 70 апостолов. Одним из начальнейших апостолов, только неизвестно Иоанном Богословом или Павлом, он был рукоположен в сан епископский. Во время своей проповеди св. Евтихий претерпел много различных мучений: однажды он долго был томим голодом в темнице, но ангел Господень принес ему хлеба и подкрепил его силы; в другой раз, когда его повесили на дерево и начали строгать железными когтями, из его тела вместе с кровью истекло благовонное миро; когда же его бросили в огонь, пошедший дождь и снег угасили его. Наконец, когда его бросили на съедение диким зверям, он укротил их и сделал подобным овцам; но всего удивительнее было то, что выпущенный на него лев заговорил человеческим голосом. Так велика была благодать Божия, почивающая на св. Евтихии! Он окончил жизнь свою в своем родном городе Севастополе, куда был приведен из Ефеса: он был усечен мечем (Пролог. Служба, находящ. в Минее месяч.). Св. муч. Татиона Св. Татион родился в Гонориадской области в Вифинии, в Мантинее, принадлежавшем к Клавдиопольской митрополии. Обличенный в исповедании Христа, он был приведен в Клавдиополь к правителю Урбану, перед которым безбоязненно исдоведал себя христианином, за что и был посажен в темницу. Через несколько времени, принуждаемый к отречению от христианства и к принятию идолопоклонства, святой в другой раз отказался. Его сильно били палками, строгали железом; наконец, влачимый по городу на место казни, у городских ворот предал дух свой Господу. Так как мучителем св. Татиона был Урбан, то мучение его относится ко временам Диоклитиана, и именно к 305 году. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 255). Пр. Георгия лимнеота исповедника

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По поручению Антония им было напечатано несколько книжек в защиту раскола, которые из-за границы доставлялись в Москву, а затем вскоре, неизвестно почему, он оставил это ремесло к огорчению Антония. А устроенная на средства Антония типография в Мануйловском монастыре осталась, и там Швецов напечатал впоследствии несколько своих больших книг, как-то: “Истинность старообрядствующей иерархии”, “Оправдание старообрядствующей Христовой церкви“, “Показания погрешностей греко-российской церкви противу святаго Евангелия“, “Поморские ответы беспоповцев братьев Денисовых”, и пр. 10. Посещения о.Павла нашими старообрядцами и недовольство этим Антония. – Семен Осеич. – Беседа Швецова с Пановым. – Две беседы о.Павла. – Произведенное ими впечатление. – Мой разговор с о.Павлом. – Приобретение мнимых мощей Антонием. Из живших в Москве и у нас, при канцелярии, иногородних старообрядцев, были и такие, которые приезжали собственно для познания истины о св. церкви, и потому от нас ходили в Никольский единоверческий монастырь беседовать о церкви с настоятелем его, о.Павлом. Таков был напр., прежде упомянутый мною Дмитрий Иваныч Харитонов: останавливаясь и живя у нас, он ходил обыкновенно и к о.Павлу, у которого также оставался и пожить. Доказательства, какие получали у нас в защиту старообрядчества, эти посетители обыкновенно передавали о.Павлу, а что на них отвечал о.Павел, об этом сообщали нам, и мы очень интересовались его замечаниями. Антонию же и Швецову очень не нравилось, что приезжавшие к нам старообрядцы ходили к о.Павлу, и они всячески удерживали таких от свидания с ним. Антоний говорил, что о.Павел человек лукавый, беседовать с ним очень опасно, – кто у него побывает, тот цел в вере не остается, а какое-нибудь сомнение о нашей старообрядствующей церкви получит непременно. И действительно, случалось нередко, что ходившие от нас для беседы с о.Павлом возвращались к нам с явным недоверием к справедливости слов Антония и Швецова, даже совсем оставляли раскол и присоединялись к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vospomin...

Жрецы воспылали гневом на св. апостола и побудили брата царя, именем Астиага, погубить св. Варфоломея. Астиаг схватил апостола в г. Албанополе (или Албане, как полагают, в нынешнем Баку, на бер. Каспийского моря) и после жестоких мучений распял на кресте вниз головой. Но св. Варфоломей, вися на кресте, не переставала поучать народ. Разгневанный мучитель повелел тогда содрать всю кожу с апостола и отсечь ему голову (в 71 г.). Христиане погребли тело св. апостола в том же городе, в оловянном гробе. См. 25 авг. – Апостол Варнава ( Деян.4:36–37; 9:27; 11:2–26, 30; 12:25, 13; 14 ; Гал.2:1, 9–13 ; 1Кор.9:6 ) родился на острове Кипре от богатых евреев. Вместе с ап. Павлом он был учеником Гамалиила (см. 2 авг.). Уверовав во Христа, он был избран в число 70 апостолов. По сошествии Святого Духа, он долгое время с апостолом Павлом проповедовал в Малой Азии. Проведя затем много времени в распространении веры в Крите, св. Варнава, первый из апостолов, отправился для проповеди в Италию, был в Риме и основал церковь в Медиолане, где сам был епископом. По возвращении на родину, ревностной проповедью Христа он восстановил против себя иудеев, которые и побили его камнями (в 76 г., 11 июня). В 485 или 488 г. (11 июня) мощи св. Варнавы с евангелием Матвея на груди (на еврейском языке, которое он некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался) были обретены нетленными и прославились многими чудесами. Апостолу Варнаве приписывается одно послание, в котором он, указывая два «пути жизни (путь света, т.е., путь добродетельный, и путь тьмы, т.е., путь порочный), убеждает христиан идти путем света. Кондак (ап. Варфоломея), гл. 4. Явился еси великое солнце вселенной, учений сияньми и чудес страшных, световодя почитающия тя, Варфоломее, Господень апостоле. Кондак (ап. Варнавы), гл. 3. Господень был еси всеистинный служитель, апостолов же явился еси седмидесятих первый, озарил еси и с Павлом проповедь твою, всем возвещаяй Христа Спаса: сего ради песнопении Божественную память твою, Варнаво, совершаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По содержанию П. и А. д. представляют собой типичное «малое деяние» (см. в ст. Деяния апостолов апокрифические ) ап. Андрея, совмещенное с деянием др. апостола, подобно «Деяниям Андрея и Матфия», «Деяниям Петра и Андрея» и «Деяниям Андрея и Варфоломея». Примечательно, что в П. и А. д. Андрей выступает как старший апостол, перед которым ап. Павел вынужден оправдываться в своем поступке. Действие разворачивается в неизвестном городе (возможно, его название было в утраченном начале текста). В отличие от др. «малых деяний» ап. Андрея в этом тексте оппонентами апостолов выступают не «варвары», а иудеи; правитель города старается занять примирительную позицию. Большое внимание уделяется описанию загробного мира (преисподней и рая), что типично для космологических апокрифических апокалипсисов (в т. ч. «Откровений Павла»). Примечателен интерес к посмертной судьбе Иуды Искариота , также характерный для коптской апокрифической лит-ры (см., напр., «Книгу Варфоломея» - Westerhoff. 1999. P. 78-93). Типично и обвинение апостолов в магии со стороны иудеев. В П. и А. д. нет специфического богословского содержания, присутствуют фантастические и сказочные мотивы: ныряние на дно моря, волшебное дерево от ворот ада, говорящая птица по имени Правда, приспособление для имитации мумии. Из-за утраты листов неизвестно, каким было начало П. и А. д., однако из дальнейшего повествования можно понять, что ап. Андрей проповедовал совместно с ап. Павлом, к-рый, оставив его, нырнул с лодки на дно моря, чтобы попасть в преисподнюю. Андрей отправился проповедовать в некий город, рядом с которым, на берегу его встретил моряк, отвозивший Павла на лодке. С этого момента начинается сохранившийся текст. Увидев окруженного толпой Андрея, моряк решил передать ему плащ Павла, при этом слепая мать моряка от прикосновения к плащу прозрела. Моряк рассказал Андрею о случившемся и передал просьбу Павла прийти за ним. Андрей отпустил моряка и обещал отправиться за Павлом после схватки с иудеями. В сопровождении толпы, среди к-рой были и иудеи, Андрей пошел к городским воротам, и в это время к нему приблизился человек, прося исцелить его больного 12-летнего сына. Апостол пообещал сделать это после того, как войдет в город. Поскольку иудеи не хотели пускать Андрея, апостол велел человеку вернуться домой, объясняя, что он найдет сына мертвым, но не должен хоронить его, потому что Андрей с Павлом вернутся и воскресят его.

http://pravenc.ru/text/2578596.html

Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2 Кор. 2: 12–13; 12:18; 2 Тим. 4: 10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире. [ 27 ] Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе [ 28 ]. Скончался мученически в царствование Нерона. [ 29 ] Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем посланий к Филимону (Флм.1:10–19), проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме. [ 30 ] Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя [ 31 ]. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол.4:12–13). Святой Архипп, упоминаемый в том же послании к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах [ 32 ]; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17). Там святой Архипп и скончался мучинической смертью. [ 33 ] Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13–24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян.15:40–41). Впоследствии он был епископом в Коринфе [ 34 ]и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу. [ 35 ] Святой Силуан проповедовал слово Божие вместе со святыми апостолами Петром и Павлом.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010