Помеха делу — Антиохийский раскол А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Евагрий еще в прежнее время, с момента поставления Павлина в епископы Лукифером, встал на сторону Павлина. Антиохия к этому времени уже была разорвана на три юрисдикции. Теперь появилась и четвертая. У восточных церквей нет гарантий против подобных разделений. Β Антиохии кроме здраво ориентированной юрисдикции Мелетия была еще и арианствующая — омийская церковь y Евзоия. Вместе с Павлиновой юрисдикцией, третьей по счету, создана позднее всех и четвертая «великим» (вернее сказать — гордым, зазнавшимся) Аполлинарием Лаодикии Сирской, соседки Антиохии. Аполлинарий и поставил себе своего рода викарного агитатора для столицы Востока. Таковым явился Виталий. Древние историки церкви отзываются положительно ο личных качествах Виталия. Β 375 г. Виталий был в Риме и просил ο принятии его в общину Павлина. Виталий подал папе Дамасию изложение веры, в котором скрыл свою приверженность к христологии Аполлинария. Обманутый таким умолчанием, папа принял Виталия в общение («по простоте,» — деликатно выражается Григорий Богослов) и дал ему свои рекомендации для Востока. Но вскоре же по отъезде Виталия из Рима туда пришло осведомление об учении Аполлинария. Без сомнения, это было ударом для Рима. Ведь до сих пор он гордился Аполлинарием как столпом никейства. Но Рим послал решительные указания Павлину принимать в общение только анафематствующих аполлинариеву доктрину. Виталий взорвался и стал обвинять церковь Павлина в савеллианстве. Вот за это мужество перехода в лагерь Аполлинария последний и наградил Виталия поставлением в епископы для Антиохии. С этого момента и наступило там епископское четверовластие, которое в 376 г. лично наблюдал св. Епифаний Кипрский, посетивший столицу Востока. Он осудительно назвал эту многоголовость церквей «упорной борьбой епископов насмерть.» И вот в такую-то минуту Рим знать ничего не хочет на Востоке, кроме своего Павлина. Василий и «иже с ним» были вновь глубоко огорчены. Василий писал: «Там, на Западе, одни не знают вовсе здешних обстоятельств, a другие, по-видимому, и знают, но объясняют их скорее партийно, чем справедливо.» Ο Павлине и зазнавшихся его приверженцах Василий пишет: «Я не согласен уступать только потому, что иной получил от людей письмо, и думать ο нем высоко. Но если бы пришел кто с самого неба и не стал держаться здравого учения веры, то и того я не признал бы сообщником святых.» Вот искренние патетические слова восточного богослова, не видящего и не предполагающего никакого учительного сверхавторитета в римских папах. Мерило самой истины возвышается над всеми титулами и властями.

http://sedmitza.ru/lib/text/435083/

Василий Великий , считали его положительно еретиком. Он называет учение Маркелла “ересью несносною, зловредною и чуждою здравой веры, доказательством сего”, присовокупляет Василий, “сохранившиеся у нас его мерзкие книги” 380 . Столь же неодинаково смотрели в церкви на знаменитого Мелетия, епископа Антиохийскаго. Василий Великий всю жизнь остается в самых дружественных связях с Мелетием, ведет с ним дружественную переписку и восхваляет его. При одном случае он писал Мелетию: „все здешнее исполнено болезней и мне одно прибежище от зол – мысль о твоей святости. Если, по молитвам твоим, пока я еще на земле, удостоюсь личного свидания с тобою и сподоблюсь внимать полезным урокам сего живого гласа или привить напутствие для настоящаго и будущего века, то признаю сие величайшим из благ и почту для себя на- чалом Божия ко мне благоволения” 381 . Но однако тот же Мелетий остается вне церковного общения с Афанасием 382 . В церкви римской и александрийской он прямо считался еретиком, последователем Ария ( ρειομαντης), что Василий признавал очень неблагоприятным для церковного благосостояния 383 . То же видим относительно личности Павлина, другого епископа Антиохийскего, бывшего предметом многих, долгих и сильных споров в церкви. Афанасий поддерживал самые тесные сношения с Павлином: всех сторонников Павлина он называет „своими возлюбленными» ( τος γαπητος) 384 . Не так взирали на Павлина другие представители православия. Василий Великий чуждается Павлина, – он укоризненно отзывается о нем за его склонность к учению Маркелла и за то, что последователей этого еретика он принимает в общение с церковью 385 . Диодор, пресвитер Антиохийский, лично упрекает Павлина за то, что он отвергал „троичность ипостасей» 386 . То же повторяется относительно Василия, еп. Анкирсксго, который почитался главой полуариан. На соборе Сардикийском, православном, о нем положено было: „не считать его даже между христианами» 387 , а между тем о нем хорошо отзывается Феодорит 388 и, что особенно замечательно, Афанасий, принимая во внимание, что Василий сомневался лишь относительно слова: „единосущный», почитает его „братом, имеющим с православвыми ту же мысль”, и находит, что он ничем не отличается от остальных исповедников православия 389 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Хотя в Риме подлог раскрыли, перенесенные мощи все-таки торжественно поместили в старинную базилику на Тибрском острове, рядом с мощами святителя Войцеха Пражского. Таким образом, и в Вечном Городе горожане и паломники стали поклоняться мощам святого Павлина. Однако ноланцы не переставали мечтать о том, чтобы их епископ вернулся домой. В течении столетий преемники Павлина по Ноланской кафедре ходатайствовали об этом перед папами Римскими. Их просьбы в итоге были услышаны. Энергичный ноланский монсеньор Аньелло Ренцулло добился этого в начале ХХ века: 18 сентября 1908 папа Пий Х подписал указ о перенесении мощей святителя из Рима в Нолу. 15 мая 1909 года мощи торжественно поместили во вновь устроенный придел ноланского кафедрального собора. Именно к этому приделу, к бронзовой раке, над которой водрузили ценнейший серебряный бюст, и устремляются современные паломники, молитвенно обращающиеся к святому Павлину. 26 июня, в престольный праздник, когда в базилике идет торжественное богослужение, вся рака засыпана цветами. В этот же день шумит городское гуляние. После службы ноланские молодцы выносят на соборную площадь в честь св. Павлина гигантские и тяжеленные деревянные «лилии» - в память о том эпизоде, когда город цветами встречал своего епископа, спасшего из африканского плена юношу». Частица мощей святителя Павлина, которого считают покровителем звонарей, находится в России в московской Школе Звонарей Ильи Дроздихина. Также частица мощей святителя Павлина есть в Московском храме Покрова Пресвятой Богородицы на Городне. Использованная литература: 1. И.В. Романова, М.Г. Талалай «Святитель Павлин Милостивый и первые христианские колокола». М.: Колокольный центр, 2006. С. 16-26. 2. Святитель Павлин Ноланский.... С. 27-30 (Корсунский Н.Н. Благовест. Ярославль,1887. С. 5-7). 3. Святитель Димитрий Ростовский «Жития святых», январь Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/04/...

Явившимся вскоре в Антиохию Астерию и Евсевию, таким образом, нечего уже было делать. Поступок Люцифера совсем расстроил планы собора о единстве церкви. Возведение в епископы Павлина способствовало только ещё большему усилению раскола в Антиохии, ибо Диодор и его сподвижники не могли признать справедливым подозрительность веры и епископского звания Мелетия и на этих основаниях отложиться от него. Низложить же Павлина Евсевий и Астерий не могли, так как он был поставлен правильно, собором епископов 462 , и при главном участия такого энергичного защитника единосущия, друга самого св. Афанасия и Ливерия, каким был Люцифер 463 . Оставалось, видимо, примириться со совершившимся фактом. Не вступая в общение ни с той, ни с другой партией, полные стыда и негодования, Евсевий и Астерий, должны были удалиться из Антиохии 464 . Когда возвратился из ссылки Мелетий, то увидел в Антиохии не только арианского епископа Евзоя, около которого группировались арианствующие, но и Павлина, имевшего также верных себе христиан. Такое положение церковных дел в Антиохии, естественно, огорчало православных приверженцев Мелетия и просвещённому руководителю их Диодору начертывало новую, энергичную работу спасать словесное стадо Мелетия от инсинуаций не только язычников и ариан, но и от приверженцев Павлина, действовавшего теперь с епископским авторитетом. Сам Павлин, опасаясь, чтобы самовольное поставление его в епископы Люцифером не мешало укреплению его епископского достоинства в Антиохии, а равным образом, безотносительно к этому, желая вообще иметь в глазах всех антиохийцев больший авторитет, чем Мелетий, тотчас, по рукоположении, старается добиться признания своей законности со стороны таких столпов православия, как св. Афанасий Александрийский и Ливерий, папа Римский 465 . Последнее от Диодора, как главного вождя мелетиан, в руководстве верующих требовало ещё более усилий диалектики и литературных талантов, чтобы везде и всюду разглашать правду своего положения и чистейшую ортодоксию единомышленников.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Такого же происхождения и значения, и список в V, 7: в него вошли все епископы, упоминаемые в I, 5 и I, 7, кроме Секунда и Феоны, прибавлены только, вероятно, случайно опущенный в I, 7 Марий халкидонский и, сделавшиеся епископами после Никейского собора, Георгий Лаодикийский и Феодор перинеский (ираклийский во Фракии). Если Феодорит ошибочно заносит (хотя только implicite) Павлина тирского в число епископов, присутствовавших в Никее, то эта ошибка понятна и извинительна: Феодориту неизвестно было время кончины Павлина. Но чтобы он, рассказывая о низложении св. Евставия, стал брать наугад имена арианских епископов, как виновников этого низложения, из составленного им же самим списка, это прямо невероятно. Далее, если Феодорит пользовался списком в V, 7 своей истории, то невозможно указать причины, почему он взял, из него только имена двухъ Евсевиев, Феогния, Патрофила, Аетия и Феодота. Почему у него опущены здесь, напр., имена Григория виритского, Наркисса нерониадского и Павлина тирского? Но – самое главное – достоверность списка сиро-палестинских епископов у Феодорита подтверждается в существенном, как уже отмечено выше, документально: письмом Константина «νγνων τ γραφντα»: даже если согласиться с Швартцем, что собор, к которому пишет Константин, не тождествен с собором, низложившим св. Евстафия, и тогда вся вероятность за то, что и собор, избравший Евлалия, составился в существенном из тех же епископов, какие за год или немного более пред тем собрались для низложения Евстафия. – Пропуск имен Феодора, Наркисса, Алфия у Феодорита нисколько против достоверности его списка не говорит, так как он не имеетъ в виду перечислить всех епископов этого собора. Но в моих глазах за историческую достоверность списка сиро-палестинских епископов у Феодорита весьма веско говорит тот факт, что, называя имена Евсевия кесарийского и Патрофила скифопольского, Феодорит, в отличие от Созомена, опускает имя их третьего компаньона по палестинскому собору – Павлина тирского. Феодорит, сохранивший до нас письмо Евсевия никомидийского к Павлину, едва-ли опустил бы его имя, если бы встретил его в своем источнике в связи с низложением Евстафия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

266). Примирительная позиция свт. Василия осложнилась тем, что Петр II вскоре был изгнан из Александрии по приказу имп. Валента и его место занял арианин Луций. Петр II уехал в Рим и стал своеобразным информантом для запада о событиях на востоке. Тем не менее свт. Василий убедил М. поставить свою подпись под посланием 32 вост. епископов, к-рое было адресовано епископам Галлии и Италии (Ibid. 92). В 376 г. в Антиохию было отправлено послание еп. (папы) Римского Дамаса, в к-ром в очередной раз подтверждалось признание еп. Павлина, а М. вообще не упоминался ( Damas. Ep. 16, 17). В 376 г. М. отправил послом в Рим своего пресв. Санктиссима, чем немало удивил свт. Василия, к-рый ранее был недоволен безразличием М. к его хлопотам ( Basil. Magn. Ep. 129). Это посольство привело к нек-рым положительным сдвигам, но официально запад по-прежнему не признавал М. В одном из своих последних писем на запад (378) свт. Василий уже открыто потребовал признания М. и осуждения еп. Павлина (Ibid. 363). Однако влияние Василия не привело к изменению взглядов зап. священнослужителей на Антиохийскую схизму; в Риме продолжали поддерживать еп. Павлина. В этот же период ситуация в общине мелетиан осложнилась отпадением пресв. Виталия в аполлинарианство. Сначала он пытался примкнуть к партии еп. Павлина, общение с к-рым одно время поддерживал Аполлинарий Лаодикийский. Однако затем еп. Павлин отказался принять его в свою общину без предварительного отречения от ереси. Аполлинарий же поставил Виталия еще одним епископом Антиохии для своих сторонников. После гибели имп. Валента в битве с готами при Адрианополе (378) в янв. 379 г. власть над востоком Римской империи была передана имп. Феодосию I Великому . Смерть Валента означала реабилитацию ранее изгнанных епископов, и М. вернулся в Антиохию ( Socr. Schol. Hist. eccl. V 2; Sozom. Hist. eccl. VII 3; Theodoret. Hist. eccl. V 2). В то же время позиция императора запада Грациана по церковным вопросам была продиктована мнением его епископата и была направлена на признание законными тех епископов, к-рые находились в общении с Римской кафедрой.

http://pravenc.ru/text/2562860.html

«Одно благодеяние только можешь ты оказать мне, — сказал раб Божий Павлин, — отпусти со мною всех пленных моих сограждан». Тотчас, для исполнения желания достопочтенного Павлина, по всей Африке были разысканы пленники и отпущены вместе с Павлином на кораблях, тяжело нагруженных хлебом. Спустя несколько дней умер и царь вандальский; и бич, который дан был ему, по распоряжению Божию, для его же погибели и для вразумления верующих, перешел от него к другому. Таким образом, все исполнилось так, как предсказал раб всемогущего Бога, Павлин. И он, предавши одного себя в добровольный плен, извел с собою из рабства на свободу многих, подражая Тому, Который восприял на Себя зрак раба, чтобы освободить нас от рабства греху. Последовав стопам Его, Павлин на время сделался добровольно рабом, дабы после со многими получить свободу. Петр. Услышав от тебя о жизни человека, которому не в силах подражать, я могу только плакать, а не говорить. Григорий. О смерти Павлина сохранились письменные сведения при его Церкви. Когда болезнь сильно овладела им, и он был уже при последних минутах, вдруг произошло землетрясение, и ложе, на котором возлежал больной, поколебалось; между тем, самый дом оставался непоколебимым. Все присутствовавшие были объяты необыкновенным страхом. Это святая душа Павлина разлучалась с телом. Тогда сильный страх напал на всех очевидцев кончины Павлина. Но как все, доселе рассказанное тебе мною о Павлине, изображает более внутренние добродетели святых, то теперь, если угодно, перейдем к повествованию о внешних чудесах, многим известных, о которых и я слышал из рассказов людей, столь благочестивых, что никак не могу сомневаться в истине их слов. 2. О святом папе Иоанне Во времена владычества готфов блаженный Иоанн — первосвященник Римской Церкви — отправился однажды к императору Юстиниану Старшему. В пределах коринфских первосвященнику оказалось необходимым найти себе для продолжения пути верхового коня. Как скоро услышал об этом один вельможа, тотчас предложил Иоанну коня, столь смирного, что на нем обыкновенно ездила всегда супруга этого вельможи, но с условием, чтобы, как скоро первосвященник прибудет в какое-либо место, где будет можно найти другою коня, возвращен был данный конь как нужный для супруги вельможи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

375 г. и 224 п. 376 г.) и обвинял его в ереси Аполлинария и расстройстве церквей (244 п. 376 г.). Василий Великий сосредоточил все свои силы на том, чтобы остаться правым перед лицом православных епископов Востока. Это было тем более важно, что Афанасия Александрийского уже не было в живых, и Василий Великий оставался единственным попечителем о делах церкви Антиохийской и самым видным деятелем на пользу Православия на Востоке. В данном случае ему и была особенно нужна поддержка со стороны православных епископов Востока. Антиохийская церковь все еще сильно страдала от мелетианского раскола, так как западные епископы, а особенно Римский папа Дамас, упорно стояли за Павлина. При таких-то стесненных обстоятельствах св. Василий Великий деятельно взялся за сплочение православных епископов Востока. В 375 г. он вступает в сношения с подчиненными ему приморскими епископами (Понтийской области), доселе жившими отчужденно (203 – 6 п.), и мирится с ними (см. 252 п. 376 г.). В это же время он узнает (от Дорофея из Антиохии, как то видно из 215 п.), что в Антиохию принесены Павлином письма из Рима (см. 214 п. 375г.) и павлиниане склоняют на свою сторону Терентия Комита (216 п. 375 г.). Немедленно св. Василий Великий шлет письмо к Терентию и убеждает его не переходить к павлинианам, которые стараются доказать принадлежность епископства Павлину ссылками на письмо Афанасия Великого к Павлину и на письмо из Рима. Письмо Афанасия Великого к Павлину, по словам св. Василия, неправильно толкуется павлинианами, а что касается писем из Рима, то таковые не имеют для него (Василия) такого решающего значения, как для Павлина, и ради них он (Василий) не согласится признать Павлина законным епископом, потому что «если бы кто пришел с самого неба и не держался бы здравого учения веры» (намек на Павлина, сочувствующего ереси Маркелла), то и такого он не признал бы сообщником святых (214 п. 375 г.). В заключение св. Василий предлагает Терентию решить спор в Антиохии мнением предстоятелей церквей, находящихся в изгнании за благочестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

По справедливому взгляду Диодора, признанием законным епископом в Антиохии Павлина Восток не только интронизовал бы на одну из важнейших своих кафедр недостойного по своим внутренними качествами, но и бестактно через это открывал Западу дорогу к господству вообще в делах Востока. Вот почему, как ни убеждал отцов собора св. Григорий Богослов , что уступка Западу в „малом”, в поставлении для Антиохии Павлина, даёт желанный залог мира между церквами, но Диодор силой убеждения и энергии сумел настроить собор против этой уступки. В прошлом у Тарсского епископа было немало свидетельств, как Запад, не зная вовсе восточных обстоятельств, с явными оттенками беспочвенного апломба пытался направлять внутреннюю жизнь восточной церкви 692 . Но – ведь, „люди надменного нрава, когда им угождают, делаются ещё большими презрителями” 693 . Правда и достоинство Церкви требовали, чтобы пресвитер Флавиан за свою подвижническую жизнь, за свои труды по вере, как всегда верный последователь Мелетия 694 , как неизменный друг самого Диодора, был награждён преемством скончавшемуся Мелетию, и Диодор сделал это. Подобное удачное выступление Диодора с протестом против избрания Павлина на антиохийскую кафедру и энериичное участие в избрании, вместо Павлина, Флавиана – факт, нам кажется, очень определённый для характеристики Диодора на втором вселенском соборе – здесь не было интриг, как хочет представлять дело историк Гфрёрер 695 , но во всём этом деле виден по-прежнему мужественный, смелый и нелицеприятный Диодор – боец за правду и достоинство Церкви. Возведением Флавиана в епископы Антиохии Диодор смело и решительно направлял церковную жизнь родного ему города по новому, самостоятельному пути, вопреки мечтам и желанию Запада и некоторых епископов. Вместе с этим, в лице Флавиана, епископа Антиохии, Диодор приобретал могущественного союзника и высокого, по новому своему положению, покровителя всем своим начинаниям и заботам о благе Церкви, что для него, как епископа Тарса, который входил в область антиохийского диоцеза, было очень важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

1 января епископа Павлина вновь вызывают к следователю. На прежних допросах епископ Павлин старался назвать как можно меньше имен. К сожалению, очень многое ГПУ узнало из изъятых бумаг епископа Павлина. Однако владыка Павлин в первые допросы предпринимает попытки запутать следствие, не называет среди подписавших документ епископа Афанасия (Сахарова) , епископа Фаддея (Успенского) , митрополита Иосифа (Петровых) , занявшего после ареста митрополита Сергия (Страгородского) место временного управителя Русской Церкви. Первый допрос епископа Павлина был 9 декабря 1926 года, завещательное распоряжение на случай своего ареста, в котором упоминалось имя и епископа Фаддея, владыка Иосиф огласил 8 декабря. Когда от епископа Павлина следователь требует имя архиерея, передавшего ему отзыв соловецких епископов о необходимости избрания на патриаршество именно митрополита Кирилла, владыка Павлин, словно в насмешку над следователем, говорит: «Точно не помню, кто именно из Ленинградских епископов подал мне этот документ и составил его; возможно, что Зосима, или Серафим, или Савватий» 488 . В то время православных иерархов (тем более среди викариев Петроградской епархии) с именами Зосимы или Савватия мы не находим. Был, правда, обновленческий епископ Зосима (Сидоровский) 489 , носивший титул Фрунзенского, и обновленческий же епископ Савватий с титулом Слуцкий 490 . Но не их же имел в виду арестованный архиерей. Зато был епископ Колпинский Серафим (Протопопов), который вполне мог быть, как мы уже писали, тем, кто привез с Соловков отзыв. В общем-то, епископ Павлин откровенно издевался над слабо ориентирующимся в церковной иерархии следователем, называя в качестве возможных авторов «Соловецкого отзыва» имена небесных покровителей Соловецкой обители преподобных Зосимы и Савватия. Увы, это не помогло избежать новых арестов и новых обвинений. 5 января 1927 года обвинение было предъявлено митрополиту Сергию. Следователь нашел, что гражданин Страгородский И. Н. «состоя одним из активнейших членов церковно-антисоветской группировки, поставившей своей задачей борьбу с Соввластью – при помощи возбуждения населения верующих через Церковь , используя возможности, предоставляемые последней, т. е. совершая преступные действия, предусмотренные ст. 58–6 УК» 491 . Мерой пресечения, так же, как и прочим арестованным иерархам, было избрано содержание под стражей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010