V. Свящ. Писание содержит указание на возможность и обязанность для каждого творить милостыню. Уже ветхозаветный праведник призывал творить милостыню не только из многого, но и из малого (Тов 4. 8). Христианство бесконечно углубило эту мысль, указав, что величина жертвы зависит не от количества жертвуемого, но от степени того лишения, какому добровольно подвергает себя благотворящий: «Если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2 Кор 8. 12) - так формулировал св. апостол этот закон христ. милостыни. Всякая Б. ценна, если совершается от полноты веры: и 2 лепты вдовицы (Мк 12. 42-44), и чаша воды, поданная жаждущему (Мф 10. 42). «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты - хлеб, другой - чашу вина, иной - одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного» ( Greg. Nyss. De benefic.). Хотя бы ты был беднее того, кто у тебя просит, но если положишь две лепты или дашь кусок хлеба, не имея больше ничего, то «ты все исполнил» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 4). Скудость в деле благотворения, происходящая от недостатка благодателя, восполняется усердием его ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. III. 2; Ioan. Chrysost. In Matth. 52. 3). «Благотвори, сказано (Рим 12. 8), с радушием» ( Greg. Nazianz. Or. 14). Истинный благотворитель последнее отдаст, чтобы исполнить долг христианского милосердия. Церковь прославляет христолюбивых милостивцев: Феофана Милостивого , Газского (пам. 29 сент.); сщмч. Зотика Сиропитателя (IV в.; пам. 30 дек.); свт. Мартина Милостивого , еп. Турского († ок. 400; пам. 12 окт.); прп. Виссариона , чудотворца Египетского (IV-V вв.; пам. 6 июня); прп. Сампсона Странноприимца († ок. 530; пам. 27 июня); свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского († 431; пам. 23 янв.); свт. Вонифатия Милостивого , еп. Ферентийского (VI в.; пам. 19 дек.); свт. Иоанна Милостивого , Патриарха Александрийского († 620; пам. 12 нояб.); прав. Филарета Милостивого Пафлагонянина († 792; пам. 1 дек.) и др. Христос-сеятель. Мозаика из усыпальницы А. М. Эрлангера на Введенском кладбище в Москве. 1914 г. Худож. К. Петров-Водкин

http://pravenc.ru/text/149333.html

Как и сегодня, батюшка собирал большие аудитории, люди стремились попасть на его лекции, встречи, теле- и радиопередачи. Из отдаленных концов Москвы спешили на его лекции, проповеди. Когда что-то случалось в стране или в мире, журналисты просто обрывали батюшкин телефон, потому что хотели узнать именно его точку зрения о той или иной проблеме. Встречались такие журналисты, которые считали, что отец Димитрий в миру известен только своими скандальными заявлениями. Но мы же понимаем, что он был воин Христов. Отец Иоанн (Крестьянкин), которого батюшка очень почитал, к которому часто ездил, однажды воскликнул: «Слава Богу, вспомнили, что наша Церковь воинствующая!» Возможно, отец Иоанн и благословил батюшку на эти сражения. Я была очень удивлена после его кончины тем, как мало известно о благотворительной стороне деятельности отца Димитрия, о том, что он много заботился о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Часто мне задавали вопрос: как так получилось, что при жизни батюшки мало кто знал про православный детский дом «Павлин». Я думаю, это связано с тем, что отец Димитрий был несказанно скромным человеком, несмотря на то, что все привыкли воспринимать его как скалу. Воистину, его левая рука не знала, что делает правая, и он никогда не выставлял свои добрые дела напоказ. Дети «Павлина» с их трудными судьбами были для батюшки как жизнь, как воздух, которым он дышал. Отец Димитрий был несказанно скромным человеком, он никогда не выставлял свои добрые дела напоказ Отец Димитрий организовал наш детский дом в конце 1990-х годов. Когда он стал настоятелем храма Митрофана Воронежского, то в архивных документах нашел сведения, что когда-то при храме был приют Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Она тоже занималась активно милосердием, благотворительностью, окормляла деток. И батюшка решил восстановить историческую справедливость – открыл наш детский дом. Назвал он его просто в честь красивой птицы, павлина. Но позже в руки отцу Димитрию попалось житие святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского.

http://pravoslavie.ru/149266.html

Метафраста. Но если мы станем сравнивать с ним житие, написанное Святителем, то встретим в последнем много новых фактов. Так, Метафраст совершенно не говорит о воспитании Викентия у блаж. Уалерия, о проповедании им слова Божия, по поручению Уалерия. Согласие с Метафрастом начинается лишь с описания гонения на христиан (§ 2 по Метафрасту), но в конце опять встречаются особенности. Метафраст не говорит, что Датиан «повеле деки железные разжещи и приложити к бокам его (Викентия), та же на железной решетке раскаленной положи святого и огнь велик подлагающе, аки снедное мясо печаше мученика». Эти новые факты, равно как и начало жития взяты из «Животов святых» Скарги, где житие св. Викентия составлено на основании Метафраста и Августина (речь о святых 12 и 13). Но кроме этого рассказ Святителя здесь и в других местах носит следы влияния Скарги, так что только речь, сказанная Викентием Датиану в ответ на его вопрос: «Что ныне глаголеши, Викентие? Не видиши-ли, каковыми ранами уязвлено и растерзано ти есть тело?», – которой у Скарги нет, свидетельствует, что Святитель обращался и к Сурию 256 . 23-го января о житии св. Павлина милостивого, епископа Ноланского, Святитель замечает: «О сем святом пишет св. Григорий Двоеслов (III, 1) и Августин и Ураний священник»; ссылка на св. Григория есть и в Прологе. Но в «Собеседованиях» Григория находится только вторая часть жития, передающая рассказ св. Павлина о продаже себя в рабство 257 . Первой части там нет. Сообщаемые в ней сведения о милосердии святого, об отношении его к своей супруге Тарасии и об удалении в город Иолу, без сомнения, заимствованы у блаж. Августина и свящ. Урания, которые вместе с Григорием Двоесловом указаны в ссылке при житии. Однако Святитель обращался к ним не непосредственно. В Прологе вместе с «Собеседованиями» св. Григория упоминается еще Скарга (января 22-го). В его книге, под 22 января (с. 420), так же помещено житие Павлина Ноланского и указаны те же, что и у Святителя, источники. Сравнивая оба жития, находим их весьма подобными не только в фактах, но и в изложении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

248 В Прологе: 12 октября св. Мартина милостивого – «Скарга 970, ноябрь 11-го» (л. 160); 17-го января слово о черноризце Мартирии – «зри у Скарги после жития Иоанна милостивого» (л. 587); 23-го января св. Павлина епископа Ноланского – «Скарга июня 22-го» (л. 604 об.), 22 февраля св. Маврикия – «Скарга 838 л.» (л. 720); 15-го июня память св. Иеронима – «Скарга л. 856» (л. 465) и 23 августа св. Иринея еп. Лугдунского – «о сем зри в Скарге» (л. 725 об.). Все эти ссылки указаны по изданию 1619 года, в котором есть и собственноручные отметки Святителя. Значительно больше ссылок на Скаргу в месяцеслове святых на месяцы июнь, июль и август. Здесь Скарга упоминается в июне: 1-го св. Иустина философа , 11-го апп. Варфоломея и Варнавы, 13-го св. м. Акилины, 14-го преп. Елисея, 15-го блаж. Иеронима и мм. Крискентия и Модеста, 24-го рождение св. Иоанна Предтечи, 25-го св.м. Февронии, 27-го св. Сампсона странноприимца; в июле: 8-го св.м. Прокопия, 11-го св.вел.-м. Евфимии, 17-го св.м. Марина, 19-го св. Макрины, 20-го св. пр. Илии, 21-го св. Симеона юродивого, 22-го св. Марии Магдалины, 24-го св. Христины, 25-го преп. Евпраксии, 27-го св.в.-м. Пантелеймона; в августе: 2-го св. архидиакона первомуч. Стефана и Стефана папы Римского, 4-го семи отроков спящих, 6-го Преображение Господне, 10-го св. Лаврентия, 11-го м. Сусанны, 13-го св. Киприана Карфагенского , 19-го св. Андрея стратилата, 20-го Самуила пророка, 23-го Иринея Лугдунского, 26-го свв. Адриана и Наталии и 28-го Моисея Мурина. 249 Таковыми мы считаем – житие апостола Филиппа (14 ноября), с которым согласна вся первая половина жития; Сурия, у которого (IV, 891) похвальная речь св. Варфоломею Иосифа песнописца; Макарьевские Четии-Минеи (июнь, 162 об-165), где так же «слово похвально», но иной, чем у Сурия, редакции, имеющее после похвал перечень сведений о святом; Мартиролог – род смерти, с. 360, и Annales Барония (год 485 – об обретении Евангелия в гробе Варфоломея), из которых собрана вторая половина жития. Никифор и Евсевий, по нашему мнению, лишь свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

66 Священномученик Александр, епископ Команский (III в.), – получил блестящее образование, но, приняв подвиг великого смирения, старался казаться перед всеми простым и необразованным и жил в бедности, занимаясь продажей угля на городской площади. При избрании в г.Коман нового епископа, на котором присутствовал св. Григорий чудотворец , епископ Неокесарийский, кто-то в насмешку сказал: «Не выбрать ли Александра-угольщика?» Многие при этом рассмеялись, но св.Григорий принял эти слова за указание свыше, призвал к себе Александра и попросил рассказать о себе. Узнав о его подвиге добровольной нищеты, св.Григорий испытал подвижника пред собранием в знании Священного Писания. Увидев мудрость и смирение св.Александра, все единодушно избрали его епископом. Во время гонения на христиан Диоклетиана св.Александр был сожжен за исповедание Христа. Память его 12/25 августа. 67 Святитель Павлин Милостивый (†431) – епископ Ноланский (у еп.Арсения ошибочно – Команский) происходил из знатной фамилии, получил прекрасное образование, в 20 лет стал сначала римским сенатором, затем консулом и, наконец, губернатором области Кампании. Обратившись в христианство, св.Павлин в корне переменил образ жизни: продав богатые имения и раздав деньги бедным, принял добровольную нищету, терпел презрение и насмешки друзей и даже слуг. Затем св.Павлин предался уединенной жизни, был рукоположен во священника и вскоре его избрали во епископы в городе Нолу. Во время его епископства на Римскую империю напали вандалы и, опустошив города, многих увели в плен в Африку. Святой епископ начал выкупать пленников. Однажды, когда бедная вдова просила его о выкупе ее сына, он убедил ее отвести его самого в качестве выкупа. Князь вандальский отпустил всех пленных, когда св.Павлин предрек ему царский престол и он узнал, что св.Павлин не простой человек, а епископ. Память св.Павлина Милостивого 23 января/5 февраля.  Читать далее Источник: Духовный дневник/еп. Арсений (Жадановский). - Москва : Отчий дом, 2006. - 476, с. : портр. (Духовный собеседник). ISBN 5-87301-137-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

( < < back) разумеется Соломония, мать свв. мучеников Маккавеев: Анима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алина и Маркелла. Память их совершается 1 августа. ( < < back) разумеются три отрока еврейские: Анания, Азария и Мисаил, не сгоревшие в разожженной вавилонской печи. См. Дан 1:3. ( < < back) Климент сравнивается здесь со св. пророком Даниилом. ( < < back) разумеются свв. апостолы Петр и Павел, и из лика семидесяти апостолов: Климент, папа Римский (память празднуется 25 ноября) и Онисим (память отмечается 15 февраля). ( < < back) Галерий, зять и соправитель императора Диоклитиана до 305 г., самостоятельно царствовавший затем до 311 г. ( < < back) большой остров в юго-западной части Эгейского моря (Архипелага), отделяющийся от южного берега малоазийской области Карии только довольно узким проливом. ( < < back) в Понте, на севере Малой Азии. ( < < back) или Бахус (у греков Дионис) почитался древними греками и римлянами богом винограда и виноделия, даром вина, радующим сердце людей и разгоняющим печаль и заботы. ( < < back) Максимин Даза царствовал в восточной половине Римской империи с 305 по 313 г., сначала одновременно с Makcuмuahoм II Галерием, умершим в 311 году. ( < < back) Климент скончался 23 января 312 г. Мощи его долго находились в Константинополе, где во имя его были две церкви. Стефан Новгородец (в 1342 г.) и иеродиакон Зосима (в 1420 г.) видели мощи его в монастыре Константина в Константинополе. ( < < back) Каллист — греческий церковный историк XIV века. ( < < back) Житие святого Павлина Милостивого, епископа Ноланского западная часть древней Галлии (нынешней Франции). ( < < back) крещение святой Павлин принял на 26 году, в 389 г. ( < < back) древняя область средней Италии, на юге от Рима, около Тирренского моря. ( < < back) один из древнейших городов Кампании, существует и поныне. ( < < back) его празднуется 25 января. ( < < back) было в 409 году. Ранее он был пресвитером (с 393 года) в Барселоне, в Испании. ( < < back) взято из притчи Спасителя о верном и благоразумном домостроителе, заботящемся о слугах и всегда готовом дать отчет пред господином своим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

IV. Каин и Авель. Наиболее ярким прообразом Церкви в святоотеческой лит-ре является прав. Авель. Свт. Амвросий Медиоланский аллегорически интерпретирует образы Каина и Авеля, сопоставляя первого с иудеями, второго с христ. народом из язычников, в принесенном Авелем в жертву ягненке видит прообраз таинства Евхаристии (De Cain et Abel I 2, 3). Блж. Августин считает Авеля образом «Града Божия» - странствующей Церкви, гонимой миром, т. е. Каином (De civ. Dei. 15. 1, 18; 18. 51). Для свт. Киприана Карфагенского он является прототипом первого мученика (Ep. 56; Exhort. mart. 5). Согласно истолкованию Павлина Милостивого, еп. Ноланского, это образ страждущего праведника - Христа (Ep. 38. 3). Свт. Иоанн Златоуст (In Gen. 19. 6) и блж. Феодорит Кирский (Quaest. in Gen. 45) рассматривали его как совершенный образ христианина, который засвидетельствовал истину своей кровью. В творениях мн. св. отцов прав. Авель предстает прообразом страждущего Христа ( Ambros. De incarn. Dom. 1. 4; Aug. Con. Faust. 12. 9-10; Greg. Nazianz. Or. 25. 16; Ioan. Chryst. Adv. Iud. 8. 8), у свт. Кирилла Александрийского наиболее ярко показано, что убийство невинного праведника содержит в себе прообраз жертвы Христа, превосходящей собой все ветхозаветные жертвоприношения (Glaph. in Pent. 1. 1). Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек Праотец Ной. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. 1374 г. Мастер Феофан Грек V. Ной и потоп. Типология этих образов широко разрабатывалась в святоотеческих творениях. Так, свт. Амвросий Медиоланский сопоставляет акт Крещения с потопом, в к-ром так же уничтожаются грехи, как в водах потопа Господь уничтожил развращенное грешное человечество (De myster. 3. 10-11); ковчег является прообразом Церкви, потому что только внутри нее возможно спасение (De Noe et Arca 8). Подобно тому как Ной с помощью деревянного ковчега спас человечество от уничтожения, Христос посредством крестного древа спас людей от вечной смерти ( Iust.

http://pravenc.ru/text/153739.html

Благодаря высокому покровительству, а вернее сказать, путеводимый и направляемый Промыслом Божиим, он был принят в число братии московского Новоспасского монастыря. В этой обители он преимущественно проходил клиросное послушание. Пел на левом клиросе. У него был тенор, слабый, но приятный по тембру. Стремясь к осуществлению своей высокой цели, он и здесь все свободное от послушаний и церковных служб время употреблял на продолжение своего образования. С этой целью, при высоком содействии митрополита Владимира и епископа Макария, он поступил экстерном в духовную семинарию, которую с помощью Божией окончил в течение одного года. Весь преподавательский состав семинарии был поражен небывалым случаем в их практике, когда молодой рясофорный монах Петр (ему было в то время около двадцати семи лет) окончил четырехгодичный курс наук в течение только одного года. Преосвященный рассказывал, какого метода он придерживался при изучении им семинарских наук: “Я не изучал их так, как принято изучать во всех учебных заведениях, то есть по-немногу из каждого предмета. Взяв какую-нибудь одну науку, например, апологетику, я сначала прочитывал со вниманием весь учебник с начала и до конца. Потом уже, выяснив, таким образом, основную сущность предмета, занимался детальной разработкой и запоминанием его. По окончании семинарии Петр был принят в число студентов Московской Духовной Академии, которую окончил с неменьшим успехом. Во все продолжение обучения в Академии он числился в братстве Новоспасской обители, не прерывая с ним духовного общения. В Новоспасском монастыре преосвященный прожил около семнадцати лет, считая и годы обучения в Академии. Здесь он принял ангельский образ — постриг в монашество, с наречением нового имени — Павлин, в честь святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого Св. Церковь совершает 23 января. Впоследствии, будучи епископом, он вспоминал, что перед постригом им были намечены два имени, которые он желал бы иметь, Ор и Павлин. Между прочим, надо заметить, что имя, данное ему при постриге, вполне соответствовало последующей его жизни.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Василий не обманулся в бесполезности сношений с Западом. Западные Епископы не только не оказали никакой помощи восточным Церквам и не только не обвинили, как бы следовало, если бы они ревновали только о православной истине, Павлина, поставленного ими, за его уклонение в Маркеллову ересь, но и обвинили собственно за нападение на него в ереси ревностных защитников православия, Мелетия, Архиепископа Антиохийского, и Евсевия, епископа Самосатского 249 . Как ни горестно было для святого Василия известие о сем, но он не терял упования на милостивое попечение о Церквах Господа Иисуса Христа и потому в 378 году писал св. Евсевию, жившему в изгнании, выражая твердую уверенность свою, что милосердный Бог внимая слезам Церквей и вздохам всеми испускаемым, еще при жизни его возвратит изгнанных Епископов на свои престолы 250 . И упование его на Бога не посрамило. В Мае 378 года западным Императором Грацианом издан был указ в пользу православия, которым не дозволялось еретикам иметь никаких церковных собраний ни в городах, ни вне городов. Хотя этот указ при жизни Валента не мог принести православным всех благотворных плодов, каких можно было от него ожидать, но тем не менее он немало ободрил дух православных и утвердил их надежды на лучшие времена. Впрочем Промысел Божественный, полагавший предел всему, и радостям и скорби, не замедлил послать страждущему православно полное утешение, а вместе с сим нанести и конечное поражение еретикам. В Августе того же 378 года Валент погиб в войне против Готфов, а вместе с ним рушилось и господство ариан. Немедленно по смерти Валента Грациан повелел возвратить из заточения всех исповедников православия, и изгнав из городов еретиков, возвести на кафедры церковные православных Епископов, которым они прежде принадлежали 251 . Для исполнения этого указа Грациан отправил на Восток особого чиновника Сапора. И св. Василий, изнуренный восьмилетнею, в сане Архиепископа, борьбою с еретиками, ослабленный постоянными и неутомимыми трудами, изможденный непрерывными болезнями, истощенный подвигами любомудрия в конце дней своего земного жития имел еще утешение видеть возвращенными на свои кафедры своих друзей, Мелетия и Евсевия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Вот одна из многих историй того времени о том, как христиане боролись с рабством. Это история о епископе Павлине Милостивом, жившем в Италии в конце IVhaчaлe V века н.э. Ее поведал наш святой XX века архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) : «Он происходил из весьма знатного, высокого рода; в двадцатилетнем возрасте он был назначен сенатором, потом консулом – это крупные, важные должности, потом губернатором важнейшей римской области Кампании. И все презрел он, все оставил, раздал имение свое нуждающимся и стал иноком. Он испытал немало поношений, издевательств, насмешек даже от прежних слуг своих, но ничем не смущался. Сделавшись епископом, он стал щедро раздавать нищим церковное имущество. В его время произошло нашествие на Италию вандалов, дикого и жестокого народа. Вандалы покорили римлян и увели в плен множество людей, а епископ Павлин, сколько хватало денег, выкупал пленников. Пришла к нему бедная вдова, плача и прося выкупить ее единственного сына, взятого в плен вандалами. Он сказал: «Милая моя, денег у меня больше не осталось, но сделаем вот как: отведи меня в стан вандалов, пусть возьмут меня вместо сына твоего, а его отпустят». И сам предался в плен вандалам. Вандальский князь, этот дикий, жестокий человек, был поражен кротостью и благородством нового раба своего: он наблюдал за ним и изумлялся тому какое сердце билось в груди Павлина. И случайно он узнал, что это епископ. Он был поражен и проникся таким благоговением к этому благородному человеку, что не только отпустил его самого, но вместе с ним отпустил и всех пленных римлян. Так самим собой выкупил из плена святой Павлин много несчастных пленных римлян. Так сбылись вот эти слова Павловы, чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу». 144 В древней Церкви, как отмечается в одном энциклопедическом словаре по теологии, изданном за рубежом, «уже Климент Александрийский (†215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ. Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (†320), сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (†222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами-христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными, в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (†107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010