Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТРИЦИЙ [лат. Victricius] (кон. IV - нач. V в.), свт. (пам. зап. 7 авг.), еп. Ротомагский, церковный писатель. Сведения о жизни В. содержатся в 2 посланиях к нему св. Павлина Милостивого , еп. Ноланского (Ep. 18; 37), в одном из писем папы Иннокентия I (Ep. 1), а также в собственном соч. В. «О славе святых» (De laude sanctorum). Согласно св. Павлину, В. происходил из военного сословия, в юности связал жизнь с армейской службой. Впосл. решил оставить военное поприще, чтобы посвятить себя служению Христу, что вызвало обвинения в попытке дезертирства. В. был приговорен к смертной казни, к-рой избежал чудесным образом ( Paulinus. Ep. 18, 7). Первые упоминания о В. как о епископе Ротомагском относятся к 389 г. В. занимался активной миссионерской деятельностью на севере Галлии, в прирейнском регионе, в бассейне р. Скальд (совр. Шельда), на территории совр. провинций Зап. и Вост. Фландрии, Фламандского и Валлонского Брабанта, строил новые церкви и рукополагал для них священников ( Paulinus. Ep. 18, 4). Поддерживал общение с епископами Италии, в т. ч. со свт. Амвросием Медиоланским. В 396 г. В. попросил италийских епископов прислать ему частицы мощей мучеников, к-рые были торжественно доставлены в Ротомаг (совр. Руан, Франция) медиоланским клириком Элианом. Между 395 и 397 гг. В. посетил Британию, а в 403 г.- Рим, где, согласно св. Павлину, еп. Ноланскому, защищался перед папой от обвинений в ереси. В 405 г. папа Иннокентий направил В. письмо, касающееся дисциплинарных вопросов: принятия куриалов в церковный клир, посвящения епископов и священников, вопроса о безбрачии клира, покаяния для павших девственниц, правила принятия монахов в клир ( Innocentius I, Ep. 2). Почитание В. фиксируется с IX в., когда его мощи были перенесены из Руана в Брен. Соч.: Liber de laude sanctorum//PL. 20. Col. 443-458A. Ист.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 192-197; Paulinus Nolanus. Ep. 18, 37. Col. 237-243B, 353-357. Лит.: Prete S. Vittricio//BiblSS. Vol. 12. Col. 1310-1315. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/158606.html

Скачать epub pdf Житие святого Павлина Милостивого, епископа Ноланского Память 23 января Угодник Божий Павлин был родом из Аквитании 922 . Во время мирской жизни он был одним из старших сенаторов при римском императоре. Он был благочестивой жизни и боялся Бога 923 . Супруга его по имени Тарасия, по вере и добродетелям своим была подобна своему мужу и также была благочестива. Не имея собственных детей, они брали убогих сирот и заботились о них, как о своих детях, питая их и поучая страху Божию. Со дня на день они преуспевали во всякой добродетели и обильно раздавали милостыню нищим. Наконец они и сами пожелали, ради угождения Богу, стать нищими. Они продали свое большое имение и, раздав все нуждающимся, сами жили в добровольной нищете, подобно людям убогим, и возлагали свое упование на промысл Божий. Раз, когда они уже сильно обнищали, пришел к ним нищий просить милостыни; но у них не было ничего, кроме одного хлеба. Блаженный Павлин посоветовал своей супруге – и этот последний хлеб отдать нищему. – Нам поможет, – говорил он, – Бог, а мы не пожалеем дать просящему ради Бога. Тарасия, однако, не дала, но сохранила хлеб ради собственной нужды, так как в тот день не было ничего у них самих на обед. В это время вошел к блаженному Павлину посланный от одного его богатого друга – с извещением, что ему отправлено этим другом морским путем множество пищи, и вот один, последний корабль, именно с пищей, потонул и погиб в морских волнах. Услышав об этом, Павлин сказал своей супруге: – Видишь ли, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не потонул бы в море последний корабль с пищею. Только по причине скупости многих Бог погубляет их имущество. После того, оставив вместе с имуществом и славу мирскую, и все интересы мира сего, они вышли из Рима в страну Кампанию 924 , так как там было оставлено ими себе на пропитание одно незначительное поместье. Они поселились в городе, называемом Нолою 925 , вблизи гроба святой мученицы Фелицаты , и там работали Господу, скрываясь от мира. Но не могла долго таиться добродетель Павлина. Ради нее он был взят, по принуждению, на престол Ноланской церкви, и против воли принял епископский сан 926 . Он управлял своею паствою свято и неусыпно, как верный и мудрый домоправитель, «которого господин поставил над слугами своими» ( Лк.12:42 ) 927 . Он питал своих овец не только пищею духовною, научая и наставляя их, а грешников приводя к покаянию и обращая каждого на путь истины, но заботился и о телесной пище и обо всех нуждах овец своих, – питал и одевал нищих и убогих, сирот и вдовиц, а плененных выкупал на свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Адриана Кентерберийского , способствовавших образованию единой Церкви англов; в кн. V - совр. состояние Англии и ее церковной жизни. В V 24 дается хронологическая таблица, обнимающая рассматриваемый период. В каждой из 5 книг содержатся жития святых и различные церковные предания, так что история Англии органично включена во всемирную историю и историю Вселенской Церкви. «Церковная история» была переведена на староангл. кор. Альфредом Великим . Гл. 66 трактата «De temporum ratione» содержит «Chronicon» (Хронику), в к-рой Б. Д., опираясь на блж. Августина, блж. Иеронима и Исидора , еп. Севильского, выделяет 6 эпох мировой истории; гл. 67-71 посвящены эсхатологии. Из агиографических сочинений Б. Д. принадлежат: «Vita sanctorum abbatum monasterii in Wiramutha et Girvum» (Житие святых аббатов Вермоута и Ярроу; в 2 кн., 716), воссоздает духовный облик основателя мон-ря аббата Бенедикта Бископа и 4 его преемников - впосл. это произведение Б. Д. стало образцом для средневек. монастырских хроник; небольшая поэма «Vita metrica S. Cuthberti» (Житие св. Кутберта; до 705) и дополняющая ее кн. «De vita et miraculis S. Cuthberti» (О жизни и чудесах св. Кутберта; ок. 720), составлены на основе более раннего текста, написанного неизвестным монахом из мон-ря Линдисфарн; «Vita S. Felicis» (Житие св. Феликса, еп. Ноланского), представляет собой переработку в прозе поэмы свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского. «Passio S. Anastasii» (Страдание св. Анастасия; не сохранилось), исправленная Б. Д. версия старого перевода с греч. В автобиографии Б. Д. упоминает 12-месячный Мартиролог, однако дошедшее до нас сочинение с таким названием несет следы позднейших правки и дополнений. Историческая проблематика затрагивается также в письмах 1 и 2. Поэтические сочинения и молитвы В автобиографии Б. Д. упомянул 2 своих поэтических сборника - «Liber Hymnorum» (Книгу гимнов) и «Liber Epigrammatum» (Книгу эпиграмм), из к-рых 2-й утерян, от 1-го сохранились 13 гимнов. Также «Церковная история англов» (IV 20) содержит «Hymnus de die judicii» (Гимн о Судном Дне) и «Hymnus virginitatis» (Гимн девству), посвященный англ.

http://pravenc.ru/text/77776.html

Здесь у кого-то может возникнуть некое затруднение. Святой Ефрем не имел хиротонии от канонического иерарха, Церковь его приняла к себе без перерукоположения (а в наши дни и причислила к лику святых вместе со святым Иосифом Исихастом), что не вяжется со взглядами многих, которые они излагают публично, о чем мы сказали в начале, что раскольники-архиереи и рукоположенные ими священники не имеют никакого вида священства, не имеют апостольского преемства и, следовательно, остаются мирянами. Предположим, мы принимаем их взгляды, тогда вышеназванные отцы Ефрем и Харалампий никогда не были монахами, а старец Иосиф Ватопедский не становился никогда великосхимником и, следовательно, не должен называться Иосифом, а только по первому имени — Софронием. Поскольку монашеские постриги этих отцов совершил святой Ефрем Катунакский, это еще означает и то, что все те годы, которые он был вместе с зилотами, не причащался по-настоящему Тела и Крови Христовой. Какой же смысл имеет все вышеописанное? Церковь, часто применяя в некоторых случаях точность и строгость (богословский термин «акривия»), а в иных — снисхождение (богословский термин «икономия»), принимала к себе раскольников и признавала хиротонии даже еретиков, как, например, хиротонии приходящих от ариан: святого Мелетия Антиохийского (который крестил и рукоположил во диакона святого Иоанна Златоуста), святого Кирилла Иерусалимского и других. Еще отметим одну подробность, что ариане для противодействия православнейшему святителю Мелетию поставили собственного Патриарха Антиохийского, Павлина, взаимодействия с которым в некоторых трудных ситуациях ради народа просил святой Мелетий. Церковь принимала ариан во дни святого Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, без перерукоположения, а также позднее — иконоборцев при Константинопольском Патриархе святом Фотие. Что касается Мелитианского раскола, известны следующие подробности, которые мы отметим. Этот раскол создал епископ Ликопольский-Фиваидский Мелитий, который рукоположил многих архиереев и создал собственную «Церковь». Ни он сам, ни его епископы никогда не задавались вопросом о принесении покаяния перед Александрийской Церковью, от которой откололись. Этим расколом занимался Первый Вселенский Собор, желая его уврачевать ради того народа, который последовал за этими раскольниками.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Можно также вспомнить и русского святого прп. Макария Жабынского (память 22 января/4 февраля), пожалевшего даже не вора, а оккупанта, врага Отечества. Св. Макарий подвизался в Жабынской Введенской пустыни близ г. Белева Тульской обл., в 1615 году восстановив ее после разрушения вторгшимися в Россию поляками. Однажды, молясь в лесу близ пустыни, он увидел умиравшего от жажды польского воина, который, очевидно, отстал от своего отряда и заблудился. Преподобный сотворил молитву и ударил посохом по земле — и забил источник воды, напоивший жаждущего. А прп. Виталий Александрийский (память 22 апреля/5 мая) ради спасения падших женщин претерпевал настоящее шельмование от лжеревнителей. В начале 600-х годов этот шестидесятилений инок оставил свой монастырь и пришел в Александрию. Там он составил себе список всех блудниц, живших в городе, и еженощно посещал их по одной. Днем старец нанимался на работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и вечером съедал его, остальные же отдавал какой-либо блуднице и говорил ей: «Умоляю тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха». Затем старец затворялся с ней в ее комнате и всю ночь молился за нее, а она спала. Жители Александрии были уверены, что он блудит, и стыдили его, говоря: «Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними рясу, чтобы не позорить монашество», а он, желая скрыть свою добродетель от людей, как бы сердясь, отвечал им: «Что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и в трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь не вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте». Только после его кончины открылась правда, и устыженные александрийцы, как пишет житие, «положили для себя правилом никого никогда не осуждать». Добровольное рабство Случалось таким святым расставаться не только с жизнью, имуществом и репутацией, но и со свободой. Историю св. Павлина Милостивого (†431 г., память 23 января/5 февраля) знают многие: чтобы освободить попавшего в рабство к вандалам молодого человека, этот святой епископ добровольно заменил его и долгое время жил рабом, пока промыслом Божиим не был освобожден вместе с другими пленниками.

http://pravmir.ru/shokiruyushhee-miloser...

Портал ц. Санта-Мария дель Мар. Гравюра. XIX в. Местное предание связывает распространение христианства в Б. с именем еп. Севера, претерпевшего мученическую смерть ок. 289 г. и почитаемого в мон-ре Сан-Кугат дель Вальес. Исследователями, однако, было поставлено под сомнение существование в III в. в Б. епископа с таким именем, т. к. сохранившееся житие мученика (ActaSS. Nov. T. 3. Brux., 1910. P. 237-247) представляет собой неск. исправленную копию жития свт. Севера, еп. Равенны ( Mayans G. Epistola M. Aymericho// Aymerich M. Nomina et acta episcoporum Barcinonensium. Barcelona, 1760. P. 43-59). Почитающиеся же в мон-ре мощи, по-видимому, являются перенесенными туда в IX в. останками др. епископа Б. Севера († после 633). При имп. Диоклетиане здесь претерпели мученическую кончину св. Евлалия (пам. местная 12 февр.) и св. Кукуфат (пам. местная 15, 16 февр. и 25 июля). Первый достоверно известный епископ Б. Претекстат упоминается среди участников Собора в Сардике в 347 г. Его преемником был писатель-апологет Пациан († ок. 390), а следующий еп. Лампий († после 400) рукоположил св. Павлина Милостивого , буд. епископа Ноланского. К кон. IV в. в Б. существовала представительная христ. община; к этому времени относятся открытые в ходе археологических раскопок фундаменты трехнефного собора (ок. 400) и крещальни (V в.?). С V в. еп-ство Б.- часть церковной пров. Таррагона. Папа Римский Иларий (461-468) признал законным епископом Б. Иринея, занявшего кафедру Б. по желанию своего предшественника Нундинария. В 540 и 599 гг. в Б. проводились провинциальные церковные Соборы. При еп. Квирине (655-666?) было установлено почитание и особое богослужение местных мучеников. Во время араб. завоевания христ. Церковь не была уничтожена, христиане должны были платить специальный налог (dima), от к-рого освобождались жители, перешедшие в ислам, однако от этого времени не сохранилось ни одно из имен епископов Б., кафедральный собор Св. Креста был перестроен в мечеть. После отвоевания Б. франками еп-ство Б. вошло в митрополию Нарбоны, причем в 840 г. сохранившаяся в Б. вестгот. (мосарабская) богослужебная система заменяется франко-рим. В 878 г. еп. Фродоином были обретены мощи св. Евлалии, находившиеся под полом алтаря базилики Санта-Мария дель Кампо, с этого времени святую стали почитать как покровительницу Б. С XI в. вместе с ростом влияния барселонских графов возрастает значение еп-ства, распространившего свою юрисдикцию на Балеарские о-ва (1115). В 1128 г. Таррагона, отвоеванная у арабов (1090), вновь стала центром церковной провинции, в состав к-рой вошла Б. наряду с др. каталонскими еп-ствами. В период схизмы в католической Церкви (1378-1415) епископы Б., находясь под влиянием королей Арагона, поддерживали авиньонских пап. С кон. XV в. епископы Б. теряют свое влияние, выступая против централизаторской политики гос-ва, проводимой испан. «католическими королями».

http://pravenc.ru/text/77596.html

Тогда зять царя отвел блаженного Павлина в сторону и спросил его: – Кто ты? Человек Божий ответил ему: – Я раб твой, которого ты принял вместо сына вдовы. Князь же настойчиво допрашивал его, требуя разъяснить не то, чем он стал теперь, но чем был в своей стране? Он заклинал святого и клятвенно требовал, чтобы он не скрыл от него своей тайны, но открыл ему всю истину. Человек Божий, смутившись допросом и не будучи в состоянии преступить клятву, сказал, что он епископ. Господин его, услышав это, сильно испугался и со смирением сказал ему: – Проси у меня, чего хочешь, и затем возвращайся в свою страну с богатыми дарами. Угодник Божий Павлин сказал ему: – Единственного благодеяния, которое ты можешь сделать, я попрошу у тебя: всех пленников города и страны моей, приведенных сюда, отпусти на свободу в родную землю. Тотчас усердием князя этого были разысканы во всей африканской стране христиане, плененные из области Кампании, и приведены к святому Павлину. Святой пастырь был отпущен с почетом со всеми словесными овцами своей паствы, со многими богатыми дарами и съестными припасами в изобилии. Они возвратились в свою землю на кораблях с весельем и радостью. Спустя несколько дней, согласно пророчеству святого, умер Рига, царь вандальский, а вместо него вступил на престол зять его. Таким образом, святой Павлин, предав себя одного в рабство, многих людей извел из рабства на свободу, последовав Христу Господу, принявшему зрак раба и избавившему человеческий род от рабства диаволу. По выходе из рабства у вандалов святой Павлин прожил много лет, и как пастырь добрый, душу свою за овец полагающей, доблестно управлял врученным ему стадом и, не щадя себя самого, оказывал много благодеяний убогой братии. Затем он перешел к Пастыреначальнику Христу, Господу своему 9 , от Которого ныне приемлет мзду сторицею и наследует жизнь вечную, прославляя Его во веки. Аминь. Молитва святителю Павлину Милостивому, Епископу Ноланскому О святый угодниче Божий, отче наш, святителю Павлине! Смиренно и умалено имя твое, но велия есть во святых Божиих слава твоя, и мы грешнии вседушевно хощем, да и в нас, людех твоих, звенит она яко той самый кампан, егоже ты первый устроитель был еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavlin_Nolansk...

Тогда зять царя отвел блаженного Павлина в сторону и спросил его: – Кто ты? Человек Божий ответил ему: – Я раб твой, которого ты принял вместо сына вдовы. Князь же настойчиво допрашивал его, требуя разъяснить не то, чем он стал теперь, но чем был в своей стране? Он заклинал святого и клятвенно требовал, чтобы он не скрыл от него своей тайны, но открыл ему всю истину. Человек Божий, смутившись допросом и не будучи в состоянии преступить клятву, сказал, что он епископ. Господин его, услышав это, сильно испугался и со смирением сказал ему: – Проси у меня, чего хочешь, и затем возвращайся в свою страну с богатыми дарами. Угодник Божий Павлин сказал ему: – Единственного благодеяния, которое ты можешь сделать, я попрошу у тебя: всех пленников города и страны моей, приведенных сюда, отпусти на свободу в родную землю. Тотчас усердием князя этого были разысканы во всей африканской стране христиане, плененные из области Кампании, и приведены к святому Павлину. Святой пастырь был отпущен с почетом со всеми словесными овцами своей паствы, со многими богатыми дарами и съестными припасами в изобилии. Они возвратились в свою землю на кораблях с весельем и радостью. Спустя несколько дней, согласно пророчеству святого, умер Рига, царь вандальский, а вместо него вступил на престол зять его. Таким образом, святой Павлин, предав себя одного в рабство, многих людей извел из рабства на свободу, последовав Христу Господу, принявшему зрак раба и избавившему человеческий род от рабства диаволу. По выходе из рабства у вандалов святой Павлин прожил много лет, и как пастырь добрый, душу свою за овец полагающей, доблестно управлял врученным ему стадом и, не щадя себя самого, оказывал много благодеяний убогой братии. Затем он перешел к Пастыреначальнику Христу, Господу своему 929 , от Которого ныне приемлет мзду сторицею и наследует жизнь вечную, прославляя Его во веки. Аминь. 927 Сравнение взято из притчи Спасителя о верном и благоразумном домостроителе, заботящемся о слугах и всегда готовом дать отчет пред господином своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

У церковных людей более серьезное отношение к своему делу -- они боятся Бога, они знают, что за каждое дело будут нести ответ на Суде Божием. Они знают, что нужно хранить свою совесть в отношении Бога, человека и даже вещей. Они знают, что нельзя пренебрегать мелочами, они более дисциплинированы. Может, это не всегда реализуется в жизни, но высота планки у людей церковных намного выше, чем у людей нецерковных. Планка -- это святые, именно на них мы равняемся, хотя, может быть, такого же уровня святости никогда не достигнем. Когда у святого Павлина Милостивого женщина попросила денег на выкуп из рабства своего сына, он себя отдал в рабство! Конечно, на войне солдаты тоже проявляют героизм: закрывают собой других и т.д. Но для человека верующего это является нормой. «Нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Если человек это исполняет, будучи человеком нецерковным, значит, он исполняет церковный принцип. - На практике, кажется, больше «добрых дел» делают именно нецерковные люди… - Я бы так не сказал. Сейчас ведь почти все люди нецерковные. Церковных людей мало, поэтому мало церковных дел. Но вы попробуйте посчитать, сколько людей церковных и сколько нецерковных делают что-то! Вот, скажем, спасением бомжей в Москве занимаются только церковные люди, хотя сколько в Москве церковных людей из 10 миллионов? Или, если посмотреть в пропорции, кто и в каких детских домах хороших детей воспитывает? Кто за больными ухаживает -- с нужным качеством? Качество же ухода совсем другое при церковном уходе! - Почему бы тогда православным специалистам не работать в государственных домах престарелых или детских домах? Там ведь те же самые старики и дети. - Я не очень знаком с ситуацией в государственных домах престарелых, но вот в детском доме они не могут работать однозначно! Есть понятие системы. Так вот там не то что плохая система воспитания -- там ее полное отсутствие, причем очень агрессивное. Православный специалист будет просто безжалостно раздавлен этой ситуацией, она не даст ему реализовать ту программу воспитания, которая у него есть. Он может помочь одному-двум детям, с которыми наладит личный контакт, и, может быть, ради этого стоит туда пойти, но все остальное будет ужасно.

http://radonezh.ru/analytics/priglashaem...

23 же Января (312 г.) был он обезглавлен во время самого Богослужения и совершения бескровной жертвы, вместе с клириками своими, диаконами Христофором и Харитоном. Останки их были преданы погребению блаженной Софией. Кроме этих святых мучеников со св. Климентом пострадало «великое множество мужей, жён и детей». Если не было другого примера такого пламенного рвения матери пострадать за Христа страданием сына своего, то не было примера и такого плодотворного и преизобильного осуществления подобного рвения... Многострадание св. Климента – неподражаемо, и чудеса, сотворённые им – обращения неверующих и самих мучителей своих, исцеления больных словом и возложением рук, и другие – неисчислимы. Мощи св. Климента были долго в Константинополе. Стефан Новгородец в 1342 году и иерод. Зосима в 1420 г. видели их в монастыре Константина в Царьграде. Глава же его в XIII стол. была перенесена Латинянами в Париж. Св. Павлина милостивого, епископа Ноланского Св. Павлин, епископ Ноланский Это был язычник знатного рода, в г. Бордо, в Галлии. Жил в богатстве и в великом почёте; 20-ти лет был сенатором, в 375 г. консулом и потом правителем богатой области Кампании. Женился на благочестивой христианке, и её влиянию, равно как и содействию Амвросия, епископа Медиоланского, был обязан обращением своим в христианскую веру. Будучи 25-ти лет, принял св. крещение и с тех пор всецело предал себя Христу. Раздал имение своё бедным и уединился в Испании, в Пиренеях. Вскоре душа его подверглась тяжёлым испытаниям. Все прежние друзья восстали на него с укорами и насмешками. Сам воспитатель его, знаменитый Авзоний (поэт и оратор, учитель императора Грациана), упрекал его в своих письмах, что «он забыл долг перед отечеством, перед славой предков и перед наукой», но смиренный христианин твёрдо выдержал мирские искушения и почитал «блаженным оскорблением – не нравиться вместе с Христом». Жители Барселоны, видя в Павлине великий образец Христианского подвижничества, принудили его, вопреки его желанию, принять сан пресвитера. Тогда он удалился из Испании, посетил св. Амвросия Медиоланского и поселился в местечке Ноле в Кампании, близ церкви и мощей благоговейно чтимого им св. мученика Феликса. О жизни его здесь блаженный Августин в 392 г. писал ученику своему: «ступай в Кампанию, посмотри на Павлина, столько славного по роду, талантам и богатству. Подумай, с каким величием духа сей раб Иисуса Христа отказался от всего, чтобы только приобрести Бога. Посмотри, как отрёкся он величия света, чтобы обнять кротость креста. Посмотри, как он теперь обращает сокровища познаний во славу Божию, те сокровища, которые иначе были бы потеряны, если бы не посвятил он их Тому, Кто даровал их».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010