И все же Иоанн велел дать купцу золота вдвое больше прежнего, но и эта поездка кончилась неудачей. Иоанн объяснил ее тем, что купец плыл на неправедно приобретенном корабле. И снова он помог купцу, дал ему целиком корабль, наполненный пшеницей. По пути забушевала буря, и в эту бурю Иоанн Милостивый явился купцу в видении и, ставши на корму, управлял кораблем. Корабль пристал к берегу Британии. Там была большая недостача хлеба, и купец с большою прибылью продал свою пшеницу. В уплату он получил половину золота и половину олова; и во время пути это олово чудесно превратилось в золото. Помогая людям живым делом, святитель проповедовал милосердие и в словах, и в отзывах о людях: — Чада, — говорил он, — перестаньте осуждать, так как этим вы впадаете разом в два прегрешения: во-первых, осуждая брата, вы нарушаете заповедь апостола: “прежде времени ничтоже судите”, потом вы клевещете на брата, не зная, согрешает ли он или покаялся». И Бог призрел с высоких небес на неперестающий подвиг любви своего служителя, и, когда пришло время отшествия Иоанна от земли, ему явился в сновидении светозарный муж с вестью: — Царь царей зовет тебя к Себе. И как не думать, что в новом виде бытия душа Иоанна, расширявшаяся таким благодатным сочувствием к людям, не может забыть обычных дел милосердия и ждет зова о помощи, чтобы спешить с этой помощью... Два святых мученика Косма и Дамиан — «врачи безмездные» названы бессребрениками по той широкой помощи, которую оказывали они людям. Изучив врачебное искусство, они увенчали его действовавшей в них благодатью. Обходя больных не только в Риме, откуда они происходили, но и в окрестных городах и селениях, они многих обращали ко Христу. Свое богатое наследие они раздавали бедным, питая голодных, одевая нагих, всячески поддерживая нуждающихся. И эту светлую жизнь милосердия они завершили мученическим подвигом. Один из величайших подвигов милосердия, до какого когда-нибудь возвысилась душа человеческая, был подвиг епископа Ноланского — Павлина Милостивого. Уроженец нижней Франции, теперешнего города Бордо, Павлин занимал почетную должность сенатора, консула и правителя богатой области Кампании. Архиепископ Амвросий Медиоланский уговорил его принять христианство. Ему было всего тогда двадцать пять лет. Учение Христа он воспринял с такой полнотой, что роздал имение бедным, оставил те места, где родился и где жил в почете и богатстве, и удалился в Испанию в Пиринейские горы. Жители теперешней Барселоны силой вынудили его принять священство. А он, избегая славы человеческой, ушел в Италию и поселился в местечке Нола, в той самой Кампании, которою он некогда управлял.

http://pravoslavie.ru/put/060530133143.h...

Нелегкая задача предстояла константинопольскому первосвятителю. Он начинает с малого, с единственной оставшейся православной небольшой церкви. В церкви св. Анастасии началось воскресение правой веры. «Анастасия» — воскресение. В ней произносит св. Григорий свои знаменитые «Богословские слова», числом пять, которые ему по справедливости стяжали славу «Богослова». Но борьбу приходилось вести и против алоллинаристов, против некоего Максима–циника, против арианского епископа Демофила константинопольского. На соборе вселенском втором пришлось ликвидировать окончательно дело Максима, несмотря на то, что папа Дамас высказывался в его пользу, т. е. против Григория. Собор восстановил Григория Назианзина в его правах, младший брат покойного св. Василия, св. Григорий Нисский произнес свой панегирик в честь законного святителя столицы. Но ему пришлось вынести еще новое испытание: враги его, сторонники Павлина, обвиняли св. Григория в незаконном (противу канонам Антиохийского собора) переходе с кафедры сасимской на столичную. Измученный в борьбе за власть, которую он так всегда избегал, св. Григорий отказался от предстоятельства в Константинополе, удалился в Назианз, где, судя по словам блаж. Иеронима  , написанным в 392 году, он за три года до этого, т. е. приблизительно в 389 году и скончался. Замечательными стихами прощается он с временной жизнью: «Последний подвиг жизни близок; худое плавание окончено; уже вижу и казнь за ненавистный грех, вижу мрачный тартар, пламень огня, глубокую ночь и позор обличенных дел, которые теперь открыты. Но умилосердись, Блаженный, и даруй мне хотя бы вечер добрый, взирая милостиво на остаток моей жизни. Много страдал я, и мысль объемлется страхом, не начали ли уже преследовать меня страшные весы правосудия Твоего, о Царь…»  . Существует прекрасный, в стихах, перевод этого стихотворения, исполненный московским митрополитом Филаретом. § 2. Литературное наследство Как уже было сказано выше, св. Григорий Богослов не отличается разнообразием своих литературных трудов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Он поразился судьбе и подвигу этого великого святого. Когда я думаю о батюшке, я провожу параллель между жизнью Павлина Милостивого и батюшкиной жизнью. Павлин был блестяще образованным человеком. Отец Димитрий тоже имел блестящее образование. У него была прекрасная память, он всегда говорил, что закончил институт с одной тетрадкой, а семинарию и духовную академию – экстерном. И святитель Павлин, и отец Димитрий имели огромную любящую паству. Оба эти человека были благотворителями. Павлин Милостивый раздал все свое имущество бедным и выкупал свой плененный народ. И батюшка всегда, сколько я знаю, оказывал помощь любому просящему, который к нему приходил. Павлин был храмостроителем – и отец Димитрий отстроил порядка 10 храмов. Павлин милостивый был прекрасный христианский поэт – мы вам об этом поведаем чуть позже с ребятами. Батюшка тоже любил заниматься сочинительством. Павлин занимался сиротами и нуждающимися, потратил все свои средства. Однажды к нему пришла бедная вдова и попросила, чтобы он помог освободить ее единственного сына из плена. У святителя на тот момент ничего не было, кроме него самого. И Павлин совершил такую жертву: он сам пошел в плен за этого юношу. Такая великая любовь была к чужому сыну. Сердце батюшки тоже вмещало огромное количество наших детей. Место там было для каждого. Он часто к нам приезжал. Знал всех ребят по имени, знал историю каждого ребенка. Я видела очень много его слез. Вы сегодня в фильме тоже увидели. Батюшка был ужасно сентиментальным, и каждый раз, когда я ему рассказывала о новом ребенке, о его трагической истории, батюшка просто плакал навзрыд. Можно сказать, что он оплакал каждого нашего мальчишку, настолько детское горе разрывало ему сердце. Однажды к нам обратилась многодетная семья для того, чтобы поместить детей – у них не было жилья. Батюшка тут же бросил клич, собрали деньги, купили семье дом. И семья воссоединилась. Разве это не чудо? Это же чудо, когда есть возможность помочь, чтобы не разделять семью, родителей и детей.

http://pravoslavie.ru/149266.html

По мнению Каброла (Cabrol), праздник Вознесения праздновался тогда еще вместе с Пятидесятницей, сороковой же день, описанный Эгерией, относился к совсем другому событию. По предположению de Waal, это явление объясняется желанием праздновать восхождение Христа от земли на небо там же( где праздновалось Его сошествие с неба на землю. Нашей паломнице мы обязаны самыми ранними сведениями об особом обряде чествования святого Креста Господня. Он происходил в Великую Пятницу до полудня в часовне за Крестом. Интересно описание обретения священнаго древа Креста в Письме св. Павлина из Нолы: «...Три креста были найдены вместе так же, как они однажды стояли с распятым Господом и двумя разбойниками. Но благодарственныя моления были слегка омрачены сомнениями и беспокойством. И верные были истинно обеспокоены, что они могли бы выбрать крест разбойника вместо Креста Господа и совершить кощунство, выбросив крест спасения. Но Господь всегда милостиво взирает на набожный страх тех, в ком вера пламенеет, а особенно на ту (Елену), которая была полна рвения в своем сердце. И Он просветил ея ум. Вдохновленная этим светом, она приказала найти и принести к ней только что умершаго человека. Ея приказание было тотчас же исполнено. На тело был положен сперва первый и затем второй крест, но смерть презрела древо грешника. Наконец, Крест Господа был обретен воскресением, ибо при прикосновении древа спасения смерть оказалась побежденной, и тело поднялось. В то время как живые дрожали, мертвый поднялся и, как Лазарь прежде, так и он был освобожден от уз смерти и присоединен к зрителям, наблюдавшим за ним, как человек, вернувшийся к жизни. И это место было освящено сооружением базилики, блистающей золотом алтарей и потолка. В ней хранится священное Древо в сребропозлащенном ковчеге. Каждый год в дни Господних Страстей епископ вынимает Древо Креста для поклонения ему народа». Уместно здесь привести описание церквей в Иерусалиме современником императора Константина, историком Евсевием, епископом Кесарийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поддужный колокольчик берет свое название от места размещения – под дугой у лошадей. Построение профиля самое простое – толщина стенки его тела на всем протяжении одинаковая. Громкость и красота звучания поддужного колокольчика редко брались во внимание. Основная функция – оповещение о приближающейся повозке в пределах небольшого пространства. В церкви не используются. 2. История колоколов . Святитель Павлин Милостивый . Начало использования колоколов в христианской традиции связано с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского (память 5 февраля по н.с.). В период управления своей епархией в 4–5 веке н.э. святитель Павлин озаботился проблемой созыва верующих на богослужение в храмы. По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, владыка прилег отдохнуть на лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук. Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и быстро начали использоваться в храмах Западной Европы. 3. Производство колоколов . Что такое опока? Опока (кожух) – металлическое приспособление, служащее для удержания формовочной смеси. После этого фальш-колокол накрывается опокой и свободное пространство между колоколом и опокой заполняется формовочной смесью, после снятия опоки вся обнарядка переносится в зеркальном отражении на формовочной смеси, а воск выплавляется при помощи открытого огня. 4. Архитектура . Что такое «звонница». Особенности размещения колоколов. Звонница – широко распространенное в 15–17 веках сооружение для подвески колоколов, представляющая собой стенообразную, в один или несколько пролетов постройку. Часто имело в своем плане вытянутый прямоугольник. Сооружения такого типа преобладали в первую очередь в Псково-Новгородских землях. 5. Акустика . Что такое «унтертон» и когда от звучит? Унтертон – послезвучие, тон гудения. У маленьких колоколов унтертон слышен уже после 3–5 секунд, у больших – после 5–10 секунд. Основной тон колокола возникает как воздействие колебаний толщины ударного кольца на колебания диаметра колокола, при этом колебания толщины постепенно затухают, и остается только унтертон – низкое послезвучие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рождества Христова. В результате И. С. был вынужден отослать Павлиниана на Кипр до окончания конфликта. Находясь под церковным запретом, монахи Вифлеемского мон-ря не могли даже совершать отпевание своих умерших братьев, а оглашенных должны были посылать для крещения в Диосполь (Ep. 82. 11; Contr. Ioan. Hieros. 42). Отношения между И. С. и Руфином Аквилейским также испортились. Некий пресв. Вигилянций , заручившись в 395 г. рекомендательными письмами свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского, совершил паломничество в Египет и Палестину. В Иерусалиме в самый разгар конфликта он был принят Руфином и прп. Меланией Римляныней Старшей , приходившейся родственницей свт. Павлину. От них он узнал о прежних симпатиях И. С. к Оригену. Затем Вигилянций отправился в Вифлеем, в мон-рь И. С. Пробыв в гостях у И. С. малое время, Вигилянций вернулся на Запад и вскоре, по-видимому со слов прп. Мелании и Руфина, стал распространять слухи об оригенизме И. С., чем вызвал крайнее негодование последнего ( Hieron. Ep. 61. 1-4). Однако главной причиной разрыва послужил сделанный И. С. перевод на латынь послания свт. Епифания, где Руфин был открыто причислен к еретикам ( Epiph. Ep. Ioan. Hieros. 6). Как объяснял впосл. И. С., он сделал этот перевод по просьбе Евсевия Кремонского, не владевшего греч. языком, и не собирался публиковать его. Однако полтора года спустя перевод был украден из его кельи и распространен. Лат. версия попала в руки свт. Иоанна Иерусалимского и Руфина, что побудило последнего порвать всякие отношения с И. С. ( Hieron. Ep. 57. 2). Считая виновником распространения лат. версии письма именно И. С., а также усматривая в нем намеренное искажение оригинала, свт. Иоанн при помощи Руфина написал гневное письмо в Рим с осуждением действий И. С. (Ep. 57. 7), к-рому пришлось оправдываться в письме к Паммахию «О наилучшем методе перевода» (De optimo genere interpretandi - Ep. 57). Осенью 395 г. свт. Иоанн попытался изгнать И. С. и его монахов из Палестины с помощью светских властей, обратившись в К-поль к министру и фавориту имп. Аркадия Флавию Руфину; однако эта попытка потерпела неудачу из-за нашествия гуннов и внезапной смерти министра (Contr. Ioan. Hieros. 43; Ep. 82. 10). Весной следующего года враждующие стороны попытался примирить влиятельный комит Архелай, однако эта попытка также была неудачной, поскольку свт. Иоанн Иерусалимский не посчитал его подходящим судьей в церковных вопросах (Contr. Ioan. Hieros. 39).

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Сегодня вспоминается апостол Тимофей, верный ученик святого первоверховного апостола Павла. Вот что Павел пишет в своем письме к Тимофею: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего; а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» ( 1 Тим.6:10-11 ). Что такое сребролюбие и какая в нем опасность для выздоравливающего алкоголика? Апостол Павел пишет: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1 Тим.6:6-8 ). Если я и заработал сколько-нибудь денег в жизни, то все главное, что у меня есть, я получил даром, по любви и щедрости Божией: саму жизнь, здоровье, семью, таланты и способности, наконец, трезвость. Сегодняшний день — это тоже подарок от Творца. Согласно принципам 8й Традиции вся главная работа в содружестве АА осуществляется безвозмездно. «Мы сделали открытие, что на профессиональном уровне деньги и духовность несовместимы. Всякий раз, когда мы пытались поставить на профессиональный (оплачиваемый — авт.) уровень работу по Двенадцатому Шагу, результат был одним и тем же — мы терпели поражение в осуществлении нашей единственной цели» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 185). Итак, «даром получили — даром давайте». Мне нужно научиться видеть нужды других алкоголиков на группе, предлагать свою помощь, беседовать с новичками. В моем окружении, на работе я знаю многих, кого можно было бы пригласить на собрание АА. Но для того, чтобы мои слова звучали убедительно, я должен быть не только трезвым, но и ничего не хотеть взамен от тех, кому я свидетельствую о трезвости. Есть в Содружестве понятие «13-го Шага», когда мои мотивы не чисты, корыстолюбивы, и вместо того, чтобы вести человека к трезвости, я только пудрю ему мозги и так или иначе его использую. Слава Богу, прививка честности, сделанная в Первом Шаге, позволяет мне распознать неправду, корыстолюбивые мотивы. Даже если они появляется, им долго не прожить, потому что, если я не вынесу их на свет Божий, не перепоручу Богу, то моя трезвость (и, следовательно, жизнь) — под большой угрозой. Зато когда я помогаю другому от чистого сердца, ничего не ожидая взамен, я испытываю настоящее блаженство. В эти моменты я чувствую себя взрослым, свободным человеком, преисполненным жизни, готовым делиться ею с другими. Господи, дай мне сегодня испытать такое чувство, пошли мне того, кому я смогу безвозмездно помочь. 5 февраля. Память святителя Павлина Милостивого, еп. Ноланского ( Иак.3:1-10 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Так святой священномученик Климент окончил продолжительный подвиг своего страдания, терпя бесчисленные и несказанные муки за Христа в течение двадцати восьми лет. Греческий историк Никифор [ 14 ] говорит о нем так: «От самого создания мира всех тех, которые каким-либо видом мучений страдали за Бога, а именно: от огня, железа, от каменьев, от повешения на дереве, а равно и тех, которые сражались со зверями в цирках или были замучены продолжительным заключением в оковах, или скончались от различных смертей в воде, в земле и на воздухе, или были погублены сильным морозом, или зноем, или от каких-либо других видов мучений и казней лишились жизни, — всех таких мучеников святой Климент с Агафангелом значительно превзошли своими страданиями. Он пострадал в различных городах от одиннадцати мучителей: в Анкире от галатийского наместника Домициана, в Риме от царя Диоклитиана, в Никомидии от воеводы Агриппина, снова в Анкире от князя Курикия; в Амисии от царского наместника Домиция, в Тарсе от царя Максимиана, там же от правителя Сакердона, а затем от князя Максима и вельможи Афродисия, опять в Анкире от князя Лукия и, наконец, от воеводы Александра. Все тогда бывшие мучители посылали его друг ко другу, как какое-то чудо, никогда не виданное, ибо в течение столь многих лет и столь многоразличными лютыми муками он не мог быть побежден, или поколеблен вместе с учеником своим Агафангелом». Ради славы святого Своего имени его укреплял Бог, Господь наш Иисус Христос, Которому, вместе со Отцом и Святым Духом, от всякой твари приличествует слава, честь и поклонение. Аминь. Лоза преподобства, и стебль страдальчества, цвет священнейший, и плод богоданный, верным всесвященне присноцветущ даровался еси: но яко мучеников сострадалец, и священноначальник сопрестольников, моли Христа Бога спастися душам нашым. Лозы был еси честная розга Христова, многострадальне Клименте всехвальне явлься, со страждущими же взывал еси: ты мучеников Христе светлое радование. Житие святого Павлина Милостивого, епископа Ноланского

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Так сравнительно благополучно текли годы служения преосвященного Павлина в Пермской епархии до тех пор, пока однажды, совершенно неожиданно для него, по независящим от него обстоятельствам, он был вынужден выехать из Перми… Некоторое время он жил в Москве. Нерешенность положения тяготила его, только смиренное предание себя воле Божией да усердная молитва успокаивали и поддерживали его. Духом он был мирен… В конце ноября 1930 года преосвященный Павлин получил неофициальное извещение из Св. Синода о переводе его в Калужскую епархию. Управление Пермской епархией было поручено архиепископу Иринарху из Якутска. Скорбию наполнилось сердце пермских почитателей его, когда долетела до них эта горестная весть. Они все еще ждали владыку, думая, что он уехал временно. Все еще питали надежду на его возвращение. «Такого милостивого владыки у нас уже не будет», — говорили многие, когда слухи перешли в действительность и на Пермскую кафедру вступил новый архиерей. «Да и не было», — добавляли другие. 7. Епископ Калужский и Боровский В город Калугу преосвященный Павлин был назначен в декабре 1930 года, он стал епископом Боровским. Московские его друзья и почитатели были рады. Калуга — не Пермь. Она совсем недалеко от Москвы, всего 175 километров. Есть возможность владыке чаще посещать Москву, да и к нему можно будет съездить. Все это было большим утешением. Вскоре стараниями преданных ему людей для преосвященного была найдена квартира в Калуге, на берегу Оки. Квартира была неудобная во многих отношениях. Она была мала. Был общий с хозяйкой ход и общая кухня. Но у преосвященного к этому времени возник некий план, который он и старался по силе возможности осуществить. Калуга ему нравилась. Она была близко от Москвы, его второй родины. В то время в ней было четырнадцать храмов, где еще совершалось богослужение, а это было уже редкостью. Здесь находилась чудотворная икона Калужской Божией Матери. Здесь когда-то подвизались святые угодники Божии — преподобный Тихон Калужский, Праведный Лаврентий и преподобный Пафнутий Боровский. Здесь была когда-то знаменитая, по всей России известная своими старцами Оптина Пустынь. Матерь Божия своим покровом осеняла Калужскую епархию. Святые угодники калужские своими молитвами охраняли ее. Даже самое местоположение Калуги своею живописностью невольно привлекало к себе. Все это заставило задуматься преосвященного, и думы его формулировались в таких словах: «Здесь покой, здесь вселюся…» О планах своих на будущее время он никому не сообщал, кроме матушки и некоторых, пользовавшихся его доверием людей.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Тропарь, гл. 4. Лоза преподобства, и стебль страдальчества, цвет священнейший, и плод Богоданный, верным всесвященне приснацветущ даровался еси: но яко мучеников сострадалец, и священноначальников сопрестольник, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 4. Лозы был еси честная розга Христова, многострадальне Клименте всехвальне явлься, со страждущими же взывал еси: ты мучеников, Христе, светлое радование. Ап. ( Евр.13:7–16; 334 зач. Ев. Ин.10:9 -I6; 36 зач.). Св. епископа (Ноланского) милостивого. Св. Павлин происходил из благородной и богатой фамилии г. Бордо (во Франции), получил высокое образование и занимал должность сенатора. На 25 году жизни он обращен был ко Христу своей супругой и крестился. Принявши истинную веру, Павлин отказался от почестей, продал все свое богатое имение, а деньги употреблял на дела христианской любви. Не имея детей, благочестивые супруги усыновляли бедных сирот, воспитывали их и поучали страху Божьему. Стремясь к уединенной жизни, св. Павлин удалился в испанский г. Барселону. Слава о его подвижнической жизни скоро распространилась, и жители Барселоны упросили его принять сан пресвитера (в 393 г.); затем он оставил Испанию, прибыл в римскую провинцию Кампанию и здесь, в г. Ноле, за свою строго благочестивую жизнь, был избран епископом. Когда вандалы увели многих пленников в Африку, он употребил церковное имущество на выкуп их, и, наконец, не имея средств выкупить из плена сына одной бедной вдовы, уговорил ее отдать его самого, взамен ее сына, вандальскому князю. В одежде невольника вступил он в служение варвару; но тайна его скоро открылась, и он не только сам получил свободу, но исходатайствовал ее и всем пленникам, с которыми и возвратился в отечество. Человеколюбие, сострадательность ко всем бедным и нуждающимся составляли отличительную черту всей деятельности ноланского епископа до самой его кончины; кроме того, он известен, как ревностный храмоздатель и христианский поэт. Скончался он мирно 22 июня 431 г. После него осталось несколько писем и гимнов, содержащих различные нравственные наставления и проникнутых глубоким благочестием. Мощи св. Павлина почивают в Риме, в церкви св. ап. Варфоломея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010