Августин искренне и горячо, с темпераментом бербера, искал истину, к чему его особенно побудили сочинения Цицерона. Множество извилистых путей, среди которых и манихейская ересь, пришлось ему преодолеть, множество сомнений, колебаний и соблазнов пришлось ему отринуть, прежде чем Августин принял решение о том, чтобы стать христианином. Об истории души, ищущей и наконец обретающей Бога, и повествует его «Исповедь». Эта книга, написанная по просьбе святителя Павлина Милостивого, стоит у истоков жанра автобиографии. В 391 году его рукополагают в священника в приморском городе Гиппон (ныне Аннаба, в Алжире), а через несколько лет он становится епископом этого города. Все эти годы, до самой смерти, он вел монашескую жизнь, не имея никакой собственности, но всего себя вверяя трудам церковного управления, не забывая при этом и своих ученых изысканий. Блаженный Августин отошел ко Господу в 430 году, когда Гиппон осаждали вандалы. Его память Православная Церковь празднует 28 июня (15 июня по старому стилю)... Творческое наследие блаженного Августина представляет собой около 100 работ, среди которых есть такие фундаментальные труды, как трактат «О Граде Божием» (De Civitate Dei) в 5 томах. Многие из них до сих пор не переведены на русский язык. Однако «Исповеди» в этом отношении повезло. Ее первые переводы появились еще в XVIII веке, с тех пор книга «Confessiones» переводилась неоднократно. Но самым лучшим переводом, несомненно, стал труд известного ученого Марии Ефимовны Сергеенко (1891–1987), выполненный во время блокады Ленинграда. Впервые этот перевод был опубликован в «Богословских трудах» в 1978 году. Необходимо отметить, что библейские цитаты и аллюзии, которые органично вплетаются в ткань «Исповеди», используются блаженным Августином не по каноническому латинскому тексту («Вульгата» блаженного Иеронима тогда была еще в процессе создания), а либо по более древней версии Писания — «Итале», либо в его собственном переводе, либо просто по памяти, в пересказе. Именно поэтому русский переводчик, стремясь максимально точно передать смысл каждой фразы, не стал искусственно подгонять все подобные реминисценции к тексту Синодального перевода Библии (да это и вряд ли было осуществимо).

http://pravoslavie.ru/58424.html

Е.Никифоров: -  Вспомним Константина Чернова, который как раз и занимался этой работой. И. Коновалов: -  Я впервые с ним встретился в Даниловом монастыре. Когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, привезли колокола ярославских земель. И вот этот молодой человек из Тамбова на мощностях завода «Монументскульптура», где он работал, впервые в Союзе отлил первые колокола. Были разные изобретатели. Кто-то спрашивал, зачем нам колокола, давайте повесим била. Продвигали идею, что православный звон - это доски, клепалки, стучалки, а колокола – это уже западная Европа. Но так могли говорить люди, которые никогда не видели ни Ростова, ни московского Кремля, ни Великого Новгорода. Известно, что колокола впервые появились на Руси в 988 году. Их привез князь Владимир из Херсонеса Таврического, сосуды звенящие сиречь колокола. Говорить о том, что это западная Европа – поверхностно относиться к науке. Е.Никифоров: -  Слово-то латинское. Греки его потом переняли. Конечно, это не клепала, не била, не клепанцы, а Кампаны. До сих пор в нашем уставе, типиконе, начиная с 1695 года, всюду в богослужебных книгах упоминаются Кампаны. Итальянское слово. То, что мы сейчас называем колоколами, это все же изобретение итальянское. И. Коновалов: -  Далеко не так. В музее Вашего покорного слуги есть колокола 3-4 века до н.э., это северный Ирак или Вавилон. Меня в свое время брали в Пхеньян, где мы сумели дважды посетить музей большого колокола. В конце концов, мы поняли, что это такое! Эти колокольчики по Великому пути достигли Царьграда, а оттуда уже стали распространяться. Дело в  том, что в селе Астон в Голландии есть великолепный музей колоколов. Там есть несколько колоколов начала 4 века, небольшие, чуть больше стакана, с греческими надписями. Я спросил – там подлинники 4-7 веков. А в западной Европе тогда еще только думали, что это, да пойти пограбить лишь могли. Второй этап развития колокольного дела – середина 14 века. В Москву приезжает мастер-литейщик Борис Римлянин, отливает три колокола на только что построенную колокольню Ивана Великого. Колокольня «Иван Великий» - общеупотребительное название Московского кремлёвского храма-колокольни во имя преподобного Иоанна Лествичника. Церковь под колокольню построенна «от великого князя Иоанна Даниловича Калиты». Он впервые в истории русского градостроительства ставит посреди своего города нового колокольню и церковь еще под колокол в память своего небесного покровителя Иоанна Лествичника. Я однажды выразил такую мысль, а не принять ли нам Иоанна Лествичника как покровителя русских церковных звонарей. Многие предпочитают Павлина Милостивого, хотя это святой западной церкви, который напрямую с колоколами связан не был.

http://radonezh.ru/2023/10/09/sosudy-zve...

На греч. языке существует житие В., приписываемое Симеону Метафрасту (X в.) (BHG, N 1866; PG. 114. Col. 735-755). Основной корпус текстов, посвященных В., сохранился на лат. языке. Одним из главных источников о мученичестве В. является стихотворный рассказ христ. поэта Пруденция (IV-Vbb.) (Peristephanon 5//PL. 40. Col. 378-411), в свою очередь источником для Пруденция, как и для блж. Августина, вероятно, служили несохранившиеся акты мученичества В. или более древнее житие, опубликованное Рюинартом (Acta Martyrum. Verona, 1731. P. 323-329). Сохранились также др. жития В. в стихах (BHL, N 8641-8642) и анонимное прозаическое житие (BHL, N 8627-8636; ActaSS. Ian. T. 2. P. 394-397. T. 3. P. 7-10). Известны сказания о перенесении мощей В. в мон-рь вг. Кастр в 864 г. (BHL, N 8644-8646), перенесении руки мученика в Бари в XI в. (BHL, N 8652), перенесении мощей в Лиссабон в 1173 г. и чудесах, происходивших в том же городе (BHL, N 8653-8655). Сохранились рассказы, посвященные посмертным чудесам В. в Испании (BHL, N 8648), чудо в мон-ре св. Бертена (Бертинском) в X в. (BHL, N 8650). В. упоминается в творениях свт. Павлина Милостивого, еп. Ноланского (V в.) (Carmina. 19. 164/Ed. W. Harlet. Vindobonae, 1894. (CSEL; 30)), а также Венанция Фортуната (VI в.) (Carmina miscellanea. Сар. 8, 9//PL. 88. Col. 71A-71B, 71B-72A) и мн. др. средневек. писателей. Ист.: PG. 114. Col. 735-755 [passio]; ЖСв. Ноябрь. С. 222-228. Лит.: Waal A. Zum Kult des hl. Vinzent von Saragossa//RQS. 1907. Bd. 21. P. 135 sq.; Hurault E. St. Vincent martyr, patron des vignerons et son culte dans le diocèse de Châlons. Châlons-sur-Marne, 1910; Peeters P. Une invention des ss. Valère, Vincent et Eulalie dans le Péloponèse//AnBoll. 1911. T. 30. P. 296-306; Lacger L. , de. Saint-Vincent de Saragosse//Revue d " Histoire de l " Église de France. 1927. N 13. P. 307-358; Gaiffier B. , de. Sermons latins en l " honneur de St. Vincent antérieurs au Xe siècle//AnBoll. 1950. T. 67. P. 267-286; Janin. Églises et monastères. P. 63-64, 334; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 892; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Moral T. Vincenzo//BiblSS. Vol. 12. Col. 1149-1155; Saxen V. La version breve BHL 8638 de la Pasión de San Vincente//Hispania sacra. 1991. N 43. P. 679-713; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465.

http://pravenc.ru/text/158452.html

На Западе предание связывает введение З. для призыва к христ. молитве с именем свт. Павлина Милостивого († 431), еп. г. Нола (пров. Кампания), офиц. признание колокольного З.- с именем Римского папы Сабиниана (604-606) (см.: Polydori Vergilii Urbinatis De inventoribus rerum libri VIII. Lib. 6. Cap. 12// Idem. Adagiorum liber. Basileae, 1521. Fol. 72). Совр. исторические исследования показывают, что в V-IX вв. в Сев. и Центр. Европе для призыва к богослужению кельт. монахами-миссионерами стали использоваться ручные кованые железные колокола. Позднее они были вытеснены литыми бронзовыми колоколами, производство и использование к-рых начали в Италии в кон. VI в. бенедиктинцы, чей главный мон-рь Монте-Кассино находился недалеко от Нолы, известной как центр бронзолитейного дела, в т. ч. производства небольших колоколов, с IV-III вв. до Р. Х. Литые колокола постепенно увеличились в размерах, их стали помещать на башнях церквей, первоначально служивших в качестве оборонительных сооружений. Возможно, обычай З. перед началом 3 служб суточного круга - утрени, 6-го часа и вечерни - повлиял на повсеместное распространение в XIII-XV вв. традиции ежедневно утром, в полдень и вечером совершать З.- ангелус . З., производившийся с колокольни, использовался для извещения не только о богослужении, но и о др. общественно важных событиях, в т. ч. о бедствиях и об опасности, следствием чего стала дифференциация колоколов по звучанию для разных типов З. Использование неск. колоколов для праздничного З. привело к стремлению согласовать их звучание. В XIV-XV вв. появилась практика выстраивания звучания колоколов в интервалы для исполнения в составе З. фрагментов мелодий церковных песнопений. В континентальной Европе, где обычно звонят с помощью раскачивания колоколов, для изменения характера их звучания используют др. способ - раскачивание языка. В XIX в. в Великобритании на нек-рых колокольнях практиковался З. в неподвижные колокола с помощью специальных молотков, от к-рых вниз были проведены веревки, чтобы З. мог осуществляться с нижних ярусов постройки (Ellacombe system). Похожая практика существовала в Канаде и США: в посл. трети XIX - 1-й пол. XX в. там получили распространение конструкции из 8-15 колоколов, З. в к-рые осуществлялся с помощью нажатия на рычаги, укрепленные под звонницей на специальном основании. Обычно такие колокольные «инструменты» устанавливали как в церквах протестант. деноминаций, так и на башнях кампусов колледжей и ун-тов; на них исполняли мелодии гимнов и песен с добавлением подголоска - alto; популярность таких устройств способствовала последующему распространению на Американском континенте карийона.

http://pravenc.ru/text/199669.html

Но обратимся опять к себе самим. Нам думается, что чрез свое подаяние бедным мы сами будем терпеть нужду. Нет, братие, за скупость и немилосердие Господь отнимает у человека Свои дары и милости, а за милосердие награждает. К св. Павлину Милостивому однажды пришел нищий и просил милостыню. В это время Павлин и сам был в нищете и имел только один хлеб; он велел супруге своей отдать нищему и последний хлеб. Но Тарасия, супруга св. Павлина, отказала нищему и хлеб оставила у себя. И что же случилось? Вскоре к св. Павлину пришел вестник и сказал, что ему от некоего друга послано несколько ладий хлеба, но одна из них потонула в море. Тогда Павлин сказал Тарасии: «видишь, жена, если бы ты отдала нищему последний хлеб, то не погибла бы в море ладья с хлебом; ибо по причине скупости многих имения Бог погубляет» (Чет.-Мин. 22 января). Итак, если у праведных Господь отнимает хлеб за скупость, то что сказать о нас, грешных? Что удивительного, если за наше немилосердие и скупость Господь не благословляет наших полей хорошим урожаем, не посылает нам дождей, а посылает засуху, град и другие наказания? И верно в Божием писании сказано: суд без помилования, тому, кто не делал милости ( Иак. 2:13 ). И точно, каких только наказаний не посылает Господь людям немилостивым! Домнин, патриарх Антиохийский, за свою скупость и немилосердие к нищим, впал в болезнь, в которой скорчились у него руки и ноги (Чет.-Мин. 24 мая). В житии препод. Симеона юродивого говорится: одни убийцы подбросили мертвое тело ко двору диакона Иоанна, и он, как убийца, осужден был на смерть. По молитве Симеона убийцы найдены, а диакон оправдан. Потом диакон пошел к Симеону и Симеон сказал ему: «за то тебе Господь послал это искушение, что ты двум нищим, приходившим к тебе, не дал милостыни, имея что дать» (Чет.-Мин. 21 июля). А в будущей жизни, как и Господь сказал в своем Евангелии, людей немилостивых ожидает вечный огнь ( Матф. 25:41 ). Но какие великие милости посылает Господь людям милостивым! За милостыню Он благословляет землю плодородием. Преп. Лука Елладский однажды, отправляясь в поле сеять пшеницу, увидел нищих, просящих милостыню; он раздал им пшеницу, и оставил для посева очень мало. Когда же он посеял эту пшеницу, то Господь, воздающий сторицею за милостыню, творимую убогим, немногие посеянные семена пшеничные так благословил, что на ниве был необыкновенный урожай, и когда настала жатва, то собрано было пшеницы гораздо более, нежели в прошедшие лета (Чет.-Мин. 7 февраля). За милостыню посылает Господь человеку и здравие телесное. Архиепископ Ираклийский Ипатиан наказан был тяжкою болезнью за то, что даваемое чрез него нищим удерживал у себя. Но когда, по совету св. Парфения, все собранное имение раздал нищим, то Господь принявши покаяние его, подал ему исцеление от болезни (Чет.-Мин. 7 февраля).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

– Вот этого человека я отдаю вместо сына; только окажи милость, отпусти мне сына, ибо он у меня – единственный. Князь, посмотрев внимательно на человека Божия, спросил его: – Какое ремесло ты знаешь? Святой Павлин отвечал ему: – Ремесла никакого я не знаю, а только хорошо умею возделывать сады. Услышав это, князь обрадовался, ибо он нуждался именно в таком человеке, и отдал сына вдовице. Она с сыном возвратилась домой, а святой Павлин, оставшись работать, принял попечение о садах и стал ревностно трудиться. Господин его начал часто приходить в сад и вести беседы со своим садовником о разных вещах. Заметив же его мудрые и обширные познания, он беседовал с ним обо всем, многократно оставляя своих домашних и друзей, чтобы наслаждаться рассуждениями своего слуги. Блаженный Павлин ежедневно приносил ему на обед различные овощи из огорода и, получая из рук его хлеб, возвращался к своему делу. Однажды, когда господин его беседовал с ним, святой Павлин сказал ему: – Смотри, ты собираешься куда-то отлучиться. Между тем тебе предстоит позаботиться о принятии вандальского царства, ибо этот царь, твой тесть, внезапно умрет неожиданною смертью. Если же ты отлучишься, то другой без тебя захватит царскую власть. Князь, услышав эти слова от своего садовника, не умолчал об этом, но пошел и рассказал царю, ибо был вполне верен ему и за это более всех был любим им. Царь усомнился и сказал: – Я хочу видеть того мужа, о котором ты говоришь. Зять царя сказал на это: – Я ныне же повелю ему, чтобы он принес овощи из огорода на обед тебе, и ты его увидишь. Когда царь сел обедать, вошел к нему Павлин, принесший, по повелению господина своего, овощи для царской трапезы. Когда царь увидел его, тотчас затрепетал и, призвав господина его, своего зятя, открыл ему тайну, которую хотел скрыть от него. – Истинно то, – сказал он, – что ты слышал от этого человека, ибо ночью, в сонном видении, я видел различных князей, севших на престолах и производивших суд надо мною. Сидел и он среди тех судей. Судом их были отняты у меня жезл и власть, которую я некогда получил. Спроси у него, кто он такой. Я не думаю, чтобы этот муж был простым человеком, ибо я видел его в великом сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Это был святой человек - читаем мы в письме Урания - он жил не для себя, а для всех. И за это он сейчас ублажаем Господом Богом: он и сейчас живет, и опять-таки живет не для себя, а для всех, молясь каждодневно за нас». Скончался святитель 22 июня 431 года в возрасте 78 лет. В похоронах святителя, как сообщают современники, участвовала вся Нола - и не только христиане - даже язычники и иудеи, пусть и на некотором отдалении, но все-таки тоже пришли отдать последнюю честь милостивому подвижнику. Владыка не раз выражал желание быть погребенным рядом с могилой святого Феликса, с тем сокровищем, у которого он провел б;льшую часть своей пастырской жизни, там, где он окормлял тысячи паломников. Мощи мученика почивали за городскими пределами Нолы (по строгим древнеримским санитарным нормам внутри городской черты погребения запрещались), на христианском кладбище, в местечке, что теперь называется Чимитиле. Трудами Павлина здесь, вблизи старой базилики, появилась новая просторная базилика (Basilica Novum), способная вместить толпы паломников. Дабы показать преемственность храмов, Павлин поместил в Старой базилике изречения из Нового Завета, а в Новой базилике - изречения из Ветхого Завета. Саму гробницу святого Феликса, «сокровище», украсили мозаиками и мрамором. У алтаря Старой базилики тогда же, как полагают, появилась и колокольня - самая первая в истории христианства. Здесь, у мощей святого Феликса, с великим почестями (возможно, под колокольный звон) и погребли святителя Павлина Ноланского. Мощам Угодника, однако, не было суждено почивать спокойно. В начале XI века император Священной Римской империи Оттон III, исполняя епитимью, паломничество в Свято-Михайловский пещерный монастырь в Гаргано, на обратном пути в Рим остановился в Беневенте. Потрясенный увиденными тут великими святынями, он распорядился отдать ему мощи Апостола Варфоломея, Небесного покровителя Беневента. Противиться воле императора беневентанцы не могли, и, как рассказывают летописи, пустились на хитрость: вместо мощей Варфоломея передали государю мощи Павлина...

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/04/...

История почитания А. в Вост. Церкви начинается, по-видимому, лишь в поствизантийский период. Известны две службы А., составленные афонским мон. Иаковом (Смирна, 1861) и архим. Иоанном Данилидисом (Афины, 1914). В рус. Месяцесловы память А. (15 июня) была внесена в XIX в. из греч. «Синаксариста» Никодима Святогорца . В совр. Типиконах рус. и греч. Церквей память А. не указана. В 1991 г. в митрополии Фокиды (Элладская Церковь) был основан мон-рь А. ( Августина-Серафима Саровского муж. мон-рь ), где хранятся частицы мощей блаженного и его матери св. Моники. Сочинения Беноццо Гоццоли. Погребение блж. Августина. Роспись ц. Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464-1465 гг. Беноццо Гоццоли. Погребение блж. Августина. Роспись ц. Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464-1465 гг. Лит. наследие А. огромно: до нас дошли 133 отдельных труда, 218 его писем, ок. 400 проповедей. Такая плодовитость А. особенно удивительна, если принять во внимание его занятость как епископа, к-рому приходилось регулярно вести продолжительные заседания епископского суда, принимать участие в Соборах, заниматься церковным хозяйством и благотворительностью, решать многочисленные проблемы паствы и т. д. Тематически дошедшие до нас сочинения А. можно разделить на 8 групп: автобиографические; философские и литературные; апологетические; полемические; экзегетические; догматические; нравственно-аскетические; пастырские. Автобиографические сочинения и письма Самое известное сочинение этой группы - «Confessionum libri tredecim» (Исповедь, в 13 кн.; 397-400) - написано А. в ответ на просьбу свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского, изложить историю своего обращения. Книги I-IX представляют беспрецедентную для того времени по глубине личного самовыражения духовную автобиографию, в к-рой рассказ сочетается с глубоким анализом пережитого. По ходу повествования рассматриваются различные проблемы: богопознание (книги VII и X), состав и структура памяти (кн. X), понятие материи (кн. XII), творение мира (с подробным аллегорическим толкованием начала кн. Бытия) и образ Св. Троицы (кн. XIII); в кн. XI изложена оригинальная авторская концепция времени.

http://pravenc.ru/text/62610.html

источниках с сер. XI в. Известен также мон-рь Е. В. в квартале Оливрион. Однако бесспорных свидетельств того, что обитель была посвящена именно Е. В., нет, т. к. обитель могла быть названа в честь Евфимии, супруги имп. Юстина I (518-527). Почитание Е. В. на Западе Особенно много церквей было посвящено ей в Италии. Наиболее известны церкви в Риме, Милане, Брешии, Вероне, Болонье. Она прославляется в творчестве зап. церковных писателей: Пруденция († после 405), св. Павлина Милостивого, еп. Ноланского († 431), свт. Венанция Фортуната († до 610). Эннодий, еп. Павийский († 521), посвятил Е. В. пространное стихотворение с подробным описанием мучений, соответствующих мучениям, о к-рых говорится в Мученичестве. Этот факт свидетельствует о том, что Мученичество было составлено и переведено на лат. язык не позднее 1-й четв. VI в. Существует предание о мощах Е. В. в г. Ровинь (п-ов Истрия, Хорватия). Согласно Анонимному сказанию (BHL, N 2715), рыбаки нашли вынесенный на берег саркофаг с нетленными мощами святой, которая с тех пор является покровительницей г. Ровинь, где ей посвящен главный собор. Ист.: BHG, N 619-624n; BHL, N 2708-2716; BHO, N 286-287; SynCP. Col. 47-49, 811-813; ActaSS. Sept. T. 5. Col. 266-273 [Мученичество], 274-283 [сказание еп. Константина Тионского]; PG. 115. Col. 713-732 [Мученичество Симеона Метафраста]; PG. 40. Col. 333-337 [сказание Астерия]; PG. 147. Col. 389-392 [повествование Никифора Каллиста Ксанфопула]; MartHieron. P. 187, 370, 511; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 155-157; Τ. 6. Σ. 52-54; Книга Паломник. С. 28, 32; Июль. С. 287-300; ЖСв. Сент. С. 308-317. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 378-380; Μ ρτινος Αθ. Εφημα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1111-1113; Croqiuson J. Une fête liturgique mystérieuse: La mémoire de st. Euphémie de Chalcédoine à la date du 13 avril//EO. 1936. Vol. 35. P. 168-182; Schneider A. M. Das Martyrion der hl. Euphemia beim Hippodrom zu Konstantinopel//BZ. 1943-1949. Bd. 42. S. 178-185; idem. Die heilige Euphemia und das Konzil von Chalkedon//Das Konzil von Chalkedon/Ed.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Подчеркнуть важность и торжественность богослужения звонарь может не только задействуя колокола различного веса и соответствующие знаку богослужения, но и изменяя темп, силу удара и сложность ритмических рисунков в звоне. По усмотрению звонаря перед началом трезвона иногда воспроизводится короткая мелодическая попевка (затравка), назначение которой привлечь внимание слушателей перед трезвоном. В 2011 году для удобства звонарей отдаленных епархий на сайте Московской Школы Звонарей началась публикация Календаря Звонов на каждый день. Календарь можно найти на сайте Школы: www.bellschool.ru 4. История колокольного искусства и колокольного дела Использование небольших колокольчиков в дохристианскую эпоху часто было связано с различными языческими культами и восточными верованиями, распространенными на территории Индии, Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, что подтверждено археологическими раскопками, возраст которых восходит к 20 веку до н.э. это послужило препятствием к использованию и распространению колоколов и колокольчиков в христианском мире. Во время первых гонений на христиан (I–III) не могло быть и речи об использовании громогласных инструментов, поэтому призыв к богослужению производился через особых лиц народособирателей. После прекращения гонений в 311 году император Константин Великий пытался внедрить для призыва к богослужению духовные инструменты по примеру Моисеевых труб, но они после его смерти использовались недолго. На смену им пришло деревянное било (позднее металлическое), которое всегда было одно и изогнутой формы. Начало использования колоколов в христианской традиции связано с именем святителя Павлина Милостивого епископа Ноланского (память 5 февраля по н.с.). В период управления своей епархией в 4–5 веке н.э. святитель Павлин озаботился проблемой созыва верующих на богослужение в храмы. По преданию, возвращаясь однажды с обхода своей епархии, владыка прилег отдохнуть на лугу, и во сне ему приснились ангелы, раскачивающие чудесные цветы-колокольчики, которые издавали мелодичный звук. Вернувшись домой, святитель заказал изготовить ему несколько колоколов тюльпанообразной формы, которые оказались весьма удачными и быстро начали использоваться в храмах Западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010