Нынешнее каменное здание больницы с храмом выстроено в 1802-1807 гг. архитектором М. Ф. Казаковым в классическом стиле, с церковным куполом наверху. Флигеля построил в 1829 г. Д. Жилярди. В 1906 г. к 100-летию со дня освящения храм св. ап. Павла был великолепно возобновлен усердием его ктитора Г. И. Григорьева. В круглом павильоне больницы (ныне 28), по воспоминаниям старожилов, помещалась ранее ризница храма. Он стоит в глубине территории и сейчас отдан больничной библиотеке. При больнице Императора Павла I амбулатория, где даются врачебные советы с выдачей лекарств приходящим больным. Плата за совет и лекарства 10 коп., бедным бесплатно. Благотворительное общество при больнице императора Павла имеет целью оказывать всякого рода пособия беднейшим лицам, находящимся на излечении в больнице или выходящим из нее, а также их семействам, нуждающимся в помощи и покровительстве. Пожертвования в пользу благотворительного общества принимаются в больнице ежедневно с 10 до 12 часов. Храм был закрыт, вероятно, вместе с другими больничными церквами Москвы в 1922 г. В 1919-1923 гг. были утрачены многие великолепные ансамбли интерьера домовых церквей - при Павловской больнице устроен клуб. Ныне весь комплекс принадлежит городской клинической больнице 4. Храм, находившийся в современном корпусе 1 в средней части, сохранился. На нем остался купол, с которого, однако, сбит крест. С востока выступает обширная апсида. За последние десятилетия здание Павловской больницы утратило многие архитектурные детали. В плохом состоянии была роспись купола бывшей церкви, ныне аудитория. После тщательных исследований в 1958 г. по проекту А. Афанасьева и Д. Кульчинского были развернуты реставрационные работы. Раскрытая под штукатуркой и возобновленная лепная композиция на ризалитах фасада значительно обогатила внешний облик здания. Под позднейшими наслоениями была выявлена и реставрирована первоначальная роспись гризайлью в куполе. Реставраторы восстановили также полуразрушенную белокаменную ограду со скульптурами львов на пилонах ворот (они были воссозданы по сохранившимся фотографиям).

http://sobory.ru/article/?object=06002

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2018 г. В начале XVIII века в ходе Северной войны село Гатчина, или Хотчино, отошло к России после многовековых территориальных споров со Швецией. К началу правления Екатерины II село разрослось до большого имения, которое императрица подарила своему фавориту Григорию Орлову. Граф Орлов благоустроил имение на свой вкус: построил Большой Гатчинский дворец и разбил пейзажный парк. После его смерти Гатчину принял во владение и от всей души полюбил наследник престола Павел Петрович, будущий Павел I. Екатерина сознательно передала поместье нелюбимому сыну, чтобы реже видеть его. Придя к власти, император перестроил Большой дворец и возвёл похожий на средневековый монастырь Приоратский замок. Во времена правления Павла Гатчина приобретает статус города и становится центром Гатчинского уезда. Население города стремительно увеличивалось, и небольшая церковь, построенная в 1823 году, перестала вмещать всех желающих. Сам город тоже разрастался, и в 1845 году был утверждён новый план его развития, согласно которому территория Гатчины значительно расширялась, а главной её точкой призван был стать кафедральный собор. Место для строительства выбрал самолично Николай I - на возвышении в начале Малогатчинской улицы. По желанию императора собор должен был увековечить память его родителей - Павла I и его супруги Марии Фёдоровны, а также почивших к тому моменту брата и сестры - едва не ставшего императором великого князя Константина Павловича, который отказался от престола в пользу брата, и великой княжны Елены Павловны, умершей в 19 лет. Поэтому главный алтарь собора посвящён святому апостолу Павлу, а боковые алтари - Марии Магдалине и святым Константину и Елене. В 1845 году Николай повелел начать работы по созданию проекта церкви и внести необходимую для строительства сумму в смету на следующий год. Строительство собора было одним из деяний, посвящённых памяти императора Павла, приуроченных к 50-летию его мученической кончины. В 1851 году перед Гатчинским дворцом был установлен бронзовый памятник императору Павлу работы скульптора И.П. Витали. Следующим шагом по увековечиванию памяти императора, который за своё короткое царствование много сделал для России и Православной Церкви, стала постройка храма в честь его небесного покровителя. По замыслу императора, собор Св. Павла должен был соотноситься с недавно возведёнными соборами в Царском Селе и Петергофе: быть выше Петергофского храма Святых Апостолов Петра и Павла, но ниже Царскосельского храма Святой Великомученицы Екатерины. Обе названных церкви возводились по проекту архитектора Константина Тона - любимого зодчего Николая I. Известно, что разрабатывал проект Павловского собора и наблюдал за ходом строительства архитектор Роман Иванович Кузьмин. В композиционном построении и оформлении фасадов собора Св. Павла ясно прослеживаются приёмы, обыкновенно использовавшиеся Константином Тоном в проектах православных храмов.

http://sobory.ru/article/?object=00533

Благодаря этому ассигнованию и экономическому расходованию его князь Волконский не только возобновил церковь Петра и Павла, но и пристроил к ней каменный Крестовоздвиженский придел. Все необходимее для церкви было приобретено заботами того же князя Волконского. Утварь для придела была взята из Введенского собора, сохранившаяся там от сгоревшей Крестовоздвиженской церкви, но колокола остались в соборе. В 1808 году, когда церковь была окончена постройкой, князь Волконский обратился к преосвященному Августину, епископу Оренбургскому и Уральскому, с просьбой о дозволении освятить ее с приделом, но долго (с ½ года) не получал на это разрешение. Необходимо здесь заметить, что епископ Августин (Сахаров) находился на Оренбургской кафедре с 1807 по 1809 годы. Преосв. Августин прежде всего предписал Оренбургской духовной консистории навести следственное дело о том, согласно ли уставам православной церкви построена церковь Петра и Павла, с дозволения ли Св. Синода возобновлена. На какие средства, в надлежащем ли благолепии реставрирована, достаточно ли снабжена утварью и прочим церковным имуществом, правильны ли изображения икон, имеются ли для священнослужителей дома и достаточен ли для содержания причта приход? Оренбургская духовная консистория предписала оренбургскому духовному правлению учинить на месте свидетельство церкви Петра и Павла, оренбургское же духовное правление поручило свидетельство это благочинному о. Львову. На отношение о. Львова генерал-губернаторская канцелярия по приказанию князя Волконского ответила ему: 1. кто и на какой кошт возобновил церковь, хотя все это Преосвященному и консистории уже известно было из отношений князя; 2. для придела утварь, ризница и все церковное имущество есть в готовности; все, оставшееся в Введенском соборе, с переводом крестовоздвиженского священника в этот придел имеет быть передано туда же; 3. для самой Петро-Павловской церкви утварь, все необходимое церковное имущество и колокола куплены и имеются в наличности; 4. ризы и книги имеются хоть и в ограниченном числе, но в будущем по усердию прихожан могут увеличиваться;

http://sobory.ru/article/?object=37160

О Свято-Павловском монастыре писал архимандрит Августин (Никитин), кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургской духовной академии. В своей работе «Рукописное наследие святой Горы: Свято-Павловский монастырь» он представил значение Афона как кладезя книжных богатств, а библиотеку святопавловской обители как одно из книгохранилищ. Описав историю складывания славянского собрания рукописей в этом монастыре, он не упомянул о. Леонида (Кавелина) как одного из исследователей библиотеки монастыря святого Павла с. 95-98]. Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей святопавловской библиотеки После принятия монашества в Оптиной пустыни Леонид (Кавелин) в 1857 г. был отправлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где был духовником русских паломников. В 1863 г. он назначен начальником Миссии, а в 1865 г. - настоятелем посольской церкви в Константинополе. В 1869 г. он навсегда покидает Восток, и его дальнейшее служение связано с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем и Троице-Сергиевой Лаврой, в которой он до своей кончины был настоятелем. Находясь на службе в Палестине и Константинополе, архимандрит Леонид (Кавелин) несколько раз посещал Святую Гору. Первое свое путешествие на Афон он совершил в 1859 г., когда возвращался в Россию из Иерусалима. Кроме церковных святынь, находящихся на Афоне, его очень интересовали собрания книг, хранящихся в библиотеках святогорских обителей, в том числе и в монастыре святого Павла. Святопавловские монахи радушно приняли о. Леонида (Кавелина) и разрешили осмотреть книгохранилище. За четыре часа, проведенные в библиотеке, он сделал рукописную копию с каталога, находящегося в библиотеке, и составил свои заметки о рукописях. Сам каталог мало ему пригодился, так как книги в тот момент находились не на тех местах, которые были изначально отмечены. Поэтому описание состава книгохранилища он сделал заново, уделяя больше внимания рукописным книгам. Он тоже отметил плохое физическое состояние некоторых рукописей, поврежденных насекомыми или влагой. На основании данных библиотечного каталога и своих собственных личных записей архимандрит Леонид составил описание святопавловского книгохранилища, которое было издано в 1875 г.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2888

В Павловском соборе четыре придела. Главный освящён во имя святого апостола Павла, правый - во имя святых равноапостольных Константина и Елены, великих распространителей христианства. Левый придел освящён во имя равноапостольной Марии Магдалины. Ещё один придел - в честь местно чтимой иконы " Утоли моя печали " - находится в нижнем храме. Эта икона была найдена на чердаке одного из гатчинских домов во время войны и перенесена в открытый в 1942 году Павловский собор. Через этот образ Богородица явила чудо спасения молящихся в храме. Во время богослужения в нижнем храме Павловского собора кто-то бросил в окно ручную гранату. Граната разорвалась, но, несмотря на большое скопление молящихся и тесноту в храме, никто не пострадал. Лишь один осколок ранил ланиту Богоматери на Её иконе. Иконостас главного придела был изготовлен из благородного греческого кипариса, который красиво оттенял иконы, написанные на золотом фоне: это был достаточно новый подход, при котором золото икон не сливалось с золотом иконостаса, как бывало обычно в других церквях. Двухъярусные иконостасы с резьбой изготовил резчик Скворцов по рисунку археолога Фёдора Солнцева. Главный иконостас украшался витыми колоннами, а царские врата окаймлял резной карниз. В главном алтаре располагались живописные на золоте иконы святых, соименных лицам Российского императорского дома. Император Николай I, задумавший собор как памятник своему отцу Павлу I, уже после завершения строительства неожиданно решил увековечить также память отцовских сподвижников. С этой целью на северных и южных стенах внутри собора были установлены бронзовые доски в благородных кипарисовых рамах, на которых выгравированы имена офицеров гатчинских войск. Сейчас в соборе находятся копия ковчега в виде Десницы Иоанна Крестителя с мощами Иоанна Крестителя и частью Древа Животворящего Креста Господня и копия Филермской иконы Божией Матери, написанной евангелистом Лукой. Помимо копий знаменитых святынь, в Павловском соборе находятся мощи св. Марии Гатчинской, а также икона Святого Великомученика Пантелеймона с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=00533

Монастырскую библиотеку посещали и русские исследователи. В 1844 г., с 1 по 7 ноября, рукописи в библиотеке Свято-Павловской обители изучал В. И. Григорович (1815-1876), в то время профессор Казанского университета, и оставил заметки об этой библиотеке. В частности, он описал библиотеку, располагавшуюся в небольшой комнате внутри монастыря, с одним окошком без стекла. Книги в ней были расставлены по полкам. Им отмечено около 200 печатных книг и до 100 рукописей, 85 из которых - славянские с. 20-21]. Из числа славянских рукописей Григоровичем отмечено Евангелий -17, Деяний апостольских -9, Псалтири - 14, поучений отцов Церкви и житий святых - 26. Кроме этих 66 рукописей, в библиотеке было еще 14 на простой бумаге, содержащих церковные службы. Как видим, помещение библиотеки и расстановка книг мало изменились с момента посещения монастыря Р. Керзоном, однако уменьшилось количество славянских книг. В. И. Григорович отмечает большое количество уцелевших рукописей сербского извода и очевидное к ним невнимание. Вслед за В. И. Григоровичем с книжными собраниями афонских обителей познакомился архимандрит Порфирий (Успенский, 1804-1885), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. За восемь с половиной месяцев, с августа 1845 по июль 1846 г., архимандрит Порфирий (Успенский) посетил все монастыри на Афоне, успел просмотреть книжные собрания, а с некоторых древних рукописей, в том числе славянских, снять точные копии. В библиотеках афонских монастырей побывал и архимандрит Антонин (Капустин, 1817- 1894). Летом 1859 г. он впервые посетил Афон и много времени провел в библиотеках монастырей, изучая книги и рукописи (в основном греческие и славянские). Для нескольких монастырских книгохранилищ, в том числе святого Павла, он составил каталоги хранящихся в них рукописей. Но по дороге с Афона каталог рукописей святопавловской библиотеки, составленный о. Антонином, был утерян с. 427]. О каталоге святопавловской библиотеки впервые пишет архимандрит Леонид (Кавелин) в своей работе «Славяно-сербские книгохранилища на Святой Афонской Горе, в монастырях Хиландаре и святом Павле». Архимандрит Леонид написал, что каталог был составлен «одним из русских трудолюбцев и книголюбцев», имя его неизвестно. В этом каталоге указывалось название книги, а также сообщалось на бумаге она или на пергамене. Также было отмечено физическое состояние: «плохое» или «жалкое». Еще в некоторых случаях ставилась помета «без начала и конца». В примечании был отмечен материал кры-тья переплета: «книги находятся в кожаном переплете, который в нескольких местах сохранился довольно хорошо». В каталоге было описано 225 рукописей и книг; а записи сделаны в том порядке, в котором книги стояли на полках.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2888

Новгородского, Феофилакта (Русанова) митрополита-экзарха Грузии; протопресвитеров: Иоанна (Державина, обер-священника) и Павла (Криницкого), князя Александра (Голицына, Обер-Прокурора) и графа Михаила (Сперанского); 2) преосвященных митрополитов С.-Петербургских: Михаила (Десницкого) , Серафима (Глаголевского), Антония (Рафальского), Никанора (Клементьевского) и Григория (Постникова) ; 3) бывших начальников и наставников Академии: преосвященных митрополитов: Филарета (Амфитеатрова) Киевского, Ионы (Васильевского) – экзарха Грузии, архиепископов: Сергия (Крылова-Платонова) Рязанского 6 , Амвросия (Рождественского-Вещезерова) Тобольского, Моисея (Богданова-Платонова) – экзарха Грузии, Кирилла (Платонова) Подольского, Афанасия (Протопопова) Тобольского, Игнатия (Семёнова) Воронежского, Мелетия (Леонтовича) Харьковского, Нафанаила (Павловского) Псковского, Венедикта (Григоровича) Олонецкого, Иннокентия (Борисова) Херсонского, Смарагда (Крыжановского) Рязанского; епископов: Иннокентия (Смирнова) Пензенского , Виталия (Щепетева) Костромского и Николая (Доброхотова) Тамбовского; священно архимандритов: Евграфа (Платонова-Музалевского), Серафима (Азбукина), Зосимы (Смирягина), Поликарпа (Гойтанникова), Гаврила (Воскресенского), Никодима (Лебедева), Иосифа (Позднышева) и Климента (Можарова); протоиереев: Герасима (Павского), Иоакима (Кочетова), Петра (Вигилянского), Тимофея (Никольского), Симеона (Платонова), Гаврила (Меглицкого), Димитрия (Вершинского), Иоанна (Шангина), Стефана (Сабинина), Андрея (Окунева), Симеона (Красноцветова), Иоанна (Иванова), Андрея (Райковского), Иоанна (Певницкого); иеромонахов: Леонида (Зарецкого), Анастасия (Любомудрого), Диодора (Ильдомского); иереев: Василия (Разумовского), Ксенофонта (Делекторского), Иоанна (Филаретова), Евграфа (Бенескриптова), Павла (Колоссовского) и Александра (Соколова); 5) наставников – мирян: Стефана (Райковского), Иоанна (Чупровского), Иакова (Орлова), Иродиона (Ветринского), Стефана (?), Василия (Себржинского), Иоанна (Филаретова) 7 , Андрея (Красносельского), Климента (?), Андрея (?), Дмитрия (Вознесенского), Иоанна (Лобовикова), Димитрия (Гусева), Александра (Мишина) и Петра (Шалфеева)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Rodoss...

Новый двухъярусный иконостас для Петропавловского храма был выполнен не совсем в обычной технологии: он был сделан из гипса и штукатурки. Чертежей с его изображением не сохранилось, есть только описание икон. Они для вновь перестроенного трапезного храма писались в Серфимо-Дивеевской обители. На чугунно-литейном заводе торгового Дома братьев Рекшинских в Нижнем Новгороде отливались чугунные столбы-опоры, которые были установлены в храме для обустройства хоров. 25 мая 1905 г. архимандрит Аркадий с братией разоблачили древний престол церкви, который первоначально был освящен еще в 1807 г. для старой надвратной Петропавловской церкви, а затем перенесен в 1811 г. в новый храм. По причине ветхости было принято решение заменить его на новый дубовый престол, больших размеров. «10 июня 1905 г. престол и жертвенник поставлены и утверждены в новопристроенный алтарь Петро-Павловской церкви в Оранском монастыре», - записал в монастырских документах отец Аркадий. Согласно страховой оценочной ведомости монастырского имущества составленной в 1910 г., после перестройки храм Петра и Павла и трапезный корпус имели нижеследующий вид: «…Корпус каменный двухэтажный снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Окрашенным зеленою масляною краской. Длина корпуса 19 сажень, наибольшая ширина 8 сажень; высота до верха карниза 4 сажени; на церкви имеется одна большая глава и одна малая над алтарем; больших окон 55 штук; 4 штуки малых слуховых; дверей наружных (в церкви) створчатых 4 штуки – деревянных и внутренних створчатых 5 штук – деревянных; в корпусе внутренних дверей 7 штук в нижнем этаже и 14 штук в верхнем – все одностворчатые деревянные. Иконостас длиною 4 сажени 2 аршина; высотою 1,5 сажени...». О.В. Дегтева. Оранский Богородицкий монастырь: этапы формирования архитектурного ансамбля (XVII – начало XX столетия) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24439

Архимандрит Макарий " Памятники Церковных древностей. " - Нижний Новгород: издательство " Нижегородская Ярмарка " , 1999. Храм в честь Воскресения Христова - одно из самых старинных зданий в городе Павлово на сегодняшний день. Выдающийся историк, архимандрит Макарий пишет об этой церкви следующее: «…в селе Павлово замечательна церковь Воскресения Христова, отличающаяся высотой и красивой архитектурой. Она сооружаема была в продолжение нескольких лет, а приведена к концу и освящена в 1778 году нижегородским епископом Антонием…». Но начало истории этой церкви находится в гораздо более отдаленном времени. На месте теперешнего Воскресенского храма ранее была деревянная церковь, перенесенная затем в село Глятково Горбатовского уезда. Эта деревянная церковь была в начале XVIII века храмом Воскресенского мужского монастыря, о времени построения которого не сохранилось никаких сведений. Этот монастырь по желанию владельца села Павлово, князя Михаила Яковлевича Черкасского, перемещен на остров около села Ворсма и с того времени стал называется не Воскресенским, а Островоезерским. Перенесен монастырь был около 1662 года. Но интересно, что Воскресенский монастырь и после перемещения продолжал существовать в селе Павлово до половины XVIII века, что видно из грамоты нижегородского митрополита Сильвестра, датированной 1715 годом. В этой грамоте митрополит предписывает настоятелю Павловской Преображенской церкви протоиерею Алексею, чтобы он имел надзор за иноками Воскресенского монастыря, коих было 12 человек, состоявших под начальством старца Авраамия. С этого года упоминание о монастыре исчезает из документов - был упразднен, на его месте остается приходская церковь. К 1778 году, т.е. уже в каменном храме три престола: главный в честь Воскресения Христова, правый в честь Казанской иконы, освященный архимандритом упраздненного Нижегородского Духова монастыря Димитрием. Левый престол в честь Петра и Павла, был освящен игуменом ворсменского Островоозерского монастыря Серапионом. Над папертью церкви в 1805 году была сделана красивая колокольня, большой колокол для которой был отлит в 1843 году, он весил более 300 пудов. Еще один колокол был настоящей реликвией - он остался от вкладов князя Якова Куденетовича Черкасского.

http://sobory.ru/article/?object=09076

Беседовал ли с ним одержимый страстью, – получал врачевство; приходил ли отягчённый скорбью, – находил у него утешение. Он узнавал и тайные помыслы и целил их благодатным словом. Преподобный авва достиг самой глубокой старости, но не отменял своего правила; ученики его просили дать отдых изнемогающему телу, но он не хотел, чтобы плоть одолевала дух. И чудное действие жизни духовной! Преподобный достиг 112 лет, но всё был свеж и бодр; глаза его были светлы, сияя кротостью и благостью, и стан – не согбенный; борода окладистая была бела как снег. Пятьдесят лет провёл в разных обителях, после пострижения своего на 22-м году, и сорок лет прожил в Обнорской пустыни 113 . За несколько времени до кончины, чувствуя близость её, он стал ещё более безмолвствовать. В день Богоявления, когда пришли к нему пред литургией, он вздохнул и прослезился. Ученики спросили о причине, и он сказал: «в сей день и час нечестивые татары, взяв город Кострому, предали его огню и мечу, – многих увели в плен, и всё это за наши грехи, за то, что ходим в волях сердец наших». Оказалось, что это действительность точная 114 . Последние слова св. Павла к ученикам своим были: «имейте искреннюю любовь между собой, храните правила общежития». В самый час исхода своего, приобщившись св. таин, св. Павел мирно предал дух свой Господу в 10-й день января 1429 года. В посмертной жизни преп. Павел не раз являлся строгим охранителем устава общежительного в своей обители. Так, два брата Павловской обители, жив некоторое время в другом монастыре, возвратились в Павлову обитель с новыми привычками. Они стали варить себе пищу в своей келье; один из них пошёл взять тайно хлеба из трапезы. Оставшийся в келье слышит голос: «несчастные! зачем вы разоряете монастырский устав?» Он подумал было, что это мечта. Но голос повторился, и брат, поражённый ударом, упал в корчах. Возвратившийся товарищ пришёл в ужас. «Прости нас, отче Павле, что преступили заповедь твою», – сказал он в слезах раскаяния. Поспешно схватив горшок с варевом, выбросил его за дверь кельи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010