Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Потапиевич Кузнецов (28.06. 1869, Благовещенский завод Уфимского у. и губ. (ныне г. Благовещенск, Республика Башкортостан) - февр. 1918, близ Очёрского завода Оханского у. Пермской губ. (ныне г. Очёр Пермского края)), сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из крестьянской семьи. В 1888 г. окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен учителем Закона Божия и пения в земское уч-ще с. Сепычевского Оханского у. В 1900 г. рукоположен во диакона к Сретенской ц. Сепычевского. В 1902 г. переведен в Христорождественскую ц. Бисертского завода Красноуфимского у. Пермской губ. и назначен законоучителем в Бисертскую церковноприходскую школу. 6 дек. 1906 г. рукоположен во иерея к Вознесенской единоверческой ц. дер. Куминой Оханского у. и откомандирован для служения в выстроенную в 1906 г. Стефано-Сергиевскую ц. в с. Рогали того же уезда. В 1911 г. переведен в храм святых апостолов Петра и Павла Павловского завода Оханского у. и назначен законоучителем в Павловском и Одуйском жен. уч-щах. В 1913 г. назначен председателем Павловского церковноприходского попечительства, а также заведующим и законоучителем Нижне-Талицкой церковноприходской школы. С 1914 г. член благочиннического совета. 20 янв. 1918 г. в Павловском заводе состоялся волостной сход, на к-ром был выбран состав революционного комитета. П. присутствовал на собрании и выступил против одной из кандидатур. В тот же вечер в поселок прибыла группа сотрудников ЧК, они арестовали П. и доставили его в Очёрский завод. В февр. того же года расстрелян на острове на Очёрском пруду (по др. данным, в пос. Верещагино близ железнодорожной станции). Похоронен на кладбище Павловского завода. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАПО. Ф. 541. Оп. 1. Д. 9. Л. 179 об.- 180 об. Ист.: Справочная кн. Пермской епархии на 1912 г. Пермь, 1911; Пермские ЕВ. 1919. 1. С. 16.

http://pravenc.ru/text/2580178.html

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла при Павловском женском институте. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1794 в Гатчине открылось сиротское училище, которое после перевода в столицу получило в 1798 г. название Императорского Военно-сиротского дома. Он занял б. дворец графа Р.И. Воронцова у Обухова моста на левом берегу Фонтанки (см. церковь Воскресения Христова при Константиновском артиллерийском училище). При училище имелось девичье отделение, воспитанницы которого вместе с остальными учениками ходили в близлежащую церковь Воскресения Христова (см. упраздненную церковь Воскресения Христова при Обер-егермейстерском дворе). Когда девичье отделение стало самостоятельным училищем, оно в сентябре 1806 г.перебралось в трехэтажный дом Остермана напротив Михайловского замка. Там была устроена церковь во имя св. Александра Невского (см. церковь вмц. Екатерины при Доме шефа жандармов), которую затем перенесли в работный дом (см. церковь мч. Михаила, князя Черниговского, при Городской пересыльной тюрьме). Поскольку дом училища оказался не очень удобным, с аукциона был куплен другой, с садом, тоже на Фонтанке, около Экспедиции заготовления государственных бумаг. Известный арх. А.Е. Штауберт перестроил его в 1818-1820 гг. в красивое здание с портиком. На третьем этаже бокового флигеля он создал храм, освященный 7 августа 1820 г. архимандритом Аполлосом во имя апп. Петра и Павла. Одноярусный иконостас для этого храма вырезал охтинский резчик И.И. Фарафонтов; образа за 1500 руб. написал А. Антонов, расписавший также стены и потолок; лепку исполнил Н. Заколупин. В 1829 г. училище стало называться Павловским институтом и для него, после расширения, Р.А. Желязевич возвел в 1845-1850 гг. на Знаменской улице новое здание в эклектическом стиле. В этом же стиле была оформлена и церковь на 500 человек, что потребовало нового иконостаса и новых образов, которые написал акад. П.М. Шамшин. Освятил храм на третьем этаже 17 июня 1851 г. епископ Макарий, ректор Духовной академии. Окон в помещении не было, и свет падал через проем в потолке. Лепные украшения на стенах сделал Ф.П. Дылев.

http://sobory.ru/article/?object=24677

Лозовое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2008 и 2015. Адрес: Воронежская область, Верхнемамонский район, с. Лозовое, ул. Воровского Координаты: 50.296562, 40.365845 Проезд:Участок трассы Е4 Богучар-Павловск. По указателю поворот на Приречное-Лозовое. Асфальт, местами остатки асфльта, но ехать можно. Второй вариант заезд со стороны трассы Калач-Павловск. Поворот на Мамоновку, далее Русская Журавка, Приречное и Лозовое. Церковь в центре, за ДК. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 1 ноября 2015 года в верхнемамонском селе состоялось открытие Троицкого храма. На чин Великого освящения съехались прихожане со всего района. Строительство храма заняло семь лет. На данный момент все основные работы завершены, в планах – благоустройство прилегающей к храму территории. Богослужение в храме возглавил епископ Россошанский и Острогожский Андрей. Перед началом литургии Архипастыря торжественно встретили благочинный Павловского церковного округа, иерей Максим Богомолов, настоятель Троицкого храма протоиерей Виталий Шомин, наместник Белогорского мужского монастыря игумен Симон и прихожане. За Божественной литургией Его Преосвященству сослужили секретарь епархиального управления Россошанской епархии протоиерей Илия Безруких, благочинный Павловского церковного округа иерей Максим Богомолов, наместник Белогорского мужского монастыря игумен Симон, настоятель Троицкого храма протоиерей Виталий Шомин и духовенство благочиния. Согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владыка вручил юбилейные медали в честь 1000-летия князя Владимира главе администрации района Николаю Быкову и директору молокозавода Ивану Кривобородову. Почетными архиерейскими грамотами Владыка Андрей отметил Сергея Агибалова, Юрия Волобуева, Павла Давыдкина и Алексея Хурчака. Владыка подарил Троицкому храму икону Святого Георгия, а председатель приходского совета Анна Алпеева вручила Владыке подарок от школьников – вышитую икону Святителя.

http://sobory.ru/article/?object=50410

С.В. Шумило «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Интересно, что с Зографским Свято-Георгиевским монастырем, а значит и с «Черным Выром», по всей видимости, как-то был связан и уроженец местечка Золотоноши Переяславского полка Анатолий Мелесь. В архивных материалах по его делу сообщается, что он «в 1749 году в Афонскую Гору в Павло-Георгиевский монастырь ушел» 103 . Около 1751 г. этот странствующий монах на Афоне патриархом Константинопольским Кириллом был возведен в сан архимандрита 104 , а через четыре года, в 1755 г., тем же патриархом «без избрания протчиих архиереев, во епископа с наименованием запустелой от древних лет Мелетинской епархии двумя епископами в митру произведен» 105 . По словам еп. Феодосия (Макаревского), в 1751 г. он посещал Российскую империю для сбора пожертвований на Афонский Георгиевский монастырь 106 . Какой именно это монастырь, здесь не уточняется. Возможно, он представлял интересы Зографского Свято-Георгиевского монастыря. Правда, в ряде документов он фигурирует как архимандрит афонского «Павловского Георгиевского монастыря» 107 , поэтому не исключено, что он, все же, был из монастыря св. Павла, где тоже одно время подвизались болгары и сербы. Либо же он во время посещения Российской империи одновременно представлял интересы и Зографско-Георгиевского, и Павловского монастырей. Уже в сане епископа Анатолий Мелесь оказывал содействие православным болгарам, сербам и грекам на Балканах, испытывавшим от турок притеснения за веру, в их переселении в пределы южной Украины. В этом деле как уполномоченный от «турецких» славян он успешно провел переговоры в Санкт-Петербурге с российским правительством. Получив в 1756 г. разрешение от властей, он с этой целью с 1757 по 1759 гг. объездил всю Украину и остановился на Запорожской Сечи 108 . С апреля по декабрь 1759 г. этот «афонский епископ» почти целый год проживал на Сечи, где без разрешения российского Синода и Киевского митрополита совершал богослужения архиерейским чином 109 , и при этом отказывался поминать церковные власти 110 . По мнению ряда исследователей, еп. Анатолий (Мелесь) пытался создать на Запорожье отдельную автономную казачью епархию 111 . В 1760 г. решением Синода он был лишен сана и в качестве простого монаха сослан в Сибирь. Через девять лет, во время Первой турецкой войны, его дело было пересмотрено, и в 1769 г. А. Мелесь был направлен как иеромонах морским капелланом на россий-ский флот в Средиземном море. В 1770 г., после Чесменской битвы, «ради заслуг Анатолия во флоте», Синод таки признал его в «епископском чине и дозволил ему исправлять священнослужение архиерейское». В 1772 г. епископ Анатолий получил в Черниговской епархии в управление казачий Глуховский монастырь, где стал юродствовать. Скончался 2 февраля 1772 г. 112

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Васильевка. Церковь Петра и Павла. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Первая малая деревянная церковь в Васильевке в 1792 году была построена усилиями основателя города Василия Степановича Попова (1745-1822), в честь своего небесного покровителя – святителя Василия Великого (по другим данным, в 1796). Простояла до постройки каменной Петро-Павловской церкви. В 1839 году началось строительство храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был сооружен грузинской княгинею Еленою Александровной Поповой над могилой своего мужа Павла Васильевича Попова. Храм был освящен в июле 1843 года как семейный храм Поповых. В нем было три придела – центральный во имя апостолов Петра и Павла, и боковые во имя святителя Василия Великого и праведных Иоакима и Анны. Церковь имела каменную колокольню и каменную ограду с железными решетками и двумя сторожками. В середине храма, над прахом мужа княгини, был установлен мраморный памятник, огороженный железной решеткой. В 1861 году Елена Александровна в торжественной обстановке подарила храм Васильевской общине по случаю отмены крепостного права. В склепе под храмом покоился в саркофаге прах генерала Павла Попова, затем там были похоронены Елена Александровна (+1882г.); их сын Василий Павлович Попов (+1894 г.) – по приказу которого, в 1889-1894 г.г. в Васильевке был сооружен грандиозный дворцовый комплекс. И очевидно, что там же в склепе нашла себе последнее пристанище и его дочь, Мария Васильевна. Настоятель храма жил недалеко от храма. В его доме сегодня находится аптека и оптика (пер. Аптечный). Второй священник общины жил на этой же улице (сегодня это Дом молодежи). Все земли вокруг церкви (1072 сажени) принадлежали церковной общине. При церкви было и кладбище, где хоронили священнослужителей и именитых граждан Васильевки. На момент уничтожения храма и кладбища, насчитывалось около 40 могил. До конца 1920-х годов церковь функционировала полноценно и по назначению. Но в конце 1920-х большая ее часть была переоборудована в электростанцию с газогенераторным двигателем. Уголь, который использовали как топливо, складировали в подвальном помещении, где находился склеп Поповых. Все гробы были завалены углем и досками. В середине 1930-х годов были уничтожены колокольня и купол храма. Во время фашисткой оккупации немцы разрыли один из саркофагов, другие саркофаги не пострадали. Храм был действующим, хоть и частично, до начала 1950-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=50009

Шяуляй. Церковь Петра и Павла (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:1936. Адрес: Литва, город Шяуляй, Rygos g., 2a Координаты: 55.934333, 23.324219 Проезд:Дойти от автовокзала по улице Тильзиту, справа вдалеке видна бывшая церковь св.Николая, с 1919 года костел. Через несколько минут покажется колокольня католического костела, а чуть дальше и православный храм св. апостолов Петра и Павла. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1935 году митрополит Елевферий (Богоявленский) вручил Президенту, премьер-министру, министрам внутренних дел и просвещения меморандум с просьбой об восставлении церкви или возможности построить новую. В конце 1936 года новый храм в честь апостолов Петра и Павла был воздвигнут на кладбище (Министерство Просвещения для этого выделило 30 000 литов). По данным Епархиального Совета, в 1937 году постоянных прихожан Перто-Павловского храма было 1832 человека. Советскими властями приход был официально зарегистрирован в 1947 году. По епархиальным данным, в 1957 году храм посещали около 600 прихожан. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии Православный храм, освященный в честь апостолов Петра и Павла в литовском городе Шяуляй, пережил два рождения. Заложен и построен он был в центральной части города в 1867 году на месте, где торговая площадь примыкала к главному городскому бульвару. Строительство шло на средства собранные от налогов на поместья и на пожертвования жителей города. Инициатором был генерал-губернатор г. Вильно Муравьев Н.М. Здание строилось по проекту известного архитектора Чагина Н.М., автора многих храмов епархии. Церковь имела вид креста и была украшена пятью куполами и колокольней. Крыша была покрыта белым железом из Сибири. Снаружи стены были украшены лепниной, фасадная сторона покрыта цоколем из тесаного гранита. Церковная паперть была так же выложена гранитом. В храме стоял двухъярусный деревянный иконостас с иконами византийского письма в вызолоченных рамах. В начале 20 века Петропавловская церковь уже не вмещала прихожан. И ее задумали расширять, даже составили смету. Но последовали события 1905 года, вызвавшие волнения во всей России.

http://sobory.ru/article/?object=19820

Память императора Павла I почтили в Санкт-Петербурге в 220-летие его гибели марта 2021 Память императора Павла I (1754-1801) почтили в Санкт-Петербурге в 220-летие его мученической кончины от рук заговорщиков. В канун дня памяти государя, утром 24 марта, были возложены красные розы на его гробницу в соборе Петропавловской крепости. Затем во дворе Михайловского замка у памятника царю-мученику прошел поминальный митинг с участием священнослужителей, представителей органов власти и общественных организаций, сотрудников музеев, военнослужащих, студентов, курсантов, школьников. К монументу были поставлены корзины цветов. Благотворитель Грачья Погосян представил мемориальный знак, который должен быть установлен после реставрационных работ на месте злодейского убийства самодержца. Он выполнен в том же стиле, что и храм, который был устроен на месте злодеяния, и гласит о том, что основоположник масштабных государственных реформ и проектировщик Михайловского замка был здесь убит. На табличке высечены слова самого венценосца: " Я желаю быть ненавидимым за правое дело, нежели любимым за дело неправое " . Знак был передан на временное хранение Павловской гимназии, директор которой Дмитрий Ефимов выразил благодарность меценату: " Мы присутствуем при историческом событии: такого чествования императора Павла за последние 170 лет в нашей стране не проводилось. Хочется, чтобы ученики нашей гимназии и других учебных заведений запомнили этот день и укрепились фразами великого государя " . Панихиду по убиенному императору совершили 25 марта и в храме Рождества Иоанна Предтечи - Павел I принимал участие в строительстве Каменноостровского храма. Благодарные прихожане об этом не забывают, и потому собрались помолиться o нем. " Что характеризует Павла Петровича? Перед чем любой оппонент смолкает, что нивелирует все его недостатки? Он был очень боголюбивым человеком, - сказал отец Олег. - Император знал, что его собираются убить, но решил, что если воля Божия - ему умереть, значит, так и будет. Это о многом говорит. Заговорщики могли стать жертвами его императорского гнева и болтаться на виселице. Но он не взял грех на душу, не взял на свою совесть их жизни, а предпочел сам стать жертвой " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Богучаны. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Петра и Павла в с.Богучаны. Дата основания: XVII в. О приходе Богучанской Петро-Павловской церкви имеются следующие исторические сведения: первые отряды казаков, проходивших рекой Ангарой на реку Лену в первой четверти XVII в. (1620-1637 гг.), не оставили никаких следов в преданиях Приангарья. Лишь в средине XVII в. начинаются следы жилья - сохранились рассказы о лихих атаманах и делах их по проведению в ясашные тунгусов, абориригенов этого края. В то же время правительство посылает в Сибирь белых и чёрных священников, " чтобы служилые люди без покаяния не умирали, выбирая для сего людей крепкожительных и учительных и небражников " . Селения же на реке Ангаре образовались никак не позже начала XVII в. и формирование прихода надо отнести к началу второй четверти этого века. Как образовался приход, в точности неизвестно, ибо все документы сгорели в начале 30-х годов прошлого столетия (считать от 1916 г.), при пожаре в Богучанах. Ныне существующий храм (на 1916 г.) построен в 1791 г. на месте обветшалой деревянной во имя Св. и Чудотворца Николая. Построен храм кочтом прихожан и сбором посторонних доброхотных дателей. Зданием каменная, одноэтажная, с таковою же колокольнею. Церковь имеет два престола: главный во имя св. ап. Петра и Павла (летний придел) и второй во имя Св. Чудотворца Николая. Из церковной утвари заслуживают внимания предметы церковной древности: 1) Две плащаницы, писанные на холсте. Обе значатся по описи за 1820 г. 2) Евангелие, печатаное в 1751 г. 3) Медные венцы, упоминаются в описи за 1820 г. 4) Медный крест и хоругви, писанные на листовом железе. Летопись ведётся с 1913 г. До того времени с самого основания церкви велась летопись, но утеряна. С 1791 г. сохранился в селе Богучанском деревянный курган с крестом, возле ограды церкви - на этом месте был алтарь деревянной церкви, разрушившейся от ветхости и заменённой ныне существующим храмом (в 1916 г.). В дер. Ярках, Пинчуге, Иркинееве, Бедобе и Карабуле имеются места старых, существовавших с конца XVII века, молельных домов, ныне заменённых новыми (на 1916 г.). Иных достопримечательностей в пределах прихода нет.

http://sobory.ru/article/?object=22445

Богучаны. Церковь Петра и Павла (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла , Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1791. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны Координаты: 58.385944, 97.488255 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Богучанский Петро-Павловский приход. О приходе Богучанской Петро-Павловской церкви имеются след. историческ. сведения: первые отряды казаков, проходившие рекой Ангарой на реку Лену в первой четверти XVII века (1620-1637 г.) не оставили ни каких следов в преданиях Приангарья, и лишь в средине XVII века начинаются следы жилья - сохранились рассказы о лихих атаманах и делах их по проведению в ясашные тунгусов, - аборигенов этого края. В то же время правительство посылает в Сибирь белых и черных священников, " чтобы служилые люди без покаяния не умирали, выбирая для сего людей крепкожительных, и учительных и небражников " . Селения же на реке Ангаре образовались никак не позже начала XVII века и сформирование прихода надо отнести к началу второй четверти этого века. Как образовался приход, в точности неизвестно, ибо документов XVII века ни в церковном архиве, ни в волости не сохранилось, - в последней все документы сгорели в начале 30-х годов пролого столетия, при пожаре в Богучанах. Сохранившиеся документы дают сведения об издавна существующем, пережившем уже две деревянных церкви, приходе и только рассказы стариков - говорят об этой полосе существования прихода. основное ядро дали пришлые служилые люди, оставленные от походов казаки, гулящие люди и ссыльные, которые начинают пребывать в восточную Сибирь и на реку Ангару с начала XVII века, а к концу этого столетия этот элемент дает до 1/5 населения страны. Ныне существующий храм построен в 1791 г. на месте обветшалой деревянной во имя Св. и Чудотворца, а сия церковь в каковом году была строена этого из дел архива не видать. Построен храм кочтом прихожан и сбором посторонних доброхотных дателей. Зданием - камен., одноэтажная с таковою же колокольнею. Церковь имеет 2 престола: главный во имя св. ап. Петра и Павла (летний придел) и второй во имя Св. Чудотворца Николая. Из церковной утвари заслуживают внимания, как предметы церковной древности: 1) две плащаницы, писанные на холсте. Обе значатся по описи за 1820 год. 2) Евангелие, печатанное в 1751 г. 3) Медные венцы, упоминаются в описи за 1820 год. 4) Медный крест и хоругви, писанные на листовом железе. Летопись ведется с 1913 года. До того времени с самого основания церкви велась летопись, но утеряна.

http://sobory.ru/article/?object=50224

День рождения императора Павла I отметили в Санкт-Петербурге октября 2021 Программа, приуроченная ко дню рождения императора Павла I прошла в Санкт-Петербурге на нескольких площадках со 2 по 4 октября. В Каменноостровском дворце на набережной Малой Невки 2 октября прошел концерт. Здесь цесаревич Павел жил до восхождения на трон. Теперь здесь расположена Академия талантов для детей. Дворец мало известен, так что подаренная руководством экскурсия стала для пришедших прекрасной возможностью познакомиться с одной из жемчужин Санкт-Петербурга. В день рождения государя 20 сентября/3 октября по традиции ревнители его памяти возложили цветы к могиле в Петропавловском соборе , а в построенном им храме на Каменном острове прошла панихида. После богослужения почитатели монарха посетили его дворец в Павловске. Кульминацией празднования стало богослужение , совершенное митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием в домовом храме архистратига Михаила в Инженерном замке, ставшем последней резиденцией императора. В лектории Русского музея 4 октября прошла конференции. Доклады были посвящены или непосредственно императору, или местам и событиям, с ним связанным. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин пролистал архитектурные страницы истории храма павловской эпохи. " Рассматривая здания, появившиеся во время жизни императора, мы обращаем внимание на жемчужины зодчества, которые дошли до нашего времени благодаря императору Павлу I и способствовали формированию богатого облика города. Они однозначно свидетельствуют о духовном богатстве его души " , - сказал отец Вадим. В режиме онлайн с большого экрана доктор исторических наук протодиакон Владимир Василик рассказал о добродетелях цесаревича Павла Петровича. Искусствовед Ольга Чебыкина рассказала об одном из полотен в коллекции Михайловского замка. Писатель Денис Солодовников поделился своими исследованиями фактов и гипотез истории Инженерного замка. Гости из Москвы Игорь и Мария Гревцевы привезли прекрасный поэтический цикл, а горячо любимый слушателями автор-исполнитель Геннадий Пономарев подарил музыкальную композицию " С днем рождения, император Павел! " Детско-юношеский хор Владимирского собора под руководством Ирины Болдышевой не только выступил на всех мероприятиях, но и украсил пением Божественную литургию в храме на Каменном острове, порадовав прихожан.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010