Москва. Домовая церковь Павла при Павловской (4-й городской) больнице. Карта и ближайшие объекты В 1762 г. на коронацию в Москву приехала Екатерина II. В ее свите был наследник Павел. Внезапно он серьезно заболел, для лечения наследника были призваны лучшие медицинские силы России. К счастью, все обошлось благополучно, наследник выздоровел, и в память об избавлении Павла Петровича 11 июня 1763 г. был издан указ об открытии в Москве больницы для бедных – «…учредить свободную больницу, к чему и способное место избрано, близ Данилова монастыря…». Для постройки выбрали загородный двор генерал-кригс-комиссара А. И. Глебова, который был должен казне более 200 тысяч рублей. Устройство больницы было поручено тайному советнику Ивану Онуфриевичу Бурлыкину, который занялся благоустройством ветхих зданий бывшей усадьбы. К 1-му сентября основные работы были выполнены, и 14 сентября 1763 г. начался прием больных. Больница получила название Павловской. Больница была открыта сначала на «25 кроватей» в деревянных строениях. Все строения были ветхими, и в 1764 г. был поднят вопрос о постройке нового здания. В 1766 г. был выстроен большой деревянный с церковью корпус и два двухэтажных флигеля для служащих. В 1784 г. этот корпус сгорел, а другие строения сильно обветшали. После чего Павел, всегда принимавший самое живое участие в делах больницы, решил строить большое каменное здание. Проект его, как говорят, принадлежал самому В.И. Баженову, но в то время из-за отсутствия средств оно не было построено, и только в 1802-1807 гг. главное здание возвели, но только уже по проекту и под руководством Казакова. М.Ф. Казаков соорудил здание дворцового типа, в три этажа с церковью в центре, которая была освящена в память апостолов Петра и Павла. При постройке Павловской больницы зодчий стремился осуществить на практике новые тенденции в архитектурной эстетике-тенденции к простоте и одновременно к монументальности художественного образа сооружения, столь характерные для русского зодчества конца XVIII – начала XIX вв. С Павловской больницей связаны трагические события в жизни великого архитектора М. Ф. Казакова. Случилось так, что смотритель Троянкин растратил казенные деньги. Вину за недосмотр приписали М.Ф.Казакову, хотя он не имел к этому никакого отношения. Суд запретил ему заниматься казенными строениями. Так что здание главного корпуса больницы, сохранившегося до наших дней, – это последнее архитектурное творение Матвея Федоровича Казакова.

http://sobory.ru/article/?object=06002

Скачать epub pdf Основанный во второй половине X века, Свято-Павловский монастырь, носящий имя своего основателя преподобного Павла Ксиропотамского, расположен на южном берегу Афонского полуострова. Со стороны моря эта обитель кажется прислоненной к скале; она окружена зубчатой стеной с бойницами, с прилепленными к стенам деревянными кельями с балкончиками. Русский паломник Василий Григорович-Барский, побывавший здесь в XVIII веке, так описывал этот монастырь: «Тот стоит от моря, яко за полпоприща, под самым Афоном (вершиной горы – а. А.), устроен чудесно на острой скале». Наряду с Хиландарской обителью, которая была главным связующим звеном византийского религиозного просвещения со славянскими Церквами, Свято-Павловский монастырь, хотя и меньшей степени, также был причастен к подобной посреднической деятельности. Сербы поселились в греческом Павловском монастыре значительно позже, нежели в Хиландаре. Будучи сначала греческой, со времени правления сербского царя Стефана Душана Сильного (князя с 1336, царя с 1347–1356), Павловская обитель стала постепенно обращаться в сербскую. Междоусобицы, происходившие в Сербии, заставляли иноков-сербов оставлять свои родные монастыри и скиты и удаляться на Афон. Иноки, не желая, чтобы их церковная утварь и книги подвергались уничтожению, обычно уносили их на Афон. Во время покровительства Афону болгарских и сербских царей в XIII и XIV в. число славянских монахов там еще больше увеличилось, и таким образом славянские иноки появились не только в чисто славянских монастырях, но и в греческих: Григориате, Свято-Павловском, Дохиаре, Ксенофонте, Пантократоре, Ставрониките, Филофеевском, Эсфигмене, Симонопетре и Караккале, и в некоторых из них славяне преобладали, как например в Свято-Павловском, судя по хранившимся в этой обители славянским рукописям сербской редакции 1 . С 1354 года Свято-Павловский монастырь управлялся уже сербским игуменом Герасимом, принявшим монастырь по добровольной уступке его греками – ксиропотамцами, подтвержденной Протом и Константинопольским патриархом Матфеем 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Сортировать по Исключить новости Рукописное наследие Святой Горы: Свято-Павловский монастырь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 20 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Основанный во второй половине X века, Свято-Павловский монастырь, носящий имя своего основателя преподобного Павла Ксиропотамского, расположен на южном берегу Афонского полуострова. Со стороны моря эта обитель кажется прислоненной к скале; она окружена зубчатой стеной с бойницами, с прилепленными к стенам деревянными кельями с балкончиками. Русский паломник Василий Григорович-Барский, побывавший здесь в XVIII веке, так описывал этот монастырь: “Тот стоит от моря, яко за полпоприща, под самым Афоном (вершиной горы — а. А .), устроен чудесно на острой скале”. Наряду с Хиландарской обителью, которая была главным связующим звеном византийского религиозного просвещения со славянскими Церквами, Свято-Павловский монастырь, хотя и меньшей степени,  также был причастен к подобной посреднической деятельности. Сербы поселились в греческом Павловском монастыре значительно позже, нежели в Хиландаре. Будучи сначала греческой, со времени правления сербского царя Стефана Душана Сильного (князя с 1336, царя с 1347–1356), Павловская обитель стала постепенно обращаться в сербскую. Междоусобицы, происходившие в Сербии, заставляли иноков-сербов оставлять свои родные монастыри и скиты и удаляться на Афон. Иноки, не желая, чтобы их церковная утварь и книги подвергались уничтожению, обычно уносили их на Афон. Во время покровительства Афону болгарских и сербских царей в XIII и XIV в. число славянских монахов там еще больше увеличилось, и таким образом славянские иноки появились не только в чисто славянских монастырях, но и в греческих: Григориате, Свято-Павловском, Дохиаре, Ксенофонте, Пантократоре, Ставрониките, Филофеевском, Эсфигмене, Симонопетре и Караккале, и в некоторых из них славяне преобладали, как например в Свято-Павловском, судя по хранившимся в этой обители славянским рукописям сербской редакции[ 1 ].

http://pravmir.ru/rukopisnoe-nasledie-sv...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Памяти убиенного Императора Павла В Санкт-Петербурге прошёл второй этап VI Павловских чтений 19.04.2021 884 Время на чтение 4 минуты 17 апреля в Каменноостровском дворце Санкт-Петербурга прошла вторая часть конференции «VI Павловские чтения», приуроченной к 220-летию убиения Императора Павла Петровича. Место конференции было выбрано неслучайно: Каменноостровский дворец - первая официальная резиденция Государя, здесь он любил бывать и впоследствии. Ныне интерьеры дворца восстановлены, сейчас там располагается «Академия талантов». С приветственного слова представителя администрации Академии, которая любезно предоставила свои стены для проведения второго этапа Чтений и началась конференция. С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель комиссии РПЦЗ по канонизации архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил (Чемодаков). Владыка принял участие в конференции по приглашению «Русской народной линии». Митрополит известен тем, что он является большим почитателем убиенного Государя. Он призвал верующих во Отечестве предпринимать усилия по подготовке канонизации Императора-мученика Павла Петровича. Затем слово было предоставлено директору Павловской гимназии Дмитрию Ефимову, который рассказал о мероприятиях посвященных памяти Императора, чьё имя носит гимназия. Он рассказал, как по инициативе известного священнослужителя протоиерея Геннадия Беловолова, участвовавшего в чтениях, и совместно с петербургским предпринимателем и благотворителем Грачья Погосяном был реализован проект создания памятной доски об убиении Императора, которую предполагается установить на месте преступления после реставрации в Михайловском замке. Сейчас это место превращено в проходной коридор. После выступления директора хор «Гармония» учеников «Павловской гимназии» представил участникам конференции Литературно-музыкальную композицию в честь Государя Павла Петровича. Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин выступил с докладом «Святейший Правительствующий Синод во время правления императора Павла Первого». Докладчик напомнил, что Иоанно-Предтеченский храм, находящийся рядом с дворцом, был заложен почти одновременно с резиденцией наследника престола, и Павел Петрович неоднократно посещал храм, молился в нём. В докладе он отметил уникальный случай в истории Синодального периода, когда Государь Павел Петрович поручил Святейшему Синоду самому избрать обер-прокурора. Отец Вадим также говорил о необходимости канонизации Императора, отметив, что его почитание было еще до революции.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/19/pa...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Пришло время восстановить святыню всем миром! В белорусском агрогородке Клястицы Витебской области хотят поставить часовню Святых Апостолов Петра и Павла 26.03.2024 4 Время на чтение 3 минуты Фото: Прихожане на месте разрушенного храма Историческая справка Церковь Святых Апостолов Петра и Павла сл. Клястицы, Клястицкая волость Дриссенского уезда Витебской губернии. В 1910 году страховая оценка так описывает храм святых апостолов Петра и Павла в Клястицах, построенный в 1826 году: «Деревянная, на фундаменте из местного бутового камня, внутри и снаружи обшита досками и окрашена масляной краской, покрыта железом, окрашенным зелёной масляной краской». Известно, что сруб храма был украшен луковицеподобным куполом на восьмигранном барабане и маковкой над колокольней. В храме были большие иконы, центральный иконостас был весь покрыт позолотой, вокруг храма была чугунная ограда и только в советское время в конце 1937 года храм закрыли, снесли купола, потом разобрали и весь храм. Из истории известно, что 19 июля 1912 г., в 100-летний юбилей сражения при Клястицах, прибыла делегация от лейб-гвардии Павловского полка (три офицера и один нижний чин), которая привезла в храм Петра и Павла образ Св. Александра Невского. Он был изготовлен в части в память участия 2-го батальона Павловского гренадерского полка в бою под Клястицами 19-го июля 1812 года. В торжественной церемонии передачи образа принимал участие непременный член Витебского губернского присутствия действительный статский советник Владимир Андреевич Владимиров, также в храме прошел торжественный молебен, возле больших писаных позолоченных икон с образами святых апостолов Петра и Павла. Деревня Клястицы состояла из почтовой конторы, храма, стоял памятник героям войны 1812 года с караульным домиком при нем, волостного правления, училища, больницы, нескольких лавок, водяной мельницы, постоялого двора, нескольких мастерских и трёх десятков изб. Управляющим был тогда Сергей Павлович Убри. В советское неспокойное время для православных христиан, в 1937 году, храм закрыли и снесли.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/pr...

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 24 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне Архимандрит Леонид (Кавелин) и собрание славянских рукописей в библиотеке монастыря святого Павла на Афоне Статья посвящена книговедческой деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), отмечена его роль в развитии книжной культуры. Особое внимание уделено архивным документам, свидетельствующим о вкладе архимандрита Леонида (Кавелина) в изучение рукописного собрания библиотеки монастыря св. Павла на Афоне. Впервые рассматривается связь этой библиотеки с Московским публичным музеем. Изучение истории монастырских библиотек и их книжных собраний, многие из которых к настоящему времени утрачены, представляется актуальным для книговедов, библиотековедов. Библиотека монастыря св. Павла на Афоне, речь о которой пойдет в данной статье, ныне существует, и ее фонд представляет интерес для современного исследователя.   Монастырь святого Павла расположен на юго-западном побережье Афонского полуострова. Изначально обитель была греческой и называлась Агиу Павлу. Со времени сербского царя Стефана Душана Сильного (князь с 1336, царь с 1347 по 1356) постепенно заселялась иноками-сербами. В период междоусобиц XII в., после смерти царя Стефана, иноки переселялись из Сербии на Афон. С собой они увозили церковную утварь и книги, чтобы спасти их от уничтожения. В XIII-XIV вв., когда Афону покровительствовали правители Сербии и Болгарии, число монахов славян в Павловской обители, по сравнению с греками, преобладает. Под управление сербского игумена Свято-Павловский монастырь переходит в 1354 г. Иноки известного Ресавского монастыря, поселившиеся в Свято-Павловской обители, значительно пополнили и обогатили книгохранилище славянскими рукописями с. 24-29].

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=20&iid=2...

Североуральск. Собор Петра и Павла. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Первый храм в Петропавловском заводе, нынешнем Североуральске, был деревянным. Вот как о нем говорится в старинном документе: " Построен из брёвен, в длину семь саженей (сажень - 213 см) два аршина (аршин - 71 см), ширина три сажени два аршина, высота до крыши три сажени, крыт тонким тесом в два ряда, было 11 окон со ставнями, крыльцо деревянное, одни двери " . В 1787 году на средства Максима Походяшина в Петропавловском заводе был заложен двухэтажный каменный храм. Нижний придел его был освящён в честь Казанской Иконы Божьей Матери, а верхний, в 1798 году - в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Внутри храм несколько раз обновлялся, однако снаружи оставался в первоначальном виде. Лишь в 1893 году к нему пристроили крытое крыльцо, а территорию обнесли каменной оградой с чугунной, декоративного литья решёткой, заказанной на Каслинском заводе художественного литья. Последний раз колокольный звон Петро-Павловского храма прозвучал весной 1929 года. Потом большевики сбросили главный колокол, утварь и иконы реквизировали и вывезли в Серов, где их следы потерялись. В годы Великой Отечественной войны в молитвенном помещении было устроено общежитие на 600 мест для людей, мобилизованных на строительство новых шахт. В церковном здании соорудили трёхъярусные нары, поставили железные печки - " буржуйки " . Новые " хозяева " наделали новых дыр в стенах и полах, закоптили своды, загадили церковную ограду. После войны в храме размещались различные склады, конторы, мастерские, клуб Петропавловского леспромхоза, и даже мастерская по изготовлению гробов. Внешний вид Петро-Павловского храма за годы безбожной власти сильно пострадал. Стены его были обшарпаны, выщерблены, избиты; разобрана кирпичная кладка; сожжен главный шпиль колокольни. Движение горожан за восстановление храма началось в 70-е годы 20-го века. 11 марта 1976 года исполком городского Совета Североуральска принял решение о начале работ по реставрации памятника архитектуры 18-го века - Петро-Павловской церкви. В это же время среди горожан был объявлен сбор средств в фонд реставрации церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12530

Каменный Брод. Церковь Петра и Павла. Церковь. Действует.   Престолы: Петра и Павла Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1892. Адрес: Россия, Ростовская область, Родионово-Несветайский район, хутор Каменный Брод, ул. Первомайская, 5 " а " Координаты: 47.433396, 39.855406 Проезд: Из Ростова-на-Дону, от площади Космонавтов, автобусом (интервал движения примерно 1 час). Из Ростова-на-Дону, от рынка " Прогресс " возле пригородного ( " старого " ) автовокзала. Из Ростова-на-Дону, личным автотранспортом по трассе М4 " Дон " до поворота на пос. Щепкин, ехать в направлении п ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Ростова-на-Дону, от площади Космонавтов, автобусом (интервал движения примерно 1 час). Из Ростова-на-Дону, от рынка " Прогресс " возле пригородного ( " старого " ) автовокзала. Из Ростова-на-Дону, личным автотранспортом по трассе М4 " Дон " до поворота на пос. Щепкин, ехать в направлении пос. Щепкин 5,5 км, затем свернуть направо в направлении пос. Октябрьский, в этом направлении ехать 6 км до х. Каменный Брод. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 8 июня 1862 года на средства прихожан была заложена первая однопрестольная церковь в честь апостолов Петра и Павла. Она была деревянной. Освящена 27 апреля 1864 года. Рядом с церковью было и первое кладбище. В 11 выпуске «Донской церковной старины» (город НовочеркасскЪ, «Частная Донская Типография», 1909 год) написано: «В хуторе Каменнобродском Грушевской станицы, Петро-Павловская деревянная церковь была построена в 1867 году. Она сгорела во время грозы 20 мая 1881 года. Настоящая каменная церковь сооружена в 1885 году и посвящена также первоверховным апостолам Петру и Павлу». Сведения о храме в честь апостолов Петра и Павла были опубликованы в Трудах Областного войска Донского Статистического Комитета, 1908 – Ив. Сулиным, статья " Материалы к истории заселения Черкасского округа " . В материалах Государственного архива Ростовской области, в " Ведомости о церкви Петро-Павловской, области войска Донского Черкасского округа х.

http://sobory.ru/article/?object=33943

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь...» Посещение Императором Павлом I Казанского Богородицкого монастыря и строительство второго Казанского собора 31.01.2018 1236 Время на чтение 51 минут В 2018 г. исполняется двести двадцать лет с момента закладки в Казанском Богородицком монастыре (КБМ) второго собора на месте явления в 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Первый каменный Казанский собор (называвшийся вначале храмом «Во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия», затем - «Явления иконы Казанской Божия Матери»)(1) просуществовал с 1594 - 1595 гг. до 1796 г. и был разобран по причине ветхости. Второй был заложен на том же месте в 1798 г., освящён в 1808 г. и простоял до 1932 г., будучи разрушенным до фундамента. С 2016 г. ведутся работы по его воссозданию, которые, как надеется нынешний митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), будут завершены к концу 2018 г.(2) Весьма примечательным фактом является то, что в закладке второго Казанского собора КБМ, состоявшейся 30 мая (по старому стилю) 1798 г., приняли участие Император Павел I Петрович (1754 - 1801) и его сыновья: Наследник Цесаревич и Великий князь Александр Павлович (1777 - 1825) (будущий Император Александр I) и Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831). Произошло означенное событие в заключительный день пребывания Самодержца Всероссийского в г. Казани - непосредственно перед его отбытием в столицу, и, возможно, вследствие этого, о нём известно меньше, чем о других эпизодах большого «казанского ревю» Императора Павла I Петровича. Впрочем, описания последнего в целом также отнюдь не пестрят достоверными подробностями. Как отмечал, в частности, в 2001 г. современный исследователь «павловской эпохи» А.В. Скоробогатов: «Одним из важнейших методов проведения в жизнь идей и реформ Павла I в первой половине царствования являются его инспекционные поездки по России. Среди них особенно интересна поездка императора в Казань в 1798 году, где он пробыл неделю. Это самый длительный визит Павла в провинциальный город. Тем не менее этот факт почти не освещён в исследовательской литературе. [...] Недостаток внимания к поездке Павла I в Казань в определённой мере можно объяснить слабой разработанностью источниковой базы».(3)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Полевской. Церковь Петра и Павла. Сортировка: Карта и ближайшие объекты С 1728 года заводские мастеровые стали ходатайствовать о строительстве в Полевском храма, чтобы и в этом небольшом поселении настроить нормальную духовную жизнь. 29 июня 1730 года в день празднования святых апостолов Петра и Павла игумен Филипп заложил церковь во имя этих святых. Об этом событии он так сообщил митрополиту Тобольскому Антонию (Стаховскому): ... в ономъ Полевскомъ заводе главныъ командировъ, также плавильныхъ и горныхъ служителей и прочихъ обывателей дворового числа имеется 125, а другихъ окрестныхъ деревень въ близости не имеется, а оный заводъ отстоитъ разстояниемъ ближайше что отъ Горного Щита верстъ за 40 и дальше. И по мнению насъ, нижайшихъ, для многолюдствия и дальнего разстояния въ Полевскомъ заводе вновь церкви быть можно. И оного заводу все главные и прочие обыватели общекупно и доброжелательно ту церковь строить желаютъ своимъ иждивениемъ, такоже желаютъ имети и священника съ причтомъ и награждать ихъ деньгами и хлебомъ не в скудость, въ чемъ и подписались со обязательствомъ Деревянный храм В 1731 году строительство деревянной церкви в честь первоверховных апостолов Петра и Павла было завершено. В том же году церковь была освящена. С этого момента Полевской завод, согласно общепринятому понятию, стал полноценным селом. При значительных запасах леса и за неимением мастеров кирпичного дела первые храмы на Урале строились деревянными и почти по одному образцу. Но русская деревянная архитектура имела особый стиль, обусловленный природными свойствами дерева. Создавать из прямоугольных балок и досок плавные формы купола было затруднительно. Поэтому в деревянных храмах, в том числе Полевском Петро-Павловском, вместо купола делался остроконечной формы шатёр и обшивался гладким тёсом. К западной части храма примыкали крыльцо и паперть. Окна делались небольшие, прямые и «стеклились» слюдой, отчего в храме даже днём всегда царил полумрак. На колокольне храма размещалось пять колоколов. Самый большой из них весил 15 пудов и 19 фунтов кг), а самый маленький — 20 фунтов (8 кг). Деревянный храм послужил полевским прихожанам чуть более сорока лет. За это время здание обветшало, и было решено построить более долговечный храм - из камня. Своё согласие на это дал и новый управляющий полевскими заводами - А. Ф. Турчанинов.

http://sobory.ru/article/?object=11621

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010