Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сём Совету академии для сведения и зависящего распоряжения“. Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии всем поименованным лицам дано знать о состоявшемся назначении их на духовно-учебную службу. з) от 15 сентября за 8038: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 28 августа 1903 года, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Лев Лучинин, в виду зачисления его на военную службу, освобождён от данного ему 31 июля 1903 года назначения во Владимирскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сём Совету Московской духовной академии, для зависящих распоряжений, в дополнение к отношению от 12 августа сего года за 6897“. и) от 18 сентября за 8226: „По утверждённому Г. Товарищем Синодального Обер-Прокурора, 11 сентября .1903 г., докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде кандидат Московской духовной академии Константин Успенский освобождён от данного ему 24 июля 1903 г. назначения в Олонецкую духовную семинарию. —319— Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сём Совету академии, для сведения и зависящего распоряжения, в дополнение к отношению от 12 августа 1903 г. за 6901“. Определил и: Принять к сведению. V. Прошения: а) Экстраординарного профессора Академии по кафедре нравственного богословия Михаила Тареева: „Имею честь просить Совет Академии принять в качестве диссертации на соискание степени доктора богословия моё исследование об уничижении и славе Христа в двух книгах: „Уничижение Господа нашего Иисуса Христа. Флп.2:5–11 . Экзегетическое и историко-критическое исследование. Москва, 1901 года“. (Удостоено от Св. Синода в рукописи почётного отзыва, о чём см. Церк. Вед. 1900 г. 19) и „Философия евангельской истории. Жизнь Иисуса Христа – слава Божия. Pendant к исследованию „Уничижение Господа нашего Иисуса Христа“. Троицко-Сергиева Лавра 1903 года“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Заявление о. ректора академии архимандрита Лаврентия о том, что все лица, явившиеся в качестве волонтеров, были допущены им к поверочным испытаниям за исключением четырех студентов духовных семинарий, имевших в аттестатах балл по поведению – 4. в) Донесение врача академической больницы Ивана Соколова , с приложением списка лиц, прибывших для поступления в состав нового академического курса, коих он, в присутствии одного члена академического Правления и одного помощника инспектора, свидетельствовал в отношении телосложения и здоровья. Из отметок доктора в списке видно, что все поименованные в нём лица могут продолжать свое образование в академии. г) Заявление о. ректора академии архимандрита Лаврентия о том, что в письме на его имя Г. Товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода между прочим написано: «Греческий архимандрит Арсений просит о приеме в академию его племянника, студента Московской семинарии. Владыка выразил на то свое согласие, а стипендия сино- —346— дальная будет назначена. Если юноша явится, благоволите принять его». д) Доклад секретаря совета Михаила Казанского: «Честь имею доложить совету академии, что указом Святейшего Синода от 11 минувшего августа за 3777 совету Московской духовной академии разрешено принять в число студентов I академического курса греческого уроженца Ивана Германиди, окончившего курс в Патриаршей великой национальной школе, с ассигнованием на его содержание особой стипендии из духовно-учебного капитала по 220 руб. в год». Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 1 июня сего года за 6 разрешено было совету академии вызвать в состав нового (LIV) академического курса из семинарий Вифанской, Волынской, Воронежской, Вятской, Кишиневской, Курской, Минской, Могилевской, Московской, Новгородской, Одесской, Олонецкой, Подольской, Полтавской, Рязанской, Самарской, Симбирской, Тобольской, Томской и Харьковской по одному из лучших воспитанников, окончивших в них курс учения, с тем, между прочим, чтобы по окончании приемных испытаний в академии, совет представил Святейшему Синоду требуемые, по определению Синода от 12 января 1849 года, сведения с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число студентов академии. 2) Из вызванных во исполнение сего указа в академию студентов семинарий явилось 17 человек; не явились студенты Тобольской и Харьковской семинарий – вследствие болезни – и Томской – по неизвестной причине. В качестве волонтеров явилось 67 человек студентов духовных семинарий, 1 окончивший курс с аттестатом зрелости в 1-й Виленской гимназии и 1 грек – воспитанник Московской духовной семинарии. Из 86 человек, допущенных к приемным испытаниям,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1783 году преподобный Никодим вернулся на Святую Гору и был пострижен в великую схиму старцем Дамаскиным. Немного спустя он поселился в купленной им каливе, находившейся над церковью скита Пантократора. Через год он взял себе в послушники одного своего соотечественника, Иоанна, нареченного в постриге Иерофеем, который прослужил ему шесть лет. Там блаженный Никодим жил уединенной жизнью, собирая мед благодати и уча всех, приходивших к нему за наставлением. По совету вновь прибывшего на Святую Гору митрополита Макария он занялся редактированием и подготовкой к изданию творений Симеона Нового Богослова. Также он отредактировал " Эксомологитарион " (книгу об исповеди), собрал и украсил " Феотокарион " (книгу о Богородице), " Невидимую брань " , " Новый мартирологий " (сборник житий новомучеников) и " Духовные упражнения " . Эти книги полны Божественной благодати и мудрости и учат избегать греха, приносить искреннее покаяние, противостоять диавольским искушениям, подвизаться в добродетелях. Тогда же, по совету учителя Афанасия Парийского и митрополита Илиупольского Леонтия, святой Никодим собрал по библиотекам Афона и приготовил к изданию труды святителя Григория Паламы и послал их в венскую типографию. Но, к несчастью, эти многоценные рукописи оказались утеряны: типография была закрыта и разграблена из-за издания обращенных к грекам революционных листовок. Среди захваченных властями материалов были и рукописи святителя Григория, которые латиняне уничтожили как противные им по духу. Когда весть об этом дошла до Никодима, он плакал о потере этих замечательных трудов навзрыд, сознавая, какую большую пользу могли они принести благочестивым христианам. После этого на Святую Гору пришел ученый иеромонах Агапий. По совету с ним, блаженный Никодим начал работу над систематизацией и толкованием канонов Церкви, необходимых для руководства не только духовенства, но и любого благочестивого христианина. Этот многоценный труд, законченный с помощью иеромонаха Агапия, был назван " Пидалион " ( " Кормило " ), поскольку он направлял и руководил Церковь Христову. Завершив работу над книгой, блаженный Никодим послал ее на рассмотрение в Константинополь. Через год патриарх Неофит, получив о книге одобрительные отзывы от митрополита Коринфского Макария и митрополита Парийского Афанасия, дал ей соборное одобрение. Книга была отослана святому Никодиму. Поскольку средств на ее издание у него не было, монахи Афона провели сбор пожертвований и вырученные деньги вместе с рукописью передали архимандриту Феодориту из Янины, прося его позаботиться об издании книги в Венеции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Слендер Мне хоть бы четвертушку из этой мантии, братец. Шеллоу Можете, когда вступите в брак. Да, он взаправду превратит ее в брак, если получит четвертушку. Шеллоу Ни капельки. Да, да, клянусь пресвятой девой! Если он возьмет четвертушку вашей мантии, то, по моему скромному разумению, у вас самих останется только три четверти; но это все равно. Если сэр Джон Фальстаф по отношению к вам совершил непотребства, то я, как человек, принадлежащий к церкви, буду рад сподобиться содействовать миру и благоволению между вами. Шеллоу Совет услышит про это. Это - бунт. Совету не надлежит слышать о бунте, так как в бунте нет страха божьего; Совету, видите ли, желательно слышать о страхе божием, а не слышать о бунте. Подумайте об этом. Шеллоу А! Черт возьми! Сделайся я по-прежнему молодым, меч разрешил бы дело! Гораздо лучше, когда мечом вам служат друзья, и они разрешают дело; но в уме у меня появляется еще один план, который, может быть, принесет с собою толк. Насчет Анны Педж, дочери мистера Джорджа Педжа, чистой девственницы. Слендер Мистрис Анна Педж? У нее темно-русые волосы, и она говорит дискантом, как женщина. Эта самая персона во всем свете как раз та, которую вам следовало бы желать; у нее кроме того есть еще на семьсот фунтов монет, да золота, да серебра, которое ее дед на смертном одре (дай бог ему радостного воскресения!) отказал ей, когда она будет в состоянии иметь семнадцать лет от роду; это не плохой куш, если вы, бросив всякие ссоры и пересвары, пожелаете устроить брак между мистером Абрагамом и мистрис Анной Педж. Шеллоу Ее дед завещал ей семьсот фунтов? Да, и еще отец даст ей побольше денег. Шеллоу Я знаю эту девушку, данные у нее хорошие. Семьсот фунтов да виды на будущее - неплохое приданое. Шеллоу Хорошо. Посетим почтенного мистера Педжа. Фальстаф там? Должен ли я вам сказать неправду? Я презираю лжеца, как презираю всякого фальшивого человека или как презираю всякого человека, который не правдив. Рыцарь сэр Джон там, но я умоляю вас, поступайте по совету ваших благожелателей. Я сейчас постучусь к мистеру Педжу. (Стучит.) Эй, кто там? Благословение господне над домом сим!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Древним инокам их духовный отец сразу же возвещал волю Божию; иноки уже времен епископа Игнатия должны были познавать волю Божию в Писании, а так как не каждый может сразу же и правильно найти волю Божию применительно к нужному случаю, то, естественно, на их духовном пути встречались продолжительные недоумения и погрешности. Духовное совершенство древних иноков под руководством старцев было быстрым и многоплодным, «ныне оно косно опять по свойству делания», – говорит епископ Игнатий. 324 Подобно преподобному Антонию, новоначальные, по совету епископа Игнатия, должны оказывать послушание настоятелю и всем отцам, братиям обители. Любые послушания, не противные закону Божию, уставу монастыря, нужно исполнять нелицемерно и не из чувства человекоугодничества, без лести и лукавства, а в простоте сердца, ради Бога. Но нельзя исполнять послушание, в основе которого лежит зло. При этом не нужно бояться, что при этом придется за нечеловекоугодие и твердость претерпеть и скорбь. При каждом недоумении нужно советоваться с разумными отцами и братиями. Но, выслушивая их советы, также как и при чтении святоотеческих книг, нужно быть весьма внимательным к себе, чтобы не увлечься советом по первоначальному его впечатлению. «По неосторожности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоей или потому, что он угождает какой-нибудь сокровенной, не ведомой тобою, живущей в тебе страсти», – так предостерегает новоначального епископ Игнатий. 325 У инока, живущего по совету старших, хотя и могут возникнуть многие трудности, но этот путь намного безопаснее, чем жизнь всецело по своей воле. Жизнь по совету старших, хотя и не в полной мере, но всё же приучает инока к послушанию и отвержению своей воли и разума. г) Отшельничество и затворничество Преосвященный епископ Игнатий считал, что такие возвышеннейшие подвиги иноческой жизни, как отшельничество в глубокой пустыне и безмолвие в затворе, также и жизнь в послушании духоносному старцу возникли не случайно, а по особому определению Божию. Как уже говорилось в разделе «Богоустановленность монашества», великие отцы древнего монашества преподобные Антоний Великий , Макарий Великий , Арсений Великий были призваны к отшельнической жизни, уже облеченные силою свыше и по особому повелению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Определили: Принять к сведению и руководству. IV. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 19 февраля, за 2: «9 марта 1915. Исполнить». б) 10 марта, за 3: «29 марта 1915. Исполнить. К ст. XXVI – Согласен». Определили: Резолюции Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. —92— V. а) Благодарственные письма вновь избранных Почетных Членов Академии (на имя Преосвященного Ректора и Совета Академии): 1) Преосвященного Анастасия, Епископа Ямбургского, Ректора Императорской Петроградской Духовной Академии: «Получив диплом на звание почетного члена Императорской Московской духовной Академии, почтительнейше приношу Вашему Преосвященству и Совету высокочтимой Академии еще раз глубочайшую благодарность за высокую, оказанную мне честь. Бесконечно рад иметь счастье быть в духовном общении с великими деятелями, светочами науки. Сердечно желаю родной мне теперь Академии Московской великих милостей от Господа на славу и благо Святой Церкви Христовой и науки богословской». 2). Преосвященного Василия, Епископа Каневского. Ректора Императорской Киевской Духовной Академии: «Приношу Вашему преосвященству и возглавляемому Вами Совету Академии еще раз искреннейшую благодарность за оказанную мне высокую честь избранием меня в Почетные Плены Императорской Московской Духовной Академии. Посылаемые при сем особым переводом сто рублей покорнейше прошу принять в кассу Братства Преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам вверенной Вашему преосвященству Академии». 3) Г. Секретаря Императорского Православного Палестинского Общества, заслуженного профессора Академии Алексея Афанасьевича Дмитриевского: «Приношу глубокую благодарность почтенному Совету славной Императорской Московской Духовной Академии высокую честь избрания меня в почетные свои члены, прошу верить, что выпавшей на мою долю честью я дорожу особенно потому, что по роду своих специальных научных занятий благоговейно преклонялся и умилялся пред высоко-научными трудами талантливых питомцев и профессоров этой Академии, каковы: протоиерей А. В. Горский, Е. Е. Голубинский . А. Л. Катанский , П. Д. Мансветов и многообещающий, но преждевременно скончавшийся, А. П. Голубцов . За исключением последнего я привык считать, всех их своими учителями, стараясь в скромной своей работе по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Выслать в совет Киевской духовной академии означенное в отношении рукописное сочинение А. Н. Муравьева на испрашиваемый срок. XIII. Представление библиотекаря академии Николая Колосова: „На основании § 53 инструкции библиотекарю, честь имею представить совету академии отчёт о состоянии академической библиотеки за 1895–1896 год. 1 . Пополнение библиотеки. В 1895–1896 году библиотека пополнилась 892 названиями книг, брошюр и проч. в 1117 томах. Из них 637 названий в 820 томах приобретены покупкой, а 255 названий в 297 томах поступили в библиотеку как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. 2 . Пользование библиотекой. В отчётном году удовлетворено было 10827 отдельных требований на книги, рукописи и проч., из коих 8243 требования приходились на долю студентов. 3) Деятельность заведующих библиотекой. Кроме исполнения текущих дел по библиотеке, библиотекарь закончил и выпустил в свет первую половину седьмого выпуска систематического каталога и составил, и напечатал восемь листов второй половины выпуска. Печатание следующих листов остановилось за недостатком средств. Помощник библиотекаря пополнял указатели к русским и иностранным журналами и произвёл сверку с наличностью библиотеки списков книг, числящихся за умершими и выбывшими преподавателями академии“. Справк а: 1) По § 52 инструкции библиотекарю академии „ревизия библиотеки производится ежегодно двумя депутатами из наставников академии, назначенными советом в начале или конце каникул. Впрочем, совет может назначить и всякое другое время, необходимое, по его усмотрению, для освидетельствования“. 2) По § 53 той же инструкции: „перед ревизией ежегодно к 1 июня библиотекарь обязан представить совету отчёт по библиотеке“. Определил и: Поручить произвести следующую реви- —238— зию библиотеки ординарному профессору Григорию Воскресенскому и и. д. доцента Ивану Попову. XIV. Донесение его же: „Честь имею донести совету академии о следующих пожертвованиях в библиотеку: 1) От Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Московского и Коломенского: 1) „κκλεσιαστικ Αληθεα“ за 1885–1886 и 1886–1887 Г.г., 2) Μητροπ Φιλοθου Βριεννου“ – „Διδαχ τν δδεα ποστλων и „Κλμετος πισκπоυ Ρμης πρς Κορινθους πιστολα “; 3) Μητροπ. νθμου „Οδηγς εσεβιας“; 4) Ππα Λεντος 1Γ» γκυκλον πιστολς λεγχος„ и 5) Θετης το σο Χρστο ποδεικνυμνη“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вследствие сего предлагаю Совету Академии возбудить установленным порядком ходатайство пред Святейшим Синодом об удостоении профессора Димитрия Голубинского, в виде изъятия из общих правил, – звания заслуженного ординарного профессора Академии». Определили: Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об удостоении сверхштатного преподавателя естественно-научной апологетики, в звании ординарного профессора, Действительного Статского Советника Димитрия Голубинского, во уважение его 47-летней службы при Академии в штатных и сверхштатных преподавательских должностях, в виде изъятия из общих правил, – звания заслуженного ординарного профессора Академии. —233— а) Доклад секретаря Совета Николая Всехсвятского: «По определению Совета Академии от 2 сентября минувшего 1900 года, ординарному профессору по кафедре Священного Писания Нового Завета Митрофану Муретову поручено было, на основании § 60 устава духовных академий, временное чтение лекций по вакантной кафедре греческого языка и его словесности в течение 1900–1901 учебного года. – 16 августа текущего 1901 года истекает определенный в этом параграфе академического устава годичный срок, далее которого преподаватели Академии не могут занимать одновременно двух кафедр. – Честь имею доложить о сем Совету Академии». б) Предложение экстраординарного профессора Академии по кафедре общей церковной истории Анатолия Спасского: «В виду предстоящих рассуждений о замещении вакантной кафедры греческого языка, долгом своим считаю предложить вниманию Совета в качестве кандидата на означенную кафедру окончившего в настоящем учебном году академический курс Димитрия Коновалова, основываясь на следующих данных. 1) Совету известны прекрасные успехи, оказанные Коноваловым при прохождении академического курса. Рекомендованный в Академию Правлением Могилевской Семинарии, как лучший ее воспитанник, Коновалов, по сдаче приемных испытаний, был принят в нее первым студентом и за все четыре года академического обучения удерживал за собой это место, окончив курс первым магистрантом. При этом, особенное внимание он вызывал к себе своими образцовыми сочинениями, свидетельствовавшими как о его трудолюбии и широких познаниях, так и о выдающихся способностях, позволявших ему прекрасно справляться с самыми разнообразными темами. Из девяти семестровых сочинений, обязательных для каждого студента, на шести им получен был высший балл, – пять с плюсом, – применяемый в Академии лишь в исключительных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Секретарь, избираемый игуменским советом из числа образованных отцов, составляет протоколы заседаний совета и все бумаги, выходящие из монастырской канцелярии, ведёт корреспонденцию монастыря и помогает, в случае нужды, казначею в ведении бухгалтерии. Он ведёт и список монахов монастыря (μοναχολγιον), в коем обозначает имя и фамилию каждого, его родину, время поступления в братство, возраст, иерархическую степень и т. п., а также составляет краткие некрологи умерших членов. Секретарь во всём поступает согласно распоряжению игумена и совета. Ежегодно игуменский совет назначает управляющих монастырскими имениями и принадлежащими обители метохами; каждый из управляющих должен наблюдать за владениями монастыря, заботиться о сдаче их в аренду или об эксплуатации собственными силами монастыря, производить на монастырских землях нужные постройки и т. п.; во всём этом он отдаёт отчёт игуменскому совету. По распоряжению последнего составляется подробная опись монастырского владения. Продажа недвижимого монастырского имущества запрещается, за исключением тех случаев, если имение не приносит никакой пользы и представляется возможность обменять его на другое или продать с тем, чтобы купить новое, доходное; обмен владений и продажа их производится с разрешения вселенской церкви. Аренда земель совершается согласно с обычными в подобных делах условиями. После подробной и точной описи всех священных одежд и сосудов монастыря, они передаются игуменским советом экклисиарху обители для хранения в скевофилакии, под условием ответственности за каждую из этих вещей. На экклисиарха возлагается и забота о соблюдении чистоты и порядка в храме, причём он обязан доносить игуменскому совету о всяком священном приношении, поступившем в храм от благочестивых христиан. Для заведования монастырской библиотекой назначается один из способных к этому делу иноков, который и исполняет все, лежащие на библиотекаре обязанности. Кроме того, библиотекарь хранит документы монастыря, хрисовуллы, сигиллии, патриаршие грамоты, султанские фирманы и т. п. Он отдаёт отчёт игуменскому совету.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

—234— на второй год. – IV). Постановления сии представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. III. Предложение Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского: „Долгом считаю предложить Совету Академии избрать кого-либо из ныне окончивших академический курс студентов для приготовления в будущем учебном году к замещению вакантных преподавательских кафедр в Академии“. Справк а: 1) § 54 устава духовных академий: „Для приготовления к занятию преподавательских вакансий в Академии, Совету предоставляется оставлять при оной на годичный срок наиболее даровитых студентов, кончивших курс с отличным успехом. Примечание. Лица сии получают содержание из особо назначенных для того сумм, в размере не свыше 700 рублей на каждого“. 2) По § 81 лит. б. п. 5 того же устава „оставление при Академии окончивших курс студентов, для приготовления к занятию преподавательских кафедр в оной, и назначение им содержания“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определил и: 1) Оставить для приготовления в будущем учебном году к замещению вакантных преподавательских кафедр в Академии окончивших ныне академический курс воспитанников Николая Туницкого и Ивана Зеленцова, с производством им, с 16 августа текущего года, содержания по 700 рублей каждому, за вычетом 2% на пенсии. 2) Мнение сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IV. Докладную записку временного преподавателя русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы, заслуженного ординарного профессора Академии Григория Воскресенского: „Честь имею доложить Совету Московской Духовной Академии, что я признаю студента IV курса Николая Тунпцкого достойным кандидатом на кафедру русского и церковнославянского языков (с палеографией) и истории русской литературы, как оказавшего в кандидатской диссертации основательные филологические и литературные познания, —235— наклонность и способность к филолого-литературным занятиям. Вместе с тем полагаю, что для полного подготовления г. Туницкого к означенной кафедре весьма полезно было бы для него 1) прослушать в одном из столичных университетов курсы общего и сравнительного языкознания, греко-славянской палеографии, славяно-русской филологии и литературы и 2) получить командировку за границу в славянские земли для ознакомления на месте с языком и литературными памятниками западных и южных славян“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010