(1) “При определении их [духовников] должно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение”5. (2, 6) “Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначально­му действию его на тебя!.. Как о своих помыслах, так и о помыс­лах ближнего, о его советах советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о досто­инстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближ­нему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением!.. Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями!” (О жительстве по совету. - 5, 77). (2) “Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе... Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за нич­то, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния... Охранитесь от пристрас­тия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с на­ставниками в сеть диаволу... Пристрастие делает любимого чело­века кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом от­вращается Бог... И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй при­меру святого Предтечи” (IV, 519). (3) “Те старцы, которые принимают на себя роль... употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтобы точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, кото­рые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послуша­нии, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их зна­ние суть самообольщение и бесовская прелесть...” (V, 72).

http://radonezh.ru/analytics/osnovy-dukh...

О послушании . «Те старцы, которые принимают на себя роль [старца]... (употребим это неприятное слово)… в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия. Старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…» (5, 72). «Возразят: вера послушника может заменить недостаточность старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола» ( 2Сол. 2, 10–12 ) (5, 73). «Если же руководитель начнет искать послушания себе, а не Богу, – не достоин он быть руководителем ближнего! – Он не слуга Божий! – Слуга диавола, его орудие, есть сеть! Не делайтесь рабами человеков ( 1Кор. 7, 23 ), – завещает Апостол» 375 . «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливой доверчивостью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню!» (О жительстве по совету. – V, 77). Поэтому необходимо разлучение со «слепым» духовником, по заповеди Спасителя: …оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф. 15, 14 ). «Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным» (Т. V, 74). О жизни по совету . «Преподобный Нил Сорский (XV в.) никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же... он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, как находил наставление в Писании. Этот метод очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина , прп. Григория Синаита , святых Ксанфопулов и других отцов, особенно позднейших. Его держались … иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий... Никогда не давали они советов от себя... Это давало советам их силу» (I, 489).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Опыт показывает, что когда духовные чада находятся вдали от духовного отца, хоть они и убеждены, что живут в послушании, на деле проводят жизнь вполне самочинную и имеют весьма приблизительные представления о жительстве в послушании. При поиске духовного отца это непременно нужно учесть и искать человека, который хотя, может быть, не так известен, но с которым будет возможно регулярное общение. Вполне достаточно для духовного руководителя, чтобы он строго придерживался православного учения, был человеком смиренным и начитанным в святоотеческих творениях. 161. Лествица. Слово 26. Гл. 1. 162 . Правила Соб. Константинопольского, Двукратного. Каноны, или Книга правил. Монреаль. 1974. С. 196. 163 . В этом можно убедиться, если обратить внимание на даты в опубликованной переписке известных старцев и духовников. 164 .Творения свт. Игнатия. М. 1998. Т. V. О жительстве по совету. С. 77-78. Если родители не благословляют в монастырь Некоторые считают, что препятствием для вступления на путь монашеской жизни является отсутствие родительского благословения. Этого мнения придерживаются даже известные духовники. Всех их отличает то, что воспитаны они были в благочестивых семьях, поэтому они не всегда понимают проблемы, возникающие в том случае, когда родители — люди нецерковные. Конечно, хорошо заручиться родительским благословением в таком важном деле. Всем памяътен пример преп. Серафима Саровского, который до самой своей смерти не расставался с медным крестом — материнским благословением на монашескую жизнь — и очень дорожил им. Но необходимо учитывать то, что преп. Серафим был из благочестивой семьи, в которой очень почитался иноческийчин. Совсем другая ситуация в тех семьях, где родители — неверующие или малоцерковные люди. Они никогда добровольно не благословят детей на монашескую жизнь. Порой и церковные родители не понимают значения монашества. В житиях святых мы имеем немало примеров того, как великие угодники Божии уходили в монастырь без всякого разрешения и даже вопреки воле родителей. Так поступил, например, первоначальник Российского иночества преп. Феодосий Киево-Печерский. Вопреки воле родителей принял постриг великий светильник современного монашества, святитель Игнатий Ставропольский. Есть множество других примеров. Причем их гораздо больше, чем примеров оставления мира с благословения родителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2314...

«По учению отцов, жительство ... единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно проверять по писанию отцов» (I, 563). «Скромное отношение советника к наставляемому – совсем иное, нежели старца к безусловному послушнику... Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен» (V, 80). «Никак не будь послушен на зло, если бы и случилось тебе потерпеть за нечеловекоугодие и твердость твои некоторую скорбь. Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями; но усваивай себе советы их с крайней осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!» (О жительстве по совету. – V, 77). Свт. Феофан (Говоров): «Так вот какой ныне лучший, благонадежнейший способ руководствования, или воспитания в жизни христианской! Жизнь в преданности в волю Божию по Божественным и отеческим Писаниям с совета и вопрошения единомышленных» 376 . Таков голос Священного Предания Церкви об одном из самых болезненных вопросов современной духовной жизни. 10. Истина одна Прелесть, как видим, возникает у тех, которые живут не по святоотеческим началам, а по своим мыслям, желаниям и пониманию и ищут у Бога не спасения от греха, а благодатных наслаждений, откровений, даров. Их обычно и «получает» в изобилии горе-подвижник в своем разгоряченном воображении и действием темных сил. Прелесть поэтому – не один из возможных и тем более равноценных вариантов духовности, не особый, свой путь к Богу (как называют католическую мистику ее апологеты), но тяжелая болезнь, не поняв которой и не оценив должным образом, подвижник разлагается изнутри. И эта страшная болезнь угрожает гибелью не только отдельным лицам, но и самому, как видим, христианству. Отход какой-то христианской общины или Поместной Церкви от принципов духовной жизни, открытых и освященных великим опытом Церкви, неминуемо ведет ее к потере понимания истинной святости и прославлению откровенных ее искажений. К таким же гибельным последствиям приводит и каждого отдельного верующего отступление от «царского пути» духовной жизни, проложенного подвижническими стопами святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Эта последняя проблема, кстати, постоянна и, возможно, одна из самых острых в жизни Церкви. Помните, как еще в середине XIX века писал свт. Игнатий: " Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверчивостью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Им нужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню! " (О жительстве по совету. - т.5.С.77). И прибавляет: " Те старцы, которые принимают на себя роль [старца]... (употребим это неприятное слово) … в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия. Старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании, суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть... " (5, 72). Oбмipщehue, происходящее сейчас в церквах, свидетельствует об иудаизации христианства. В чем это проявляется? В преобладающем и всепоглощающем внимании современного христианства к земным ценностям. Уже в первых веках возникло еретическое учение о том, что Христос пришел для того, чтобы на этой земле устроить 1000-летнее Царство блаженства, добра и справедливости. В нашем богословии их защищали Владимир Соловьев и другие философы, протоиерей Павел Светлов, киевский профессор, у которого есть целая работа " Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания " . Эта идея продолжает жить и развиваться и в настоящее время, думаю, можно без преувеличения сказать, что она является главной движущей силой христианской активности в мире. Эта идея имеет иудейское происхождение. Помните, как сказал о. А. Мень: в иудаизме нередко понятие Царства Божия связывали с внешним торжеством Израиля и фантастическим благоденствием на земле. Oбмipщehue и есть устремленность христианства к осуществлению этой иудейской идеи. И если Христос сказал:  Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6,24), то современные христиане с этим решительно не согласны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) считал, что послушание старцам в том виде, в котором оно существовало в среде древнего монашества, не дано нашему времени. Истинное послушничество есть высокое духовное Таинство. «Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное, благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его». 21 Если человек неразумно упорствует в поисках старца, он может принять за такового лжестарца, к которому приведут его нечистые духи. Советую тебе пока не помышлять о старце. Если будет необходимость, Сам Господь пошлет тебе истинного старца. Сейчас же ищи хорошего духовного отца. Послушание ему не является безусловным. Поэтому, если вдруг твой наставник окажется неискусным в духовном руководстве, ты не понесешь большого вреда. При полном же послушании лжестарцу  урон, принесенный тебе, может оказаться непоправимым. Ты можешь спросить: почему, рассказывая тебе в основном о духовном отце, я часто привожу примеры из жизни различных знаменитых старцев? Потому что эти случаи очень яркие и поучительные. Взаимоотношения между истинным старцем и настоящим учеником идеальны. В отношении к своему духовному отцу ты должен ориентироваться именно на них.     Письмо третье. Жизнь по совету Прежде чем продолжить разговор о поиске духовного отца, хочу побеседовать с тобой о так называемой «жизни  по совету», о которой я уже упоминал. Я считаю эту тему очень важной для каждого православного человека. Почему? Почти у всех христиан бывают периоды жизни, когда отсутствует возможность пользоваться наставлениями опытного наставника. Знание правил «жизни по совету» восполняет этот пробел духовной жизни. Ты еще не нашел духовного отца? Значит, для тебя основы «жизни по совету» будут наиболее важны. Читай и советуйся Большое значение «жительству по совету» придавал святитель Игнатий (Брянчанинов) . Убежденный в том, что в современном мире духоносных наставников, способных возвещать немедленно и прямо волю Божию, крайне мало, Святитель рекомендовал руководствоваться «в деле спасения Священным Писанием и писаниями Святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий » 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но встречавшиеся в действительности случаи семейных несогласий вынудили правительство допускать частные отступления от этого коренного правила в виде изъятия из общего закона. Крайне неблагоприятно сложившиеся семейные обстоятельства, жестокое и грубое обращение или развратное поведение одного из состоящих в браке лиц и другие тому подобные причины делают иногда совместную жизнь супругов невыносимою. Безусловное требование совместного их жительства в подобных случаях не только не содействует устранению семейных раздоров, но усугубляет таковые и, невыгодным образом отражаясь на воспитании детей, нередко может повести к весьма гибельным для семьи последствиям. Дарование в таких случаях одному из супругов права отдельного жительства, как мера, направленная к предотвращению означенных последствий, представляется крайне желательной, как это сознало и само правительство, разрешая давать ход делам о личных несогласиях между супругами в путях Монаршего милосердия. Вышеизложенные соображения, а также многочисленность ежегодно возникающих дел сего рода указывают на необходимость ныне же подвергнуть рассмотрению вопрос об определении в самом законе тех особых условий, при которых ходатайство супруга о дозволении отдельного жительства могло бы быть признаваемо заслуживающим уважения, а также порядка производства этих дел и установлений, коим следовало бы вверить разбор их. Обсудив соображения и заключения означенной Комиссии, Государственный Совет положил предоставить министру юстиции войти в рассмотрение вопроса об условиях и порядке разрешения одному из супругов отдельного жительства, и предположения свои по этому вопросу внести на обсуждение Государственного Совета, не ожидая окончания предпринятых работ по составлению проекта гражданского уложения (отчет по Государственному Совету за 1884 г., стр. 78). Это постановление Совета удостоилось Высочайшего утверждения 30 мая 1884 г, о чем 15 июня 1884 г. сообщено государственным секретарем министру юстиции. С половины 1884 г. дела по разбору семейных несогласий, в том числе о выдаче женам отдельного вида на жительство и вообще о разрешении супругам раздельного жительства, производятся в Канцелярии по принятию прошений, на Высочайшее имя приносимых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Правило 1–е говорит о порядке выборов эконома: В то время, когда подобает выбрать и объявить эконома, соответственно порядку и обычаю каждого года, по совету нашего учителя экзегета школы и всей общины, в согласии избирают соответствующее лицо, подходящее для руководства собранием. Никто не смеет остаться в стороне, поднять раздор и смятение... Если окажется, что кто–либо так поступает, восстает против правды и ссорится, он должен быть наказан, удален из собрания и лишен права на жительство в городе . Таким образом, эконом избирался по рекомендации мепашканы–экзегета (он же ректор) общим собранием учащих и учащихся. Выборы были сопряжены с раздорами и спорами; в ходе предвыборной борьбы создавались партии сторонников того или иного лица, «лоббировавшие» его кандидатуру. Эконом избирался лишь на один год. О том, как он должен вести дела, говорит следующее правило: Эконом, который избран и которому доверено руководство собранием, должен судить нелицеприятно и не руководствоваться [только] собственным мнением и не должен вести приходы и расходы школы без двух или трех свидетелей. И не налагать наказания на провинившихся без совета с нашим учителем [т. е. ректором] и известными братьями, и что бы он ни делал, будь то наказание или прощение, или что–нибудь иное, должен делать по совету с братьями . Правило прежде всего предусматривает строгий надзор за финансовой деятельностью эконома. Кроме того, оно дает эконому право по совету с ректором и «известными братьями» наказывать тех или иных провинившихся школяров. Возможно, здесь подразумевается телесное наказание: одно из наиболее распространенных в древности и — скажем прямо — наиболее эффективных средств педагогического воздействия. Правило подчеркивает важность для эконома все свои действия согласовывать с «братьями». Если решение о наказании провинившегося могла выносить «администрация» школы (т. е. эконом по совету с ректором–экзегетом и «известными братьями»), то решение об исключении принималось общим собранием: Если некоторые из братьев... будут застигнуты при прелюбодеянии, разврате, воровстве, колдовстве или в мнении, противоречащем истинной вере, или опустятся до того, чтобы распространять суетность, то есть клевету, злословие, распущенность, ложь, или украдкой переходить из дома в дом ради выпивки, ссор или бунта, все собрание должно постановить не допускать их в школу и удалить из города .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Жительство по совету имеет некоторое сходство с послушанием древних иноков, но в то же время оно значительно отличается от него, ибо преисполнено душевной немощи иноков позднейших времен. Древним инокам их духовный старец сразу же возвещал волю Божию; иноки уже времен епископа Игнатия должны были познавать волю Божию в Писании, а так как не каждый может сразу же и правильно найти волю Божию применительно к нужному случаю, то, естественно, на их духовному пути встречались продолжительные недоумения и погрешности. Духовное совершенство древних иноков под руководством старцев было быстрым и многоплодным, «ныне оно косно опять по свойству делания», — говорит епископ Игнатий. Подобно преподобному Антонию, новоначальные, по мнению епископа Игнатия, должны оказывать послушание настоятелю и всем отцам и братиям обители. Любые не противные закону Божию и уставу монастыря, нужно исполнять нелицемерно и не из чувства человекоугодничества, без лести и лукавства, а в простоте сердца ради Бога. Но нельзя исполнять послушания, в основе которых лежит зло. При этом не нужно бояться, что при этом придется за нечеловекоугодие и твердость претерпеть и скорбь. При каждом недоумении нужно советоваться с разумными отцами и братиями. Но, выслушивая их советы, так же как и при чтении Святоотеческих книг, нужно быть весьма внимательным к себе, чтобы не увлечься советом по первоначальному его впечатлению. У инока, живущего по совету старших, хотя и могут возникнуть многие трудности, но этот путь намного безопаснее, чем жизнь всецело по своей воле. Жизнь по совету старших, хотя и не в полной мере, все же приучает инока к послушанию и отвержению своей воли и разума.   Отшельничество и затворничество. Преосвященный Игнатий считал, что такие возвышеннейшие роды иноческой жизни, как отшельничество в глубокой пустыне и безмолвие в затворе, а также жизнь в послушании духоносному старцу, возникли не случайно, а по особому определению Божию. Господь призывает к этому труднейшему роду иноческого жительства особых избранников, в которых Он предвидит способность к полному безмолвию, и предоставляет им в пустынях такие средства для жизни, которых сам себе человек найти не может.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—302— качестве стороннего слушателя, предоставив при сем академическому Совету требовать, чтобы Плеский, наравне со студентами Академии в назначенные Советом сроки, представлял на данные темы сочинения, подвергался репетициям и сдавал ежегодно экзамены по всем предметам академического курса, при окончании же Плеским курса, по рассмотрении курсового его сочинения, войти в суждение об удостоении Плеского соответствующей его успехам и поведению ученой степени; о чем, для зависящих распоряжений и объявления просителю по жительству его в Сергиевом посаде, Вашему Преосвященству послать указ“. Определили: Указы Святейшего Синода принять к исполнению. III: Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1892. Сент. 24. В Академический Совет для распоряжения“ указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 22 Сентября сего года за 3793: „По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства от 31 минувшего Августа за 395 по ходатайству Совета Московской Духовной Академии: 1) об учреждении при названной Академии стипендии имени бывшего Ректора той же Академии Протоиерея Александра Горского на % с пожертвованного для сего Преосвященным Иоанникием, Епископом бывшим Владикавказским, а ныне Михайловским, викарием Рязанской епархии, капитала в 5500 рублей, заключающегося в 4% облигациях 1:3 и 4 внутренних займов на сумму 2700 рублей и в 5% облигациях 3-го восточного займа на сумму 2800 рублей и 2) об утверждении проекта положения о сей стипендии. Приказали: По рассмотрении настоящего ходатайства, Святейший Синод, руководствуясь Высочайшим повелением 9 Мая 1881 года (Церк. Вестн. 2526) определяет: 1) учредить при Московской Духовной Академии стипендию имени бывшего Ректора названной Академия Протоиерея Александра Горского на % с пожертвованного для сего Преосвященным Иоанникием, Епископом бывшим Владикавказским, а ныне Михайловским, викарием Рязанской епархии, капитала в пять тысяч пятьсот рублей и 2) проект положения о сей стипендии утвердить; о чем для зависящих распоряжений, Вашему Преосвященству послать указ, с приложением копии с положения о стипендии для руководства, в потребных случаях, Совету Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010